Александр сумбатов южин. Сумбатов-южин александр иванович

ЮЖИН Александр Иванович (псевдоним; настоящая фамилия - Cумбатов) (4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ., - 17. IX. 1927, Ницца, похоронен в Москве) - русский актер, драматург, театральный деятель. Почетный академик (1917). Народный артист Республики (1922). Родился в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, слушал лекции по теории государственного права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Южин участвовал в любит, спектаклях. На профессиональной сцене впервые выступил в 1876 (под псевдонимом Сольцев, Тифлис, Летний театр). В 1878-79 играл на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в театр Бренко (Москва). С 1882 до конца жизни работал в Малом театре. Находясь во главе управления Малого театра (с 1909 - управляющий труппой, с 1918 - председатель Совета, с 1919 - председатель дирекции, с 1923 - директор, с 1926 - почетный директор), Южин проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1877 начал драматургическую деятельность (пьеса «Права жизни»). Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят». Пьесы Южина проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают свое человеческое достоинство - вступают в борьбу с обывательским окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров (некоторые роли написаны с расчетом на определенных исполнителей) обеспечили успех пьесам Южина. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в драмах Южина условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драматических произведениях - «Листья шелестят», «Соколы и вороны» (совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1885, Театр Корша), «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, там же; Волынцева - Федотова, Ольга Николаевна - Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Южин пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии («Джентльмен», 1897, Малый театр), вырождающегося барства («Закат», 1899, там же), петербургской бюрократии («Невод», 1905, Александрийский театр, Малый театр). Особое место в драматургии Южина занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа - «Старый закал» (1895, Малый театр; Вера - Ермолова, Олтин - К. Рыбаков, Борис - Правдин, Дарья Кировна - Садовская, Корпев - М. Садовский) и романтическая легенда из прошлого Грузии - «Измена» (1903, там же; Зейнаб - Ермолова). Морально-этическим проблемам посвящена пьеса Южина «Ночной туман» (1916, Малый театр).

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. «Театр... - писал он, - это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики» («Драматург, актер и их театр», в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, 1941, с. 534). Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру - мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене Южин проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Южин энтузиазм, пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Игра Южина отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Кориолана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в искусстве Южина с реализмом.

Начиная с 90-х гг. он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования - юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара («Дамская война» Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В современном Южину репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр («Мастер» Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе «Вожди», 1909), Лидман («Любовь - все» Седерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гете, 1,888), Мортимер («Мария Стюарт», 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот («Граф де Ризоор» Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег («Измена» собств. соч., 1903), лорд Кавершам («Идеальный муж» Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Южин принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра (в журн. «Культура театра» и др.), пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героические образы: Глеб Миронович («Посадник» А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII («Железная стена» Рынды-Алексеева, 1923).

В 2007 году в Малом театре состоялась научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения А.И. Сумбатова-Южина. В ней приняли участие известные театральные критики и историки театра, артисты Малого театра. К юбилейной дате и на основе докладов выступающих театром были выпущены два сборника, посвященных А.И.Сумбатову-Южину: «Князь Александр Иванович Сумбатов-Южин. Воспоминания. Статьи. Исследования» и «Жизнь по закону развивающей красоты».

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;

Пьесы, М., 1961;

Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951.

Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922;

А.И. Южин. Сб. статей, М., 1922;

Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927;

Бескин Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936;

Филиппов В. А., Актер Южин, М.-Л., 1941;

его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943;

Князевская Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961.

Музалевский М. «Заслуженные артисты императорских театров». М., 2008.

Южин сыграл в Малом театре (с 1882-1883 по 1926 г.) 255 ролей.

В русском классическом репертуаре (включая «юбилейные» и «торже¬ственные» спектакли) он выступил в 36 ролях девяти драматургов.

1) В пьесах Островского Южиным сыграны:

В 1882-1883 г. Пьер - «Красавец мужчина»; Баклушин - «Не было ни гроша, да вдруг алтын»; Бакин - «Таланты и поклонники».

В 1883-1884 г. Муров - «Без вины виноватые».

В 1885-1886 г. Городулин - «На всякого мудреца довольно простоты»; Агишин - «Женитьба Белугина»; С. Бастрюков - «Воевода»; Глумов - «На всякого мудреца довольно простоты» (на гастрольных спектаклях Малого театра в Варшаве).

В 1892-1893 г. Самозванец - «Дмитрий Самозванец и Василий Шуй¬ский»; Беркутов-«Волки и овцы».

В 1893-1894 г. Телятев - Бешеные деньги».

В 1894-1895 г. Мулин - «Невольницы»; Дульчин - «Последняя жертва».

В 1896-1897 г. Николай - «Поздняя любовь».

В 1899-1900 г Кочуев - «Не от мира сего».

В 1901-1902 г. Бодаев -«Лес» (играл он его и в 1914-1915 г.)

В 1911-1912 г. Паратов - «Бесприданница».

В 1913-1914 г. Иван Грозный - «Василиса Мелентьева».

В 1917-1918 г. Телятев - «Бешеные деньги».

В 1922-1923 г. Крутицкий - «На всякого мудреца довольно простоты.

В 1925-1926 г. Семен Бастрюков - «Воевода».

Кроме того, им сыграны на клубных сценах Петербурга в 1878-1879 г.: Краснов - «Грех да беда на кого не живет» и Добротворский - «Бедная невеста».

2) В пьесах Гоголя:

В 1901-1902 г. Растаковский и жандарм - «Ревизор»; Барсуков - «Утро делового человека». Эти же роли он играл и в юбилейном спек¬такле 1909 г.

В 1909 г., кроме того, он играл Comme il faut - «Театральный разъезд».

3) В «Горе от ума» Грибоедова:

30 августа ст. ст. 1882 г. Чацкий (дебют Южина в Малом театре). Эту роль, начиная с возобновления комедии в 1887- 1888 г., Южин, че¬редуясь с Ф. П. Горевым, играет тринадцать лет подряд.

В 1910-1911 г. Репетилов.

17 марта 1917 г. «Гость у Фамусова» (на торжественном спектакле, посвященном «Освобожденной России»).

В 1917- 1918 г. Фамусов; в этой роли Южин выступил и в последний раз в своей жизни - 7 декабря 1926 г.

4) В репертуаре Пушкина:

В 1889-1890 г. Григорий Отрепьев -- «Борис Годунов». В 1890-1891 г. Дон-Жуан - «Каменный гость». В 1912-1913 г. Пимен-«Борис Годунов».

5) В репертуаре Тургенева:

В 1895-1896 г. Лаврецкий - «Дворянское гнездо» (инсценировка Вейнберга).

В 1899-1900 г. Ракитин - «Месяц в деревне».

6) В репертуаре Ал. Толстого:

В 1898-1899 г. Борис Годунов - «Царь Борис».

В 1918-1919 г. Глеб Миронович - «Посадник».

Кроме того, в свой первый сезон в Малом театре:

7) В 1882-1883 г. Южин три раза сыграл Милона в «Недоросле» Фонвизина и затем играл:

8) В 1894-1895 г. Шпрингеля - «Горькая судьбина» Писемского.

9) В 1899-1900 г. Кречииского - «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.

Западноевропейской классике принадлежат 33 роли в пьесах девяти драматургов. Среди них:

1) Шекспир:

В 1883-1884 г. Лаэрт - «Гамлет»; Клавдио- «Много шуму из ничего».

В 1885-1886 г Герцог Кларенс- «Король Ричард III»; Яго - «Отелло».

В 1889-1890 г. Макбет (его он играл и при возобновлении трагедия в сезон 1913-1914 г.).

В 1890-1891 г. Фентон - «Виндзорские проказницы».

В 1891-1892 г. Гамлет; Постум - «Имогена».

В 1895-1896 г. Эдмунд - «Король Лир»; Ричард III.

В 1898-1899 г. Петруччно - «Укрощение строптивой».

В 1901-1902 г. Кориолан.

В 1907-1908 г. Отелло (двадцатипятилетний юбилей Южина).

В 1916-1917 г. Шейлок.

В 1922-1923 г. Отелло (сорокалетний юбилей Южина). Кроме того, в Пушкинском театре Бренко в 1881-1882 г. Южин итрал Клавдия в «Гамлете».

2) Ш и л л е р:

В 1883.1884 г. Дюнуа- «Орлеанская дева».

В 1885-1886 г. Мортимер - «Мария Стюарт».

В 1893-1894 г. Маркиз Поза - «Дон-Карлос».

В 1887-1889 г. Лейстер - «Мария Стюарт».

Кроме того, на гастролях играл Франца Моора - «Разбойники»

В 1889-1890 г. Дон-Карлос (Карл V) - «Эрнани».

В 1891-1892 г. Рюи-Блаз (пьеса была поставлена Южиным в свой бенефис).

В 1897-1898 г. Жан Вальжан - «Отверженные (по Гюго).

4) И б с е н:

В 1891-1892 г. Сигурд - «Северные богатыри».

В 1904-1905 г. Боркман- «Джон Габриэль Боркман».

В 1905-1906 г. Ярл Скуле - «Борьба за престол».

5) Бьернстерне-Бьернсон:

В 1892-1893 г. Ботвель- «Мария Шотландская».

В 1910-1911 г. Арвик - «Когда цветет молодое вино».

6) Бомарше:

В 1883-1884 г. граф Альмавива - «Севильский цирюльник».

В 1909-1910 г. Фигаро - «Женитьба Фигаро».

7)Лопе де Вега:

В 1886-1887 г. Дон Санчо Ортис - «Звезда Севильи».

В 1887-1888 г. Эгмонт.

9) Расин:

В 1889-1890 г. Ипполит - «Федра».

Сверх того Южин выступал в 43 пьесах 30 иностранных драматургов. Среди них должны быть упомянуты (кроме пьес Томайо и Бауса, Кано и Мазаса, Берга, Легуве, Эчегерайа, Роветта, Нордау, Бутти, Бейерлейна. Бернштейна, Кистмекера, Брамсона и Соммерсета, не оставивших сколько-нибудь значительного следа в его творчестве) пьесы следующих драматургов:

Французских:

Пароди - «Побежденный Рим» (Фабий - 1885-1886 г. и 1912-1913 г.)

Франсуа Коппе - «Якобиты» (Фингал - 1892-1893 г.).

Сарду - «Граф де Ризоор» (Карлоо ван-дер Ноот в 1892-1893 г. и Ризоор в 1914-1915 г.).

Ожье - «Сиятельный зять» (Прелль - 1894-1895 г.), «Сын Жибуайе» (1903-1904 г.).

Дюма - «Кин» (1899-1900 г.).

Брие - «Заместительницы» (Ришон - 1901-1902 г.), «Красная ман¬тия» (Музон - 1904-1905 г.).

Мирбо - «Очаг» (Бирон-1909-1910 г.).

Скриб - «Стакан воды» (Болингброк - 1915-1916 г.), «Дамская война» (Монришар - 1923-1924 г.).

Немецких:

Гуцков - «Уриэль Акоста» (1883-1884 г.) Гальм - «Равеннский боец» (Тумелик- 1893-1894 г.).

Зудерман - «Честь» (Роберт- 1895-1896 г.), «Счастье в уголке» (фон Рекниц- 1898-1899 г.), «Да здравствует жизнь» (Фолькерлинг- 1902-1903 г.).

Шницлер - «Одинокой тропой» (Юлиан Фехтнер- 1904.1905 г.). «Обширная страна» (Гофреттер - 1912-1913 г.). Бар - «Звезда» (Pop - 1906-1907 г.). Гойер - «Дебют Венеры» (Стефан-1912-1913 г.).

Английских:

Джером К. Джером - «Мисс Гоббс» (Кингстер старший-1902-1903 г.). Пинеро - «Хозяйка в доме» (Джессо- 1907-1908 г.), «На полпути» (Блондель - 1911-1912 г.).

Оскар Уайльд - «Идеальный муж» (лорд Кавершам-1909-1910 г.).

Седерберг - «Любовь - все» (Аидман- 1910-1911 г.).

B 2007-м - Малый отмечает 150-ле-тие со дня рождения выдающегося актера и театрального де-ятеля Александра Ивановича Сум6атова-Южина (псевдоним по сцене - Южин). Сквозь время и пространство из прошлого в настоящее подобно двум мощным прожекторам пробиваются лучи этих дат, сближая то, что было, c тем, что так актуально сегодня.

Александр Иванович Южин (1857-1927) отличался разно-образными художественными дарованиями. Актер-романтик, он занимал ведущее положение в Малом театре. Был автором нескольких пьес, которые с успехом шли на театральных сце-нах. Профессионально анализировал спектакли, помогал своим коллегам актерами вскоре стал художественным руководите-лем Малого театра.

По национальности и социальному положению он был гру-зинский князь. Его настоящая фамилия Сумбаташвили. Рус-ский вариант - Сумбатов. Он родился 4 (16) сентября в селе Кукуевка Тульской губернии в имении своего отца, человека умного, образованного, отличавшегося передовым мировоззре-нием. Молодой Южин хорошо знал русский язык, русские нра-вы и обычаи. Отец дал ему хорошее воспитание и образование. После окончания гимназии Южин учился на юридическом факультете прославленного Петербургского университета. Слу-шал лекции профессора А.Д. Градовского по теории государственного права. Александр Дмитриевич Градовский (1841‑ 1889) был представителем русского либерализма и призывал к постепенному продвижению по пути прогресса, Градовский изучал исторически сложившееся государственное устройство России в контексте господства законодательства. Он создал систему науки русского государственного права. Таков трехтомник « Начала русского государственного права» (1876-1883). Градовский написал курс лекций «Государственное право важнейших европейских держав» (1886), который был первым в европейской литературе общим курсом государственного права, составленным по сравнительному методу. Научные труды Градовского: «Высшая администрация в России XVIII столетия в генерал-прокуроры» (1866)» и « История местного управления в России» (1868), ценны своими фактическими данными. Несо-мненно, лекции и научные труды A.Д. Градовского имели боль-шое значение для идейного формирования Южина.

Но особенно интересовало Южина искусство театра. Еще обучаясь в средних классах гимназии, он начал выступать в театральных любительских коллективах. Позднее он перешел в коллективы полулю6ительские и полупрофессиональные, и, наконец, - в профессиональные. Став профессиональным ак-тером, Южин поначалу избрал псевдоним - Сольцев. Было это в Летнем театре Тифлиса в 1876 году. Южину исполнилось де-вятнадцать лет.

B 1878-1839 годах Южин играл на клубных сценах Петер-бурга. B 1881 году он был принят в театр Анны Бренко в Мо-скве, Анна Алексеевна Бренко (1848- 49? -1934) организовала в 1880 году один из первых профессиональных частных теа-тров в столице. Кроме самой Бренко художественной частью театра руководили выдающиеся деятели театра Василий Нико-лаевич Андреев-Бурлаки Михаил Иванович Писарев. B труп-пе работали талантливые актеры: П.A. Стрепетова, A.Я. Глама -Мещерская, M.T. Иванов-Козельский, B.П. Долматов, Спектак-ли пользовались успехом, однако в связи c финансовыми за-труднениями в 1882 году театр этот был закрыт. Тогда актер, перейдя в Малый театр, и стал Южиным и оставался в нем до конца своих дней.

Как актер, Южин обладал рядом бесспорных достоинств. Прежде всего, он поражал огромным актерским обаянием. По-явившись на сцене, он приковывал внимание зрителей и, под-давшись магии его таланта, они безоговорочно верили в то, что он делали говорил. Южина отличал великолепный, от приро-ды хорошо поставленный голос. Его звучание захватывало си-дящих в зале. Будучи актером-романтиком, он увлекал своими переживаниями, силой темперамента.

Страдания его героев находили отклик в сердцах зрителей. Герои, которых играл Южин, вступали в борьбу за спра-ведливость, защищая честь и достоинство человека, обличали порок и лицемерие, утверждали правду. Актер Южин полно-стью перевоплощался в своих героев, и таинственная сила этого актерского перевоплощения оказывала мощное воздействие на зрительный зал.

C 1877 года в двадцатилетнем возрасте начинается драматургическая деятельность Южина. Первая пьеса - «Пра-ва жизни». B Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят» в 1881 году еще до поступления его актером в Малый театр. Ранние пьесы Южина были проникнуты либе-ральными идеями. Их герои отстаивали свое человеческое до-стоинство, вступали в борьбу c обывательским окружением. Сценичность написанного, обилие эффектов, участие в спек-таклях выдающихся актеров обеспечили успех пьесам Южина. Немаловажное значение имел тот факт, что некоторые роли заранее создавались c учетом игры конкретных исполнителей, a это придавало им особый колорит.

Однако следует сказать, что подчас реалистические тен-денции подчинялись в драмах Южина условной театральности. Это было присуще первым драматургическим опытам. B их числе - «Листья шелестят», «Соколы и вороны», написан-ные совместно c Вл.И. Немировичем-Данченко (1895) и постав-ленные в Театре Корша, «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, Малый театр), где Волынцеву играла Гликерия Николаевна Федотова, a Ольгу Николаевну - Мария Никола-евна Ермолова.

B конце 1890-x годов Южин зарекомендовал себя как автор комедий. В них он выступал как остроумный и зоркий наблю-датель жизни крупной буржуазии - «Джентльмен» (1897, Ма-лый театр), вырождающегося барства - «закат» (1899, Малый театр), петербургской бюрократии - «Невод» (1905, Алексан-дринский театр, Малый театр).

Особое место в драматургии Южина занимала пьеса периода эпохи покорения Кавказа «Старый закал» (1895, Ма-лый театр). В главных ролях в «Старом закале» были заняты: M. Ермолова - Вера, K. Рыбаков - Олтин, M. Садовский - Кор-нев, О, Садовская - Дарья Кировна. Романтическим характе-ром отличалась «Измена», посвященная легенде далекого про-шлого Грузии. Она была написана в 1903 году и поставлена в Малом театре. Главную героиню Зейнаб играла Ермолова.

Морально-этические проблемы были подняты Южиным в пьесе «Ночной туман» (1916, Малый театр). Человек умный, вдумчивый, работоспособный, c большой ответственностью относящийся к актерской профессии, Южин работал над ролями постоянно, систематически, помногу. Он занимался дома изучением новых пьес, a приходя в Малый театр, уси-ленно репетировал. Его отличало умение разобрать даже са-мые сложные роли, понять их внутреннее содержание. Он умел сливаться c теми персонажами, которых ему приходи-лось играть. Не казаться ими, a, так сказать, ими становиться. Южина отличал большой темперамент, искренность чувств, умение понимать характеры играемых им людей и становить-ся ими. Он умел зажить жизнью показываемых им героев, быть взволнованным их чувствами и переживаниями. По своему амплуа Южин и был, как говорили в ту пору в теа-тре, героем-любовником. Сыграв на протяжении многих лет огромное число ролей, Южин, конечно, знали отрицательных персонажей. Но таковых в его репертуаре было относительно немного. Больше ему нравилось играть положительных геро-ев, людей умных, жизнестойких, решительных, вступающих в борьбу против зла, пошлости, трусости, беспринципности и других человеческих пороков. Причем борьбу c человеческими недостатками Южин вел c большой активностью, взволнован-ностью и глубиной переживаний. Зрители бывали поражены и даже потрясены тем, c какой страстью герои Южина всту-пали в борьбу за высокие идеалы. А это значит, за подлинные моральные устои, честность и справедливость. При этом су-щественно следующее обстоятельство. Южин заботился не только о том, чтобы c максимальной глубиной раскрыть своих персонажей, показать их человеческую сущность. Он делал все для того, чтобы его партнеры по спектаклю также про-никались значимостью играемых ролей. Фактически, Южин становился художественным руководителем. Еще до великих начинаний Художественного театра, до великих новаторов K.C. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Южин зарекомендовал себя как художественный руководитель от-дельных спектаклей, a затем - и всего Малого театра. В этом одно из главных достоинств Александра Ивановича Южина и его непреходящее значение для истории не только Малого, но и всего отечественного театра. В то же время Южин стремил-ся использовать достижения других постановщиков и, прежде всего, великого деятеля Малого театра Александра Павловича Ленскогo.

Большинство актеров c удовольствием соглашалось работать под началом Южина. B 1909 году он был назначен Дирек-цией Императорских театров управляющим актерской труп-пой Малого театра.

Ни в каких специальных театральных училищах Южин никогда не обучался. Но, работая в разных театрах, сталкива-ясь c многочисленными партнерами, в том числе - с весьма та-лантливыми, используя их опыт, он, как актер и постановщик, все более совершенствовался.

Теперь расскажем о некоторых ролях, Южиным сыгран-ных.

Y мемуаристов и в записях самого Южина можно найти не-мало свидетельств того, что первоначально и труппа и публика встретили его недоверчиво, потому главным образом, что ему предстояло заменить Ленского. Но Южин упорно и честно за-воевывал прочные позиции в Малом театре. «Пресса 80-x годов все время бросала ему камни под ноги и, случалось, пре6оль-но, - вспоминал Амфитеатров. - А он морщился, да шел впе-ред, кряхтел, да шел!.. Нельзя видеть перед собою длящуюся работу железного характера без того, чтобы не проникнуться уважением к нему. И вот Южиным начинают интересоваться, потом увлекаться. Южина начинают понимать. Южин становится нравственным центром труппы, интеллектом его слож-ного организма, магнитом публики».

Южин умел ставить перед собой максимальные творческие задачи и методично трудился над их осуществлением, вызывая уважение и восхищение не только своей работоспособностью, но и значительностью достигаемых результатов.

Наиболее заметна была эволюция, которую претерпел Южинский Чацкий. Дебютируя в этой роли на сцене Малого театра, актер вел ее темпераментно и увлеченно, но со време-нем подробно разработал линии взаимоотношений c Софьей, нашел общий тон поведения Чацкого, вводил в сценический рисунок точные бытовые подробности.

Свою художественную цель Южин видел в эти годы в утверждении героического репертуара. Он подхватывал тен-денцию, которая к тому времени достаточно полно выявилась в творчестве его старших товарищей - Ермоловой, Федото-вой, Ленского. Это стремление глубоко отвечало пафосу его творческой индивидуальности. «Пропеть гимн человеку, его мощи, величию и красоте его страстей, их правящей роли в жизни... вот, на мой взгляд, то, что, может быть, поначалу и совсем бессознательно, устремило натуру Южина в актер-ское искусство... Все его актерское творчество будет, если брать его в целом, рассказом o большом человеке c торже-ствующей волей. Южин иногда играет недостаточно слож-но, но он никогда не играет тускло... Тонкая психологическая изощренность его не очень уж увлекает. Но ему непременно нужна наполненность чувства. И она y него, эта наполнен-ность, всегда есть. И таким же образом ему не нужно само-забвение. Но ему нужно, и это всегда y него есть, чтобы чув-ство было красиво выражено».

Бесспорные победы были одержаны Южиным в пьесах Шиллера и Гюго. Роль Дюнуа в «Орлеанской деве» Шиллера, в которой он заменил Ленского, была сыграна Южиным «с бла-городной романтической приподнятостью» и «широким разли-вом красивых юношеских чувств».

А.А. Яблочкина вспоминала: «Какой необыкновенный подъ-ем охватывал весь театр, что делалось с молодежью, когда он своим мощным бархатным баритоном восклицал:

« - K оружию! Бей сбор! Все войско в строй!
Вся Франция, беги за нами в бой!» -

И, обнажая меч, c гро-мадной силой взывал:

Все за нее, всей крови нашей мало...
Спасти ее, во что бы то ни стало!»

Казалось, он своим увлечением заражал весь театр, a мо-лодежь c галерки готова была прыгнуть на сцену и вместе c Южиным спасать Ермолову - Орлеанскую деву».

После того как в 1886 году Южин c «пламенностью, дра-матическим напряжением» и «вскипанием энтузиазма» сыграл Мортимера в «Марии Стюарт» Шиллера, он безоговорочно за-воевал всеобщее признание. Продолжая работать упорно и пла-номерно, он год за годом играет Эгмонта в трагедии Гёте (1888), Карла ц в «Эрнани» (1889), Макбета (1890), Рюи Блаза (1891), Гамлета (1891) и, наконец, маркиза Позу в «Дон Карлосе» (1894). Роль Эгмонта, которая давала «меньше простора разливным чувствам, приподнятой лирике», но зато больше места для величественности, для монументальности и для речевой красоты исполнения», критика называла «одним из наиболее живопис-ных исполнении» Южина. Южинский Карл ц в «Эрнани» и че-рез десятилетия жил в памяти зрителей «одним из самых пленительных воспоминаний». Труднейшая сцена - монолог Карла V перед гробницей Карла Великого - была «полным триумфом актера, его красивого пафоса, его декламационного искусства, его хорошей сценической напевности и изукрашенной правды, не становящейся от того ложью». B роли Рюи Блаза артисту не удались лирические сцены, но «пафос негодования, сарказм, ирония» заслоняли «недочет в любовном ворковании».

К роли маркиза Позы Южин «готовился как к священно-действию». B сознании русского общества 80-90-x годов XIX ве-ка шиллеровский маркиз Поза и его смелые речи перед тираном занимали совершенно особое место. Южин насыщал шилле-ровские стихи «самоотверженным мужеством», «с громадным сценическим тактом он находил равнодействующую между ис-кренностью и торжественностью, между эмоциональностью и диалектикой и был подлинно шиллеровским героем». 06 ат-мосфере, возникавшей в театральном зале во время южинских монологов, в рецензии на этот спектакль говорилось: «Не оста-ется ни одного обычно тусклого, апатичного лица. Будто дохнуло другим воздухом»8. Именно в этом своем создании Южин оказался «в наибольшем созвучии c современной ему русской общественностью».

Южин упорно работал над шекспировским репертуаром. Благодаря ему Шекспир не сходил c афиш Малого театра. Однако для шекспировских ролей, как артист, он был «менее приспособлен свойствами своей артистической натуры», чем для Шиллера. Южин был в этих ролях «больше романти-чен, чем трагичен», он «отлично показывал того, кто втянут в трагедию, но недостаточно демонстрировал самую трагедию, при большом внешнем движении внутренняя игра оставалась статичного». Это относилось и к Макбету, в котором актера «увлекала внутренняя мощь, огромная, сверхчеловеческая сила натуры бесстрашного, первозданного гиганта, гибнуще-го под властью непреодолимого честолю6ия». Его Гамлет казался «впавшим в скорбь и меланхолию сильным практи-ческим деятелем». Он играл философа, который «способен возвыситься до мировой правды не инстинктом сердца, но математическим вычислением». B Ричарде III он также пьг тался, прежде всего, выявить «громадную душевную силу», обратившуюся под давлением обстоятельств «в ненасытное честолюбие и громадное презрение к людям». Он строил роль крупно, большими штрихами, по определению Эфроса — «глыбасто».

Помимо множества центральных ролей в текущем репертуаре Южин в 90-e годы играет несколько ролей в пьесах Островского. Заметной победой артиста стал Беркутов в «Вол-ках и oвцax». Играя Беркутова, Южин «тщательно собрал все, что только характеризует Одиссея новейшего времени: человека, превосходно обделывающего свои дела при всяких об-стоятельствах, умеющего с первого взгляда оценить своих про-тивников и поле битвы и поэтому неизбежно питающего почти ко всем людям чувство иронии, почти обидной снисходитель-ности и терпимости». Этот метод работы определял впослед-ствии победы Южина в характерных ролях.

После октябрьской революции Южин продолжал играть на сцене Малого театра. Первой постановкой советского Малого театра были «Бешеные деньги» A.H. Островского. Премьера состоялась 20 декабря 1917 года. Самым интересным в спекта-кле был Южин — Телятев. «Весь мой восторг старого театрала я отдаю ему», — писал Э.M. Бескин. Южин изображал Теля-тева несколько старомодным русским барином. B нем не было никакого европейского шика. Это был представитель того ро-довитого дворянства, которое никогда не знало никакого труда. Южинский Телятев брал от жизни все лучшее, не задумываясь o будущем. Но был он в то же время умница и скептик. Южин придавал ему налет легкомыслия, что делало Телятева даже привлекательным. Так играл артист до революции.

Но в условиях новой зрительской аудитории и на выездных спектаклях Южин увидел иное восприятие его легкомысленного и порхающего Телятева. Он начал видоизменять интерпретацию роли, окрашивая образ в сатирические тона. Играя комедийные роли, актер стремился к характерности, сохраняя приподнятость тона и несколько нарочитую театральность.

Большое значение для Малого театра имела постановка «Посадника» A.K. Толстого. Премьера состоялась 22 октября 1918 года. «Посадник» в постановке режиссера А.А. Санина был интересен тем, что впервые на сцене Малого театра геро-ем стал народ. Роль Посадника исполнял Южин. B домашней обстановке актер показывал его человеком мягким, добрым, по-стариковски ворчливым. Но на площади, когда решалась судьба Новгорода, Южин поднимался до подлинной монумен-тальности.

19 января 1920 года Малый театр показал «Ричарда III» в режиссуре А.А. Санина и H.O. Волконского. Большинство актеров в ролях были неинтересны. Исключение составля-ли: Южин - Ричард III, M.H. Ермолова - королева Маргарита, B.H. Пашенная - Анна. Южин играл Ричарда III откровенным злодеем. Но что было очень характерно для Южина, - он, играя хромого урода-горбуна, - оставался по-своему красив, во вся-ком случае, благороден.

18 апреля 1920 года Малый театр выпустил премьеру «Женить6у Фигаро» Бомарше в постановке И.C. Платона. Спектакль публике понравился. «Что-то бесконечно бодрое за-ключалось в нем. Весь он был пропитан мощной и заразитель-ной радостью»16. Конечно, Южин и E.K. Лешковская - Фигаро и Сюзанна - были староваты и тяжеловаты для своих героев. зато ритм, изящество, искрометность их диалогов не могли не восхищать. Южин c таким увлечением произнес последний монолог, что в зале долго звучали аплодисменты. B его Фигаро было много жизненного опыта и иронии.

5 апреля 1921 года после капитального ремонта Малый театр открылся комедией «Горе от ума» Грибоедова (режис-сер - Санин). До премьеры Южин рассказал в журнале «Куль-тура театра» o своем понимании великой комедии, утверж-дая, что «протест набатом звучит не только в речах Чацкого, но и во всем организме пьесы, во всех ее отдельных положениях. Протест этот полон такого высокого и благородного порыва, такой великой художественной красоты, обличен в такую живую неумирающую силу слова и стиха, что самый придирчивый зритель не в силах устоять против его зажи-гающей силы».

Что касается Фамусова, то Южин понимал, что в новых условиях эту роль следует играть по-новому: «B эпоху Грибо-едова Фамусов - объект сатиры гениального автора. B нашу эпоху - это историческая фигура, типизирующая весь уклад русской жизни той полосы... Фамусов не только представитель, он - творец, один из творцов того мира, который его окружает и создает горе уму».

Южинский Фамусов был аристократом, и казалось стран-ным, что он не носил титула. Этот тонкий дипломат в то же время был искренен в стремлении служить не делу, a лицам ради корыстных интересов. Ему свойственно презрение к ни-жестоящим, пренебрежение к подчиненным и смертельная борьба со всякой Свежей мыслью, которая пытается проник-нуть в Фамусовский дом. «Умело выдвигая социальный фон, Южин не оставляет без внимания индивидуальных черт изо-бражаемого им персонажа»19. Сатирический образ он окраши-вал лирическими чертами. Достаточно вспомнить, c каким Вос-торгом, упоением даже поэтически он рисовал образ Максима Петровича. Когда он заставал B сенях Чацкого c Софьей, то поднимался до трагедии.

Актер виртуозно декламировал текст, используя богатейшие возможности голоса. Он оттенял каждую мысль как Тем-бральной окраской, таки модуляцией голоса, причем чуть ли не каждое давно знакомое слово звучало новой прелестью.

Южин - Фамусов был одет во фрак, украшенный звездой, на ногах чулки, туфли c пряжками.

Сохранилось драгоценное свидетельство о том, как играл Южин - письмо П.A. Кропоткина. Напомним, что по происхо-ждению Кропоткин был князем, значит, он мог наблюдать если не самих Фамусовых, то их потомков. Он писал: «И вот, уважа-емый Александр Иванович, позвольте сказать, что именно этот тип Вы превосходно воспроизвели, не упустив необходимой черточки русского дОбродушия (Ну хоть в том, как BЫ кинули замечание Петрушке: «Вечно Ты с обновкой»).

Наряду c актерской игрой, Южин принимал активное уча-стие в работе театрального комитета входящего в состав Нар-компроса. Он постоянно участвовал в диспутах, посвященных деятельности театров, в частности Малого театра, спорил c B.Э. Мейерхольдом, утверждая, что классические произведе-ния не подлежат переделке, что и так они раскрывают глав-ное существо жизни. Южин настаивал на том, чтобы классика занимала главенствующее место в репертуаре Малого театра. Однако Южин считал, что Малый театр должен обращаться к современной драматургии, и 7 ноября 1921 года Платон вместе c художником M.Б. Аобужинским выпустил премьеру пьесы А.B. Луначарского «Оливер Кромвель». Южин играл заглавную роль. B его исполнении Кромвель был фанатически предан идее борьбы. Это был суровый, решительный вождь и такая трактовка образа импонировала зрителям.

На протяжении исторически короткого срока, c 1917 по 1921 год, Малый театр прошел большой и сложный путь развития. Изменения в его деятельности были очевидны. Быть художественным руководителем Малого театра Южину стано-вилось все труднее из-за болезни. Но, тем не менее, он был вынужден в марте 1923 года принять пост директора Малого театра и занимал его до 1 января 1926 года. Он оставался почетным директором и председателем Художественного совета.

Но даже болезни не могли отвлечь Южина от насущных проблем Малого театра. И хотя в Малом театре была Сильней-шая труппа драматических артистов, Южин думал об актерской молодежи. B 1918 году он привел в театр молодую актрису E.H. Гоголеву, увидев ее в одном из районных коллективов. По инициативе Южина было открыто Театральное училище, но-сящее ныне имя M.C. Щепкина. B 1926 году был открыт музей Малого театра. Со здоровьем у Южина становилось все хуже и он отправился лечиться во Францию. 17 сентября 1927 года в местечке Жуан ле Пэн великий актер и великий театральный деятель отечественного театра скончался. Гроб c телом был до-ставлен морем в Батум. Оттуда специальным поездом отправ-лен в Москву.

На каждой большой станции устраивались траурные ми-тинги: «Ни один артист не знал такого огромного посмертно-го чествования, такого выражения любви и уважения, какими Москва провожала гроб Александра Ивановича».

B год 150-летия со дня рождения Александра Ивановича Южина, вспоминая о нем, мы еще раз отметим ту огромную роль, какую сыграл он в сохранении лучших традиций Малого театра и всего театрального дела в России.

Личное дело

Александр Иванович Сумбатов (псевдоним Южин, 1857 - 1927) родился в селе Кукуевка Ефремовского уезда Тульской губернии в семье кавалерийского офицера князя Ивана Александровича Сумбаташвили и Варвары Ивановны Недзветской. В 1863 году его отец вышел в отставку и вернулся в Грузию, где летом жил в родовом имении Телети, а остальное время - в Тифлисе. Он стал был назначен мировым посредником I отдела Тбилисского округа, занимаясь на этой должности проведением крестьянской реформы. В 1866 году ушел с государственной службы.

Начальное образование Александр получил дома, затем учился в Тифлисской гимназии. После окончания гимназии стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Особое влияние на него оказал профессор Александр Градовский, читавший курс государственного права. Однако театральная сцена привлекала юношу значительно сильнее, чем карьера юриста. Еще в гимназические годы он начал выступать в любительских спектаклях в Тифлисе, а в 1876 году сыграл в профессиональном тифлисском театре, скрывшись под псевдонимом Сольцев. Затем был придуман псевдоним Южин, ставший для актера постоянным.

С 1878-1879 года Александр Сумбатов играл в любительских труппах Петербурга: в клубе Благородного собрания, в труппе Северцова-Павлова, в Немецком клубе, в театре Стрекалова. Его игра обращает на себя внимание критиков и коллег-актеров, к Сумбатову приходит первая известность в театральном мире.

С 1880 года он начал публиковать в театральном разделе «Петербургского листка» репортажи и рецензии, в основном о спектаклях, ставившихся на любительских сценах города, а вскоре начинает писать и публицистические заметки на самые разные общественно важные темы.

Летом 1881 года Сумбатов на сцене театра Ораниенбаума впервые играет вместе со знаменитыми актерами Малого театра: Ермоловой и Ленским. Тогда же его пьеса «Листья шелестят» была поставлена на сцене Малого театра в бенефис актрисы Яблочкиной.

Осенью 1881 года он был принят в «Пушкинский театр» Анны Бренко в Москве. Южин дебютировал в роли Уриэля Акосты, с большим успехом исполнял роли Звездича в «Маскараде» и Василия в «Каширской старине». Спектакли театра пользовались любовью публики, но на следующий год он был закрыт. После этого Сумбатов-Южин принял приглашение Малого театра.

Первое выступление Южина на сцене Малого театра состоялось 30 августа 1882 года. Он исполнил роль Чацкого. Зрители тепло встретили нового актера труппы, но сам актер оценивал свое выступление критически: «… играл хоть горячо, но скверно». Вскоре Сумбатов-Южин стал одним из ведущих актеров Малого театра.

В Малом театре Сумбатов-Южин прослужил до конца жизни. На сцене театра также ставились написанные им пьесы: «Арказановы», «Цепи», «Джентльмен», «Закат», «Старый закал», «Измена», «Ночной туман». С 1909 года он стал управляющим труппой Малого театра. В послереволюционном 1918 году был избран председателем Совета театра. В 1923 году стал его директором.

В феврале 1925 года Сумбатов-Южин из-за заболевания сердца получил разрешение поехать на лечение во Францию. Несмотря на то, что он строго выполнял все предписания врачей, болезнь продолжалась, поэтому в 1926 году он ушел с должности директора театра (оставшись почетным директором и председателем художественного совета театра).

Освободившись от множества административных обязанностей, актер продолжил выступать на сцене. 15 января 1926 года он сыграл в «Горе от ума». Зрители встретили его овациями, спектакль имел огромный успех. Воодушевленный, Сумбатов-Южин решил выходить на сцену два раза в неделю. Однако уже 5 февраля, играя в спектакле «Железная стена», почувствовал себя очень плохо, с трудом доиграл и вернулся домой с температурой 38 градусов. Врачи определили у него тяжелую форму пневмонии. Спустя несколько дней консилиум профессоров решил, что помочь больному уже невозможно и жить ему осталось не более нескольких часов. Но благодаря усилиям врача Константина Напалкова состояние Южина улучшилось, больной выздоровел.

Однако боли в сердце не оставили актера. Летом 1927 года по постановлению народного комиссариата просвещения он был вновь направлен на лечение во Францию. 17 сентября 1927 года, в день своего семидесятилетия, Александр Сумбатов-Южин умер за письменным столом в городе Жуан-ле-Пэн на юге Франции, работая над своей последней пьесой.

Чем знаменит

Выдающийся актер драматического театра. С равным успехом выступал в романтических, драматических и комедийно-характерных ролях. Среди самых известных его ролей - Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера), Дон Карлос («Эрнани» Гбго), Макбет, Ричард III, Гамлет, Яго, Кориолан, Шейлок, Фигаро, Болингброк («Стакан воды» Скриба), Телятев («Бешеные деньги» Островского), Фамусова, Мортимер («Мария Стюарт»), Карло ван-дер-Ноот («Граф де Ризоор» Сарду), лорд Кавершам («Идеальный муж» Уайльда).

О чем надо знать

Как писал Луначарский, «Южин в значительной мере остался в России для того, чтобы охранять Малый театр. Малый театр был сокровищем его жизни. Разрушение Малого театра было бы для него гораздо хуже смерти». Благодаря усилиям Сумбатова-Южина уже 21 ноября 1917 года Малый театр возобновил свои спектакли. В январе 1918 года Южин подготовил проект автономного управления Малого театра и представил этот проект труппе театра и Луначарскому, добившись потом утверждения этого проекта правительством. Сумбатов-Южин принимал активное участие в работе Театрального отдела Наркомпроса, Центротеатра и других организаций, руководивших театральным искусством.

Прямая речь

«На любой европейской сцене был бы Южин прославлен большой знаменитостью. Декламацию г. Южина положительно можно назвать образцовой; в ней слышится всегда верный тон, отсутствие излишней тягучести и торопливости и “приподнятости” — трех недостатков, присущих очень многим артистам; тщательная обработка, обдуманность, выдержанность, и в то же самое время искренняя горячность. Мимика артиста разнообразна, порою смелая и всегда благородна и изящна. Что касается пластичности — качества, по правде сказать, редкого в наших артистах — то в этом отношении г. Южин может поравняться с самыми выдающимися сценическими художниками, каковы Росси, Сальвини, Муне-Сюлли, Барнай…»

В. П. Буренин (1882)

«Малый театр с огромным энтузиазмом и последовательностью приступил к очищению от тех действительно низкопробных пьес, которыми был засорен его предреволюционный репертуар. А. И. Южин — собранный, волевой и точный — крепко держал руль Малого театра. Сразу после революции он впустил в его стены А. А. Санина и этим поднял режиссуру; взамен ремесленных павильонов (Коровин был редким гостем в Малом театре) на его сцене воздвиглись декорации Юона и Ульянова; в репертуар широкой волной вошли классики — Островский, Мольер, Лопе де Вега, Шекспир; М. Н. Ермолова, Е. К. Лешковская в следующих сезонах создали незабываемые шедевры в “Ричарде III” и “Лесе”; Малый театр впервые поставил “Старика” Горького с О. О. Садовской, а вскоре после этого — “Кромвеля”. Он организовал при себе школу, первый выпуск которой составил студию Малого театра. Театр возвращался к своим истокам — к тому демократизму, которым он был силен и который замутнялся пошлой и беспринципной репертуарной политикой и безрежиссерьем предреволюционных лет».

П. А. Марков (журнал «Театр» 1975)

«Ты был нашим вождем, рыцарем нашего театра, нашим защитником и нашим другом. Гениальные артисты и артистки были, есть и будут в нашей стране, но таких, которые бы отдали всю любовь, весь талант, всю жизнь на служение искусству, на утверждение его высокого значения, его великой силы для народа и на защиту прав, достоинства и чести актера, таких среди нас немного, и ты был одним из первых».

А. А. Яблочкина (1927)

7 фактов об Александре Сумбатове-Южине

  • В гимназической постановке «Горя от ума» роль Чацкого исполнял Саша Сумбатов, а Фамусова - ученик параллельного класса Володя Данченко - в будущем прославленный театральный режиссер и один из основателей МХТ. Затем они вдвое неоднократно выступали в спектаклях любительского драматического кружка в Тифлисе.
  • В студенческие годы Александр Сумбатов пугал квартирную хозяйку, когда вслух читал в своей комнате монологи из пьесы. «Это чистое наказание, — жаловалась она, — окромя него семь скубентов живет, и все чинно и благородно, а он озорник, да и только».
  • Отец Сумбатова-Южина примирился с его актерской карьерой только в 1882 году, незадолго до смерти.
  • Актеры Александр Сумбатов-Южин и Александр Ленский были женаты на сестрах Марии и Лидии Корф, а Владимир Немирович-Данченко - на их двоюродной сестре Екатерине Корф.

Александр Иванович Сумбатов (Южин)

Джентльмен

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Ольга Спиридоновна Рыдлова, глава торгового дома «Рыдлова вдова и Чечков».

Ларион Денисович Рыдлов, ее сын, лет 30.

Любовь Денисовна Рыдлова, ее младшая дочь.

Василий Ефимович Чечков, двоюродный брат Ольги Спиридоновны, лет 50, компаньон фирмы.

Сергей Павлович Боженко, помещик заложенных имений, служит в Москве в частном банке директором, лет 45.

Эмма Леопольдовна, урожденная графиня Остергаузен, его жена, молодая женщина.

Граф Фридрих Николаевич Остергаузен, ее дальний родственник, лет 35, владелец небольшого майората в Прибалтийском крае.

Андрей Константинович Остужев, литератор, лет под 40.

Вадим Петрович Гореев, учитель физики и естественной истории, журналист, приват-доцент университета.

Екатерина Вадимовна (Кэтт), его дочь, воспитанная мисс Уилькс.

Евгения Фоминична Уилькс, ее тетка, бывшая гувернантка Рыдловых, друг их дома, собственница фабрики перчаток и магазина изящных вещей и парфюмерии, лет 50, но очень сохранившаяся, англичанка по происхождению, родившаяся в России и прожившая всю жизнь в Москве.

Егор Егорович Лебедынцев, бывший спортсмен, занимается газетной работой.

Франческо Сакарди, тенор итальянской оперы.

Василий, лакей Рыдловых.

Гости, лакеи.


Действие происходит в наше время в Москве.

Первое, второе, третье и пятое - у Рыдловых, четвертое - у Гореева.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена представляет зимний сад в доме Рыдловых. Правая стена вся уставлена тропическими растениями, на авансцене род беседки из пальм и кактусов. Несколько впереди, на правом плане, дверь. Средняя стена в глубине состоит из четырех или пяти арок, затворяющихся стеклянными дверями из цветных стекол. Промежутки между дверями заполнены цветущими растениями. Левая сторона - сплошной сад. Между третьим и четвертым планом и в глубине расположены карточные столы. На авансцене слева низенький стол, на нем два бочонка с устрицами, тарелки, устричные вилки, шабли, шампанское, стаканы и фужеры. За задней занавесью видна освещенная зала с множеством гостей. Слышна очень слабо бальная музыка. За одним из столов играют. Кое-когда проходят гости - дамы и мужчины. Сад освещен мягким электрическим светом. Садовые изящные кресла, столики и диваны.

Явление первое

Боженко, граф Остергаузен и Лебедынцев сидят около бочонка с устрицами и едят их, запивая шампанским.


Боженко. Что и говорить! Красавица! И за что этакому олуху лезет в рот такое счастье?

Остергаузен. Московская черта: есть хозяйские устрицы и ругать хозяина.

Лебедынцев. Давно сказано: русский человек склонен к злословию.

Остергаузен. Следует мягче относиться к людям, в руках коих столь важное преимущество, как капитал. Человек, преследующий в жизни определенную цель, не может быть столь опрометчив и легкомыслен.

Боженко. Нет поглядите, пожалуйста! Идет себе немец по жизненному пути мерным шагом, преследует какую-то цель да по пути раздает наставления. (Горячо.) Ну какая у тебя-то цель, скажи, сделай милость?

Остергаузен. Поддержать свою фамилию.

Боженко. Что?

Остергаузен. Поддержать свою фамилию. Она была богатая, и надо, чтобы она опять стала богатая.

Боженко. Что ж это за жизненная цель такая - богатство? И богат я был и беден - все одно и то же.

Лебедынцев. Ты при мне этого не говори. Ты никогда, Сергей Павлович, не был беден. У тебя сначала были большие имения, потом частная служба с окладом в 12 тысяч, это не бедность. А вот я, понимаешь… ну! (Глотает устрицы.) Знаешь, после того как судебный пристав выселил меня из моей конюшни…

Остергаузен. Зачем из конюшни? Разве вы жили в конюшне?

Лебедынцев. Жил-с, лучшие дни в моей жизни. Я в эту конюшню поместил два рязанских, одно тульское имение да последнюю подмосковную; наконец продал дом на Поварской и полконюшни, а в другую половину переселился сам. Так мы и жили, дружно, любовно: Пигмалион, Пик-Покет, Непобедимая I, Непобедимая II, тренер, жокей и я. Но… тут входит опекун.

Остергаузен. Какой опекун?

Лебедынцев. Судебный пристав. Занавес опускается. (Махнул рукой.)

Остергаузен. Да, это очень тяжело - после таких увлечений жить литературным трудом.

Лебедынцев. Собачья жизнь. Одна у меня надежда - самому газету издавать. Давайте вместе.

Остергаузен (очень спокойно). Ничего не выйдет.

Лебедынцев. Почему?

Остергаузен. Денег нет.

Лебедынцев. Да разве я предлагаю издавать на наши деньги? Вот еще! А зачем же наш Ларя-голубчик? Уж он в литературу давно порывается. Написал повесть психологического жанра и напечатал под псевдонимом «маркиз Вольдир» - Рыдлов наоборот. В каком-то иллюстрированном журнале помещен даже его собственный портрет и автограф. «Maркиз Вольдир, писатель». Рожа у него изображена в рембрандовском освещении, но - увы! - все как будто лоснится. Мы ему поручим какой-нибудь отдел.

Остергаузен. Так ему можно поручить театральный отдел.

Лебедынцев. Вот разве что театральный. Вероятно, он будет очень скоро сам играть роль дон Бартоло в комедии из семейной жизни.

Боженко. Ну, она не из таких.

Лебедынцев. Я плохо знаком с родными молодой. Почему это Гореевы и Уилькс в родстве? Что тут общего - русская и английская фамилии?

Боженко (прихлебывая из стакана). Ты ведь знаком с Гореевым.

Лебедынцев. Лично нет, но постоянно читаю его статьи в газетах, знаю его по думской деятельности… Знаю, что он учитель и приват-доцент…

Боженко. Много он пережил на своем веку. И журнал издавал, и писал, и учительствовал, и теперь много работает. Он сам про себя говорил мне, что он в жизни только и делал, что падал и поднимался. Лет тридцать назад женился он на сестре нашей Евгении Фоминичны Уилькс. Обе сестры были гувернантками: старшая, ныне здравствующая Евгения Фоминична, уже тогда, кажется, пестовала Ларьку Рыдлова, затем и «цель жизни» вашего сиятельства…

Остергаузен. Пока ты можешь шутить, но когда я женюсь, ты уже не будешь мочь шутить.

Боженко. Воспитала будущую графиню Остергаузен, нашла денежных друзей и отлично повела магазин перчаток, английских духов и… свадебную контору под шумок, а сестра ее по страстной взаимной любви вышла за Вадима Петровича, родила ему Кэтт, да тут же и умерла. Вот тут уж Вадим Петрович рухнул, попросту говоря запил, как все мы, русские люди. К счастью, ненадолго. Но этого срока было достаточно, чтобы Евгения Фоминична овладела Кэтт и перевезла ее к себе. Отец сначала и думать о ней забыл, заперся, и лет пять нигде его не было видно, а потом, когда оправился, да и она подросла, сунулся было к ней, но уже было поздно. Девочка звала тетку мамой, а к папе была вполне равнодушна. (Выпивая залпом стакан.) Вырастила красавицу, да вот и выдала замуж.

Остергаузен. А где теперь Остужев?

Лебедынцев (с любопытством глядя на графа). Э-э, ваше сиятельство, как же это так неосторожно? В доме повешенного - да о веревке.

Боженко. Вздор! вздор! Как тебе не стыдно, Егор Егорович!

Лебедынцев. Чего же стыдиться? Роман не роман, а небольшой очерк, так, строчек на двести, все-таки был.

Боженко (желчно). Послушай, Егор Егорович, мы в ее доме…

Лебедынцев. Да она еще и переночевать здесь не успела.

Боженко. Это все равно. Может быть, и было начало увлечения с ее стороны…

Остергаузен. Виноват, это все излишне. Я только спросил, где теперь Остужев и знает ли об этом бракосочетании. Больше я ничего не спросил…

Лебедынцев. Что знает, - это будьте уверены. Я думаю, одни его знакомые дамы послали ему добрую дюжину печатных приглашений. (Достает.) Вот таких. Он в Париже. Я читал недавно его фельетон.

Боженко. Это все мисс тетушка устроила! Будет он ей благодарен.

Лебедынцев. Уилькс-то? О, дама проницательная. Таскала-таскала племянницу по ситцевым балам, все партии искала.

Боженко (горячо). Ну, уж я тебя прошу!

Лебедынцев. Да разве я что-нибудь говорю? С тетенькой и с девицами хорошего круга, пикниками. А роман захлопнули на первой же главе. Будьте покойны. Вдова Рыдлова - фирма солидная: ей лежалого не сбудешь.


Из глубины входит Василий Ефимович Чечков.

Явление второе

Чечков. Избрали благую часть? Где, думаю, умные люди, которые не задыхаются? Надо их отыскать. Прямо сюда… (Присаживается.) Благодать, благодать. Хе… (Вынимает портсигар и тщательно выбирает сигару, когда обрезал ее и собирается закурить, Лебедынцев берет ее у него из рук.) Позвольте, батенька, я вам другую… такой сорт, что вы все пальчики оближете… (Ищет в портсигаре.) Вот… вот…