Как снимали «Невероятные приключения итальянцев в России» и почему для некоторых актеров роль в фильме стала концом карьеры. Как снимали «Невероятные приключения итальянцев в России»

Во время съемок замечательной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссер Эльдар Рязанов принципиально отказался от комбинированных кадров, желая получить только «чистые» трюки. Одним из самых сложных трюков киноленты оказалась посадка пассажирского самолета на шоссе. До сих пор в мире никто ничего подобного не делал, однако Рязанов решил совершить невозможное и это у него получилось.

Когда реактивный лайнер садится на взлетно-посадочную полосу аэродрома, то сила удара такова, что толщина бетона или асфальта должна быть не менее 70-80 сантиметров. Шоссейных дорог с таким глубоким покрытием не существует. Кроме стратегических, секретных. Туда ход был закрыт, из гражданских - ни одна автострада для посадки многотонного Ту-134 не годилась.

Обдумав все возможные варианты, создатели приняли решение: "загримировать" под шоссе аэродромную полосу. Со взлетно-посадочной дорожки удалили опознавательные знаки, прожектора и прочие авиационные обозначения. Маляры начертили на бетоне белые линии, какие обычно нарисованы на автострадах.

Вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски, бочку с квасом, а также указатель "Москва - 140 км". Но главное - нужно было приземлить самолет среди едущих автомобилей. Какой летчик решится на это?

Трюк снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: "Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк". Но когда создатели фильма заикнулись об этом в министерстве, с ними просто не стали разговаривать. "Это смертельно опасно! Это запрещено!" - категорически заявили там. Никто не хотел рисковать... Среди руководителей гражданской авиации безумца не нашлось. Так что Рязанов и компания приехали в Ульяновск без письма министерства.

Летчик Иван Антонович Таращан сначала наотрез отказался выполнить просьбу - посадить самолет на взлетную полосу, по которой будут ездить автомобили. Но где-то в глубине души замечательному пилоту хотелось совершить трюк, какого еще никто не исполнял. Понимая огромную ответственность, которая лежит на нем, он потребовал: "Машины - только легковые, за рулями - только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно".

Созвали всех летчиков, имеющих личные машины, и "мобилизовали" их на съемку. По краям взлетной полосы навстречу друг другу бежали легковые автомобили, и Таращан безупречно посадил гигантский лайнер. В прессе я встречал, что трюк снимали шесть дублей, и все шесть раз Таращан безупречно сажал машину. Но не думаю, что итальянские продюсеры, экономившие на всём, выделили средства на шесть взлётов воздушного лайнера. Да и сложность, опасность самого трюка, думаю, исключает возможность шестикратного его повтора.

Потом в фильме следовали кадры, как Ту-134 едет по шоссе, автомобили снуют у него под крыльями, обгоняют, самолет проезжает по улице городка. Эти проезды снимались на резервной полосе аэродрома, где построили декорации домов, установили светофоры. По тротуарам спешили люди, бежали дети, за квасом стояла очередь. И во всей этой натуральной уличной суете самолет-гигант выглядел независимым, добродушным и смешным великаном среди лилипутов - машин и людей...

Когда-то в детстве фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" казался мне очень интересным и смешным. И вот спустя годы, я решил посмотреть на то, как сняты достопримечательности Петербурга в этом фильме.

Скажу сразу, что львы и прочие достопримечательности Петербурга появляются в фильме не сразу. Сначала действие происходит в Риме.

Создатели явно решили отрекламировать для туристов свои города. Причем преуспели в этом как наши, так и итальянцы, которые впихнули в первые несколько минут буквально все достопримечательности Рима. Причем, тем, кто был в Риме становится понятно, что находятся они как-бы вообще не рядом и не по пути, но герой на мотороллере упорно едет мимо всех достопримечательностей.



Затем приходит черед Москвы и Санкт-Петербурга, но перед этим вклинивается Аэрофлот, который, видимо, тоже решил поучаствовать в рекламе СССР для туристов. Например, летчик вынуждено садится на Минскую трассу. В этом как-бы нет ничего удивительного, скажете Вы. Однако, садится самолет на трассу, заполненную автомобилями. Видимо, таким образом, СССР хотел показать мастерство летчиков.



Но вернемся на несколько минут ранее. Тут в салоне самолета проходит еще один сюжет - главарь мафии Розарио выкрадывает бумажник с паспортом у своего конкурента и пытается от него избавиться путем смывания в унитаз в туалете. Как вы думаете, что произойдет в следующий момент? Дальнейшее развитие сюжета может быть понятно, только если вы обладаете мозгом ребенка и никогда не летали на самолете, но зато знаете, как действуют туалеты в советских поездах. А как они действуют? Правильно! Смывают все наружу. Разумеется, по замыслу режиссеров этого фильма, бумажник тут же оказался снаружи самолета и тут же прилип к одному из иллюминаторов в салоне. Я уж даже не задумываюсь о том, что туалет обычно находится в хвостовой части самолета и для осуществления замысла режиссера самолет должен включить задний ход. Наконец, если поверить этому фильму то вообще весь корпус самолета и иллюминаторы, в частности, должны быть просто покрыты фекалиями, которые смываются из туалета.




Мафиози бьет ботинками по стеклу, чтобы оттолкнуть бумажник от иллюминатора. В результате выбивает стекло и что бы вы думали? Наступает разгерметизация салона и падают кислородные маски? Может, конечно, масок в то время не было, но зато режиссер показывает невиданные знания - пассажиры начинают летать по салону, как в невесомости, в космическом корабле. Я уж не говорю о прочности стекол в самолетах Аэрофлота и необходимости пристегивать ремни.



Забегая вперед, скажу, что бедный владелец украденного паспорта не смог въехать в СССР, и не смог вернуться в Италию, а был вынужден летать самолетами Аэрофлота весь фильм туда-обратно. О том, что как бы гражданин Италии может обратиться в консульство в СССР в связи с потерей документов и о том что эти ситуации как-то улаживаются на родине, видимо советские граждане знать не должны.

Но вернемся к самому интересному. По сюжету фильма бабушка, умирая, сказала что все ее состояние закопано под львом в Ленинграде, откуда она была вынуждена эмигрировать во время революции. А в Петербурге львов - превеликое множество. Разумеется, герои начинают гоняться от одного памятника к другому, попутно раскапывая каждый из них.



Причем в ход идут как существующие, например, львы у дачи Безбородко, так и несуществующие:

Львы перед Смольным собором

Львы у Никольского Морского собора

Львы у Шереметьевского дворца на Фонтанке

Львы у Академической Капеллы, перед Певческим мостом (рядом расположен несуществующий фонтан - дополнительная примета сокровищ)

Львы на площади Искусств перед Русским музеем

Львы у Итальянского мостика

Лев Толстой (несуществующий памятник на площади Восстания сопровождается несуществующим фонтаном)

Грифоны на Банковском мостике

В довершении за львов выдают грифонов на Банковском мостике.




Вообще написав этот список сейчас я удивился почему не были задействованы в съемках львы, которые есть на самом деле:

Львы на Елагином острове - на Западной стрелке и перед Елагиным дворцом

Львы на набережной Макарова

Львы на Адмиралтейской набережной

Львиный мостик на канале Грибоедова

Дом Лобанова-Ростовского ("дом со львами", теперь отель Four Seasons)

После беготни и диверсий на улицах Ленинграда итальянцы ненадолго успокаиваются и возникают романтические отношения между Ольгой и Андреем, но вскоре Ольге становится ясно, что Андрей - милиционер, внедренный в эту компанию расхитителей советской собственности.

Тут Итальянцам приходит в голову, что лев - это живой лев в клетке, который в зоопарке. Через пару мгновений в кадре появляется шикарная клетка со львом, чуть ли не покрытая золотом. Автор как-бы намекает, что лев - это царь зверей и что уж настоящий лев точно должен обитать в лучших условиях, чем его каменные и чугунные копии. Петербуржцы же знают о многолетней эпопее с переездом зоопарка из центра города на более просторную окраину. Так вот, и сейчас львы в настоящем зоопарке содержатся просто в кошмарных условиях - им отведены клетки чуть больше чем купе поезда.



Не сомневаюсь, что операторы старались показать Санкт-Петербург как можно более привлекательно. В кадре появляются виды один прекраснее другого, но местами случаются явные искривления пространства. Например, трамвай едет по площади Белинского (перед цирком), а после поворота он оказывается на Стрелке Васильевского острова. Через мгновение он уже въезжает на Троицкий мост (тогда Кировский мост), а попадает опять на Стрелку.



На всем этом пути наших героев преследует лев, который, видимо, учил ПДД, поэтому останавливается каждый раз, когда загорается красный свет светофора.



Разумеется, в кадре надо было показать и разводные мосты. Только разводятся они почему-то днем, а под мостом проплывает 3-х палубный теплоход "Алтай". На рубку теплохода (которая итак не пройдет под сведенными мостами) специально для съемок прилепили еще одну надстройку, на которую и вылезали наши искатели сокровищ. Стоит отметить, что такие трехпалубные теплоходы не имеют морского регистра и совершают круизы только по рекам России, и через центр Петербурга не ходят. Разве что в исключительных случаях - когда их перегоняют на ремонт в Финляндию.

50 миллионов человек посмотрели совместную советско-итальянскую приключенческую комедию в первый год проката в СССР. Над «Невероятными приключениями итальянцев в России» смеялись зрители, но чуть не плакал режиссер.

Русские спагетти

На экран картина вышла в апреле 1974 года, а сценарную заявку на «Спагетти по-русски» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский подали ещё в 1970 году. Фабулу фильма они обрисовали кратко и емко: комедия – об охотящихся за русским кладом итальянских туристах-авантюристах, которым противостоит положительный герой в образе советского милиционера. Кинокомитет материал раскритиковал и заставил всё переделать. Касалось это жуликоватых иностранцев, из которых требовалось слепить не столь порицаемых персон. Авторы буффонады сочли пожелание издевкой и отказались идти на поводу у критиков. И еще не раз потом Эльдар Рязанов заявит, что предлагаемую чепуху снимать не будет, и ему жаль того режиссера, который за нее возьмется. Он даже пытался сбагрить проект Леониду Гайдаю – возможно, признанному мастеру эксцентрики справиться с задачей будет проще? Но Гайдай собирался запускаться с «Иваном Васильевичем…» и не стал ввязываться в чужие дела. А руководство Госкино настояло на участии в съемках комедии Рязанова.


«Пряником» для режиссера была возможность работать за границей, а «кнутом» - подчинение зарубежному продюсеру. После картины Сергея Бондарчука «Ватерлоо» итальянская компания «Дино де Лаурентис» осталась перед «Мосфильмом» в долгу и могла рассчитаться новой совместной постановкой. А чтобы картина стала кассовой с учетом вкусов зарубежного зрителя, в ней должно быть много драйва и эксцентричного юмора типа «лица в торте». Из первоначального сценария разрешалось сохранить разве что живого льва. «Спагетти по-русски» переименовали сперва в «Итальянцев в России», а затем – в «Невероятные приключения итальянцев в России». Договорились снимать трюковой фильм с погонями, рискованными сценами, матрешками, ГУМом, разводным мостом, белой ночью и прочими достопримечательностями Москвы и Ленинграда.

Большая разница

В то время как мы встречали итальянских гостей с русским размахом (даже Казанский собор в Ленинграде специально отреставрировали), зарубежные партнеры отвечать взаимностью не спешили. Итальянцы старались экономить на всем, включая актеров. За их подбор тоже отвечал итальянский продюсер, что было в диковинку привыкшему управлять ситуацией Эльдару Рязанову. Один из предложенных кандидатов на роль, как оказалось, сидел в то время за решеткой за уклонение от налогов. Режиссер хотел пригласить в картину Витторио Гассмана, но Лаурентис подобрал кадры подешевле. Впоследствии он пожалеет, что не позвал на фильм звезд, потому что в Италии комедия не вызвала большого резонанса.Подвели итальянцы съемочную группу и с костюмами. Казалось бы, кто лучше подберет современную одежду героям, как не законодатели мод в Милане и Риме? Но в Москву было прислано такое тряпьё, что вышедший из себя Рязанов просил не считать «Мосфильм» лавкой старьёвщика.На съемках в Италии наших киношников разместили в третьеразрядных отелях, сократили массовку и не изготовили нужных вывесок. Даже снимать на улицах приходилось из-под полы, потому что не было оплачено разрешение на профессиональную съемку. Рязанов объявлял забастовку и был готов к бойкоту фильма, если не будут созданы условия для нормальной работы.Но наших не избалованных западным бытом актеров окрыляла сама возможность провести время за границей. К примеру, Андрей Миронов снимался всего пару дней (за кладом он нырял не в ледяные воды Невы, а в ласковое Средиземное море), но не покидал Италию три недели. Тогдашняя супруга актера Екатерина Градова (Кэт из сериала о Штирлице) обрывала телефон, выясняя, что ее драгоценный муженек там делает. На что Миронов радостно отвечал: «Вот непонятливая – я здесь живу!». Поводов для подозрений у актрисы не было: компанию Андрею Миронову составляли Ольга Аросева (коллега по Театру сатиры, игравшая в картине маму героя) и исполнитель роли Хромого Евгений Евстигнеев со своей второй женой Лилией Журкиной.

Безумная гонка

В итальянском варианте комедия называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России» («Una matta, matta, matta corsa in Russia»), что являлось отсылкой к пародируемому фильму «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». В разных трюковых эпизодах советская картина пародирует и другие приключенческие ленты тех лет: «Крысиные бега», «Сицилийский клан» (оттуда Эльдар Рязанов позаимствовал сцену приземления самолета на оживленную трассу) и «Забриски-пойнт» (из гангстерской ленты Микеланджело Антониони был скопирован взрыв бензоколонки).Безумная гонка была как в кадре, так и за кадром – таких темпов съемки в Советском Союзе еще не знали. Члены съемочной группы разбили западное представление о медлительности советского кинопроизводства – на деле Рязанов доказал обратное. Обычно на подготовку одного трюка давалось несколько месяцев, а тут все трюки были поставлены за 31 день! А за два месяца, начиная с 14 мая 1973 года, было готово 90 процентов фильма. Рязанов сам себе удивлялся: ему впервые пришлось снимать с такой скоростью. На отдых съемочной группе отводился один выходной, в остальные шесть дней недели съемки велись почти круглосуточно, в две смены. Даже экспрессивные итальянцы взвыли от столь плотного графика, а наши актеры не роптали. Отказывались итальянские актеры и от сложных трюков (без дублера прыгал с моста в реку лишь Джузеппе – Нинетто Даволи), а советские коллеги выполняли всё, что было в их силах.


В частности, игравший милиционера Андрей Миронов сам рвался работать без каскадеров. Когда лев до полуобморочного состояния испугал итальянского актера, приподнявшись на задних лапах и поцарапав тому спину, Миронов не побоялся отыграть со зверем три дубля. Артист без дублера пробирался из кабины движущейся пожарной машины на лестницу, на корточках преодолевал 11 метров, спрыгивал на ехавшую под лестницей легковушку и влезал с крыши в ее салон. Миронов выпрыгивал, повиснув на ковровой дорожке, из окна шестого этажа ленинградской гостиницы «Астория», в которой потом всегда останавливался при посещении северной столицы. А еще он плавал под водой в Неаполе и висел на высоте 16-этажного дома над Невой – на краях разведенного моста, над проплывавшим внизу теплоходом. Не зря после этой роли актер стал Заслуженным артистом РСФСР.

Улыбнитесь, каскадеры!

Продюсер настоял на том, чтобы все автомобильные трюки выполнял итальянский каскадер Серджио Миони. По прилету в Москву он составил перечень требуемого реквизита. Увидев в этом списке ремни безопасности, ассистент режиссера раздобыл… пожарный рукав. Ну, не было в советском автопроме такой традиции – ремни к сиденьям пристегивать. «Сейчас на два болтика прикрутим и поедем», - заявил о пожарном рукаве помреж. Иностранный каскадер понял: в этой стране каждый водитель – трюкач. Но ремни ему все-таки доставили – из-за границы.Еще одним открытием итальянского автогонщика стало то, на каких «убитых» машинах ездили у нас их счастливые обладатели. Автомобиль был роскошью, а не средством передвижения, поэтому эксплуатировался до последней возможности. И, конечно, в кино новые машины не били – для трюков у каскадеров были лишь списанные «консервные банки».


Для итальянцев сделали исключение: привезли для каждого трюка по пять новеньких «Жигулей» третьей модели и «Москвичей-412». Именно «Москвич» форсировал по дну водное препятствие в фильме, когда итальянский пассажир просил водителя быть осторожным, чтобы не задавить рыбку. А «ВАЗ-2103» считался в Союзе почти иномаркой: экспортная машина отличалась высоким качеством сборки и импортными комплектующими, закупавшимися за валюту в Венгрии и Италии. В машине был мощный мотор, хромированная отделка и такие новые для советских машин детали, как подголовники, подлокотники и тахометр. В 70-х годах это была наша самая дорогая и престижная легковушка в малом классе. Собственно, фильм стал ее презентацией, и три разбитых в ходе съемок автомобилей из пяти были адекватной ценой за рекламу продукции Волжского автозавода на западном рынке.Но мало кто знает, что у наших машин в картине тоже были дублеры. В ряде сцен «Москвич» с итальянцами превращался в их родной «ФИАТ-1100», а «Жигули», на котором ехала Ольга, – в «ФИАТ-124». Съёмки в салоне практически все сделаны в «ФИАТе».Кстати, смонтированы автомобильные трюки в фильме с ошибками. Например, «Москвич» попадает под струю воды с разбитой передней фарой, а выезжает после «душа» с целой. В эпизоде, когда «Москвич» настигает «Жигули», и вторая машина от удара сзади взлетает над рекой, у «ВАЗа» еще до столкновения просматриваются вмятины, а после удара лишь слегка помят задний бампер. А как вам еще не «нюхавший пороху» «Москвич» на прицепе, у которого уже приподнята корма, поврежден бампер и выбито заднее стекло? Не менее забавна и сцена проезда «Москвича» на крыше «ВАЗа»: на колесах нет мостов, они просто припаяны к трубам, поэтому после сбрасывания с «Жигулей» у «Москвича» не реагирует подвеска – видно, что в автомобиле нет движка и трансмиссии.

Высший пилотаж

Между прочим, погоню с участием «Москвича» и «ВАЗа» с забрызганными грязью лобовыми стеклами, как и весь водительский аттракцион на пожарной машине, выполнили отечественные автогонщики. Не допустили их только к сцене посадки пассажирского лайнера на запруженную машинами дорогу.На самом деле, огромный «Ту-134» садился не на шоссе, а на «загримированную» под автостраду взлетно-посадочную полосу Ульяновского аэродрома, где практиковались будущие пилоты гражданской авиации. Когда министерство не разрешило их наставнику Ивану Таращану выполнить трюк, нарушающий инструкцию, он принял решение посадить самолет без участия каскадеров-автогонщиков. С чрезвычайной ситуацией справятся только авиаторы, объяснил заместитель начальника летной школы и распорядился сесть за руль легковушек своим летчикам. Самолет приземлялся на резервную полосу аэропорта (ее выдают попавшие в кадр радиолокаторы), и в машинах сидели такие же пилоты, как и за штурвалом «Ту-134». В итоге каждый из шести дублей был отработан безупречно.


Под стать профессионалам за рулем оказался и художник фильма Михаил Богданов: для сцены взрыва автозаправки он изготовил настолько правдоподобный муляж бензоколонки, что к ней подъезжали за горючим проезжавшие мимо автомобили.

Последняя гастроль Короля

Одним из главных героев картины можно по праву считать короля зверей – льва Кинга. По сути, этот опасный хищник был домашней «кошкой»: он с детства жил с людьми – вырос в доме архитектора Льва Львовича и Нины Берберовых в Баку. Он родился в Бакинском зоопарке и был чахлым и болезненным. Мать то ли отказалась от него, то ли умерла, поэтому его решили усыпить. Нина Петровна решила его спасти и забрала к себе домой.


Каждый день Кинг съедал полхолодильника: банку рыбьего жира, десяток яиц и несколько килограммов мяса. Поэтому съемки в кино стали для льва отличным шансом заработать на еду. «Ваш сценарий не раскрывает и сотой части его возможностей, - убеждал режиссера хозяин зверя. – Наш Кинг умеет всё».Но одно дело – выступать с отработанным номером, и другое – работать над трюком в кадре. Требовалось много дублей, так как мало что получалось с первого раза. Лев отвлекался, тормозил или просто не понимал, чего от него хотят. Кинг был домашним любимцем и не привык к цирковым нагрузкам. Он мог заставить съемочную группу три ночи ждать его настроения запрыгнуть в окно склада матрешек. График, регламент, бюджет – какое зверю дело до проблем режиссера? И Эльдар Рязанов после этого опыта зарекся хоть раз еще привлекать к съемкам животных.

Увы, звездная роль в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга последней. Во время съемок ему отдали под временное пристанище спортзал школы. Тут начинаются расхождения в версиях происшедшего. По одной из них, увидев в окне льва, один из зевак в школьном дворе стал дразнить зверя. Он прыгал, крутился и гримасничал, что Кинг расценил как приглашение к игре. Ведь на съемках именно так льва побуждали к сцене, когда он догоняет человека и валит его с ног. Кинг выдавил оконное стекло, подскочил к зеваке и уложил его на землю. На крики о помощи подбежал случайно проходивший мимо милиционер и стал стрелять в хищника. Кинг отступил к окну, из которого на свою беду выпрыгнул, но пули его догнали. По другой версии парень, ставший жертвой нападения, не дразнил льва, а только перелез через школьный забор за своей собачкой, а оставленный без присмотра лев, выпрыгнул в открытое окно и напал на него… Вслед за гибелью Кинга трагедия настигла и его хозяев. Чтобы залечить рану потери, Юрий Яковлев и Сергей Образцов подарили Берберовым нового льва, которого те назвали в память об утраченном предшественнике Кингом II. И через несколько лет новый член семьи лишил жизни сына хозяев, покалечил хозяйку и разделил судьбу своего предшественника…

В эпизоде с висячим на столбе Джузеппе часы за спиной героя перескакивают с 15.45 на 16.00 и обратно.
Уезжают из аэропорта герои комедии на «Волге» цвета баклажан с номером 67-37, а приезжают на антрацитовой «Волге» с госномером 62-80.
Когда между столиками итальянского кафе на бешеной скорости проезжает «скорая помощь», один из участников массовки от испуга упал во время съемки в обморок.
Итальянцы по сценарию не могут объясниться по-русски, но в фильме есть эпизод, когда один из них просит нашего ребенка дать ему лопатку, и мальчик понимает иностранца.
Наследница клада Ольга (Антония Сантилли) говорит голосом Натальи Гурзо, санитара Джузеппе (Нинетто Даволи) озвучивает Михаил Кононов, санитара Антонио Ломаццо (Алигьеро Носкезе) – Александр Белявский, мафиози Розарио Агро (Тано Чимароза) – Михаил Глузский, а доктора без паспорта (Луиджи Баллиста) – Яков Беленький.
Жену Антонио Ломаццо Маризу играет не указанная в титрах Римма Маркова.
Композитором фильма стал Карло Рустикелли, а исполнил песню Муслим Магомаев.Соавторами сценария с итальянской стороны являются Джузеппе Пиполо и Франко Кастеллано.


© Вячеслав Капрельянц

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экран 8 апреля 1974 года и занял четвёртое место в годовом прокате. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
За один год комедию посмотрели пятьдесят миллионов зрителей, и она занимает 39 строчку в списке самых кассовых советских фильмов.

Заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский сочинили ещё в семидесятом году. Называлась она «Спагетти по-русски». В Госкино заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и надо их переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.

2

Цитирую авторов заявки: «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами».
Тем временем реальные итальянцы - фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.
Так выглядели афиши в СССР и других странах, где показывали «Невероятные приключения итальянцев в России»

3

4

Однако продюсер Дино де Лаурентис заявил нашим творцам - Всё, что вы написали, ерунда, мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, - это историю с живым львом.
Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру, и тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей.

5

А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами - это проверенный на зрителе приём, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрёк: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».

6

Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился. Подготовительный период для съёмок в России продолжался тридцать один день - по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве.

7

В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону. Рязанов знал, что на Западе бытует мнение о том, что русские актеры чрезвычайно медлительны. А его картина доказывала обратное – спасовали иностранцы.

8

Актёров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всём, и актёры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звёзд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актёр сниматься не может - сидит в тюрьме за неуплату налогов.

9

Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, её не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.

10

Как бы ни пыхтел и ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнеров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрешки, и самолет, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».

11

Эти самые гости творили что хотели. Во время съемок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, отказывались рисовать необходимые вывески, всячески подчеркивали, кто в доме хозяин. Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на работу.

12

Итальянские актеры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику. Актрисе в результате пришлось прибегнуть к крайним мерам: она заткнула глотку одному из итальянских партнеров полотенцем и только тогда сумела произнести свои слова.

13

Но все же у наших артистов было не все так плохо. Наши (а в картине их трое - Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев) получили редчайшую возможность на халяву провести время в Италии. Капстрана, да еще какая! По тем временам сладкая мечта советского человека. Евстигнеев, сыгравший в «Итальянцах» колоритного Хромого, привез в Рим еще и вторую жену - Лилию Журкину.

14

Например, у Андрея Миронова было два съемочных дня, а провел он в Италии три недели и на телефонные вопросы своей тогдашней жены Екатерины Градовой: «Что ты там делаешь, ведь ты уже отснялся?» - Миронов отвечал конкретно и весело: «Глупая! Я здесь живу!»
Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон. Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком.

15

Также Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, а сцена, в которой капитан Васильев плавал под водой, нырнув под воду за драгоценностями, снималась в Неаполе, и поэтому Андрей Миронов опускался на дно тёплого Средиземного моря, а не холодной Невы.

16

В трюке с разведённым мостом единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублера), в эпизоде где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко» у которого нарастили на 2,5 метра рубку) участвовали студенты циркового училища.
Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15 этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Мироновым шел теплоход. Миронов изо всех сил пытался взобраться на мост по настоящему. Сняли весь эпизод за один день.

17

Большинства показанных в фильме скульптурных изображений львов в реальности в Ленинграде никогда не было, например, возле Певческой капеллы и неподалеку от Итальянского мостика через канал Грибоедова.

18

19

Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк».

20

Однако в Министерстве гражданской авиации ответили категорическим отказом. Тогда пилот Таращан потребовал: «Машины - только легковые, за рулями - только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В общей сложности самолёт сажали 6 раз и каждый раз безупречно. Кадры где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили снимали на резервной полосе. В некоторых кадрах сцены посадки самолёта видно незакамуфлированное радиолокационное оборудование аэропорта.

21

В сцене, где мафиози застревает в иллюминаторе самолета и он покрывается коркой льда, на самом деле был использован панцирь из слюды, изготовленный мастером спецэффектов Джулио Молинари. Присыпанный тальком и нафталином, панцирь сверкал и переливался, от него можно было откалывать куски. Роль доктора исполнил сам Эльдар Рязанов.

22

В те годы в этой комедии состоялась «презентация» новейшей модели «Жигулей» «ВАЗ-2103». «Тройка», или «трешка», в 1974 году была самой дорогой и престижной легковушкой малого класса отечественного автопрома. Едва появившись на киноэкране, «ВАЗ-2103» стал автомобилем-мечтой для десятков миллионов советских людей.

23

Множество хромированных деталей, не виданные доселе тахометр, подлокотники и подголовники, а также мощный движок - все это делало «тройку» эталоном автомобиля. К этому следует добавить отличное качество сборки «Жигулей», особенно машин в экспортном исполнении. Многие комплектующие для них закупались за валюту в Италии, Венгрии и других зарубежных странах.
В сравнении с топорно сделанными «Запорожцами» и «Москвичами» вазовские легковушки вполне заслуженно воспринимались советскими людьми как настоящие иномарки. По ходу действия «Приключений итальянцев» красный «ВАЗ-2103» лихо проносился по грязи, перелетал через забор, бился боками о различные препятствия, а после превращения в груду мятого железа его лихо восстанавливали работники советского автосервиса. Конечно, даже наши детишки понимают, что в съемках принимают участие несколько одинаковых автомобилей.

24

Поскольку в фильме предусматривалось множество автомобильных трюков, наши зарубежные парт­неры закупили для съемок даже не по две, а по пять штук «Москвичей-412» и «ВАЗ-2103». Команда советских каскадеров начала готовить машины к съемкам.
Но тут появился продюсер картины и сказал, что все трюки будет выполнять итальянец Серджио Миони. Прилетев в Москву, он написал целый список необходимого ему реквизита. Были в этом списке и ремни безопасности. Что это такое, в СССР тогда мало кто представлял. Помощник режиссера картины побежал и принес ему пожарный рукав: «Прихватим его двумя болтами к кузову - и порядок». Услышав это, Миони упал в обморок. Потом уже из Италии ему прислали настоящие ремни.
В далекие 70-е в нашей стране в процессе киносъемок разрешалось бить только списанные машины. На итальянцев это правило не распространялось, поэтому во время работы над «Невероятными приключениями» из пяти новеньких «Жигулей» они вдребезги расколотили целых три штуки. Впрочем, игра стоила свеч. После того как комедия вышла в зарубежном кинопрокате, она сделала отличную рекламу Волжскому автозаводу, чью продукцию тогда только начинали приобретать западные страны.
Продолжая автомобильно-водную тему, стоит вспомнить эпизод, в котором «Москвич-412» производства АЗЛК (от ижевского собрата он отличался лишь формой фар да облицовкой радиатора) форсирует водную преграду по дну водоема. Именно в этот момент была произнесена фраза, которая вызвала бешеный взрыв хохота в кинозалах, - сидящий на пассажирском сиденье итальянец просит водителя: «Осторожно, рыбку задавишь!»

25

Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадер, автогонщик Серджио Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики, они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной. Кстати, выходя вымытыми из-под струй воды, у Москвича оказывается восстановленной разбитая чуть ранее правая передняя фара
Во время всех автомобильных трюков автомобили показывают чудеса регенерации: когда герои залезают в Москвич на прицепе, у того уже погнут бампер и приподнята корма, также нет заднего стекла; в сцене, где Москвич догоняет Жигули, первая машина цела, а на второй уже видны вмятины, после сильнейшего удара в зад Жигули летит над рекой с чуть помятым задним бампером.
А в сцене, когда Москвич едет по спуску на крыше, видно, что ни двигателя, ни трансмиссии на машине нет, а колеса приварены к трубам вместо мостов, поэтому, когда Жигули «сбрасывает» Москвич с крыши, у последнего совершенно не срабатывает подвеска
Во время сьёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов, в результате многие автомобили подъезжали заправиться.

26

Кстати, Алигьеро Носкозе, сыгравший Антонио, в Италии прославился тем, что пародировал звезд и политиков. Помогал главарям масонской ложи «П-2», которые в конце 1970-х готовили государственный переворот в Италии. Алигьеро звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.

30

Лев Кинг был домашним зверем – он жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. Кингу на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограмм мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у Берберовых была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому они приняли предложение о съемках.

31

При сьёмках льва Кинга его хозяин, прочитав сценарий, заявил «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». После чего сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако в реальности выяснилось, что лев ленивый, отказывался делать многие трюки с первого раза. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.
Потом актер признался, что дико боялся. Но, видимо, царю зверей приглянулся обаятельный блондин, и он его не тронул. И в фильм вошел уникальный кадр, как милиционер поучает льва.

32

После этого Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром - анималистом.

33

Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга звездным и последним часом. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду.
По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю.
Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму.
Показ сверхзвукового самолета Ту-144 должен был завершать фильм. Именно его взлет должен был «застыть» на фоне завершающих титров фильма. Но, по настоянию партийных руководителей, эти кадры заменили на кадры взлетающего Ил-62. Как раз, за год до выхода фильма, Ту-144 разбился на авиасалоне в Ле-Бурже.

34

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» - легкий, динамичный и ни на что особо не претендующий - не снискал славу в зарубежном прокате (де Лаурентис, говорят, пожалел, что не занял в картине иностранных звезд), но у нас в стране его смотрели с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал его своей удачей. А напрасно, эта картина куда сильнее многих его весьма спорных картин последнего периода. Так что в данном случае зрителям виднее - они-то всегда были благосклонны к «Итальянцам».

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» вышел на экран 8 апреля 1974 года и занял четвёртое место в годовом прокате. Не будет преувеличением сказать, что в основном публика шла на Миронова. Поэтому не случайно, что 16 октября того же года ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

За один год комедию посмотрели пятьдесят миллионов зрителей, и она занимает 39 строчку в списке самых кассовых советских фильмов.

Заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский сочинили ещё в семидесятом году. Называлась она «Спагетти по-русски». В Госкино заявка не понравилась: сказали, что итальянцы какие-то неположительные, жуликоватые и надо их переделать. Соавторы, которых всю жизнь заставляли «переделывать» отечественных героев, ответили возмущенным отказом.

Цитата из заявки авторов: «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции. Избранная авторами ситуация позволяет развернуть веселое и увлекательное комедийное действие. Значительное место в будущем фильме отведено образу советского милиционера Серебрякова, который положительно трактуется авторами».

Тем временем реальные итальянцы - фирма «Дино де Лаурентис» вполне подтвердила миф о жуликоватости своей нации, задолжав «Мосфильму» серьёзную сумму после съёмок фильма «Ватерлоо» Сергея Бондарчука. Вернуть деньги можно было, лишь затеяв новую совместную постановку. Так заявка Рязанова и Брагинского была «благополучно» реанимирована.

Так выглядели афиши в СССР и других странах, где показывали «Невероятные приключения итальянцев в России».


Однако продюсер Дино де Лаурентис заявил нашим творцам - Всё, что вы написали, ерунда, мне нужен фильм-погоня, состоящий из трюков. Единственное, что можно сохранить, - это историю с живым львом.

Несчастные соавторы принялись выдумывать трюки: посадку самолёта на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Одобренный итальянскими соавторами сюжет снова понесли продюсеру, и тот приказал обязательно вставить в картину какой-нибудь эпизод в ГУМе: таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей.

А еще он велел сочинить сцену, где герои швыряются друг в друга тортами - это проверенный на зрителе приём, это смешно. Куски были вставлены, сценарий, в конце концов, утвердили с обеих сторон, «Спагетти по-русски» стали «Итальянцами в России». Рязанов перечитал сценарий, ужаснулся обилию трюков и мрачно изрёк: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».

Режиссером в итоге стал сам Рязанов. Был момент, когда он заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!». Однако руководители Госкино надавили на Рязанова, и тот согласился. Подготовительный период для съёмок в России продолжался тридцать один день - по советским меркам это было катастрофически мало, у нас едва ли не каждый трюк готовили несколько месяцев. Съемки начались 14 мая 1973 года в Москве.

В течение двух месяцев было снято девять десятых всего фильма. Сам режиссер признался, что никогда не снимал такими темпами. Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и пожаловались своему патрону. Рязанов знал, что на Западе бытует мнение о том, что русские актеры чрезвычайно медлительны. А его картина доказывала обратное – спасовали иностранцы.

Актёров выбирали продюсеры, что для Рязанова было, мягко говоря, непривычно. Итальянцы экономили на всём, и актёры не были исключением. Рязанов мечтал поработать с Витторио Гассманом, но поскольку де Лаурентис в успех картины изначально не верил, звёзд никто даже не беспокоил, подбирали кого подешевле. Однажды Рязанов одобрил фотографию очередного кандидата, а потом получил сообщение, что актёр сниматься не может - сидит в тюрьме за неуплату налогов.

Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, её не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.

Как бы ни пыхтел и ни протестовал против итальянского произвола Эльдар Александрович Рязанов, ему пришлось выполнить все пожелания партнеров. И ГУМ был, и лев, и обязательные русские матрешки, и самолет, приземляющийся на шоссе, и многочисленные автомобильные трюки, и взрыв бензоколонки, и многочисленные виды Ленинграда и Москвы. Так что получилось вполне законченное сочинение на тему «Советский Союз глазами зарубежных гостей».

Эти самые гости творили что хотели. Во время съемок в Италии предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, отказывались рисовать необходимые вывески, всячески подчеркивали, кто в доме хозяин. Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на работу.

Итальянские актеры тоже вели себя как хотели. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить какой-то сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику. Актрисе в результате пришлось прибегнуть к крайним мерам: она заткнула глотку одному из итальянских партнеров полотенцем и только тогда сумела произнести свои слова.

Но все же у наших артистов было не все так плохо. Наши (а в картине их трое - Андрей Миронов, Ольга Аросева и Евгений Евстигнеев) получили редчайшую возможность на халяву провести время в Италии. Капстрана, да еще какая! По тем временам сладкая мечта советского человека. Евстигнеев, сыгравший в «Итальянцах» колоритного Хромого, привез в Рим еще и вторую жену - Лилию Журкину.

Например, у Андрея Миронова было два съемочных дня, а провел он в Италии три недели и на телефонные вопросы своей тогдашней жены Екатерины Градовой: «Что ты там делаешь, ведь ты уже отснялся?» - Миронов отвечал конкретно и весело: «Глупая! Я здесь живу!»

Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и настаивал на том, чтобы самому исполнять все трюки. Например, в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине. Актер вылез из кабины, залез на лестницу, пробрался на четвереньках до ее конца, сполз на крышу ехавших под лестницей «Жигулей» и влез в салон. Даже для бывалого каскадера это являлось сложным трюком.

Также Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку, а сцена, в которой капитан Васильев плавал под водой, нырнув под воду за драгоценностями, снималась в Неаполе, и поэтому Андрей Миронов опускался на дно тёплого Средиземного моря, а не холодной Невы.

В трюке с разведённым мостом единственная в фильме сцена с участием дублёров (Нинетто Даволи (Джузеппе) прыгал сам, без дублера), в эпизоде где под мостом проплывает пароход (снимали пароход «Тарас Шевченко» у которого нарастили на 2,5 метра рубку) участвовали студенты циркового училища.

Чтобы создать у зрителя впечатление, что трюк выполнен артистами, нужны были их крупные планы. Уговорили Миронова, и он повис над рекой на вздыбленном крыле моста, высота которого равнялась примерно 15 этажному дому. Внизу плескалась Нева, под Мироновым шел теплоход. Миронов изо всех сил пытался взобраться на мост по настоящему. Сняли весь эпизод за один день.

Большинства показанных в фильме скульптурных изображений львов в реальности в Ленинграде никогда не было, например, возле Певческой капеллы и неподалеку от Итальянского мостика через канал Грибоедова.

Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк».

Однако в Министерстве гражданской авиации ответили категорическим отказом. Тогда пилот Таращан потребовал: «Машины - только легковые, за рулями - только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». В общей сложности самолёт сажали 6 раз и каждый раз безупречно. Кадры где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили снимали на резервной полосе. В некоторых кадрах сцены посадки самолёта видно незакамуфлированное радиолокационное оборудование аэропорта.

В сцене, где мафиози застревает в иллюминаторе самолета и он покрывается коркой льда, на самом деле был использован панцирь из слюды, изготовленный мастером спецэффектов Джулио Молинари. Присыпанный тальком и нафталином, панцирь сверкал и переливался, от него можно было откалывать куски. Роль доктора исполнил сам Эльдар Рязанов.

В те годы в этой комедии состоялась «презентация» новейшей модели «Жигулей» «ВАЗ-2103». «Тройка», или «трешка», в 1974 году была самой дорогой и престижной легковушкой малого класса отечественного автопрома. Едва появившись на киноэкране, «ВАЗ-2103» стал автомобилем-мечтой для десятков миллионов советских людей.

Множество хромированных деталей, не виданные доселе тахометр, подлокотники и подголовники, а также мощный движок - все это делало «тройку» эталоном автомобиля. К этому следует добавить отличное качество сборки «Жигулей», особенно машин в экспортном исполнении. Многие комплектующие для них закупались за валюту в Италии, Венгрии и других зарубежных странах.

В сравнении с топорно сделанными «Запорожцами» и «Москвичами» вазовские легковушки вполне заслуженно воспринимались советскими людьми как настоящие иномарки. По ходу действия «Приключений итальянцев» красный «ВАЗ-2103» лихо проносился по грязи, перелетал через забор, бился боками о различные препятствия, а после превращения в груду мятого железа его лихо восстанавливали работники советского автосервиса. Конечно, даже наши детишки понимают, что в съемках принимают участие несколько одинаковых автомобилей.

Поскольку в фильме предусматривалось множество автомобильных трюков, наши зарубежные парт­неры закупили для съемок даже не по две, а по пять штук «Москвичей-412» и «ВАЗ-2103». Команда советских каскадеров начала готовить машины к съемкам.

Но тут появился продюсер картины и сказал, что все трюки будет выполнять итальянец Серджио Миони. Прилетев в Москву, он написал целый список необходимого ему реквизита. Были в этом списке и ремни безопасности. Что это такое, в СССР тогда мало кто представлял. Помощник режиссера картины побежал и принес ему пожарный рукав: «Прихватим его двумя болтами к кузову - и порядок». Услышав это, Миони упал в обморок. Потом уже из Италии ему прислали настоящие ремни.

В далекие 70-е в нашей стране в процессе киносъемок разрешалось бить только списанные машины. На итальянцев это правило не распространялось, поэтому во время работы над «Невероятными приключениями» из пяти новеньких «Жигулей» они вдребезги расколотили целых три штуки. Впрочем, игра стоила свеч. После того как комедия вышла в зарубежном кинопрокате, она сделала отличную рекламу Волжскому автозаводу, чью продукцию тогда только начинали приобретать западные страны.

Продолжая автомобильно-водную тему, стоит вспомнить эпизод, в котором «Москвич-412» производства АЗЛК (от ижевского собрата он отличался лишь формой фар да облицовкой радиатора) форсирует водную преграду по дну водоема. Именно в этот момент была произнесена фраза, которая вызвала бешеный взрыв хохота в кинозалах, - сидящий на пассажирском сиденье итальянец просит водителя: «Осторожно, рыбку задавишь!»

Большинство трюков в автомобильной погоне выполнил итальянский каскадер, автогонщик Серджио Миони. Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули» попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики, они же осуществили всю водительскую часть номера с пожарной машиной. Кстати, выходя вымытыми из-под струй воды, у Москвича оказывается восстановленной разбитая чуть ранее правая передняя фара

Во время всех автомобильных трюков автомобили показывают чудеса регенерации: когда герои залезают в Москвич на прицепе, у того уже погнут бампер и приподнята корма, также нет заднего стекла; в сцене, где Москвич догоняет Жигули, первая машина цела, а на второй уже видны вмятины, после сильнейшего удара в зад Жигули летит над рекой с чуть помятым задним бампером.

А в сцене, когда Москвич едет по спуску на крыше, видно, что ни двигателя, ни трансмиссии на машине нет, а колеса приварены к трубам вместо мостов, поэтому, когда Жигули «сбрасывает» Москвич с крыши, у последнего совершенно не срабатывает подвеска

Во время сьёмок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от своих прототипов, в результате многие автомобили подъезжали заправиться.

Кстати, Алигьеро Носкозе, сыгравший Антонио, в Италии прославился тем, что пародировал звезд и политиков. Помогал главарям масонской ложи «П-2», которые в конце 1970-х готовили государственный переворот в Италии. Алигьеро звонил общественным деятелям и разговаривал с ними голосами политиков.

С актёром по имени Кинг - львом, выросшим в квартире бакинского архитектора, - отношения тоже не складывались. Дрессировка и домашнее воспитание - совсем не одно и то же.

Своенравному зверю было наплевать на жёсткий съёмочный график, на бюджет, на советско-итальянские отношения - он игнорировал сценарий и делал только то, что хотел. Не хотелось ему прыгать в окно склада матрёшек - и группа покорно ждала три ночи. На четвёртую Кинга что-то заинтересовало внутри склада, и он прыгнул.

Лев Кинг был домашним зверем – он жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. Кингу на обед нужен был целый холодильник продуктов: несколько килограмм мяса, яйца, рыбий жир. Зарплата у Берберовых была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому они приняли предложение о съемках.

При сьёмках льва Кинга его хозяин, прочитав сценарий, заявил «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». После чего сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако в реальности выяснилось, что лев ленивый, отказывался делать многие трюки с первого раза. В одном из эпизодов лев Кинг поднялся на задние лапы и оцарапал спину итальянскому актеру. А Миронов отыграл три дубля со зверем.

Потом актер признался, что дико боялся. Но, видимо, царю зверей приглянулся обаятельный блондин, и он его не тронул. И в фильм вошел уникальный кадр, как милиционер поучает льва.

После этого Рязанов дал себе слово больше никогда не быть режиссёром - анималистом.

Работа в «Невероятных приключениях итальянцев в России» стала для Кинга звездным и последним часом. В качестве временной жилплощади на период съемок в Ленинграде семье отдали целую школу. В какой-то момент льва оставили в школьном спортивном зале на несколько минут без присмотра. Кинг заинтересовался зевакой в школьном саду.

По словам очевидцев, парень стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, подбежал к парню и повалил его на землю.

Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!». С обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но Гуров разрядил в Кинга всю обойму.

Показ сверхзвукового самолета Ту-144 должен был завершать фильм. Именно его взлет должен был «застыть» на фоне завершающих титров фильма. Но, по настоянию партийных руководителей, эти кадры заменили на кадры взлетающего Ил-62. Как раз, за год до выхода фильма, Ту-144 разбился на авиасалоне в Ле-Бурже.

Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» - легкий, динамичный и ни на что особо не претендующий - не снискал славу в зарубежном прокате (де Лаурентис, говорят, пожалел, что не занял в картине иностранных звезд), но у нас в стране его смотрели с удовольствием. Эльдар Рязанов не считал его своей удачей. А напрасно, эта картина куда сильнее многих его весьма спорных картин последнего периода. Так что в данном случае зрителям виднее - они-то всегда были благосклонны к «Итальянцам».