Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда. Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм в литературе

Тошнота – это суть бытия людей, застрявших «в сутолоке дня». Людей – брошенных на милость чуждой, безжалостной, безотрадной реальности.

Тошнота – это невозможность любви и доверия, это попросту неумение мужчины и женщины понять друг друга.

Тошнота – это та самая «другая сторона отчаяния», по которую лежит Свобода. Но что делать с этой проклятой свободой человеку, осатаневшему от одиночества?..

2. Альбер Камю – «Счастливая смерть»

Ранний роман Альбера Камю «Счастливая смерть», несомненно, заинтересует читателя, потому что таит в себе много загадок. Роман не был опубликован при жизни автора, но именно «Счастливая смерть» открывает творческий диалог Камю с Ницше – диалог, в течение всей жизни служивший для Камю источником вдохновения и писательских открытий. «Счастливая Смерть – нежнейшая проба пера, однако в романе уже отчетливо звучит тема «Постороннего», которая станет впоследствии лейтмотивом творчества французского экзистенциалиста.

3. Фёдор Достоевский – «Записки из подполья»

«Записки из подполья» – увертюра Достоевского к его пятикнижию; в повести нашли свое выражение великие прозрения художника-мыслителя; здесь впервые в русской литературе сформулированы основы философии экзистенциализма. «Записки из подполья» – повесть точно поставленных вопросов и точно найденных интонаций. Боль пронизывает слово героя, оно бьется в стремительных перепадах его настроений, в бесконечных волнениях, в тягостных переживаниях и в неразрешимых тупиках.

Главный герой произведения – чиновник из Петербурга. Он получает наследство, покидает службу, покупает квартиру и, почти перестает из нее выходить. То есть, уходит «в подполье». В вечных вопросах он противопоставляет себя всем остальным, и тем самым, доставляет терзания и мучения и себе и окружающим. Удастся ли отставному чиновнику покинуть свое «подполье», и кто, или что ему в этом поможет?

4. Альберто Моравиа – «Скука»

Одно из самых известных произведений европейского экзистенциализма, которое литературоведы справедливо сравнивают с «Посторонним» Альбера Камю. Скука разъедает лирического героя прославленного романа Моравиа изнутри, лишает его воли к действию и к жизни, способности всерьез любить или ненавидеть. Но она же одновременно отстраняет его от хаоса окружающего мира, помогая избежать многих ошибок и иллюзий. Автор не навязывает нам отношение к персонажу, предлагая самим сделать выводы из прочитанного. Однако морального права на «несходство» с другими писатель за своим героем не замечает.

5. Райнер Мария Рильке – «Записки Мальте Лауридса Бригге»

Райнер Мария Рильке – один из крупнейших поэтов XX столетия, родился в Праге, где провел детство и юность, жил в Берлине, Париже, Швейцарии. Основой своего жизненного восприятия и опыта Р. М. называл русскую культуру. Он дважды побывал в России, был знаком с Львом Толстым и Репиным, переписывался с Борисом Пастернаком и Мариной Цветаевой. Мировую славу поэту принесли его сборники «Книга образов», «Часослов», «Новые стихотворения» и другие. Однако поэзия и проза на равных конкурировали в творчестве Рильке. «Записки Мальте Лауридса Бригге», вошедшие в эту книгу, являются его самым значительным прозаическим произведением. В этом причудливом романе-витраже, описывающем «повседневный ужас» обыденной жизни, Рильке более чем на тридцать лет предвосхитил художественные открытия литературы экзистенциализма.

6. Эрих Фромм – «Бегство от свободы»

Одна из основополагающих работ Эриха Фромма – «Бегство от свободы» – посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости.
«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода – заветная цель, а для других – угроза?».
«Не существует ли – кроме врожденного стремления к свободе – и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?»

7. Лев Толстой – «О безумии»

Безумец – это человек, которого не понимают окружающие. Автор поднимает такие важные во все времена вопросы: в чем смысл жизни? Зачем человек приходит в этот мир? Зачем ему вера, что с ней делать? Или его жизнь сводится только к удовлетворению собственных желаний? Необходимо осознавать свою миссию в жизни и стремиться к ее воплощению. Однако времени для этого очень мало. Ведь, жизнь – это короткое мгновение между рождением и смертью.

8. Симона де Бовуар – «Мандарины»

События, описанные в книге, так или иначе, связаны с крушением рожденных в годы Сопротивления надежд французской интеллигенции. Чтобы более полно представить послевоенную эпоху, автор вводит в повествование множество персонажей, главные из которых – писатели левых взглядов Анри Перрон и Робер Дюбрей (их прототипами стали А. Камю и Ж.-П. Сартр). Хотя основную интригу составляет ссора, а затем примирение этих двух незаурядных личностей, важное место в сюжете отведено и Анне, жене Дюбрея – в этом образе легко угадываются черты самой Симоны де Бовуар. Многое из того, о чем писательница поведала в своем лучшем, удостоенном Гонкуровской премии произведении, находит объяснение в женской судьбе как таковой и связано с положением женщины в современном мире.

Роман, в течение нескольких десятилетий считавшийся настольной книгой западных интеллектуалов, становится, наконец, достоянием и русского читателя.

9. Филип Дик – «Помутнение»

«Они всего лишь хотели повеселиться, словно дети, играющие на проезжей части. Одного за другим их давило, калечило, убивало – на глазах у всех, – но они продолжали играть».

Страшная книга.
Великая книга.
Магический реализм?
Хиппи-антиутопия?
Постмодернистская автобиография?
Просто – «Помутнение»...

В полубиографическом романе американский писатель совмещает два жанра: психологию и научную фантастику. Автор описывает жизнь нескольких наркоманов, у одного из которых полностью разрушается психика. Он пытается покончить с собой. Выясняется, что один из «наркоманов» - это спецсотрудник под прикрытием, который пытается выяснить, где и кто производит такой страшный наркотик, который разрушает человека. Для реальности легенды ему самому приходится принимать это загадочное вещество. В результате чего, у полицейского происходит раздвоение личности. Он начинает следить за самим собой и попадает в закрытую клинику, в которой… и производится этот самый наркотик. Удастся ли отважному герою на грани рассудка, выполнить поставленное задание?

10. Сёрен Кьеркегор – «Дневник обольстителя»

В книгу включен роман знаменитого датского философа, теолога и писателя, основателя европейского экзистенциализма, Серена Кьеркегора «Дневник обольстителя», являющийся составной частью его центрального философского труда «Или-или» (1843).
Хроника виртуозного соблазнения юной девушки с шекспировским именем Корделия хитроумным, живущим «эстетической жизнью» обольстителем Йоханнесом, строится как серия «приближений»-«удалений» рефлексирующего эстетика от предмета его искусственной страсти. Дневник и письма главного героя раскрывают идеальную стратегию любовного подчинения, в которой проявляются присущие Йоханнесу ловкость донжуанова, мефистофельское знание человеческой природы и фаустовская склонность к самоанализу.

«Экзистенциальная философия - это философия бытия человека» (Ясперс К.Духовная ситуация времени). Для глубокого познания себя и окружающего мира человек должен оказаться «перед лицом смерти» . Экзистенциальные романы пронизаны фобиями, ощущением безысходности и отчаяния.

Жан-Поль Сартр — основоположник экзистенциализма, каждое его произведение — попытки открыть у читателей «экзистенциальное озарение». Роман «Тошнота» — это дневниковые записи Антуана. Главный герой долгие годы путешествовал по миру, но так и не нашел в других странах ничего увлекающего. Теперь ведет оседлый образ жизни. Антуан владеет великолепной библиотекой, много читает. Но мир без чувственности начинает его сводить с ума. Главный герой рефлексирует, описывает в дневнике поиски себя. Антуан убежден, что нашел истину. Но что для него истина?

«Счастливая смерть» Альбер Камю


Роман был опубликован после смерти великого отца экзистенциализма. Проба пера начинающего писателя — глубокое, философское произведение о предназначении «счастья» в бытие. По мнению Камю, личность в поиске счастья не может примериться с бездушием окружающего мира. Так рождается безысходность.

«Скука» Альберто Моравиа


Художник Дино после войны разочарован в жизни, вроде бы пытается «найти себя», но на самом деле превращается в безумца. Моравиа лишил своего героя способности чувствовать (любить и даже ненавидеть). Художник Дино существует вне окружающего мира. Но к чему это приведет?

«Замок» Франц Кафка


Роман увлекает захватывающим сюжетом с первых страниц. Главный герой К. приехал в роли землемера в некую Деревню, но проникнуть в Замок для проведения работ у него нет разрешения. К. стремится попасть в Замок, но из-за бюрократических требований и жизненных неурядиц всё стремительнее отдаляется от своей цели.

«Прелестные картинки » Симона де Бовуар


Этот роман — исповедь молодой женщины. Ее жизнь на первый взгляд состоятельна и идеальная — муж (знаменитый архитектор), воспитанные дети, страстный любовник, престижная работа. Но женщина ощущает себя глубоко несчастной, удастся ли ей изменить свою жизнь?

«Раз люди кончают самоубийством…значит, существует нечто, что хуже чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого.»

«Эхо небес» Кэндзабуро Оэ


Японский экзистенциальный роман от нобелевского лауреата Кэндзабуро Оэ. Главная героиня — обаятельная Мариэ Кураки, которая сталкивается с серьезными жизненными испытаниями, связанными с ее детьми. Нашла ли Мариэ спасение для себя? Роман философский, пронизан экзистенциальными мотивами и мифологическими аллюзиями.

25 сентября 2015 года в городе Алма-Ате в издательстве «СанСам» вышла в свет новая книга Александра Кана, итоговый сборник эссе под названием «Родина», приуроченный к грядущему 55-летию автора. В книгу вошли 21 эссе писателя, написанные им с 1990-го по 2015 год. Вот что говорится в аннотации к сборнику.

«В итоговой книге «РОДИНА» собраны практически все работы Александра Кана в жанре эссе, в которых писатель впервые в истории корейцев СНГ сформулировал наиважнейшие вопросы диаспорального сознания и исторической памяти, ввел понятие этнического экзистенциализма, а также проложил своими исследованиями путь для коре сарам к обретению подлинной идентичности в глобализированном мире 21 века».

Книга состоит из следующих работ, ставших широко известными после публикации:

  1. Возвращение домой (О комплексе инородца и точечном сознании советских корейцев);

Следует отметить, что значительная часть этих эссе была впервые опубликована на сайте Владислава Хана «Коре сарам: записки о корейцах», лучшем информационном и литературном издании корейской диаспоры СНГ.

А неделю спустя, 2 октября, в студии Елены Ружицкой прошла презентация книги, в кругу давних почитателей творчества Кана, его верных единомышленников и просто друзей, которая естественным образом перешла в оживленную дискуссию на тему. В чем заключается абсолютное, непреходящее значение писателя Александра Кана, как в международном, диаспоральном контексте, так и в общечеловеческом? На первый вопрос мы легко найдем ответ в вышеприведенной аннотации и собственно самой книге, а если говорить об общечеловеческом посыле писателя, то на этот вопрос неожиданно ответил сам автор.

«Когда я читаю биографии самых разных сочинителей, рассказал Александр Кан, я всегда поражаюсь одному факту. Почему они жили зачастую так убого, горемычно, несчастно? И однажды я понял, что я хочу и должен, тем более в контексте нашей драматичной корейской истории, доказать всему миру, своим опытом, профессиональным и жизненным, что писатель достоин жить счастливо.

Заметьте, почему моя книга называется «Родина»? То есть называется таким словом и понятием, которое для нас, корейцев, скорей метафора и метафизика. Потому что писатели коре сарам обретали родину именно в творчестве! И соответственно в своей литературе они были так счастливы, как никогда на земле! И сейчас, в канун своего юбилея, я хочу ответственно заявить, что именно через сочинительство я и обрел спокойствие в душе, гармонию в жизни, свет в творчестве и собственно смысл своей судьбы, то есть все то, чего мне так не хватало, когда я жил вне литературы. Иными словами, я утверждаю, что, казалось бы, такая эфемерная субстанция, как Литература, действительно способна спасти человека от жизненных невзгод, жестоких потерь, подлых предательств и душевной коррозии. За это, друзья,я и предлагаю поднять, буквально и фигурально говоря, наши бокалы!»

Таким образом, с легкой руки виновника торжества, серьезная дискуссия превратилась в веселую – летящую! – дружескую пирушку, продлившуюся до самого рассвета, где все пили за литературу как спасение и вообще за спасение души. Остается добавить, что сборник эссе вышел по инициативе дочери писателя Екатерины Кан, в издательстве, возглавляемом Тимофеем Кимом, ранее в 2003 году уже издававшем книгуАлександра Кана «Обретенный шаман».

Книга эта, как известно, была восторженно принята филологами, философами, писателями, корееведами в профессиональном мире, а рассказы, эссе и киносценарий из нее были переведены и опубликованы в Америке, Германии, Франции, Швеции и Республике Корея. Пожелаем счастливой судьбы и новой книге Александра Кана, подводящей определенный итог его плодотворной деятельности! А именно, чтобы его «Родина», преодолевая пространство и время, обрела родину уже в самой Вечности, или, иными словами говоря, обрела бессмертие.

Экзистенциализм в литературе (литература экзистенциализма) - литературное течение, развернувшееся в 30 - 60-е гг. ХХ в. и имевшее своим стержнем важнейшие концепции и идеи философии экзистенциализма. Представители этого философского направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) поставили в центр внимания проблему смысла человеческого существования (слово «ex(s)istentia» переводится с латинского языка как «существование»), состояние переживания индивидом своего «бытия в мире». Согласно экзистенциализму, одинокая, «заброшенная» в мире личность обычно живет абсурдным, т.е. неосознанной и прикрытой ложными целями жизнью. Истинную сущность своего бытия человек открывает в кризисные моменты, когда попадает на границу жизни и смерти (так называемая экзистенциальная пограничная ситуация), т.е. переживает тяжелую болезнь, смертельную опасность, утрату близких и т.п. Именно тогда с его существования спадает обманчивая пелена бессмысленной повседневности, и человек осознает свое одиночество, делает моральный и/или экзистенциальный выбор, за который несет ответственность всей своей дальнейшей жизнью. Экзистенциалистские умонастроения наложили яркий отпечаток на лирику, прозу и драматургию указанного периода. Они, в частности, отчетливо прослеживаются в художественном творчестве А. Камю, Ж.-П. Сартра, А. Мальро, Ж. Ануя, М. де Унамуно, А. Мердок, У. Голдинга, Г. Носсака, Кобо Абе, Э. Ионеско, С. Беккета, М. Фриша, Ф. Дюрренматта и др. Экзистенциалистские идеи были фактором и источником интеллектуализации литературы и связанных с этим процессом художественных экспериментов, нацеленных на адекватную передачу соответствующего комплекса мировоззренческих концепций.

экзистенциали́зм (лат. exsistentia – существование), философское и литературное течение в Западной Европе в годы 2-й мировой войны и после неё. Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия. Философами-экзистенциалистами были Ж. П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. де Унамуно и др. Экзистенциализм в литературе предполагает анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко. Например, герои А. Камю изображены в момент предельного напряжения: в повести «Посторонний» главный герой совершил беспричинное убийство, в романе «Чума» современный город вдруг оказывается охваченным эпидемией чумы, его закрывают и стараются бороться с заболеванием, и в этой ситуации становятся очевидны человеческие качества героев, их личностные особенности. Одна из главных тем экзистенциализма в литературе – утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения. Так, главный герой романа Ж. П. Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен перестаёт воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение. Всепоглощающее одиночество человека, его ничем не ограниченная свобода приводят к вседозволенности и, в конечном итоге, к смерти. Этой идее посвящена аллегорическая драма А. Камю «Калигула». Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной. Так, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» на необитаемом острове в результате авиакатастрофы оказывается множество подростков, без единого взрослого. Их радость от свободы, первоначально весёлая жизнь скоро переходит во вражду, заканчивающуюся убийством. Иногда для изображения трагичной свободы, «заброшенности» человека в мире используются фантастические, гротескные образы: в «Пене дней» Б. Виана герой, чтобы вылечить свою жену (внутри неё растёт лилия и душит её), работает на оружейном заводе: согревает своим телом посаженное в землю оружие, чтобы оно выросло. Абсурдность действий и реплик героев ещё больше подчёркивает одиночество и трагизм их положения.

Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. П. Сартр и А. Камю. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. де Бовуар, Н. Мейлера, А. Мёрдок, У. Голдинга, Х. Э. Носсака и др. Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. М. Достоевский и Ф. Кафка, философы Л. Шестов, Н. А. Бердяев, С. Кьеркегор. Во второй пол. 1950-х гг. экзистенциализм постепенно утрачивает своё влияние и популярность, но основные мотивы его унаследовали «новый роман», «театр абсурда» и др.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.

Если нам понадобится отразить настроение XX века, то лучшим зеркалом будет именно экзистенциализм. Это направление в философии оставило четкий след в истории и литературе, и, тщательно изучив его, мы можем определиться, насколько он близок для каждого из нас. Это не обязательно мрачное жизнеощущение, тут много нюансов, поэтому не спешите расстраиваться от осознания бессмысленности бытия (о чем и говорят нам экзистенциалисты). Может, то, для чего вы живете, вас уже окружает, осталось лишь придать жизни более великое значение.

Для того чтобы углубиться в суть философии существования, можно оценить контраст эпох, к примеру, XVI и XX века. Вспоминая такие направления в искусстве, как барокко, классицизм, сентиментализм и так далее, мы еще сильнее будем впечатлены тем, что после затемненного Средневековья люди улыбались жизни, а в 1920-ые годы то самое ренессансное величие человека практически полностью обесценилось. Конечно, история подготавливала людей к этому, и не стоит быть столь категоричными, ведь поводов для возникновения экзистенциализма за четыре столетия было предостаточно: войны и революции, экономическая нестабильность, неизлечимые болезни, бессилие человека перед природной стихией. Все это объясняет наше разочарование в монументальности отдельно взятого индивида и толкает нас на искания своего места в мире.

Экзистенциалисты впервые заявили об отсутствии смысла жизни. Раньше человек находил истину в вере, в любви, в богатстве, в просвещении и саморазвитии, но жестокая правда вылезает наружу: смертного приговора никому не избежать. Таким образом, люди стали терять себя как личность и медленно, но верно приходить к выводу, что смысла нет. Экзистенциализм является философией, утверждающей о том, что в мире становится трудно не потерять себя. Сущность философии жизни и заключается в поиске своего предназначения, своего «я». Каждый должен обрести себя.

Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма насыщена основными понятиями, например, экзистенция (существование) и эссенция (сущность). Остановимся немного подробнее на главных определениях экзистенциализма, объясним их суть, и тогда будет легче пропустить через себя эту своеобразную философию.

  • Пограничное состояние – это ситуация, в которой человек почти смотрит смерти в лицо. Почему оно актуально для философии? Ведь именно в такие моменты личность прорывается наружу, и после острых, тяжело переносимых моментов, скрыться за повседневностью оказывается довольно трудным. Это сейчас, читая статью, мы можем задуматься о том, как бы поступили, испытывая трудности, а, окажись мы в ситуации, где остается время только на действия – тут мы и проявим себя. Было бы хорошо не оказываться в подобных пограничных ситуациях, ведь для примера таковых отлично подходит война или голодный обморок, способный разорвать существование человека с бытием. Однако жизнь преподносит людям неприятные сюрпризы под видом тех же аварий или терактов, и тогда большинство людей и проявляют себя – кто-то боится за свою жизнь и убегает, а кто-то может оказаться героем. Никто не знает наверняка, зато именно благодаря такому нелицеприятному состоянию, человек может отыскать свою ту самую эссенцию.
  • Эссенция – это, иными словами, сущность человека. Смысл есть у любого творения, хоть те же экзистенциалисты утверждают, что истина не дана человеку изначально. Это действительно так, не каждый из нас рожден с идентичной целью. У одного представителя, может, миссия — проявить себя в определенном миге, когда для другого истинным достижением будет являться совершенно противоположное. Себя человек и свою роль в мире может искать всю жизнь, и сущность свою проявить в абсолютно неожиданное время. Философия существования подчеркивает необходимость человека скорее познать свою эссенцию, ведь в предметах уже заложена своя сущность. Ручка была создана, чтобы ею писали, телефон – чтобы по нему звонить, а человек – зачем? Ответа нет, человек ищет его сам и найдет при проявлении своей сущности. Об этом мы поговорим немного подробнее, сначала разобравшись с остальными важными философскими определениями.
  • Экзистенция – это непосредственное существование человека. У человека первична экзистенция, то есть он уже существует, а зачем – ищет ответ для себя. Вся философия построена на обосновании существования людей, ведь, раз человек находится в этом мире, значит это для чего-то необходимо. Собственно, для эссенции, которую человек проявляет во время жизни, своего существования, своей экзистенции.
  • Абсурд – это не менее важный термин в философии экзистенциализма. Это слово уже не звучит в негативе, напротив, приобретает яркую окраску. Абсурд в искусстве приводит к изобилию смыслов, а в экзистенциализме, напротив, подчеркивает бессмыслицу в жизни. В том же «мифе о Сизифе» абсурдность существования встает на первый план, но к этому мы еще вернемся. Именно благодаря абсурду осуществляется разлад человеческого существования с окружающей действительностью.
  • Как отдельный термин вполне можно упомянуть экзистенциальную « тошноту ». Одноименный роман Сартра заинтриговывает таким странным названием. Прочитав его, мы уже понимаем, то самое непонятное чувство, испытываемое главным героем, это усиление ощущений с осознанием бытия. мы написали в отдельной статье.

Итак, центральная идея философии экзистенциализма становится понятной на примере обычного предмета, скажем, чашки. Ее создали специально для того, чтобы из нее пить, то есть ее существование оправдано и наполнено смыслом. Так можно сказать о любом предмете, поэтому главный герой романа Сартра «Тошнота» Антуан нервно реагирует на материальные вещи, в этом нам дается намек, что в каждом окружающем нас изделии уже заложена своя сущность. Возьмите в руки любую поделку и убедитесь в смысле ее существования, это работает со всем, кроме Божьего творения, – человека. Человек не был рожден со своей миссией сразу, он ищет свою сущность на протяжении жизни. Весь смысл экзистенциализма заложен в поисках истины. Характерная черта философии состоит в убеждении, что первоначального, заложенного кем-то смысла в бытие нет, но в то же время его можно найти самому в каждой мелочи. Это не обязательно вера, любовь, и что там еще провозглашали предыдущие эпохи? Предназначение человека может появиться в выборе рода деятельности, творчестве или в незначительном, на первый взгляд, мгновенье. Каждый из нас способен найти свой смысл существования, какая разница, какой, если конец в итоге один?

Идея экзистенциализма заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Учения философии существования выдвигает жизнь человека с его проблемами и волнениями на первую позицию.

Направления

Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический . Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки. Дело уже явно не в вере, но в чем же тогда?

Категории направления в философии можно распознать в выборе дальнейших действий человека после столкновения с абсурдностью существования. Философы XX века утвердили, что смысла нет, и это давит настолько, что многие решают покончить с экзистенцией – проще говоря, предпочитают найти выход в самоубийстве. Этот отчаянный шаг преподносится как признание бессмысленности бытия, однако философия не настолько мрачна, чтобы не предоставить другое решение.

Отступление от правды – один из вероятных путей. Невозможность жить с осознанием бессмысленности может развить способность найти толк, например, в творчестве или в отдельно взятом мгновении. Почему смысл жизни не может быть в наслаждении летним днем или прочтении достойной книги? Может. Все может стать смыслом, это все индивидуально, нужно лишь проникнуться каждым моментом бесценной жизни.

Характеристика экзистенциализма допускает еще один способ: принятие. Да, это сложно, жить и при этом понимать, что все идут к одному, но, несмотря на это, можно с этим смириться и более того, стать счастливым.

Проблемы

  1. Проблема смысла жизни . Экзистенциализм нахлынул волной на Западную Европу и подтолкнул людей к размышлению о новом смысле жизни. Проблематика философии достаточно остра, ведь примириться с положением в обществе, когда окружает лишь безысходность, довольно непросто. Наилучший пример разъяснения философии существования – «миф о Сизифе» Альбера Камю, где в центре произведения находится герой, который обречен на вечное таскание камней на скалу снова и снова. Автор поднимает тему абсурда жизни, и так мы задаемся вопросом о ее бессмысленности в целом. Возвращаясь к выходам из затруднительного положения, читатель догадывается, что можно смириться и наслаждаться существованием назло однообразной реальности. После очередного подъема Сизиф вновь поднимает камень в гору, однако при этом он же может смотреть по сторонам и разглядеть что-то новое для самого себя – даже в этой цикличности есть смысл, неужели не найдется счастья для нас? Смысл жизни в самом процессе, в самом существовании человека. Герой Камю, например, счастлив тем, что сохранил свою гордость, за которую боги наказали его. Он хоть и терпит кару за дерзость по отношению к ним, но осознает, что остался верным своим убеждениям.
  2. Проблема выбора. Важнейшая особенность экзистенциализма в том, что человек ответственен за свой выбор. В пограничной ситуации он может проявить свою сущность. Как правило, такие ситуации – миг перед возможной смертью, к примеру, сражение на войне. В обычной жизни человек может лишь предполагать, как бы он поступил при какой-либо катастрофе, но все эти миражи разбиваются об жестокую реальность. Попав в беду, субъект не найдет времени размышлять, а сразу начнет действовать. Как – уже зависит от ответственности человека за все происходящее. Основная проблема экзистенциализма – выход личности из пограничной ситуации, так люди и проявляют свое геройство либо же, напротив, страх и трусость. Это момент истины, момент феноменального прозрения, когда личность выходит за рамки себя и своего рутинного опыта, открывая новые грани реальности.
  3. Проблемы философии экзистенциализма ярко отразились в литературе, но для понимания не обязательно браться за философское эссе. Такое художественное произведение, как « » Сартра, демонстрирует ступор личности перед ощущением своей ненужности в мире. Сейчас, конечно, психология на высоком уровне, и первый совет, настырно лезущий в голову — обратиться к специалисту, чтобы тот подсказал решение тоскующему персонажу, однако читатель столкнется еще и с противоречивой тягой к одиночеству, отгораживающей героя от общества. Антуан страдает от бессмысленности жизни и не хочет с ней примириться, поэтому для себя он видит выход в творчестве.
  4. Экзистенциализм также выдвигает проблему одиночества человека и проблему внутреннего выбора . Кроме того, в направлении философии значительное место занимает свобода, как способ самореализации. Путем воплощения своих возможностей можно справиться с существованием, и при этом каждый человек должен подлинно обрести себя. А именно – стать хозяином своей судьбы, быть свободным в первую очередь от окружающего социума.

Основные представители

  • Идейные истоки – Кьеркегор, Ницше, Шеллинг
  • Религиозный экзистенциализм – Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов
  • Атеистический экзистенциализм – Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю

Основоположник экзистенциальной философии — датский писатель Сёрен Кьеркегор. Так же статус отца философии существования приписывают Фридриху Ницше, однако ни датский философ, ни автор теории о сверхчеловеке не употребляли сам термин «экзистенциализм», в отличие от представителя религиозного направления Карла Ясперса. Именно он первый вводит специальный научный термин для философии в своих работах.

Представители атеистического экзистенциализма, такие, как Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер, предполагали, даже, вернее сказать, настаивали на том, что смысл жизни человека состоит не в вере. Эта идея подчеркивается в произведении Альбера Камю « », когда главный герой повести Мерсо яростно выталкивает за двери священника, призывавшего довериться божественному промыслу. К слову, позиция персонажа совпадает с мировоззрением его создателя, французского писателя. Камю считает, что смысл бытия именно в принятии той самой бессмыслицы, поэтому его герой Мерсо принимает и смиряется с обстоятельствами, которые нельзя изменить. Конечно, в жизни вряд ли мы встретим такого правдивого и в то же время равнодушного человека, как Мерсо, но это лишь подтверждает мысль Камю о том, что он – не герой, а философская идея.

Симону де Бовуар, супругу разделившего философию на религиозный и атеистический экзистенциализм Сартра, правильно будет отнести к представителям атеистической философии существования. Из религиозных писателей-экзистенциалистов можно выделить отечественных представителей, например, Бердяева и Достоевского.

Экзистенциализм в литературе

Классикой экзистенциальной литературы являются произведения французских писателей, наиболее ярко отразивших себя в атеистическом направлении: и . Впрочем, в России так же найдутся книги, наполненные философскими рассуждениями. Пример вы можете найти в нашей статье ««.

Из Западной Европы экзистенциализм перебежал и в русскую культуру. Так называемый «философ свободы» Николай Александрович Бердяев исследовал направление в философии и анализировал состояние личности во время экзистенциального прозрения. Как и человек, так и вся Россия может оказаться в пограничной ситуации и переродиться благодаря тем же социальным катастрофам. Бердяев так же говорит об актуальности творчества и надежде человека на спасение в вере в Бога. Помощь благодаря религии воспевается и в творчестве Достоевского, ведь, если мы вспомним тех же «одного поля ягод» — Раскольникова и Свидригайлова, то вывод напрашивается сам собой: потеряв веру во Всевышнего, человек может потерять и самого себя. .

Экзистенциальные персонажи — это не только противоречивый Мерсо Камю и тоскующий Антуан Сартра, ведь даже покопавшись в русской классике, мы попадем в точку, обратив свое внимание на того же Евгения Онегина. Героя одноименного романа так же можно назвать экзистенциалистом: ему скучно, ему все надоело, он ищет свое место в жизни, но не находит его. Примеры экзистенциальной литературы вы можете найти на нашем сайте в статьях: , .

Современный экзистенциализм

Несмотря на свое уже относительно давнее появление, экзистенциализм актуален и в нынешнее время. Люди задумывались, и будут задумываться о смысле бытия, именно поэтому они ищут варианты, порой опираясь на новые версии. Если вспомнить причины возникновения экзистенциализма, то можно понять, почему развитие направления в философии вполне объяснимо. Человек стал бессилен перед техническим прогрессом. Живя в «продвинутом», постоянно изменяющемся мире, волей-неволей будешь задумываться, в чем же твое предназначение, ведь новые гаджеты шаг за шагом обгоняют тебя в развитии. К сожалению, нет никаких гарантий, что каждый из нас будет находиться вне конфликтных психологических ситуаций. Было бы отлично, если бы обстоятельства, пробуждающие метафизическую «тошноту», приводили нас сразу к ответу на извечный вопрос, однако, возможно, каждый человек должен пройти свой путь становления личности. Именно поэтому экзистенциализм можно назвать современной философией, возникшей в начале XX века.

Представители современного экзистенциализма:

  • А.Глюксман,
  • Л.Альтюссер,
  • М.Герен,
  • Ж.Деррида,
  • М.Фуко
  • Р.Барт,
  • Ж.Делез,
  • Ж.-Ф.Льотар
  • У. Эко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!