Час мужества твардовский краткое. Урок по литературе "Час мужества" (7 класс). Бедный авросимов

Автор вспоминает, как в далекой юности с товарищем они жили заветным замыслом дорваться до всех наук. Друзьям казалось, что никакие преграды им нипо-чем, поскольку главное в жизни — не трусить, не лгать, любить свою землю, быть верным народу. Молодые люди представляли, как вернутся потом на родину великолепными московскими гостями, как будут гордить-ся родители и обмирать девушки на танцах. Никто не мог предположить, что готовила им судьба в будущем. Сейчас автору кажется, что те юношеские мечты посещали его «жизнь тому назад» — столько пришлось ему пережить за прошедшие годы.

2. Сын за отца не отвечает

Эти пять слов были сказаны в кремлевском зале "вершителем земным" судеб, И. Сталиным. Автор обращается к молодому поколению, которому уже трудно представить, какой резонанс имела в обществе эта короткая фраза. Для людей его, автора, поколения анкетная графа о происхождении имела «зловещий» смысл. В сталинское время те, кому с графой не повезло, подставляли «для несмываемой отметки» свое чело, чтобы всегда быть под рукой, «на случай нехватки классовых врагов». Самые близкие друзья отворачивались и боялись сказать слово в защиту «сына врага народа», который, в большинстве случаев лично ничем не провинился перед режимом, но должен был нести кару за «прегрешение» отца. После исторического заявления Сталина же можно было благодарить вождя за то, что он простил родного отца.

Сталину, впрочем, не пришло вовремя на ум, что такой «реабилитированный» сын вполне мог бы ответить за несправедливо осужденного отца — того, что работал всегда в поте лица, и приходя домой обедать, клал на стол усталые рабочие руки. На этих руках не было отдельных мозолей — она была сплошная.

Автор слышит в свой адрес обвинения в сердобольности, в попытке смотреть на вещи «с кулацкой колокольни» и «лить воду на мельницу врага». Автору уже надоело «слышать эхо древних лет», ведь ни колоколен, не мельниц тех нет на свете уже давно. Зато сам крестьянин, «голоштанный помощник» Советской власти, ни в чем не ее упрекал, а только славословил и благодарил за «земельку долгожданную» Любой репрессированный искренне верил, что несправедливый приговор будет немедленно отменен, едва Сталин лично «в Кремле письмо его прочтет». Крестьяне, выселенные с насиженных мест, не унывали, и переходили в рабочий класс. Теперь эта почетная дорога была для них открыта: ведь сын за отца не отвечал. Однако скоро все пошло по-прежнему. Стране, казалось, все не хватало клейменых сыновей. Только война предоставляла «право на смерть и даже долю славы». Страшно было только пропасть без вести или же оказаться в плену. Тогда приходилось проследовать под гром победы с двойным клеймом из плена в плен. Вряд ли Родина стала счастливей, собрав рать своих сынов под небом Магадана. У советских людей появился в лице Сталина новый бог, звавший «отринь отца и мать отринь»... В особенности это касалось национальных окраин, переселенных народов — крымских татар и пр. Автор свидетельствует о том, что отец как раз должен отвечать головой за сына, и жаль, что сам Сталин не стал ответчиком ни за своего сына, ни за дочь.

3. О памяти

Автор считает, что нельзя забывать «крестный путь» тех, кто стал «лагерной пылью». Впрочем, об этом постоянно «забыть велят и просят лаской» для того, чтобы не смущать непосвященных оглаской. Однако автор не видит вокруг себя непосвященных: вся страна знала о репрессиях, даже если человека лично они не коснулись, то наверняка «мимоездом, мимоходом». Именно с поэта впоследствии «взыщется», он обязан будет объяснить «пытливой дочке-комсомолке», «зачем и чья опека к статье забытой отнесла неназываемого века недоброй памяти дела». Новое поколение тоже должно знать правду о прошлом, поскольку «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Автор думает, что невероятная популярность Сталина в народе, несмотря на все его свершения, объяснялась в том числе и тем, что мы рукоплескали всегда не одному лишь ему. Казалось, что всегда был рядом Ленин - тот, кто не любил оваций. Не случайно в народе бытовала поговорка: «вот если б Ленин встал из гроба, на все, что стало, поглядел». Автор сравнивает подобные суждения с детским лепетом безответственных людей. Мы сами виноваты во всем, что происходило, нам самим расхлебывать заваренную нами кашу, «и Ленин нас судить не встанет». Если уж непременно хочется «вернуть былую благодать», автор советует вызывать дух Сталина: «Он богом был, он может встать». К тому же «вечная жизнь» Сталина продолжается в его китайском преемнике (Мао Цзе Дун).

Произведение в первую очередь примечательно тем, что было искренней попыткой человека старшего поколения осмыслить трагические страницы истории страны, связанные с репрессиями 30-х годов и "культом личности" Сталина. В своей собственной судьбе ("сын врагов народа") автор видит отражение судеб миллионов незаслуженно униженных людей, он призывает не забывать беззаконно уничтоженных в лагерях людей. Вместе с тем произведение является типичным примером творчества так называемых "шестидесятников" и в нем отразились не только темы и "социальные проблемы", характерные для деятелей и - шире - поколения шестидесятых, но и присущие им иллюзии, в частности, об извращении Сталиным ленинских идей, об изначальной верности "идеи", о "возвращении к Ленину" и проч.

Анна Ахматова
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
23 февраля 1942
Ташкент

Анализ:
Это произведение было написано 23 февраля 1942 года в Ташкенте. В те дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Зато с быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось её стихотворение «Мужество» . Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, с эстрады, на фронтовых выступлениях профессиональных чтецов и армейской самодеятельности.
Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать «гранитный город славы и беды» . Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. Чувство Родины, впервые увиденной ею с самолёта на долгом воздушном пути, явилось для неё как бы новым этапом творческого постижения жизни. Тон её стихов обретает особую торжественность и убедительность. Безмерно расширяется круг наблюдений и размышлений. Это была уже полная зрелость духа и то, что можно назвать мудростью жизненного опыта.
Ахматовой этого времени в высокой степени присуще чувство патриотизма. Действия в её стихах происходит как бы на фоне больших исторических событий современности, хотя, как и прежде, стихи остаются искренней исповедью души.

Интервью с участником Великой Отечественной войны Георгиевичем Разумовским о военной поэзии

      Грянул год, пришел черед,
      Нынче мы в ответе
      За Россию, за народ
      И за все на свете...

А. Твардовский

В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло почти полвека?» Но правы ли мы будем, забыв об уроках войны, забыв о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину? Правы ли мы будем, забыв об огромной роли писателей, помогавших бороться и побеждать?

Предлагаем вам интервью московских школьников Маши Ш. и Димы Л. с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне - Юрием Георгиевичем Разумовским.

М. Ш. 1 Какое стихотворение о войне Вы более всего любите?

Ю. Г. На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Дело в том, что многие стихи мне по-разному дороги и любимы. Да к тому же поэзия обладает очень интересным свойством: одни и те же стихи по-разному воспринимаются в разное время. У Юлии Друниной, которая прошла фронт в самом тяжком роде войск - в пехоте, есть стихи о ее погибшей подруге. Стихи эти простые, но у меня проступили слезы, когда я читал их в первый раз.

Есть одно военное стихотворение необычайной судьбы. Я имею в виду «Жди меня» Константина Симонова. Немудреные, казалось бы, строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех:

      Жди меня, и я вернусь
      Всем смертям назло.
      Кто не ждал меня, тот пусть
      Скажет - повезло...

Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время все было общим - страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается в глубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»:

      Мы знаем, что ныне лежит на весах
      И что совершается ныне.
      Час мужества пробил на наших часах,
      И мужество нас не покинет.
      Не страшно под пулями мертвыми лечь,
      Не горько остаться без крова, -

      Великое русское слово.
      Свободным и чистым тебя пронесем,
      И внукам дадим, и от плена спасем
      Навеки!

Это стихотворение я тоже люблю, но кроме него у меня еще много любимых стихов, написанных разными поэтами...

М. Ш. А почему много?

Ю. Г. Потому что каждый поэт - это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина. И еще - всегда интересно увидеть то, чего не знаешь или не разглядел сам.

Д. Л. В те годы больше было поэм или стихотворений, баллад или песен?

Ю. Г. Были стихотворные произведения всевозможных жанров. Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например: «Связист», «Песня смелых» А. Суркова, стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Сын артиллериста» К. Симонова и «Баллада о красноармейце Демине» А. Прокофьева, «Машинист» И. Уткина, «Разговор с соседкой» О. Берггольц и «Песня о Днепре» Е. Долматовского, «До свиданья, города и хаты» М. Исаковского, «Баллада о мальчике» И. Сельвинского и поэма П. Антокольского «Сын», стихотворение П. Шубина «Шофер», «Баллада об одиночестве» С. Гудзенко и многие другие. Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».

М. Ш. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. По мнению литературоведов, критиков, его стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем. Как вы относитесь к его стихотворениям и поэмам?

Ю. Г. Стихотворения и поэмы Александра Твардовского, безусловно, занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин» - это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. И все это написано простым и при этом ярким, образным языком.

М. Ш. Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомним, например, стихотворение-песню Евгения Винокурова «Москвичи». Словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей:

      В полях за Вислой сонной
      Лежат в земле сырой
      Сережка с Малой Бронной
      И Витька с Моховой.

      А где-то в людном мире
      Который год подряд,
      Одни в пустой квартире,
      Их матери не спят.

      Свет лампы воспаленной
      Пылает над Москвой
      В окне на Малой Бронной,
      В окне на Моховой.

Вот вы назвали стихотворение Юлии Друниной о погибшей подруге, но есть и другое стихотворение, в котором она пишет, как страшна война:


      Раз наяву и тысячи во сне.
      Кто говорит, что на войне не страшно,
      Тот ничего не знает о войне...

Ю. Г. Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Писатель-фронтовик замечает то, что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий... Послушайте стихотворение Юрия Белаша «Под пулеметным огнем».

      Из черной щели амбразуры -
      из перекошенного рта -
      по нас,
      по полю,
      по лазури -
      «та-та-та-та!», «та-та-та-та!..».
      А мы лежим и хрипло дышим,
      уткнувшись касками в траву,
      и пули - спинами мы слышим -
      у ног тугую землю рвут.
      И страшно даже шевельнуться
      под этим стелющим огнем...

Я помню наизусть многие его стихи, но просто невозможно прочитать их все. Я только перечислю некоторые из тех, которые мне особенно дороги: «Штыковой бой», «Оглохшая пехота» и многие другие. Если вам попадется его книга «Окопная земля», прочитайте ее, и вы получите более полное представление о войне. И все же во время войны писали не только о сражениях. Солдаты тянулись к душевному теплу, к лирическим исповедальным стихотворениям. Например, очень известным было стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». В нем слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка - картина:

      Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
      Как шли бесконечные, злые дожди,
      Как кринки несли нам усталые женщины,
      Прижав, как детей, от дождя их к груди,

      Как слезы они вытирали украдкою,
      Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!» -
      И снова себя называли солдатками,
      Как встарь повелось на великой Руси.

      Слезами измеренный чаще, чем верстами,
      Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
      Деревни, деревни, деревни с погостами,
      Как будто на них вся Россия сошлась...

Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. Ольга Берггольц в стихотворении «Твой путь» говорит о силе любви, которая сильнее ненависти, войны и смерти...

      Что может враг? Разрушить и убить.
      И только-то?
      А я могу любить,
      а мне не счесть души моей богатства,
      а я затем хочу и буду жить,
      чтоб всю ее как дань 2 людскому братству
      на жертвенник 3 всемирный положить...

Очень скоро стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и еще скорее облетали всю страну.

М. Ш. Какое из ваших стихотворений вы выбрали бы для чтения в школе сегодня?

Ю. Г. Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке» и т. п. Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым», потому что оно о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Я написал его в год 20-летия Победы и обращался к призывникам - ровесникам Победы. Послушайте его.

      Я помню этот тяжкий бой:
      В ту ночь два раненых солдата
      Бежали тайно из санбата
      К себе домой - к передовой.
      Всю ночь гремел железный гром,
      А утром тех солдат убило,
      И рота их похоронила
      На высоте, в песке сыром.
      А вы, в невинной простоте,
      Поете в тишине негромко
      О «безымянной высоте
      У незнакомого поселка».
      Я нюхал тех сражений дым,
      Я видел слева смерть и справа,
      И это все дает мне право -
      Я обращаюсь к молодым:
      - Мальчишки, вам по двадцать лет
      И вы - ровесники Победы,
      Но смысл ее - не в трубной меди,
      Поверьте мне, не в этом. Нет!
      Петь можно и о высоте,
      О том, как падает ракета,
      Но надо быть - на высоте,
      Когда понадобится это...

В этом стихотворении я имел в виду высоту духа, моральную высоту, о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.

Д. Л. Сейчас мы все чаще слышим, что народы не хотят войны.

Ю. Г. Конечно, не хотят. И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания. Вот почему так часто вспоминается во всех публикациях и стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом», и слова другого короткого его стихотворения - как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью:

      Я знаю, никакой моей вины
      В том, что другие не пришли с войны,
      В том, что они - кто старше, кто моложе -
      Остались там, и не о том же речь,
      Что я их мог, но не сумел сберечь, -
      Речь не о том, но все же, все же, все же...

М. Ш. Юрий Георгиевич! Мне кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и концерты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.

Из стихотворения «Калина» А. Жигулина:

      Окопы старые
      Закрыты пашнями.
      Осколки острые
      авно поржавели.

      Но память полнится
      Друзьями павшими,
      И сны тревожные
      Нас не оставили...

и слова Владимира Высоцкого из стихотворения «Братские могилы»:

      У братских могил нет заплаканных вдов, -
      Сюда ходят люди покрепче.
      На братских могилах не ставят крестов,
      Но разве от этого легче?..

Д. Л. А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Ю. Г. Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. И вам легко поставить себя на место этих людей: они - почти ваши ровесники, ведь они уходили на фронт со школьной скамьи. А некоторые из них в полном смысле - ваши ровесники - я имею в виду сыновей полка.

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

1 М. Ш. - Маша Ш.;
Ю. Г. - Юрий Георгиевич;
Д. Л. - Дима Л.

2 Дань - здесь: отдать должное, долг. В старину дань - налог, взимавшийся победителем с побежденного народа.

3 Жертвенник - в старину место, на котором приносились жертвы.

Вопросы и задания

  1. Какая информация в интервью оказалась для вас новой? Попробуйте сами сформулировать вопросы о литературе военных лет, попросив ответить на них ваших родственников, друзей, или найдите ответы в произведениях о войне, или подготовьте целиком интервью с участником Великой Отечественной войны.

    Свои вопросы подтвердите стихотворениями о войне наиболее любимых вами поэтов.

  2. Как вы думаете, чем помогала людям поэзия и проза на фронте и в тылу?

Обогощайте свою речь

  1. Как вы понимаете следующие строки?

      Грянул год, пришел черед,
      Нынче мы в ответе
      За Россию, за народ
      И за все на свете.

      (А. Твардовский)

      И мы сохраним тебя, русская речь,
      Великое русское слово.

      (А. Ахматова)

      Я только раз видала рукопашный.
      Раз наяву и тысячи во сне.

      (Ю.Друнина)

  2. Какая мысль звучит во всех стихотворениях о войне?
  3. Составьте программу вечера, посвященного произведениям о войне, и организуйте его в классе.

Петербург, январь 1826 г. Иван Евдокимович Авросимов работает писарем в высочайше утверждённой комиссии, записывая показания участников мятежа на Сенатской площади. В комиссии этот застенчивый провинциал оказался благодаря протекции своего дядюшки, отставного штабс-капитана Артамона Михайловича Авросимова, оказавшего незабываемую услугу императору Николаю Павловичу в день принесения ему присяги, 14 декабря.

Мужество не покидало писаря, пока комиссия не приступила к допросам полковника Пестеля. С этой минуты с ним стали происходить таинственные веши. Какая-то таинственная незнакомка добивается встречи с ним. Член комитета, граф Татищев, преследует Авросимова в своей коляске, задавая крайне неудобные тому вопросы: можно ли попасть под обаяние государственного преступника - такого, как Пестель? (Бедный герой не находит ничего лучшего, как перезадать те же вопросы своему крепостному Егорушке. Тот в ужасе отмалчивается.) Единственное отдохновение - неожиданное ночное приключение с офицерами (в том числе Павлом Бутурлиным, секретарём Татищева) и их легкомысленными подружками, коих писарь принимает за порядочных женщин и одной, Дельфиний, в пылу ночной страсти даже предлагает выйти за него замуж. Вскоре происходит встреча и с таинственной незнакомкой. Она оказывается женой брата Пестеля, Владимира Ивановича Пестеля, выступившего 14 декабря на стороне Николая - против брата. Во время свидания Авросимов клянётся ей исполнить любую её просьбу.

Во время визита к дядюшке он знакомится с неким Аркадием Ивановичем Майбородой, капитаном, служившим у Пестеля (перед коим сам писарь уже неосознанно благоговеет), предавшим своего начальника. Авросимов ведёт капитана к знакомым офицерам, где тот повторяет историю своих отношений с Пестелем, и получает в конце беседы неожиданную пощёчину от Бутурлина. Наутро Майборода вновь предстаёт перед очами Авросимова: он даёт показания в комитете. После чего герой наш уже более конкретно обсуждает с Амалией Петровной пути к спасению Пестеля, а затем опять хочет жениться - на этот раз на подружке Дельфиний, сенной девке Милороде. Очнувшись, он устремляется к месту службы, где получает приказ сопровождать в Малороссию арестованного подпоручика Заикина, готового указать властям место сокрытия «Русской правды» (сестрица, Настенька Заикина, регулярно поджидающая брата во дворе Петропавловской крепости, уже не раз вызывала у Авросимова искреннее желание хоть чем-нибудь ей помочь). Вручив Пестелю в его камере опросные листы, он вновь встречает на пути домой экипаж военного министра, и Татищев, как и раньше, задаёт герою крайне неприятные тому вопросы о секрете пестелевского обаяния. Быстрей бы уж в дорогу! Преступника сопровождает также ротмистр Слепцов, который предлагает переночевать по дороге в его имении, Колупановке. В полудрёме Авросимову постоянно является полковник, который ведёт свои опасно-умные беседы о судьбах России - а сам все так же чертовски обаятелен!

Вечер в поместье - с пением девичьего хора, роскошной трапезой - удался на славу. Ночью Авросимов и арестант признаются друг другу в симпатиях к Пестелю. Так что ничего удивительного не оказывается в том, что Заикин так и не может указать место, где зарыты рукописи, - он просто этого не знает. Но, поддавшись напору Слепцова, указывает на человека, это место знающего в точности: своего брата Федю. Тот указывает настоящее место хранения бумаг Пестеля, но слишком разоткровенничался с ротмистром, и тот арестовывает и брата (Авросимов даёт ему пощёчину; дуэль отложена до Петербурга). На обратном пути троица вновь заезжает в Колупановку. Из какого-то не вполне ясного чувства превосходства Слепцов (и без того склонный почти одновременно демонстрировать как самые нежные, казалось бы, проявления заботы и предупредительности, так и самые гнусные качества) инсценирует нападение разбойников, и Авросимов ранит одного из нападающих - к ужасу всех остальных, уверенных, что оружия ни у кого больше нет. Заикин, назвавший шутку ротмистра «граничащей с подлостью», просит Авросимова передать записку сестре Настеньке. Тот выполняет просьбу. После чего отправляется к Амалии Петровне (та как раз разговаривает со своим мужем, братом Пестеля, - Авросимов, случайно подслушав разговор, понимает, кого та любит) и предлагает устроить побег из крепости. Появившиеся откуда-то из небытия личности (некто Филимонов, Стародубцев и Гордон) предлагают свои услуги - сперва бескорыстно, затем, «для скорости», требуют денег. Авросимов отказывается: но машина побега, казалось, уже завертелась помимо его воли, однако Амалия Петровна сама выдаёт все планы Татищеву. Министр посылает записку Бутурлину с требованием арестовать Авросимова, - те как раз обсуждают условия предстоящей писарю дуэли со Слепцовым. Во время ареста Авросимов все отрицает, и его отправляют в деревню, где он, женившись, судя по всему, на Настеньке, и дожидается Мятлева с Лавинией (см. «Путешествие дилетантов»).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Тема урока: Час мужества

(урок литературы в 7 классе)

Составил: учитель русского языка и литературы

Иванова Ольга Михайловна,

п. Игра 2014

Час мужества (урок литературы в в 7-й классе)

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ;

Научить их выразительному чтению;

Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: экран, проектор, магнитофон, картины о Великой Отечественной войне. На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация.

Эпиграф:

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

А. Ахматова

Ход урока

Организационный момент, запись темы урока. (Слайды 1, 2, 3).

Вступительное слово учителя. На фоне песни (Слайд 4)

О, Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

О.Шираз

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первые послевоенные сообщение об итогах войны было таким: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот иная цифра: 20 миллионов. А вот совсем недавно официально уже названо 27 миллионов! А сколько искалеченных судеб, сколько изломанных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день. Давайте вспомним некоторые из них. Какие произведения о войне вы можете сейчас назвать?

Ответы учащихся.

Вопрос. В самом начале появились поэтические произведения. А почему? Как вы думаете?

Ответы.

В стихотворения лучше можно выразить мысль, чувства.

Легче воспринимаются.

Они эмоциональны.

Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор? Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”. (Слайд 5)

А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”. Строки из него мы сделали эпиграфом нашего урока. (Слайд 6)

Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.

Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Симонов. (Слайд 7)

Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора. (фонозапись)

В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 8)

Чтение стихотворения. На фоне песни “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?

- Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины” . Послушайте его. (Слайд 9)

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Ответ. Стихи о войне – школа мужества.

Учитель. А как жил наша республика во время ВОВ? (Слайд 10)

Сообщение учащегося: В декабре 1941 года началось строительство легендарной " протяженностью в 146 километров. А уже в марте 1943 года по ней было открыто рабочее движение. Почти сорок тысяч подростков и пожилых людей построили дорогу, которая кратчайшим путём соединила Пермскую и Казанскую магистрали и улучшила снабжение фронта боевой техникой и продовольствием. В числе строителей дороги, награждённых орденом Ленина, была и 16-летняя Сабурова М. из деревни Доронята Кезского района.

Удмуртия была основным поставщиком стрелкового оружия для фронта. В довоенный период Ижевск производил чуть более 2 тысяч винтовок, а уже в январе 1942 года за сутки вооружал одну стрелковую и одну авиационную дивизию.

За годы войны дали фронту более 11 миллионов единиц стрелкового оружия. Это почти столько же, сколько вся промышленность США, в 2 раза больше, чем все заводы Германии.

К ним нужно прибавить 7 тысяч авиапушек, 214 тысяч пулемётов и , 131 тысячу противотанковых ружей Дегтярёва и , 692 тысячи пистолетов.

За четыре года войны выпустил 52 тысячи пушек разных калибров, или почти 11 процентов производства артиллерии в стране. В завершающий период ВОВ коллектив завода добился среднего ежемесячного изготовления 1 тысячи пушек и до 60 тысяч штук боеприпасов. Чтобы пушки скорее попали на фронт, их красили прямо на железнодорожных платформах, пока паровоз тянул состав от до Агрыза. В любое время суток и в любую погоду.

Ижевский метал - почти полтора миллиона тонн стали, 1 миллион 100 тысяч проката, почти 150 тысяч тонн штамповок и поковок, 100 тысяч тонн проволоки, калибровки и ленты, - поступал более чем на 150 оборонных предприятий страны. Из него ковали головки снарядов для "катюш" и коленчатые валы для самолётов, делали пружины для автоматов и противотанковых ружей, корпуса морских мин, отливали щиты пулемётов Максим и орудийные стволы.

Учитель. О нашем земляке, Николае Байтерякове, расскажет Малых Данил. (Слайды 11)

Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 12)

Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война .

Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

3вучит песня “День Победы”.

Д/з. (Слайд 13)

1) Стихотворение наизусть (по выбору учащихся).

2) Сочинение-рассуждение “Что такое мужество?”.

3) Инд. задание: сообщение о поэтах-земляках.