Александр Викторович Зайцев. Биографическая справка. Закрыть свой дом и не найти ключа

Александр Викторович Зайцев (30 января 1958 года, Москва - 30 мая 2008 года, Юрьевец, Ивановской области) - российский музыкант, поэт.

Наибольшую известность получил, играя в группе «Машина времени» на клавишных инструментах. Дата смерти неоднозначна: на могиле Александра проставлено 30 мая 2007 года, что противоречит данным СМИ, согласно которым родные последний раз видели его живым в сентябре 2007 года, а убит он был в мае 2008.

Биография

Внешние изображения
Саша Зайцев в составе Машины в США
Александр Зайцев и Сергей Азаров
Зайцев в 2002 году
последнее фото
фото на могиле Александра Зайцев
Саша Зайцев в составе Машины
Саша Зайцев в составе Машины
Саша Зайцев в составе Машины
Саша Зайцев в составе Машины
Саша Зайцев в составе Машины
Саша Зайцев в составе Машины
могила А.В. Зайцева на Щербинском кладбище

Музыкой начал заниматься с 6 лет.

С 1964 года (по другим данным - с 1968) по 1974 год пел в Московской капелле мальчиков при институте имени Гнесиных.

С 1977 года по 1981 год учился во Московском государственном институте культуры, успешно окончил его, получив диплом дирижёра академического хора.

С 1977 года по 1979 год работал в подмосковном ВИА «Ритм».

С 1978 года (по другим данным - с 1979) по 1981 год работал в ВИА «Коробейники», солисткой которого была Ирина Понаровская.

Машина времени

В 1982 году, после ухода из группы «Машина времени» Петра Подгородецкого, Зайцева по рекомендации гитариста «Воскресенья» Вадима Голутвина, пригласили в группу на место клавишника.

… где-то в декабре 1981 года Андрею дали мой телефон и предложили мою кандидатуру на роль клавишника «МВ». А у меня, честно говоря, совсем не было планов заниматься такой деятельностью. И когда, после убедительных разговоров, я всё же согласился играть в «Машине», была мысль, что это занятие на лето, так, дополнительный заработок… Но получилось, что оттрубил в «МВ» девять лет.

Михаил Марголис. «Затяжной поворот». Цитата из интервью А. Зайцева

По воспоминаниям Макаревича, Александр не показался ему каким-то выдающимся музыкантом, но играл вполне квалифицированно, кроме того, он хорошо вписался в команду.

Александр Викторович Зайцев - автор слов песен «Машины времени» «Караван», «Пьесы и роли», которые спел Александр Кутиков. Автор слов песни «Пони», которую спел А. Макаревич, по другим источникам её написал Макаревич. А песню «Он был первым из первых» собственноручно написал и исполнил (при помощи вокодера) вокальную партию и которая вошла на магнитоальбом «Чужие среди чужих», но не была официально издана. Она осталась единственной песней, которую спел Зайцев.

В этот же период написал музыку для нескольких кинофильмов, в том числе для мультсериала «Обезьянки».

Александр Кутиков уважительно звал Александра Зайцева полковником. И не только потому, что Зайцев частенько выступал в купленной на рынке армейской шинели.

В 1987 году, когда у Макаревича родился сын Ваня, Андрей попросил Зайцева стать тому крёстным отцом.

Из группы был уволен Андреем Макаревичем в 1990 году. О причине увольнения тогда ничего не сообщалось, гораздо позже в опубликованных воспоминаниях нескольких близких к группе людей было сказано, что Зайцев к тому времени злоупотреблял алкоголем и наркотиками, прогуливал репетиции и был уволен после того, как исчез из виду на месяц перед важным концертом, что вынудило группу Андрея Макаревича позвонить музыкантам: Подгородецкому и Маргулису, которые снимались и играли с группой в 1989 году в фильме-концерте «Рок и Фортуна» посвящённому 20 летию группы «Машина времени», Макаревич пригласил их помочь отработать концерты.

С 1964 по 1974 годы пел в Московской капелле мальчиков при институте имени Гнесиных.

С 1977 по 1981 годы учился во Московском государственном институте культуры, успешно окончил его, получив диплом дирижёра академического хора.

С 1977 по 1979 работал в подмосковном ВИА «Ритм».

1978-1981 работал в ВИА «Коробейники», солисткой которого была Ирина Понаровская.

В 1982 году, после ухода из группы «Машина времени» Петра Подгородецкого, Зайцева по рекомендации гитариста «Воскресенья» Вадима Голутвина, пригласили в группу на место клавишника.

По воспоминаниям Макаревича, Александр не показался ему каким-то выдающимся музыкантом, но играл вполне квалифицированно, кроме того, он хорошо вписался в команду. Автор слов песен «Машины времени» «Караван», «Пьесы и роли», которые спел Александр Кутиков. Автор слов песни «Пони», которую спел А. Макаревич, по другим источникам ее написал Макаревич. А песню «Он был первым из первых» собственноручно написал и исполнил (при помощи вокодера) вокальную партию и которая вошла на магнитоальбом «Чужие среди чужих», но не была официально издана.

Единственная песня которую спел А.Зайцев:«Он был первым из первых»

Он был первым из первых,
Самым мудрым и верным.
Он боролся, страдал, побеждал.
Но бои отгремели,
Все вокруг поумнели,
Так случилось, что он не знал.
Шел в атаку как прежде,
И в борьбе, и в надежде
Пел, пугая мещанских жен.
Он взывал имя тщетно,
Он бежал из запретной,
В их глазах был немой укор.
Куда ты гонишь и что несешь?

Все в движеньи, так будет
Неизменны лишь люди
Только кто их осудит и в чем?
Лишь на фоне стоящих
И заметно спешащих
Слава, женщины им нипочем.
Да, он гнал себя рьяно
Вдаль уверенно, прямо
И вообще со священных мест.
Там в лице одиночки
Красной книговой строчки
И отдал верующим крест
Куда ты гонишь и что несешь?
О чем трезвонишь, кому поешь?
На что ты тратишь остатки сил?
Мой старый Мальчиш себя лишил.

В этот же период написал музыку для нескольких кинофильмов, в том числе для мультсериала «Обезьянки».

Кутиков уважительно звал Сашу полковником. И не только потому, что Зайцев частенько выступал в купленной на рынке армейской шинели.

В 1987 году, когда у Макаревича родился сын Ваня, Андрей попросил Зайцева стать тому крестным отцом.

Из группы был уволен Андреем Макаревичем в 1990 году. О причине увольнения тогда ничего не сообщалось, гораздо позже в опубликованных воспоминаниях нескольких близких к группе людей было сказано, что Зайцев к тому времени злоупотреблял алкоголем и наркотиками, прогуливал репетиции и был уволен после того, как исчез из виду на месяц перед важным концертом, что вынудило группу спешно искать клавишника (в результате в группу вернулись Подгородецкий и Маргулис).

С 1990 годa пробовал осуществить сольные проекты, писал воспоминания (не изданы), стихи. Однако постоянной работы не нашёл, а сколько-нибудь заметного успеха в реализации творческих планов не достиг.

Первое время после увольнения некоторые из участников «Машины Времени» поддерживали с Зайцевым контакт, пытались помогать ему. Кутиков дважды устраивал его на работу, но на обоих местах Зайцев не удержался.

С 2003 года прекратил всякую творческую деятельность, так как спился и стал наркоманом.

Близкие родственники

Мать Нина Гавриловна Зайцева, двоюродные сестры - Лариса и Елена.

Друзья

  • Сергей Азаров - экс-участник группы «Лесоповал», ныне шансонье.
  • Дмитрий Светозаров - кинорежиссёр

Личная жизнь

  • приемный сын - Теодор, сын джазового певца Вейланда Родда (Rudd Wayland) (р. 11 декабря 1946).

Хобби

  • Астрология
  • Веданта-Йога

Любимый альбом МВ

  • «Реки и Мосты»

Исчезновение и смерть

Весной 2008 года в СМИ прошла информация об исчезновении Александра Зайцева, говорилось, что осенью 2007 года он, предположительно, был похищен группой кавказцев и, возможно, убит с целью завладения его квартирой в Москве. Незадолго до этого исчезновения Зайцева уже похищали - его вывезли в деревню в Подмосковье и там чуть было не отравили; тогда Александра спасло вмешательство местной милиции и медиков, он некоторое время лежал в больнице, по выходу из неё обращался в милицию с заявлением о том, что у него пытаются отобрать квартиру, однако в возбуждении уголовного дела тогда было отказано.

В ноябре 2008 года были задержаны трое (по другим источникам - четверо) выходцев из Азербайджана, членов преступной группы, занимавшейся похищениями и убийствами граждан с целью завладения их квартирами. Задержанные признались в убийстве Александра Зайцева, которое, по их показаниям, произошло в мае 2008 года, в городе Юрьевце Ивановской области, в доме одного из задержанных. Как установило следствие, ещё задолго до убийства Александра преступники изготовили поддельные документы на право владения его московской квартирой и продали её некоему жителю Москвы. Преступники опознали убитого по фотографии, показали место в окрестностях города Юрьевца, где закопали тело. 21 ноября 2008 года тело было эксгумировано. По предположению следствия, Зайцев был не единственной жертвой этой преступной группы.

26 ноября 2008 года появилось сообщение о том, что следствие назначило генетическую и автопортретную экспертизу в целях идентификации личности погибшего. На официальном сайте «Машины времени» в разделе «Новости» было помещено сообщение:

4 января 2010 года, согласно официальному сайту «Машины», состоялись похороны Александра. Его похоронили в Подмосковье на Щербинском кладбище. Таким образом, Александр официально признан умершим, а его тело - идентифицированным. Никаких сведений о состоянии дела об его убийстве по-прежнему не опубликовано.

Исчезновение и смерть Александра не прошли незамеченными, была снята передача Пусть Говорят с Андреем Малаховым посвящённая исчезновению и смерти музыканта.

На передаче Битва экстрасенсов экстрасенсы дали такие ответы, на вопрос жив ли Александр Зайцев:

Лилия Хегай сказала: что он живой, ему помогает женщина, он живёт в деревне и пишет стихи.

Наталья Барс тоже сказала: что он жив, его спасли от смерти монахи, и он живёт у них, он ничего не помнит. Наталья посоветовала не искать Александра, потому что ему там хорошо, он получил там вторую жизнь.

Музыка для кино

Написана музыка для кинофильмов режисcёра Дмитрия Светозарова:

  • 1983 - Скорость
  • 1986 - Прорыв
  • 1988 - Без мундира
  • 1989 - Псы
  • 1989 - Рок и фортуна
  • 1991 - Арифметика убийства

Написана музыка для спектаклей и мультипликационных фильмов.

Музыка для мультфильмов

Александр Зайцев написал музыку для нескольких мультипликационных фильмов из сериала Обезьянки:

  • 1983 - Обезьянки. Гирлянда из малышей
  • 1984 - Как обезьянки обедали
  • 1987 - Обезьянки и грабители

Фильмография

  • 1985 - Начни сначала (эпизод)
  • 1989 - Рок и фортуна

Дискография

  1. 1982 - Бег по кругу
  2. 1984 - Чужие среди чужих
  3. 1985 - Рыбка в банке
  4. 1985 - Караван
  5. 1986 - В добрый час
  6. 1987 - Десять лет спустя
  7. 1987 - Реки и мосты
  8. 1988 - В круге света
  9. 1989 - Машине времени - ХХ!(запись 1989)
  10. 1995 - Кого ты хотел удивить? (Записи 1980-х)

Никто в одиночку не добивался успеха на сцене. И «Машина времени» - не исключение

Очень скоро самая знаменитая группа советской рок-сцены будет отмечать свое сорокапятилетие. Состав ее за эти годы менялся, уходили даже те, кто проработал десятилетия (Петр Подгородецкий и Евгений Маргулис). Уходят и другие люди, без которых невозможно представить себе историю «Машины» - или она была бы иной. Пора вспомнить этих людей, потому что они, к сожалению, ушли навсегда.

Александра Зайцева, клавишника «Машины времени», человека очень талантливого, пережившего и период безумной популярности, и полную безвестность, родные последний раз видели живым в сентябре 2007 года. 3 сентября 2008 года в своей квартире в далеком канадском городе Торонто умер один из основателей группы - Сергей Кавагое. А год назад, 14 сентября 2012 года, не стало Максима Капитановского, первого настоящего барабанщика «Машины».
Я дружил с ними на протяжении многих лет.

Кава

Вообще-то Кавагое он был только по паспорту, фамилия его, происходящая от названия старинного японского замка, а впоследствии города, заканчивается на букву «э». Для людей, владеющих только русским языком, особенно в советские времена, она была настолько необычной и непонятной, что официальные лица именовали его то Кавагос, то Кавадос, считая, что Кавагое - слово среднего рода и фамилией быть не может. Тем не менее сын переводчика японского посольства в Москве и, как сейчас принято говорить, «матери-россиянки» с гордостью носил свою фамилию, время от времени терпеливо объясняя непонятливым ее происхождение.

Андрей Макаревич и Сергей Кавагое не были одноклассниками - это легенда. Андрей жил на Волхонке, потом на Комсомольском проспекте, Японец (его прозвище позднее сменилось на Кава) - на Университетском проспекте, и до 1969 года два будущих лидера первой настоящей русскоязычной рок-группы, перешагнувшей уровень самодеятельности и ставшей настоящим явлением на не очень богатой в то время отечественной сцене, не подозревали о существовании друг друга.

В течение десяти лет они не просто дружили и вместе выступали. Они, скорее, дополняли друг друга, будучи людьми совершенно разного темперамента и образа мыслей. Спорили, ругались, снова встречались, репетировали, играли концерты, и в очередной раз их мнения о творчестве и его перспективах не совпадали.

Кава участвовал во всех наиболее значимых событиях семидесятых: триумфальных поездках в Таллин и Питер, в первых записях группы. Играл он практически на всех инструментах: гитаре, бас-гитаре и даже органе фирмы Ace Tone. Но главным его инструментом были барабаны, на которых он научился играть, когда весной 1972 года в армию забрали Максима Капитановского. Играл он очень точно и плотно, и со временем это стало фирменным звуком «Машины». А потом последовал распад коллектива. Последний концерт «Машины времени» в составе Макаревич-Кавагое-Маргулис-Воронов (Саша Бутузов по прозвищу Фагот читал стихи и прозу между песнями) состоялся весной 1979 года в доме культуры на станции Фабричная за 40 километров от Москвы (ближе «машинистов» в то время не пускали).

Почему они разошлись? У каждого из участников самой успешной неформальной советской группы была своя версия. Макаревич говорил о «творческих разногласиях», Кавагое не очень устраивало лидерство Андрея (появившееся словосочетание «Андрей Макаревич и «Машина времени» для него было все равно что «Пол Маккартни и «Битлз»). И у Евгения Маргулиса было особое мнение. Закончилось все тем, что Кавагое, Маргулис, некогда участник «Машины» Алексей Романов и двоюродный брат Макаревича Алексей собрались в группу «Воскресенье», записавшую пару великолепных альбомов (в записи участвовали еще Андрей Сапунов и Петр Подгородецкий). Андрей Макаревич же, как известно, вместе с Александром Кутиковым, Валерием Ефремовым (они в то время были ритм-группой «Високосного лета») и уже упоминавшимся Подгородецким реанимировал «Машину» и вывел ее на новый уровень.

Все, что происходило с Сергеем Кавагое после довольно скорого распада «Воскресенья», можно описать так: он надеялся, искал и не находил. В 1983 году вместе с Маргулисом он создал группу, которая по всем прикидкам должна была получить приставку «супер». В компанию вошли бывший гитарист «Аракса» и многолетний руководитель ансамбля «Рецитал» Юрий Шахназаров, очень сильный клавишник Кирилл Покровский (потом он играл в «Арии») и Дима Рыбаков, числившийся в «Машине времени» рабочим, но придумывавший очень симпатичные песни. Был записан очень качественный для тех лет альбом, который, как и группа, получил название «Наутилус» (дело было за несколько лет до появления «Наутилуса Помпилиуса» в Свердловске). Но гастрольная деятельность у группы не задалась. А после того как весной 1984 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Константин Черненко упомянул о появлении «музыкальных ансамблей с программами сомнительного свойства», «Наутилус» по каким-то причинам попал в «черный список», что автоматически предусматривало отсутствие теле- и радиоэфиров, гастрольных поездок и официального распространения записей. Более того, они «не рекомендовались к воспроизведению» даже на танцах в клубах и дворцах культуры. Была в их песнях «политика» или не было ее - уже никого не волновало.

«Наутилус» то распадался, то снова собирался, музыканты его играли то у Юрия Антонова, то в цыганском ансамбле «Джанг». Последнее шоу выглядело очень комично: на сцене вживую играла группа в составе японца Кавагое за барабанами, еврея Маргулиса на басу, эстонца по имени Тыну на рояле и блестящего гитариста Сергея Дюжикова. А по сцене бегали Николай Эрденко и члены его клана с невключенными гитарами и пели что-то свое - цыганское. Потом, в годы перестройки, «Наутилус» все-таки выпустили в люди. Но было поздно. И эта группа, и последовавший за ней «Шанхай» оказались не самыми удачными проектами.

И тут Сергей Кавагое решился на отчаянный шаг - переехал на родину предков, в Японию. Японского языка, даже разговорного, он практически не знал, немного разговаривал лишь по-английски. Первый год занимался тем, что продавал компакт-диски в фирменном магазине «Тауэр рекордс», а потом решил переквалифицироваться в преподаватели русского языка. Для человека с незаконченным высшим образованием (Кава закончил два или три курса Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова) дело было довольно сложным. Нужен был либо «левый» диплом (а в 1991 году достать его было непросто), либо «научные труды». С «трудом» помог Максим Капитановский. В принесенной мамой Сергея брошюре - пособии по изучению русского языка для иностранцев - была заменена обложка. На новой среди нескольких авторов волшебным образом (с использованием качественного принтера) появилась фамилия Кавагое. И руководители Токийского института русского языка поверили! Кава стал получать раза в три больше и именоваться профессором.

Сергей Кавагое преподавал в Японии несколько лет, но потом перебрался в Канаду. На исторической родине он тяготился отказом от любимых хобби (охоту и рыбалку в Японии могут позволить себе только очень богатые люди), жизнью в маленькой квартирке (с женой и сыном-школьником они жили в 14-метровой комнате). А преподавать русский язык для «канадских японцев» было намного проще, да и пригороды Торонто - места более привычные для наших граждан…

В марте 2001 года в Торонто Сергей Кавагое после 22-летнего перерыва вышел на сцену вместе с «Машиной времени», сыграв на барабанах в песне «Марионетки». К сожалению, это случилось в последний раз…

Затем в течение нескольких лет Каву преследовали семейные неурядицы (развод и не самая удачная женитьба), депрессия и увлечение алкоголем (хотя он никогда его не избегал). Сергей, несомненно, хотел вернуться в Европу, в Россию или Чехию, писал мне и другим своим друзьям об этом. Приехал он в Россию только один раз - на похороны отца. Мы встречались с ним тогда. И он в шутку говорил: «Найди мне какую-нибудь опрятную старушку или не совсем старушку, хочу жить здесь». Но, пробыв в Москве около месяца, вернулся в Канаду. А 3 сентября 2008 года умер у себя дома в ванной. Причина - острая сердечная недостаточность.

Недавно на сайте одного билетного агентства я прочитал объявление: «БИЛЕТЫ НА КОНЦЕРТ КАВАГОЭ, СЕРГЕЙ СИРОВИЧ В МОСКВЕ. 2013. На данный момент нет актуальных концертов Кавагоэ, Сергей Сирович в Москве. Оставьте ваши контакты, и мы свяжемся с вами, как только появится обновленная афиша Кавагоэ». Мне так хотелось бы, чтобы со мной связались…

Александр «Полковник» Зайцев

Александр Зайцев работал клавишником группы «Машина времени» почти девять лет: с 1982 по 1990 год. Кроме инструментальных партий, немного пел, написал стихи к трем песням «Машины»: «Караван», «Он был первым из первых», «Пьесы и роли», музыку для нескольких игровых и мультипликационных фильмов. Объездил с гастролями весь СССР и с десяток зарубежных стран. Считалось, что, будучи не самым сильным музыкантом, он использовал свои способности и возможности инструментов по максимуму. Андрей Макаревич говорил о нем: «Заяц играет: ни прибавить, ни убавить». Он был талантлив и органичен, но, как многие творческие люди, противоречив и подвержен внешнему влиянию. Иногда не самому позитивному.

Александр Зайцев появился в «Машине» в конце 1981 года. Андрей Макаревич искал замену ушедшему Петру Подгородецкому. Кто-то из коллег, по-моему гитарист Вадим Голутвин, посоветовал ему Зайцева, который, получив в 1981 году диплом дирижера академического хора в Московском государственном институте культуры, имел уже опыт работы в вокально-инструментальных ансамблях «Ритм» и «Коробейники».

Прозвище Полковник он получил от Александра Кутикова за то, что любил ходить в длиннополой офицерской шинели без погон, а иногда носил гимнастерку и даже галифе с сапогами. Погоны, кстати, я ему подарил в 1983 году, и он возил их с собой на гастроли как талисман. Полковник был человеком необычным: увлекался восточной философией и книгами Ницше и подозревал в себе скрытого вегетарианца.

Апрель 1985 года. Гуляем с Зайцевым по Ижевску, беседуем. И тут он говорит: «Представляешь, я вчера зашел во-от в ту «Кулинарию», купил вареную свеклу в полкило и прямо на улице ее съел! У меня потом руки были красными и рот, как у вампира». Я спрашиваю Сашу, не стал ли он по случаю вегетарианцем. А он говорит: «Я сам всю ночь об этом думал. На вегетарианство не похоже. Надо бы Фрейда почитать…» Приехав в Москву, я подарил Полковнику «Основы психоанализа» Зигмунда Фрейда.

С личной жизнью у Зайцева не очень ладилось. В 1985 году он очень тяжело расставался с любимой женщиной и сильно переживал. А потом, когда у «Машины» появился свой балет, в него пришла бывшая солистка ансамбля эстрадного танца «Сувенир» Галя Ермилова. Те, кто видел концерты «Машины» тех лет или их записи, помнят ее по сольному номеру в песне «Она идет по жизни смеясь». Она не была «девушкой без прошлого», сын Тео (Теодор) родился у нее от Вейланда Родда - известного в советские времена чернокожего джазового певца. Тео пошел в папу и тоже отличался от сверстников цветом кожи. Но Сашу Зайцева это не особенно волновало. Он влюбился в Галину, и в 1987 году они стали мужем и женой. Семейное счастье продолжалось не очень долго. Помню, как уже в сентябре 1988 года Галина приезжала ко мне и просила поговорить с Полковником относительно того, чтобы пройти курс лечения от алкоголизма. По ее словам, он, выпивая, часто не контролировал себя. Говорить на эту тему с Сашей было сложно, тем более что он пристрастился и к наркотикам.

Именно наркотики стали причиной того, что он покинул «Машину времени». Весной 1990 года, когда группа готовилась к большим концертам во дворце спорта «Крылья Советов» в Сетуни, Зайцев просто пропал. Макаревич не без оснований считал, что Полковник «завис» у своих друзей-наркоманов, и через три дня бросил всякие попытки его отыскать (все больницы и морги уже обзвонили).

Андрей позвонил Маргулису и Подгородецкому, пригласил помочь отработать концерты. Несколько дней шли репетиции, бывшие участники группы вписались в состав, как будто из него и не уходили. Зайцев пришел в день концерта, чисто выбритый, относительно свежо выглядевший. Спросил у меня, где гримерка «Машины». Пошел туда, но был остановлен Валерием Голдой, директором группы, который сказал, что в услугах Зайцева «Машина времени» больше не нуждается. Не знаю, говорил ли об этом с ним Макаревич, но с того времени они практически не общались. А Подгородецкий с Маргулисом остались. Первый - на 9 лет, второй - на 22…

После «Машины времени» никакой серьезной работы у Саши не было. Он развелся с женой, пытался что-то писать, где-то сольно выступать. Но без «Машины» его творчество интересовало лишь ограниченное количество людей. Потом он торговал на рынке «Горбушка» компакт-дисками. В середине 1990-х бывший администратор «Машины времени» Егор Кривобородов, ставший ресторатором, взял Зайцева на работу в клуб-ресторан МХАТ. Тот придумывал названия блюд (селедочное ассорти «Три сестры», лангет «Дядя Ваня» и прочее), иногда играл на рояле. Я видел его последний раз в самом конце девяностых.

Большую часть своей жизни Саша Зайцев прожил в двухкомнатной квартире в Чертанове, вместе с мамой. Когда появились относительно большие деньги (наркотики и алкоголь съедали не все), он снимал жилье, потом вместе с другими членами группы вступил в нечто вроде кооператива под названием «Молодежный жилищный комплекс «Сабурово». «Машина», насколько я помню, в 1987-1989 годах перечисляла туда гонорары от концертов, а строители должны были выделить артистам квартиры. Реально воспользовался новым жильем только Зайцев. При разводе квартира осталась его жене Галине, а Полковник вернулся в свою «двушку» в Чертанове.

Скорее всего, она и стала причиной гибели артиста. После смерти матери в 2005 году Зайцев сдавал одну из комнат квартирантам. Люди были разные, в основном приезжие. Они оплачивали коммуналку, иногда кормили бывшую звезду советского рока и поили. Затем вывезли в Ивановскую область и убили. Последний раз родные видели Александра Зайцева живым шесть лет назад, в сентябре 2007 года.

Понимал ли Саша Зайцев, что происходит с ним и вокруг него? Мне кажется, что при его склонности к самоанализу он не мог этого не понимать. Но и сделать с собой тоже ничего не мог.

В его книжке стихов «Саша Зайцев. Стихи не для всех» есть такие:

Где же: Прекрасное, Доброе, Вечное,

Белые Птицы Надежды,

Добрые феи пути звездно-млечного,

Боготворимые прежде?



Меркнет мой разум, покинутый Вами,

Тонет во мраке безверия.

То, что когда-то было словами,

Было закрытою дверью.



Богом закрытой, но я,

Возомнивший, 
ждущий уединения,


Счел себя вправе, поверивши Ницше,

Перешагнуть, встав над мненьем…

И за порогом духовной свободы,

C четками ценностей века,

Я, превращая мгновения в годы,

Гробил в себе человека…

Максим Капитановский

Макс был музыкантом хорошего класса, начинавшим свою карьеру в конце шестидесятых в группе «Второе дыхание». А в 1971 году в его жизнь вошла группа «Машины времени» (название группы с 1969 года; с 1973 года - «Машина времени». - Ред. ). Вернее, он пришел в нее сам. Случилось это, как он мне рассказывал, следующим образом: «В те времена рок-музыка в качестве профессии не существовала, поэтому ребята, игравшие в группах, как правило, учились или работали. Я, например, трудился на оборонном заводе и учился в МГУ. А моим коллегам по «Второму дыханию» Игорю Дегтярюку и Коле Ширяеву было проще: учеба и работа для них существовали чисто формально. И как-то раз, придя на репетицию, я обнаружил, что они уехали на гастроли. И не с какой-то рок-группой, а с самой что ни на есть эстрадной певицей Тамарой Миансаровой. Не то чтобы я обиделся, нет. Все равно родной завод меня никуда не отпустил бы. Но я взял свои барабаны и пришел с ними в «Машины времени». И был принят в штат. Идиллия совместного творчества продолжалась меньше полугода. В мае 1972-го меня «разбронировали», отчислили из МГУ и отправили служить на китайскую границу…»

Максим Капитановский считал, что это произошло из-за того, что 1 июня 1971 года московские хиппи устроили демонстрацию и он вместе с несколькими сотнями «неформалов» попал тогда в отделение милиции. А срочный призыв в армию накануне визита в Москву Президента США Никсона был превентивной мерой (служить на Дальний Восток отправили более двухсот человек из тех, кого задержали 1 июня 1971-го).

Вообще-то Максиму сам бог велел стать кинематографистом: он был актерски одарен и знал кинопроцесс (его отец Владимир Капитановский был сценаристом и режиссером документального и игрового кино). Но его встреча с этим миром состоялась только в начале нынешнего века. А в семидесятые Макс, вернувшись из армии, стал барабанщиком вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», а потом - «Лейся, песня». «Лейся, песня» вообще была коллективом легендарным. Руководителем там работал Михаил Шуфутинский, но на сцену он не выходил. Если что-то нужно было показать на репетиции, наигрывал мелодию на рояле. А солистами ансамбля были будущие звезды Николай Расторгуев и Валерий Кипелов. Вот в такой компании Капитановский и провел несколько лет. А когда Михаил Шуфутинский уехал по израильской визе в Австрию, а потом в США, «Лейся, песня» практически распалась. И Максим, по его собственному признанию, стал «проживать накопленную за годы «чеса» жировую прослойку».

В 1984 году звукорежиссер «Машины времени» Наиль Короткин слег с аппендицитом, и Андрей Макаревич позвонил Максиму: «Ты ведь вроде занимался звуком? Может быть, съездишь с нами на гастроли?» Максим согласился, и в первый же вечер выяснилось, что звукорежиссерскую работу он выполняет гораздо лучше своего предшественника. И стал снова трудиться в «Машине», но уже в новом качестве, и прошел с ней весь путь от полуподпольной группы (в 1984 году «Машине времени» еще не разрешали официально работать в Москве) до славы и признания начала 1990-х.

Таланты Максима Капитановского были разнообразны и удивительны: он часто работал на концертах в качестве конферансье или ведущего, писал стихи, прозу, и я, например, не знаю лучшего рассказчика.

В середине 1980-х годов я предложил ему написать в соавторстве книгу о «Машине времени». Мы даже набросали план и отметили начало работы в ресторане «Пекин». А потом Макс сказал, что надо бы показать наш план Макаревичу - вдруг он обидится, что без его ведома что-то готовится. Я отдал экземпляр плана Андрею, который одобрительно хмыкнул и сказал: «Ну-ну». Закончилась история тем, что Макс отбыл на гастроли, я засел за работу над диссертацией, а Макаревич со временем издал автобиографическую книгу «Все очень просто».

Максим совсем не обиделся и написал замечательное произведение, которое назвал «Все очень непросто». Вышла книга тиражом раз в десять больше той, что издал Андрей, и, если бы не неразбериха начала девяностых, могла бы стать супербестселлером. А так это просто прекрасная книга, читать которую - одно удовольствие. Она через много лет была переиздана вместе с другими прозаическими произведениями Максима.

Несмотря на то что в 1994-м они расстались не очень мирно, Максим не только не разругался с Макаревичем, но и продолжал с ним общаться. В результате стал главным редактором газеты «Смак», причем успешно выпускал ее года три-четыре. А потом трудился музыкальным обозревателем в «Вечерней Москве».
Казалось бы, карьера Макса тогда пошла на спад: он работал хотя и уникальным, но почти рядовым журналистом, параллельно делал сценарии корпоративов, писал прозу…

Но десять лет назад Капитановский решил круто изменить свою жизнь и заняться кино. Вы не пробовали менять все сразу в 53-летнем возрасте? А Максиму это удалось. Один за другим с 2003 года начали выходить его документальные фильмы «Пол Маккартни. 73 часа в России», «Во всем прошу винить «Битлз», «Не стреляйте в музыкантов!», «До видео», «Не бросайте пять копеек!», «Уик-энд в Казани», «Уик-энд в Казани. Экскурсия в детство».

19 января 2012 года Максим пригласил меня в Дом кино на премьеру своего нового фильма «Таймашин. Рождение эпохи». Были прошлые и нынешние звезды рока и блюза, в буфете разливали ностальгический портвейн и кормили сырками «Дружба», на сцене играли группы из шестидесятых-семидесятых - «Оловянные солдатики», «Старая Гвардия», «Второе дыхание», «Удачное приобретение» (вместе с Макаревичем). И фильм понравился всем. Погружение в эпоху удалось. К сожалению, это был последний фильм Максима Капитановского, восьмой за девять лет.

***

Все они ушли - Сергей, Саша, Максим. «Машина времени» остается. Но никогда она не стала бы тем, что есть - знаком целого поколения, - если бы не они.


поделиться:

ВСЕ ФОТО

В столице завершено расследование убийства бывшего клавишника рок-группы "Машина времени" Александра Зайцева. Предполагаемому убийце музыканта предъявлено обвинение. Также задержаны и его сообщники.

Арестованный обвиняется в убийстве 50-летнего москвича Александра Зайцева, который раньше играл в составе эстрадной группы "Машина времени". Подозреваемый уже дал признательные показания, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на следственное управление при прокуратуре (СКП) Москвы.

Кроме того, во вторник Симоновский суд Москвы постановил взять под стражу еще троих фигурантов этого дела. Одному из них тоже предъявлено обвинение в убийстве, а его подельникам - в мошенничестве. Задержанные являются уроженцами Азербайджана и входили в банду так называемых "черных риэлторов", отнимавших у москвичей квартиры, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу ГУ МВД по ЦФО. Среди жертв преступников оказался и известный музыкант.

Как пояснили в следственных органах, милиционеры УВД по Южному административному округу Москвы и сотрудники Центрального федерального округа задержали четверых подозреваемых. Один из них - 57-летний Виктор Государев - сознался в убийстве Зайцева на почве внезапно возникшего бытового конфликта. Сейчас эта версия проверяется, а еще 4 ноября вероятный убийца был заключен под стражу.

По данным сыщиков, одиноких владельцев квартир злоумышленники вывозили в Ивановскую область, где держали в доме одного из участников банды. Этот человек и сознался в убийстве, рассказав о том, как наносил жертве удары ножом.

В пресс-службе отметили, что задержанные признались в убийстве музыканта, опознали его по фотографии и указали место, где закопали тело. "Труп был найден на берегу Волги в нескольких километрах от города Юрьевец Ивановской области", - уточнили в милиции.

Как пояснили в МВД, в мае 2007 года преступники изготовили поддельные документы, подтверждающие их право собственности на квартиру Зайцева, а затем продали ее некоему жителю Москвы. В настоящее время двум задержанным предъявлено обвинение в мошенничестве, еще двум - в убийстве.

Как сообщалось в СМИ, Александр Зайцев пропал в начале 2008 года. В связи с его исчезновением было возбуждено уголовное дело по ст.105 УК РФ (убийство). "С момента возбуждения данное дело находилось на личном контроле руководителя следственного управления СКП РФ по Москве Анатолия Багмета", - сообщила представитель следственного управления.

По одной из версий, бывший музыкант, находясь в состоянии наркотического опьянения, был похищен неизвестными в Москве и увезен на автомобиле. Близкие Зайцева предполагали, что причиной похищения могло стать намерение преступников завладеть его московской квартирой.

Уже после задержания Государева и его признательных показаний следователям удалось обнаружить человеческие останки, которые предположительно принадлежат погибшему музыканту. Труп погибшего был эксгумирован 21 ноября в окрестностях Юрьевца в Ивановской области, передает РИА "Новости" .

"Следователем уже назначены генетическая и автопортретная экспертизы с целью установления личности мужчины", - сообщили в столичном следственном управлении.

История исчезновения

Зимой 2008 года 50-летний коренной москвич Александр Зайцев перестал отвечать на звонки по городскому и мобильному телефонам. Сестры музыканта сначала не обратили на исчезновение брата никакого внимания - он уже тогда страдал запоями и мог подолгу ни с кем не общаться.

Первыми забили тревогу дворовые мальчишки, которым музыкант когда за деньги, а когда безвозмездно давал уроки игры на гитаре, после чего всполошились уже и сестры. Не "достучавшись" до брата, они отправились в милицию.

Со своей стороны начальник отдела криминальной милиции центрального Чертанова подтвердил журналистам, что обращение от родственников действительно есть. Но на все расспросы о ходе поисков в органах только отмахивались, пересылая к другим адресатам.

Так ничего и не выяснив, журналисты обратились к самому лидеру "Машины времени" Андрею Макаревичу, который сказал, что с Александром давно не общался и потому никак не может прокомментировать ситуацию. На вопрос о причинах ухода музыканта из группы, он ответил, что Зайцев его "сильно подвел".

По "официальной версии", Зайцев ушел из группы по собственному желанию, но, по слухам, его "попросили" уйти коллеги из-за того, что он крепко выпивал и неоднократно срывал выступления.

В 80-е годы, на пике своей творческой активности, Зайцев писал музыку для кинофильмов ленинградских режиссеров и приятельствовал с будущим создателем "Агента национальной безопасности" Дмитрием Святозаровым. У экс-клавишника было три высших образования, и, как рассказывают, он виртуозно играл на многих инструментах.

Последнее сообщение Александра на его личном сайте датировано сентябрем 2004 года. Зайцев благодарит всех, кто его помнит и сообщает, что собирается писать мемуары.

Жертва "черных риэлторов"

После ухода из коллектива "Машина времени" Александр "частенько прикладывался к бутылке" и практически нигде не работал. В марте 2008 года "его двухкомнатная квартира в Москве удивительным образом была продана некоему Иванову".

Примечательно, что версия о "черных риэлторах" появилась даже до исчезновения музыканта. Еще в конце 2007 года СМИ сообщали о неудавшейся попытке убийства Зайцева "охотниками за квартирами". Тогда, по версии изданий, музыканта вывезли в Калужскую область, где поили водкой, чтобы впоследствии завладеть его квартирой. Зайцева спас участковый, случайно обнаруживший музыканта в коматозном состоянии и отправивший его в больницу.

По возвращении в Москву Зайцев написал заявление в прокуратуру о том, что у него, угрожая расправой, пытаются отобрать квартиру. Через несколько дней Зайцев снова исчез.

Не добившись помощи от милиции, где отказались искать Зайцева, журналисты решили обратиться в популярную телепередачу "Битва экстрасенсов" на канале ТНТ. Двое из шести ясновидящих якобы правильно рассказали всю его биографию и заверили, что музыкант жив, хотя похитители (некая группировка, занимающаяся такими делами из-за квартир) хотели его убить и даже перерезали ему горло, но рана оказалась не смертельной. Оба экстрасенса также "увидели", что Зайцев "живет в глухой деревне".

Еще ранее, в апреле, издание "Московский корреспондент" писало, что в квартире музыканта в Чертаново "живут какие-то кавказцы, которые говорят, что ничего не знают".

В группе "Машина времени" Зайцев играл с 1982 по 1989 год. До этого он несколько лет выступал в составе ВИА "Коробейники".

Остается лишь пройти до конца весь этот путь.

Александр Зайцев, "Караван".

Во вторник, 25 ноября, стали известны имена подозреваемых в убийстве бывшего клавишника группы "Машина времени" Александра Зайцева, который играл в коллективе с 1982 по 1989 год. Четверо злоумышленников – некие Виктор Государев из Ивановской области, Аляр Гаджиев, Мужсик Мамедьяров и Таги Байрамов из Азербайджана – дали признательные показания. Предположительно, музыкант был убит преступниками с целью скрыть факт присвоения ими квартиры Зайцева. Однако сами они настаивают на том, что убили Зайцева в ходе бытовой ссоры. Как бы то ни было, подозреваемые арестованы.

Александр Зайцев, который в 1982 году был приглашен в "Машину времени" на место ушедшего из группы клавишника Петра Подгородецкого, окончательно покинул коллектив в 1990 году. На увольнении клавишника настоял вокалист "Машины" Андрей Макаревич. Причина отправления Зайцева в отставку была самая что ни на есть рокенрольная – злоупотребление алкоголем и наркотиками. После ухода из группы Зайцев, который не только играл в "Машине", но и писал музыку к художественным фильмам и мультфильмам, а также стихи, некоторые из которых стали песнями, пить не бросил.

По версии следствия, именно пристрастие Зайцева к алкоголю послужило причиной возникновения отношений между ним и членами преступной группы, которые похищали, а затем убивали одиноких москвичей. Предположительно, владельцев квартир спаивали и увозили в Ивановскую область. Затем заставляли отказаться от прав на свою московскую квартиру, передав право владения жилплощадью другому человеку.

Точно такая же схема была применена преступниками к Зайцеву. С декабря 2006 года по апрель 2007 года злоумышленники занимались переоформлением московской квартиры бывшего клавишника "Машины времени", которая находится в доме номер пять по Днепропетровской улице, на имя Аляра Гаджиева. Байрамов же, по предположению следователей, помогал Гаджиеву стать новым собственником квартиры музыканта с помощью поддельных документов. Позднее квартира была продана некоему жителю Москвы.

Александр Зайцев родился в Москве 30 января 1958 года. C 1964 по 1974 год пел в Московской капелле мальчиков при институте имени Гнесиных. С 1977 по 1981 год учился во МГИКе. С 1978 по 1981 год играл в вокально-инструментальном ансамбле "Коробейники". Наибольшую известность получил, играя на клавишных в составе рок-группы "Машина времени", к которой присоединился в 1982 году. После увольнения из группы Андрея Макаревича давал частные уроки музыки.

Сам Зайцев был вывезен из Москвы в Калужскую область. В апреле музыкант обратился в калужскую милицию с жалобой на неких людей, которые поили его водкой и просили подарить им квартиру.

Как отмечает газета "Коммерсантъ" , участковый одного из отделений калужской милиции отправил Зайцева в больницу "в тяжелейшем состоянии". Что именно было с клавишником и почему представители органов правопорядка оставили заявление музыканта без внимания, неизвестно. Однако впоследствии именно с помощью этого заявления Зайцева и были установлены имена подозреваемых. По версии следствия, узнав о том, что Зайцев обращался в милицию, злоумышленники приняли решение перевезти музыканта в Ивановскую область.

"Машина Времени", 1985 год. Фото с сайта mashina-vremeni.com

По одним данным, Зайцев был вывезен из Москвы в город Юрьевец Ивановской области в мае 2007 года, по другим – в сентябре. В Юрьевце его удерживали в квартире, снятой Мамедьяровым и Государевым. Именно в этой квартире в мае 2008 года музыкант был убит.

"Коммерсант" также отмечает, что об исчезновении Александра Зайцева в правоохранительные органы сообщили его родственники. Якобы сестра музыканта вспомнила, что видела его в последний раз в сопровождении незнакомых ей мужчин. По факту исчезновения экс-клавишника группы Макаревича сначала завели розыскное, а затем уголовное дело по 105 статье уголовного кодекса ("убийство").

Александр Зайцев написал для "Машины времени" песню "Он был первым из первых" и исполнил для нее вокальную партию. Композиция вошла в магнитоальбом "Чужие среди чужих", но официально так и не была издана. В 90-е годы Зайцев выпустил книгу своих стихов "Не для всех", к которой Андрей Макаревич написал вступительное слово.
Зайцев является автором музыки к фильмам "Скорость" ("Ленфильм", 1983 г.); "Прорыв" ("Ленфильм", 1985); "Без мундира" ("Ленфильм", 1987); "Псы" ("Панорама", 1989); "Арифметика убийства", ("Панорама", 1991). Он также написал музыкальное сопровождение к трем сериям мультипликационного сериала "Обезьянки", режиссером которого был Леонид Шварцман.

Непосредственным убийцей Зайцева считается житель Ивановской области Виктор Государев. Как стало известно корреспондентам "Газеты" , Государев уже признался в том, что именно он убил музыканта, и показал оперативникам место захоронения останков Зайцева. Тело клавишника было найдено 21 ноября 2008 года на берегу Волги в окрестностях Юрьевца. Преступники рассказали, что Зайцев был убит в результате бытовой ссоры. Однако следствие считает, что преступление было спланировано.

Тело Зайцева было эксгумировано и направлено на генетическую экспертизу. Официальной информации о том, что останки, найденные на берегу Волги, принадлежат бывшему участнику "Машины времени", пока нет. По сведениям "Газеты", идентификация может занять около месяца. Впрочем, следствие считает экспертизу формальной процедурой. Также будет проведена судебно-медицинская экспертиза, которая поможет установить причину смерти музыканта.

Как стало известно журналистам "Коммерсанта", Государеву инкриминируется убийство Александра Зайцева, Мамедяров обвиняется в пособничестве и укрывательстве преступления (статья 316), а Гаджиеву и Байрамову предъявлены обвинения в мошенничестве (статья 159).

После того как оперативники обнаружили тело убитого, бывшие коллеги Александра Зайцева - участники группы "Машина времени" – выразили соболезнования родным и близким музыканта, разместив на официальном сайте коллектива новость об аресте подозреваемых в совершении преступления.