Какой танец исполняется вприсядку. Танцуют все! Трюки русской народной пляски

Русский танец, как вид русского традиционного искусства, имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцах.

1. ТРЕПАК

Трепак - старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения - дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

2. ТАНЦЫ С МЕДВЕДЕМ


Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

3. ПРИСЯДКА


История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги о скверные средневековые тротуары.

4. ХОРОВОД


Популярный русский танец - хоровод - танец по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярило. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

5. РУССКАЯ ПЛЯСКА


Русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

6. ПЛЯСКИ-ИМПРОВИЗАЦИИ


Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю даётся возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие - отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

7. ИГРОВЫЕ ТАНЦЫ


Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Http://maxpark.com/community/5134/content/1898416

  1. Жвавые, живчики-рубаки.
  2. Для добра нарождённые, терпеливые, долго «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Каждому из этих характеров традиция рекомендовала особую систему боя. Жвавым взрывную, амплитудную и энергоёмкую. Добрым, экономную и бескомпромиссную. Однако часто бойцы изучали обе техники, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая к нуждам пехотинца разведчика.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Нам не известны древние достоверные названия этих плясок, они менялись. Хорошо известно, что ту пляску, что сейчас называют гопаком, во времена Н. В. Гоголя называли казачок, а нынешний казачок почти не имеет к нашей теме отношения. Ту же пляску на северо-западе в 19 веке называли «лунёк». Название плясок часто трансформировалось в зависимости от популярных в то время плясовых наигрышей. Название музыки становилось названием пляса. Тем не менее, во всех этих танцах были движения с одинаковым определением «в присядку». Это и есть сумма боевых движений жвавых бойцов, применяемых в плясе. Все эти танцы можно было плясать в присядку и без неё.

Для «рождённых для добра» пляс был подобен северо-западной бузе со всеми её вариантами «ломания». В этом танце тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Здесь мы расскажем о боевом плясе В ПРИСЯДКУ.

Эта пляска была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность восточных славян не превышала миллиона, язык был практически единым, общение внутри воинского сословия тесным. Рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы.

Корень, архетип пляски в присядку един для всех восточных славян. Ряд различий в музыке и динамике не меняют исконный смысл и вид древнерусского боевого пляса. Этнологам и фольклористам хорошо известно правило: «Наличие множества вариантов одного и того же обряда, текста, говорит о древности. Отсутствие вариантов, о «новоделе».

Белорусы пляшут в присядку в танце трепак.

Украинцы в гопаке, казачке и гонте.

Русские:

  1. Лунёк, не дошёл до нашего времени.
  2. Буза, присядка лишь изредка.
  3. Русский, пляшется в одиночку и на пару, существуют варианты пляса, где присядки мало.
  4. Барыня, пляшется с девушкой, которую стремится отбить другой плясун. Существует вариант без присядки.
  5. Яблочко, военно-морской пляс, поздний вариант восточнославянского пляса в присядку. Пляшется в одиночку в кругу и на пару с соперником.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

  1. Как способ боя.
  2. Как боевой танец.

Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Случалось, что во время битвы, скорость кавалерийской атаки терялась. Всадники, вдруг напарывались на заграждение, замаскированный обоз или ров с кольями, могли столкнуться с более сильным противником, теряя инициативу и скорость. В этой фазе сражения, нередко всадники теряли коней. Когда воин вылетал из седла или оказывался на земле вместе с убитым конём, необходимо было продолжать драться, вернуть инициативу. Пехота, напротив старалась «спешить» противника, завладеть его конём. Тут-то и нужны были навыки боя в присядку. Пехотинец против всадника использовал, например такие коленца присядки.

В «ползунке», «гуськом» проскакивал под брюхом вражеского коня с саблей на плече. Когда он оказывался под животом, то нажимал на рукоять сабли и выставлял её повыше, чтоб подрезать коню «жижки»-жилки, паховину. Конь падал, увлекая за собой наездника.

Подрубал саблей или подсекал ударом руки или ноги передние ноги коня. Конь оступался, падал через голову, давя седока.

Ногой или кулаком, наносили удар коню противника по голове. Били в место находящееся между конскими глазами и ушами. Конь оглушенный падал.

Если была возможность, то вражескую лошадь старались не калечить, она стоила больших денег и считалась богатым трофеем. В этих случаях атаковали всадника. Для этого гопкорез1 старался нанести удар оружием всаднику и сдёрнуть противника с седла. Вот как об этом приёме рассказывает былина: «Сшиб Тугарин Алёшу с седла, как овсяный сноп, но увернулся Алёша под конское чрево и ударил с другой стороны Тугарина булатным ножичком под правую пазуху. Распорол его груди белые, да и дух вон»2.

Если пехотинец бывал без оружия (а в этой ситуации мог оказаться и кавалерист, потерявший в бою коня и сброю), то он прыгал на противника, одновременно прихватывая его вооружённую руку и повисал на боку вражеского коня, обхватив его ногами. Конь падал, нападавший старался не попасть под тело падающей лошади. Так же использовались прыжки на всадника, с одновременным выбиванием врага из седла. Иногда прыгали, опершись на пику или боевую палку.

Увёртка от атакующего кавалериста, намеревающегося уколоть пикой или нанести рубящий удар, часто начиналась с уловки: пеший садился на корточки, как бы давая прицелится, а потом уходил ползунком или прыжком в сторону, пугал коня, как бы бросаясь ему под ноги. Лошади стараются не наступать на упавшего или сидящего человека, это их инстинкт. Боевых коней специально приучали бить копытами врага, кусать его, сваливать пехоту ударом корпуса. Такой конь, прошедший специальную боевую подготовку был особенно опасен и ценился невероятно высоко.

Бой в присядку включал в себя четыре основных уровня.

  1. Кувырки.
  2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках)
  3. Удары и передвижения стоя.
  4. Прыжки и колёса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне из которого можно наносить удары, прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки поставленные на землю давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.

Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно тоже пускали вход). Именно по этому в пляске в присядку работе ногами уделяется больше внимания.

Перемещения в присядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост». В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, гопкорез умел бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умел джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).

Раздел джигитовки (вольтижировки) мы не будем рассматривать, он выделялся в отдельную дисциплину «верховую езду». Эти упражнения тренировались как на коне так и в качестве гимнастических упражнений с «искусственным конём» (подобные упражнения есть и ныне) в практике гимнастов). Разговор о джигитовке мы завели потому, что прежде она являлась естественным и необходимым разделом боевой науки всадников, был органичным продолжением техники боя в присядку. В древних боевых столкновениях от бойца требовалось умение драться и на коне и под конём.

В пеших схватках бой в присядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне «ползунка» откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой по этому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам Русской борьбы.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

На северо-западе России пляска в присядку сохранилась в виде вариантов пляски русского, как в одиночку, так и в паре с соперником. Барыню плясали с женщиной, когда все те же коленца нужно было выбивать вокруг партнёрши, не подпуская к ней плясуна соперника. Тот, в свою очередь старался отбить плясунью, оттереть умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Видео: Буза — русский рукопашный бой

В вологодской области рассказывали, что прежде до войны проводились состязания плясунов. Чаще, такое бывало на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Подготавливаясь к этому, мужики уходили из дома, иногда на несколько дней и там тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых «коленцев», неизвестные соперникам и поражающие воображение болельщиков. До поры их держали в секрете, а, выступая на состязаниях «предъявляли» «новые разработки». Такая традиция постоянно пополняла и обогащала технику пляса.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда, в переплясе были другие правила, соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно вырывался из горячих сердец в станичные и войсковые праздники. Во время сражений, когда сходились враждебные армии, перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы выкликая врагов на герц3. Под музыку, с пляской ходили в бой. Этот обычай наших предков настолько хорошо запомнился полякам, что они экранизировали его в фильме «Огнём и мечём» по книге Сенкевича. А мы подзабыли!

Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской сечи Н. В. Гоголь:

«Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чёртом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счёту каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; тёплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! — Сказал, наконец, Тарас. -Видишь, как парит!»

— «Не можно!» — кричал запорожец. «Отчего?» -«Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью».

А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; всё пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как всё отдирало танец самый вольный, самый бешенный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком.

— Эх, если бы не конь! — вскрикнул Тарас, — пустился бы, право, пустился бы сам в танец!»

В регулярной армии пляс держался преимущественно среди солдат, но уже в 19 веке, каждый полк, сотня и мало-мальски уважающее себя подразделение Российской армии имели собственные хоры и плясовые коллективы. В пляске подразделения, соревновались наряду со строевой подготовкой, стрельбой, гимнастикой и фехтованием. Считалось хорошим тоном, когда перед марширующим строем «выдавали в присядку» лучшие плясуны подразделения. Если в полку заводилась выдающаяся традиция пляса, то её берегли, и демонстрировали начальству при первой возможности, на смотрах и показательных выступлениях.

Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Водкинского заводов, сражавшихся под красным флагом против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками. Перед строем отплясывали бойцы, иногда вместе с санитарками. Трудно это объяснить рационально, но красноармейцы не выдерживали таких атак, отступали.

Предания гражданской войны повествуют, так же что легендарный комдив Василий Иванович Чапаев знал боевой пляс и любил станцевать «Русского» на бруствере, под шквальным огнём белогвардейцев. Выплясывая под гармошку, он учил бойцов храбрости, среди его подчинённых существовала уверенность, что «комдива пуля не берёт». Говорят, что этот обычай он сохранил еще с первой Мировой.

Флотская пляска в присядку стала называться «Яблочко» по припеву в популярном тогда наигрыше. Поднявшись с берега на палубы, яблочко стал одним из любимейших развлечений русских моряков. Закрытость и сплочённость флотского коллектива создавала хорошую почву для сохранения и передачи навыков пляса, а состязание между моряками разных кораблей постоянно обогащало традицию.

Боевой пляс в присядку был унаследован и красной армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда движения были сильно «причёсаны» советскими культпросвет работниками. Другое дело пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор.

Интерес к собственной истории и культуре, а особенно этнике, сегодня наблюдается во многих странах мира. Это и соответствующие мотивы в одежде, и песни «с налетом народности». Конечно, ходить по улицам в кокошнике – не самый уместный вариант, однако заняться народными танцами стоит многим, особенно тем, кто увлечен традициями предков.

  1. Какими бывают русские танцы?
  2. Как на Руси кадриль плясали?
  3. Кто водит хороводы?
  4. Зайка пляшет, лапкой машет...
  5. В глубины русской классики

Какими бывают русские танцы?

Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них - столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.

Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят именно о первых трех категориях, поэтому на них и стоит остановиться подробнее.

Как на Руси кадриль плясали?

Во-первых, важно отметить, что сам по себе этот танец не является исконно русским, ведь пришел он все-таки из Франции. Именно там в салонах отплясывали кадриль - галльский вариант английского контрданса. Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название пришло из популярной в то время песни), «Лето», «Курочка» (еще одно песенное название), «Пастораль» и «Финал». Движения танца были довольно сложными и требовали от салонных танцоров большого мастерства.

В России кадриль сначала прижилась на дворянских ассамблеях, а затем бесповоротно ушла в массы. Русские танцовщики внесли в нее немало своих элементов, в частности – все тех же хороводных или плясовых. Таким образом, кадриль можно смело отнести к видам русских народных танцев.

Во-вторых, внимания заслуживают особенности именно этого танцевального варианта. Их несколько. Кадриль – танец парный, поэтому количество его участников обязательно делится на два. При этом количество самих пар не ограничивается. По форме кадриль бывает:

  • Угловая (квадратная). 4 пары становятся по сторонам воображаемого четырехугольника. Переходы происходят по диагонали.
  • Двухрядная (линейная). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в две линии и движутся навстречу друг другу.
  • Круговая. 2, 4 или 8 пар перемещаются по кругу, по часовой стрелке или против ее движения. Возможны также проходы к середине круга и обратно.

Кроме того, в русской кадрили насчитывается до полутора десятка фигур, каждая из которых отделяется от другой паузой. В это время танцоры могут хлопнуть в ладоши, поклониться или притопнуть. Названия фигур связаны:

  • с сюжетом танца («знакомство», «прогулочка», «разлучная», «девки нарасхват», «прощальная»);
  • с характером движения («звездочка», «воротца», «корзинка», «гребенка»);
  • с местом «жизни» русской кадрили («шуйская», «давыдковская»).

Часто в кадрили танец сочетали с исполнением частушек - припеванием. Пели или все танцоры хором, или по очереди, передавая эстафету друг другу.

Кто водит хороводы?

Помимо кадрили, наши предки также уделяли немалое внимание и хороводам. Этот вид танцев является достаточно древним, поскольку берет начало еще от культовых славянских плясок. Древние хороводы были посвящены Яриле, богу солнца и жизненной силы. И круговое построение танца тоже уподобляло его солнцу - огненному колесу. Хороводы водили только женщины, перемещаясь строго «посолонь», по ходу небесного светила.

Со временем танец утратил свое обрядовое значение и стал бытовым. Его фигуры рассчитаны и на женщин, и на мужчин. Хоровод объединяет в себе плясовой и игровой виды народных танцев. Участники выполняют особые, иногда довольно замысловатые проходки и повороты, сопровождая их пением (хороводные припевки) и разыгрывая какой-то сюжет. При этом они держатся за руки - или за ленту, платок, шаль, - и следят, чтобы связь не нарушалась до конца хоровода.

Выделяют две основные категории хороводов:

  • игровые (они имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня);
  • орнаментальные (здесь песня служит лишь музыкальным фоном).

Композиция орнаментальных хороводов бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну. Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки - фигуры. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью. Главная задача исполнителей - как можно точнее соразмерить свой шаг с напевом и добиться высокой слаженности в выполнении фигур.

Игровые хороводы, напротив, отличаются наличием внятного сюжета, который танцорам предстоит отыграть - и не просто выдержать канву событий, а еще и передать эмоции действующих лиц. Композиция танца при этом упрощается, на первое место выходят жесты и мимика исполнителей. Они движутся по кругу, парами или линиями. Часто одна пара, разыгрывая ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга. В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, платки, предметы обихода и даже мелкая мебель - например, табуретка.

В этом танце, как правило, немало участников, поэтому аренда помещения под танцевальный зал , где будут водить хороводы, должна учитывать этот факт.

Зайка пляшет, лапкой машет...

Есть и еще один вид народного танца, который насчитывает максимальное количество разновидностей. Конечно, речь идет о пляске. Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой.

Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой. Главная особенность русской пляски - импровизация. Движения танца, поначалу сдержанные, с каждым музыкальным тактом становились все разнообразнее. Пляска позволяла исполнителю не только проявить свое мастерство, но и выразить характер. Требования к танцору тоже предъявлялись немалые: чтобы откалывать сложные коленца, нужны были ловкость, физическая сила, выносливость и отменная координация.

Как и все виды русских народных танцев, пляска отличается богатой и разнообразной лексикой. Она включает сложные шаги («дроби», «ковырялочку», «гармошку»), верчение, прыжки, присядки, припадания и прочее. Рисунок танца складывается из проходок, перебежек, сольных выходов. Движения не подчинены никаким канонам: каждый исполнитель может применить полюбившийся ему прием в любой момент танца. Определенные стандарты существуют только для эмоциональной составляющей пляски: от мужчин требуется удаль, размах, сила и уважительное отношение к партнерам, а от женщин - величавость, плавность, изящество, но при этом живость и задор.

В глубины русской пляски

Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою изобретательность, искусность и привлекательность. Парная пляска - это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

Особой формой соревнования между молодыми мужчинами был перепляс. Он проводился по разным правилам. Например, первый танцор показывал какое-то движение или их комбинацию. Второй в точности повторял увиденное и добавлял что-то свое, От выхода к выходу коленца усложнялись. Был и другой вариант: танцоры по очереди демонстрировали свои приемы, причем каждый новый участник не имел права повторять движения предыдущих. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивался набор коленец.

Долгое время в переплясе соревновались одиночные танцоры. В последнее десятилетие мода изменилась: теперь на площадку выходят пары или небольшие группы. Правила состязания остались прежними, но массовость придает ему особую зрелищность.

В массовой пляске не ограничено ни число участников, ни их пол, ни возраст. Основная задача исполнителя - сплясать лучше, чем сосед. Он может переходить от партнера к партнеру или танцевать соло, использовать любые движения, строить рисунок танца на свое усмотрение.

Всегда отличались своим многообразием, зажигательностью. За большой промежуток времени, создалось большое количество различных танцевальных движений. Они оттачивались годами и передавались от поколения к поколению.

Движения народного танца были тесно связаны с образом жизни, быта русских людей. Довольно часто в танцах применяются различные приседания, притопы и хлопки. Очень активна работа ног. Большое значение придается движению рук.

Движения народного танца , отдельно делятся, на мужские и женские элементы. Мужские движения сильно отличаются, от женских движений. У мужчин в танце выражается сила, мощь. Женщины более величавы, им характерна плавность.

Мужские элементы народного танца:

  • «Хлопушки».
  • «Маятник».
  • «Присядки».

«Хлопушки » - один из самых распространенных элемент танца. Это различное сочетание, как ударов, так и хлопков. При исполнении этих движений, локти отводятся от тела. Ладони напряжены. Удары производятся по бедрам, голенищу и подошве. Некоторые удары наносятся обратной стороной ладони. Хлопки это удары в ладоши. После них руки разводятся в разные стороны.

«Маятник » - делается на одной ноге. Подобно маятнику нога «от колена» раскачивается назад - вперед или влево - вправо. Вторая стоит на месте. Более эффектно «маятник» получается с подскоком.

«Присядки » - является одним из самых сложных элементов в мужском танце. Он требует систематических тренировок. Большой выносливости, крепости мышц ног и коленных связок, хорошей физической подготовки. «Присядки» делятся на два вида: полные приседания и полу-присядки.

Основные движения в женском народном танце:

  • «елочка».
  • «припадания».
  • «ковырялочки».

«Елочка » - выполняются плавно по кругу, с поворотом вокруг оси в разные стороны. Движения ног, дополняются различными движениями рук.

«Ковырялочка » - это поворот корпуса на одной ноге, с ударом об пол, каблуком другой. Исполняется как с подскоком, так и без.

«Припадания » - выполняются небольшими шагами вперед или в одну из сторон. Движения плавные. Иногда делаются на месте, с медленным полным поворотом, до восьми «припаданий» за один поворот.

«Дроби » - исполняются вместе мужчинами и женщинами. Исполнители показывают свою ловкость, мастерство, нежность, характер. «Дроби», являются одним из самых распространенных движений в русском переплясе. «Дробь» может быть - одинарным, сильным ударом ногой в пол или дорожкой ударов. Они состоят из различных комбинаций. Мужские удары - мощны и ритмичны.

Нужно производить в центре зала. Все движения разучиваются от простых элементов, постепенно переходя к сложным движениям. Что бы научиться танцевать, нужно понять не только движения, но и почувствовать характер танца.

История боевой пляски вприсядку

В русской воинской традиции характеры бойцов делили на две категории:

1. Жвавые, живчики-рубаки.

2. Для добра нарождённые, терпеливые, долго "нагревающиеся" и долго «остывающие».

Каждому из этих характеров традиция рекомендовала особую систему боя. Жвавым взрывную, амплитудную и энергоёмкую. Добрым, экономную и бескомпромиссную. Однако часто бойцы изучали обе техники, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая к нуждам пехотинца разведчика.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Нам не известны древние достоверные названия этих плясок, они менялись. Хорошо известно, что ту пляску, что сейчас называют гопаком, во времена Н. В. Гоголя называли «Казачок». Ту же пляску на северо-западе в 19 веке называли "Лунёк". Название плясок часто трансформировалось в зависимости от популярных в то время плясовых наигрышей. Название музыки становилось названием пляса. Тем не менее, во всех этих танцах были движения с одинаковым определением "в присядку". Это и есть сумма боевых движений жвавых бойцов, применяемых в плясе. Все эти танцы можно было плясать в присядку и без неё.

Для "рождённых для добра" пляс был подобен северо-западной бузе со всеми её вариантами "ломания". В этом танце тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Пляска в присядку

Эта пляска была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность восточных славян не превышала миллиона, язык был практически единым, общение внутри воинского сословия тесным. Рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы.

Корень, архетип пляски в присядку един для всех восточных славян. Ряд различий в музыке и динамике не меняют исконный смысл и вид древнерусского боевого пляса. Этнологам и фольклористам хорошо известно правило: "Наличие множества вариантов одного и того же обряда, текста, говорит о древности. Отсутствие вариантов, о "новоделе".



Белорусы пляшут в присядку в танце «Трепак».

Украинцы в «Гопаке», «Казачке» и «Гонте».

1. «Лунёк» - не дошёл до нашего времени.

2. «Буза» - присядка лишь изредка.

3. Русский, пляшется в одиночку и на пару, существуют варианты пляса, где присядки мало.

4. «Барыня» - пляшется с девушкой, которую стремится отбить другой плясун. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Существует вариант без присядки.

5. «Яблочко» - военно-морской пляс, поздний вариант восточнославянского пляса в присядку. Пляшется в одиночку в кругу и на пару с соперником.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

1. Как способ боя.

2. Как боевой танец.

Бой в присядку включал в себя четыре основных уровня.

1. Кувырки.

2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках)

3. Удары и передвижения стоя.

4. Прыжки и колёса.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

В вологодской области рассказывали, что прежде до войны проводились состязания плясунов. Чаще, такое бывало на ярмарках. На плясунов "спорили" и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Подготавливаясь к этому, мужики уходили из дома, иногда на несколько дней и там тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых "коленцев", неизвестные соперникам и поражающие воображение болельщиков. До поры их держали в секрете, а, выступая на состязаниях "предъявляли" "новые разработки". Такая традиция постоянно пополняла и обогащала технику пляса.

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера - показать свою манеру исполнения ("выходку"). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, "верёвочку", "гармошку", различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. - всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

Виды присядок

1 й вид. Исполнитель после каждого глубокого приседания поднимается в рост.
2-й вид. Исполнитель делает все движение на глубоком приседании, не поднимаясь в рост.

Выполнение присядок 1-го вида .

Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны. Затем исполнитель поднимается с глубокого приседания, слегка подскакивая, и с подскока опускается или на обе ноги, или на одну ногу.
Опускаясь в глубокое приседание, необходимо до конца движения держать себя на упругих мышцах бедра и голени, не давая нагрузку на коленный сустав.
Во все время присядки корпус прямой, подтянутый. Необходимо крепко держать спину, напрягая мускулы и соединяя лопатки. Ни в коем случае нельзя наклоняться вперед.
Присядки 1-го вида могут выполняться отдельно и в сочетании с другими движениями - с «ковырялочкой», хлопушками, подскоками и т. д.

Рассмотрим присядки, которые относятся к 1 виду.

Присядка с выбрасыванием ноги вперед.

Исполнитель поднимается с глубокого приседания поочередно то на одну, то на другую ногу, одновременно выбрасывая свободную ногу вперед. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полу-пальцах обеих ног по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны.
И Пауза.
Два Исполнитель с небольшим подскоком поднимается с глубокого приседания и опускается на низкие полупальцы левой ноги, присогнутой в колене. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме.
И Пауза.

Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой.

В этой присядке можно выбрасывать ногу не прямо вперед, а вперед накрест опорной ноги. Когда правая нога поднимается вперед накрест левой ноги, обе руки броском переводятся вправо, не выше талии, локти свободны, голова приподнята слегка повернута к левому плечу; когда поднимается левая нога, руки переводятся влево, голова поворачивается к правому плечу.