Что читают в хорошей детской? В садах Лицея. На брегах Невы

Информационная карта урока русского языка у обучающейся на дому К. Анжелики
Тема: «Удивительная веревка» М.БасинаЦель: познакомить с содержанием рассказа «Удивительная веревка»
совершенствовать навыки правильного выразительного плавного осмысленного чтения
корректировать восприятие, образное мышление, связную грамотную речь, долговременную память, внимание;
Воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: презентация, учебник, карточки для чтения
Этапы Деятельность учителя Деятельность ученицы Результ.
I. ППН Приветствие, проверить готовность
Прозвенел уже звонок
Значит, начался урок
Сели мы за парты дружно
Нам теперь работать нужно. Настраивается на работу на уроке II. Основная часть 1.Введение в тему. Психологический настрой
Дыхательная и речевая гимнастика
Подуй на листочек.
Летела муха возле уха: ж-ж-ж.
Летела оса возле носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з - з- з. Выдыхает воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой
Повторяет за учителем 2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала
- Сегодня на уроке мы повторим и вспомним все, что узнали об осени из раздела «Славная осень».
Осень, осень, красота
Что же нам ты принесла?
Ты подумай, не спеши
И приметы расскажи.
Рассматривает иллюстрации, описывает их, называет признаки осени и осенние приметы 3. Работа над новым материалом. Подведение к теме урока.
Прогнозирование по заголовку

«Корзина идей»

Чтение рассказа учителем
Словарная работа
КАНАЛ - искусственное русло, наполненное водой
СПЕЦОВКА - специальная одежда для работы
КУШАК – широкий матерчатый пояс
Проверка первичного восприятия -Анжелика, а теперь мы начнем изучать новый раздел, который наз-ся «Что такое хорошо…». Познакомимся с рассказом М.Басиной «Удивительная веревка». А как ты думаешь, почему рассказ называется «Удивительная веревка», что удивительного в этой веревке будет? У нас на уроке сегодня в необычный гость, а кто он ты догадаешься, отгадав загадку:
Молочко я пью из миски,
Обожаю кушать Вискас,
Очень я люблю сметану.
Подросту и кошкой стану.
-Да, конечно, к нам в гости пришел котенок.
-Давай, соберем наши идеи в корзину, а после прочтения рассказа, узнаем, кто оказался прав.
-Скажи, о ком это произведение?

Что случилось на канале?
-Почему котёнку грозила опасность?
-От чего хмурились лица людей?
-Что придумал парнишка?
-У кого оказался правильный прогноз?
Слушает учителя, раздумывает, что в веревке удивительного, затем отгадывает загадку, называет гостя.
Котенок
Выбирает из разных карточек со словами карточку со словом «котенок», заклеивает это на рисунок корзинки
Слушает пояснения учителя, рассматривает картинки по презентации
Рассматривает иллюстрацию, отвечает на вопросы или указывает на правильный ответ
5. Физминутка.
Музыкально-танцевальная физминутка «Котёнок» Выполняют движения под музыку, повторяя движения за учителем 6. Закрепление.
-Отработка навыков чтения
(чтение по карточкам)
-Тестовые вопросы -Наш гость Котенок хочет задать тебе вопросы, постарайся найти правильный ответ.

Читает по карточке
Слушает вопрос, из 3 вариантов ответов, выбирает правильный 7. Обобщение
8. Домашнее задание -Кто приходил в гости сегодня на урок?
-Про кого мы сегодня читали?
-Тебе понравился рассказ про котенка?
-Прочитать отрывок, описать иллюстрацию Отвечают.
записывают III. Итог.

Скоро прозвенит звонок
И закончится урок!
Так давайте-ка, Анжелика,
Подведём сейчас итог!
Если ты считаешь, что урок прошёл успешно и у тебя хорошее настроение, то выбери веселого мишку. Если ты испытываешь трудности, очень устала и у тебя плохое настроение, то выбери грустного мишку. Ученица выбирает мишку, соответствующий своему настроению в конце урока.

Всю дорогу от Петербурга до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом однообразную болотистую равнину, по которой пролегали двадцать пять верст дороги, соединяющей столицу и Царское Село, и вновь думал о своем.

Ему - молодому зодчему, немало построившему в Москве, - дано было первое поручение от петербургского начальства. Надобно было составить проект внутренней переделки дворцового флигеля в Царском Селе. И вот по какому случаю. Во флигеле этом решено было разместить вновь открываемое учебное заведение - Лицей.

Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе по поводу Лицея, или Ликея. Никто толком не знал, как следует произносить это слово - на французский или на греческий манер.

Слухи были разные. Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев, четырнадцатилетнего Николая и двенадцатилетнего Михаила, «общественно», вместе с отпрысками знатнейших фамилий. Посему повелел он разместить в Царском Селе у себя под боком «особенный Лицей» - для избранных. Другие (в большинстве это были дамы) полагали, что императору, «любящему нежный детский возраст» и не имеющему собственных детей, захотелось видеть вблизи себя «невинных и веселых отроков» и он повелел устроить для них в своем летнем дворце Лицей. Третьи без всяких сантиментов считали, что все это от вольнодумства. Все это злостные затеи семинариста Сперанского, который из дьячков пробрался в статс-секретари, втерся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы.

Но что бы ни толковали в столичном обществе, а в начале 1811 года был опубликован Указ Сената об основании Лицея. И вот ему, зодчему Стасову, предложено было незамедлительно отправиться в Царское Село, осмотреть предназначенное для Лицея здание и решить, как наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения.

Близ Пулковой деревни дорога пошла в гору. Лошадь, впряженная в крытые сани, бежала медленней. Проехали еще верст с пяток, и вдали, будто нарисованные на сером небе, показались черные силуэты огромных ветвистых деревьев, золоченые купола церкви Большого дворца. По расчищенной дороге сани въехали в прямую широкую улицу. Замелькали веселые домики с садами, казенные каменные строения. Миновали занесенный снегом парк и громаду нового Александровского дворца - творение зодчего Кваренги.

Зимою в Царском Селе бывало пустынно и тихо, не то что в летнюю пору, когда сюда из столицы переселялся царь со своим двором. Тогда тихий зеленый городок становился, ни дать ни взять, «Петербургом в миниатюре».

Новый флигель, который приехал осматривать Стасов, стоял возле дворца как отрезанный ломоть. Он был огромен, но узок. Его строгая громада со скупыми украшениями как бы подчеркивала затейливую роскошь Большого дворца. Строил флигель при Екатерине II архитектор Илья Неелов.

Екатерина терпеть не могла своего курносого бешеного сына Павла. Втайне мечтала она, обойдя его, посадить на престол старшего внука - Александра. И его, и младших детей Павла держала при себе. Для них и велела возвести этот «чертог», соединенный крытой галереей с ее собственным дворцом.

Теперь флигель пустовал. Шаг за шагом обошел Василий Стасов все четыре этажа его. В первом и в четвертом потолки невысокие, окна небольшие. Во втором потолки гораздо выше, а в третьем совсем высокие. Обширные комнаты, парадные залы… Стены обтянуты голубым, малиновым, зеленым штофом. Мебель (она также передавалась Лицею «на первое обзаведение») по большей части старинная. Многое рассохлось, выцвело, обветшало…

Вид на Большой Царскосельский дворец и парк. Литография А. Мартынова. Около 1820 года. Фрагмент.

Гулко отдавались шаги в пустынных дворцовых покоях, где ныне надлежало разместить полсотни «веселых отроков». Здесь должны они жить, учиться, отдыхать. Классы для занятий, библиотека, гимнастический зал, столовая. Одних только спален пятьдесят - у каждого воспитанника своя.

Переделки предстояли значительные, а времени оставалось мало. К осени, когда начнутся занятия, все должно быть готово.

Вернувшись в Петербург, не мешкая, подал Стасов по начальству «Опись переделкам и поправкам Царско-Сельского бывшего дворца их императорских высочеств великих князей, для помещения в оном Лицея».

Вскоре министерство народного просвещения заключило с подрядчиком Иваном Пробкиным контракт на производство строительных работ. Нагнал в будущий Лицей подрядчик Пробкин умельцев-мужиков: каменщиков, штукатуров, маляров, печников, плотников - и работа закипела.

«И мы пришли»

К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников. Здание внутри перестроено и заново отделано. Старая мебель приведена в порядок, изготовлена и приобретена кой-какая новая. Для воспитанников, профессоров, служителей сшита форменная одежда; закуплены книги и учебные пособия.

В первом этаже бывшего дворцового флигеля разместилось хозяйственное управление Лицея, квартиры инспектора и гувернеров; во втором этаже - гардеробная, столовая, буфетная, больница с аптекой, малый конференц-зал, канцелярия; в третьем этаже - большой зал, классы, физический кабинет, Газетная комната, в галерее - библиотека; в четвертом этаже - комнаты-спальни воспитанников.

Большой дворец и Лицей. Литография А. Тона. 1822 год.

Четвертый этаж по проекту Стасова подвергся самой основательной переделке. Втиснуть в один этаж полсотни спален оказалось нелегко. Для этого ранее существовавшие внутренние стены были разобраны, двери заделаны. На месте их возвели шесть поперечных капитальных стен с проходами-арками. Арки образовали сквозной коридор. И по обе стороны коридора появились пятьдесят две крохотные комнатки-спальни с оштукатуренными дощатыми стенами. Эти стены-перегородки делили окна пополам так, что в большинстве спален было по половине окна. Для «чистоты комнатного воздуха» перегородки не доходили до потолка. Для этой же цели потолок всего этажа был приподнят на один аршин. В каждую комнату вела из коридора небольшая дверь, окрашенная желтой масляной краской «под дуб». В верху каждой двери - «для сообщения воздуха и света» - находилось окошечко с железной сеткой. Полы были дощатые, а не паркетные. Над каждой дверью висела черная дощечка с номером комнаты и фамилией воспитанника.

Музей Лицей. Коридор четвертого этажа и спальни лицеистов. Фотография.

Лицейские гувернеры и некоторые профессора заранее переселились в Царское Село в специально отведенные для них квартиры.

Директору предоставлен был стоящий через переулок против Лицея двухэтажный каменный дом.

Два каменных строения по Певческому переулку, рядом с домом директора, тоже были переданы Лицею. Там разместились кухня, прачечная, баня, погреба.

В ожидании прибытия воспитанников в лицейской кухне уже хозяйничали повар Иван Веригин и смотрительница над кухней и съестными припасами «майорская дочь» София Скалой.

В гардеробной наводила порядок кастелянша - «жена отставного придворного скорохода» - Надежда Матвеева.

Интегрированное занятие по чтению художественной литературы М. Басиной “Удивительная веревка” по программе Т.Н. Дороновой “Миры детства: конструирование возможностей.

Воспитатель: Ребята, вам мамы и папы читают много сказок, и рассказов из детского календаря. Скажите пожалуйста, кто помнит, какие рассказы читали вам дома родители из “Детского календаря”. А читали ли вам родители рассказ Марианны Басиной “Удивительная веревка”?

(Ответы детей)

Я тоже читала этот рассказ и мне очень понравился. Я хочу вам ещё раз прочитать этот рассказ об удивительной веревке, рассмотреть картинки к этому рассказу.

Ребята, возьмите пожалуйста себе подушки и удобнее присаживайтесь перед экраном. (дети садятся)

Читаю рассказ из детского календаря. Беседа с детьми.

Ребята,о ком говорится в этом рассказе?

Что случилось на канале?

Почему котёнку грозила опасность?

От чего хмурились лица людей?

Что придумал парнишка чтобы спасти котенка?

Что удивительного в этой веревке, из чего была сделана веревка? Из каких вещей?

Что случилось с котенком после того как его спасли?

Молодцы, ребята……

Ребята, вам родители читали ещё одно произведение из детского календаря про котенка, которое называется «Непослушный хвостик». Я хочу с вами поиграть.

Вы хотите поиграть? (ответы детей)

Для этого найдите в нашей группе кота и коляску. (Дети приносят кота и коляску)

Воспитатель: Котик мы с тобой хотим поиграть, а ты хочешь с нами поиграть.

Котик: -Хочу!

Восп: - А к кому ты хочешь пойти?

Котик: - Ко всем!

Восп: - Ребята, давайте посчитаем, у кого окажется котик, тот встанет в середину с котиком.

Мияу, мияу мышлаган,

Мич башында кышлаган. (Дети передают друг-другу кота)

Бүген тычкан тотмаган,

Тотар иде йоклаган .

(У кого остался котик, тот выходит в середину, показывает движения, остальные повторяют за ней)

О. Кригер «Непослушный хвостик»

Я кладу кота в коляску, наклоны вперед

Он зажмуривает глазки . ладошками закрывают глаза

Потихонечку лежит , гладим,

Притворяется, что спит . наклоны в стороны

Только хвостику не спится – Руки змейкой, вверх-вниз

Он все время шевелится

Хвостик, хвостик, баю-бай Гладим руки

Поскорее засыпай . Руки за уши, наклоны в стороны.

Воспит: Ребята, мальчик из рассказа «Удивительная веревка» забрал котенка с собой домой. У него появился новый друг. А вы хотите чтобы у вас появился новый друг, котенок (ответы детей).

Подойдите пожалуйста к столу, на столах у вас лежат шаблоны котенка и разные виды материала. Из какого материала можно сделать котенка, можете потрогать, пощупать каждый материал и определиться кто из какого материала хочет сделать своего друга. (манка, пшено, пластилин, нитка, вата) Что еще нам потребуется для того чтобы сделать котенка? (клей, кисточка, кленка) Для того чтобы сделать нашего друга, домашнего питомца, нужно клей нанести на всю форму шаблона равномерно, манку, пшено засыпаем на шаблон, а излишки аккуратно сыплем в емкость.

Вид Большого, или Екатерининского, дворца со стороны парка. Фотография.

Пушкин медленно проходил вдоль фасада Большого дворца. Вот он - бесконечно длинный, лазоревый, с белыми колоннами, зеркальными окнами, множеством лепных украшений…

Во времена Елизаветы дворец был еще великолепнее. Его бесчисленные украшения сверкали золотом. Шесть пудов, семнадцать фунтов и два золотника настоящего червонного золота ушло на его позолоту.

Лицеисты прекрасно знали историю Большого дворца. В одном письме воспитанник Матюшкин рассказывал: «Царскосельский дворец построен в 1744 году графом Растрелли, напоминает век Людовика XIV, век вкуса и роскоши, и несмотря что время истребило яркую позолоту, коею были густо покрыты кровли, карнизы, статуи и другие украшения, все еще может почесться великолепнейшим дворцом в Европе. Еще видны на некоторых статуях остатки сей удивительной роскоши… Когда императрица Елизавета приехала со всем двором своим и иностранными министрами осмотреть оконченный дворец, то всякий, пораженный великолепием его, спешил изъявить государыне свое удивление; один французский министр, маркиз де ла Шетарди, не говорил ни слова. Императрица заметила его молчание, хотела знать причину его равнодушия и получила в ответ, что он не находит здесь главной вещи - футляра на сию драгоценность».

Большой дворец изумлял внутри еще больше, чем снаружи: мрамор, золото, драгоценные камни, янтарь, зеркала, бронза, статуи, картины, гобелены, фарфор… Залы и комнаты одна другой богаче…

Чесменская колонна. Фотография.

Но время шло, и вкусы менялись. Затейливое барокко - любимый стиль Растрелли (в этом стиле и построил он Большой дворец) - стало казаться вычурным. Его сменил классицизм, подражание античной древности, стиль благородный, строгий, изящный и сдержанный. И новая владелица Царского Села - лицемерная, хитрая Екатерина II, «Тартюф в короне и в юбке» - решила показать всему свету, что она идет в ногу со временем. Облик Царского Села стал меняться. Исчезла с фасада Большого дворца слепящая позолота, а целый ряд покоев - комнат и зал - был перестроен и отделан заново, уже в классическом стиле. Это выполнил замечательный зодчий Камерон. Тот самый, что построил рядом с дворцом легкую, как античный храм, прозрачную галерею.

Изменились и обширные царскосельские сады. Им был придан вид приятной естественности. Теперь, выйдя из дворца, можно было любоваться не только правильными рядами парадных аллей, но и ручейками, лугами, пригорками, рощицами - природой натуральной и в то же время изящной. И здесь же возводили разнообразные строения, воздвигали обелиски, колонны - памятники славы.

Вот они, эти памятники…

Посредине озера, будто вырастая из самых вод его, появилась украшенная рострами - носами кораблей - розовая мраморная колонна. На вершине ее бронзовый российский орел. Он ломает когтями полумесяц - эмблему Турции. Колонну зовут Чесменской. В Чесменской бухте Эгейского моря российские военные корабли уничтожили в сражении многочисленный флот Турции.

Морейская колонна. Фотография.

О победах над Турцией говорит и Катульский обелиск, что стоит на лугу близ Большого дворца. И Морейская колонна. Надпись на ней кончается словами: «…крепость Наваринская сдалась Бригадиру Ганнибалу. Войск российских было числом шестьсот человек, кои не спрашивали многочислен ли неприятель, но где он. В плен турков взято шесть тысяч».

Бригадир Иван Абрамович Ганнибал - старший сын «арапа Петра Великого», Абрама Петровича Ганнибала, - приходился Александру Пушкину двоюродным дедом.

Пушкин знал, о чем писать. Он напишет оду «Воспоминания в Царском Селе». Начнет с прошедшего, памятники которого окружают его здесь, в садах Лицея, а закончит настоящим - подвигами российских воинов в недавней войне с Наполеоном Бонапартом.

И пусть Галич не думает, что героизм родного народа ничего не говорит его воображению и сердцу…

«Публичное испытание»

Двадцать второго декабря 1814 года к газете «Санкт-Петербургские ведомости» было приложено напечатанное на отдельном листке объявление. В нем говорилось: «Императорский Царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 чисел будущего января месяца, от 10 часов утра до 3 пополудни, имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».

До публичных экзаменов оставались считанные дни, и воспитанники Лицея долгие часы проводили в «проходной» и «длинной». В этих двух больших комнатах третьего этажа, обычно стоя за конторками, готовили уроки. Теперь здесь под присмотром дежурного гувернера зубрили латынь и алгебру, повторяли историю, географию, логику и другие предметы.

Публичное испытание… Экзамены в присутствии многочисленной публики… При одной мысли об этом становилось страшновато. Даже самые беспечные что-то повторяли, учили.

Пушкина не столько тревожили экзамены, сколько волновало предстоящее чтение. Порой он досадовал, что послушал Галича, дал себя уговорить.

«Воспоминания в Царском Селе»… Стихи были написаны и переписаны набело. Он читал их друзьям. Все были в восторге. Всем нравилось и описание «Элизиума полнощного» - северного рая, царскосельского сада, и огромных чертогов, рвущихся к небесам, - Камероновой галереи, и озера, где «плещутся наяды», и Чесменской колонны, и Катульского обелиска…

А он был неспокоен, сумрачен, молчалив. Но делать нечего. «Назвался груздем - полезай в кузов», как говаривала няня.

4 января 1815 года публичное испытание в Лицее началось. В этот день экзаменовали по закону божьему, логике, географии, истории, немецкому языку и нравственным наукам.

Во второй день испытаний, 8 января, предстояло отвечать по латинскому языку, математике, физике и российскому языку. Тогда же должен был читать свое стихотворение воспитанник Пушкин.

Когда утром 8 января Пушкин с товарищами очутился в лицейском актовом зале, где за длинным столом, покрытым красной суконной скатертью, сидели экзаменаторы во главе с Разумовским, а поодаль в креслах разместилась приглашенная публика, ему невольно вспомнился день открытия Лицея. Каким большим и торжественным казался тогда зал, какой надменно-пугающей блестящая публика…

Ныне все по-иному. И зал будто уменьшился, и публика попроще. Профессора из Петербурга, знакомые и родственники воспитанников, кое-кто из сановников, любопытствующие жители Царского Села.

Вон его отец Сергей Львович. Вот мать Кюхельбекера Юстина Яковлевна, мать Бакунина, отец Мясоедова, отец Комовского…

Царя в зале не было. Он находился далеко, в Вене, на европейском конгрессе. Как говорилось не без ехидства в одном лицейском стихотворении,

В конгрессе ныне он трудится

(За красным спит сукном),

Но долго, долго он домой не возвратится.

Отсутствие царя не заботило Пушкина. Он и не думал о нем. Волновало его то, что на экзамене обещался присутствовать Гаврила Романович Державин, знаменитый Державин, патриарх российских поэтов, чьи стихи они с Дельвигом знали наизусть.

Г. Р. Державин. Гравюра с портрета работы Васильевского.

Позднее Пушкин вспоминал: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы заволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую „Водопад“. Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в залу… Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной».

Татьяна Рудишина

Что читают в хорошей детской?

«Детское чтение для сердца и разума».
Взгляд через шесть лет

«Интеллигентность», «традиция», «спокойствие», «постоянство», «доверие», «радость», «хороший вкус», «добропорядочность», «хорошая детская», «душевная щедрость» – слова-ассоциации, возникающие при упоминании журнала «Детское чтение для сердца и разума».

Шесть лет тому назад (Вкладка в «ПС» № 2–1998) в нашей газете было опубликовано интервью с главным редактором журнала Владимиром Рувимовичем Фиделем. Много воды утекло с тех пор по меркам газетно-журнального рынка современной России. Детские журналы нарождались и умирали, меняли главных редакторов, а вместе с ними и всю концепцию издания. А журнал «Детское чтение для сердца и разума» жив и остается верен изначально найденному стилю. Рубрики знакомые – «Задушевное слово», «Читаем всей семьей», «Жила-была сказка», «Чудеса в решете» – и многие другие.

Не скрою, в свое время, впервые увидев этот журнал, я подумала, что он не будет востребован в нашей библиотеке: тексты – все больше классика, а ею и без того вся подсобка забита. Но! Удивительное дело: оказавшись рядом, разной степени известности тексты классиков, проиллюстрированные художником А.И.Черных, обрели новизну и свежесть, воспринимались по-другому. И сейчас, спустя шесть лет, уставший от навязчивой рекламы и всепроникающей «попсы» родитель (и библиотекарь тоже!) хочет журнала без пошлости.

«Какой красивый язык», «Я узнала много новых красивых слов», «Так сейчас не говорят» – так расписывают достоинства журнала читатели-дети. При этом в нем нет откровенных архаизмов или стилизации под старину. Однако многие рассказы могут поставить в тупик современного ребенка. Возьмем, к примеру, рассказ Т. Александровой «Елка». Непонятно все с самого начала. Странно звучит первая фраза: В этом году можно елки рубить, представляешь? А что, до этого было нельзя? А кто разрешает или запрещает рубить елки? Лесник? Правительство? Это, конечно, правильно, елки надо жалеть и беречь, лучше купить искусственную, это же символ. Но здесь что-то не так! Дальше – больше. Почему у детей есть няня – это понятно, но почему няню так странно зовут – Матрешенька. А, ну теперь понятно – это про старое житье-бытье. Мать у барина в стряпухах была. Да и все одеты на картинках как-то странно. Но елки-то почему нельзя рубить?

Примерно такой разговор закрутился вокруг небольшого рассказа
(№ 12–2003). Жаль, год написания рассказа не поставлен в конце. Сколько возможностей для библиотекаря! И Косарева, елку советским детям вернувшего, добрым словом вспомним.

А за этим рассказом (вот так сюрприз!) «Рождественская» Александра Башлачева. Да-да, того самого, рок-легенды, из Череповца, с акустической гитарой, поэта милостью божьей:

Крутит ветер фонари
На реке Фонтанке.
Спите, дети… До зари
С вами – добрый ангел.

Начинает колдовство
Домовой-проказник.
Завтра будет Рождество,
Завтра будет праздник.

Ляжет ласковый снежок
На дыру-прореху.
То-то будет хорошо,
То-то будет смеху.

Я читала и не могла поверить своим глазам:

Каждый что-нибудь найдет
В варежках и в шапке.
А соседский Васька-кот
Спрячет цап-царапки.

Звон-фольга, как серебро.
Розовые банты.
Прочь бумагу! Прочь перо!
Скучные диктанты.

Какой удивительно традиционный поэт из мира доброй детской. В такой детской не вырастают бунтари. Хотя это как посмотреть. А Серебряный век? Вот и стихи эти – почти оттуда…

Замелькают в зеркалах
Платья-паутинки.
Любит добрая игла
Добрые пластинки.

Будем весело делить
Дольки мандарина.
Будет радостно кружить
Ёлка-балерина.

Полетят из-под руки
Клавиши рояля.
И запляшут пузырьки
В мамином бокале.

Расхристанный рок-музыкант, где ты?

То-то будет хорошо,
Смеху будет много.
Спите дети. Я пошел.
Скатертью тревога…

Ага, вот он и проявился. Скатертью тревога!

Удивительный журнал, в нем мирно живут под одной обложкой Агния Барто и Олег Григорьев, Наталья Абрамцева и Борис Емельянов, Владимир Крупин и Людмила Петрушевская, столь разные, для кого-то – неизвестные, кем-то давно забытые.

Круговорот в природе фиксирует рубрика «Круглый год», ноябрь сменяется декабрем, вот и Новый год. За сменой времен года «следит», естественно, Виталий Бианки. А почему «естественно»? Если вы росли вне уроков внеклассного чтения, то, скорее всего, прошли мимо писателя-натуралиста.

А сколько рассказов «для сердца» – «Лилипутики» Ю.Ермолаева, «Удивительная веревка» М.Басиной, «Выстрел» Ю.Коваля, «Шли лихие эскадроны» Р.Погодина. А «для разума» – «Разговор с башнями» Е.Осетрова, «Граф Л.Н.Толстой» М.Шевлякова. Впрочем, все в журнале и для сердца, и для разума. Помните пожелание Маршака? пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет. Редакция журнала того же мнения.

Сказать, что «Детское чтение для сердца и разума» нарасхват в нашей библиотеке – слукавить. Это вам не «Микки-Маус» и не «Барби». Но у журнала есть свой постоянный читатель. Первыми и самыми постоянными читателями журнала стала многодетная семья священнослужителя одного из небольших восстановленных московских приходских храмов. Как сказала матушка, их семью привлекают в журнале не столько публикации на религиозные темы (их не очень много, но они есть – библейские пересказы С.Лагерлёф, житийные рассказы В.Никифорова-Волгина), сколько хороший вкус и внутренняя опрятность. «Детское чтение» не страшно давать детям любого возраста.

Кстати, о возрасте. Начальная школа? Дошкольники? Взрослые? Не пытайтесь приклеить бирочку. Журнал поистине семейный. Малышам читают про котят и про ежика. Ребята постарше попадают в атмосферу России XIX века, вместе с Алексеем Арсеньевым и Иваном Буниным идут на экзамены в гимназию. А какого читателя видел перед собой Давид Самойлов, судите сами:

Город зимний,
Город дивный,
Снег, как с яблонь,
Лепестками.
Словно крыльев
Лебединых
Осторожное
Плесканье.

Дворники,
Как пчеловоды,
Смотрят снежное роенье.
И заснеженной природы
Принимают настроенье.

Пейзажные зарисовки, любимые «взрослые» авторы Серебряного века – Бальмонт, Северянин, Брюсов… А «век железный» представлен Левитанским, Кимом, Рубцовым. Вот и современная детская литература: Сергей Георгиев, Марина Бородицкая, Сергей Седов. А Дональда Биссета вы давно получали по комплектованию или просто видели в продаже? Уже забыли? «Забытый день рождения» забыли. Не переживайте, он тоже тут!

Небольшой формат, цветная обложка, хорошая полиграфия и… черно-белые иллюстрации. Так выгодно отличающиеся от всех других. Это как черно-белая фотография. Не от бедности, а ради стиля.

Почему-то вспомнились строки из Булата Окуджавы: …на веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает…