Концертмейстер это. Концертмейстер - это что за профессия? Работа, обязанности, инструкция концертмейстера. Смотреть что такое "Концертмейстер" в других словарях

Музыкальный мир предлагает множество различных профессий, одна из них - концертмейстер. Это, по сути, аккомпаниатор, но круг его обязанностей велик, так же как и спектр умений и способностей. Велика роль концертмейстера в педагогической деятельности, в работе ансамблей, особые обязанности ложатся на его плечи в оперном искусстве. Расскажем о том, из чего состоит работа концертмейстера, и о том, какими качествами он должен обладать.

Понятие «концертмейстер»

Есть мнение, что концертмейстер - это простая профессия, в которую идут люди, не способные стать солистами. Но на самом деле эти музыканты должны обладать гораздо большим арсеналом способностей и умений, так как им недостаточно просто быть хорошими исполнителями, но и нужно иметь чувство ансамбля, уметь эффектно подать солиста и т. д. Концертмейстер сопровождает других музыкантов, учеников, музыкальные представления. Уже само название профессии говорит о том, что этот человек - мастер ведения концертов, он является объединяющим началом концертного действия.

История профессии

Становление профессии концертмейстера происходит в 17-м веке, когда появляются специальные пианисты, которые сопровождают выступления певцов. Эта специализация вырастает из практики домашних концертов, когда в гостиных проводились камерные концерты музыкантов и их сопровождали специально подготовленные для этого пианисты. Постепенно профессия кристаллизуется и обрастает новыми нюансами и обязанностями. Аккомпаниаторы становятся востребованными в музыкальной педагогике, в оперном искусстве, в симфонических оркестрах. Сегодня концертмейстер - это помощник дирижера и распорядитель концерта. Постепенно формируются несколько разновидностей этой профессии: собственно аккомпаниатор, пианист-концертмейстер, педагог и оперный концертмейстер. Рассмотрим специфику каждого вида.

Аккомпаниатор

Концертмейстер, сопровождающий вокалиста, предоставляет ему музыкальный фон. Однако это простая профессия только на первый взгляд. На плечи аккомпаниатора ложится задача поиска гармоничного сосуществования партии клавирного сопровождения и солирующего голоса или инструмента. Концертмейстер этой разновидности решает задачу создания акустического ансамбля, для этого ему необходимо быть единомышленником солиста, его партнером. Но при необходимости аккомпаниатор должен становиться лидером, руководителем концерта, он направляет вокалиста, ведет его и одновременно подчеркивает красоту звучания солиста. Концертмейстер должен быть по уровню таланта и мастерства не ниже солиста, у них должно быть единое дыхание. Нередко аккомпаниатор выручает вокалиста, помогает ему в непредвиденных и трудных ситуациях. Не напрасно многие вокалисты ищут «своего» концертмейстера и годами работают с одними и теми же партнерами.

Концертмейстер-пианист

Концертмейстер - это всегда виртуозный музыкант, ведь ему приходится решать несколько одновременно. Нередко аккомпаниаторы работают и как пианисты, а вот далеко не каждый, даже очень талантливый, исполнитель может стать концертмейстером.

Со второй половины 19-го века, когда начинает формироваться профессиональное исполнительское искусство, выделяется отдельная специальность - пианист, тогда же начинают формироваться специфические критерии оценки мастерства аккомпаниатора. И совмещать эти две профессии удавалось не всем. Существуют обывательские представления, что каждый, кто владеет пианистической техникой, с легкостью может стать аккомпаниатором. Они, естественно, не соответствуют действительности. Концертмейстер-пианист, нередко работающий в оркестре или ансамбле, должен тонко чувствовать групповое творчество, уметь направлять партии других музыкантов, управлять течением мелодии.

Становлению русской школы аккомпаниаторов немало способствовали выдающиеся композиторы: М. Глинка, С. Рахманинов, М. Мусоргский, Они внесли в культуру концертмейстерства такие черты, как плавное звукоизвлечение, образность, идеальная техника. Благодаря их деятельности происходит переоценка значимости фигуры аккомпаниатора и его мастерства. Из второстепенного действующего лица он превращается в полноценного партнера ансамбля.

Концертмейстер-педагог

Исторически деятельность концертмейстера была связана также с педагогикой. Аккомпанирование на уроках вокала и хореографии - это особое мастерство и искусство. Концертмейстер - важная фигура в педагогическом процессе. Тонкий слух аккомпаниатора позволяет уловить ошибки ученика. Пианист помогает студенту лучше показать возможности своего голоса, раскрыть глубину произведения, найти верную интерпретацию. Аккомпаниатор-педагог должен не только обладать техникой и музыкальным чутьем, но и он должен уметь проникнуть в психологию ученика, найти с ним контакт.

Концертмейстер оперы

Еще одно важное амплуа концертмейстера - это работа в опере. В этом статусе сливаются сразу несколько ролей. Во-первых, концертмейстер является репетитором для певца, помогает ему найти верное звучание, контролирует точность исполнения. Поэтому у него должен быть тонкий слух и большая музыкальная эрудиция. Во-вторых, он является руководителем струнной группы в оркестре, помощником и опорой дирижера. Проводником творческого замысла постановщика к оркестру также является концертмейстер. Ноты - это лишь фактура, которую еще нужно сыграть с определенным темпом, настроением, душой. Вот это глубокое содержание и передает концертмейстер и четко контролирует его поддержание во время спектакля.

Качества концертмейстера

Столь разнообразные обязанности концертмейстера требуют от него особых качеств. Кроме того, что он должен виртуозно владеть инструментом, у него должен быть хороший слух, он должен владеть ансамблевой техникой, иметь представления о певческом искусстве. Хороший аккомпаниатор должен не только легко играть ноты с листа, но и следить за мелодией, уметь направить солиста по правильному пути. Также концертмейстеру необходимо терпение, умение не ставить свои амбиции выше общего интереса.

Хороший аккомпаниатор обязательно обладает интуицией, имеет быструю реакцию и умение мгновенно перестраиваться. Ведь в случае ошибки солиста во время концерта он должен быстро подстроиться под артиста, не сбив ритма выступления. Концертмейстер должен быть контактным человеком. При работе с ансамблем или солистом чрезвычайно важно взаимодействие между участниками. Во время концерта музыканты ориентируются не только на движения дирижера, но и на взгляды и мимику концертмейстера.

Востребованность концертмейстеров

Профессия аккомпаниаторов остается престижной и востребованной на рынке. Это связано с тем, что хороший концертмейстер - это штучный товар, уникальное сочетание таланта и школы. Сегодня ставка концертмейстера есть в каждом учебном музыкальном заведении, в театрах, оркестрах, концертных организациях. Многочисленные исполнители хотят работать с личными аккомпаниаторами, которые хорошо знают их манеру и возможности. Поэтому за хороших специалистов часто идет охота и борьба.

Должностная инструкция концертмейстера

В разных организациях на аккомпаниатора возлагаются разные обязанности. Однако в целом должностная инструкция концертмейстера включает такие требования, как умение читать с листа, транспонировать музыкальные произведения, педагогические навыки. Аккомпаниатор должен знать партии, в которых он участвует, соблюдать дисциплину и нести ответственность за исполнение своих обязанностей. На концертмейстера возлагаются организационные, педагогические и психологические обязанности.

Известные аккомпаниаторы

Как мы выяснили, работа концертмейстера творческая, сложная, многозадачная. Далеко не каждый исполнитель может стать хорошим аккомпаниатором, поэтому специалисты ценятся на вес золота. Многие вокалисты годами работают с одними концертмейстерами, между ними складываются дружеские, почти родственные отношения. Самыми известными представителями этой профессии являются М. Бихтер, Б. Мандрус, Д. Ашкенази, М. Неменова-Лунц.

Посвященной читке нот с листа, концертмейстером называют пианиста — аккомпаниатора. В оркестре концертмейстер, наоборот, руководит группой инструментов, т. е. играет ведущую, а не аккомпанирующую роль (пример: первая скрипка — концертмейстер всех скрипок).

Итак, пианист — концертмейстер играет аккомпанирующую, а не солирующую роль. Это ключевой момент в концертмейстерстве! Настоящих концертмейстеров, четко осознающих свою роль и готовых «уйти» (не спрятаться) под исполнителя, единицы! Почему так? Все очень просто. В каждом музыканте живет хотя бы маленькая звездочка:) И эта звездочка все время норовит блеснуть во время выступления с солистом!

Но дело не только в звездочке и неумении полностью контролировать балланс звучания. Настоящих концертмейстеров очень мало еще вот по каким причинам.

Хороший концертмейстер должен быть прекрасным пианистом, и мы уже! заходим в тупик! Все первоклассные пианисты стремятся на большую сцену и хотят исполнять солирующую роль сами! У кого — то это, в итоге, получается, у других нет. У кого не получается, тот все равно стремится стать солистом.

Другой вариант. Допустим, хороший пианист таки начал аккомпанировать. Уверенно говорю Вам, что он не будет аккомпанировать, он будет, как минимум, звучать наравне с солистом. А это уже не очень хороший концертмейстер.

Получается, хорошие пианисты редко идут в аккомпаниаторы. Рассматривать вариант плохих пианистов, которые идут в концертмейстера, мы не будем, результат понятен автоматически.

Допустим, что навыки пианиста позволяют ему играть всю фактуру аккомпанимента. Музыкальное воспитание, природные данные позволяют звучать фортепиано довольно певуче и не стучать, а желание быть хорошим концертмейстером и профессиональное образование делают свое дело, и пианист, рано или поздно, начинает неплохо аккомпанировать. В основном, такие концертмейстера везде и работают.

Почему я написал неплохо? А не, допустим, отлично, прекрасно или превосходно?! Честное слово, я не хочу никого обидеть. Даже готов заменить термин «неплохо» на «хорошо»! Но не более… Так почему?!

Дело в том, что концертмейстерство может приносить пианисту как пользу, так и наоборот. И это говорил ! «Концертмейстерство вредит пианизму» — сказал Великий музыкант. Хотя сам работал в театре перед поступлением в консерваторию и играл с листа практически все! Почему же он так сказал? Давайте сначала о плюсах концертмейстерской работы.

Польза на определенном этапе развития несомненна! Пианист начинает лучше слышать, инструмент звучать более певуче. Игра становится в каком — то смысле более свободной, чувственной и раскрепощенной. Какой же может быть вред?

А вред получается из — за очень большой нагрузки на концертмейстера. Пианисту попросту не хватает времени выучивать все партии! Перед ним ставят ноты и он должен мгновенно сориентироваться и проаккомпанировать! Вот и получается, цепонул бас, успел проиграть мелодию, а серединку как получится: частично не сыграл вообще, частично «замазал» педалью. Ничего страшного в плане аккомпанимента, при этом, не происходит. Наоборот, это гораздо лучше, чем нежели «крепкий» пианист будет по — честному играть все ноты и заглушать исполнителя.
Но вот исполнительский класс пианиста из — за этого страдает. Если так поиграть день или неделю, ничего не случится. А если так играть годами?! Да, со временем уже нет такой спешки и паники за инструментом, так как репертуар, зачастую, из года в год повторяется, и концертмейстер чувствует себя все более и более уверенно. Тем не менее, привычка играть недостаточно качественно, размыто, а порой даже небрежно, остается. Очень часто на всю жизнь…

Я даже не знаю, стоит ли сильно переживать по этому поводу нам и самим концертмейстерам. У каждого свое место. Если бы все играли первую скрипку, не было бы оркестра! Повторюсь, что гораздо лучше, когда аккомпаниатор порой играет не все ноты, иногда «грешит» педалью, но при этом хорошо слышит исполнителя, ведет его за собой, а, где это необходимо, полностью растворяется в звучании солиста. Слушатель ведь приходит на концерт послушать вокалиста (скрипача, альтиста, кларнетиста и др.), а не концертмейстера!

Напоследок приведу высказывание потрясающего музыканта и превосходного концертмейстера, доцента харьковского института искусств и Заслуженого деятеля искусств Владимира Соляникова:

— «Когда Вам говорят, как хорошо на концерте играл концертмейстер, можете быть уверены, что аккомпаниатор был очень плохой. Когда концертмейстера никто не заметил, но все вспоминают, как превосходно звучал на сцене солист — это высший пилотаж концертмейстерства!»

А все лавры достаются исполнителям. Вот такая неблагодарная профессия, концертмейстер…

На вопрос Кто такой концертмейстер??? заданный автором Перебросать лучший ответ это 1)Серьёзный ответ:
БСЭ утверждает, что
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80/это:
1) первый скрипач оркестра, исполняющий скрипичные соло и иногда заменяющий дирижёра на репетициях. В 18 в. в инструментальных капеллах выполнял функции дирижёра.
2) Первый исполнитель одной из струнных групп оркестра (альтов, виолончелей, контрабасов).
3) Пианист, аккомпанирующий певцам во время их концертных выступлений и помогающий им разучивать свои партии.
2) Несерьёзный ответ:
Трактат о концертмейстере.
1. Концертмейстер - это очень полезный, но не очень одушевленный предмет повседневного обихода.
2. В иерархии ценностей концертмейстер располагается примерно между любимой скрипкой (варианты: фаготом, голосовыми связками, домрой и т.д.) и нотным пультом.
3. У концертмейстера может с течением времени меняться имя, возраст, длина носа, цвет волос, размер ноги, национальность, пол, а также эксплуатационные характеристики, но это - всё тот же концертмейстер.
4. Концертмейстер - это то, что играет. То, что не играет, концертмейстером не является. Если его не удается привести в рабочее состояние, от него следует избавиться и найти другого.
5. Концертмейстер начинает и заканчивает работать (играть) по кивку головы.
6. Концертмейстер выдерживает неограниченное число повторов одного и того же, т.е. является многоразовой системой. Однако иногда со временем в нем что-то портится, и он даёт сбой при повторах. В этом случае - см. пункт 4.
7. В обычном режиме концертмейстер появляется и исчезает в определённое время, т.е. по расписанию. Если он перестаёт появляться по расписанию - см. пункт 4.
8. В некоторых случаях концертмейстер может появиться вне расписания по слову "надо". При этом у него можно заметить признаки недовольства, что даёт основания некоторым изучающим концертмейстеров учёным поставить вопрос: а не являются ли они всё-таки немножко одушевлёнными предметами?
9. Как правило, концертмейстер играет молча. Однако иногда у него самопроизвольно активизируется речевая функция, и он произносит малопонятные речи, в которых проскальзывают смутно знакомые музыкальные термины. Это явление безопасное, его надо просто переждать.
10. У концертмейстера четыре конечности: две верхних и две нижних. Верхними он нажимает на клавиши, а нижними - на педали. Желательно, чтобы все четыре конечности были работоспособны. Однако в крайнем случае можно обойтись двумя - одной верхней и одной нижней. При этом следует помнить, что из верхних конечностей важнее та, которая отбивает доли, что избавляет от необходимости считать. Чаще всего это левая конечность. Из двух нижних также важнее левая конечность, поскольку при помощи нее концертмейстер достигает такого эффекта, что его почти не слышно, и он не мешает.
11. Таким образом, концертмейстеру свойственна левосторонность. Изучающими концертмейстеров учеными замечено, что со временем многие из них приобретают левые убеждения, а также им свойственно стремление пойти налево, т.е. сменить партнёра.
12. Отличие концертмейстеров от сотовых телефонов состоит в том, что новые модели сотовых, как правило, лучше предыдущих, а новые модели концертмейстеров - хуже. Это подтверждается многократными высказываниями старших товарищей: "Вот когда я был студентом, у меня был ТАКОЙ концертмейстер - закачаешься!.."
13. Жить без концертмейстера очень трудно. Жить с концертмейстером - тоже не мёд, поскольку стирается грань между работой и личной жизнью.
14. Концертмейстер всегда виноват во всём. Так следует думать всегда, но ни в коем случае нельзя так говорить вслух при концертмейстере. Потому что он думает наоборот.
http://www.accomp.ru/index.php?module=Content&do=View&id=1


28.10.2007, 10:14

Господа просветите пожалуйста: каковы качества, которыми должен обладать концертмайстер оркестра?

Ольга Гинзбург

28.10.2007, 10:24

Виртуозность, коммуникабельность, и невероятное чувство юмора!

28.10.2007, 12:36

Тема очень важная, на самом деле.
Концертмейстер оркестра должен быть примером для оркестра. То есть должен обладать всеми профессиональными качествами музыканта.
В первую очередь, он должен являть пример для своей группы, группы первых скрипок и всей струнной группы. Должен не просто хорошо уметь играть соло, но и мобильно и профессионально читать с листа, читать штрихи, грамотно их ставить (согласуя со штрихами духовой группы, в частности). Концертмейстер должен иметь идеальный слух, потому что на нем лежит ответственность за настройку ВСЕГО оркестра.
Концертмейстер должен являть собою авторитет, но авторитет с потолка не берется, поэтому нужна непрерывная работа над собой. Нужно воспитывать в себе такие качества, как терпимость, терпение, нескандальность, вместе с тем настойчивость там, где ее нужно проявить, доброта и любовь к людям - коллегам и публике, чувство юмора должно присутствовать, но не зашкаливать. Концертмейстер - человек-душа, но - строгий. Он должен интересно и продуктивно проводить групповые репетиции, так, чтобы группе не хотелось быстрее разбежаться, а наоборот, чтобы группа сама спрашивала, когда будет следующая репетиция.
И, конечно, концертмейстер - это правая рука дирижера. Дирижер должен доверять концертмейстеру. А концертмейстер должен не только отвечать перед дирижером за оркестр, но также и защищать, когда нужно, своих коллег или говорить о нуждах для оркестра.
Очень, очень, очень ответственная эта должность.
Да, чуть не забыла: хорошо, когда концертмейстер играет со своим оркестром сольные концерты! :solution:
Может, еще чего и забыла написать. Потом добавлю.

28.10.2007, 12:50



На 3-м талант.

28.10.2007, 13:18

На самом деле, главное качество, которое я применил бы к концертмейстеру - надёжность.
Концекртмейстер, который просчитывается 2 раза в месяц - это уже не товарчик.
Когда группа уверена в концертмейстере, она и по непонятной руке сыграет уверенно и хорошо.
На 2-м месте мастерство и компетентность плюс корректность обращения с коллегами.
На 3-м талант.
Хотелось бы, конечно, поставить талант на 1-е место, но соляги случаются не каждый день, а концерты - почти каждый.

Да-да! Именно: надежность! У Вас, Аллегро, всегда находятся самые нужные слова. Надежность, корректность - да! тысячу раз да. А мастерство без таланта не бывает, как мне кажется. Нет у тебя таланта, хоть ты вывернись, мастерства не достичь.

хулиганка

28.10.2007, 17:58

28.10.2007, 22:02

Слова известной песенки(поются после постов(абсолютно верных))Княжны и Аллегро: "...где это видано,где это слыхано..."

Знаете, без ложной скромности - теперь у нас:-)

28.10.2007, 23:05

Харизмой, великолепно играть на скрипке и чувствовать музыку. Железными нервами и ритмом, коммуникабельностью, стабильностью, штриховой и аппликатурной грамотностью. Умением показывать вступление. Умением быстро собирать на репетициях произведение.

29.10.2007, 17:30


Благодаря тому, что она серьезно относится к своему делу и требует этого от остальных, уважение к ней всего коллектива растет не по дням, а по часам.

29.10.2007, 19:54

Еще у концертмейстера должно быть понимание того, что работа - выше всего остального...Приведу пример из жизни. Наша новая концертмейстер не то, чтобы совсем молоденькая, но по сравнению с остальными концертмейстерами групп и солистами оркестра довольно молода, моложе всех. У нее были настоящие трудности в начале ее работы по этому поводу: ее все время пытались поучать старшие товарищи. Но она не стушевалась, и не смотря на привилегии и звания, не боялась сказать тому же первому кларнету (профессору, кстати!), что ему надо настроить свою "ля" выше,чтоб было как у всех остальных, а не как ему кажется. Или не переправляла продуманные ею штрихи только потому, что концертмейстер альтов ей выговаривала, что здесь всю жизнь оркестр играет только так, потому что это непоколебимая "традиция".
Благодаря тому, что она серьезно относится к своему делу и требует этого от остальных, уважение к ней всего коллектива растет не по дням, а по часам.Уверенность в собственных знаниях - это очень хорошо!!! Огромный плюс Вашей концертмейстерше, что она еще эти знания отстаивает. Умница

Б.Ф.Строганоф

29.10.2007, 21:22

Знаете, без ложной скромности - теперь у нас:-)
Уважаемая Княжна! Если это правда-от души поздравляю. И поздравляю Вашего концертмейстера с тем, что о ней сложилось такое мнение. Это дорогого стоит. Если не секрет-кто она? Откуда? Впрочем, это не суть важно -главное, что она есть. С уважением. Б.Ф.Строганоф.:solution:

30.10.2007, 01:52

Http://www..php?p=394266&postcount=3
Это действительно ОЧЕНЬ нужно. Может, не концерт продирижировать, но грамотный ауфтакт на той же настройке при прохождении проблемных мест - да!

14.11.2007, 20:14

А вот вопрос, в принципе относящийся к теме. Это уже ближе к тому, чем и как живут концертмейстера.
У нас в оркестре устойчивое мнение, что концертмейстеру положена квартира. В основном, такое мнение имеют ветераны оркестра, которые помнят, как было хорошо при Советской власти. А вообще, кем положена, куда положена? Мне кажется, в наше время это невозможно, хоть ты трижды концертмейстер. Это должен дирижер ходить и обивать пороги за своих музыкантов. А автоматически квартиры не раздают.
Было ли так раньше, интересует меня? И как сейчас поживают концертмейстера?

  • Концертме́йстер (от нем. Konzertmeister) - 1) руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе.

    2) Пианист, который помогает исполнителям(певцам, скрипачам) при разучивании репертуара и выступает с ним на концертах. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении (речь не идёт о жанре инструментального концерта, при исполнении которого в современной - начиная с XIX века - музыкальной практике партию солиста обыкновенно исполняет приглашённый музыкант). Второй по старшинству участник группы называется вторым концертмейстером.

    Под концертмейстером оркестра понимается концертмейстер группы первых скрипок - традиционно одна из центральных фигур оркестра, в ряде случаев берущая на себя в той или иной мере руководство им, вплоть до исполнения обязанностей дирижёра (известны, в частности, концертмейстеры, систематически выступавшие в роли дирижёра, - например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски, по традиции дирижировавший Венскими новогодними концертами).

    Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Поворачиваясь к оркестру и начиная «настройку», он готовит не только оркестр, но и публику к началу концерта. Это то, что видит зритель. Остальное - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.

    В духовых оркестрах обязанности концертмейстера оркестра может выполнять первый кларнетист или, реже, первый флейтист.

    Концертмейстером называется также пианист, разучивающий партии с певцами или инструменталистами и аккомпанирующий им на концертах.

    Концертмейстер оперы - это не просто пианист-аккомпаниатор, это главный помощник дирижера, его правая рука в подготовке спектакля и поддержании его в дальнейшем (после премьеры) на должном уровне. Именно концертмейстер доносит до исполнителей концепцию дирижера-постановщика, и в соответствии с ней готовит вокальные партии с солистами, что очень важно при работе над оперным спектаклем. Концертмейстера скорее можно было бы назвать ассистентом дирижера. Концертмейстер по просьбе дирижера (в случае его отсутствия) проводит спевки с участниками оперного спектакля сохраняя дирижерскую концепцию. И как концертмейстер оркестра держит строй и ансамбль всего оркестра, так и концертмейстер оперы держит ансамбль всех солистов, занятых в спектакле и способствует успеху спектакля.