Энциклопедия танца: Менуэт. Становление танца в широких народных массах. Менуэт в музыке

Отточенные десятилетиями танцевальные па менуэта демонстрируют галантность кавалеров и очарование дам. Ведь менуэт – это танец, достойный королей.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas – маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.


Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем – несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора – король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта – в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.

Как вы думаете, кто самая пунктуальная пони в Понивилле? Что-что? Твайлайт Спаркл? А вот и не угадали. Нашу героиню зовут Менуэт, и самый страшный её кошмар — это не успеть вовремя.

Хорошая новость от Mark Sprague : он сделал ещё одну игру про пони!

Плохая новость от него же: это не совсем та игра, которую он собирался сделать:)

Самая главная новость: игра получилась отличная.

Менуэт — кристальная пони, живёт в Понивилле и работает в клинике доктора Колгейт. Кстати, их часто путают — очевидно, потому что у них очень похожие Метки.

Тем не менее, особые таланты у обеих пони совершенно разные. Если Колгейт умеет подчинять себе время, то Менуэт отличается изумительной пунктуальностью и всё всегда успевает.

Нет для неё страшнее кошмара, чем куда-то опоздать. И, разумеется, однажды нашёлся злодей, который этим воспользовался. Знакомьтесь: Король Кошмаров.

Сей гнусный слонопотам является нашей поняше во сне и начинает её троллить кошмарами, в которых она постоянно опаздывает. Но Менуэт без боя не сдастся!

Итак, наша с вами задача — провести пони к выходу каждого уровня за ограниченное время. Очень ограниченное: типичные цифры на таймере — 10-15 секунд. При этом опасность опоздать — не единственная: можно провалиться в пропасть или упасть на шипы (хорошо, что это только сон). Вообще, уровни на удивление разнообразные и включают в себя как простые задачки на манипулирование ящиками...

Так и более экзотические вещи типа поворотов гравитации.

Атмосфера игры, фоновая музыка и выражение мордочки Менуэт отлично передают состояние постоянной паники, в которой она пребывает. Паника заразительна, но лучше сохранять холодную голову, потому что в игре важен точный расчёт: на некоторых уровнях приходится пробовать снова и снова, выжимая лишние доли секунды, без которых до двери не дойти.

Менуэт — танец королей

Менуэт (фр. menuet ) - бальный танец. Состоит из поклонов и реверансов, маленьких шагов, изящных поз. Назван так из-за своих мелких движений (па). Происхождением из Франции. В средневековье был народным. Отличался живым непосредственным характером и имел совершенно другое название - Бранль а Мене из провинции Пуату (Branle de Poitou à Mener).

С ХVII века принят знатью и сменил имя. Превратился в Amener, от à mener – вести. Во-первых, таким образом скрывалось его крестьянское происхождение. Во-вторых, подчёркивалось предводительство первой пары (первым всегда шёл король). Однако и от нового названия пришлось отказаться. Благодаря своим мелким па вместо «Амене» стали говорить «Менуэт» (Pas Menu - маленький шаг).

Придворным танцем менуэт стал в эпоху правления короля Людовика ХIV. Тогда же произошла «революция» в правилах бальных церемоний. Ведь касаться даже кончиков пальцев дамы считалось неприличным. В менуэте же кавалер ведет партнершу именно за кончики пальцев.

Постепенно мода танцевать менуэт распространилась по всей Европе, а во Франции его усовершенствованием занялись члены королевской академии танцев. В ХVIII веке танец ещё более усложнился, стал быстрее, движения — вычурнее и жеманнее. Приобрел популярность в кругах буржуазии. О нем говорили «Менуэт – это танец королей и король танцев!».

История менуэта прервалась Великой французской революцией. Аристократы либо бежали из страны, либо погибли на гильотине. Танцевать менуэт стало некому и негде, придворные балы ушли в прошлое.

С тех пор менуэт живет лишь в балете.

Так или иначе дань менуэту отдали в своем творчестве выдающиеся композиторы: Бах, Гендель, Бетховен, Моцарт, Глюк, Чайковский, Рубинштейн, Глинка, Дебюсси, Глазунов. Кто-то вставлял элементы мелодии танца в свои балеты, кто-то вводил в инструментальную сюиту, кто-то - в оперную увертюру

В симфониях первым использовал менуэт великий австрийский композитор Йозеф Гайдн

Ги де Мопассан «Менуэт»

(Отрывок из рассказа)

«…- Объясните мне, - сказал я старому танцовщику, - что такое менуэт?
Он встрепенулся.
- Менуэт, сударь, это король танцев и танец королей - вот что это такое. С тех пор как не стало королей, не стало и менуэта.
И он в высокопарном стиле произнес длинный дифирамб менуэту, из которого я ничего не понял. Я попросил описать мне все его па, движения, позы. Он путался, приходил в отчаяние от своего бессилия, нервничал. И вдруг он обернулся к своей старой подруге, по-прежнему молчаливой и важной:
- Элиза, хочешь, скажи, хочешь, - это было бы так мило с твоей стороны, - хочешь показать этому господину, что такое менуэт?
Она беспокойно огляделась по сторонам, потом поднялась, не говоря ни слова, и стала против него. И тут я увидел нечто незабываемое.
Они двигались взад и вперед, по-детски жеманясь, улыбались друг другу, наклонялись, кланялись, подпрыгивали, точно две старые куклы, которых приводит в движение допотопный механизм, сделанный рукой искусного мастера по правилам того времени.
Я смотрел на них, а сердце томилось странным чувством, душа была полна невыразимой грусти. Мне казалось, что передо мной предстало жалкое и смешное привидение, старомодный призрак целого века. Мне хотелось смеяться и в то же время плакать.
Они вдруг остановились - окончились все фигуры танца. Несколько мгновений они стояли друг против друга, строя какие-то удивительные гримасы, потом, плача, обнялись»
.

Что танцевали на дворянских балах

  • Полонез . Им открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Продолжался полчаса. Танцевали все присутствующие. Во время полонеза дамы встречали кавалеров.
  • Вальс . Второй по счету танец дворянского бала. Вошел в моду в России
    в начале ХIХ века.
  • Мазурка . Середина бала. В России появилась около 1810 года. Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.
  • Котильон . Происхождением из Франции. Известен в середины ХVIII века. В Россию пришел в следующем столетии Он представлял собой танец-игру. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.
  • Гавот . Известен с ХVI века. В ХVII веке стал придворным танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер.
  • Кадриль . Французский танец, возник в конце XVIII века. Был популярным до конца XIX века. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику друг против друга.
  • Полька . Была очень модна во Франции. В России полька появилась в 1845 году. Привёз её знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Н. Гольц.

Видео танца

Менуэт - это танец королей. Именно так его характеризовали в минувшие века, и ничего не изменилось в наши дни. В современном мире о существовании такого танца знают лишь истинные ценители искусства, а от широкой публики, увы, он безвозвратно ушел. Менуэт - танец, который состоит из медленных движений, маленьких шажков, красивых па и реверансов. И для того чтобы окунуться в прошлое и узнать, как именно отдыхали на балах наши предки, мы более детально изучим историю и все особенности менуэта.

Зарождение жанра

Родными местами менуэта считается историческая область Там он существовал наряду с прочими которые, однако, исполнялись и в аристократических кругах. Суть его тогда заключалась лишь в том, что пары двигались грациозно, выполняя поочередно мелкие шажочки. Конечно же, такое действо всегда сопровождалось соответствующей медленной музыкой. Даже в то время еще народный французский менуэт уже исполнялся с определенным размером - ¾. Многие композиторы специально для этого танца писали произведения или просто импровизировали на торжественных приемах и балах.

Становление танца в широких народных массах

В начале 17 столетия об этом удивительном явлении народного творчества узнал Людовик XIV. Именно он официально провозгласил на всю страну, что менуэт - танец. Это была новость, которая моментально расползлась по всем городам, и при каждом аристократическом дворе начали исполнять менуэт приближенные к королю особы, графы, бароны и прочие обладатели высоких титулов. Учитывая тот факт, что в 17-18 веках во всей Европе и даже в России была мода на все французское, этот новый жанр быстренько завоевал лидирующие позиции при всех знатных дворах.

Менуэт был в фаворе у то есть в Петербурге и в Москве, его исполняли в Польше, в Великобритании. Популярность танца не спадала до середины 19 века, пока на смену медленным па не пришли более энергичные ритмы и резкие движения.

Исторический образ танца

На заре своего существования менуэт состоял из крайне простых, но очень грациозных движений. Исполнители выполняли реверансы, протяжные па; они двигались по залу, то приближаясь друг к другу, то удаляясь. Таким образом создавалось впечатление, что менуэт - это не танец, а лишь приглашение, очень галантное, кокетливое и вежливое. Примечательным было то, что исполняла его всегда только одна пара. То есть гости по очереди танцевали менуэт - сначала самые знатные особы, потом все остальные.

После того как танец стал широко распространен во Франции и за ее пределами, его движения усложнились. Важно было с максимальной точностью выполнять шаги в сторону и вперед, выстраивая таким образом фигуры. Также произошла еще одна важная метаморфоза. С 17 века менуэт - танец, который исполняется всеми гостями сразу. Первыми шествовали короли, за ними следовали дофины со спутницами, а потом и остальные титулованные гости. Все исполнители во время танца выстраивались в определенные фигуры. Чаще всего это были буквы «Z» или «S».

Эпоха барокко

В этот период менуэт терпит значительные трансформации. Ускоряется его темп, становится более подвижным и нестандартным ритм. Если ранее танец исполнялся строго на ¾, то теперь к этому размеру добавилась вариация - 6/8. В менуэт - это танец, который исполняется одновременно большей частью гостей. При этом все их движения должны быть наполнены не только кокетством, но и жеманством, хитростью, харизмой. Для того чтобы подчеркнуть такой «легкомысленный» характер танца, люди менялись партнерами. Важно также выделить, что в годы популярности появились первые классические музыкальные сопровождения для этого танца. Они делились на три части и коду. Первая была двухголосной, вторая - трехголосной, в третьей части повторялись мотивы из первой. Кода была маленькой и обязательно исполнялась в мажоре.

Особенности изучения танца

Поразительно, но при всей кажущейся простоте исполнения менуэта предварительно его изучали годами. Детей с малых лет учили правильно двигаться, развивали их пластичность, грацию. Каждый переход, каждый шаг репетировался с максимальной точностью, ведь любое движение в таком танце должно было быть легким, будто бы импровизация, и в то же время четким, уверенным, совпадающим со всеми остальными. Справедливости ради стоит выделить, что менуэт - это танец, который сложен в первую очередь для мужчин. Им необходимо было снимать шляпу, потом, как бы одним движением, заманивать даму к танцу, затем, не прерывая того же «дыхания», надевать ее обратно на голову.

Как писали мировые классики

Менуэт в музыке - это не просто сопровождение для танца, которое имеет определенный ритм и темп. Это отдельный жанр, который существует наряду с сонатой или прелюдией. Изначально он существовал как отдельная форма и исполнялся на клавесине или клавикорде. Позже он стал обязательной частью инструментальной сюиты. Когда популярность стал набирать такой жанр, как опера, менуэт стал частью увертюры. В 18 веке из менуэтов уже начали составлять целые сюиты. Первый номер обязательно писался в мажоре, а за ним следовал танец в миноре.

Нередко этот танец чередовали с другими, где лады также варьировались. Среди композиторов, которые писали музыку в этом жанре, стоит назвать И. С. Баха. Наряду с ним творили Гендель, Ж.-Б. Люлли и прочие композиторы эпохи рококо. Позже за написание менуэтов взялись творцы эпохи романтизма. Это были Бетховен (в своих нотах он называет менуэт «скерцо»), Глюк, Моцарт, Сати, Дебюсси. Описываемый жанр встречается и в творчестве отечественных композиторов: Чайковского, Глинки, Рубинштейна и др.

Термин «менуэт» происходит от французского menu pas - маленький шаг. Этот старинный народный танец произошел от хоровода аменер, который был популярен в 15 веке в провинции Пуату. А основу менуэта составляют небольшие шаги, мелкие танцевальные па, что и обусловило соответственное название.

История возникновения

Менуэт имеет славную историю, какая выпала на долю немногих танцев. Его называют «королем танцев и танцем королей». Блистательный Людовик XIV, король-солнце, считал этот танец достойным своего величия. Легендарный Петр I не обделял вниманием менуэт на своих ассамблеях. И сегодня в танцевальном и музыкальном искусстве форма менуэта не забыта и, по-прежнему, приносит удовольствие танцорам и зрителям.

Расцвет менуэта пришелся на 16-17 века. Его родиной считается Бретань, где менуэт возник как народный танец, тесно связанный с песенной и музыкальной культурой этой местности, ее бытовым укладом и традициями. Простота танца, его изящество и грация способствовали быстрому распространению менуэта по всей Франции, в том числе и в придворных кругах.

Особенный почет на долю менуэта выпал во время царствования короля Людовика XIV. Король-солнце любил получать удовольствие от жизни, проводя время в развлечениях, балах и охоте. В 1650 году менуэт становится ведущим танцем французского двора. Интересно, что член Французской Королевской Академии танца Франсуа-Робер Марсель уволился из Парижской оперы, специально для того, чтобы преподавать менуэт особам, приближенным ко двору.

Мода на «все французское» привела к быстрому распространению менуэта в других странах. В Россию танец проник во время царствования Петра І и занял почетное место среди бальных танцев вплоть до 30-х годов 19 века.

Сейчас менуэт, как социальный танец, потерял свою актуальность, уступив место другим формам и ритмам, но как культурное явление продолжает восхищать изящными танцевальными фигурами и музыкальными образами.

Что такое менуэт?

Музыкальный размер менуэта трехдольный: 3/4, 6/8. Сначала танец исполнялся одной парой, а затем - несколькими. Расположение танцующих на придворных балах было строго по рангам: начинали шествие первые особы двора - король и королева. За ними шли дофин со знатной придворной дамой, а за ними - остальные гости. Темп менуэта неспешный, движения важные, величественные, построенные на реверансах и поклонах, что создавало впечатление не столько танца, а, скорее, приглашения к танцу. Менуэт включал в себя многочисленные торжественные проходы вперед, назад, вбок, церемонные приветствия. Несмотря, на кажущую простоту движений, обучение танцу длилось долго, так как требовалось досконально овладеть техникой исполнения. Танцоры двигались по строго определенной схеме в виде цифр 2, 8 или букв S и Z.

В 18 веке, с расцветом стиля барокко, менуэт приобрел черты манерности, жеманности, вычурности. Темп танца ускорился, усложнились фигуры, стала просматриваться сюжетная линия. Менуэт развился до сценического танца, стал активно использоваться в балетных и оперных постановках.

Особенности менуэта

Особенность менуэта - в его грации и изяществе. Исполнители должны были работать над пластичностью движений, плавностью переходов из позы в позу. Особое внимание уделялось мягкости рук: изгибы кистей дорисовывали позы танца, соединение рук партнеров осуществлялось плавно, локти не следовало поднимать слишком высоко.

Особенно сложной была партия кавалера: она предполагала манипуляции со шляпой. Кавалер должен был элегантно снять шляпу, красиво переложить из руки в руку, снова красиво надеть. Пышные наряды танцующих предполагали медленные, торжественные движения. Кавалеру надлежало всячески демонстрировать почтительность и уважение к даме.

Грациозность и изящество менуэта способствовали его долголетию. Многие танцы, появившиеся одновременно с ним, канули в Лету. А прекрасный, величественный менуэт радует доныне уже не одно поколение людей.