Таблица по истории первые государства

Отчет по внедрению проекта «информационная компетентность учащихся в области переработки текста».

Маркова Н. А., учитель истории

Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Конечно, не только таблицы играют такую роль, но и иллюстрации, карты и др. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.

Использование таблиц и схем.

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы . В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны

Схемы – диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.

Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц.

Способ обучения: коллективный – выполнение одного типа заданий, работа учащихся в коллективе 19 человек.

Основная форма проведения занятий – самостоятельная работа учащихся с учебным текстом

Использование таблиц и схем на уроках истории

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы

В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны.

Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.

ОГБОУ СПО «ТОМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ТЕХНИКУМ»

Развитие страны от СССР к РФ в 1946 – 2012 годах, изложенная в схемоконспектах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

методической разработке:

История России в геополитическом пространстве послевоенного мироустройства, представленная в форме синхронистических таблиц.

ТОМСК - 2014

1.Время апогея сталинизма в 1946 – 1953 годах: таблицы №№ 1 - 4.

2.Эпоха «Оттепели» в 1953 – 1964 годах: таблицы №№ 5 – 10.

3.Эпоха «Застоя» в 1964 – 1985 годах: таблицы №№ 11 – 17.

4. Время «Перестройки» в 1985 – 1991 годах: таблицы №№ 18 – 19.

5.Создание Новой России в 1992 – 2004 годах: таблицы №№ 20 -24.

СССР в послевоенный период:

а) эпоха «Апогея сталинизма»

Таблица№1. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.

Таблица№2. Экономика СССР в 1945 – 1953 гг.


Таблица№3. Усиление репрессий в СССР после второй мировой войны

Таблица№4. Борьба за власть в руководстве СССР после смерти И.В. Сталина

Таблица№5. Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.

Таблица№6. Возобновление “социалистической модернизации”

Таблица№7. Общественно-политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.


Таблица№8. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

Таблица№9. СССР и страны социалистического лагеря в 1953 – 1964 гг.


Таблица№10. Культура в СССР в 1953 – 1964 гг.

Таблица№11. Экономические реформы в 1960-е гг.

Таблица№12. Экономика СССР в 1970 – 1985 гг.


Таблица№13. Общественно-политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

Социальный кризис – начало 1980-х гг.

Таблица№14. Внешняя политика СССР в 1964 – 1985 гг.

Таблица№15. Социально-экономический и политический кризис в СССР в начале 1980 - х гг.


Таблица№16. Народы СССР после Второй Мировой Войны


Таблица№17. Отечественная культура в 1964 – 1985 гг.

Таблица№18. СССР в 1985 – 1991 гг.

Таблица№19. Распад СССР

Таблица№20. Россия в 1992 – 1993 гг.

Таблица№21. Россия в 1994 – 1998 гг.

Таблица№22. Россия в 1998 – 2004 гг.

Таблица№23. Внешняя политика России в 1992 – 1998 гг.

Таблица№24. Внешняя политика России в 1998 – 2004 гг.