Боязнь сцены: страшная тайна классической музыки. Как справиться с волнением. способов заработать Рубины

Немногие исполнители признаются в этом, но боязнь сцены - серьезная проблема многих классических музыкантов.

Боязнь сцены похожа на безумие: появляется без предупреждения, как гром среди ясного неба. Именно так это случилось у шотландского пианиста Стивена Осборна , одного из самых грамотных и эмоциональных современных пианистов. Около десяти лет назад, во время исполнения 23го фортепианного концерта Моцарта, ему вдруг показалось, что он вот-вот забудет следующую ноту.

«Волнение охватывало меня все больше и больше, - вспоминает музыкант, - И хотя я ничего не забыл, ощущение было, как будто я тону, и вода уже прямо у меня под носом». Осборн был так обеспокоен этим происшествием, что обратился за помощью к когнитивному психотерапевту. «Он научил меня нескольким приемам, например, перед выступлением представлять, что я где-то в спокойном, безопасном месте, скажем, на цветочном луге. Это помогало, но я всегда понимал, что это ненадолго».

Затем, несколькими годами позже, во время исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова случилась настоящая катастрофа. «Это было как землетрясение, потому что на этот раз у меня на самом деле были провалы в памяти, и я понимал, что все выступление катится к чертям. Это было ужасно, и повторялось снова и снова. Мне стало казаться, что это конец моей карьеры. Каждый раз перед выходом на сцену я думал «Как же я могу выходить и выступать, когда прекрасно знаю, что сейчас неминуемо случится?»

Осборн не единственный, кто подвержен этому страху. У многих музыкантов боязнь сцены проявляется такими пугающими симптомами, как тремор пальцев и учащенное сердцебиение. Музыканты-классики больше других страдают от проявлений боязни сцены, так как для них точность и виртуозность превыше всего. Допустишь ошибку в джаз-брейке, и это вряд ли заметят; допустишь ошибку в струнном квартете - и это заметят все.

Неудивительно, что большинство музыкантов скрывают свой страх публичных выступлений, но есть единицы, кто не боится говорить об этом открыто. В своей автобиографии американская звезда оперы, сопрано Рене Флеминг упоминает о том, что самый страшный приступ боязни сцены случился у нее в 1998 году в Ла Скала, в Милане, когда зрители стали свистеть во время ее выступления в главной роли в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Она стала дрожать, и ее трясло еще несколько дней. Долгие месяцы после этого происшествия каждый выход на сцену для нее был сущей пыткой.

Польско-американский пианист Леопольд Годовский настолько сильно волновался на сцене, что играть в полную силу мог только в частном окружении. Другой пианист, Владимир Горовиц , пожалуй, больше других пострадал от боязни публичных выступлений. Однажды, проиграв битву с нервами, он на несколько лет прервал выступления.

Существует много способов справиться с этой проблемой, отнимающей столько сил у музыкантов. Один из них - самый распространенный и самый простой - прием препаратов, притупляющих волнение. В 2012 году исследование среди оркестров Германии показало, что почти треть музыкантов принимают седативные препараты или бета-блокаторы.

Однако, трудность заключается в том, что, притупляя нервное напряжение, лекарства также притупляют интенсивность чувств и творческое вдохновение, которые являются главными атрибутами успешного выступления. Кроме того, они снимают симптом, но не причину, заявляет Аарон Виллиамон, возглавляющий Центр Исследований Публичных Выступлений в Королевском музыкальном колледже. «В сущности, боязнь сцены состоит из двух главных компонентов - непроизвольная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию, выражающаяся в сухости во рту, учащенном сердцебиении и т.п.; и психологические аспекты, включающие в себя опасные мысли, например, о том, что выступление непременно потерпит фиаско. От физиологических симптомов можно легко избавиться при помощи физических упражнений, которые понижают уровень гормонов стресса, таких, как кортизол. При психологических аспектах очень эффективна когнитивная психотерапия. Она заключается в том, что необходимо помочь музыканту относиться к выступлению более рационально. Например, вместо того, чтобы считать публику своим врагом, и думать, что представление может быть либо идеальным, либо отвратительным, нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, а зрители всегда на стороне исполнителя».

Стивен Осборн относится к волнению перед выступлением так же, как он относится к музыкальному произведению - как к сложной и интересной задаче, которую ему предстоит решить. Он никогда не принимал каких-либо препаратов и скептически относится к благоприятному воздействию когнитивной психотерапии.

«Это методы спортивной психологии: избавься от волнения и добьешься наилучших результатов, - считает он, - Но я думаю, это неприменимо к музыке. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что музыка - это воплощенное переживание: при помощи своего тела ты делаешь эмоциональные переживания живыми и реальными для слушателей. Если ты отгораживаешься от части своего сознания, это значит, что эмоции во всем своем многообразии уже не будут доступны для тебя». Осборн, напротив, придерживается мнения, которое кажется абсолютно противоположным: он относится к боязни сцены, как к «другу», которого нужно почитать. «Не нужно бороться с волнением - нужно уметь извлекать из него выгоду ».

Очень похоже, что Осборн придерживается старого романтического суждения о том, что «художник должен страдать». «Нет, вовсе нет, - возражает музыкант, - на самом деле, лучше всего я играю тогда, когда меньше всего волнуюсь».

Итак, мы пришли к парадоксальной мысли о том, что боязнь сцены - это хорошо, но только тогда, когда вы не волнуетесь… Однако, Осборн вскоре дает нам путеводную нить, которая выведет нас из этого лабиринта. Он рассказывает о том, что несколько лет назад прочитал в газете статью о «самоосознавании», которое заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимания на том, что происходит в данный момент, нежели постоянно сожалеть о прошлом или строить планы на будущее.

«Мне понравилась эта идея, - продолжает пианист, - и я окончил двухмесячный курс. Что мне нравится в теории самоосознавания, так это то, что ты перестаешь пытаться что-то изменить. Если ты понимаешь, что твое сознание где-то блуждает, смирись с этим и просто наблюдай за своими мыслями. Мы всегда недовольны тем, как разворачиваются события сами по себе, мы всегда пытаемся сделать их другими. Я особенно замечаю это, когда занимаюсь на фортепиано. Удивительно, сколько разрушительной агрессии ты можешь принять от самого себя, когда что-то происходит не так, как ты этого хочешь. Это в высшей степени непродуктивно».

Эта теория помогает Стивену Осборну справляться со сложными музыкальными произведениями.

«Так было, когда я готовился к записи «Диверсий» Бриттена - это концерт для левой руки с оркестром, - вспоминает Осборн, - До дня записи оставался всего месяц, а мне по-прежнему никак не давались два пассажа. Я был просто взвинчен, ужасно злился на себя. Затем однажды я вдруг подумал: «Куда меня приведет вся эта негативная энергия? Да, эти места получаются неидеально, ну и что. Я же не операцию на мозге делаю, никто не умрет». И я отпустил ситуацию. Забавно, что через несколько дней обе проблемы были решены».

В конечном счете, оказалось, что все эти новомодные философии сводятся к простой старой истине: нужно принимать мир и себя таким, как есть.

«Да, это значит, что не нужно тратить столько энергии, чтобы избавиться от чего-то. Волнение и боязнь сцены - это, по сути, игра против себя. Куда более эффективно находиться в хороших отношениях со всеми проявлениями своей личности».

Иван Хьюит (Ivan Hewett)

статья из журнала «Телеграф» (« The Telegraph») от 26. 06. 2014

Перевод Адели Рахматулиной

сценарий творческого юбилейного вечера
посвященного 70-летию со Дня рождения
Заслуженного артиста Российской Федерации,
руководителя и дирижера народного коллектива -
оркестра народных инструментов
Новосибирского ДКЖ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА САМОЙЛОВА

Занавес закрыт. Звучит фонограмма медленной композиции из репертуара группы «Зодиак» или «Спейс». За кулисами Ведущая читает стихи:

Ведущая:
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности….
Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная…
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!

Занавес открывается. На сцене сидят участники народного коллектива - оркестра народных инструментов. Праздничное убранство с декоративным панно- цифрой «?О» и лавровой ветвью. Выходит Ведущая. Фонограмма плавно сменяется лирической мелодией. Звучит тихо, фоном.

Ровно 70 лет назад, в январском небе, которое славится мерцанием звёзд, родилась и озарила светом землю новая звёздочка. А в городе Чите на свет появилось маленькое чудо, которое ласково нарекли Коленькой.
Никто не станет оспаривать истину, что всякое время рождает своих героев, которыми вправе гордиться земля, родившая их.
Испокон веку сибирская земля взращивала и взращивает замечательных людей, руки и труд которых достойны почета и уважения. Они никогда не позволяют себе «отключиться», не допускают «простоя», не пытаются «сорвать» бурю аплодисментов. Они просто знают своё дело! Они просто работают! Честно! Напряженно! Достойно!

Звучит фонограмма «минус» песни Р. Паулса «Маэстро»

Давайте же аплодисментами встретим такого человека и выразим восхищение нашему юбиляру и герою сегодняшнего вечера.
Встречайте! Человек, вся жизнь которого прошла с любовью к музыке,
Заслуженный артист Российской Федерации, руководитель и дирижер народного коллектива - оркестра народных инструментов Дворца культуры железнодорожников - НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ САМОЙЛОВ!

Торжественные фанфары. Аплодисменты.
На сцену выходит Н.Н. Самойлов

Ведущая:
Листает тихо календарь природа:
Отполыхала летняя гроза,
Уж снег покрыл всю землю, и к народу
Пришёл январь. А мы всем сердцем - ЗА!
У нас на это есть свои мотивы -
Означено начало января
Рожденьем Вашим! Потому красиво
И празднично в душе! Да и вокруг не зря
Синее небо, белоцветье красок…
И верим мы - всё это в Вашу честь!
Слова сегодня так просты и кратки:
«Как хорошо, что вы на свете есть!»
Ведущая:
Уважаемый Николай Николаевич! Один из восточных мудрецов сказал о человеческой жизни так:
На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты глядел.
Мир - это море. Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел!
На мой взгляд, Вам удалось такой корабль создать и достигнуть на нём важного жизненного рубежа!
Есть замечательная традиция - подводя итоги определенного жизненного пути конкретного человека, говорить ему добрые слова признания и восхищения. А юбилей - замечательный повод эту традицию поддержать!
Вы вступили в пору жизненной зрелости и мудрой рассудительности. Пусть лучшее, чем славен этот прекрасный возраст, поможет вам достичь новых вершин в вашей дальнейшей творческой деятельности!

Так пусть же музыка летит
Над миром, как восьмое чудо,
И человек её благословит,
Когда звучит она повсюду!

На сцене - народный коллектив - оркестр народных инструментов. Дирижирует юбиляр - маэстро Николай Самойлов!

1. Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка» - исполняет оркестр
2. Энрике Куртис «Мне не забыть тебя» - исполняет солист Новосибирского академического театра оперы и балета Заслуженный артист РФ Олег Видеман
3. Н. Валенте и Тальяферри «Страсть» - в том же исполнении
4. Русская народная песня «Выйду на улицу» - в том же исполнении.

Ведущая:
Есть в Сибири немало красот,
Так знакомых и милых нам с детства,
Где берёзы ведут хоровод -
Невозможно на них наглядеться!
И зелёным кольцом окружен,
Град стоит в одеянии нежном.
Юбиляру - Чита и родительский дом
Стали жизненным стартом, судьбой и надеждой!

По ходу вечера весь текст ведущей сопровождается легкой лирической мелодией.

«Все мы родом из детства»…Однажды вылетев и родительского гнезда, мы пытаемся жить самостоятельно, учимся, работаем, и порой не замечаем, что когда-то приходят вот такие славные юбилеи.
И, каких бы жизненных высот мы не достигали, в памяти навсегда остаются яркие картинки детства: первые родительские напутствия и наставления, первые пробы сил.
Николаю Самойлову самой судьбой был предрешён творческий путь. Ведь родился он в семье, где русская музыкальная культура была неотъемлемой частью бытия.
Мама, Галина Петровна замечательно пела, а отец, Николай Иванович - настоящий самородок, виртуозно владевший игрой на балалайке, ненавязчиво, любя приобщали они детей к миру музыки.
Увлеченность и желание также виртуозно владеть инструментом, как отец, сделали своё дело. Коля частенько брал в руки балалайку и на слух подбирал простенькие мелодии.

Ведущая:
Казалось бы, одно и то же
Который день, который год
Его, мальчишку, вновь тревожит
Очередного дня приход.
И не сдержать с утра волненье,
Как будто в этих буднях ты
Открытья ждешь и откровенья
И исполнения мечты…

Фоном начинает звучать фонограмма песни «Каким ты был, таким остался…» из кинофильма «Кубанские казаки». На тексте ведущей музыка микшируется.

И этот день настал! После выхода на экраны фильма «Кубанские казаки», в душу Николая запала песня «Каким ты был, таким остался…».
Мечта стала реальностью, когда, ещё не зная музыкальной грамоты, Николай впервые публично выступил перед домашними. Не трудно догадаться, что исполнял он полюбившуюся мелодию песни из «Кубанских казаков»!
Выслушав выступление сына, отец, понимая, что заложенное в детстве зёрнышко, дало ростки, принимает мудрое решение - Коле надо учиться и совершенствоваться. И он приводит его в Дом пионеров, вручая творческую судьбу мальчика в руки профессионального музыканта - педагога Константина Филипповича Клейнос.
Постигая азы музыкальной грамоты, Коля старательно разучивал пьески и миниатюрки, с каждым годом оттачивая исполнительское мастерство. Он был на верном пути! Но нужно было самоутвердиться и проверить свои силы…
Николай принимает решение и постепенно начинает выступать на различных, проводимых в то время повсеместно, различных смотрах, конкурсах и фестивалях.
Ощущение радости и осознание того, что он достиг определенного уровня пришли тогда, когда он, исполнив на областном фестивале «Вальс-каприз» Доброхотова, стал победителем!
Так, завладев душой и сердцем паренька, музыка стала его путеводной звездой по жизни.

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй…
Она везде и вечно спутник мой.

5. Русская народная песня в обработке Веры Городовской «Калинка». Исполняют - солист оркестра, Лауреат Международного конкурса Дмитрий Маличенко и Лауреат Международных конкурсов Степан Перебейнос.

6. Франц Зуппе. Увертюра к оперетте «Лёгкая кавалерия». Исполняет оркестр.

7. Музыка Евгения Мартынова. Слова Андрея Дементьева «Лебединая верность». Исполняет солист Новосибирского академического театра оперы и балета, Лауреат Международного конкурса Карен Мовсесян.

Ведущая:
А сейчас давайте мысленно перенесёмся в далекие 60-е годы двадцатого века…
Отрадное было время…
И все вы тогда беспечно,
Своими живя забавами,
Торопились вперёд.
Был каждый день - бесконечным,
Словно состав товарный,
Который мимо шлагбаума
Целую вечность идёт.
И подгоняли время!
Свободно, легко, играючи
Вы обращались с ним,
Словно смотрели захватывающий
Многосерийный фильм.
Вам не терпелось:
«Скорее!»
Жгучий огонь любопытства
Был ненасытен в груди.
И новому дню навстречу
Вы устремлялись, как птицы,
Ведь так интересно увидеть:
А что же там, впереди?

А впереди было столько дорог, зовущих и манящих…
Но Николай Самойлов уже выбрал свой путь, свою дорогу жизни. После окончания школы, одноклассники собираются ехать для поступления В Новосибирск и зовут с собой Николая.
И поскольку в те годы в Чите не было музыкального училища, он с благословения родителей и с помощью Александры Фёдоровны Крушельницкой, готовившей его к поступлению, уезжает с друзьями в Новосибирск.
Один друг успешно поступает в Сибстрин, другой - в НЭТИ, а Николай, сдав на «четверку» сольфеджио, становится учащимся Новосибирского музыкального училища.
Так, видимо, распорядилась судьбы, что пришлось ему навсегда поселиться в столице Сибири, укорениться на ней и полюбить её на всю жизнь. Новосибирск стал для Николая не только местом его личностного роста, он стал для него вторым домом.

Путь в мир искусства
Очень сложен,
Ведь музам нелегко служить,
Но этот труд красив и важен,
И этим стоит дорожить!

Ведущая: Поняв эту простую истину, Николай Самойлов, закончив в 1961 году музыкальное училище, поступает в Новосибирскую государственную консерваторию на отделение народных инструментов.
Окончание консерватории пришлось на то время, когда в Советском Союзе был особый творческий подъём. Бесчисленные фестивали, смотры, конкурсы, гастроли только еще сильнее оттачивали профессионализм Николая Николаевича.
Начав работать в небольшой оркестровой группе, аккомпанирующей ансамблю русской песни и танца, руководителем которого был Александр Алексеевич Иванов, сначала в клубе «Транспортник», а затем во Дворце культуры железнодорожников, Николай Николаевич постепенно окружил себя талантливыми почитателями и ценителями народной музыки и народных инструментов. Постепенно оркестровая группа пополнялась новыми участниками, перерастая в новый творческий коллектив. И вот уже 36-ой год Николай Николаевич является бессменным руководителем и дирижёром уникального коллектива, который по праву считают жемчужиной и гордостью города, области, нашей родной магистрали и всего Сибирского региона! Аплодисменты!!!

Ведущая: Иному человеку кажется, что руководить большим коллективом или расписать партитуру легко. Но в творчестве кажущаяся легкость достигается большим трудом. За, казалось бы, с легкостью и виртуозностью исполненной мелодии лежит напряженный ритм репетиций.
Каким-то непостижимым образом Николай Николаевич умеет соединить неукротимость своих импульсивных порывов, душевных переживаний, причуд со смирением перед искусством, с осознанием своего артистического долга перед благодарным зрителем.
Сейчас прозвучит всего лишь одна цифра… Но, если вдуматься, что за сухой статистикой стоит нечто большее, то вы, дорогие друзья, будете сейчас рукоплескать!
За годы своей творческой деятельности Николай Николаевич Самойлов дал более 16 тысяч концертных выступлений!!!

Аплодисменты.

Ведущая: Успех и признание приходят лишь тогда, когда в коллективе складывается творческая и дружеская атмосфера. Ведь это, если можно так сказать, по сути, вторая семья.
А первая? Она там, где заканчивается сцена и бурлит обычная человеческая жизнь.
Наверное, вы слышали такой афоризм: «Всё, что есть в жизни прекрасного - это от женщины!». И это действительно так. Природа наделила женщин умением творить настоящие чудеса. Да, женщины - явление уникальное и неповторимое. И это проявляется во всём - в выражении её лица, движении рук, звуке голоса.
Многие годы верным соратником, другом, советчиком и человеком, переживающим за всё, что происходит на репетициях и концертах, является супруга Николая Николаевича - Татьяна Владимировна.
И сегодня, в этот прекрасный вечер, уважаемая Татьяна Владимировна, примите в подарок 2 песни-посвящения в исполнении Карена Мовсесяна.

8. Музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского «Благодарю тебя!»

9. Музыка Арно Бабаджаняна, слова Евгения Евтушенко «Чёртово колесо».

Ведущая:
Я без друзей не значу ничего.
Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них и видно от того,
Что без друзей я ничего не значу.
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречая за удачей - неудачу,
Не ошибаюсь в выбранных друзьях,
Ведь без друзей я ничего не значу!

С замечательной вехой в жизни юбиляра поздравляет…
Впрочем, внесу немного загадочности.
Этот человек знаком с Николаем Николаевичем более полувека. Они вместе учились в музыкальном училище. Он - известный не только в Новосибирске, но и далеко за пределами города и области человек. Друг и коллега.
Встречайте! Музыкальное поздравление юбиляру адресует народный артист России Владимир Гусев!

10. Бьёрн Улваеус, Бенни Андерссон «Золотая АББА». Исполняет оркестр народных инструментов. Дирижирует Владимир Гусев.

Ведущая: И ещё одно дружеское музыкальное приветствие.

11. Николай Харито. Музыкальная версия для балалайки с оркестром Владимира Лямкина «Отцвели хризантемы». Исполняет солист русского академического оркестра филармонии, народный артист России Андрей Гуревич.

Ведущая: Не без участия Николая Николаевича Самойлова и его оркестра состоялось творческое рождение в Новосибирске и еще одного известного человека. Очаровательная женщина, покорившая слушателей своим чарующим голосом. Когда она поёт, слова похвалы кажутся неуместными. Не исполняет, а именно поёт! Слушаешь её, и кажется, что песни, словно птицы, вспорхнут со сцены в зал, и обнимут, согреют своими крыльями душу каждого.
На сцене - заместитель начальника Департамента культуры администрации новосибирской области, солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, народная артистка России Татьяна Ворожцова!

12. Музыка и слова Пашкова. «Не уезжай, ты, мой голубчик!»

13. Музыка Юрьева, слова Андрежеевского «Эй, ямщик, гони-ка к яру»

14. Томазо Альбинони, слова Симона Асиашвили «Адажио».

Аплодисменты.

Ведущая:
Однажды великий Шекспир сказал:
Прислушайтесь, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,
И ноты, в гимн, сливаясь юный,
В счастливом упоении поют!

И вновь я призываю вас окунуться в удивительный мир, где царствует Её Величество - Музыка!

15. Обработка Николая и Дмитрия Осиповых. «Камаринская». Исполняет унисон балалаек в сопровождении оркестра. Дирижёр - народный артист России Владимир Гусев.

16. Веласкес «Бесаме мучо». Исполняют народная артистка России Татьяна Ворожцова и Заслуженный артист России Олег Видеман.

17. Имре Кальман. Дуэт Теодоры и Мистера Икса из оперетты «Принцесса цирка» - В том же исполнении.

18. Валерий Черников. Пьеса в стиле кантри. Исполняет дуэт баянистов - Лауреаты Международных конкурсов Александр Сироткин и Андрей Битюцких.

Ведущая:
Уважаемый Николай Николаевич!
Вам - 70? Но разве это возраст!
Улыбка Ваша - ох, как молода!
Над головою Вашей те же звёзды,
Лишь мудрости прибавили года…
Неумолимо время мчится,
Вернуть его надежды нет,
Ничто уже не повторится
За чередой летящих лет.
Но каждый год - воспоминанье,
Его нельзя перечеркнуть,
Ведь он - не сон, не созерцанье,
А творческий и благородный труд!
Бегут года, меняя поколенья,
Но только радость в жизни добавляют,
И в этот день, прекрасный день рожденья
Друзья, коллеги от души Вас поздравляют!

Начинается блок поздравлений.

Приглашенные на творческий вечер Н. Самойлова

1. Александр Витальевич Целько - начальник Зап.-Сиб. ж.д.
2. Евгений Николаевич Кулинич - зам. начальника дороги по кадрам и социальным вопросам
3. Александр Михайлович Кужелев - председатель Дорпрофсожа
4. Виктор Михайлович Пушкарёв - специалист Дорпрофсожа
5. Леонид Алексеевич Грищенко - председатель теркома профсоюза НОД-2
6. Татьяна Александровна Ворожцова - солистка НГАТОиБ,
7. Александр Петрович Балабанов - Народный артист России, консультант Департамента культуры Администрации НСО
8. Людмила Алексеевна Жиганова - директор Новосибирского Государственного областного Дома народного творчества
9. Зинаида Захаровна Диденко - народная артистка РФ, профессор Новосибирской Государственной консерватории им. М.И. Глинки, председатель музыкального общества.
10. Валерий Владимирович Ромм - музыкальное общество
11. Анатолий Иванович Баев - директор русского академического оркестра.
12. Владимир Поликарпович Гусев - дирижер
13. Андрей Алексеевич Гуревич
14. Мария Николаевна Самаркина - заместитель директора Новосибирского Дворца культуры железнодорожников
15. Александр Васильевич Иванов - директор Новосибирского областного колледжа культуры и искусства
16. Владимир Владимирович Козлов - начальник Дирекции социальной сферы ЗСЖД;
17. Анатолий Георгиевич Решетов - начальник отдела культуры и спорта Дирекции социальной сферы.
18. Галина Леонидовна Паутова - специалист отдела культуры и спорта Дирекции социальной сферы.

Ведущая:
Бесследно пропадут житейские сюжеты,
Минор унылых дней и праздничный мажор,
В тот миг, когда, встряхнув крахмальною манжетой,
На вздохе воспарит над пультом дирижер…
Высок полёт смычков, у флейты голос нежен,
Плавны изгибы арф, и клавиш ровен строй.
А пальцы всё бегут по ним, как мы по жизни
Бежим, увлечены нешуточной игрой.
Во власти музыки мы все, мы ей увлечены,
И вот звучит она во всей красе,
Ладони музыкой полны…
19. Иоганн Штраус. Полька «Гром и молния» - Исполняет народный коллектив - оркестр народных инстументов.

20. Валерий Гаврилин. Марш из сюиты «Провинциальный бенефис».

Ведущая: Дорогие друзья, вы никогда не задумывались, почему талантливого человека часто сравнивают со звездой? Может быть, потому, что талант даётся свыше. А может быть, потому, что талантливый человек освещает нашу жизнь, делает её ярче, интереснее и богаче.
Так откуда же он черпает силы для творчества, для музыки своей души?
Откуда же они берутся, эти русские таланты?

Оттуда, где весной, припав к берёзе,
Ещё не зная этому цены,
Пьют сок
земли российской пацаны.
И летом, благодатным красным летом,
Когда проходят с туесками лесом,
Ту силу им через ступни босые
Передаёт их мать -
земля России.
Какие б годы ни пришли суровые,
Из вас, поля,
из вас, леса густые,
К нам будут приходить таланты русские,
И это вечно, как сама Россия!

Дорогой Николай Николаевич! Мы ещё раз сердечно поздравляем Вас с юбилеем! Здоровья вам, энергии, творчества и благодарных аплодисментов от почитателей вашего таланта!

Звучание музыки усиливается. Занавес закрывается.

Для того, чтобы попросить рыцаря убрать неподъемный камень у вас должен быть поклонник или пара. После этого нажмите на неподъемный камень, для того, чтобы отправить сообщение с просьбой о помощи вашим рыцарям. Вы также можете попросить об одолжении, при помощи личной переписки. После чего ожидайте, пока представитель сильного пола не уберет камень. Обычно черные (неподъемные) камни появляются каждый день, если этого не случилось то следует расчистить места локации. Помните, что обычные камни можете убирать только вы.

Элементы отвратительной коллекции необходимо искать у ваших друзей. Находятся они в саркофагах, по которым нужно постучать.

Для того, чтобы добавить рыцаря в поклонники , необходимо добавить принцессу в кумиры. Тем самым вы автоматически станете ее поклонником.

Старайтесь выполнять все задания , для того, чтобы увеличивать уровень вашего персонажа. Пользуясь этим способом вы не будете испытывать сложностей и сможете очень легко и быстро получить высокий уровень и, тем самым, увеличив функционал.

Не стоит бояться или стыдиться приглашать других игроков . За каждого человека вы будете получать бесплатки, которые в последствии можно конвертировать в полезные товары.

Подружившись с человеком следует не только ждать от него подарков, но и оказывать посильную помощь . За это вы повысите свою репутацию и, в случае надобности, вам также окажут помощь.

Совет для рыцарей . Одежда, которую вы получаете в начале игры, приносит много славы. Поэтому, рекомендуется спрятать ее в сплот, до того момента, как вы получите более высокие позиции.

Не стоит тратить ресурсы на покупку янтаря, изумрудов, обычных перьев, алмазов, алмазной пыли, жемчуга и ключей. Все эти предметы, вам с большой вероятностью, подарят другие люди.

Периодически проверяйте свой склад , поскольку он может заполниться и вы не сможете принимать более ценные предметы. Лишние предметы вы можете разослать своим друзьям, особенно тем, кто в этих ресурсах нуждается больше всего.

Не нужно просить у друзей очень ценные и дорогие предметы, такие как бархат, батист, броня и т.д. поскольку лимит много не пропустит, да и не у всех есть. Лучше посмотрите, из чего они сделаны, и поставьте составляющие.

Если вам необходимы какие-либо ресурсы , но выменять их не получается, выставляйте их в «просилку» и пройдитесь по соседям, раздаривая не бесплатные подарки, практика показывает, что человек, получивший от Вас не бесплатный подарок, скорей всего ответит тем же из чувства благодарности.

Старайтесь строить все здания и локации , с которыми могут взаимодействовать другие игроки, в одном месте. Поскольку рыскать по всей ферме в поисках того или иного здания не очень комфортно.

Если вы случайно выбрали не то растение для посадки или же выбрали не того противника, которого хотели, то вы можете отменить свое решение , нажав на кнопку отмены (крестик возле значков с ускорениями 50% и 100%).

Для того, чтобы переслать другому игроку большое число предметов , к примеру, 500 единиц древесины, не обязательно 500 раз кликать мышкой. Достаточно ввести необходимое количество с клавиатуры, в соответствующем месте.

Удаляйте ненужные и бесполезные подарки со склада, для того, чтобы восстановить лимит.

Можно не дорубывать деревья и камни до конца . Оставляйте примерно 1 стук, после этого, соберите побольше таких деревьев, а затем добейте их все за один раз и получите много полезных ресурсов и энергии.

Овцы и коровы могут есть траву, непосредственно, с плантации . Не стоит тратить энергию на сбор травы, можете пустить туда животных и те сами все уберут. На сорняки это не распространяется.

Перед выполнением квеста, потратьте несколько минут на то, чтобы просмотреть все доступные задания и выполняйте только те, которые предлагают необходимые вам предметы .

По поводу квестов на готовку или уборку тоже есть хитрость . Не нужно ждать, пока всё приготовится, и вы покормите рыцаря. Просто попросите, чтобы он сам купил несколько самых дешевых блюд и съел, а вы уберете.

Если для задания нужно получить , например, 10 прялок, а есть 2, можно отправить их другу, предварительно договорившись о возврате, и так отправлять их пять раз.

Держите всегда несколько золотых статуй про запас , они часто попадаются в квестовых заданиях.

Не забывайте, что дядю Билла и тетю Мери тоже можно добавлять в кумиры . Тетя увеличивает лимит (это для тех, у кого мало друзей), а дядя будет посвящать вам победы.

Когда расчистите локацию, не стремитесь уложить все плиткой , иначе лишитесь травы, сорняков и лавовых камней.

Очистку территории от деревьев и камней можно сделать сначала лесопилкой и каменоломней , но с этих ресурсов тоже летят полезные ресурсы и опыт, когда с ними взаимодействуешь вручную. Поэтому рекомендуется делать так: когда обрабатываемый ресурс доходит до вашего текущего лимита энергии, следует отключить лесопилку или каменоломню, после чего следует выбирать следующий ресурс.

Если ваш рыцарь регулярно воюет , то потихоньку собирается много удобрений, благодаря которым увеличивается в два раза скорость созревания растений. Подкопив энергию, я старалась выиграть двойной урожай и собирала его дважды, ускорив созревание. Но это только для быстро созревающих растений.

В дозорной башне можно устраивать засады бандитам . Чтобы собрать максимальное количество бандитов, наберите как можно больше энергии, сделайте энергетиков (можно маленьких) и энергетических яиц. Рубите деревья, камни, выпалывайте траву и сорняки до тех пор пока не истечет время действия засады или пока не останется не заблокированных монстрами объектов. Поступая таким образом, вы значительно экономите на ресурсах, затрачиваемых на засаду.

7 способов заработать Рубины

Титулы . За каждый титул, даже наиболее примитивный и слабый, от королевской четы вручается подарок, в котором есть также и рубины.

Рулетка . Во время платных вращений рулетки можно выиграть до 25 рубинов или даже сорвать джек-пот.

Ежедневный бонус . Ежедневно посещая игру можно заработать ценные ресурсы, к примеру, на пятый день будут выдаваться рубины.

Достижения . За некоторые достижения выдаются рубиновые сердечки. Ознакомившись со всеми ими, вы можете просмотреть какая награда ожидается за то или иное достижение.

Бои на ставки . Перед сражением вы можете делать ставки на исход поединка. Ставя на кон рубины вы их и получите. Если вы посвятите победу какой-то даме, то часть выигрыша получит она.

Шиш . Ставки на рубины в случае выигрыша прибавляют от 3 до 2500 красных камней. К тому же появляется шанс сорвать джек-пот внутри «Шиша».

Рубиновый сундучок . Если вы решили прикупить рубинов, то выбрав наибольшую сумму в момент, когда в левом верхнем углу виден сундучок из которого выглядывает рубинчик. В этом случае вы получите в 2 раза больше.

Не спешите без квестов выполнять задания, потом придётся тратить рубины .

Энергия

Любой энергетик вы сможете принять только когда у вас энергии хотя бы на единичку меньше вашего максимума на шкале.

Используйте волшебные яйца , которые создаёте в мастерской (вкладка специальные). Предметы яичных коллекций собираете из декора и получаете из яичных кладок, больше всего предметов даёт птичник, в котором есть счастливый петух.

Используйте энергетики , которые изготавливаются в мастерской, вкладка «специальные».

Занимайтесь вандализмом , посещая поместья ваших друзей (бить Карусели, статуи Галь и тд), за пять ударов можно получить 2-5 энергии.

Заранее вырубайте ресурсы (дерево, камни на домашней локации) и когда понадобится энергия, собирайте энергию из сундуков.

Собирайте бонусы с декора на своей локации.

Собирайте энергию с цветов (георгин, каменный, военный, аленький), лебедей, снеговика.

Убирайте лавовые камни (рыцари), дамы - собирайте сундуки от лавовых камней.

Уборка мусора (дамам энергия выпадает с мусора от еды при уборке больших куч, рыцарям - при уборке сундуков от мусора).

Артисты и музыканты в силу своей специальности время от времени оказываются на сцене, перед зрителями. Какой должен быть у них настрой? О чем нужно подумать им перед выходом на сцену?

Вашему вниманию несколько советов на эту тему. Я не претендую на их исключительность, но все же, я надеюсь, они помогут вам переосмыслить специфику своей работы.

1. Итак, самое главное, о чем должен помнить музыкант - это для чего он на сцене. Для того, чтобы показать себя и для того, чтобы донести свою музыку до слушателя. Для кого вы собираетесь играть: для себя или для слушателя.

2. Будьте благодарны своим зрителям и слушателям за то, что они пришли на ваш концерт, за то, что зал заполнен до отказа или наполовину. Как бы там ни было, они - это те, для кого и ради которых вы живёте, как артист. Мысленно поблагодарите Бога за каждого сидящего в зале.

3. К любому выступлению нужно готовиться. Этот этап неизбежен. Подготовка включает в себя приведение в порядок своего внешнего вида и продумывание самой концертной программы, которая будет зависеть от темы концерта.

4. Репетиция выступления - это вообще обязательная часть профессиональной жизни музыканта. Ноты, аккорды, нюансы исполнения - это всё отрабатывается на репетициях. На концерте же люди ждут вашего эмоционально исполнения

5. На самом концерте общение с залом просто необходимо. Динамика исполнения, контакт с залом после исполнения номера - это убережёт вас от репутации сонного и некоммуникабельного исполнителя.

6. Будьте сами собою, не старайтесь подражать "великим", найдите свой стиль и манеру поведения на сцене.

7. Будьте толерантны к тем, кому ваша музыка может не понравиться. Нравиться всем без исключения, молодым и старым, рокерам и любителям классики - это невозможно. У вас есть свой слушатель на него и ориентируйтесь.

8. Перед выступлением настройтесь на работу, вы должны честно и искренне отработать своё время, максимально переживая то, что вы играете. Для этого потребуются и физические и эмоциональные ваши силы.

9. Пополняйте свой репертуар новыми песнями, находите новые оригинальные идея для их исполнения, разнообразьте своё выступление новыми придуманными вами "фишками". Людям хочется не только слушать музыку, но и видеть некое шоу на сцене.

10. Не выступайте на тех мероприятиях, в которых вы не уверены, будет ли достаточно правильно настроен звук, будут ли соблюдены условия договора с вами.

Список советов можно продолжить и возможно, исходя из опыта работы, у разных музыкантов он будет отличаться в ту или иную сторону, но все же в этих советах - сама суть того, как стремиться и быть более успешным на сцене. Для зрителей, сцена - это свет рамп, а для вас, музыкантов - рабочее место.

Полезная информация:

Керамическая плитка очень часто используется как дизайнерский материал при строительных и ремонтных работах и имеет самые разнообразные рисунки. Плитка, имитирующая кирпич или камень, применяется, например, при обустройстве кухни. Поэтому, планируя ремонт кухни, не проигнорируйте возможность изменить дизайн интерьера с помощью керамической плитки. Если вы хотите подобрать дизайн кухни фотогалерея имеющегося ассортимента плитки "под кирпич" и "под камень" имеется на сайте магазина keramogranit.ru. Посмотрите примеры.