Елпатьевский, сергей яковлевич. Сергей елпатьевский в ялте

Имя писателя, врача и революционера Сергея Елпатьевского в Крыму хорошо известно, так как он долгое время жил в Ялте и оставил замечательные воспоминания о встречах с Толстым и Чеховым. Но некоторые эпизоды его биографии до сих пор плохо изучены, вероятно, поэтому о жизни и творчестве этого человека существуют разные версии.

На конференции по исторической клинической патологии в американском Балтиморе, нейробиолог из университета Калифорнии Гарри Винтерс предположил, что Ленин умер не в результате нарушения мозгового кровообращения, а был отравлен. По мнению Винтерса, описание его смерти не соответствует классическим проявлениям инсульта. Крайне подозрительным выглядит также то, что во время вскрытия не проводились токсикологические тесты, которые могли бы подтвердить или опровергнуть отравление.

Эта версия высказывалась и ранее, в связи с чем историки внимательно изучили биографии врачей, имевших непосредственное отношение к лечению Ленина. Самой подозрительной выглядела биография доктора С.  Я. Елпатьевского.

Расставание с мечтами

Сергей Яковлевич Елпатьевский родился в 1854 году в селе Новоселка-Кудрино Александровского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1868 году отрок окончил Переславское духовное училище и был принят во Владимирскую духовную семинарию. Казалось, его судьба предрешена и он пойдет по стопам отца. Как вспоминал С. Елпатьевский: «С детства я мнил себя в будущем священником в Новоселке».

Но когда учеба в семинарии уже близилась к завершению, Сергей неожиданно для всех решил выбрать светскую профессию и в 1872 году поступил на медицинский факультет Петербургского университета. «Живо помню, — вспоминал Елпатьевский, — что было в душе моей, когда я поступал в университет. Было два мотива: первое, бесконечно жадное стремление к свободе, к независимости, и медицинский факультет я выбрал, потому что надо мной не будет никакого начальства, что я могу, если захочу, где угодно жить, даже вот у этих африканских или американских негров, и везде буду годен и нужен. Второй, чтобы поддержать темное царство — смутное и неопределенное. Тем не менее горячее тяга к моему личному участию в рассеивании темного царства».

Вскоре он перевелся в Московский университет, который окончил в 1878 году. Тогда же Сергей принял приглашение занять должность земского врача в самом что ни на есть «темном царстве» — Скопинском уезде Рязанской губернии. Вот как он описывал крестьянское жилище в селе Милославском, куда забросила его судьба: «Низенькая изба, как гриб, покрыта огромной шапкой старой перегнившей соломы, топилась по-черному. По утрам дымился жалкий дымок, а к весне и дымки становились реже. Нечем было топить и нечего было стряпать. Считался зажиточным тот двор, где своего хлеба хватало до Великого поста». С отходного промысла крестьяне его уезда приходили истощенные, оборванные, «привозили с собой поломанные кости, страшные торфяные язвы и сифилис, который быстро распространялся на всю семью».

Видя, что все его труды напрасны, молодой врач попытался призвать губернские и уездные власти помочь крестьянам выбраться из беспросветной нужды, но в 1880 году был обвинен в вольнодумстве и выслан под надзор полиции в Уфимскую губернию. Там С. Елпатьевский уже всерьез занялся распространением нелегальной литературы.

Спустя четыре года он был арестован и приговорен к высылке в Восточную Сибирь. В Красноярске Елпатьевский встретился с направляющимся в ссылку Владимиром Короленко, и эта встреча во многом определила дальнейшую судьбу молодого врача. Его поселили в селе Верхнепашенном Енисейской губернии, причем на многочисленные просьбы Елпатьевского разрешить ему медицинскую практику губернатор отвечал отказом.

Оказавшись в глухой тайге без любимой работы, без связи с единомышленниками, Сергей Елпатьевский пережил нервный срыв. Позже в рассказе «Гектор» он рассказал о юноше, который из далекой стороны — «оттуда, где звенит жаворонок над весенними полями и кричит перепел в спеющей ржи, где так сладко пахнет цветущая яблоня и так страстно поет соловей песнь любви в тихой заросли пруда» — попал в грозную мерзлую тайгу. Юноша страстно верил в наступление того времени, «когда люди сойдутся на обновленной ниве и запоют светлый гимн любви». Но вой тайги в те бесконечные полярные ночи, которые он проводил в своей жалкой избушке в обществе единственного друга — черного пса Гектора, радикально изменил его мысли. «Ему становилось все яснее и яснее, что то, во что он верил, обмануло его».

«Какой домище строит Елпатий!»

Справиться с тяжелыми испытаниями С. Елпатьевскому помогла литература. По совету Короленко он начал вести записи, впоследствии опубликовал многочисленные рассказы и очерки о Сибири, которые были восторженно встречены читающей публикой.

В ссылке родился незаурядный писатель, но, видимо, погиб романтичный юноша, мечтавший рассеять «темное царство», да и к медицине Елпатьевский заметно охладел. Когда ему представилась возможность выбраться из медвежьего угла, приняв участие в борьбе с эпидемиями дифтерита и скарлатины в Приангарье и кори в Туруханске, он с готовностью ею воспользовался, но в 1887 году, по истечении срока ссылки, поспешил перебраться в Нижний Новгород. Этот город он выбрал потому, что там обосновался Короленко, а намеревался посвятить себя литературе. Однако поначалу литературу пришлось сочетать с медициной. «Вскоре по приезде, — рассказывал Елпатьевский, — я сделался врачом „Общества вспоможения частному служебному труду“, что являлось объединяющим центром для нижегородского приказчичьего мира и для служащих Волжского и Окского пароходства». Работа, судя по всему, много времени у него не отнимала, так как в этот период очерки и рассказы Елпатьевского публиковались в российских общественно-литературных журналах и даже выходили отдельными изданиями.

В 1897 году Елпатьевскому разрешили поселиться в Петербурге, но, насколько известно, попытки начинающего писателя найти работу в каком-нибудь из столичных журналов не увенчались успехом. Открыть в Петербурге частную медицинскую практику ему также не удалось, так что он счел за лучшее покинуть Россию, где его талант не нашел должного признания.

Елпатьевский побывал в нескольких странах Европы, но, как ни странно, известного российского писателя-народовольца вовсе не носили на руках, а его рассказы не спешили публиковать. Поразмыслив, Елпатьевский решил обосноваться в Крыму.

Южный берег Крыма и прежде всего Ялта «поразили меня своей красотой, — рассказывал он позднее, — строгой линией гор, великолепными сосновыми и буковыми лесами и даже гневом строгого Черного моря. Но еще больше, чем красотой, Ялта захватила меня туберкулезными больными. Надежды отдаться целиком литературе скоро рассеялись, я весь ушел в лечение больных».

Кажется, Елпатьевский, говоря это, был не совсем искренен. Для того чтобы лечить больных, вовсе не обязательно было жить в Ялте, где и без того хватало квалифицированных врачей. Чем же его привлекла Ялта? Вероятно, тем, что здесь обосновался Чехов . Понятно, что писатель Елпатьевский, который считал, что по уровню таланта он ни в чем не уступает Чехову, счел возможным поселиться рядом с ним. Он даже принялся строить дом в то же самое время, как это начал делать Чехов. Разница была лишь в том, что домик Чехова выглядел небольшим — Елпатьевский называл его «дырой», а усадьба самого Елпатьевского поражала размерами — Чехов, посмеиваясь, называл ее «Вологодской губернией». Максим Горький тоже поражался: «Какой домище строит Елпатий!», не понимая, зачем писателю нужна купеческая усадьба. А между тем расчет был прост: каждый, кто приезжал в Ялту, но не был сведущ в литературе, мог невооруженным глазом оценить масштабы таланта двух российских писателей — Елпатьевского и Чехова.


И. Куприн, А. Федоров, И. Бунин, А. Чехов, С. Елпатьевский и М. Горький в саду ялтинского дома Чехова. 1900 год


Скоро огромный дом Елпатьевского превратился в средоточие культурной жизни Ялты, в нем часто жили Бунин, Куприн , Горький, Андреев, Скиталец — весь цвет российской литературы того времени. При этом ни у кого не возникал вопрос, где хозяин взял деньги на приобретение дорогостоящей земли и строительство дворца. А ведь писатели лучше, чем кто бы то ни было, знали, что своими сочинениями Елпатьевский заработать такие деньги не мог. Все объяснялось просто: писатели отдавали должное таланту Елпатьевского, но считали его не литератором, а врачом. Чехов в Ялте медицинской практикой не занимался, но однажды уступил уговорам какого-то московского купца и получил за консультацию 50 рублей, по тем временам очень большие деньги. Передавая их Елпатьевскому на благотворительные цели, Чехов ехидно спросил его: «А вы, ялтинские врачи, получаете 50 рублей за визит?»

Следил за здоровьем Ленина

В свою очередь, ялтинские врачи считали Сергея Елпатьевского профессиональным литератором, а потому редко привлекали его к обсуждению чисто медицинских проблем. В некоторых статьях о Елпатьевском указывается, что он председательствовал на внеочередном Пироговском съезде, состоявшемся в 1905 году, но этот факт ничем не подтверждается. Впрочем, съезд, который был посвящен эпидемии холеры, неожиданно для всех принял резолюцию, призывающую российских врачей «сорганизоваться для борьбы против бюрократического строя до полного его устранения и за созыв учредительного собрания». К этой резолюции Елпатьевский, скорее всего, имел непосредственное отношение. Как раз в этот период он отложил в сторону литературу и медицину и занялся политической деятельностью, став одним из лидеров «Народно-социалистической (трудовой) партии».

В 1906 году за брошюру «Земля и свобода» ему довелось посидеть в Петропавловской крепости. К тому времени, когда он вышел на свободу, эта партия уже развалилась, и ему не оставалось ничего другого, кроме как вернуться в Ялту. Тамошний градоначальник полковник Думбадзе восторга по этому поводу не выказал, запретив бунтовщику и вольнодумцу показываться в городе.

«Постоянного угла не было, — вспоминал Елпатьевский, — в Ялту, на Южный берег, пока там царствовал Думбадзе, мне дороги не было, и я кочевал по Крыму, то в Севастополе, то в Симферополе, в Феодосии, в дешевых местах, как Балаклава, Коктебель, Отузы». Итогом этих странствий стали замечательные «Крымские очерки», в которых Елпатьевский проявил свой литературный дар. Вот как он, например, написал о Генуэзской крепости в Судаке: «Она хороша в знойный день, когда темная, угрюмая скала поднимается из недвижимого бело-молочного моря и вырисовываются на синем небе ее башни, зубцы стен; но особенно хороша ночью, когда сквозь набегающие облака льется тихий, смутный свет луны и белая, мертвая дымка окутывает тлен и разрушение».

К сожалению, в истории литературы Сергей Елпатьевский так и остался автором неплохих очерков и рассказов; в истории отечественной медицины — врачом, имевшим отношение к созданию в Ялте санатория для неимущих «Яузлар»; в истории революционного движения — лидером одной из многочисленных партий, не сыгравших в революционных событиях никакой роли. Вполне возможно, что в его письменном столе дожидались своей очереди произведения, которые могли бы обессмертить его имя, но Октябрьская революция помешала этому. Неудивительно, что он воспринял ее в штыки.

Предполагается, что Елпатьевский был одним из авторов воззвания Пироговского общества, которое констатировало: «Страна сделалась объектом безумных социальных экспериментов, осуществляемых на ее обескровленном теле кучкой политических фанатиков». В 1919 году в симферопольском альманахе «Отчизна» Елпатьевский опубликовал статью «Как это случилось?», в которой продолжил мысль: «История России — это история бесконечного расширения ее границ при отсутствии гражданской истории, норм гражданской жизни, уважения к закону, к правам личности...»

Конечно, столь вызывающая позиция российских врачей и общественных деятелей не могла не обратить на себя внимание большевиков. В марте 1922 года Ленин направил Дзержинскому инструкции «о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Из России были депортированы в том числе лидеры «Народно-социалистической партии» Пешехонов и Мякотин. Елпатьевского эта мера не коснулась. В июне 1922 года Ленин распорядился о незамедлительном аресте «некоторого числа врачей», многие известные медики были расстреляны, другие отправлены в ссылку. А вот Елпатьевского, которого Ленин в одной из своих статей назвал «радикальным буржуа», не только не выслали, но и пригласили работать в поликлинику, обслуживающую большевистскую верхушку.

Чем это можно объяснить, до сих пор непонятно. Сергей Яковлевич благополучно дожил до 1933 года и умер в своей постели. На его памятнике на Новодевичьем кладбище выбита надпись: «Елпатьевский. Писатель-народник, врач-общественник». Но только ли этим исчерпываются его заслуги, до сих пор сказать однозначно сложно.

Евгений Княгинин, «

Елпатьевский Сергей Яковлевич

Сергей Яковлевич Елпатьевский родился 3 или 4 ноября 1854 года в Владимирской губернии в семье сельского священника . Учился в духовном училище, после окончания которого в 1868 году учился в . В 1872 году поступил в Московский университет на юридический факультет, позднее перевелся на медицинский.

Елпатьевский, Сергей Яковлевич

В 1870-е годы участвовал в народническом движении. В 1875 году принимал участие в организации поселений народников под Анапой. В Москве предоставлял свою квартиру для собраний народников. В 1876 - 1877 году Елпатьевский вместе с землевольцами С. В. Мартыновым и В. С. Лебедевым организует студенческий кружок. Кружок координировал студенческие действия, организовывал помощь политическим ссыльным в Сибири.
В 1877 году Елпатьевский был впервые привлечен к следствию по делу о связях с революционными кружками, но за недостатком улик освобожден.
В 1878 году закончил учёбу в университете. Начал работать врачом в Скопинском уезде Рязанской губернии. Продолжал заниматься революционной деятельностью. В 1880 году Елпатьевский был арестован по обвинению в содействии «Народной воле», и выслан в Уфимскую губернию под надзор.

Первую повесть «Озимь» написал в 1880 г. в тюрьме. Затем вышли в свет его «Очерки Сибири» и «Рассказы о прошлом». В последних содержится много сведений о Владимирском крае. Елпатьевский оставил путевые очерки: «За границей», «Египет» и др., а также воспоминания о Чехове, Горьком, Глебе Успенском, Гарине-Михайловском.

В 1884 году Елпатьевский был арестован за распространение нелегальной литературы и приговорен к высылке в Восточную Сибирь.
Прибыл в Красноярск 24 октября 1884 года, где повстречался с направляющимся в ссылку В. Г. Короленко. Поселился в селе Верхнепашенном Енисейского округа Енисейской губернии. В ссылку вслед за мужем добровольно переехала жена Елпатьевского - Людмила Ивановна с двумя детьми. Жена с детьми поселилась в Енисейске. В 1885 году Елпатьевскому было разрешено переселиться в город Енисейск.
Сергей Яковлевич неоднократно обращался к губернатору Енисейской губернии с просьбой разрешить ему медицинскую практику, но получал отказ. Начал заниматься врачебной практикой бесплатно. Елпатьевскому было предоставлено право свободного передвижения по округу для борьбы с эпидемиями дифтерита и скарлатины в Приангарье и кори в Туруханске. Сергей Яковлевич получил благодарность губернатора И. К. Педашенко за борьбу с эпидемиями.
21 апреля 1886 года челябинский купец Балакшин попросил губернатора И. К. Педашенко разрешить ссыльному врачу сопровождать его на озеро Шира. Губернатор разрешил Елпатьевскому «для научных целей» посетить и другие озёра Минусинского округа. Свои научные наблюдения о целебных свойствах воды озера Шира Елпатьевский изложил в докладе на заседании Енисейского губернского общества врачей.

После ссылки Елпатьевский живёт в Нижнем Новгороде, сотрудничает в изданиях «Русское богатство» и «Русский вестник». В 1891-1893 гг. принимает участие в борьбе с голодом и холерой. В конце 1890-х гг. поселяется в Ялте, где часто встречается с Л. Н. Толстым, лечит А. П. Чехова.
В начале 1900-х годов был за границей, где встречался с основателями партии эсэров.
Весной 1903 г. на своей даче в Ялте познакомился с Куприным и Гариным-Михайловским.
Во время революции 1905 года на квартире Елпатьевского проходили собрания эсэров. Однако Елпатьевский не разделял некоторых идей эсеров, и в 1906 году стал одним из создателей «Трудовой народно-социалистической партии», подвергался критике В. И. Ленина.
Был арестован за публикацию брошюры «Земля и свобода». В 1910-1911 гг. отбывал заключение в Петропавловской крепости.
Во время Первой мировой войны Елпатьевский работал в госпиталях Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам.
В 1917 году вышел из партии эсэров. После Октябрьской революции жил в Москве. С 1922 года по 1928 год работал врачом в Кремлёвской больнице.
Сергей Яковлевич Елпатьевский умер 9 января 1933 года в Москве.

Л. Манчестер

(Аризона, США)

Судьба поповича: врач и писатель Сергей Елпатьевский

и его воспоминания об отце

Сергей Яковлевич Елпатьевский родился в селе Новоселка-Кудрино Александровского уезда Владимирской губернии в 1854 году. В 1868 году окончил Переславскос духовное училище и был принят во Владимирскую духовную семинарию. В 1872 году он поступил в Петербургский университет, затем перевелся на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1878 году. В студенческие годы Сергей Елпатьевский был впервые арестован за революционную деятельность. В последующие десятилетия работал земским врачом в ряде губерний. В 1890-е гг. Елпатьевский начал публиковать небольшие рассказы, а в 1906 году стал редактором журнала «Русское богатство». В число его друзей входили, М. Горький. В 1906 году С. Елпатьевский стал одним из основателей и лидеров Народно-социалистической (трудовой) партии. После октябрьской переворота 1917г. жил в Москве и в гг. работал в амбулатории Кремлевской больницы. Его единственная дочь вышла замуж за барона и эмигрировала, поселившись, в конце концов, в США. Сергеем Елпатьевским написано несколько томов воспоминаний, некоторые еще не опубликованы и хранятся в рукописном отделе Российской государственной библиотеки в Москве. В основу данной работы положены воспоминания С. Елпатьевского о своем отце – сельском священнике. Открывая неизвестные страницы жизни Елпатьевского, автор заостряет внимание на двух важных вопросах: 1) прогрессивные изменения, происходившие среди духовенства в пореформенной России и 2) типичное отношение поповичей, оставивших духовное сословие, к своим корням. В мемуарах о детстве Елпатьевский уделяет основное внимание воспоминаниям о своем отце – священнике Якове Иоанновиче Елпатьевском. Он рисует отца как незаурядную личность, стремившуюся к возвышению духовенства. Документы Владимирской духовной консистории позволяют судить об отце Якове как о действительно неординарном священнике.

Яков Елпатьевский родился в 1824 году в семье священника с. Новоселка-Кудрино о. Иоанна и его жены Анны Степановны. В 1846 году он окончил Владимирскую духовную семинарию и с 1847 г. назначен священником в родное село. В 1855 году вступил в должность благочинного, которую исполнял в течение 22 лет. В 1877 году в награду «за его долговременную полезную службу был переведен в один из лучших приходов Владимирской губернии – церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Орехово Покровского уезда в которой прослужил до конца своей жизни. Отец Яков был членом Императорского географического общества. Он заботился об образовании сельского населения, в 1871 году в с. Новоселка-Кудрино, не без его участия, была открыта образцовая школа для крестьянских детей, где отец Яков в течение шести лет преподавал Закон Божий. С 1868 по 1873 гг. о. Яков исполнял должность уполномоченного по Переелавскому училищному округу, с 1879 по 1890 гг. – должность катехизатора. В 1883 году он был возведен в сан протоиерея.1

Сергей Елпатьевский пишет, что несмотря на то, что его отец происходил из священнической семьи, в юности он хотел избрать мирскую профессию. Однако, после того как два его старших брата приняли монашество, Яков повиновался своей матери, которая желала, чтобы он стал священником и унаследовал место отца. Примирившись со своей участью, Яков порвал все нити, связывающие его со светской жизнью, даже продал свою любимую флейту. Он стремился превзойти уже сложившиеся аскетические идеалы и требования умеренности, полностью отказавшись от употребления алкоголя. После того как его семья приобрела керосиновую лампу, Яков Елпатьсвский проводил каждый вечер за чтением теологической литературы. Он редко читал светские книги, и если случалось - это были исторические или романтические произведения, изобилующие описаниями красот природы, возвышающими дух.

С. Елпатьевский изображает своего отца как глубоко религиозного и благородного человека, который был против того, чтобы государство использовало духовенство в роли подручных. Отец Яков не уважал Победоносцева и отца Иоанна Кронштадтского за вовлечение церкви в политику. Он противился требованиям государства, обязавших священников доносить о революционных высказываниях, сделанных прихожанами на исповеди. Он считал, что закон Бога несомненно выше закона государства, и святость исповеди не должна нарушаться. С другой стороны, он опасался подобного инцидента, так как, будучи связан обетом послушания при рукоположении в духовный сан, должен был бы сообщить властям имя исповедника, если даже полагал, что не вправе осуждать других или принимать чью-либо сторону.

С. Елпатьевский обращает внимание на то, что в преклонном возрасте его отец снова проявил интерес к светской жизни. Он стал читать газеты, внимательно следил за политической жизнью и даже изъявил желание побывать в театре. Сергей дал отцу свое пальто, чтобы тот мог надеть его поверх рясы, оставаясь неузнанным, но в последний момент отец Яков, вспомнив о священническом послушании, идти отказался.2

Несмотря на то, что С. Елпатьевский описывает своего отца как примерного священника, он представляет обоих родителей способными подвергать сомнению сложившиеся общественные устои «старого порядка», которые не отвечали их нравственному семейному укладу. Родители С. Елпатьевского были одной из редких пар в среде духовенства, вступившей в брак по любви. Их женитьба была под угрозой, поскольку отца Иоанна не устраивало приданое будущей невестки. Положение спасла сама невеста Анна Осиповна, которая была так влюблена в жениха, что уговорила свою мать вмешаться. После свадьбы Анна Осиповна часто конфликтовала со своей свекровью Анной Степановной, верной сторонницей «старых порядков». Например, Анна Степановна была против того, чтобы ее невестка целовала своих малышей, поскольку такое проявление нежности к детям противоречило «старому устою», который диктовал, что детей можно целовать только в такой большой праздник как Пасха. Напряженность отношений возросла до предела, когда свекровь стала настаивать на том, чтобы невестка не вскармливала своих младенцев во время Великого поста. После смерти двух детей Анна Осиповна взбунтовалась против свекрови: Ее последующие дети выжили. Отец Яков и Анна Осиповна вырастили шестерых детей – одного сына и пятерых дочерей: Сергея, Марию, Екатерину, Евдокию, Елизавету, Веру. Из клировых ведомостей видно, что судьбы дочерей о. Якова состоялись в общественно-прогрессивном направлении. Его старшая дочь Мария выучилась на акушерку и работала в Московской городской больнице. Евдокия и Елизавета получили дипломы Московского университета на звание домашних учительниц. Евдокия также окончила акушерский факультет Московского родовспомогательного института. Профессию акушерки имела и младшая дочь Вера.

Поскольку государство не платило духовенству жалованья, у священников не было другого выхода, как брать с прихожан плату за исполнение церковных обрядов. С. Елпатьевский пишет, что его отец не требовал со своих прихожан высокой платы, хотя ему самому приходилось, не покладая рук трудиться на земле, чтобы прокормить семью.

С. Елпатьевский описывает отношения отца Якова с его прихожанами-крестьянами, многих из которых он знал с детства, как идиллические. Прихожане часто вознаграждали отца Якова за его преданность им щедрыми подарками. Елпатьевский подчеркивает общность культуры духовенства и крестьянства, включая религию, фольклор, язык, пишу, средства к существованию. Вспоминая свое первоначальное сближение с радикалами в университетские годы, он замечает, что в отличие от его благодарных сотоварищей, не испытывал необходимости раскаиваться в чем-либо, поскольку считал себя частью парода: «Я чувствовал себя вровень с крестьянами, не очень далеко ушедши от психологии моих новосельских приятелей, с которыми я играл в киюшки и воровал горох и картошку на чужих огородах. Народ тогда сосредотачивался для меня в селе Новоселке в нашем приходе. Жалеть особенно их не приходилось. Жили вровень с нами, может быть, немножко хуже, а кое-кто и получше...»3 С. Елпатьевский пишет, что в первые годы учебы в семинарии он был уверен, что мог быть полезнее своим крестьянским собратьям, оставшись в родных местах: «Я любил своих новосельских людей, с детства я мнил себя в будущем священником в Новоселке и в период религиозного подъема я часто рисовал себе, как я буду священничествовать и помогать всем в Новоселке».

Тем не менее, в какой-то момент С. Елпатьевский понял, что способен следовать своей совести и непосредственно служить другим, избрав светскую профессию. Он резюмировал свое решение оставить духовенство: «Живо помню, что было в душе моей, когда я поступал в университет. Было два мотива: первое, бесконечно жадное стремле ние к свободе, к независимости и медицинский факультет я выбрал, потому что надо мной не будет никакого начальства, что я могу, если захочу, где угодно жить, даже вот у этих африканских или американских негров и везде буду годен и нужен. Второй, чтобы поддержать темное царство – смутное и неопределенное. Тем не менее, горячее тяга к моему личному участию в рассеивании темного царства» .

В своих мемуарах Сергей Елпатьевский утверждает, что не только он, по и его товарищи из духовного звания были более успешны в своем служении России, чем их сверстники из добропорядочных интеллигентов. Елпатьевский доказывает, что, считая с 1860-х годов, чиновники из поповичей фактически управляли Россией, поскольку имели прекрасное образование, полученное в семинарии, и были более трудолюбивыми, чем их благородные хозяева.

Когда С. Елпатьевский сообщил отцу о своем решении оставить семинарию, тот глубоко вздохнул и, посмотрев на икону, посоветовал сыну следовать зову своего сердца. В пореформенный период дети духовенства получили право свободного выбора занятий. Елпатьевский смог следовать юношеской мечте своего отца, чья свобода выбора была ограничена рамками духовного сословия. Отец служил для Елпатьевского образцом исполнения жизненной роли, как идеальный священник, чью миссию он пытался осуществить в новых условиях.

По мнению, его духовное происхождение дало ему уникальный шанс быть одновременно представителем и народа и интеллигенции. Как и многие другие поповичи, он оставил духовенство, не отвергая его традиций.

_________________________________

1 ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 906. Л. 1-4

2 ОР РГБ. Ф. 356. К. 3. Д. 43. Л. 5 об.

Значение ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Елпатьевский Сергей Яковлевич - известный писатель. Родился в 1854 г., в семье дьячка; учился на медицинском факультете Московского университета. Литературная деятельность Елпатьевского, начавшаяся в "Новом Обозрении" 1881 г., была прервана тюремным заключением и ссылкой в Восточную Сибирь. В конце 1880-х гг. Елпатьевский поселился в Нижнем Новгороде; долгие годы жил в Ялте, где много сделал для организации санаторий и бесплатной медицинской помощи неимущим больным. Это не помешало, однако, генералу Думбадзе выселить Елпатьевского из Ялты. На бурном Пироговском съезде 1905 г. Елпатьевский был избран председателем. По литературному делу просидел год в Петропавловской крепости. С середины 1880-х гг. Елпатьевский поместил ряд очерков и рассказов в "Северном Вестнике", "Русской Мысли", "Вестнике Европы" и, главным образом, в "Русском Богатстве" и "Русских Ведомостях". Они собраны в отдельно вышедших книгах: "Очерки Сибири" (2 издание, 1893 и 1897), "Очерки и рассказы" (СПб., 1898), а затем вошли в состав 3-томного издания "Рассказов" Елпатьевского (СПб., 1904). С 1911 г. издается собрание его сочинений (вышло 2 тома). Отдельно вышли также книги: "Близкие тени" (1908); "За границей" (1910), "Египет" (1911), небольшие рассказы Елпатьевского: "Спирька" (СПб.), "В кухне" (Вятка, 1901), "Савелий" (М., 1901) и другие. Наибольший литературный интерес представляет I том собрания его рассказов, где сосредоточены очерки из сибирской и тюремной жизни; здесь развернулся лирический элемент симпатичного таланта Елпатьевского. В противоположность другим подневольным туристам - например, Короленко, на которого Сибирь произвела огромное впечатление своей романтически-дикой величавостью, - на Елпатьевского Сибирь навела, главным образом, ужас. В прекрасных сибирских его пейзажах ярко передана жуткая тоска, которую нагоняет сибирское безлюдье, эти тысячи верст без жилья, "огромное и пустое ничто" - сибирская тайга, страшная глухим непрерывным шумом и каким-то особенным "угрожающим воем", точно ревет "расходившийся, растревоженный зверь". Пожив несколько лет в Сибири, Елпатьевский в некоторых своих рассказах ("Снегурочка") сумел и вполне объективно отнестись к своеобразному обаянию сибирской тайги для людей, привыкших с детства к ее дикой красоте и свободе. Ярко описывает Елпатьев ужасы сибирской жизни в тех "якобы городах", где приходится устраивать свою резиденцию подневольным туристам. Вот доктор, который попал в столицу остяцкой тундры - "Окаянный город": человек очень живой и интеллигентный, он кончил тем, что женился на остячке, сам почти превратился в остяка и целый день не выходил из полузабытья, прерываемого только приемами спирта. Рыжов, в талантливом рассказе "Гектор", попал в мерзлую тайгу "оттуда, где звенит жаворонок над весенними полями и кричит перепел в спеющей ржи, где так сладко пахнет цветущая яблонь и так страстно поет соловей песнь любви в тихой заросли пруда". Вой тайги в те бесконечно длинные полярные ночи, которые он проводил в своей жалкой избушке в обществе единственного друга своего - черного пса Гектора, - радикально изменил его мысли. "Ему становилось все яснее и яснее, что то, во что он верил, обмануло его, и чего он ждал, не приходило". И он "перестал хотеть жить" и "перестал жить". Полны были прежде сил и жажды жизни и супруги, которым посвящен лирический рассказ "Едут". Они совершают длинный и утомительный обратный путь в "Россию" из затерянного на далеком Севере тунгусского села, где они схоронили и детей своих, и все настроение молодости. Впечатлительная натура мужа не выдержала испытания, он почти впал в безумие, а надломленная, преждевременно состарившаяся жена преисполнена одного только желания: "Отдохнуть бы немного. Забыть... забыть..." Даже в крайне несимпатичных ему "уголовных дворянах" Елпатьевский с истинной гуманностью следит за ощущением могильного холода, которым обдает Сибирь всякого, не по своей воле туда попадающего. В тюремных наблюдениях своих Елпатьевский мало замечает те ужасы нравственного падения, которые отметили Мельшин, Дорошевич и другие. В его изображении тюрьма очень уж добродушна. II том рассказов Елпатьевского посвящен по преимуществу той эволюции общественной жизни, которую автор застал, когда в конце 1880-х гг. вернулся в Россию. Характерно превращение либерального земца Рукавицына ("Миша") в грозного патриота своего отечества, громящего окраины, падение родительского авторитета в деревнях и т. п. Еще более разительная перемена произошла с героем рассказа "Спирька". Когда-то он был просто смышленым, ничем не брезгавшим плутом; теперь он видный и известный представитель российской "промышленности". Прежде он просто драл с живого и мертвого, а теперь он наслышан о том, что государство его деятельность готово поощрять всячески. Завелся и "Служащий" (в рассказе под этим заглавием) совсем нового рода: с сознанием собственного достоинства, с жаждой образования, с общественными запросами. Общественные типы Елпатьевского, в особенности "Спирька", обратили на себя внимание, но с чисто художественной стороны они разработаны довольно схематично и сильно отзываются публицистикой. Гораздо художественнее своеобразный юмор некоторых рассказов Елпатьевского, не претендующих на общественное значение. В ряду их особенно выдается прекрасный рассказ "В кухне", где вперемежку идет психология рысака, пса Тамерлана и глухой, одинокой кухарки Орины, для которой кроме "Тамерлонушки" не осталось ни одной радости в жизни. Весь третий том "Рассказов" Елпатьева посвящен воспоминаниям детства, проведенного в деревне, в духовной и крестьянской среде; пиететное отношение к близким людям несколько стесняло здесь свободу бытописателя. Очень интересны путевые очерки Елпатьевского и воспоминания о близких автору людях - Успенском, Михайловском, Чехове, Гарине. С большим подъемом написаны блестящие публицистические статьи, напечатанные, по преимуществу, в "Русском Богатстве", к числу ближайших участников которого принадлежит Елпатьев С. Венгеров.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1854-1933) русский писатель, мемуарист. Участник революционного движения 1870-80-х гг. Картины российской бедности в книге "Очерки Сибири" (1893); автобиографические "Рассказы о …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Сергей Яковлевич , русский писатель. Родился в семье священника. Ушёл из семинарии …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известный писатель. Род. в 1854 г. в семье дьячка; учился на медиц. факультете Московск. унив. Литературная деятельность Е., начавшаяся в …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ, СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? известный писатель. Род. в 1854 г. в семье дьячка; учился на медиц. факультете Московск. унив. Литературная деятельность Е., начавшаяся …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Сергей Яковлевич — русский писатель. Сын дьячка. Образование получил в семинарии и на медицинском факультете Московского университета. Служил земским …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕЛП́АТЬЕВСКИЙ Сер. Як. (1854-1933), рус. писатель, мемуарист. Участник народнич. движения 1870-80-х гг. Картины "гонимой" России в кн. "Очерки Сибири" (1893); …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Сергей Яковлевич (1854-1933) , русский писатель, мемуарист. Участник революционного движения 1870-80-х гг. Картины российской бедности в книге «Очерки Сибири» (1893); …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-20 Time: 20:20:44 =Лирические эпиграммы= Дорого вовремя время, Времени много и мало. Долгое время — не время, Если …
  • ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-25 Time: 10:33:43 Навигация Тема = Валерий Брюсов Википедия = Брюсов, Валерий Яковлевич Викитека = Валерий Яковлевич Брюсов Викисклад …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТУРКИН СЕМЕН ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Туркин Семен Яковлевич (1870 - 1937), ктитор, мученик. Память 10 сентября, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • ТАРАСОВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тарасов Иван Яковлевич (1867 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 25 ноября, …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Озерецковский Павел Яковлевич (1758 - 1807), протоиерей, был первым по времени обер-священником армии и …
  • ОЗЕРЕЦКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Николай Яковлевич Озерецковский (1750 - 1827), русский естествоиспытатель и путешественник. Родился в 1750 г. …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • ПРОКОПОВИЧ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Прокопович (Николай Яковлевич, 1810 - 1857) - поэт, друг Н.В. Гоголя, с которым воспитывался в гимназии высших наук князя …
  • КРАСИН МИХАИЛ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Красин Михаил Яковлевич - писатель (1833 - 1880), магистр Московской духовной академии; в казанской академии преподавал физику, затем латинский язык …
  • ЕЛПАТЬЕВСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Елпатьевский Константин Васильевич - педагог. Родился в 1854 г. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Был инспектором Василеостровской женской гимназии. Издал …
  • ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, …
  • ЯКОВЛЕВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Яковлевич , чувашский деятель культуры и просвещения, педагог-демократ, писатель, …
  • ШЕБАЛИН ВИССАРИОН ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Виссарион Яковлевич , советский композитор, педагог и общественный …
  • ХИНЧИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Александр Яковлевич , русский астроном и геодезист, академик Петербургский АН (1832; член-корреспондент 1822). В 1810 …
  • СЕДОВ ГЕОРГИЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Георгий Яковлевич , русский исследователь Арктики. Родился в семье …
  • ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Сергеевич , советский композитор, пианист и дирижёр, …
  • ПОМЕРАНЧУК ИСААК ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исаак Яковлевич , советский физик-теоретик, академик АН СССР (1964; член-корреспондент 1953). Окончил Ленинградский политехнический институт (1936). …
  • ПОКРАСС ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    семья музыкантов. Дмитрий Яковлевич [р. 26.10(7.11).1899, Киев], советский композитор, народный артист РСФСР (1963). Член КПСС с 1940. Музыкально-творческую деятельность начал …
  • НИКИТИНСКИЙ ЯКОВ ЯКОВЛЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Яков Яковлевич (1854 - 29.3.1924, Москва), советский химик-технолог. По окончании Московского высшего технического училища (1876) работал там же (профессор с …
  • МИХАЛКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сергей Владимирович [р. 28.2(13.3).1913, Москва], русский советский писатель и общественный деятель, академик АПН СССР (1971), заслуженный деятель искусств РСФСР (1967), …