Аккомпанемент- это что

Искусству аккомпанемента до настоящего времени посвящено не так много литературы, как хотелось бы. Еще меньше написано о методике преподавания этого учебного предмета.

Между тем, именно детские музыкальные школы являются первым и наиболее массовым звеном в системе музыкального

образования, необходимой ступенькой к домашнему музицированию, к самодеятельному художественному творчеству. И задача музыкальной школы - привить необходимые навыки коллективного музицирования, умения аккомпанировать певцу или себе самому, солисту, воспитать вкус и интерес к совместному творчеству.

Представленная методическая разработка является обобщением опыта работы концертмейстером и преподавания аккомпанемента в музыкальной школе и продиктована желанием помочь коллегам систематизировать учебный материал, определить последовательность его усложнения, исходя из потребностей будущего любителя музыки, получившего в музыкальной школе общие музыкальные представления и не продолжившего своего музыкального образования. Студенты же музыкальных учебных заведений средней и высшей ступени будут углублять свои знания в процессе дальнейшего обучения.

Искусство аккомпанемента - это такой ансамбль (слово «ансамбль» по-французски означает «единство»), в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.Оба музыканта, и солист, и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого, целостного музыкального организма.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Помимо владения своим инструментом оно требует от пианиста знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах. Концертмейстер - не только пианист, он как бы и певец, скрипач, трубач, гитарист и т.д. Пианист обязан не просто ЗНАТЬ кроме своей и сольную партию. Хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда все его внимание устремлено на солиста, когда он повторяет вместе с ним каждый звук, каждое слово, предчувствует, заранее «предслышит» то, что будет делать партнер. Чувствовать себя исполнителем сольной партии - необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом.

Автор рассматривает основные принципы работы с учащимися старших классов фортепианного отделения, останавливаясь на вопросах выбора программы, особенностях аккомпанемента вокалистам и инструменталистам, развитии навыков чтения с листа, подбора по слуху и транспонирования, приёмах фактурного облегчения аккомпанемента и т.д. Здесь же даются примерные программы - предложены произведения, которые могут быть исполнены на академических концертах и дан примерный репертуарный список.

Непросто привить такой объем навыков за то время, которое отводятся на аккомпанемент по учебному плану в 5,6, 7 классах музыкальной школы. Однако одним из основных направлений работы детской музыкальной школы является задача дать учащимся общее музыкальное развитие, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки

Слушая музыку различных жанров, стилей и эпох, можно заметить, что основную музыкальную тему (мелодию) зачастую сопровождают и украшают подголоски, имеющие второстепенную значимость. Именно это дополнение и своеобразное подзвучивание мелодии называется аккомпанементом.

Музыкальное сопровождение

В переводе с французского аккомпанемент означает сопровождение. То есть аккомпанирование в музыке - это сопровождение солирующей партии несколькими другими. Оно может варьироваться и меняться, в то время как мелодическая линия должна оставаться неизменной.

Интересным является то, что аккомпанемент - это не всегда музыкальные партии. Он может выражаться и в ритмичных хлопках, имитации звуков природы и т. д.

Что такое аккомпанемент? В своем классическом проявлении возможен только в гомофонно-гармоническом музыкальном изложении, когда мелодию, исполняемую солистом-вокалистом или инструменталистом, необходимо подзвучить при помощи одного или нескольких инструментов, например, фортепиано, гитарой, баяном, аккордеоном, инструментальным или вокальным ансамблем, хором, оркестром.

Гомофония - один из типов полифонии, где партии разделяются на главную и второстепенные.

В зависимости от временной эпохи и страны, аккомпанемент в разные времена имел разную форму. Например, в странах Африки с незапамятных времен и до сегодняшнего дня мелодия сопровождается ритмами этнических барабанов.

В Средневековье основная партия усиливалась с помощью вокального или инструментального октавного удвоения.

В период Классицизма в Западной Европе вокалистам, скрипачам, гобоистам и прочим инструменталистам аккомпанировал клавесин.

В России эту функцию взяли на себя такие инструменты, как баян, балалайка и гусли.

На Украине это кобза, бандура, цимбалы, домра и т. д.

Начиная с эпохи Романтизма и по сей день чаще всего можно услышать сольные партии в сопровождении фортепиано или гитары. Самыми же роскошными аккомпаниаторами являются вокальные и инструментальные ансамбли, оркестры и хоры.

Роль аккомпанемента

В словаре В. Даля также находится ответ на вопрос "Что такое аккомпанемент?". Здесь его характеризуют как музыкальное подыгрывание, подголосок для основной партии/мелодии. Он обогащает художественное восприятие произведения в целом.

Начиная с XVI столетия с развитием основ гармонии музыкальное сопровождение приобретает характер слаженной гармонической опоры и окантовки мелодии.

В вышеуказанный период аккомпаниаторам выписывалась только басовая партия с обозначением аккордов при помощи цифровок (генерал-бас).

Начиная с композиторов эпохи Классицизма Гайдна, Моцарта и Бетховена в аккомпанементе начали полностью выписывать все голоса и ритмические рисунки, что делает возможным неизменное воспроизведение музыки разными исполнителями.

Самые распространенные виды аккомпанемента:

  • Аккордовый аккомпанемент. Часто встречается в драматической, камерной, симфонической и оперной музыке. С помощью такого сопровождения ярко подчеркиваются ладовые и тональные тяготения, что выражает эмоциональное настроение музыки.
  • Аккомпанемент пульсирующих аккордов. Возможен в произведениях различного характера и содержания. Пульсация может быть как насыщенной и быстрой, так и мягкой, спокойной. При таком изложении часто используют арпеджированные обороты, соединяющиеся в аккорды.
  • Чередование басовой партии со средними голосами. Предполагает как бы шаговое движение баса и аккорда.
  • Также часто применяют аккомпанемент, в котором дублируется мелодическая партия.

Сегодня все дети, обучающиеся музыке, с ранних лет знают, что такое аккомпанемент. Вокалисты, струнники, духовики и народники с первых классов учатся играть под фортепианное сопровождение, а пианисты и гитаристы обучаются искусству аккомпаниаторов, что в значительной мере развивает чувство ансамбля и гармонический слух.

Электронные программы аккомпанемента

На сегодняшний день существует много программ автоматического электронного аккомпанемента, например, Bestfree, ChordPulse, Soundsmith, Band-in-box и др.

Исполнение аккомпаниатора и солиста должно быть одинаковым в динамическом, метрическом, темповом и эмоциональном планах. Только в таком случае произведение будет звучать органично, слажено и красиво.

Бале́т (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкально- , в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью .

Интерме́дия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная , помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной или в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий между двумя проведениями в , проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - , связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо , обладающий своим и характером музыки.

Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные канты бодрого маршеобразного (см. ) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Ко́да (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, украшениями.

Колори́т (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных , , и иных выразительных средств.

Коля́дка - общее название славянских народных обрядовых языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Купю́ра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо , в - , или .

Лезги́нка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Моти́в (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть , имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Ноктю́рн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - ) лирически-созерцательного характера с выразительной певучей .

Ноне́т (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного для девяти участников.

О́да (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - ) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo - восемь) - восьми участников.

Паро́дия (греч. parodià, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному , , и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра - первое представление, на театральной ; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Скоморо́хи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Сона́тное алле́гро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и , - выдержанные в быстром (allegro) . Форма сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной ; разработка-

Открытый урок по слушанию музыки с учащимися отделения фортепиано.

Преподаватель Горелова Екатерина Сергеевна, МБОУ ДОД "Тюльганская ДШИ", пос. Тюльган Оренбургской области.
Урок является авторской разработкой, частью авторской программы по слушанию музыки. Главная идея программы - изучение прежде всего музыкального произведения, а не элементов музыкального языка на примере музыкальных произведений. Целостное восприятие музыки способствует решению и попутных задач. В данном случае - изучение мелодии и аккомпанемента. Урок будет полезен учителям музыки и преподавателям ДШИ, ДМШ.

Тема: Мелодия и аккомпанемент (как фон) в музыкальном произведении.

Вид урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний, навыков и умений.

Цели урока: Создать слуховую базу для развития навыка отличать на слух различные пласты музыкальной фактуры.

Задачи урока:
Учебные –
1. Освоить новое понятие «аккомпанемент», познакомить с понятием «вокализ».
2. Познакомить с музыкальным инструментом скрипка.
3. Научить различать на слух мелодию и аккомпанемент в произведении.
4. Учить говорить о характере музыкального произведения.
5. Развивать навык простейшего анализа музыкальной фактуры (вид аккомпанемента, направление движения мелодии).
Воспитательные –
1. Прививать любовь к классической музыке.
2. Учить слушать музыку в тишине.

Оснащение урока:

Музыкальный центр
Диск с записями музыкальных произведений
Ноты: С.В.Рахманинов «Вокализ», оригинал;
А. Разоренов, пьеса «Одинаково по-разному».
Фортепиано
Цветные карандаши, фломастеры.
Рисунки
Изображение скрипки

Методическая идея урока: Работая методом сравнения звучания разных инструментов (тембров) при исполнении одного и того же произведения, учащиеся постепенно выделяют разные пласты фактуры на слух. Когда меняется тембр мелодии (3 раза: вокал, скрипка, детский хор), у учащихся формируется умение отделять на слух мелодию от аккомпанемента, они начинают различать первый план и фон. Далее мелодия и аккомпанемент звучат на одном инструменте, и учащиеся «вынуждены» воспринимать и отличать на слух пласты однотембровой фактуры; т.о. активизируется смысловое восприятие и формируется навык разделения пластов фактуры на слух. Один раз дети слушают произведение полностью, несколько раз – фрагмент. Фрагмент произведения должен иметь смысловую завершенность. В данном случае - 1 часть.

Этапы урока

Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель сообщает ученикам тему урока и задает вопросы:
Какие слова вам знакомы в названии темы, а какие нет? Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Учитель обобщает ответы детей и формулирует цели и задачи урока:
Мы узнаем, что такое аккомпанемент и как он действует совместно с мелодией, познакомимся с новым музыкальным инструментом.
Будем говорить о характере музыки, высказывать свои впечатления.
Послушаем и будем знать больше музыкальных произведений.

Актуализация опорных знаний.

Учитель показывает детям 3 рисунка с человеком на первом плане и фоном (природа). Фон на каждом рисунке разный. Учащиеся должны объяснить, что меняется на картинках.
Вывод: меняется каждый раз фон, а главный герой остается на первом плане.
Далее учитель показывает несколько абстрактных картинок, на которых фон в виде цветных пятен и на первом плане выделяется кривая линия. Картинки должны быть с линиями разного характера – прямая линия, плавная кривая и ломаная с резкими «скачками». Учащиеся должны определить и описать фон и характер линии на каждой картинке.
Слушание произведения:
Перед слушанием учитель напоминает главное правило: музыка должна звучать в тишине, чтобы у каждого слушателя сложилось собственное впечатление от прослушанного.
Учитель предлагает послушать фрагмент произведения, выразить впечатления от прослушанного и ответить на вопрос, можно ли в музыке найти фон и первый план?
Звучит: С.В.Рахманинов «Вокализ», фрагмент (оригинал).
После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки, своих впечатлениях и с помощью наводящих вопросов учителя отвечают, что на первом плане был голос певицы, она пела мелодию без слов, а фоном являлось фортепиано. Учитель поясняет значение слова «вокализ» и называет автора и название произведения.

Изучение нового материала.

Учитель предлагает детям прослушать произведение полностью и нарисовать картину. Предварительно оговаривается, что на картине будет изображен карандашами фон (партия фортепиано) , а фломастером линия мелодии, которую поет певица. Мелодия должна быть изображена соответственно характеру.
Слушание и рисование.
После того, как работа завершена, дети сравнивают свои рисунки друг с другом и с помощью учителя анализируют услышанное произведение.
Вопросы учителя (с одновременным проигрыванием на инструменте фрагментов к вопросу): Если оставить только певца, что-нибудь изменится в характере музыки? А если оставить только фон, что изменится? На первом плане мы слышали мелодию. А как называется то, что мы слышим на фортепиано? – (дети: аккорды). Эти аккорды сопровождают мелодию, «раскрашивают» ее в разные цвета. В живописи то, что за первым планом, мы называем фон, а в музыке – аккомпанемент. Тренировка произношения нового слова.

Учитель предлагает детям послушать фрагмент того же произведения и сказать, что изменилось в нем.
Слушание: «Вокализ» скрипка – фортепиано.
Обобщая ответы детей, учитель делает акцент на формулировку «аккомпанемент исполняется по-прежнему на фортепиано, а мелодия – на скрипке». Учитель дает немного информации о скрипке и показывает ее изображение. Учащиеся рассказывают о характере звучания мелодии на скрипке, учитель подводит их к выводу, что тембр скрипки близок человеческому голосу по богатству интонаций.
Аналогично слушается и разбирается фрагмент «Вокализа» в исполнении детского хора и фортепиано.
Учитель дает установку на слушание следующего фрагмента и просит учащихся определить, на каком инструменте исполняется мелодия и аккомпанемент.
Учащиеся отвечают, что и мелодия и аккомпанемент исполняются на фортепиано.
Вопросы учителя: В каком регистре звучит мелодия? В каком регистре звучит аккомпанемент, меняются ли регистры?
Учитель выслушивает и корректирует ответы детей.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.

Для проверки усвоения знаний учитель предлагает детям прослушать небольшое произведение и рассказать о нем, применяя новые слова, которые они использовали сегодня на уроке. Название произведения не сообщается.
А. Разоренов «Одинаково по-разному», слушание в исполнении учителя.
Дети отвечают, что в этом произведении звучала мелодия и аккомпанемент, которые исполнялись на фортепиано. Так же дети рассказывают свои впечатления, описывают характер музыки.
Учитель сообщает название произведение и просит учеников объяснить, почему оно так называется, что в нем одинаково и что по-разному.
Слушание произведения.
Учащиеся отвечают, что одинаково звучала мелодия в среднем регистре, а по-разному звучал аккомпанемент.
Учитель добавляет, что аккомпанемент в каждом мотиве мелодии добавлял новую краску, поэтому мелодия не казалась однообразной, хотя все ее мотивы одинаковые (играет для сравнения без аккомпанемента).

Подведение итогов урока, рефлексия.

Вопросы учителя: Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие произведения мы теперь знаем? О каком инструменте мы говорили на уроке? Что такое «вокализ»? понравилось ли вам произведение С.В.Рахманинова? Кто хочет узнать другие произведения этого автора? Изменилось ли ваше настроение после урока и как?
Учитель оценивает работу каждого на уроке с помощью других учащихся и аргументирует выставленные оценки.

Приведем пример, который наверняка знаком всем. На уроке пения учительница разучивает новую песню. Сначала она играет мелодию, ученики повторяют ее. Потом, когда мелодия хорошо запомнилась, класс поет ее хором, а учительница играет на рояле. Она аккомпанирует, то есть сопровождает пение своей игрой. Слово «accompagner» по-французски и означает «сопровождать». С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто. Под аккомпанемент рояля или пианино, инструментального ансамбля или оркестра, а то и баяна или гитары, поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, виолончелисты и исполнители на духовых инструментах. Но не всякое сочетание рояля с другим инструментом оказывается сопровождением. Иногда на нотах написано, например: «Соната для скрипки и фортепиано». Или «Пьеса для флейты и фортепиано». Это означает, что рояль в данном случае играет не второстепенную, сопровождающую роль, а выступает в качестве полноправного партнера. Не случайно в музыкальных учебных заведениях есть две разные учебные дисциплины: аккомпанемент и ансамбль.


Смотреть значение Аккомпанемент в других словарях

Аккомпанемент — сопровождение
Словарь синонимов

Аккомпанемент М. — 1. Музыкальное сопровождение сольной вокальной или инструментальной партии, основной темы или мелодии музыкального произведения. 2. перен. Действие, явление, сопровождающее........
Толковый словарь Ефремовой

Аккомпанемент — -а; м. [итал. accompagnamento].
1. Музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения. Написать а.........
Толковый словарь Кузнецова

Аккомпанемент — (франц. accompagnement - от accompagner - сопровождать), 1)гармоническое и ритмическое сопровождение основного мелодического голоса.2) Сопровождение одним или несколькими инструментами,........
Большой энциклопедический словарь

Аккомпанемент — (франц. accompagnement, от accompagner - сопровождать; итал. accompagnamento; англ. accompaniment; нем. Begleitung). 1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч.........
Музыкальная энциклопедия