Беляев писатель. Беляев александр романович. История об Ихтиандре

Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». Именно с ними пытается бороться Некрасов, хотя и понимает, что ему это не по силам. При этом поэт убежден, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Такой подход вообще характерен для Некрасова, не случайно ему принадлежат крылатые слова: «То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть».

Среди них – стихотворение «Замолкни, Муза мести и печали!», написанное в 1855 году. Посвящено оно Авдотье Панаевой – возлюбленной поэта, которая так и не стала его супругой.

Самым ярким из них является ненависть, которую он именует Музой мести и печали. Все дело в том, что после потери ребенка Некрасов и сам часто жалуется на плохое самочувствие, а вскоре и вовсе тяжело заболевает и убеждает себя, что жить ему осталось совсем недолго. Счастье для Некрасова – это, прежде всего, любовь, которую он утратил.

Смотреть что такое «То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть» в других словарях:

Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья — значит ненавидеть всё, что её позорит. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений.

«Замолкни, Муза мести и печали!..» Н.Некрасов

Для Некрасова единственным и абсолютным критерием в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является Пушкин, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины. Идейным центром его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество. Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

Некрасову необходимо было утвердить особое место своей поэзии, дать понять, что роль, которую играет она в обществе, — исключительна и ни на что не похожа. Может быть, первым из русских поэтов он, по выражению Маяковского, «наступал на горло собственной песне» и при­близился к дорогой тому же Маяковскому идее «социального заказа».

Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о том, что этот автор является утонченным и глубоким лириком, чьи романтические произведения наполнены грустью и несбыточными мечтами. Именно в это время, когда было опубликовано данное произведение, Николай Некрасов переживает не самый лучший период.

Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова

Считается, что именно это трагическое обстоятельство кардинальным образом изменило характер поэта, который стал угрюмым, резким и вспыльчивым. Один я умираю – и молчу». Тему смерти поэт поднимает совсем не случайно, и касается она не только сына, но и самого автора.

Поэт признается: «Мне самому, как скрип тюремной двери, противны стоны сердца моего». Тем не менее, он все еще надеется на то, что хотя бы остаток своих дней сможет провести так, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым. В его душе осталась боль, которая вызывает самые низменные чувства. Николай Алексеевич Некрасов - (1821 1877 гг.) поэт Воля и труд человека Дивные дивы творят!

Ср. Генерал хотел ее (экономку) рассчитать, а она, воспользовавшись тем, что нет свидетелей, и отчеканила его на все корки. А.П. Чехов. Женское счастье. Эту мысль Некрасов по-разному: повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. 1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках.

Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие.

Более того, русская культура и общественная жизнь второй половины XIX века не могут быть поняты без его творчества. Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве. Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

Нелли КРАВКЛИС, писательница-краевед, Михаил ЛЕВИТИН, член Союза журналистов России, краевед.

Выражение «Книга источник знания» вполне можно назвать девизом писателя-фантаста Александра Романовича Беляева. Любовь к чтению, стремление узнавать новое, осваивая новые пространства, новые сферы науки, он пронёс через всю жизнь.

В те годы, когда сделана эта фотография, юного Сашу Беляева влекли дальние страны, путешествия и приключения - всё, что не имело отношения к обыденной действительности.

«Обаятельный человек с широким кругом интересов и неиссякаемым чувством юмора, - вспоминает В. В. Былинская, знавшая его в те годы, - Александр Беляев объединил вокруг себя кружок смоленской молодёжи, стал центром этого небольшого общества.

Мемориальная доска, установленная на здании, где располагалась редакция «Смоленского вестника».

«В молодости отец любил одеваться модно, - вспоминает дочь писателя Светлана Александровна, - если не сказать, даже с щегольством...»

В 2009 году исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Романовича Беляева советского фантаста, одного из основоположников научно-фантастической литературы, заслужившего мировое признание. О Беляеве написано немало, однако годы его жизни в городе Смоленске, где он родился и вырос, отражены неполно, к тому же в текстах повторяются ошибки, которые мы исправляем, пользуясь архивными материалами.

Александр Беляев родился 16 марта (по новому стилю) 1884 года в доме на Большой Одигитриевской улице (ныне ул. Докучаева) в семье священника Одигитриевской церкви Романа Петровича Беляева и его жены Надежды Васильевны. Всего в семье было трое детей: Василий, Александр и Нина.

Участок земли, по воспоминаниям краеведа А. Н. Троицкого, заключался весьма живописным садом, спускающимся по крутому склону в овраг, идущий к собору.

Родители Александра были людьми глубоко верующими. А интересы Саши с самого раннего детства лежали в совершенно иной плоскости: его увлекали путешествия, необыкновенные приключения, навеянные чтением любимого Жюля Верна.

«Мы с братом, вспоминал Александр Романович, решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.

Позднее пришёл Уэллс с кошмарами «Борьбы миров». В этом мире уже не было так уютно...»

Нетрудно представить, насколько взбудоражило воображение мальчика случившееся 6 июля 1893 года событие: в Лопатинском саду поднялся воздушный шар с гимнасткой, сидящей на трапеции, на высоту одного километра, после чего она спрыгнула с трапеции. Зрители ахнули от ужаса. Но над гимнасткой раскрылся парашют, и девушка благополучно приземлилась.

Зрелище настолько потрясло Сашу, что он немедленно решил испытать чувство полёта и спрыгнул с крыши с зонтиком в руках, затем на парашюте, сделанном из простыни. Та и другая попытка принесли весьма чувствительные ушибы. Но Александр Беляев всё же сумел воплотить свою мечту в жизнь: его последний роман «Ариэль» повествует о человеке, способном летать как птица.

Но время беззаботных увлечений закончилось. По воле отца мальчика отдали в духовное училище. В публикациях о писателе сообщается, что он поступил туда в возрасте шести лет. Но это не так.

«Смоленские епархиальные ведомости» ежегодно публиковали официальные сведения об учениках духовного училища и семинарии. И в № 13 за 1895 год приводится «Список учеников духовного училища, составленный училищным правлением после годичных испытаний в конце 1894/1895 учебного года и утверждённый Его Преосвященством 5 июля 1895 г. за № 251». Среди учеников I класса: «Яков Алексеев, Дмитрий Алмазов, Александр Беляев, Николай Высотский...» В конце списка указано, что эти ученики переводятся во II класс училища. Таким образом, Александру Беляеву в 1895 году было 11 лет. Следовательно, поступил он в 10 лет.

Училище располагалось возле Авраамиевского монастыря, недалеко от усадьбы Беляевых, минутах в пяти ходьбы неспешным шагом.

Занятия давались ему легко. В тех же ведомостях (№ 12 за 1898 год) приводится список учеников IV класса: «Первый разряд: Павел Дьяконов, Александр Беляев, Николай Лебедев, Яков Алексеев <...> окончили полный курс училища и удостоены перевода в I класс семинарии».

Вот когда Александр Беляев становится семинаристом - в 14 лет, а не на 11 -м году, как указывается в устоявшихся биографических справках к собраниям его сочинений и во многих других публикациях о писателе.

Знаток местного края краевед СМ. Яковлев писал: «190 лет просуществовала Смоленская духовная семинария. Основал её в 1728 году бывший ректор Московской духовной академии епископ Гедеон Вишневский... "муж ученейший и великой строгости"», занятия вели высокообразованные педагоги, приглашённые из Киева. Изучение латыни, древнегреческого и польского языков было обязательным.

В семинарии Беляев славился не только успехами в занятиях, но и своими «выступлениями на вечерах - чтением стихотворений».

В первые годы существования в Смоленской семинарии для жителей города устраивались зрелищные представления духовного содержания (мистерии) с целью укрепления в зрителе нравственно-религиозных начал, верности православию и престолу. Александр Беляев - их неизменный участник.

В предисловиях к нескольким сборникам биографы утверждают, что Беляев окончил семинарию в 1901 году. Это ещё одна неточность. «Епархиальные ведомости» (№№ 11-12 за 1904 год) приводят алфавитный список выпускников: среди них - Беляев Александр.

После окончания семинарии вопреки желанию отца, видевшего сына своим преемником, Александр поступает в юридический Демидовский лицей в Ярославле (учреждённое в 1809 году как училище по инициативе и на средства П. Г. Демидова с трёхлетним сроком обучения, это учебное заведение реорганизовали в 1833 году сначала в лицей с тем же сроком обучения, а в 1868 году в четырёхгодичный юридический лицей с правами университета). Параллельно Александр получил и музыкальное образование по классу скрипки.

Неожиданная смерть отца в 1905 году оставила семью без средств к существованию. Александр, чтобы достать денег на оплату обучения, давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Но горе не приходит одно: утонул в Днепре брат Василий, а затем умерла сестра Ниночка. Александр остался единственным защитником и опорой матери, поэтому после окончания лицея (1908 год) вернулся в Смоленск.

Известно, что в 1909-м он работал помощником присяжного поверенного. Но творческая натура Александра Романовича требовала выхода, и он становится деятельным участником смоленского Общества любителей изящных искусств, где выступал с лекциями, затем - членом правления смоленского Клуба общедоступных развлечений и членом правления Симфонического общества. В летние месяцы в Смоленске обычно гастролировали театральные труппы, чаще Басманова. Беляев пишет рецензии в «Смоленский вестник» практически на каждый спектакль, шедший в Лопатинском саду, выступает и как музыкальный критик. Подписывался псевдонимом «B-la-f». Публиковали «смоленские фельетоны» на злобу дня.

Все, кто читал его произведения, знают, как остро отзывался писатель на несправедливость. Это качество проявилось в первые же годы самостоятельной жизни и стало причиной того, что в 1909 году Александр Беляев оказался под наблюдением полиции. Сведения находятся в жандармском деле «Дневник наружного наблюдения, сводки по Смоленской организации партии социалистов-революционеров». Дело Беляева начато 30 декабря 1908 года. В отчёте полковника Н. Г. Иваненко за 10 ноября 1909 года представлен список лиц, принадлежавших к местной организации, руководил которой некий Карелин. В этом списке приводится и фамилия Беляева Александра Романовича: «.. .помощник присяжного поверенного, 32 года (на самом деле ему было 25 лет. - Прим. авт.), кличка «Живой» (дана в связи с характером. - Прим. авт.)». В отчёте указано, что у подозреваемых проведён обыск 2 ноября 1909 года. «Живой» в дневнике охранки фигурирует до конца его ведения (19 января 1910 года).

Нам удалось найти в «Смоленском вестнике» (за эти же годы) сообщения о нескольких судебных процессах, которые вёл А. Беляев в качестве помощника присяжного поверенного. Но одно из них - от 23 октября 1909 года - представляет особый интерес, поскольку Беляев выступил в процессе над руководителем партии эсеров. А 25 декабря, как сообщается в газете, «... из смоленской тюрьмы освобождён арестованный месяц тому назад В. Карелин». Думается, это можно счесть доказательством того, насколько успешно вёл защиту Александр Романович. В 1911 году Беляев выиграл крупное судебное дело лесопромышленника Скундина, за которое получил значительный гонорар. Эту сумму он отложил на давно задуманное путешествие по Европе. Правда, совершить поездку удалось только через два года, о чём свидетельствует «Ведомость о выданных с 1 марта сего 1913 года Смоленским губернатором заграничных паспортов»: «... потомственному почётному гражданину, помощнику присяжного поверенного Александру Романовичу Беляеву за № 57».

В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции». Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей». А первое путешествие оказалось и единственным.

Беляев - не праздный турист, а любознательный испытатель. В биографической справке к 9-томному собранию сочинений писателя тому приводится подтверждение: «В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" - "этажерках" и "гробах", как называли их тогда. Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане».

Вот отрывок из описания этого полёта: «Море под нами уходит всё ниже. Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только красные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой. Вот и мыс Martin. Авиатор машет рукой, мы смотрим в том направлении, и перед нами развёртывается, как в панораме, берег Ривьеры».

Свои ощущения Беляев затем передаст, в частности, в рассказе «Человек, который не спит»: «Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами Кремля с высокими башнями. Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. - Днепр!.. Смоленск!.. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром».

Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении. В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы. Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом. Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей. Солнце заходило. Внизу залив уже покрылся сизой дымкой. Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась... Везувий - это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, - каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее».

А в кратере огнедышащего великана «...всё было наполнено едким, удушливым паром. Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза. И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара...»

Писательский талант Александра Романовича проявляется не только в описаниях природных явлений, он понимает и людей с их противоречиями: «Удивительный народ эти итальянцы! Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность - с добротой, мелкие страстишки - с истинно великим порывом души».

Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях.

Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии. В 1913-1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска.

Нереализованной пока осталась только его тяга к театру. Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Н. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». «Смоленский вестник» (10 февраля 1913 года) отмечал, что шумный большой успех спектакля «создала неутомимая энергия, любовное отношение и тонкое понимание руководителей Ю. Н. Сабуровой и А. Р. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу - поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения».

Об этой стороне творческой натуры Александра Романовича пишет в своих воспоминаниях житель Смоленска СМ. Яковлев: «Обаятельный образ А. Р. Беляева запал мне в душу с тех пор, когда он помогал нам - учащимся гимназии Н. П. Евневич - поставить вместе с ученицами женской гимназии Е. Г. Шешатку на одном из наших ученических вечеров чудесную фантастическую пьесу-сказку "Три года, три дня, три минуточки". Взяв за основу сюжетный стержень сказки, А. Р. Беляев как постановщик-режиссёр сумел творчески доработать, обогатить её множеством интересных вводных сцен, расцветить её яркими красками, насытить музыкой и пением. Фантазия его не знала границ! Он органично "вращивал" в ткань сказки придуманные им острословные реплики, диалоги, массовые сцены, хоровые и хореографические номера <...> Данные его были великолепными. Он обладал хорошей внешностью, высокой культурой речи, большой музыкальностью, ярким темпераментом и удивительным искусством перевоплощения. В особенности сильно было в нём мимичное дарование, о чём легко судить по сохранившимся у дочери писателя, Светланы Александровны, многочисленным его фотографиям-маскам, необычайно точно и выразительно передающим гамму разнообразных состояний человеческой психики - равнодушие, любопытство, подозрительность, страх, ужас, недоумение, умиление, восторг, грусть и т.д.».

Первое литературное произведение Александра Романовича - пьеса «Бабушка Мойра» - появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка».

Бывая наездами в Москве (которая манила и притягивала его), Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы.

Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год. На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена. Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту. Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете.

А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки.

Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось. Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «...мне пришлось, - вспоминал Беляев, - поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же - фотограф, снимающий преступников, я же - лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать».

Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича - они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире. После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. 15 марта 1924 года в семье Беляевых родилась дочь Людмила.

Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле - Народном комиссариате почты и телеграфа - плановиком, через некоторое время - в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой.

1925 год. Беляеву 41 год. На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля». Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева. В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" - произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал - полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"».

С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание -сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами - А. Ром и Арбел.

Маргарита Константиновна на старой пишущей машинке «Ремингтон» без устали печатает его новые произведения. Жизнь Беляевых налаживается. Они купили рояль. Вечерами музицируют. Посещают театры, музеи. Обрели новых знакомых.

1928 год в творчестве Беляева стал знаменательным: опубликован роман «Человек-амфибия». Главы нового произведения печатались в журнале «Вокруг света». Успех был необыкновенный! Номера журналов расхватывались моментально. Достаточно сказать, что тираж «Вокруг света» увеличился с 200 000 до 250 000 экземпляров. В том же, 1928 году роман дважды выходил отдельной книгой, а через год появилось третье издание. Популярность романа превзошла все ожидания. Секрет успеха критики объясняли тем, что это «универсальный роман, объединивший научную фантастику, приключения, социальную тему и мелодраму». Книгу переводили и издавали на многих языках. Беляев стал известен! (Снятый в 1961 году, уже после смерти писателя, одноимённый фильм тоже ждал ошеломляющий успех. Его посмотрели 65,5 миллиона зрителей - рекорд того времени!)

В декабре 1928 года Беляев оставляет Москву и переезжает в Ленинград. Квартиру на улице Можайского обустроили со вкусом. «По случаю, - вспоминает Светлана Александровна Беляева, - родители купили чудную старинную мебель - кабинет, в нём стояли шведская конторка, удобное кресло с откидной спинкой, большой плюшевый диван, рояль и полки с книгами и журналами».

Александр Романович пишет много и увлечённо. Его фантастика не надуманна, а зиждется на научной основе. Писатель следит за новостями науки и техники. Его знания энциклопедически разносторонни, и он легко ориентируется в новых направлениях.

Казалось бы, жизнь идёт благополучно. Но... Беляев заболевает воспалением лёгких. Врачи советуют поменять климат. И семья переезжает в Киев, где живёт друг его детства Николай Павлович Выготский. В Киеве благодатный климат, жизнь дешевле, но... издательства принимают рукописи только на украинском языке! Писатель вынужден совершить очередной переезд в Москву.

Здесь семью постигло горе: 19 марта умирает от менингита дочь Людмила, а у Александра Романовича происходит обострение туберкулёза позвоночника. Снова постель. И как ответ на вынужденную неподвижность растёт интерес к проблемам покорения космоса. Александр Романович изучает труды Циолковского, и воображение фантаста рисует полёт на Луну, межпланетные путешествия, открытие новых миров. Этой теме посвящен «Воздушный корабль». Прочитав его, Константин Эдуардович Циолковский в отзыве отметил: «Рассказ... остроумно написан и достаточно научен для фантазии». Рассказ «Прыжок в ничто» - о путешествии на Венеру - Беляев тоже послал Циолковскому, и учёный написал к нему предисловие. Их переписка продолжалась до ухода Циолковского из жизни. Памяти Константина Эдуардовича писатель посвятил свой роман «Звезда КЭЦ» (1936).

В октябре 1931 года Беляевы вновь переезжают - в Ленинград, где прожили до 1938 года. Последние годы писатель болел, почти не вставал с постели. И летом 1938 года они меняют жилплощадь в Ленинграде на пятикомнатную квартиру в Пушкине.

Александр Романович почти не покидает дома. Но к нему приходят писатели, читатели и почитатели, каждую неделю собираются пионеры - он ведёт драматический кружок.

Здесь его застаёт Отечественная война. Беляев умер в оккупированном городе 6 января 1942 года. На Казанском кладбище в Пушкине над его могилой стоит белый обелиск с надписью «Беляев Александр Романович», ниже - раскрытая книга с гусиным пером. На листах книги написано: «Писатель-фантаст».

Беляев создал 17 романов, десятки рассказов и огромное количество очерков. И это за 16 лет литературного труда! Его увлекательные произведения проникнуты верой в неограниченные возможности разума человека и верой в справедливость.

Размышляя о задачах фантаста, Александр Романович писал: «Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает учёный, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны ещё и самому учёному». Именно таким писателем-фантастом был он сам.

Считается, и не без основания, что у Александра Романовича Беляева три жизни: одна - от рождения до выхода рассказа «Голова профессора Доуэля», вторая - от этого первого рассказа до дня смерти писателя, третья - самая долгая жизнь в его книгах.

Журнал «Наука и жизнь» стал лауреатом Литературной премии имени Александра Беляева 2009 года в номинации «Журналу - за наиболее интересную деятельность в течение года, предшествующего вручению». Премия присуждена «за верность традициям отечественной научно-популярной и научно-художественной литературы и журналистики».

Идея учредить мемориальную премию в честь Александра Беляева возникла в 1984 году, когда отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-фантаста, перу которого принадлежат не только фантастические романы «Человек-амфибия», «Ариэль», «Голова профессора Доуэля», но и научно-популярные произведения. Однако впервые она была вручена в 1990 году, и в первые годы присуждалась за литературные произведения в жанре научной фантастики. В 2002 году статус премии был пересмотрен, и теперь она даётся исключительно за произведения научно-популярной и научно-художественной (просветительской) литературы.

За всеми своими произведениями стоит страстное желание писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности. За свою творческую жизнь Александр Беляев написал 17 романов, около ста рассказов, множество очерков, статей и повестей.

Александр Романович Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, его отец был священником. В семье кроме Александра было еще двое детей, но их судьба была трагичной. Сестра Нина умерла еще в детском возрасте от саркомы, а брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул.Отец мечтал, чтобы сын продолжил духовную карьеру и отправил его на учебу в Смоленскую семинарию, где Александр пробыл 7 лет и закончил ее в 1901 г. Продолжать религиозное образование Александр отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, чтобы стать юристом. Вскоре отец умер, средств в семье было мало и на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработка. Александр давал уроки, играл на скрипке в оркестре цирка и рисовал театральные декорации. Значительная часть жизни Александра Беляева оказалась связанной с театром, который он любил с самого детства. Сам Александр мог выступать и в роли драматурга, и режиссера, и актера. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался популярностью и гастролировал по городу и по его окрестностям. Однажды, когда в Смоленск прибыла московская труппа, которой руководил Станиславский, Александру Беляеву удалось сыграть вместо заболевшего артиста в нескольких спектаклях. Александр сыграл очеь хорошо, успех был полным и Константин Станиславский даже предложил Беляеву остаться в его труппе, однако Александр по неизвестным причинам отказался. Закончив обучение в Демидовском лицее, Александр Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и достаточно скоро приобрел известность, как хороший юрист. У него образовалась своя постоянная клиентура, появились деньги. Александр снял хорошую квартиру, приобрел неплохую коллекцию картин, собрал большую библиотеку. Появилась возможность путешествовать за границей. Беляев побывал во Франции и Италии.

Но жизнь уготовила ему тяжелые испытания. В возрасте тридцати пяти лет Беляев заболел плевритом, затем болезнь дала осложнения и у Александра развился паралич ног и туберкулез позвоночника. От Беляева ушла жена, не захотевшая ухаживать за больным мужем. Александр с матерью и старой няней едет на лечение в Ялту, где в больнице он начал писать стихи. В 1919 году умирает его мать, тяжело больной Беляев не может даже проводить еёв последний путь. В 1921 году Александр всё-таки встаёт на ноги, постепенно наступает некоторое улучшение.

Чтобы хоть как-то прожить, Александру необходимо было искать работу. Сначала Беляев становится воспитателем в детском доме, затем он работает на должности инспектора уголовного розыска, позже уходит работать в библиотеку. Жизнь в Ялте складывалась очень тяжело и Беляев с помощью своих знакомых перебирается в Москву, где устраивается на работу юристконсультом. В свободное время он начинает заниматься литературой, вскоре в газете "Гудок" стал печататься с продолжением его первый рассказ "Голова профессора Доуэля"(1925). Позже рассказ был принят в журнал "Всемирный следопыт". В Москве Александр Беляев прожил до 1928 г. За это время им были написаны такие произведения, как "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире" и другие. Писал Александр не только под своим собственным именем, но и использовал псевдонимы А.Ром и Арбел. В 1928 г. Беляев переезжает в Ленинград, где занимается теперь исключительно литературой. Там вскоре им были написаны "Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесный глаз", а также рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Но болезнь опять дала знать о себе и Александру пришлось переехать из дождливого и прохладного Ленинграда в более теплый Киев. Но там возникли препятствия для творчества, так как рукописи принимали только на украинском языке и приходилось их пересылать в Москву или Ленинград.

1930 год оказался для писателя трагичным. Вначале от менингита умерла его шестилетняя дочь, затем рахитом заболела вторая, а вскоре и его собственная болезнь начала прогрессировать. В итоге в 1931 г. пришлось вернуться в Ленинград. В 1932 году Александр поехал работать в Мурманск, чтобы плавать на рыболовном траулере. И не для романтики или новых впечатлений, а чтобы элементарно заработать на хлеб. Перед войной Александр Беляев перенес очередную операцию, поэтому отказался отправляться в эвакуацию в первые дни войны. Город Пушкин, где жил в последние годы Беляев, был оккупирован гитлеровцами. 6 января 1942 г. писатель умер от голода.Всю свою жизнь Александр Беляев интересовался вопросами человеческой психики, связи человеческого мозга с телом, с жизнью души.

За всеми своими произведениями стоит страстное желание писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности. За свою творческую жизнь Александр Беляев написал 17 романов, около ста рассказов, множество очерков, статей и повестей.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ БИОГРАФИИ

А.Беляев родился в Смоленске, в семье священника, в которой царила атмосфера крайней набожности. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения. В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам.

По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он и закончил в 1901 г., однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало. Пришлось искать возможность заработать - Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка; он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог самозабвенно музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте - съемках "фотографий ужасов" (так существовал сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах"). Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане.

Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драмотургом, и режисером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.

В жизни А.Беляева определенную роль играли мистические совпадения. Один случай оказался трагическим: как-то, находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не поехал с ними только брат Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с обой кусок глины, из которого стал лепить голову - случайные черты оказались исключительно похожи на лицо оставшегося на берегу брата, а вот выражение лица оказалось каким-то застывшим, неживым. С досады Александр бросил слепок в воду, и в тот же момент почувствовал беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая - с Васей что-то случилось. Остальные вернулись вместе с ним. У дома заплаканная тетя сообщила, что Вася утонул, причем как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело на всех странное и ужасное впечатление.

По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В возрасте тридцати пяти лет А.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи. Постепенно наступило некоторое улучшение.

Библиография:

Беляева С. Звезда мерцает за окном... - в сб.Фантастика-84. // М.: Мол.гвардия, 1984, с.312-347

В свое время литератор Александр Беляев блистательной карьере адвоката предпочел денежно нестабильную профессию писателя. В своих произведениях фантаст предсказал такие научные открытия, как создание искусственных органов, появление систем изучения земной коры и возникновение орбитальных космических станций.

На протяжении всей жизни советская критика высмеивала его кажущиеся безумными пророчества, не подозревая, что в романах, рассказах и повестях тонко чувствующий мир творец приоткрывал завесу тайны, позволяя читателям увидеть мир грядущего будущего.

Детство и юность

Один из основоположников советской научно-фантастической литературы родился 16 марта 1884 года в городе-герое Смоленске. В семье Беляевых, кроме Александра, было еще двое детей. Его сестра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.


Родители писателя были людьми глубоко верующими, часто помогали бедным родственникам и богомольцам, отчего в их доме всегда было много народа. Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши и шутки. В играх и увлечениях мальчик был необуздан. Следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза, которая впоследствии привела к ухудшению зрения.


Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его привлекал иллюзорный мир звуков. Доподлинно известно, что литератор без чьей - либо помощи научился играть на скрипке и рояле. Бывали дни, когда Саша, пропуская завтрак и полдник, самозабвенно музицировал у себя в комнате, игнорируя происходящие вокруг события.


Александр Беляев в юности

В список увлечений также входили занятия фотографией и освоение азов актерского мастерства. Домашний театр Беляевых гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы, писатель заменил заболевшего артиста и сыграл вместо него в паре спектаклей. После оглушительного успеха ему предложили остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался.


Несмотря на тягу к творческой самореализации, по решению главы семейства Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он окончил в 1901 году. Продолжать религиозное образование юноша отказался и, лелея мечту о карьере юриста, поступил в Демидовский лицей в Ярославле. После смерти отца средства семьи оказались ограничены. Александр, чтобы оплатить обучение, брался за любую работу. До момента выпуска из учебного заведения он успел поработать и репетитором, и декоратором в театре, и даже цирковым скрипачом.


По окончании Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске. Зарекомендовав себя как хороший специалист, Александр Романович приобрел постоянную клиентуру. Стабильный доход позволил ему обставить квартиру, приобрести дорогостоящую коллекцию картин, собрать библиотеку, а также путешествовать по Европе. Известно, что писателя особенно воодушевляли красоты Франции, Италии и Венеции.

Литература

В 1914-ом Беляев оставил юриспруденцию и посвятил себя театру и литературе. В этом году он дебютировал не только как режиссер в театре, участвуя в постановке оперы «Спящая царевна», но и опубликовал свою первую художественную книгу (до этого были репортажи, рецензии, заметки) – детскую пьесу-сказку в четырех действиях «Бабушка Мойра».


В1923 году писатель перебрался в Москву. В московский период Беляев опубликовал в журналах и отдельными книгами свои увлекательные произведения в жанре фантастики: «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Борьба в эфире», «Человек-амфибия» и «Голова профессора Доуэля».


В последнем романе коллизия основана на собственном опыте человека, закованного в гипс и парализованного, не властного над своим телом и живущего словно без туловища, с одной живой головой. В ленинградский период из-под пера писателя вышли произведения «Прыжок в ничто»,«Властелин мира», «Подводные земледельцы» и «Чудесный глаз», а также пьеса «Алхимики».


В 1937 году Беляева перестали печатать. Жить стало не на что. Он отправился в Мурманск, где устроился бухгалтером на рыболовном судне. Депрессия стала его музой, и загнанный в угол творец написал роман о своих несбывшихся мечтах, дав ему название «Ариэль». В книге, вышедшей в свет в 1941 году, над главным героем ставят опыты с левитацией и в ходе удачно прошедших экспериментов он получает способность летать.

Личная жизнь

С первой женой Анной Ивановной Станкевич писатель познакомился еще во времена учебы в лицее. Правда, этот союз был недолгосрочным. Через пару месяцев после свадьбы не нагулявшаяся особа изменила мужу с его другом. Стоит отметить, что, несмотря на предательство, после развода бывшие влюбленные поддерживали связь.


Именно Анна познакомила фантаста с его второй супругой, слушательницей Московских высших женских курсов Верой Васильевной Прытковой. Долгое время молодые люди общались по переписке, а после личной встречи, пойдя на поводу у бушующих внутри эмоций, узаконили свои отношения. Известно, что любовного запала новой избраннице автора романа «Продавец воздуха» хватило ненадолго. После того как Вера узнала о болезни благоверного, в их амурной истории была поставлена точка.

В 1915 году судьба нанесла Беляеву жестокий удар, навсегда нарушивший привычный ход жизни и переломивший ее на две части. Писатель заболел костным туберкулезом позвонков, осложнившимся параличом ног. Поиски квалифицированного медицинского персонала привели мать литератора, Надежду Васильевну, в Ялту, куда она и перевезла сына. Врачи, облачившие тело 31-летнего фантаста в гипсовый корсет, не давали никаких гарантий, заявляя, что Александр может на всю жизнь остаться калекой.


Сильная воля не дала Беляеву пасть духом. Несмотря на испытываемые мучения и неясные перспективы, он не опускал рук, продолжая сочинять стихи, которые часто публиковались в местной газете. Также творец занимался самообразованием (изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю) и много читал (предпочтение отдавал творчеству , и ).

В итоге мастер пера победил недуг, и болезнь на некоторое время отступила. За те шесть лет, что фантаст был прикован к постели, страна изменилась до неузнаваемости. После того как Александр Романович крепко встал на ноги, литератор со свойственной ему природной энергетикой включился в созидательный процесс. В течение пары месяцев он успел поработать и воспитателем в детском доме, и библиотекарем, и даже инспектором уголовного розыска.


В Ялте творец познакомился с третьей женой – Маргаритой Константиновной Магнушевской, ставшей ему верной спутницей жизни и незаменимой помощницей. Вместе с ней Беляев в 1923 году перебрался в Москву. Там он устроился на работу в Народный комиссариат почт и телеграфов, а в свободное время занимался писательской деятельностью.

15 марта 1925 года супруга родила ему дочь Людмилу, которая умерла в возрасте 6 лет от менингита. Вторая наследница Светлана появилась на свет в 1929-ом и, несмотря на унаследованную от главы семейства болезнь, сумела реализовать себя в жизни.

Смерть

Ослабленный болезнями, пухнущий от голода и холода Александр Романович умер в ночь с пятого на шестое января 1942 года. Маргарите Константиновне через две недели после смерти мужа удалось оформить документы, достать гроб и отвезти его тело в склеп, расположенный на Казанском кладбище. Там останки именитого фантаста вместе с десятками других дожидались очереди на захоронение, которое было запланировано на март.


В феврале немцы угнали жену и дочь писателя в плен, в Польшу. Когда они вернулись в родные края, бывший сосед передал супруге чудом уцелевшие очки писателя. На дужке Маргарита обнаружила плотно завернутую бумажку, на которой было написано:

«Не ищи моих следов на этой земле. Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

По сей день биографы так и не отыскали место погребения литератора. Известно, что мраморная стела на Казанском кладбище установлена вдовой автора романа «Прыжок в ничто». Муза Александра Романовича, обнаружив на участке могилу друга, почившего в один день с ее возлюбленным, поставила рядом с ней символический памятник, на котором изображены раскрытая книга и гусиное перо.


Беляева называли отечественным Жюлем Верном, но, несмотря на всю лестность такого сравнения, он был и остается писателем самобытным, оригинальным, по большому счету, ни на кого не похожим, за что на протяжении десятилетий по-прежнему любим многими поколениями читателей.

Библиография

  • 1913 - «Восхождение на Везувий»
  • 1926 - «Властелин мира»
  • 1926 - «Остров Погибших Кораблей»
  • 1926 – «Ни жизнь, ни смерть»
  • 1928 - «Человек-амфибия»
  • 1928 – «Вечный хлеб»
  • 1933 – «Прыжок в ничто»
  • 1934 – «Воздушный корабль»
  • 1937 – «Голова профессора Доуэля»
  • 1938 – «Рогатый мамонт»
  • 1939 – «Замок ведьм»
  • 1939 – «Под небом Арктики»
  • 1940 – «Человек, нашедший свое лицо»
  • 1941 – «Ариэль»
  • 1967 – «Все вижу, все слышу, все знаю»

Александр Романович Беляев — российский писатель, один из основоположников жанра научно-фантастической литературы в СССР.

Александр Беляев родился 4 марта 1884 года в Смоленске в семье православного священника. Мальчик с детства увлекался музыкой, фотографией, иностранными языками и приключенческими романами. Отец хотел видеть сына священнослужителем, но, закончив в 1901 году духовную семинарию, Александр решил выбрать для себя другой путь. Юноша поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, по его окончании начал юридическую практику и быстро обрел репутацию хорошего специалиста. У него появились постоянные клиенты и деньги, которые тратились на произведения искусства, книги и путешествия.

Будучи лицеистом, Александр Беляев всерьез интересовался театром, пробовал себя в роли актёра, режиссёра, драматурга. Не оставляло юношу и увлечение литературой: в 1914 году состоялся дебют автора в московском журнале для детей «Проталинка», где была опубликована его сказочная пьеса «Бабушка Мойра».

Планы начинающего писателя прервала болезнь: в 1919 году туберкулёзный плеврит на шесть долгих лет приковал его к постели. Недуг беспокоил автора всю оставшуюся жизнь, но отчаиваться было некогда: все свое время он уделял изучению иностранных языков, медицины, истории, техники, литературы.

1922 год стал для Александра удачным: болезнь временно отступила и главное — писатель обвенчался с женщиной всей его жизни Маргаритой, подарившей ему спустя три года дочь Людмилу. Из Ялты, где проходило лечение, семья Беляевых перебралась в Москву. В 1925 году «Рабочая газета» напечатала рассказ Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». С этого момента научно-фантастические повести и новеллы прозаика стали появляться в журналах «Вокруг света», «Всемирный следопыт», «Знание — сила». За несколько лет, прожитых в Москве, фантаст создал множество известных произведений: «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Последний человек из Атлантиды».

В 1928 году прозаик с родными переехал в Ленинград. В это время были написаны книги «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». В 1930 году семью постигло горе: шестилетняя Людмила умерла от менингита. От сильнейшей душевной травмы слабое здоровье Александра еще больше ухудшилось.

Утешение писатель нашел в работе: в тридцатых годах он активно сотрудничал с журналом «Вокруг света», где был впервые опубликован знаменитый роман Беляева «Земля горит». Однако жанр фантастики становился все менее востребованным, и после одиннадцати лет плодотворного труда автор принял решение покинуть журнал.

С началом войны город Пушкин — пригород Ленинграда, где жил писатель со своими близкими — оказался в оккупации. Из-за перенесенной операции Александр не смог эвакуироваться, семья решила остаться вместе с ним. В январе 1942 года писатель Александр Беляев умер от голода. Жена и дочь прозаика были позднее депортированы в Польшу.

Точное место захоронения прозаика неизвестно до сих пор. Памятная стела в честь Александра Беляева на Казанском кладбище города Пушкина была установлена лишь на предполагаемой могиле. Последним произведением автора стал роман «Ариэль», опубликованный издательством «Современный писатель» за год до его смерти.

Несмотря на то, что со дня рождения талантливого фантаста прошло больше века, его произведения продолжают издаваться, по мотивом романов снимается кино: с 1961 года вышло восемь экранизаций произведений Александра Беляева. Приключенческие фильмы «Человек-амфибия», «Завещание профессора Доуэля», «Продавец воздуха», «Остров погибших кораблей» стали классикой советского кинематографа. Всю жизнь ограниченный болезнью, автор наделял своих героев сверхспособностями: умением плавать, как рыба, летать, как птица, общаться без слов. Книги Беляева учат добру и смелости, заражают своей всеобъемлющей жаждой познания.