Как правильно оформить отчет по практике. Требования к оформлению отчета. Требования к отчету по производственной практике

Требования к отчету по производственной практике

Общие положения

Отчет по производственной практике – это самостоятельная учебная работа студента, содержащая результаты теоретических, расчетных и аналитических исследований. Цели такой работы – овладеть приемами самостоятельной исследовательской деятельности, углубить и расширить теоретические знания и практические навыки для решения профессиональных задач, выработать умение публичной защиты.

Перед началом работы студент получает задание научного руководителя в стандартной письменной форме.

Объем отчета по производственной практике

Нормативный объем работы – 25 страниц стандартного компьютерного текста в редакторе Microsoft Word, через 1,5 интервала, шрифтом Times New Roman, размером 14 пунктов, нормальной жирности.

При расчете рекомендуемых объемов исключены большие таблицы, громоздкие рисунки, список использованных источников, приложения. Большие таблицы, цифровой материал (объемом от одной страницы формата А4 или более), громоздкие рисунки и прочие иллюстративные материалы должны быть вынесены в приложения.

Структура отчета

Во введении отражаются основные задачи практики, указывается организация, в которой осуществлялось прохождение практики, место прохождения, срок прохождения и должность, в которой студент проходил практику, также отражается актуальность выбранной для анализа проблемы.

Объем введения – 1-2 стр.

Текст основной части делится на разделы, подразделы, параграфы в соответствии с оглавлением и структурой рассматриваемых вопросов (приложение Е).

Текст должен сопровождаться иллюстрациями: графиками, диаграммами, схемами.

В заключении содержатся краткие выводы по результатам выполненной работы, оценка полноты решения поставленных задач, рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее теоретическая и практическая значимость.

Объем заключения – 2-3 стр.

Список использованных источников характеризует глубину и широту изучения проблемы, демонстрирует эрудицию и культуру исследования.
В список включают все источники, на которые есть ссылки в тексте, в алфавитном порядке.

Каждый документ, включенный в список, оформляется в соответствии с библиографической записью по ГОСТ 7.1-84. Перед названием источника в списке проставляется порядковый номер.

Порядок расположения источников:

официально-документальные издания (конституция, законы, указы, кодексы, постановления органов государственной власти);

письменные памятники, документы;

научная и учебная литература (монографии, сборники статей, учебные пособия и др.)

Примеры описания отдельных источников даны в Приложении Д.

Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендуемого и справочного характера.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение. Наверху справа листа пишется слово «Приложение» и его буквенное обозначение, начиная с А, а под ним указывают «рекомендуемое», «справочное» или «информационное». При наличии только одного положения оно обозначается «Приложение А».

Рисунки и таблицы приложений нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения.

Оформление приложений производится точно так же, как и основного текста. После названия следует само приложение, оформленное по правилам текста, таблицы, рисунка, и т. д.

Требования к оформлению отчета

Отчет выполняется на белой бумаге формата А 4 (210´297) с одной стороны листа на компьютере (в текстовом редакторе Microsoft Word, через 1,5 интервала, шрифт Time New Roman высотой 14 пунктов, обычной жирности, выравнивание по ширине строки, цвет – черный).

Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм.

Интервалы слева и справа – 0 пп.

Абзацы в тексте начинаются отступом красной строки 1,25 компьютерного редактора.

Опечатки, описки, графические неточности, обнаруженные в тексте, допускается исправлять аккуратным заклеиванием или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте и тем же способом исправленного текста.

Отчет по практике выполняется на компьютере и печатается на одной стороне листа писчей бумаги стандартного формата А4 210 / 297мм, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал между строками – полуторный, абзацы в тексте начинают отступом 1 – 1,5 см. При печатании текста должны соблюдаться следующие поля: 20 мм от верхней кромки листа, 25 мм – от нижней, 15 мм – от правой и 30 мм от левой кромки.

Первый лист отчета по практике – титульный (см. приложение 2)

Нумерация страниц. Страницы нумеруются в верхнем правом углу листа без каких-либо знаков (точек после номера страницы и пр.). Нумерация страниц – сквозная по всей работе. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) – не нумеруются, нумерация начинается с 3-й страницы.

Структура работы. Весь текст работы разбивается на главы и параграфы, имеющие наименование и порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами. Первая цифра параграфа обозначает номер главы, вторая – номер параграфа. В отчете по практике с новой страницы начинается только каждая следующая глава, внутри главы между параграфами пропуски не допускаются, т. е. когда заканчивается изложение параграфа, то далее идет наименование следующего параграфа и его текст.

Оформление заголовков.

Наименование структурных элементов отчета по практике «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ», наименование глав следует печатать прописными буквами и располагать в середине строки без точки в конце и не подчеркивая. Заголовок параграфа записывают строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком главы и параграфа должно быть не менее 15 мм (одна пустая строка); внутри главы расстояние между последней строкой текста предыдущего и последующим заголовком следующего параграфа – не менее 15 мм.

Оформление формул. Пристального внимания при оформлении отчета по практике требуют формулы. Все формулы печатаются разборчиво соответствующим шрифтом. Мелкий шрифт, близкое расположение знаков друг к другу и небрежность недопустимы. После формулы помещается перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой значения и указанием их единиц измерения. Перечень располагают колонкой, символ отделяют от его расшифровки знаком «тире».

Все формулы в отчете по практике нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.

В дальнейшем в работе при использовании делают ссылку в тексте на номер формулы в круглых скобках, например: «в формуле (1)…».

Расстояние от формулы до текста должно быть не менее одной свободной строки.

Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Первая строка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле.

Ссылки на источники. Цитаты, статистические данные, используемые законодательные и нормативные материалы должны быть отмечены ссылкой. Ссылки на использованные источники делают в тексте работы, при этом указывают номер источника, согласно его номеру в библиографическом списке, и номер страницы, например: . Данная ссылка означает, что этот материал взят со страницы 55 источника номер 20. Ссылка делается в тексте работы, а не внизу листа.

В примечаниях к тексту указывают только справочные и поясняющие данные,их помещают непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым они относятся. Слово «Примечание» печатают с прописной буквы с абзаца.

Оформление графического материала . Графики, диаграммы, рисунки и другие иллюстративные материалы помещают в тексте работы по ходу изложения вопроса или на следующей странице; можно помещать их в конце работы отдельными приложениями. Они называются рисунками, соответственно обозначаются словом «Рис. ...» и нумеруются по порядку арабскими цифрами в пределах всей работы. Допускается нумерация иллюстраций в пределах главы арабскими цифрами, в этом случае номер иллюстрации будет состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации.

Иллюстративные материалы выполняются в едином черном цвете, не допускается оформление разными цветами. Если иллюстрация не помещается на одной странице, можно переносить ее на другие, при этом название иллюстрации не повторяется, а на следующих страницах внизу под иллюстрацией пишут: «Продолжение рис. 3». Если иллюстрация занимает не всю страницу, то после нее должен располагаться текст работы, не допускается оставление чистого листа. Ссылки на иллюстрации дают по типу: «... в соответствии с рисунком 3» или (рис. 3). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращением слов «смотри», например: (см. рис. 3).

Оформление таблиц . Цифровой материал оформляется в виде таблицы, которая располагается в работе непосредственно после текста, где она упоминается, либо на следующей странице. Таблицы, расположенные более чем на двух листах, помещаются в Приложении .

Графу «№ п/п» в таблицу не включают . При необходимости нумерации показателей порядковые номера указывают в боковине таблицы перед их наименованием.

Каждая таблица должнаиметь тематическое название и номер. Номер таблицы проставляется в верхней правой части, при этом знак № не ставится, название таблицы пишется над таблицей. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Точка после номера таблицы не ставится. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Заголовок следует помещать над таблицей посередине, он должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

Наименование показателей в таблице должно быть полным, не допускаются сокращения, обозначения показателей в виде символов. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах измерения, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах измерения (например, в тыс. руб. или %), то сокращенное обозначение единицы измерения помещают над таблицей.

После таблицы продолжают излагать текст отчета по практике, не оставляя пропусков. Не допускается разделять таблицу таким образом, чтобы на одном листе располагалось ее название и наименование граф, а сами показатели и цифры переносились на другую страницу.

Пример 1. Как показывают данные таблицы 2.15, товарооборот предприятия…

Пример 2. Уровень издержек обращения предприятия (табл. 2.12) возрос на 0,85 %.

После изложения текста отчета по практике пишется заключение , которое располагают с новой страницы. В конце заключения студент ставит свою подпись и дату окончания выполнения работы.

Оформление библиографического списка. Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 – 2003. В список включаются основные использованные законодательные, нормативные документы, относящиеся к теме работы, а также статистические сборники, труды отечественных и зарубежных экономистов по теме исследования, статьи, тезисы докладов и т.д.

Все литературные источники располагаются в следующем порядке:

Федеральные законы. (Обратнохронологический порядок);

Указы Президента РФ. (-«-);

Постановления Правительства РФ (-«-);

Законы Самарской области;

Постановления Законодательного собрания Самарской области. (-«-);

Постановления администрации г. Самары (-«-);

Приказы министерств и ведомств. (-«-);

Положения, инструкции министерств и ведомств. (-«-);

Инструктивные письма министерств и ведомств. (-«-);

Статистические ежегодники. (Хронологические порядок);

ГОСТы, прейскуранты. (В порядке номеров);

Литература. (Книги, статьи из периодических изданий – по алфавиту).

Библиографический список печатается с абзацным отступом 1-2,5.

Приложения располагаются в конце отчета по практике сразу после библиографического списка в порядке появления ссылок на них в тексте.

Приложения имеют общую с остальной частью отчета по практике сквозную нумерацию страниц. Их оформляют как продолжение отчета по практике на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

Каждое приложение отчета по практике должно начинаться с нового листа и иметь заголовок, который записывается симметрично тексту прописными буквами. В правом верхнем углу листа печатается слово «Приложение» и ставится его номер по порядку. Если приложение состоит из нескольких страниц, то на каждой странице вверху в правой части пишется «Продолжение приложения».

При наличии в отчете по практике приложений на них в обязательном порядке должны быть ссылки по тексту. Ссылки на приложения в тексте оформляются следующим образом: «...текст Приложения 1» или «Как видно по данным (Прил. 1)…».

Приложения (первичные документы, регистры, разработочные таблицы) должны быть заполнены . Схемы и рисунки могут содержаться в тексте, если они органично дополняют текст, информативны по содержанию и наглядны по форме, в иных случаях они выносятся в приложения или подшиваются в отдельную папку (титульный лист приведен в прил. 3). Перегружать текст расчетными данными и объемными таблицами не рекомендуется.