Как коробочка познакомилась с чичиковым. Ольга баранова, г. полярные зори, мурманская область. Урок-исследование. Опыт медленного чтения

"Ну, баба, кажется, крепколобая " ^ подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души" гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя. Павел Иванович Чичиков - мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом.

Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой "гадости и мерзости может дойти человек" в погоне за деньгами и собственным благополучием. Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке - достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать "мясо, птицу, пеньку и мед", но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем "дубиноголовая" Настасья Петровна "решила", что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. "Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

" Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней "с большею свободою, нежели с Маниловым". Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, ког-на отвлекается от интересующего его дело. Настасья Пет - боится продешевить, все остальное не беспокоит эту "на - u тдтельницу".

Она, "женщина пожилых лет, в каком-то К льном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неуро-убытки и держат голову несколько набок, а между тем бирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, разме - щенные по ящикам комодов". Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян - лишь бы получить деньги.

Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы "Мертвые души". Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в "настоящих мертвых душ". Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа - беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ "птицы-тройки" - России, которая все же преодолеет всетрудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.Н. В. ГогольБандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит...

  2. Главный характер нашего нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышьябеготня", крик негодования,...

  3. Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Гоголь Поэма «Мертвые души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался...

  4. «Вся Русь явится в нем!» - говорил Гоголь о сюжете «Мертвых душ». Монументальное эпическое полотно своей поэмы автор составил из бытовых зарисовок, портретов, пейзажей, лирических...

  5. Николай Васильевич Гоголь - прекрасный сатирик, увидев ший сам и показавший широкой читательской аудитории щ бельность крепостнического строя, его пагубное влияние на души помещиков и...


  • Рейтинговые записи

    • - 15 533 просмотров
    • - 11 050 просмотров
    • - 10 540 просмотров
    • - 9 658 просмотров
    • - 8 631 просмотров
  • Новости

      • Популярные эссе

          Особенности обучения и воспитания детей в школе V вида Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

          “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова - произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,

          Открытый урок «Площадь криволинейной трапеции» 11класс Подготовила учитель математики Козляковская Лидия Сергеевна. МБОУ СОШ № 2 станицы Медведовской Тимашевского района

          Знаменитый роман Чернышевского “Что делать?” был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на

          ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ МАТЕМАТИКИ. 2015-2014 уч. год Цели предметной недели: - повышение уровня математического развития учащихся, расширение их кругозора;

      • Экзаменационные сочинения

          Организация внеклассной работы по иностранному языку Тютина Марина Викторовна, учитель французского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Система

          Я хочу, чтоб жили лебеди,И от белых стайМир добрее стал…А. ДементьевПесни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских

          «Тарас Бульба» - не совсем обычная историческая повесть. В ней не отражены какие-то точные исторические факты, исторические деятели. Неизвестно даже,

          В повести “Суходол” Бунин рисует картину обнищания и вырождения дворянского рода Хрущевых. Когда-то богатые, знатные и могущественные, они переживают период

          Урок русского языка в 4 «А» классе

Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме, Мертвые души.

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
Н. В. Гоголь

Бандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит любого, а второй за копейку удавится сам.
Э. Севрус

Произведение "Мертвые души", произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой "Божественной комедии" Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение.
Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг - помещики, второй - чиновники, третий - высшие чиновники.
Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души - это не крестьяне, не мужики, это - помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока.
Гоголь, как писатель-сатирик, озирает жизнь "сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слезы", это фраза ключ к понимаю творчества Гоголя.
В каждом слове писателя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.
Счастлив тот писатель, "который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною свою действительностьюЕ". И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить "свою страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеровЕ". Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю никогда не избежать лицемерного суда, "который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющий человечество". В конце концов остается писатель-сатирик одиноким.
Эпизод, согласно определению Ожегова, 1. Случай происшествие. 2. Мелкий, незначительный случай. 3. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Так и эпизод "Мертвых душ" Чичиков у Коробочки, является лишь составной частью большого произведения. Но при всем при этом имеет сюжетную линию и завершенность. Одна только контрастность по сравнению с другими эпизодами позволяет на долго запомнить происходящие в нем действия и его героев.
Сюжет "Мертвых душ" состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
Между автором и героями существует довольно четкое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но не смотря на прозу историка, который старается быть объективным и постоянно подчеркивает дистанцию между собой и героями, автор вовсе не равнодушен к происходящим событиям.
Почти все персонажа "Мертвых душ" воспринимаются мной как бы двойным зрением: во-первых, такими какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством - источник глубокого комизма.
Знакомя нас с помещиками, автор использует, казалось бы, определенный порядок: описывает дом, интерьер, дает портрет хозяина, заводит разговор и мертвых душах, рассказывает о жизни крестьян. В каждом герое писатель находит яркое, индивидуальное и заостряет это.
Согласно сюжетной линии Чичиков после Манилова направился к Собакевичу. Но случилось так, что он попал к Коробочке. Это последовательность в развитии событий имела свою логику. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка - в некотором роде совершенно противоположные люди. И потому один характер делает более четким другой. По своему умственному развития Коробочка стоит ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее "дубинноголовой" Коробочка вся погружена в мир хозяйственных интересов. Манилов "парит" над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудоумное и мелочное хозяйствование.
Герб Коробочки - комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовываются петух, свинья, индейка и "прочая живность". Второй ряд ящиков комода наполнен разным "хозяйственным овощем": картофель, свекла и прочее - для каждого свой ящик. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочкиЕ
Бездушие коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, - это цены на пеньку, на мед. Ее оторванность от людей, полное внутренне равнодушие и отупение проявляется в том, что она и о покойном муже вспоминает только, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала.
Отсутствие духовной и душевной жизни у Коробочки компенсируется чревоугодием. У Коробочки на столе "гребки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешкиЕ"
Животно-растительное существование героев в позволяет автору сравнивать их с животными - например, Собакевича с медведем средней величины. Интересно и то, что Коробочка является на фоне птиц - на стенах висели картины с какими-то птицами, окно "глядело едва ли не в курятник", дворик перед окнами дома "весь был наполнен птицами - индейкам и курам нет числа". Все упоминаемые птицы связаны в нашем сознании с обозначением глупости, безмозглости, бессмысленной хлопотливости - как раз с теми чертами которые присущи Коробочке.
И крепостные слуги, находясь в подчинении у бесчеловечных хозяев, сами обесчеловечиваются, углупляются, обездушиваются: черноногая девка Коробочки читает, не вникая в смысл, а только радуется, что из букв получаются слова.
Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится "прогадать" в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения - а вдруг они "в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся". В таком неожиданном повороте мысли суть характера "крепколобой" старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним - копеечной выгодой. Да и с копейкой то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки. Торгуя мертвыми душами и хорошо зная цену на них Коробочка принимает мертвые души за какой-то еще не известный ей, но уже ходкий товар. Однако она проявляет нерешительность.
Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее; своими сомнениями и опасениями они едва не доводит его до исступления. "Послушайте, матушкаЕ Эх, какие вы! Что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах". Чичиков почти не владеет собой и костит "проклятую старуху".
Но здесь неожиданно вторгается голос автора: "Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка".
Выход в свет "Мертвых душ" стал крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны. Поэма Гоголя "потрясла всю Россию" - вспоминал позднее Герцен. Книга Гоголя возбуждала негодование ко всему строю жизни и будила стремление к борьбе с ним. Вокруг "Мертвых душ" кипели ожесточенные споры.
Но сейчас поэма "Мертвые души" остается необычайно актуальной. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в лицах и сегодняшних людей, замечаем тех же Манилова, Собакевича, Коробочку. Даже Гоголь в минуты уединенных бесед самим с собой призывал заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: "А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?"

Задачи и тесты по теме "Чичиков у Коробочки в роль эпизода в поэме, Мертвые души"

  • Роль мягкого и твёрдого знаков - Правописание гласных и согласных в значимых частях слова 4 класс

«Ну, баба, кажется, крепколобая…» - подумал Чичиков.

Н. В. Гоголь

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян.

Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя. Павел Иванович Чичиков - мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой «гадости и мерзости может дойти человек» в погоне за деньгами и собственным благополучием.

Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке - достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем «дубиноголовая» Настасья Петровна «решила», что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с Маниловым». Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда она отвлекается от интересующего его дела. Настасья Петровна боится продешевить, все остальное ее не беспокоит. Она, «женщина пожилых лет, в каком-то чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай и убытки и держат голову несколько набок, а между тем собирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян - лишь бы получить деньги.

Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы «Мертвые души». Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в «настоящих мертвых душ».

Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа - беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ «птицы-тройки» - России, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.

Гоголь не был фантастом, он не мог предсказать, как скоро это случится, поэтому образ «тройки» символичен. Это почти мечта автора о прекрасном будущем отечества. «Русь, куда же несешъся ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…»

Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком‑то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной. Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня). Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников».



Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как‑нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли). Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает.

В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».

Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки. Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.

В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь наряду с гениальной галереей портретов помещиков подробно описывает своего главного героя - Павла Ивановича Чичикова. Подобно Хлестакову, он врывается в жизнь мелкопоместных уездных дворян и раскрывает для нас их сущность. Но принадлежит ли он сам к этой портретной галерее? Каков он сам? Опишем его внешние приметы. Он, разумеется, мошенник. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет им поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Если бы ему досталось приличное наследство, он, может, и не пускался бы в авантюры, но Чичиков беден и хочет единственно доступным ему путем остроумного обмана добыть то, чего был лишен от рождения. Он прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет... Попробовав себя в разных сферах добывания легких денег, Чичиков придумал великую аферу с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог. Чичиков умен, обаятелен, но его ум и обаяние направлены на то, чтобы одурачивать окружающих. Чичиков общается с такими же мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее; он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение. Он довольно циничен, придумав такую аферу с покупкой мертвых душ. Если нужно, он являет образец милейшего и воспитаннейшего человека, но когда это не требуется, являет свои истинные манеры. Например, заключая сделку с Собакевичем, который сразу разгадал его, Чичиков разговаривает на его языке: - Хорошо, давайте же сюда деньги!

На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмите. - Да извольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги. Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, другой написал на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные ревизские души получен сполна». Ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений. Разве что Манилова это приводит в замешательство. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», - такова их логика, очень циничная и бесчеловечная. Как относится Гоголь к своему герою? Прежде скажу, что лично мне в конце концов захотелось «поболеть» за Чичикова. Он стоит в одном ряду с такими обаятельными проходимцами, как Хлестаков и Остап Бендер. Но у Гоголя был другой взгляд на героя. По мысли писателя, его герой не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться. Он оправдывает Чичикова в его монологах, рассказывая, как трудно бедному человеку в мире, где ценится только капитал. Он показал, что и Чичиков может испытывать чувство бескорыстной любви и искренне поклоняться женщине. Он наделил его способностью терзаться душой, испытывать чувство стыда - это не может не вызывать сочувствия в читателе. И Гоголь разоблачает своего героя, показывая его мелочность, жадность до денег. И вместе со всем этим Чичиков отличается своей незаурядностью. Так, когда в городе NN узнают, что Чичиков может быть вне закона, рождается масса предположений, кто он на самом деле. Это очень волнует все высокое собрание у губернатора: кто же этот Чичиков? Строятся самые невероятные предположения: то ли это легендарный разбойник капитан Копейкин, то ли сам Наполеон. Но во втором томе «Мертвых душ», по замыслу писателя, Чичикова должно было ждать перерождение. Все лучшее в нем было достойно второй попытки начать жизнь, и Чичиков должен был воспользоваться ею.

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» - это острая сатира на помещичье-крепостной строй, пытавшийся удер­жаться в самодержавной России. Глупые, невежественные, теряющие человеческий облик помещики не только смеш­ны, но и ужасны. Сюжет поэмы разворачивается вокруг крупной аферы Чичикова, который хочет скупить «ревизские души» умер­ших крестьян, продать их, как живых, и получить за это большие деньги. После посещения Манилова судьба сводит главного ге­роя поэмы с Коробочкой. И по фамилии, и по характеру эта помещица - сама бережливость: «одна из тех мату­шек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка очень хозяйственна, она крепкая помещица. Крестьян у нее поменьше, чем у Манилова, но они не бед­ствуют, да и знает их Коробочка по именам. Прекрасно понимая власть денег, Коробочка торгует всем, что только может дать ей деревенька: медом, пень­кой, салом, птичьими перьями. Подторговывает она и са­мими крестьянами. Непонятна и страшна страсть Коро­бочки к накопительству, ведь сама она эти деньги не ис­пользует, а детей у нее нет. Ради денег эта рачительная хозяйка согласна торго­вать и таким необычным товаром, как «мертвые души». Не поняв сначала, о чем речь, она готова даже раскапы­вать их из земли. Единственное, чего боится Коробоч­ка, - продешевить, ведь ее интересы и беспокойство сосредоточены не на людях, живых или мертвых, а на деньгах: «Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытки. Может быть, ты, отец мой, меня обманешь, а они того.. они больше как-нибудь стоят». Мелочное скопидомство, дубинноголовость, упрямство Коробочки способно вывести из себя даже такого знатока человеческих душ, как Чичиков. Понимая торгашескую натуру помещицы, он и беседу с ней ведет «с большею сво­бодой, нежели с Маниловым», позволяет себе сердиться, кри­чать, возмущаться. «Мертвые души» - товар новый, странный, но нашел­ся покупатель, стало быть, они ценны и полезны - при­мерно так рассуждает Коробочка. Ее нудная медлитель­ность и осторожность в разговоре вызваны боязнью упус­тить свое, продешевить: «...лучше ж я маненько повреме­ню, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Она высказывает даже самые нелепые предложения: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся...» И только ложь Чичикова, что он ведет казенные подряды и может у нее покупать разные «хозяйственные продукты», помогла ему подтолкнуть «крепколобую бабу» к сделке. Но Коробочка не успокаивается. Мы еще встретимся с ней, когда она приедет в город, находящийся в шестидесяти верстах от ее поместья, чтобы справиться о ценах на «мер­твые души». В композиционном построении поэмы этот эпизод («Чичиков у Коробочки») имеет большое значение. Мы видим, что «хозяйственная» жизнь Коробочки может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как «бесхозяй­ственная» жизнь Манилова. И у Чичикова, и у Коробоч­ки жажда наживы, составление капитала любыми сред­ствами вытравляют человеческую теплоту из их сердец, и они постепенно превращаются в самые настоящие «мертвые души».