Экскурсия Усадьба Рериха «Извара» и дом-музей Шварца. Дом-Музей Рериха Н. К.: история, описание и интересные факты

Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре - единственный в своём роде музейный комплекс, неразрывно связанный с именем выдающегося русского художника, путешественника, археолога, общественного деятеля и писателя Николая Константиновича Рериха, где прошли его детские и юношеские годы. Время, проведённое в Изваре, наложило на творчество Н. К. Рериха неизгладимый отпечаток.

Ранняя история усадьбы

В X-XI столетиях местность, где сейчас располагается усадьба Извара, облюбовали славянские и угро-финские племена, активно осваивавшие пустующие территории плодородной Ижорской возвышенности. Спустя время возникшее на месте нынешней Извары поселение было присоединено к землям Великого Новгорода . Первые письменные упоминания об Изваре как о деревне Взвар, приписанной к Покровскому Озеретцкому погосту Копорского уезда, датируются 1500 годом и содержатся в «Переписной окладной книге Водской пятины», составленной вскоре после присоединения Новгородской республики к Великому княжеству Московскому.

В 1617 году деревня Взвар, согласно Столбовскому мирному договору, была передана Швеции и получила новое название - мыза Изварская (Исфархоф). Почти целое столетие мыза находилась под юрисдикцией этого скандинавского государства, пока император Пётр I в ходе Северной войны не возвратил исконно русскую территорию в казну.

Начиная с 1712 года, когда владельцем Изварской мызы стал генерал-майор, граф Михаил Борисович Шереметев, и до конца XIX столетия, когда усадьбу купил нотариус Санкт-Петербургского окружного суда Константин Фёдорович Рерих, у неё много раз менялись владельцы, а среди известных числятся представители княжеских и дворянских фамилий Трубецких, Салтыковых, Воронцовых, Хитрово, Веймарнов.

Новые строения на мызе - господский дом с садом, огородом и хозяйственными постройками (конюшнями, скотным двором, амбарами и мельницей на берегу озера) - появились на мызе в конце XVIII столетия, в период владения ею Анной Ивановной Логиновой, и последующие хозяева усадьбы пользовались этими зданиями, не возводя новых и не разрушая существующих.

«Родное гнездо» семьи Рерих

В 1872 году усадьбу Извара выкупил К. Ф. Рерих, а спустя два года у четы родился сын Николай - будущий художник, археолог, путешественник и писатель. Летние месяцы семья проводила в Изваре, поэтому маленький Коля часто исследовал окрестности, как губка, впитывая в себя всё увиденное и услышанное. Извара стала для мальчика особенным, родным местом, откуда он потом на протяжении всей жизни черпал вдохновение для творчества. Время, проведённое в усадьбе, определило его мировоззрение, а найденные в местной библиотеке маленькие книжицы, повествовавшие о Ледовом побоище, о Куликовской битве, о княгине Ольге , о князьях Борисе и Глебе, о великих полководцах А. В. Суворове и М. И. Кутузове подтолкнули будущего художника на размышления о культуре и истории Руси, её значении для человечества.

Необъятные просторы Ижорской земли, на которой в древности происходили приносящие радость побед и горечь поражения битвы, дразнили воображение Н. К. Рериха , поэтому он вплотную занялся изучением истории своей малой родины. Кстати, один из вариантов названия усадьбы - Извара - по финно-угорски означает «большие холмы» или курганы, которых действительно было много в окрестностях усадьбы. Наряду с многочисленными преданиями о происходивших на этой территории событиях таинственные молчаливые курганы пробудили у Николая интерес к археологии, и ещё гимназистом он участвовал в раскопках, проводимых вбили Извары экспедицией под руководством доктора и археолога Льва Константиновича Ивановского.

Археология навсегда осталась для Н. К. Рериха одним из любимых увлечений, но связал свою жизнь он с живописью. Талант Николая Константиновича как художника проявился ещё в детстве, поэтому родными для него в старом птичнике была устроена мастерская, в которой и родились его первые бессмертные полотна - «Сходятся старцы», «Поход», «Город строят» и другие, а живописные окрестности Извары со старинными курганами и вдумчивое изучение и размышления об истории Руси стали основой для написания исторических сюжетов - «Вече», «Заморские гости», «Плач Ярославны». Дипломную работу «Гонец» («Восстал род на род») даже приобрёл для своей коллекции Павел Михайлович Третьяков и в настоящее время эта картина украшает один из залов Третьяковской галереи в Москве .

Дальнейшая судьба усадьбы. Создание музея Н. К. Рериха

26 лет жизни Н. К. Рериха были связаны с Изварой, пока в 1900 году не умер его отец и с усадьбой не пришлось расстаться. Мать художника Мария Васильевна, духовным отцом которой был святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своё время напутствовавший Николая Рериха на труд во благо Родины, продала усадьбу почётному гражданину Санкт-Петербурга , начальнику Красносельской железнодорожной станции, составившему путеводитель «По Балтийской железной дороге» Александру Петровичу Верландеру.

В 1912 году имение Извару у А. П. Верландера выкупило Министерство юстиции и разместило там Земледельческую детскую колонию, дополнив к 1916 году усадебный комплекс новыми строениями. После революции Земледельческая колония была реорганизована в детскую исправительно-трудовую колонию, просуществовавшую в Изваре до 1950-х годов.

Волею судеб уехавший из России после революции Н. К. Рерих больше никогда не возвращался в дом своего детства - Извару, но любовь к ней пронёс через всю жизнь, привив это чувство и своим сыновьям.

Неутомимый путешественник, археолог, писатель, художник Николай Рерих прожил долгую плодотворную жизнь, оставив после себя бессмертное наследие - около 7000 картин, множество философско-художественных очерков, первый международный акт по охране культурных ценностей (Пакт Рериха), институт «Урусвати» в долине Куллу (Индия). Его имя, широко известное во всём цивилизованном мире, было не очень знакомо гражданам Советского Союза. Лишь благодаря старшему сыну Н. К. Рериха - Юрию, в 1957 году вернувшемуся в СССР и привезшему на историческую Родину картины и опубликованные за рубежом литературные труды отца, о творчестве Н. К. Рериха заговорили более предметно. И в 1974 году, когда зарубежная общественность пышно отмечала 100-летие со дня рождения художника, в Изваре, где прошло детство и юность Н. К. Рериха, было решено создать мемориальный музей.

В том же 1974 году начались ремонтно-реставрационные работы в усадьбе, коснувшиеся не только восстановления зданий, но и расчистки парка с системой незамерзающих зимой родниковых озёр. К 1978 году Изваре был возвращён дореволюционный облик, но ещё целых шесть лет шли переговоры представителей культурной общественности с чиновниками об официальном открытии музея художника и праве увековечивания его имени. И вот в июне 1984 года в двух комнатах главного усадебного дома состоялось торжественное открытие первой экспозиции музея «Николай Рерих в Изваре», основу которой составили картины и произведения художника, подаренные музею его сыном Юрием Рерихом.

В настоящее время в музейный комплекс включено 9 зданий XVIII - начала XX столетий, в бывшем господском доме воссоздано убранство гостиной с предметами мебели и личными вещами Рерихов, комнаты художника с его картинами. Помимо экспозиций, посвящённых жизни и творчеству Н. К. Рериха в Изваре, в музее экспонируются иконы из собрания Государственного музея истории религии, археологические находки, а в отдельном зале представлены материалы об истории детской Земледельческой колонии, располагавшейся в усадьбе с 1916 по 1950-е года.

В музейном комплексе, имеющем официальный статус памятника природы и располагающемся на территории 59,6 гектаров, проходят посвящённые русско-индийским связям фестивали, выставки картин художников, фотовыставки, тематические поэтические и музыкальные вечера, ежегодный областной праздник «Зажигайте сердца», семинары и научно-практические конференции, проводятся обзорные экскурсии по музею и парку, работают кинозал, лекторий и керамическая мастерская. С 2002 года на территории музея-усадьбы действует научная экспедиция, занимающаяся изучением природы Извары, проводятся археологические раскопки. В структуре музея также имеются научная библиотека и архив, а среднегодовое количество посетителей составляет порядка 10 тысяч человек.

Информация для посетителей

До Извары из Санкт-Петербурга можно добраться маршрутным такси № 655, отправляющимся каждый час от станции метро «Автово» или маршрутным такси от станции метро «Балтийская» до города Волосово , затем на маршрутках №№ 34, 34-а до Извары.

Если ехать на личном автомобиле, то нужно выехать на Таллинское шоссе до Волосово (85 километров) и оттуда до Извары (12 километров).

Двери музея-усадьбы Н. К. Рериха открыты для посетителей в течение всего года каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10.30 до 17.30 часов. Последняя среда месяца - санитарный день.

Вход в музей, экскурсии, фотографирование и видеосъёмка платные, поэтому цены нужно уточнять в кассе. Экскурсионные группы формируются на месте и проводятся в два этапа - в 13.00 и в 15.00 часов. Также можно заказать групповую экскурсию по телефону.

Для лиц льготных категорий (Героев Советского Союза и Героев России, музейных работников, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, многодетных семей, детей до 18-ти лет, военнослужащих срочной службы, полных кавалеров Орденов Славы) каждую первую среду месяца вход в музей бесплатный.

В деревне Извара с 12.00 до 18.00 часов без выходных работает кафе «Милана», в котором можно заказать как комплексный обед, так и что-нибудь попроще. Ближайшая к усадьбе гостиница «Наири» находится в городе Волосово, так что желающие отдохнуть могут в ней остановиться, предварительно забронировав номер по телефону (см. на официальном сайте музея-усадьбы).

Все особенное, все милое и памятное
связано с летними месяцами в Изваре…
Н. К. Рерих


Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре – уникальный комплекс памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры, первый в России государственный музей великого русского художника, ученого, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха .

С этой старинной русской усадьбой связаны детские и юношеские годы Н.К. Рериха .

С начала XVIII в. Изварой владели известные дворянские фамилии Шереметевых , Трубецких , Салтыковых , Веймарнов и др. В 1872 г. усадьба была приобретена К.Ф. Рерихом – отцом художника. Семья Рерихов владела Изварой с 1872 по 1900 г. В 1910-е гг. у последних владельцев имение было приобретено Министерством Юстиции для Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А.А. Яковлев, 1916 г.) органично дополнил облик усадьбы .

Музей-усадьба Н.К. Рериха был открыт в 1984 году. В настоящее время Музейный комплекс размещается на 60 га и включает 9 усадебных построек XVIII-начала XX в., старинный парк, родниковые озера (см. Виды усадьбы). Экспозиция и тематические выставки, расположенные в Усадебном доме XVIII в., знакомят посетителей с жизнью и творчеством Н.К. Рериха , с материалами, относящимися к русскому периоду жизни художника, раскрывают значение Извары в жизни и творчестве Н.К. Рериха , помогают ощутить особую атмосферу русской усадьбы , знакомят с историей развития идеи Н.К. Рериха о необходимости защиты культурных ценностей человечества, воплощенной в Пакте Рериха (подписан в Вашингтоне в 1935 г.) и другими материалами. В экспозиции представлены ранние работы Н.К. Рериха : эскиз фрески «Вечер богатырства киевского» (1896 г.), этюд «Папоротники» (1890-е гг.), автографы, личные вещи и мебель Н.К. Рериха (см. Тур по музею).

В комплекс Музея входит сохранившийся Училищный дом земледельческой колонии в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери, ныне действующей.

Музей проводит конференции, праздники, музыкальные и поэтические вечера, разнообразные международные миротворческие акции. 9 октября, в день рождения Н.К. Рериха , в Изваре проходит областной праздник «Зажигайте сердца » (см. Жизнь Музея).

С 2002 г. на территории Музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары , проводятся археологические исследования . 31 июля 2006 г. губернатором Ленинградской области В.П. Сердюковым было подписано Распоряжение о разработке проекта создания Особо охраняемой природной территории «Памятник природы» в границах Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре .

Музей открыт в течение года с 10-30 до 17-30, выходные дни – понедельник и вторник. Санитарный день – последняя среда каждого месяца.

Адрес музея : 188414, Россия, Ленинградская область, Волосовский район, деревня Извара .

Проезд от Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе или через Гатчину до Волосово (85 км) и далее – до Извары (12 км).

Транспорт : маршрутные такси № 655 от ст. метро Автово (за сквером напротив цирка, с 7.30 каждый час) и от метро Балтийская (напротив выхода из метро, у сквера, каждый час) – до Волосово, далее маршрутками № 34, 34-а – до Извары .

Мать художника Мария Васильевна, урожденная Калашникова, купила имение Извары в 1872 году и владела им до 1900 года. Двадцать шесть лет жизни Н.К.Рериха были связаны с этим местом.
Извара - старинное поселение, по-фински означает «большие холмы». В последней четверти XVIII века имение приобрела жена полковника Анна Ивановна Логинова (1760-1836), которая создала первую усадьбу. Она выстроила прямо у дороги каменные хозяйственные постройки: скотный двор, конюшни, амбары, а на берегу озера молочню и мельницу. Господский дом располагался к северу от строений. Около него - небольшой сад и огород, но парка как такового не было. Довольно ясное представление об этом дает план 1821 года. Пейзажный парк, скорее всего, создан Рерихами, что подтверждается и возрастом деревьев. Об этом говорит и сравнение планов 1821 и 1901 годов, и увеличение площади «под строения со службами, садами и огородами» с 6 дес. 1371 кв. саж. в 1821 до 9 дес. в 1891 году.
«Двух лет не было, - вспоминает Н. К. Рерих в листах дневника, - в памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины. Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре». И далее описывает свой приезд: «Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы. Нужно сразу все обежать. Со времен екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый с белыми колонками. По прямой аллее надо бежать к озеру... На берегу молочная ферма - ферма из дикого камня - очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинной постройки и длинный скотный двор... Такие же длинные конюшни. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы - отлично для игры в крепость».
Почти все строения сохранились и используются совхозом. Музей-мастерская Н. К. Рериха устроена на втором этаже дома. Лишь недавно музеем решено сделать всю усадьбу, ведь она сыграла огромную роль в его творчестве.
Подтверждением тому, что мастерская художника была на втором этаже, служит письмо 1897 года к В. В. Стасову, на котором нарисована мансарда и стрелкой указано; «моя комната, там работаю». В литературе считается, что второй этаж и другие деревянные пристройки сделаны еще предыдущим владельцем К. П. Веймарном. Так ли это?
Вот что писал сам Рерих: «Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем милое. В прихожей пахло яблоками. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного дерева. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая голубая». И строкой раньше: «За березами и жимолостью забелел дом». Он подробно описывает только каменный одноэтажный дом и ничего не пишет о деревянных пристройках и мансарде.
Подтверждением тому, что они были сделаны позже, не в детские годы Рериха, служит и описание дома бабушки Татьяны Ивановны Калашниковой в Острове: «1879 год. На Липенке - старый дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные-охряные, со ставнями и белыми наличниками окон».
Беззаветно любя Извару, подробнейшим образом описывая все, неужели забыл бы он окрашенные в яркий цвет деревянные пристройки, свою комнату во втором этаже, экзотические башенки с флюгерами, которые в детстве должны были производить не меньшее впечатление, чем старинные монументальные хозяйственные постройки.
Да и мастерская-то была в другом месте: «1896 год. Академия художеств... В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха», фотография Н. К. Рериха на фоне шкур сделана в этой мастерской. Если бы уже существовала мастерская в доме, то и рисунок ее Рерих мог послать Стасову раньше, ведь они познакомились еще в 1895 году. Вполне возможно, что рисунок выполнен вскоре после перестройки дома, которая, вероятно, была сделана с участием Рериха.

Километры пути, наматываемые от Петербурга в погоне за ускользающим солнцем. Привычный пейзаж Ижорской равнины – бескрайние поля с яркими пятнами комбайнов и тракторов, убирающих августовский урожай;

грибные леса; дачные дома; развалины красно - кирпичных церквей на деревенских погостах; похожие друг на друга почтовые станции начала 18 века вдоль старинного Нарвского тракта.

Наша конечная станция – Извара. Родовое гнездо художника Н.К. Рериха. Наиболее сохранившаяся из усадеб Волосовского района.

Она запомнилась мне тишиной, уединением и внезапно нахлынувшим ощущением безысходности, когда с утра нам навстречу попались в хлам пьяные еще нестарые женщины. Обступили кольцом их детишки попрошайки: «Тетя, дай на хлебушко!»
Неприглядная действительность русского села, усугубляемая грязью после дождя и разрухой постсоветского времени: почти растасканный по кирпичикам колхозный элеватор, покосившиеся деревянные домишки на въезде, невзрачные пятиэтажки и разбитые окна в здании Земледельческой колонии, с торца которой неожиданно приютилась церковь Казанской иконы Божьей матери, ныне вновь действующая.

Впрочем, господский дом с псевдоготическими башенками теплого солнечного оттенка произвел приятное впечатление, как снаружи, так и внутри. Мне он даже показался обжитым, насколько может быть обжит музей. На резном крыльце нас встретили ласковые кошки, а кассирша, не испытывающая досады из-за отсутствия посетителей, уютно устроилась в кресле с клубком пряжи на коленях.


Дом полон воспоминаний, невидимых ниточек чужих судеб, угадывающихся в личных вещах: письмах, фотографиях, картинах. Скрипят под ногами полы, тикают настенные часы, торопливо деревянными ступеньками убегает на второй этаж лестница в святая святых – в мансарду, где творил художник.
Дом не тот, что был при его бывших владельцах. Тот, прежний, сгорел в 1947 году до каменного основания. Но позже был воссоздан по рисункам и подробным описаниям Н.К. Рериха.

Знаменитый художник любил Извару со всей силой первой пылкой юношеской любви. Он провел в родовом имении 26 счастливых лет жизни. И позже в письмах, дневниках не раз возвращался воспоминаниями к милому сердцу месту.
Здесь он познавал законы мироздания. Увлекся коллекционированием гербариев и минералов. Писал статьи для журналов о природе и животном мире.

С азартом охотился. Благодаря книгам из изварской библиотеки началось его увлечение русской историей и археологией.
Вокруг усадьбы в Волосовском районе сохранились древние курганы – захоронения славянских воинов. В здешних могильниках были обнаружены первые археологические находки Рериха. Экспедиции раскапывают металлические вещи прошлых веков и в наше время. Часть этих находок представлена в одном из залов музея Извары.

Но, главная ценность дома, на мой взгляд, это картины художника – оригиналы и репродукции с них. Рерих творил в мансарде - в небольшой уютной комнате, в которой от прежней обстановки сохранился только круглый стол и пять стульев, привезенные из квартиры художника.
На нереальные божественные краски Гималаев, созданные Рерихом можно смотреть долго, любуясь яркими, разнообразными удивительными оттенками гор. Рассказывают, что Юрий Гагарин, впервые увидевший землю из космоса, записал в бортовом журнале: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Знаменательно, что в изварском усадебном доме состоялось заочное знакомство юного художника с Индией. Среди картин, украшающих гостиную, было полотно с изображением священной гималайской вершины Канченджанги. Рериху нравилось связывать название любимого родового гнезда с индусским словом Ishvara – Господь, Бог. Нравилась ему и семейная история, рассказывающая, что в соседнем имении Яблоницы во времена правления Екатерины 2 жил индийский раджа. Размышляя о своих корнях, художник замечал влияние индийской культуры на русскую.
И хотя приземленные историки переводят название «Извара» с финно-угорского, как «Большие холмы», мне, как и Рериху, хочется верить в божественное значение древнего места.

Сегодня от бывшей обширной усадьбы Рерихов, кроме дома и здания училища Сельскохозяйственной колонии, сохранились необычный амбар со столбами, сарай из камня с провалившейся крышей и небольшой парк с уникальными прудами.

Издали местные пруды напоминают заросшие ивами болота с валунами и камышами, как на картине Васнецова, где Аленушка грустит на камне. Но, если подойти ближе, можно увидеть свое отражение в чистейшей зеркальной родниковой воде.
С фасада дома сотрудниками музея разбит пестрый цветник. На березах висят кормушки для птиц. Аллеи парка тенистые, пропахшие грибной сыростью. С густым, будто застывшим воздухом, с зарослями репейника и крапивы вдоль гравийной дороги. Здесь даже лягушки сонные, не скачут от ног пешехода, куда глаза глядят, а смотрят на тебя внимательно, пытливо, будто знают большую тайну. Лягушки-царевны.

Иногда ради чего-то большего приходится отказываться от дорогого сердцу, жертвовать любимым. Кто знает, стал бы Рерих известным на весь мир художником, если бы в 1900 году его мать не продала родовое гнездо, и на полученные деньги он не поехал учиться живописи в Европу. Деньги дали художнику возможность путешествовать, познавать себя через мир.
Талант даруется свыше и предназначение каждого человека его развивать. Для меня символичны слова художника: «Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна».

Творения Рериха (особенно индийского периода) нечто большее, чем просто картины. Они, как иконы, способны лечить душу. Я никогда не была в Индии и возможно никогда не побываю, но когда мне грустно, иду в Русский музей и смотрю на горы, изображенные художником. И начинаю чуть лучше понимать себя.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Наш век практицизма и погони за материальными ценностями выдвигает все большие требования к духовному развитию и приоритету всечеловеческих ценностей. Николай Рерих, как один из мыслителей серебряного века, оставил наследие, которое трудно недооценить. Именно поэтому в любом уголке мира мы находим музей Рериха Н. Г., экспозицию его картин или репродукций. Его верная спутница - жена Елена, его сыновья, художник Святослав и тибетолог Юрий - все внесли свою лепту в становление и развитие духовности человечества.

Несколько слов о богатстве наследия

Говорить о Николае Рерихе сложно. Величайший историк, исследователь, культуролог, археолог, художник, поэт и писатель, философ и мистик, духовный наставник, путешественник. Многосторонняя личность, все грани которой совершенны. О наследии Николая Рериха и его жены Елены написаны многотомные сочинения. Можно спорить о неправдоподобном мистицизме творений Рериха, можно не восхищаться художественностью его полотен, но остаться равнодушным невозможно. Выделить одну сферу деятельности, не осветив другую не получится. Для данной статьи это непосильный объем, ограничимся лишь некоторыми фактами. Они дадут представление об этой неординарной личности и осознание того, почему музей Н. К. Рериха далеко не единичное явление.

Оценка достижений

Мировым рекордсменом среди картин русских художников стала цена в 7,88 миллиона фунтов стерлингов. За столько была в 2013 году куплена картина Н. Рериха «Труды Богоматери» на аукционе Bonhams.

Основой для действующей с 1954 года Гаагской конвенции «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» стал Пакт Николая Рериха, который он представил на суд общественности в 1932 году.

Одиннадцатью международными представителями единогласно было поддержано название малой планеты «Рерих» в 1999 году.

С 2003 года учреждена международная премия имени Рериха.

В 1974 году в Календарь памятных дат великих личностей ЮНЕСКО включен 100-летний юбилей Николая Рериха.

Несколько иллюстраций

С полотнами Рериха в своем первом полете в космос сравнил увиденное Юрий Гагарин. Эти слова были одними из первых, что услышало космическое пространство.

За всю свою жизнь художник написал сотни картин, два поэтических произведения и порядка тридцати трудов различного, в основном философского направления.

The Master Building (Дом учителя) - небоскреб, построенный в Нью-Йорке, был реализацией проекта Луиса Л. Хорша. Возведен он был в 1925 году полностью для деятельности мыслителя. Весь первый этаж и по сей день занимает музей семьи Рерихов.

Жена Елена - внучка легендарного Михаила Илларионовича Кутузова, признанная красавица Петербурга, обладающая даром ясновидения и целительства.

Самый большой Дом мастера

The Master Building, Дом учителя, Дом Мастера - это 29 этажей выставочных залов, театров, экспозиций, библиотек, лекционных залов. Огромная коллекция тибетской литературы, офисы международных общественных организаций Рериховского движения, а также жилые помещения с низкой рентой для творческих людей - все это музей Рерихов в Нью-Йорке. Девиз центра «Мир через Культуру» выполняет свою задачу: проводятся выездные экспозиции, бесплатные лекции и концерты, конкурсы и фестивали, издается литература. Ну, и богатейшая коллекция творческих работ Николая Рериха.

Музеи Рерихов в России

Музеев Николая Рериха и частей экспозиций в музеях, так или иначе, связанных с его деятельностью и востоковедением сегодня в России не десятки и даже не тысячи. Стендов и уголков, посвященных жизни и творчеству этой необыкновенной семьи, подсчитать невозможно. Мы будем говорить о самых крупных и имеющих в своих фондах истинные сокровища.

Музей Рериха в Москве

Начало и история возникновения музея Рериха начинается в 1990 году. Тогда сын Святослав, проживающий в Индии художник, безвозмездно передал российскому Фонду Рерихов несколько сотен картин, уникальные раритеты, бесценные библиотеку и личные архивы. Единственным условием Святослава было размещение музея в историческом здании усадьбы Лопухиных, исключительном месте духовности и красоты.

За семь лет, прошедших до открытия музея Рерихов, была проведена колоссальная работа по восстановлению полуразрушенного здания. Все работы по благоустройству, реконструкции и ремонту выполнялись за счет меценатов и благотворительных взносов.

Огромная роль в становлении и развитии музея в истинный центр общественного просвещения сыграла Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо и исполнитель завещания Святослава Рериха, бессменный руководитель музея. Индолог и знаток творчества Рерихов, она внесла вклад в становление музея, выходящего за рамки традиционной деятельности. Концерты классики, выставки космистов, международные конференции и симпозиумы, постоянные лекции философов, культурологов и историков - это неполный перечень многогранной деятельности современного общественного музея.

Экспозиция представлена в десяти залах музея. Главными являются Зал живой этики и Зал учителей. Три зала - Вводный, Петербургский и Русский - представляют русский период жизни Рерихов. Два последних посвящены деятельности сыновей Святослава и Юрия. Зал Центрально-Азиатской экспедиции и зал Кулу иллюстрируют главнейшее событие жизни Николая и Елены - экспедицию в Центральную Азию.

И, конечно, музей Рериха - это его жизнь в картинах. По всему маршруту посетителя сопровождают фантастически красивые и реалистично-образные полотна художника.

Музей Рериха в Санкт- Петербурге

В 2003 году старинный особняк, принадлежавший раньше семье академика Михаила Петровича Боткина, известного ценителя живописи, на Васильевском острове сменил хозяина. Районный суд уступил историческое здание более достойному преемнику, которым стал Музей-институт семьи Рерихов.

Такое название музей носит не случайно. Здесь представлены экспозиции личных вещей, фотографий и предметов, так или иначе, связанных с творчеством и личной жизнью Елены и Николая Рерихов. Среди более пятнадцати тысяч экспонатов, собранных и переданных музею племянницей Елены Людмилой Митусовой (1910-2004), живопись и археологические артефакты, предметы декоративного искусства.

Но это не единственный музей Рериха в Петербурге, заслуживающий внимания.

Усадьба Рерихов в Изваре

С именем другого сына, Юрия, известного востоковеда, связан музей Рериха в Изваре. Начались работы по реставрации усадебного дома семьи, где Николай Константинович прожил первые 26 лет своей жизни, в 1974 году. До открытия экспозиции сначала в двух комнатах мезонина прошло десять лет. Сегодня это не просто музей, это научно-культурный центр и центр Рериховского движения. На приусадебной территории музея-усадьбы проводятся эколого-культурные лагеря «Изварские встречи», собирающие неизменно сторонников данного движения и международной программы «Знамя мира».

Извара в жизни Рериха

Сегодня родовое гнездо Николая Рериха радует посетителей все той же спокойной красотою и величественностью ив, которые так часто вспоминал в своих заметках великий художник и писатель. Именно здесь, под руководством опытного археолога Ивановского, юный гимназист Рерих делает первые археологические находки при раскопках курганов, живо интересуется историей. С тех пор археология станет страстью Николая Константиновича.

Не судьбоносно ли для Николая и название Извара (Ishvara) - от индусского Всевышний? И то, что именно тут Николай впервые увидел вершины Гималаев на картине? И предание о радже, жившем неподалеку при Екатерине II? Может, поэтому позже появится «Индийский путь», где автор назовет познание индийской культуры потребностью русского человека?

Наследие Елены и Константина Рерихов оставили неизгладимый след в истории творческих и духовных достижений человечества. Целью и задачей нас сегодняшних должно стать приумножение и сохранение для потомков того наследия этой семьи, которое бесценно не только для России, но и для судьбы всего мира. Его жизнь и стремление к сохранению культурного наследия - пример для современных и будущих культурологов, востоковедов и художников.