Гопники: история возникновения и обычаи. Законы, по которым живут гопники. Быть «ровным славянским пацаном»

В сегодняшней заметке я хочу поговорить на тему феномена «гопники» . Это явление на сегодняшний день является достаточно распространенной в молодежной среде. В отличие от известных молодежных субкультур, доминирующих в СМИ, гопники сегодня - реальная форма социализации большей части молодежи в основном из низших слоев российской провинции. Данное явление нельзя, строго говоря, отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Это, скорее, тип мировоззрения и образа жизни молодых людей, чем определенная форма молодежной субкультуры.
В ходе исследования, проведенное Тюменским государственным нефтегазовым университетом, выявлено несколько версий возникновения понятия "гопники" . Согласно одной, оно происходит от воровского жаргонного слова "гоп-стоп", означающего грабёж, вооружённый налёт. По другой - истоки восходят к малоизвестному жаргонному выражению "гопать" - бродить без определённой цели. Есть и версия о том, что название этой молодежной группы идет от слова "гопа" - ночлежка, которое, в свою очередь, произошло от аббревиатуры ГОП (городское общежитие пролетариата). Сельская молодёжь, перебирающаяся в поисках лучшей жизни в города в первые годы советской власти, селилась в подобных заведениях, создавая им дурную славу.

Развитие движения "гопников" имеет два достаточно четко выделяемых периода: 20-е и 90-е годы прошлого века. Периоды возникновения и возрождения "гопничества" связаны с переломными годами в развитии страны, являются следствием системного кризиса. Сегодня термин становится достоянием общественного массового сознания, а феномен рассматривается предельно широко, вплоть до включения в это маргинальное молодежное движение всех слоев населения современной России.

Важной характеристикой любой социальной группы является самоидентификация . Человек, который разделяет ценности гоп-культуры, гопниками называется "пацаном" или "нормальным пацаном". Тот факт, что слово "гопник" в данной социальной группе не используется (по крайней мере для самоидентификации), свидетельствует о его происхождении извне. Интересным представляется выбор слова "пацан", которое в русском языке является синонимом слов "мальчик", "подросток".

Если, к примеру, неформалы своим названием подчёркивают несоответствие стандарту, отличие от других, гопники показывают, что они обычные, нормальные, такие, какими должны быть все. Для гопника одной из наивысших ценностей является принадлежность к группе. Первичная группа - это единственная социальная ниша, в которой он может себя реализовать, получить признание и уважение за смелость, принципиальность, верность товарищам - положительные человеческие качества, которые общество вне данной социальной группы не замечает и не ценит. Группа товарищей представляет для гопника примитивную, но в то же время реальную (достижимую) систему ценностей, которая сводится к формуле "будь как все, не противопоставляй себя группе". Только в этих узких рамках гопник может реализовать свою индивидуальность. Любой, даже самый "героический" поступок ничего не значит, если он произошёл без свидетелей или без одобрения со стороны референтной группы.

Социологические исследования подтвердили факт распространения движения гопников в российской провинции , причем массовый характер оно имеет среди подростков и молодежи, относящейся к периоду ранней юности. Так, только 12,7% опрошенных школьников ответили, что ничего не знают о гопниках; среди учащихся колледжей и профессиональных училищ таких оказалась 23% (данные нуждаются в уточнении); наименее информированными оказались, как и ожидалось, родители подростков - 28% из них не слышали о такой молодежи. Большинство респондентов не только знают о гопниках, но и общались с ними; значительная часть находится в контакте с этой группой. Более того, из анализа открытых вопросов видно, что примерно пятая часть подростков мужского пола выражает симпатии этой молодежи, или признается, что принадлежит к ней.

К характерным чертам гопников респонденты отнесли следующие: а) групповая сплоченность на основе общих интересов; б) доминирующая ориентация на материальные ценности; в) сформированный на основе "зоновского" языка жаргон, содержащий большой объем специфических понятий, распространенных в местах заключения и вышедших за их пределы, а также нецензурную лексику; г) уважение к индивидам, имеющим опыт отбывания наказания в местах лишения свободы; д) нетерпимость, агрессивность по отношению к представителям других групп молодежи; е) культ физической силы - брутальность.

Понятие "гопники" участники групповой дискуссии определяли следующим образом: "бандиты"; "организованная преступная группа"; "группа молодых людей, имеющих свою точку зрения"; "группа молодежи со своей философией"; "наркоманы". Происхождение термина связано, по мнению респондентов, с понятием "гоп-стоп", что отражает основную направленность деятельности гопников - вымогательство под любыми предлогами. Как правило, вымогаются мобильные телефоны и деньги. Под философией или "точкой зрения" гопников понимается непризнание законов страны и общества, ориентация на уличный грабеж, а не на получение образования и зарабатывание денег собственным трудом, отсутствие самореализации в других общепризнанных формах жизнедеятельности. Также отмечалась нетерпимость к представителям некоторых молодежных субкультур, прежде всего, таким, как панки и неформалы ("нефоры").

Внешние черты современных гопников и особенности их поведения описаны участниками фокус-групп через следующие признаки: а) обязательные: спортивный костюм, кепка-восьмиклинка, короткая стрижка, семечки; б) стремление к объединению в большие группы (до 10 человек) и демонстрации собственного "авторитета" посредством апелляции к физической силе; в) общение с представителями других молодежных групп ориентировано на разжигание конфликта (на "развод") с целью последующего обвинения в "неправильном" поведении, чтобы начать вымогательство и перейти к физической агрессии; г) вымогательство ориентировано сегодня на получение, прежде всего, мобильных телефонов и денег; д) могут контролировать районы города, а молодые люди, принадлежащие к гопникам или имеющие среди них знакомых, могут свободно перемещаться по территории данного района.

Общий сценарий конфликтного общения с гопниками следующий: поиск повода для конфликта ("есть два рубля?", "а сотовый?"); нарастание вербальной агрессии; нахождение поводов для конфликта и начало агрессии (предлагают пройти в "удобное" место); собственно вымогательство и/или избиение. Опыт общения имели юноши, один из них объяснил свою позицию при взаимодействии с гопниками: не вступать в разговоры, зная их цель, и сразу переходить либо к конфликту, либо стремиться избегать всякого общения - сбежать. Неоднозначные позиции во мнениях респондентов выявились при объяснении повышенной агрессивности гопников по отношении к панкам и неформалам. Большая часть респондентов указывали на отличительные особенности этих молодежных групп во внешнем виде: длинные волосы, эпатажная одежда и т.д., которые раздражают гопников, имеющих в своем облике совершенно другие элементы, скорее свидетельствующие о брутальности. Другая группа участников дискуссии, среди которых были юноши, имевшие личный опыт общения с гопниками, считают, что их нетерпимость не связана с какими-либо мотивами непринятия субкультуры других молодежных групп, а вызвана только стремлением посредством вымогательства приобрести материальные средства, "главное - нажива".

Значительная часть респондентов отмечала связь гопников с представителями криминальных сообществ , что проявляется не только в заимствовании языковых штампов, но и ряде правил и норм, регулирующих поведение членов группы, в стремлении подражать лицам, имеющим опыт нахождения в местах заключения, - "у них есть "авторитет", который распределяет обязанности".

Участники дискуссии считают, что к гопникам относятся лица мужского пола, начиная от подросткового до среднего и старшего возраста. Большинство респондентов отмечают, что, будучи учащимися 5 - 7-х классов, ничего не знали о гопниках, однако с 16-летнего возраста стали получать информацию об этой группе молодых людей. Такие широкие возрастные границы объяснены тем, что у лиц, относящихся к гопникам, по мнению респондентов, есть в жизни только два пути: первый - взрослея, принять нормы общества и выйти из группы, второй - утвердиться в группе, что повлечет дальнейшее погружение в "мир криминала". Все же респонденты сходятся во мнении, что гопники - это, как правило, люди молодого возраста. Единодушным было мнение о том, что к гопникам относятся лица только мужского пола. Однако было отмечено, что и среди девушек иногда взаимодействие носит характер, присущий стилю общения гопников. Тем не менее, подчеркнутая маскулинность этого молодежного движения может считаться фактом.

В настоящее время недостаточная изученность феномена гопников не позволяет дать определённый ответ на вопрос, являются ли они носителями особой молодежной субкультуры (контркультуры), хаотически формирующейся общностью подростков, предрасположенных к совершению делинквентных действий, или же мы имеем дело со сложившимся молодежным движением.

Безусловно, явление гопников нельзя отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Эта группа находится под сильным влиянием криминальной субкультуры, проявляющейся, в частности, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения. Законы криминального мира в значительной степени определяют мировоззрение гопников, но если ценности группы вступают в конфликт с "блатными понятиями", гопник не колеблясь, поступит "не по понятиям". Отождествлять криминальную субкультуру и гопников было бы неправильно. Гопника отличает способность к прямому действию, он не рефлексирует. Индивидуальность гопника - миф, ибо гопник, осознавший свою индивидуальность, автоматически выбывает из группы. Социальная опасность феномена гопников не осознается современниками в полной мере, так как эта молодежь не проявляет себя в качестве активной реакционной группы, как, например, скинхеды. Сущность мировоззрения гопников - агрессивное отрицание ценностей культуры: высокого уровня образования, межэтнической толерантности, труда, стремления к самосовершенствованию и приверженности к этическим нормам. Гопники -маргинальное течение с размытыми представлениями о социальных, нравственных, правовых нормах. Сущность гопника - несформированная личность, не желающая и не способная делать выбор собственной жизненной стратегии. Оценки масштабности "гопничества" сегодня достаточно сложны, но о его распространенности в регионе можно судить по факту самоидентификации 30% опрошенной молодежи. Глубина социальных последствий данного явления в российской провинции скажется, видимо, уже в ближайшем будущем, когда новое поколение повзрослевших гопников превратится в избирателей, часть наемных работников на региональных рынках труда и т.д. Необходимо средствами молодежной политики предотвратить возможную связь новых поколений россиян с субкультурой гопников, демонстрируемой сегодня на улицах провинциальных городов.

Подготовлено по материалу: Гаврилюк, В.В. Гопники как феномен в среде молодежи // СОЦИС. - 2010. - №1. - С. 126-131.

Окраина города. Уличные фонари, конечно же, не горят, и вы держите в руках телефон, освещая им бетонную тропинку. Стемнело, опустело, похолодало — желание оказаться в теплой уютной квартире велико как никогда. Вдруг из недр детской площадки доносится залихватский свист. «Соловей-разбойник?» — думаете вы. Но присмотримся внимательно: кто же это зовет нас сиплым голосом и неприветливо требует подойти к нему?

Гопники, гопы, гопари. Собирательно — гопота, гопьё. Мы встречались во дворах, на остановках общественного транспорта, в подземных переходах. Со временем из названия самой распространенной субкультуры это стало именем нарицательным. Выругался матом в маршрутке — гопник. Не выбросил окурок в урну — гопник. Пьешь алкоголь на улице, громко смеешься на людях — гопник. Но мало кто задумывается над тем, какова история этой культуры, какие у нее есть правила и характерные особенности. Мы решили развеять дымку неизвестности своим историческим экскурсом и рассказать все.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

История гопников начинается не с лихих 90-х, как многие думают, а с конца XIX века. В дождливом и зябком Петрограде, на Лиговском проспекте создают Государственное общество призора. Сокращенно — ГОП. В него прибывают беспризорники и попавшиеся на мелком хулиганстве и краже дети. Чуть позже, после Октябрьской революции 1917 года, Общество призора переименовали в Государственное общежитие пролетариата. Функция не изменилась, только юных нарушителей закона стало в несколько раз больше. Жители города начали звать воспитанников общежития «гопниками», а в обиходе появилось выражение: «Количество гопников измеряется в лигах». А у невоспитанных людей спрашивали: «Вы что, на Лиговке живете?»

После Великой Отечественной войны, когда гопники еще не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах окраинных районов орудовала советская шпана. Их банды делились по районам и враждовали друг с другом, постоянно устраивая массовые потасовки. Милиция не вмешивалась, потому что шпана обходилась без серьезной уголовщины и не поддерживала связей с миром криминала.

Широкую известность термин «гопник» получил в конце 1980-х, в период перестройки. Это была единственная субкультура, которая не «забивала» за собой определенные музыкальные жанры и не противопоставляла себя массам. Но культурное воздействие в итоге взяло свое — гопники начали использовать «бандитскую феню», придерживались «тюремных понятий» и чувствовали сердцем блатную воровскую романтику — грязную, но честную и пацанскую. К лихим 90-м они стали полноценной частью культуры — с шансоном, позаимствованным у сидевших, спортивной одеждой, обусловленной дешевизной и огромным количеством подделок на районных рынках, а также аутентичными правилами и привычками.

ПРАВИЛА

Гопник гопнику рознь, не все придерживались установленных канонов. Всего несколько важных пунктов отличают гопника от обычного уличного хулигана и беспредельщика:

  • Правило #1: «Противники дерутся один на один». Нападение толпой — то, на что шли в исключительных случаях.
  • Правило #2: «Не звать на помощь старших и не жаловаться им». Так как это проявление слабости и трусости, которое порицалось и наказывалось.
  • Правило #3: «У драки должна быть причина». Бить без причины — беспредел, который наказывается старшими.
  • Правило #4: «Бить можно, калечить нельзя». Дрались до первой крови и никогда не били человека, который решил разнимать дерущихся.
  • Правило #5: «Нельзя хвастаться тем, чего не делал». У человека всегда могли потребовать доказательства его геройских подвигов. В случае обмана хвастуну гарантировано всеобщее презрение.
  • Правило #6: «Не трогать влюбленных». Даже если «чужак» с другого района провожает свою девушку по чужой территории. Но стоит девушке переступить порог дома, как начинается разборка.
  • Правило #7: «Нельзя бить или оскорблять девушек». Но это правило не распространялось на девушек «легкого поведения» или тех, кто курит сигареты.
  • Правило #8: «Друзей сдавать нельзя» — никогда, ни под каким предлогом.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

  • Спортивная одежда, прическа «ёжиком», четки, кепка с козырьком или черная спортивная шапка на затылке (наиболее вероятная версия, что гопники копируют привычку дембелей, которые перед гражданкой носили фуражки подобным образом; другая легенда гласит, что во времена Киевской Руси мужчины таким образом показывали, что готовы к драке).
  • Исковерканные «тюремные понятия» — по «тюремным понятиям» нельзя называть представителем нетрадиционной сексуальной ориентации человека, который к ней не принадлежит. Более того, к гомосексуалистам нельзя притрагиваться, чтобы не «зашквариться».
  • Развязная речь, девиантное поведение, «патриотизм» — гопники принципиально предпочитают автомобили отечественного производителя.
  • Сидение на корточках — и очень важно, чтобы пятки не отрывались от земли. Так заключенные в местах лишения свободы отдыхали во время прогулок во дворе, чтобы не сидеть на холодном бетоне.

Как вести себя с гопником, который хочет спровоцировать конфликт?

Как упоминалось в статье, чтобы не сойти за «беспредельщика», нельзя драться без причины. Потому конфликт нужно создать. Дальнейшее напоминает либо нехитрую шахматную партию, либо словесную дуэль. И каждый в состоянии ее выиграть, следуя простым советам :

  1. Не подходите если вас зовут: с чего вы должны выполнять его указания?
  2. Не здоровайтесь за руку: по «тюремным понятиям» вы не должны жать руку незнакомца. А если это не правильный пацан, а петух — и вы зашкваритесь?
  3. Не оправдывайтесь: ваше «но» будет расценено как слабость.
  4. Не переживайте: слабость только провоцирует их на агрессию.

В английском языке есть такое слово privacy*. В русском языке есть совсем другое - гопник. Значения и того, и другого почти невозможно передать на родном языке, вообще бесполезно - переводить. Но оба слова характеризуют какую-то свою...

В английском языке есть такое слово privacy *. В русском языке есть совсем другое - гопник. Значения и того, и другого почти невозможно передать на родном языке, вообще бесполезно - переводить. Но оба слова характеризуют какую-то свою неповторимую среду. У них, например, полная свобода передвижения - в любое время и в любом направлении. Это прайвиси. У нас - паспортный режим, регистрация, «задержание до выяснения». Это абсолютно законное гопничество. И совместить два этих понятия невозможно. Они взаимоисключающи.

За последние лет сто гопникам у нас давали два определения. Бродяги, нищие и мелкие воры. Из таких формировался костяк комбедов, раскулачивавших крестьян. Для них же на месте двух петроградских гостиниц большевики открыли «Городское общежитие пролетариата» (сокращенно «ГОП»). Это 1920 год.

Малообразованная молодежь городских окраин, электорат ЛДПР, гоняющий на тюнинговых «девятках». Они грызут семечки у подъездов, мусорят на тротуарах, ненавидят приезжих из СНГ, промышляют мелким рэкетом, ходят в остроносых туфлях и пьют крепкое пиво из пластмассовых стаканчиков. Это уже 90-е.

И тех и других, как принято считать, больше нет. Концентрат гопников начала века, по легенде, уничтожила советская власть, с трудом растворив их в массе приличных граждан. То же самое было и с гопниками 90-х, высерками переходного времени - так отразилась на прослойке стабильность при Владимире Путине. Но было бы глупо утверждать, что с гопотой в обоих случаях было покончено. Гопник всего лишь растворился в массе, переоделся в новую одежду и сел за руль другой машины. Массы, в свою очередь, приобрели некоторые его приметы. Само гопничество перестало обозначать узкую группу людей, теперь это черта характера всякого человека. И ключевые свойства - непонимание границ личной свободы, то есть прайвиси, враждебность и даже отсутствие самоиронии, - сейчас присущи всем.

Но кому-то больше, кому-то нет. Кто-то почти гопник, а кто-то почти приличный. Кто, например, мой знакомый, милый с виду молодой бухгалтер Роман, - я так и не знаю. Вот на своей красной «Пежо» он уступил дорогу пешеходам. А через час сковырнул на парковке зеркало заднего вида с соседской машины и поехал дальше. Вот Рома на день рождения нашего общего друга Сергея заказывает столик в одном из ресторанов Новикова и дарит какой-то невнятный мексиканский бамбук. А уже через час после небольшого дружеского стеба над подарком бьет со всей дури им по Сергеевому лицу. Вот, наконец, Рома жалуется на засилье мигрантов. А затем убеждает нас, что Эстония - единственная нацистская страна на свете.

У гопничества появился другой облик и новые привычки. На примере Романа мы составили инструкцию, как распознать современного гопника, какие у него приметы и отличия от предшественников.

*Privacy - обозначение неприкосновенности частной жизни, личных свобод человека и их границ, установленных законодательством.

Гопник и гопник

Гопник 90-х годов не понимал значения слова «гопник». Понятие употреблялось только вне гопнической прослойки. В этом смысле Г. обозначались как некая замкнутая субкультура вроде панков, скинхедов или готов. Но в отличие от них Г. не присваивали остальному населению каких-либо названий (в среде панков и готов обычные граждане были «цивилами»). Более того - Г. не признавали разницы между собой и прочими людьми. Современные же представители этой прослойки очень часто употребляют понятие Г. в отношении приезжих, безработных, политически индифферентных людей, лиц без высшего образования. Так делает Роман, являясь при этом уроженцем Кабардино-Балкарии. С присущей Г. нетолерантностью Роман презирает всех, кто на него похож.

Примечание : в качестве синонима Г. последнее время употребляется «быдло»: «офисное быдло», «быдло с Кавказа», «модное быдло» и пр.

Гопник и прайвиси

Последнее, о чем будет думать Рома, - это об интересах и комфорте окружающих. О чужих интересах Рома, кажется, не знает совсем. Поэтому запросто выкидывает окурки из окна на головы прохожим. До покупки машины Рома никогда не уступал свое место женщинам и пожилым людям в метро. А после - свой парковочный пятачок на тротуаре. Если бы у Ромы была собака, он водил бы ее в туалет на детскую площадку и даже не задумался прихватить пакет. Для Ромы существует только его собственное прайвиси, хоть он и не знает, что это такое. И обеспечивает он его всегда за счет других.

Гопник и одежда

Купленные на рынке остроносые туфли, спортивный костюм и кепка с коротким козырьком уходят в прошлое. Торговые центры с европейской одеждой есть теперь в каждом районе Москвы и других миллионников. Г. приобщились к стилю casual: повседневные джинсы, рубашка, кеды. Но при этом никуда не делся элемент дурновкусия: современные Г. полюбили дешевый шик и пафосность. На недорогой майке обязательно есть стразы, кеды должны быть с блестками, желательно золотистого оттенка. Под расстегнутой (специально) рубашкой опять же со стразами - толстая цепь. Летом молодые Г. вместо шортов носят подвернутые до колен джинсы. И невозможно понять, какая тут преследуется цель.

Вообще любая вещь должна отдавать пафосом, это принципиально - с костюмом за 5 тыс. руб. непременно надеваются яркие запонки. Одежда должна выглядеть не только шикарно, она должна об этом кричать. Отсюда болезненное стремление Г. покупать подделки известных брендов. У нашего Романа на ремне большая золотистая бляха с надписью Prada. В переходе на Пушкинской такая штука стоит 700 руб. («Модное быдло» носит оригинал, но бляхи все те же - золотистые и огромные.)

Большой популярностью у Ромы пользуется сеть магазинов Zara. Несмотря на длинные очереди, нет у Ромы магазина любимее. За 15 тыс. руб. там можно одеться с ног до головы. Причем вещи по внешним признакам очень похожи на ассортимент более дорогих брендов. Прилепишь к каким-нибудь джинсам большие буквы Armani - и вообще не отличить. «Зару» уже не раз обвиняли в пиратстве. Но как отказаться от такой замечательной ниши?

Гопник и негопник

В отличие от своего предшественника, современный Г. стремится быть похожим на негопника. Роман общается по работе с самыми разными людьми. Но тесные контакты удаются с трудом, что вызывает у Ромы раздражение. Его неумение шутить и вообще понимать иронию отталкивает рядовых граждан. Убедить в чем-то Рому тоже невозможно. Как и любой Г., Рома высказывается на любые темы и не признает альтернативного мнения. Так что спор с Ромой рассматривается как вторжение в зону его прайвиси и, скорее всего, кончится вторжением в вашу. В разговоре он любит дотрагиваться руками до собеседника, акцентируя тем самым мысль. Когда говорить начнете вы, Рома тут же отвлечется на свои дела, уставится в телефон или включит радио.

Гопник и власть

Вообще Г. крайне аполитичен. Но насчет власти у Г. есть свое мнение. Если наш Роман и ходил на выборы - то только потому, что на выборы ходили его коллеги и друзья. Роме хоть и все равно до интересов окружающих, но соответствовать негопникам - его основная идея. Несмотря на это, в силу своего голоса Роману верить не удается. Власть, по его соображению, не может быть такой запутанной. Она должна быть конкретной, четкой, но напрямую не задевающей самого Рому. Такая власть есть у президента, за что его искренне любит всякий Г. В то же время Г. презирает всех остальных ее представителей. И боится конкретных - милицию, налоговиков и пр. В отличие от президента, они всегда могут применить к Г. уже свою прямую и явную власть. А Рома, как нормальный Г., такого никак не приемлет.

Гопник и патриотизм

Гопник и гражданская активность

Аполитичность молодого Г. всегда можно преодолеть. Главное только - публично разделить его взгляды. Теперь это делают сразу несколько политических сил - начиная с ДПНИ, заканчивая в каком-то смысле более приличными - «Молодой гвардией» и «Нашими». Но среди ДПНИ и «Наших» слишком много собственно Г., которых Роман по возможности избегает (см. Гопник и гопник). Поэтому в его фаворитах на данный момент «Единая Россия».

Гопник и закон

Законы никто не соблюдает, по этой причине так же поступает и Роман. Соответствуя, как ему кажется, массам. Он нередко садится подвыпившим за руль. Сознательно не пристегивает ремень. Другое дело - когда ему на перекрестке однажды ударили в зад, Роман несколько изменил свои манеры. Но все же соблюдать законы не научился - такому можно только заставить. Поэтому Г. так не любит власть в лице конкретных исполнителей (см. Гопник и власть). Вторгаясь в неограниченное прайвиси Г., они заставляют его изменить свои взгляды. И нет для уверенного в себе Г. ничего ужаснее.

Гопник и музыка

Здесь Роман ушел далеко от Г. предыдущего десятилетия. Вместо техно и шансона - ар-эн-би и брит-поп. Еще Рома знает тексты «Звезды по имени солнце» и «Ой-о». И уже ведь лучше, чем техно. Но что-то никак не дает покоя. Какая-то замешкавшаяся между треками «Вёрв» и «Радиохед» песня «Стоп, куда же я иду?!» девушки из «Фабрики звезд». Еще немного - и вот уже играет «Не сходи с ума» Тимати, «Не родись красивой» Юлии Савичевой…

Все-таки лучше бы он слушал техно с шансоном.

Гопник и церковь

Наверное, ничто так не греет Рому, как православная вера и уединение в церкви. Крещенный по собственной воле в 20 лет, он каждые полгода посещает храм - на Рождество и Пасху. Там можно побыть собой, подальше от всех этих интеллигентов-христопродавцев. Без стеснения достать из-под рубахи со стразами массивный крест. И, если хватит терпения, послушать, что скажут отцы.

В одно Рождество я встретил Рому с тремя канистрами перед храмом на Сретенке. Минуя службу, он жадно грузил святую воду в багажник.

Дословно

Маша Гайдар , лидер молодежной организации «ДА!»: Для меня это синоним хамства, наглости

Для меня это синоним хамства, наглости. Это человек, для которого не существует никого вокруг. Он абсолютно не стесняется поступать так, как удобно ему, хотя это может не понравиться кому-то еще. Гопник уверен в том, что он всегда прав. Свою правоту он доказывает только силой, потому что не умеет ничего другого.

У гопника, скорее всего, было трудное детство. Проблемы в семье, сложности с учебой. До вуза он не дотянул, потому что не смог и не хотел. Гопнику тяжело общаться в компании приличных людей, поэтому его можно увидеть только в кругу ему подобных.

Такие люди сейчас встречаются в молодежных политических организациях. Это, например, боевое, если так можно сказать, крыло «Наших». Не все «Наши», только провокаторы, которые срывают акции и митинги своих оппонентов и громят посольства. Они действуют по понятиям, и им не обязательно платить за это колбасой и глазированными сырками.

Александр Белов-Поткин , лидер ДПНИ : Деклассированный элемент, склонный к совершению грубых, лишенных изящества преступлений

В моем понимании гопота - это деклассированный элемент, склонный к совершению грубых, лишенных изящества преступлений. Глобально гопота как явление проявляется в период экономической нестабильности, когда большое количество в первую очередь молодых людей не могут реализоваться в жизни, отрываются от семейной среды и ведут асоциальный образ жизни. Сбиваясь в группы, они создают определенную субкультуру. Она не является «классической» преступной, так как гопота живет по квазипонятиям.

В современной России и Украине гопники, как правило, являются выходцами из городских образований на сельских территориях, то есть это не крестьяне и не горожане в классическом понимании. Каждый из них в отдельности может быть неплохим человеком. Однако в силу сложной ситуации в райцентрах, тяжелого материального положения родителей, средних или низких интеллектуальных способностей, отсутствия работы и других источников существования молодые люди стараются выживать совместно, иногда объединяются в полукриминальные сообщества.

Если попробовать нарисовать портрет среднестатистического гопника, то это будет мужчина до 25 лет, одет в одежду, купленную на «вьетнамском» рынке, курит табак, не прочь выпить и забить «косячка», может быть обладателем автомобиля «ВАЗ 2108», поддельных швейцарских часов, скорее всего, имеет короткую прическу, слушает устаревшую попсу или шансон, пытается разговаривать «за жизнь», лицо имеет характерный «сельский загар», может грызть семечки. Гопничество не имеет национальности, распространено среди разных народов.

Атрибутика гопника: кепка, золотые или серебряные цепи, дешевая «печатка», барсетка, кожаная куртка по пояс. Дерзкое поведение, особенно в сообществе себе подобных. Может начать придираться к словам, внешнему виду, если увидит «лоха» или «не местного».

Как-то в начале 90-х я вышел с девушкой из метро, остановился купить у палатки шампанское и шоколадные конфеты, потом пошел по направлению к дому. Видимо, у палатки я «светанул лопатник». По дороге через сквер я почувствовал, что за нами кто-то идет. Резко выхватил из пакета бутылку «Советского» и развернулся. На меня смотрели две пары перепуганных глаз гопников кавказского происхождения, у одного был нож. Секундная пауза - и они убежали.

Каждый мыслящий и философски настроенный россиянин знает, что, вопреки распространённому мнению, в стране не две беды, а три: дураки, дороги и гопники. Кому-то может показаться, что первая и последняя категории синонимичны, но это будет вывод глупого и невежественного человека. Российская маргинальная культура не только являет собой полноценный самобытный феномен, но становится аналогом вируса, который поражает сознание западного потребителя. В последние годы американская молодёжь пытается примерить на себя роль русских гопников: учится носить спортивные костюмы, с известной грацией сидеть на «кортах» и хардбасить, то есть под ломаный ритм бессмысленно стучать ногами по полу.

Русский гопник европейским взглядом

Для начала необходимо разобраться, каким видится русский гопник в американской интерпретации. Его фундаментом и основообразующей чертой является музыкальный аспект, в частности, культура рейва. В стандартном понимании под этим словом подразумевается массовая дискотека под диджейские-сеты; многочасовая вечеринка, где в алкогольном и наркотическом угаре перемещаются группы людей с бессмысленными, но крайне весёлыми лицами. Считается, что подобные мероприятия зародились в конце 80-х в Великобритании, впоследствии сформировав движение под девизом «Мир, любовь, единство и уважение» (PLUR ). Идея стала стремительно распространяться по континентальной Европе, Австралии и США. Площадкой для реализации изменённых сознанием амбиций становились не ДК и школьные столовые, а заброшенные склады или площадки под открытым небом. Люди в странной и вызывающей одежде осуществляли эпилептические телодвижения, кидались друг на друга в животном порыве и закатывали зрачки в музыкальном экстазе.



Извратили и поняли

До России модное движение, как обычно, доходило крайне долго - около десятка лет. В 90-е годы всеми красками на отечественной почве заблистали The Prodigy, Scooter, Grid и The Shamen, через некоторое время выкристаллизовался знаменитый «КаZ антип». Разумеется, извращённый постсоветским кризисом «пацанский» мозг по-своему интерпретировал идею движения, трансформировав её практически до неузнаваемости и превратив в Hardbass с одноимённым гимном. В 2010 году на видеохостинге YouTube появился ролик под названием «Школа колбасы», где четыре молодых парня с неистовыми глазами в экстатическом танце кричат о том, что «бутираты и спиды — злейшие враги».

В этом может быть тяжело поверить, но команда быстро набрала последователей, в числе которых были также те, кто не оценил иронии. В то же время на Украине идея получила совершенно иное толкование - радикально настроенные ребята превратили танец в символ националистического движения, что подтверждают слова «Мы Hardbass к вам в дом приносим, один-четыре, восемь-восемь». Ещё через пару лет Hardbass захлестнул и всю остальную Европу. Более того, иностранцы начали наперебой употреблять таинственное сочетание слов Cheeki Breeki, которое чётко ассоциировалось с с российскими «народными» танцами под электронную музыку.

«Ровная» инструкция для чётких пацанов

Впечатлительные европейцы были по-хорошему ошарашены энергетикой деструктивной российской молодёжи и приступили к познанию доселе неведанного феномена. Быстро отреагировав на живой интерес, ровные пацаны из России начали записывать видеоролики, в которых на дошкольном английском пытались объяснить свою философию. Слово «гопник» перестало быть откровением, оно стало статусным и престижным. В частности, гуру славянской моды объясняли, что сидя на корточках, нужно обязательно касаться земли пятками, поскольку неписанный закон гласит: «Если пятки отрываешь — пацанов не уважаешь ». Однако другие эксперты с готовностью вступают в прения, указывая, что это частные правила каждого района.

Через некоторое время британская хип-хоп группа 4NBoyz выпустила трек, в котором повествуют о том, как сильно им нравится сидеть на корточках, используя фразу: «твоя телка уйдет ко мне, когда увидит, как я сижу на кортах». Более того, а звезда эстонского рэпа Tommy Cash вообще не отходит от славяно-пацанской тематики. В его клипах пропагандируется спортивная одежда, подержанные российские автомобили, православные иконы и образ жизни «белого быдла».

В данном случае мы сталкиваемся с уникальным явлением: тогда как в России тема рейва и угарных вечеринок давным давно успела себя изжить, европейская культура только начала ассимилировать в себя один из аспектов уникального российского существования.