Миф и героический эпос разных народов. Эпос - героическое повествование

Эпос (др.-греч. ἔπος - «слово», «повествование») - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Эпос род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Эпос, как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени, - хода событий в жизни персонажей. Специфическая же черта Эпос - в организующей роли повествования. носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям.
Повествовательный пласт речи эпического произведения непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Эпос во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает главным образом в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Эпос сохраняется временная дистанция: эпический поэт рассказывает "... о событии, как о чем-то отдельном от себя..." (Аристотель, Об искусстве поэзии).
Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах "рассказывания" обычно отсутствуют. "Дух повествования" часто бывает "... невесом, бесплотен и вездесущ...". Вместе с тем речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и его самого; эпическая форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя всегда связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. е. субъекту повествования, или "образу повествователя" (понятие В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского).
Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценические эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Шерер в первых главах "Войны и мира" Л. Н. Толстого), либо в эпизодах описательных, обзорных, "панорамных" говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Л. Н. Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значительных этапах времени, с Эпосом способно соперничать лишь киноискусство.
Арсенал литературно-изобразительных средств используется эпосом в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам иллюзию пластической объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое может являть собой и точное соответствие "формам самой жизни" и, напротив, резкое их пересоздание. Эпос в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображенное, сколько "изображающий", т. е. повествователь, которому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпического повествования, обычно отличающаяся от внехудожественных сообщений (репортаж, историческая хроника), как бы "выдаёт" вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого.
Эпическая форма опирается на различного типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена (авантюрно-детективные сюжеты Ф. М. Достоевского), в других - ход событий ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях (проза А. П. Чехова 1890-х гг., романы Т. Манна и У. Фолкнера). По мысли И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие мотивы - существенная черта эпического рода литературы в целом. Объём текста эпического произведения, которое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен - от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов ("Махабхарата" и "Илиада", "Война и мир " и "Тихий Дон"). Эпос может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, которое недоступно другим родам литературы и видам искусства (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы). При этом повествовательная форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпического отображения используются не во всех произведениях, со словом Эпос связано представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творческого акта. Сфера эпических жанров не ограничена какими-либо типами переживаний и миросозерцаний. В природе Эпос - универсально-широкое использование познавательно-идеологических возможностей литературы и искусства в целом. "Локализующие" характеристики содержания эпических произведений (например, определение Эпос в 19 в. как воспроизведения господства события над человеком или современное суждение о "великодушном" отношении к человеку) не вбирают всю полноту истории эпических жанров.
Эпос формировался разными путями. Лиро-эпические, а на их основе и собственно эпические песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретических представлений. Становление прозаических жанров Эпоса в частности сказки, генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами. На раннее эпическое творчество и дальнейшее становление форм художественного повествования воздействовали также устные, а потом и фиксируемые письменно исторические предания.
В древней и средневековой словесности весьма влиятельным был народный героический эпос. Его формирование знаменовало полное и широкое использование возможностей эпического рода. Тщательно детализированное, максимально внимательное ко всему зримому и исполненное пластики повествование преодолело наивно-архаическую поэтику кратких сообщений, характерную для мифа, притчи и ранней сказки. Для героического эпоса характерно "абсолютизирование" дистанции между персонажами и тем, кто повествует; повествователю присущ дар невозмутимого спокойствия и "всеведения" (недаром Гомера уподобляли богам-олимпийцам), и его образ - образ существа, вознёсшегося над миром,- придаёт произведению колорит максимальной объективности. "... Рассказчик чужд действующим лицам, он не только превосходит слушателей своим уравновешенным созерцанием и настраивает их своим рассказом на этот лад, но как бы заступает место необходимости..." (Шеллинг Ф., Философия искусства.).
Но уже в античной прозе дистанция между повествователем и действующими лицами перестаёт абсолютизироваться: в романах "Золотой осёл" Апулея и "Сатирикон" Петрония персонажи сами рассказывают о виденном и испытанном. В литературе последних трёх столетий, отмеченных преобладанием романических жанров, доминирует "личностное", демонстративно-субъективное повествование. С одной стороны, всеведение повествователя охватывает мысли и чувства персонажей, не выраженные в их поведении. С другой - повествователь нередко смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его умонастроением. Так, сражение при Ватерлоо в "Пармской обители" Стендаля воспроизведено отнюдь не по-гомеровски: автор как бы перевоплотился в юного Фабрицио, дистанция между ними практически исчезла, точки зрения обоих совместились (способ повествования, присущий Л. Толстому, Достоевскому, Чехову, Г. Флоберу, Т. Манну, Фолкнеру). Такое совмещение вызвано возросшим интересом к своеобразию внутреннего мира героев, скупо и неполно проявляющегося в их поведении. В связи с этим возник также способ повествования, при котором рассказ о происшедшем является одновременно монологом героя ("Последний день приговоренного к смерти" В. Гюго, "Кроткая" Достоевского, "Падение" А. Камю). Внутренний монолог как повествовательная форма абсолютизируется в литературе "потока сознания" (Дж. Джойс, отчасти М. Пруст). Способы повествования нередко чередуются, о событиях порой рассказывают разные герои, и каждый в своей манере ("Герой нашего времени " М. Ю. Лермонтова , "Иметь и не иметь" Э. Хемингуэя, "Особняк" Фолкнера, "Лотта в Веймаре" Т. Манна). В монументальных образцах Э. 20 в. ("Жан Кристоф" Р. Роллана, "Иосиф и его братья" Т. Манна, "Жизнь Клима Самгина" М. Горького , "Тихий Дон" М. А. Шолохова) синтезируются давний принцип "всеведения" повествователя и личностные, исполненные психологизма формы изображения.
В романной прозе 19-20 вв. важны эмоционально-смысловые связи между высказываниями повествователя и персонажей. Их взаимодействие придаёт художественность речи внутреннюю диалогичность; текст произведений запечатлевает совокупность разнокачественных и конфликтующих сознаний. "Голоса" разных лиц могут либо воспроизводиться поочерёдно, либо соединяться в одном высказывании - "двуголосом слове". Повествовательное многоголосие не характерно для канонических жанров давних эпох, где безраздельно господствовал голос повествователя, в тон которому высказывались и герои. В литературе же двух последних столетий, напротив, широко представлены внутренняя диалогичность и многоголосие речи, благодаря которым осваивается речевое мышление людей и духовное общение между ними.

В более узком и специфическом смысле слова - героический Эпос как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Эрос бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Эпосы имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Эпос часто называют народным Эпосом. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Эпоса имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Эпосу. Баллады, исторические предания и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим Эпосу лишь с существенными оговорками.
Героический Эпос дошёл до нас как в виде обширных эпопей, книжных ("Илиада", "Одиссея ", "Махабхарата", "Рамаяна", "Беовульф") или устных ("Джангар", "Алпамыш", "Манас", так и в виде коротких "эпических песен" (русские былины, южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей), отчасти сгруппированных в циклы, реже - прозаических сказаний (саги, Нартский (нартовский) эпос).
Народный героический Эпос возник (на основе традиций мифологического Эпоса и богатырской сказки, позднее - исторических преданий и отчасти панегириков) в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического Эпоса изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма.
В архаических формах Эпос (карельские и финские руны, богатырские поэмы тюрко-монгольских народов Сибири, Нартский эпос, древнейшие части вавилонского "Гильгамеша", Эдды Старшей, "Сасунци Давид","Амираниани") героика выступает ещё в сказочно-мифологической оболочке (богатыри владеют не только воинской, но и "шаманской" силой, эпические враги выступают в облике фантастических чудовищ); главные темы: борьба с "чудовищами", героическое сватовство к "суженой", родовая месть.
В классических формах Эпоса богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими "захватчикам", иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в славянских Эпосах). "Эпическое время" здесь уже - не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены - "Илиада", Киевское государство князя Владимира - былины, государство четырёх ойротов - "Джангар") выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Эпосах воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие - историческое (Троянская война в "Илиаде", битва на Курукшетре в "Махабхарате", на Косовом Поле - в сербских юнацких песнях), реже - мифическое (борьба за Сампо в "Калевале"). Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир - в былинах, Карл Великий - в "Песне о Роланде"), но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл - в "Илиаде", Илья Муромец в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике - к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Эпосах рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Эпоса соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.

Если мифы являются священными знаниями, то героический эпос народов мира - это важные и достоверные сведения о развитии народа, выраженные в виде поэтического искусства. И хотя эпос развивается из мифов, но он не всегда является таким же священным, потому что на пути перехода происходят изменения в содержании и структуре тому служит героический эпос средневековья или былины Древней Руси, выражающие идеи славящие русских витязей, защищающих народ, и прославляющие выдающихся людей и связанные с ними великие события.

В действительности, русский героический эпос стал называться былинами лишь в XIX веке, а до тех пор это были народные «старины» - поэтические песни, воспевающее историю жизни русских людей. Время их сложения некоторые исследователи приписывают X-XI векам - периоду Киевской Руси. Другие считают, что это более поздний жанр народного творчества и относится он к периоду Московского государства.

Русский героический эпос воплощает идеалы мужественных и преданных своему роду богатырей, сражающихся с вражескими полчищами. К мифологическим источникам относятся более поздние былины, описывающие таких богатырей, как Волхв, Святогор и Дунай. Позднее появились три богатыря - знаменитые и любимые защитники Отечества.

Это - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, которые представляют героический эпос Киевского периода развития Руси. Эти старины отражают историю образования самого города и княжения Владимира, к которому на службу богатыри и отправились. В отличие от них новгородские былины этого периода посвящены кузнецам и гуслярам, князьям и знатным земледельцам. Их герои влюбчивые. Они имеют изворотливый ум. Это - Садко, Микула, которые представляют светлый и солнечные мир. На его защите стоит на своей заставе Илья Муромец и ведёт свой дозор у высоких гор и тёмных лесов. Он борется со злыми силами ради добра на русской земле.

Каждый имеет свою черту характера. Если Илье Муромцу героический эпос придаёт огромную силу, подобную Святогору, то Добрыня Никитич, помимо силы и бесстрашия является незаурядным дипломатом, способным победить мудрого змея. Вот почему князь Владимир поручает ему дипломатические миссии. В отличие от них Алёша Попович хитёр и смекалист. Где ему силушки не хватает, там он хитрость в дело пускает. Конечно, героев являются обобщенными.

Былины имеют тонкую ритмическую организацию, а их язык напевный и торжественный. В качестве здесь присутствуют эпитеты, сравнения. Враги представлены безобразными, а русские герои - грандиозными и возвышенными.

Народные былины не имеют одного-единственного текста. Они передавались в устной форме, поэтому варьировались. Каждая былина имеет несколько вариантов, отражающих специфические сюжеты и мотивы местности. Но чудеса, персонажи и их перевоплощения в разных вариантах сохраняются. Фантастические элементы, оборотни, воскресшие герои передаются на основании исторического представления народа об окружающем мире. Однозначно, что все былины написаны во времена независимости и могущества Руси, поэтому эпоха старины имеет здесь условное время.

Эпос - это дословно с греческого "повествование". Его основная задача - описывать события со стороны. На протяжении долгого времени эпосом не затрагивались события, относящиеся к внутренним переживаниям человека. И даже когда ситуация изменилась, описание чувств и внутренней жизни продолжало быть отстраненным, рассудительным.

Задачи эпоса в литературе

Эпос - это взаимное размышление над событиями как автора, так и его читателей. А они, в свою очередь, требуют трезво оценивать вещи. Это позволяет лучше увидеть связь между причинами и следствиями, сопутствующими человеческой жизни. Он позволяет взглянуть за занавес повседневной спешки и объединить то, что на первый взгляд кажется случайностью, а в действительности является закономерностью.

Эпос, как жанр литературы

Объем произведения, написанного в жанре эпос, - это и маленькие рассказы, и большие романы, эпопеи. Основную роль в таких произведениях возлагают на самого рассказчика. Повествуя о персонажах и событиях, он отстраняется, как будто не участвует в этом, благодаря чему и создается уникальная атмосфера произведения. Кроме того, такие рассказы оставляют не только след описываемых событий, но и сохраняют память о самом рассказчике, его образе мышления и манере разговора. Стоит отметить, что эпическое произведение заключает в себе всевозможные литературные средства. Благодаря использованию повествовательной формы в эпических произведениях, у читателей есть возможность проникнуть глубоко во внутренний, скрытый от посторонних глаз, мир человека.

Развитие эпической литературы в истории культуры

Рассматривая эпическую литературу до XVIII века, можно смело говорить о том, что поэма была самым распространенным жанром в этой отрасли. Основным источником ее сюжета являлись народные предания. Все образы обобщались и идеализировались, информация предоставлялась в стихотворной форме.

А вот основной жанр, в промежутке с XVIII по XIX век, который представляет собой эпос, - это роман. В прозаической форме описывается современность, происходит индивидуализация образов, речь становится отражением общественного сознания. А вот полное отображение жизни касалось больше рассказов, повестей и новелл.

Первоначальная суть эпоса заключалась в пересказах подвигов. Таким образом, передовыми персонажами были положительные, отважные, смелые герои и их противники, представляющие собой зло. Герои эпоса в основном идеализировались, им приписывались мистические свойства, но при этом они продолжали быть людьми, которые заботятся о своих близких и соотечественниках. В героическом эпосе в основном сочетается война и любовь. Главный герой вступает на тропу войны с силами зла, проявляет доблесть, честь, достоинство и доброту. И в итоге, пройдя все преграды и преодолев все зло, он получает чистую и светлую любовь.

Мистификация и приписывание героям сверхъестественных способностей позволяет сделать повествование более интересным для читателей, знакомит их с иным миром, в котором нет серой обыденности. Он наполнен событиями, подвигами и эмоциями героев, показанных со стороны. Таким образом, эпос является одним из древнейших жанров литературы и повествования. Он способен показать читателю не только события, давно ушедшие, но и душу рассказчика. А с учетом того, что эпос до сих пор является одним из самых распространенных жанров у современных писателей и поэтов, можно сделать вывод, что это одна из самых значимых форм литературы. А благодаря его многогранности каждый читатель сможет найти эпическое произведение, соответствующее его внутренним культурным и духовным потребностям.

Дек 26 2016

Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского средневековья. Во Франции и Испании он существовал в виде поэм, называвшихся жестами , т. е. песнями о деяниях, подвигах.

Тематическую основу жест составляют реальные исторические события, большинство из которых относится к VIII - X вв. Вероятно, сразу же после этих событий возникли устные предания и о них.

Ведя происхождение из раннего средневековья, героический эпос принял классическую форму и пережил период активного бытования в XII, XIII и отчасти XIV в. К этому же времени относится и его письменная фиксация.

В героическом эпосе Средневековья можно обнаружить признаки:

1. уверенно отвоёвывает первый у мифологии. Национальная история либо доминирует , либо полностью его вытесняет. В наиболее чистом виде это проявляется в испанском эпосе (целиком лишь « о моём Сиде» 1140г) – он рождён на позднем материале. Его сюжет датируется серединой 11 века.

2. Существенно Возрастает значение религиозных христианских мотивов .

3. Усиливается патриотическая мотивировка. И материальная мотивировка у персонажей («Песня о Сиде» - впервые в эпосе появляются цифры бухгалтерского учёта: чтобы совершать подвиги нужно иметь деньги).

4. Всё более отчётливое Влияние рыцарской идеологии и культуры (именно этим объясняется трансформация).

5. Признаки удаления этих произведений от фольклора становится более очевидно: усиливается драматизм (вырастающий до трагизма), этим эпосам свойственна более стройная композиция, складывается большая эпическая форма, в которой до нас дошли эти произведения (принципы циклизации сохраняются, но родовая циклизация всё более вытесняется национально-этическая циклизацию, складываются в национальные циклы, родовые ценности замещаются ценностями феодальными, государственными и семейными).

Французский эпос – политический эпос. В архаических эпосах политики нет вообще. Испанский эпос – тоже политический.

Одна из главных тем героического эпоса – бескорыстная, движимая лишь любовью к родине, служба верных вассалов слабому, колеблющемуся, часто неблагодарному королю, которому постоянно угрожают то внутренние, то внешние враги.

С одной стороны, для героического эпоса характерно довольно большое сюжетное разнообразие, с другой - он знает всего несколько устойчивых типов персонажей, переходящих из жесты в жесту.

Такие герои (на примере «Песни о Роланде»):

1) король (Карл)

2) эпический герой - доблестный рыцарь, готовый не пожалеть жизни ради отчизны, веры и короля (Роланд)

3) соратники , создающие своеобразный фон или мотивировку для его подвигов (Оливьер)

4) “предатель” (Ганелон)

5) “антигерой” – Марсилий (король Сарагоса)

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ – французский народный героический эпос.

Самая знаменитая и самая древнейшая поэма в этом цикле.

Ядро сюжета: арьергард франков под предводительством Рональда атакован полчищем с сарацин. Вероломное нападение – плод мести отчима Роланда.

Время создания поэмы точно не известно. Сохранилось около десяти версий редакций, которые датируются 14 веком. Из них наиболее древний – Оксфордский список (1170г). Сами события же относятся к 778 году. Древнейший о Ронсивальском сражении, которое состоялось в августе 778 года, содержится в древнейшем жизнеописании Карла Великого от 878 года (Эйнхард). По этому описанию написали баски.

В «Песни о Роланде» две сюжетные линии:

- борьба двух миров: мусульманского и христианского (борьба карла с королём Марсилием).

- месть Ганилона пасынку Роланду . Между ними есть вражда еще до посольства. Смерть Роланда, казнь.

Первый сюжет масштабнее и имеет общее значение. Второй сюжет наполняет жизненными подробностями, он же связывает «Песнь о Роланде» с циклом злых феодалов. Давая совет Карлу Ганилон советует назначить Роланда.

Ганилона нет в самых древних сюжетах. Сама линия Ганилона, вероятно, вошла в сюжет о Роланде не раньше 860 годов, так как Ганилона современная наука ассоциирует с санского архиепископа Винила, который изменил Карлу Лысому, суд над ним состоялся в 859 году, казни над ним не было.

Двум сюжетам соответствуют в песне два конфликта:

1. между христианским и мусульманским миром, который развивается с точки зрения монологического сказания: «нехристь не прав, а христианин прав».

Мотив религиозной нетерпимости и борьбы двух миров следует сравнить с «Песней о Сиде». В испанском эпосе нет мотива поганых нехристей, им была известна заслуга мавров. Там борются не против чужой религии, а за освобождение своей земли. «Песнь о Сиде» очень деликатна в этом вопросе: это терпимость в самом прямом смысле этого слова.

2. между вассальной верностью и феодальным правом на распрю, которое влечёт к предательству. Декларация вассалов вложен в уста Роланда: вассал должен пострадать за сеньора.

Знатный феодал Ганилон не считает себя изменником, он прямо и прилюдно объявил в начале песни о своей вражде с Роландом: право на распрю – его законное право. Бароны Карла в сцене суда не видят в нём предателя, они оправдывают Ганилона. Лишь с помощью божьего суда, поединка сторон, оказывается возможно для Карла наказать Ганилона. Божий суд ставит точку об отношении вассала и королём и о праве вассала на медждуусобную распрю (в «Песне о Сиде» тоже только с помощью божьего суда).

Оба конфликта разрешаются в пользу Карла – олицетворения христианизации Европы.

Побочный сюжет: линия Роланд – Оливье.

В первоначальной версии её не было, появился только в 11 веке. Конфликт сюжета: «мудр Оливье, а наш Роланд отважен» или «Роланд горяч, а Оливье разумен». Роланд трижды отказывается протрубить в рог. Конец их спору положит архиепископ Трубин. Роланд отказывается трубить в рог, так как его эпическая безмерность вступает в противоречие с вассальным долгом, этим и определяется трагическая вина героя: он не может допустит, чтобы его и воинов достигла дома политическая хула, что он испугался мавров. Он не может изменить своему эпическому героическому характеру. «Роланд гибнет не столько под ударами врагов, сколько под тяжестью своего героического характера». Оливье, предлагая протрубить в рог, предполагает такую развязку: он считает причиной поражения воинов гордыню Роландов. Сам Роланд тоже осознает свою вину.

В основу идеала рыцарства будет положена доблесть, оснащённая мудростью и добродетелью, доблесть, подчиненная христианскому канону.

«Песнь о Роланде» - песнь о поражении. Тема о поражении избирается, так как панегирик не обладает такими возможностью: нельзя было лучше показать идеального архипастора и идеального монаха, силу духа самого Роланда иначе чем через такую жертву.

Сцена смерти Роланда описана как обряд, ритуал смерти идеального христианского война: он не ранен, но страшно болит голова (трубя, порвал он жилы на висках). Роланд несколько раз падает в обморок, он плачет, на его руках умирает архипастор, идёт умирать.

Роланд входит в глубь сарацинской земли, поднимается на холм, трижды ударяет мечом, ложится на траву, под сосну, головой к Испании, чуя, как умирает, вспоминает битву, подвигу, родню и короля, но и душу свою не забывает: исповедь, покаяние и обряд перчатки (сюзерен вручал своему вассалу перчатку, сослужил службу – возвращает перчатку) – перед смертью Роланд протягивает перчатку вверх, передавая её богу, и архангел Михаил передаёт душу Роланда в рай.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Героический эпос . Литературные сочинения!

Народный героический Эпос возник в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма.

В классических формах Эпос богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими «захватчикам», иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в слав. Эпос ). «Эпическое время» здесь уже - не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены - «Илиада», Киевское государство князя Владимира - былины, государство четырёх ойротов - «Джангар») выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Эпос воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие - историческое (Троянская война в «Илиаде», битва на Курукшетре в «Махабхарате», на Косовом Поле - в сербских юнацких песнях), реже - мифическое (борьба за Сампо в«Калевале»). Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир - в былинах, Карл Великий - в «Песне о Роланде»), но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл - в «Илиаде», Илья Муромец - в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике - к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Эпос рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Эпос соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.

Основные черты античного эпоса

1) в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);

2) форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;

3) образ героя – образ воина: победителя, героического человека;

4) обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);

5) язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;

6) автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).

4. Зарождение и становление древнегреческого исторического эпоса. Гомер и «гомеровский вопрос»

Памятники героического эпоса составляют ценнейшую часть культурного наследия и предмет национальной гордости народов. История национальной литературы начинается с эпоса,
а книжные героические эпопеи восходят обычно к устно-поэтическим образцам этого жанра. Фольклор - колыбель словесного искусства. Если выяснение генезиса
того или иного эпического памятника оказывается чрезвычайно важным для понимания путей формирования
национальной литературы, то исследование происхождения
и ранних форм героического эпоса в целом - важнейший
аспект в изучении «предыстории» мировой литературы.
Именно в этом плане в настоящей работе
рассматриваются древнейшие герои и сюжеты архаических
эпических памятников.
В истории литературы можно выделить целую «эпическую
» эпоху, заслуживающую специального изучения
в фольклористическом и теоретико-литературном плане.
Анализ архаических эпических памятников в сопоставлении
с фольклором культурно отсталых народов дает возможность
в свою очередь выделить в этой «эпической»
эпохе древнейшую ступень, на которой «прометеевский»
пафос защиты первых завоеваний цивилизации человечества
(наивно отождествляемого со своим племенем) в
борьбе со стихийными силами природы еще не отступил
перед воинской богатырской героикой в собственном
смысле слова. Этой стадии свойственны известная ограниченность
мировоззрения и примитивность поэтических
средств, но вместе с тем, как всегда в искусстве, ей присуща
своеобразная неповторимая красота.
Перейдем к краткому обзору основных концепций
происхождения эпоса в современной науке.
В духе исторической школы трактуют происхождение
героического эпоса К. и М. Чэдвики, авторы многотомного
труда по эпосу «Становление литературы»1 . Центральный
тезис Чэдвиков - историческая достоверность, хро-
никальность эпоса. В качестве примера они указывают на
то, что «Беовульф» более точно определяет Хигелака
как короля геатов (а не данов), чем франкская хроника.
Чэдвики не сомневаются в том, что ирландский эпос,
«Илиада» или Библия могут быть надежным источником
для установления личности Конхобара, Агамемнона или
Давида. Буквально всех эпических героев авторы сопоставляют
с лицами, упоминаемыми в хрониках и летописях,
и, в частности, принимают без тени сомнения все гипотезы
Вс. Миллера о русских богатырях. Даже для Ми-
кулы Селяниновича они находят исторический прототип
в лице некоего Микулы из Пскова.
Неисторические элементы эпоса, по мнению Чэдвиков,
служат художественным целям и не ставят под сомнение
его историческую достоверность. Чэдвики находят,
что многие элементы утрачивают историзм вследствие постепенного
забвения того или иного события, что приводит
к хронологической путанице (Эрманарих, Теодорих,
Аттила рисуются в германском эпосе как современники);
смешиваются похожие исторические имена и события
(Владимир Святославич и Владимир Мономах; убийство
сына Иоанном IV и Петром I), подвиги менее известного
исторического лица приписываются более известному,
наконец появляются чудесные истории о рождении
героя.
Отклонение от исходного исторического факта и развитие
поэтического вымысла знаменуют, согласно взглядам
Чэдвиков, переход к мифу, т. е. миф оказывается не
первой, а последней стадией формирования эпоса.
Прямолинейное сопоставление эпоса с сообщениями
летописей о событиях и лицах, рассмотрение мифа как
стадии разложения эпоса и утверждение аристократического
происхождения эпоса - весь этот комплекс идей
полностью совпадает с установками русской исторической
школы.

Гомеровский вопрос - совокупность проблем, относящихся к авторству древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и личности Гомера. Острая постановка этих проблем была произведена вышедшей в 1795 году книгой Фридриха Августа Вольфа «Пролегомены к Гомеру».

Многие ученые, названные «плюралистами», доказывали, что «Илиада» и «Одиссея» в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. Так называемые «унитарии» отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность ее автора.

Новые сведения об античном мире, сравнительные исследования южнославянских народных эпосов и детальный анализ метрики и стиля предоставили достаточно аргументов против первоначальной версии плюралистов, но усложнили и взгляд унитариев. Историко-географический и языковой анализ «Илиады» и «Одиссеи» позволил датировать их примерно VIII в. до н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н. э. Они, по-видимому, были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов.

Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли «Илиаду» и «Одиссею» один поэт или это произведения двух разных авторов, хотя современный компьютерный анализ текста обеих поэм показал, что у них один автор.

Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV-XII вв. до н. э.) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные ученые придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в письменном виде.

5. Иллиада и её герои. Черты эпоса в поэме.

Илиа́да - эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Поэма описывает события Троянской войны. Кроме того, в основу поэмы, вероятно, легли фольклорные сказания о подвигах древних героев.

Илиада начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами). Царь Агамемнонпохитил дочь жреца Аполлона, за что в войске ахейцев начинается мор. Ахилл выступает с критикой Агамемнона. Но тот соглашается заменить одну пленницу на Брисеиду, которая принадлежит Ахиллу. 9-летняя осада (I, 259) на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей.

Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Свои отряды прислали различные области Эллады: Аргос (под началом Диомеда), Аркадия (под началом Агапенора), Афины и Локрида (под предводительством Аякса Великого), Итака и Эпир (под началом Одиссея), Крит (под началом Идоменея), Лакедемон (спартанцы Менелая), Микены,Родос (под началом Тлеполема), Фессалия (мирмидоняне Ахилла), Фокида, Эвбея, Элида, Этолия и пр. На стороне троянцев под предводительством Гектора сражались ополчения дарданцев (под началом Энея), карийцев, ликийцев,меонов, мизы, пафлагонцев (под началом Пилемена), пеласгов, фракийцев и фригийцев.

Поскольку троянская война началась с похищения Елены, то в третьей песне в единоборство вступают её юридический муж Менелай с фактическим - Парисом. В поединке побеждает Менелай, однако богиня Афродита спасает Париса и раненого уносит с поля боя. Из-за того, что поединок не закончился смертью одного из соперников он считается недействительным. Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, троянцам Аполлон, Арес и Афродита. Однако пятая песньповествует как в жестокой сече даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся. Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишьПосейдон остается им верен. Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла - друга Ахилла. Контратакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат (2500 человек) под управлением Патрокла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину копьем поражает Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах. Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце Илиады разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдаватьотцу погибшего для погребения.

Боги Илиады

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп, на которой восседает верховный бог Зевс сын Кроноса. Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. У Зевса упомянут брат черновласый Посейдон, который однозначно поддерживает ахейцев (XIII, 351). У Зевса есть жена Гера (также дочь Кроноса, которая и Океана почитает отцом - XIV, 201) и божественные дети: Аполлон (обителью которого назван Пергам), Арес, светлоокая Афина Паллада,Афродита, Гефест. Гера и Афина выступают на стороне ахейцев, а Аполлон и Афродита - на стороне троянцев.

ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Поэмы отличает эпический стиль. Его определяющие особенности: строго выдержанный повествовательный тон; неторопливая обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц. Подобная объективная манера, беспристрастность, почти исключающая субъективизм, так последовательно выдержана, что, кажется, автор нигде не выдает себя, не выказывает своих эмоций.

В «Илиаде» нередко видим, как Зевс оказывается не в состоянии сам распорядиться судьбой героя, берет в руки весы и кидает на них жребий героев - Гектора (XXII, 209-213) и Ахилла и двух войск - троянского и ахейского (VIII, 69-72, ср. XVI, 658); так же решается участь Сарпедона и Патрокла (XVI, 435-449; 786-800). Нередко боги принимают и непосредственное участие в боях: чтобы

ахейцы могли успешнее действовать против троянцев, Гера усыпляет Зевса (XIV). А в последнем бою сам Зевс позволяет богам принять участие (XX). В «Одиссее» участие богов имеет более формальный характер: Афина находит и снаряжает корабль для Телемаха (II, 382-387), освещает перед ним зал светильником (XIX, 33 сл.) и т. д. Обещание Зевса покарать Агамемнона, данное в начале «Илиады» (I), осуществляется лишь долгое время спустя. Даже гнев богов - Зевса и Аполлона в «Илиаде», Посейдона в «Одиссее» - не имеет органического значения в ходе действия поэм. В своем повествовании поэт сохраняет величавое спокойствие, и очень редки такие места, как сцена с Ферситом во II песни «Илиады», где автор явно проводит свою тенденцию. Вообще изложение его отличается объективностью, он нигде не раскрывает своего лица и не говорит о самом себе.

6. Одиссея героическая поэма странствий.

«Одиссея» - более поздняя из двух великих поэм древнегреческого героического эпоса. Как и «Илиада», с которой «Одиссея» связана и тематически и мировоззренчески, «Одиссея» возникла не ранее VIII в. до н. э., родина ее - ионийские города побережья Малой Азии, автор, если условно применить это слово к народному сказителю, - по преданию, слепой певец Гомер.

Герои и героика гомеровских поэм - едины и целостны, многосторонни и сложны, как целостна и многостороння жизнь, увиденная глазами сказителя, умудренного опытом всей предшествующей традиции эпического познания мира.

О взятии с помощью хитрости ахейцами Трои рассказывалось в одной из песен "Одиссеи". Слепой певец Демодок, воспевая хитроумного царя Одиссея, излагал всю историю сооружения огромного деревянного коня, внутри которого спрятались храбрейшие из ахейцев. Ночью, после того, как троянцы втащили чудовищного коня внутрь крепостных стен, ахейские воины вышли из конского чрева, захватили и разрушили "священную" Трою. Известно, что у древних греков были апокрифичные поэмы, в которых подробно описывались дальнейшие события троянской войны.

Там говорилось о смерти доблестного Ахилла, погибшего от стрелы Париса, виновника троянской войны и о сооружении рокового для троянцев деревянного коня. Известны названия этих поэм - "Малая Илиада", "Разрушение Илиона", но до нашего времени они не дошли.

Вначале Одиссей со своими спутниками попадает в страну диких людей - киконов, потом к мирным лотофагам, затем на остров киклопов, где киклоп Полифен, дикарь и людоед, съел нескольких спутников Одиссея и чуть было не уничтожил его самого.

Далее Одиссей попадает к богу ветров Эолу, потом попадает к разбойникам лестригонам и к волшебнице Кирке, которая удерживала его в течение целого года, а потом направила его в подземное царство для узнавания его будущей судьбы.

Путем особого хитрого приема Одиссей проезжает мимо острова Сирен, полуженщин, полуптиц, завлекавших к себе всех путников своим сладострастным пением и затем пожиравших их. На острове Тринакрии спутники Одиссея пожирают быков Гелиоса, за что бог моря Посейдон уничтожает все корабли Одиссея; и спасается только один Одиссей, прибитый волнами на остров нимфы Калипсо. У Калипсо он живет 3 года, и боги решают, что ему уже пора вернуться домой на Итаку. В течение нескольких песен описываются все приключения Одиссея на пути домой, где в это время местные царьки ухаживают за Пенелопой, верной женой Одиссея, ждущей его в течение 20 лет.

В итоге Одиссей все же добирается до дому, вместе со своим сыном Телемахом перебивает всех женихов, и, подавив мятеж сторонников женихов, воцаряется в своем собственном доме и начинает счастливую мирную жизнь после 20-летнего перерыва.

Несмотря на то, что путешествие Одиссея домой длилось 10 лет, "Одиссея" охватывает еще меньше времени, чем "Илиада" и действие развертывается в течение 40 дней.

"Одиссея" тоже может излагаться по отдельным дням, в течение которых происходят изображаемые в ней события.

Совершенно очевидно, что составитель или составители поэмы разделяли изображение происходящего по дням, хотя у Гомера это разделение кое-где не вполне точно выражено.

Если подвести итог распределению действия по дням в "Одиссее", то необходимо отметить, что из 40 дней, по крайней мере, 25 дней не находят для себя подробного изложения. Т.е. из 10 лет странствования Одиссея поэма изображает только последние дни перед Итакой и несколько дней на Итаке. Обо всем остальном времени, т.е. в сущности, о 10 годах, либо рассказывается самим Одиссеем на пиру у Алкиноя, либо о них только упоминается.

Несомненно, что "Одиссея" куда более сложное произведение античной литературы, чем "Илиада".

Исследования "Одиссеи" с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

В результате обзора критики "Одиссеи" можно придти к следующим выводам:

1. В "Одиссеи" обнаруживается соединение элементов двух самостоятельных поэм. Из них одну можно назвать собственно "Одиссеей", а другую "Телемехией".

2. "Одиссея" представляла возвращение Одиссея от Калипсо через Схерию на родину и его месть женихам в заговоре с сыном так, как она изображена в XVI песне. Пенелопа узнавала здесь мужа уже после того, как женихи были им перебиты.

3. Автор этой древней "Одиссеи" уже сам пользовался более древними песнями: он соединяет отдельную песнь "Калипсо", свободную фантазию на тему "Кирка", с "Феакидою", заметна его переработка рассказа в третьем лице в рассказ самого Одиссея.

4. В "Телемахии", рассказывающей о путешествии Телемаха в Пилос и Спарту, замечается упадок искусства композиции по сравнению с "Одиссеей". Соединение "Калипсо" с "Феакией" сделано настолько искусно, что связность и последовательность рассказа вполне безукоризненна. Напротив в "Телемахии" само путешествие Телемаха и рассказы ему Нестора и Менелая весьма слабо связаны с остальным действием поэмы и для внимательного читателя здесь открываются даже прямые противоречия.

5. Эпилог "Одиссеи" представляет контаминацию отдельных частей двух вышеупомянутых поэм и более древнего происхождения, чем окончательная редакция "Одиссеи".

6. Деятельность последнего редактора "Одиссеи" заключалась в соединении частей древней "Одиссеи", "Телемахии" и той обработке эпилога, о которой было упомянуто. Вставки редактора характерны некоторыми особенностями языка, заимствованием многих стихов из древних поэм, неясностью и непоследовательностью изложения. В некоторых случаях вставки составлены по отрывкам древних источников. Также редактор вносит в "Одиссею" содержание циклических поэм.

7. Дидактический эпос Гесиода.

Родовая община быстро разлагалась, и если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества. Гесиод-писатель 8-7 веков д.н.э. Дидактизм его сочинений вызван потребностями времени, конца эпической эпохи, когда героические идеалы иссякали в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. В классовом обществе людей объединяло то или иное отношение к труду. Люди задумывались о своих идеалах, но т.к. пока еще не созрели чисто торгово-промышленные отношения и не умерли старые домашне-родственные, сознание людей превратило последние в мораль, систему поучений, наставлений. Классовое общество разделило людей на имущих и неимущих. Гесиод является певцом населения разорившегося, не наживающегося на распаде древней общины. Отсюда обилие мрачных красок. «Труды и дни» написаны в наставление брату Персу, который через неправедных судей отнял у Гесиода принадлежавшую ему землю, но в дальнейшем разорился. Поэма-образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема построена на проповеди правды, со вставными эпизодами о Прометее и мифе о пяти веках. Вторая посвящена полевым работам, земледельческому орудию, скоту, одежде, пище и пр. атрибутам быта. Поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими образ крестьянина, знающего как и когда можно выгодно устроить свои дела, сметливого, дальновидного и расчетливого. Гесиоду тоже хочется быть богатым, т.к. «взоры богатого смелы». Мораль Гесиода всегда сводится к божественным авторитетам и не идет дальше устроения хозяйственных дел. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Стиль Гесиода-противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского эпоса. Он поражает своей сухостью и краткостью. Вообще по стилю-эпос со всеми его отличительными чертами (гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект). Но эпос не героический, а дидактический, ровное эпическое повествование прерывается неведомым Гомеру драматизмом мифологических эпизодов, а язык пестрит простонародными выражениями, традиционными формулами оракулов и вполне прозаичной моралью. Моралистика настолько сильна и интенсивна, что производит очень скучное и монотонное впечатление. Но Гесиод наблюдателен и порой рисует очень живые картинки древнего быта. У него встречаются и черты некоторой поэзии, но поэзия переполнена моральными и хозяйственными указаниями. На примере его творчества можно наблюдать общественные сдвиги и противоречия. Поэмы Гесиода поражают обилием разного рода противоречий, которые однако не мешают воспринимать его эпос как некое органичное целое. Гесиод после наступления рабовладельческого строя с одной стороны бедняк, с другой-его идеалы связаны с обогащением то в старом, то в новом смысле. Оценка жизни у него полна пессимизма, но в то же время и трудового оптимизма, надежд что благодаря постоянной деятельности наступит счастливая жизнь. Природа для него прежде всего источник выгод, но Гесиод большой любитель её красот. Вообще Гесиод явился первым исторически реальным поэтом древней Греции, отразил бурную эпоху развала родовой общины

8. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности .

Античная лирика возникла с появлением поэта-индивида, т.е. когда личность осознала свою самостоятельность, отделив себя от природы и коллектива. Термин “лирика” заменил более ранний – “мелика” (от “мелос” – мелодия). По Платону, мелос состоит из трех элементов – слова, гармонии и ритма. Под мелосом древние понимали соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства). Слово “лирика” подразумевает аккомпанемент музыкальным инструментом – лирой, кифарой или флейтой. Лирика классического периода дошла до нас в виде фрагментов или цитат, приводимых античными авторами. Первое произведение античной лирики относится в VII веку: в апреле 648 года было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э.

Греческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая, в свою очередь, делится на монодическую и хоровую.

Декламационная лирика включает в себя элегию и ямб.

Элегия – это заплачка, причитание, исполняемое в сопровождении флейты. Впоследствии скорбный характер сменяется наставительным, побуждающим. Исполнялась на пирах и народных сходках. Следы траурного характера сохранились в надгробных надписях – эпиграммах.

Наиболее распространена была гражданская, военно-патриотическая элегия. Известным ее представителем был Каллин из Эфеса:

Существует легенда о том, как во время П Мессенской войны (671 г. до н.э.) спартанцы попросили у афинян полководца. Афиняне в насмешку прислали одноглазого и хромого Тиртея, школьного учителя и поэта, но он своими воинственными элегиями так вдохновил спартанцев, что они победили. Известна и легенда о том, как афинский законодатель Солон, из знатного рода, разорился, много путешествовал и вернулся в Афины, когда мегарцы отвоевали у афинян остров Саламин. Под видом безумца Солон встал на площади и стал взывать к чести и патриотизму афинян, после чего, по Плутарху, афиняне вернули Саламин. Элегии Солона носят гномический, т.е. нравоучительно-афористический характер.

Представителем любовной элегии был Мимнерм (ок.600 г. до н.э.), который предпочитал смерть старости и отсутствию наслаждений, называл любовь “золотой Афродитой” и воспевал любовь к флейтистке Нанно. Он мечтал, чтобы человек жил всего 60 лет, но без болезней и забот. На что Солон возражал, что если уж без забот и болезней, то почему не 80? Мимнерм считается и первым представителем эротической элегии. Сочетание общественной и личной тематики отмечается в лирике Феогнида из Мегары. Из его 1400 стихов только 150 составляют любовные элегии. Феогнид – ярый и злобный враг демократии, он делит людей на “добрых” – аристократов, и “подлых” – демос. Отдельный сборник стихов Феогнида составляют наставления в благочестии мальчику Кирку.

На земледельческих праздниках плодородия, характеризующихся разгулом и сквернословием, исполнялись насмешливые песни, направленные против отдельных лиц – ямбы, как средство выражения личных чувств. Ямбы метрически составлялись собственно ямбом (~ –) и трохаями, т.е. хореем (– ~).

Симонид Аморгский воспевал бодрость перед лицом бедствий жизни. Он выделяет 10 типов женщин, происшедших от 10 животных, причем хорошими считает только тех, кто произошел от пчелы. Гиппонакт считается отцом пародии, творит на языке улицы и притонов, изображает себя нищим попрошайкой,он высмеивает богов, живописцев, женщин.

Поэта Архилоха сопоставляли с Гомером.Сын аристикрата и рабыни, т.е. “деклассированный”, он в качестве наемного воина участвовал в сражении с фракийцами, позже погиб в бою. Известен его неудачный роман с Необулой, дочерью Ликамба, которого Архилох своими ямбами довел до самоубийства. Кроме ямбов, он писал элегии (веселые, отважные, жизнерадостные), эпиграммы, эпитафии, музыкальные сочинения для флейты. Он воин, женолюб, “гуляка праздный” и философ, остроумный и беспощадный к врагам.

Монодическая лирика представлена тремя великим поэтами. Это Алкей, Сапфо и Анакреонт.

Алкей – поэт эпохи борьбы демоса против аристократии, бежавшей с материковой Греции на острова, в частности на остров Лесбос. Он повествует о превратностях своей судьбы. Государство изображается в виде корабля в бушующих волнах (этот образ впоследствии заимствовал Гораций). Настроение его агрессивно, ощущение жизни – трагично, при этом его любимые темы – природа, любовь, женщины и вино. Вино – средство от всех горестей, “зеркало для людей”, в нем – единственное утешение. Известно его четверостишие, посвященное “фиалкокудрой” Сапфо.

На Лесбосе мужчины и женщины составляли замкнутые содружества и проводили время вне семьи. Во главе женского содружества – “дома служителей Муз” – стояла поэтесса Сапфо (или Сафо). Круг интересов содружества составлял и тематику ее поэзии – женские культы, любовь, ревность. По одной легенде, она бросилась со скалы от любви к юноше Фаону. По другой – дожила до старости, была замужем, имела дочь Клеиду. Несмотря на существуюшие домыслы о нравственности Сапфо, Алкей называл ее “чистой". Сапфо писала гимны к Афродите, плачи по Адонису. Известны ее эпиталамы – свадебные песни после пира, перед спальной молодых, девушки жалуются, что жених отнял у них подругу, хвалят ее, затем и его.

Анакреонт примыкает в лесбийской лирике Алкея и Сапфо (П пол VI века). Его поэзия полна веселого, изящного и игрового эротизма. Он описывает игры Эрота, любовное безумие. Анакреонт фиксирует один момент, без философских рассуждений. Характерные черты его поэзии – живость, ясность, простота, изящество послужили примером для подражаний во все века.

Хоровая лирика возникла из гимнов богам – это ном, пеан, просодий (Во время процессий), парфений (девичья песнь), гиперхема (в честь Аполлона), пиррихия (в честь Ареса).

В конце VI – начале V века, в эпоху расцвета хоровой лирики наиболее распространенным жанрами были дифирамб (порывистые, экзальтированные песни в честь Диониса, исполнялись хором из 50 человек, одетых в козлиные шкуры и маски), эпиникий (песнь в честь победителя на ежегодных спортивных состязаниях) и энкомий (песнь в честь определенного лица).

Наиболее известными представителями хоровой лирики были Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар и Вакхилид.

Стесихор писал гимны, пеаны, буколические и эротические стихи. Существует легенда о том, что он изобразил Елену Прекрасную в дурном свете и ослеп, потом написал, чыо это был призрак Елены – и прозрел.

Ивик, странствующий поэт, был убит разбойниками. Писал энкомии, посвященные разным личностям, гимны любовного содержания.

Симонид Кеосский воспевал героические события греко-персидской войны. Известно, что он победил Эсхила в состязании эпиграмм в честь погибших при Марафоне. Он писал эпиникии, френы (похоронные плачи), дифирамбы, эпиграммы. Его выражения в виде афоризмов цитировали Ксенофонт, Платон, Аристофан: “ Все – игра, и ни к чему не стоит относиться слишком серьезно”, “я не ищу того, чему невозможно быть”.

Пиндар – самый знаменитый из всех классических лириков. До нас дошли 4 книги его эпиникиев, в каждой из которых воспеваются победител разных игр: олимпийских, пифийских, немейских и истмейских. Стиль Пиндара – торжественный, величавый, особенно в патриотической лирике.

Вакхилид – племянник Симонида Кеосского – писал оды, дифирамбы (его “Тезей” – единственный дифирамб, дошедший до нас целиком). Вакхилиду чужд непреклонный аристократизм Пиндара, он восхваляет доблесть человека вообще.

9. Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Местом возникновения литературной мелики, т. е. индивидуальной песенной поэзии, является большой остров Лесбос у западного берега Малой Азии, где раньше, чем в других местах Греции, начался культурный подъем. Здесь уже в VII в. появился ряд выдающихся поэтов. Терпандр был известен своими «номами» (см. гл. VI, о. 135), Арион из Мефимны на Лесбосе считался родоначальником «дифирамбов», песнопений в честь Диониса, послуживших впоследствии основой трагедии (см. гл. VIII). Арион жил в Коринфе при тиране Периандре. Введение этим тираном культа Диониса в Коринфе (Геродот, I, 23) было демократическим мероприятием, и потому можно думать, что Арион был проводником такого же направления. Оба эти поэта пользовались дорийским диалектом.
Простейшие формы мелической поэзии дает монодийная, т. е. одноголосая, лирика. Ею занимались эолийские (лесбосские) поэты Алкей и Сапфо и иониец Анакреонт.
Богатству и разнообразию мелодий песенной поэзии соответствовало и богатство стихотворного оформления. От простых форм элегической и ямбической поэзии мелика отличается тем, что допускает комбинации стоп разного количества мор. Особенно часто встречаются так называемые «логаэды», представляющие соединение трохеических стоп с дактилическими. Простейшими видами Логаэдов являются «гликонов» стих (по имени неизвестного нам поэта), имеющий форму: - U - UU - U - (-), и часто примыкающий к нему «ферекратов» стих (по имени поэта конца V в. до н. э.), схема которого - U - UU - U. Иногда стихи комбинируются в целые строфы. Большим распространением не только в греческой, но и в римской литературе пользовались строфы, изобретенные лесбосскими поэтами Алкеем и Сапфо. Сапфическая строфа имеет следующую схему:

Первые три стиха строфы состоят каждый из одного дактиля в середине с двумя трохеями спереди и сзади, а четвертый стих состоит из одного дактиля и одного трохея. В «алкеевской» строфе первые два стиха имеют одинаковую структуру: начинаются безразличным слогом, за которым следуют два трохея, дактиль и еще два трохея с усечением последнего слога; третий стих состоит из четырех ямбов, а четвертый представляет собой сочетание двух дактилей с двумя трохеями. Схема его следующая.