Высказывание в чем смысл жизни человека. Смысл высказывания. Контекстом определяется смысл, а смысл создает…

Как раскрыть смысл высказывания?

В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Напоминаем, что неправильное понимание смысла и оценка этого критерия «О» баллов приводит к тому, что другие части работы не учитываются и, таким образом, все задание оценивается как «0» баллов.

Именно раскрытие смысла высказывания должно стать первичным при написании эссе, а умения выработать и сформулировать суждения, раскрывающие смысл того или иного афоризма, должно быть уделено особое внимание при подготовке к экзамену. Овладение этим умением будет способствовать более осмысленному, стройному, логически целостному выполнению остальных требований, предъявляемых заданием, и представлению и аргументации собственной точки зрения по поводу высказывания.

Выбрав тему эссе, следует четко сформулировать проблему, которая послужила основой для высказывания. Проверенный способ сделать это - попробовать изложить суть высказывания, используя термины и понятия из конкретного раздела школьного курса. Для этого выпускник должен своими словами переформулировать тему, определив главную мысль, для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает фразу.

Также целесообразно выделить ключевые слова (словосочетания) высказывания, которые помогут определить основную мысль изречения, основную идею автора высказывания. Это же поможет определить рамки раздела или темы обществоведческого курса в границах, которых и следует освещать вскрытую проблему.

Т.е. старшеклассник своими словами объясняет - что автор хотел сказать данной фразой. Логичнее это сделать в самом начале эссе.

Какие бывают главные идеи (проблемы) в экзаменационных эссе? 2

При написании эссе необходимо определить проблемы, которые затронуты в приведённых высказываниях, например:

Тема: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер)  Проблема: рациональное использование ресурсов при помощи эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.

Тема: «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит)  Проблема: частный интерес - источник инициативы и предприимчивости в экономике.

Главная идея (проблема), являясь своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе, требует четкого обозначения. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки и не увлечься общими рассуждениями.

Перечислим основные идеи (проблемы), с которыми выпускники могут встретиться в предлагаемой тематике заданий С9

Философия.

1. Соотношение материи и сознания.

2. Пространство и время как формы бытия.

3. Движение и развитие как способы существования.

4. Проблема сущности сознания.

5. Особенности психики человека.

6. Соотношение сознательного и бессознательного.

7. Бесконечность процесса познания.

8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

9. Соотношение субъекта и объекта познания.

10. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

11 .Интуиция и ее роль в познании.

12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

13.Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

14. Взаимодействие природы и общества.

15.Экологическая проблема и пути ее решения.

16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

17. Соотношение личности и общества.

18. Соотношение свободы и ответственности личности.

19. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

20. Многовариантность общественного развития.

21. Сущность цивилизации.

22. Основные подходы к изучению общества.

23. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

24. Духовная жизнь общества.

25. Общественное сознание, его структура и формы.

26. Наука как форма общественного сознания.

27. Эстетическое сознание.

28. Философское понимание искусства. 29.Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

30. Нравственное сознание.

31. Философское понимание морали.

32. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

33. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

34. Роль народных масс и личности в истории.

35. Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

3. Внутриличностный конфликт-конфликт социальных ролей одного человека.

4. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

5. Психологический климат коллектива.

6. Человек среди людей.

7. Сущностные характеристики малой группы.

8. Взаимоотношения индивида и группы.

9. Особенности формирования групп.

10. Роли, нормы и статус личности.

11. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

12. Самоопределение как выбор собственной позиции.

13. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

14. Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

15. Национальная идентичность.

16. Социальное взаимодействие.

17. Значение коммуникационного процесса.

18. Сущность социального конфликта.

19. Взаимоотношения личности и коллектива.

20. Источники социального прогресса.

21. Социальное развитие.

22. Семейные взаимоотношения.

23. Конфликт «отцов и детей».

24. Сущность толпы и стадный инстинкт.

25. Социально-психологический портрет лидера.

26. Семейные взаимоотношения.

27.Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11 .Две стороны общественного разделения труда - специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15.Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении социальных благ.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Роль государства в регулировании экономики.

Социология.

1. Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

3. Социальные неравенство и борьба.

4. Сохранение стабильности общественной жизни.

5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

8. Специфические качества города.

9. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

10. Процессы передачи информации между социальными группами.

11. Молодёжь как социальная общность.

12. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

13. Особенности образа жизни молодёжи.

14. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентации.

15. Социальная мобильность.

16. Выполнение различных социальных ролей.

17. Наука как социальный институт.

18. Социальные функции науки.

19. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

20. Взаимодействие религии и общества.

21. Семья как социальный институт и малая группа.

22. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

23. Отношение человека к труду, его социальная активность.

24. Влияние глобализации на локальную жизнь.

25. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

26. Национальное самосознание.

27. Тенденции межнациональных отношений.

28. Межэтнические конфликты.

29. Национальные особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения.

Политология.

1. Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

2. Место и роль государства в политической системе общества.

3. Партии и общественные движения в политической системе общества.

4. Особенности современных политических отношений.

5. Субъекты политики.

6. Мировая политика и международные отношения.

7. Типы отношения человека к политике.

8. Регулирование политического поведения и политической деятельности.

9. Соотношение целей и средств в политике.

10. Политический прогресс и его критерии.

11. Соотношение экономики, политики и права.

12. Сущность и особенности политической власти.

13. Природа и функции политической власти.

14. Легитимность политической власти и ее типы.

15. Политический режим: понятие и признаки.

16. Сущность демократического режима.

18. Тоталитарный режим.

19. Политическая система общества: понятие, функции и структура.

20. Происхождение государства.

21. Сущность и признаки государства.

22. Государственный суверенитет.

23. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

24. Форма государства и ее элементы.

25. Соотношение общества и государства.

26. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

27. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

28. Правовое государство: понятие и принципы.

29. Разделение властей как принцип правового государства.

30. Государство и личность: взаимная ответственность.

31. Понятие, функции, виды и структура политических партий.

32. Партийные системы.

33. Общественно-политические движения, группы давления.

34. Политические отношения.

35. Политический плюрализм.

36. Сущность и структура политического процесса.

37. Революция и реформа как виды политических преобразований.

38. Политическая модернизация..

39. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

40. Политические кампании: их стратегия и тактика.

41. Популизм: понятие и признаки.

43. Политическое решение.

44. Сущность и функции политического лидерства.

45. Политическое сознание: понятие, структура, функции.

46. Роль идеологии в политике.

47. Политическая культура: понятие и структура, типы.

48. Взаимодействие личности, общества и государства.

49. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентации и стремлений, свойственных различным социальным группам.

50. Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Право

1. Право как регулятор общественной жизни.

2. Социальная ценность права.

3. Сущность и специфические признаки государства.

4. Политическая система и роль государства в ней.

5. Право и мораль: сходства и различия.

6. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

7. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

8. Государство и гражданское общество.

9. Понятие, признаки социального государства.

10. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

11. Правонарушения: понятия, признаки и состав.

12. Виды правонарушений.

13. Сущность юридической ответственности.

14. Правовая культура.

Как сформулировать собственное мнение в эссе?

Следующий шаг заключается в определении своего отношения к выявленной при анализе высказывания проблеме. Личностное отношение к выбранной теме должно быть зафиксирована в тексте эссе в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично», либо подобные по значению и смыслу фразы). Необходимо четкое и внятное выражение собственного отношения к позиции автора высказывания - во многих случаях школьникам не удается передать свое отношение через контекст, систему обоснований и аргументов, что может привести к снижению экспертной оценки.

Наличие личностного оценочного суждения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами. При этом нужно помнить, что подобной формулировки не достаточно для получения 1 (одного) оценочного балла экзаменационной работы. В соответствии с критерием оценивания эссе К2, собственное мнение должно быть обосновано. Следовательно, фраза «Я согласен» должна обязательно иметь продолжение: «Я согласен с мнением автора, так как...», «Я не согласен с изложенной автором позицией, потому что...».

Целесообразно обращать внимание выпускников на то, что позиция, предполагающая согласие с точкой зрения автора, как правило, оказывается более выигрышной в экзаменационной работе, поскольку само авторское высказывание может содержать указание на возможные пути разрешения проблемы.

Иногда проблема, поднятая автором высказывания, оказывается сложной, что не даёт возможности выпускнику сформулировать однозначный ответ. В этом случае можно рекомендовать зафиксировать в тексте эссе собственную позицию в следующей формулировке: «С одной стороны я согласен с автором, с другой готов с ним поспорить». При этом следует помнить, что данное мнение потребует привести аргументы «за» и «против».

Следует иметь ввиду, что в отличие от сочинения по литературе, на баллах не отражается идеологическая позиция автора работы. Автор может высказывать позиции оптимистические и пессимистические, прогрессивные и регреcсивные, либеральные и консервативные, левые и правые. Главное - уметь аргументировать свою точку зрения. Однако, нельзя нарушать законы нашей страны -призывать к свержению существующего строя, проповедовать экстремистские взгляды. Имя автора остается неизвестным только до момента выставления оценки, после чего он может быть выявлен и даже наказан.

Каково значение правильного использования обществоведческой терминологии в эссе?

Избранная тема должна быть раскрыта с использованием понятийно-терминологического аппарата и теоретического содержания конкретной науки.

Использование терминов, понятий, определений в эссе свидетельствует о владении учащимся основами обществоведческих наук, говорит о теоретической подготовленности выпускника. Поэтому оперирование понятийным аппаратом должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке.

Эссе не должно перегружаться терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часто выпускники стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности.

Интересно отметить, что за грамматические ошибки, даже в обществоведческих терминах, оценка за эссе по обществознанию не снижается. Однако наличие большого числа таких ошибок ухудшает общее впечатление эксперта от эссе. Кроме того, не внимательное отношение к правильности написания слов, часто приводит к конфузам, когда неправильное написание слова искажает саму мысль автора. Например, в определении политического процесса выпускник вместо фразы «цепь политических событий» написал «цель политических событий», что привело к неправильному объяснению смысла цитаты и выставлению «О» баллов.

Как приводить аргументы?

Напоминаем, что аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Теоретический уровень предполагает опору прежде всего на знания обществоведческого материала (понятий, признаков, факторов, направлений научной мысли, раскрытия противоречий, освещение гипотез и т.д.)

Эмпирический уровень предусматривает освещение проблемы в трех направлениях:

1) использование примеров из истории и литературы;

2) обращение к социальным реалия;

3) опора на личный опыт.

Сколько и какие аргументы надо приводить?

Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов.

Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому приводить их следует с крайней осторожностью.

Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично - в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) - в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

Благоприятное впечатление создается, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Горбачёв М.С. считал так:..., а Ельцин Б.Н. - иначе:...»), а могут быть опосредованными, неперсонифицированными: «Ряд политологов считает так:..., другие - иначе:..., а некоторые - предлагают совершенно иное:...».

Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

Аргументационное эссе, опираясь на логически выстроенные факты, стремится убедить читателя согласиться с некоторым мнением, выполнить некоторое действие или сделать то и другое. Своей цели авторы аргументационных эссе добиваются за счет рационального воздействия, опирающегося на непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные и др.; эмоционального и этического воздействия.

Как раскрывать многоаспектноеть темы?

Следующий шаг предполагает, что экзаменуемый разбивает проблему на несколько составляющих (выявляет аспекты проблемы), которые в дальнейшем он будем раскрывать. Таким образом, учащийся намечает основные направления раскрытия проблемы, создает своеобразный «скелет» мини-сочинения.

Необязательно раскрывать в мини-сочинении все выявленные аспекты - можно выбрать несколько наиболее выигрышных из них. При этом стоит рекомендовать зафиксировать в тексте эссе все выявленные аспекты, а затем указать, какие из них будут развернуты. Отметим, что наличие четкой структуры сочинения, отражающей структуру проблемы, поднятой в высказывании, создает условия для написания качественного сочинения и получения высокого экспертного балла.

Далее необходимо наметить круг аспектов, которые будут раскрываться подробно. Можно посоветовать вспомнить известных ученых, философов, изучавших данный вопрос, различные научные взгляды на этот аспект. Данный материал, введенный в контекст мини-сочинения, является очень выигрышным.

Дальнейшая работа над сочинением связана с привлечением фактов необходимых для раскрытия проблемы (аспектов проблемы). В принципе, возможно использование фактов общественной жизни, моделей социальных объектов и процессов. При написании обществоведческого эссе мини-сочинения не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт: в необобщенном, виде его использование может свидетельствовать о низком качестве обществоведческих умений школьника и заметно снизить экспертную оценку работы. Не стоит также использовать малознакомый исторический и литературный материал. В этом случае зачастую допускаются серьезные фактические ошибки, что снижает впечатление эксперта от работы.

Отобранные для раскрытия проблемы факты привлекаются как иллюстрация основных теоретических положений, рассуждений выпускника, вместе с тем они могут являться и отправной точкой размышлений. Необходимо избежать чрезмерного увлечения фактами в процессе написания эссе, иначе оно может стать описательным, потерять характер рассуждения, размышления, т.е. свою теоретическую составляющую. Вместе с тем нельзя полностью отказываться от привлечения фактов, поскольку опора на знание реалий общественной жизни является одним из оцениваемых элементов.

Для учеников 1-4-х классов апрель Фестиваль театров и творческих...

  • Памятка для родителей по пользованию «Универсальной карты школьника»

    Памятка

    Памятка для родителей по пользованию «Универсальной... школьного питания по транспортным картам. Ученики получают практически «Универсальную карту... в школьной службе информационного обеспечения. Если у ученика оказалось две карты, необходимо проверить...

  • Памятка для родителей Автоматизированная система управления (аис) «Сетевой город»

    Памятка

    Памятка для родителей Автоматизированная система управления... среды общеобразовательного учреждения (ОУ), объединяющая учеников , родителей, учителей и администрацию... проводить сравнительный анализ результатов обучения ученика с результатами класса или...


  • Наша жизнь — следствие наших мыслей; она рождается в нашем сердце, она творится нашею мыслью. Если человек говорит и действует с доброю мыслью — радость следует за ним как тень, никогда не покидающая.

    «Дхаммапада»

    Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием.

    Александр Сергеевич Грин

    Жизнь — не страдание и не наслаждение, а дело, которое мы обязаны делать и честно довести его до конца.

    Алексис Токвиль

    Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

    Альберт Эйнштейн

    Загадка Бога (часть 1) Загадка Бога (часть 2) Загадка Бога (часть 3)

    Видеть все вещи в Боге, сделать из своей жизни движение к идеалу, жить благодарностью, сосредоточением, кротостью и мужеством: в этом удивительная точка зрения Марка Аврелия.

    Анри Амьель

    Всякая жизнь творит собственную судьбу.

    Анри Амьель

    Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

    Антон Павлович Чехов

    Призвание каждого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни.

    Антон Павлович Чехов

    Смысл жизни только в одном — борьбе.

    Антон Павлович Чехов

    Жизнь — это непрекращающееся рождение, и себя принимаешь таким, каким становишься.

    Я желаю сражаться за жизнь. Сражаются за правду. Все и всегда сражаются за правду, и в этом нет никакой двусмысленности.

    Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.

    Апулей

    Жизнь — это риск. Только попадая в рискованные ситуации, мы продолжаем расти. И одна из самых рискованных ситуаций, на которые мы можем отважиться, — это риск полюбить, риск оказаться уязвимым, риск позволить себе открыться перед другим человеком, не боясь ни боли, ни обид.

    Арианна Хаффингтон

    В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

    Аристотель

    Никто не жил в прошлом, никому не придется жить в будущем; настоящее и есть форма жизни.

    Артур Шопенгауэр

    Помни: только эта жизнь имеет цену!

    Афоризмы из литературных памятников древнего Египта

    Бояться надо не смерти, а пустой жизни.

    Бертольд Брехт

    Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

    Блез Паскаль

    О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

    Блез Паскаль

    Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет. Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости.

    Василий Быков

    Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

    Василий Осипович Ключевский

    Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.

    Викентий Викентьевич Вересаев

    Наша жизнь — путешествие, идея — путеводитель. Нет путеводителя, и все останавливается. Цель утрачена, и сил как не бывало.

    К чему бы мы ни стремились, каковы бы ни были частные задачи, которые мы сами себе ставим, мы в последнем счёте стремимся к одному: к полноте и завершённости... Мы стремимся стать сами вечной, завершённой, и всеобъемлющей жизнью.

    Виктор Франкл

    Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.

    Виссарион Григорьевич Белинский

    Кто хочет принять смысл жизни как внешний авторитет, тот кончает тем, что за смысл жизни принимает бессмыслицу своего собственного произвола.

    Владимир Сергеевич Соловьев

    У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.

    Владимир Солоухин

    Только вы властны изменить свою жизнь к лучшему, просто вознамерившись сделать это.

    Восточная мудрость

    Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить и искать и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина.

    Герман Гессе

    Жизнь — гора: поднимаешься медленно, спускаешься быстро.

    Ги де Мопассан

    Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье - напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни.

    Гиппократ

    Одно какое-нибудь дело, постоянно и строго выполняемое, упорядочивает и все остальное в жизни, все вращается вокруг него.

    Делакруа

    Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни.

    Демокрит

    Нет поэзии в безмятежной и блаженной жизни! Надо, чтобы что-нибудь ворочало душу и жгло воображение.

    Денис Васильевич Давыдов

    Нельзя ради жизни терять смысл жизни.

    Децим Юний Ювенал

    Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью.

    Человек борется, чтобы найти жизнь вне себя, не осознавая, что та жизнь, которую он ищет, находится внутри него.

    Человек, который ограничен в сердце и мыслях, склонен любить в жизни то, что ограничено. Тот, у кого ограничено зрение, не может видеть дальше длины одного локтя на дороге, по которой он идёт, или на стене, о которую он опирается своим плечом.

    Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света.

    Джеймс Мэтью Барри

    Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием.

    Джон Рескин

    Трудно жить, когда ничего не сделал, чтобы заслужить свое место в жизни.

    Дмитрий Владимирович Веневитинов

    Завершенность жизни, и краткой и долгой, определяется только целью, ради которой она прожита.

    Дэвид Стар Джордан

    Жизнь наша есть борьба.

    Еврипид

    Без труда не достанешь мёда. Нет жизни без печали и невзгод.

    Долг — это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение ее в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводит к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении.

    Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою.

    Жан Жак Руссо

    Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негодовать на нее только потому, что видишь ее дно.

    Жюль Ренан

    Жизнь только для того красна, кто стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели.

    Иван Петрович Павлов

    Два смысла в жизни — внутренний и внешний,
    У внешнего — семья, дела, успех;
    А внутренний — неясный и нездешний —
    В ответственности каждого за всех.

    Игорь Миронович Губерман

    Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь.

    Изольда Курц

    Поистине нет в жизни ничего лучше, чем помощь друга и взаимная радость.

    Иоанн Дамаскин

    Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.

    Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением.

    Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

    Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

    Жизнь подобно морским водам освежает лишь тогда, когда восходит к небесам.

    Иоганн Рихтер

    Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается, если же не употреблять, ржавчина его съедает.

    Катон Старший

    Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.

    Константин Георгиевич Паустовский

    Что дороже — славное имя или жизнь? Что умнее - жизнь или богатство? Что мучительнее — достигать или утрачивать? Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям. А неуемное накопление оборачивается огромной утратой. Знай меру - и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями и сумеешь прожить долго.

    Лао-цзы

    Жизнь должна и может быть неперестающей радостью

    Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

    Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.

    Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

    В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

    Леонардо да Винчи

    Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распорядиться: может случится, да и случается нередко, что живущий долго проживает мало.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Величайший изъян жизни — вечная ее незавершенность из-за нашей привычки откладывать со дня на день. Кто каждый вечер заканчивает дело своей жизни, тому время не нужно.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Для занятого делом день не бывает слишком долгим! Продлим себе жизнь! Ведь и смысл, и главный признак ее — деятельность.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Жизнь, как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Каков самый долгий срок жизни? Жить пока не достигнешь мудрости, не самой дальней, но самой великой цели.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Каково будет убеждение, таковы и поступки, и помыслы, а каковы будут они, такова и жизнь.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Нет ничего безобразней старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.

    Луций Анней Сенека (Младший)

    На день надо смотреть как на маленькую жизнь.

    Максим Горький

    Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

    Максим Горький

    Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.

    Марк Аврелий

    Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.

    Марк Аврелий

    Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

    Марк Аврелий

    Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью.

    Марк Аврелий

    Пусть дела твои будут великими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

    Марк Аврелий

    Каждый человек — отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).

    Марк Туллий Цицерон

    Жизнь прекрасна, если научишься жить.

    Менандр

    Нужно, чтобы каждый человек нашел для себя лично возможность жить жизнью высшей среди скромной и неизбежной действительности каждого дня.

    Михаил Михайлович Пришвин

    Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.

    Мишель де Монтень

    Перемены, происходящие в нашей жизни, есть следствие нашего выбора и наших решений.

    Мудрость Древнего Востока

    Следуй за своим Сердцем, пока находишься на земле, и постарайся сделать так, чтобы хотя бы один день твоей жизни был совершенным.

    Мудрость Древнего Египта

    Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.

    Николай Александрович Добролюбов

    Кто не горит, тот коптится. Это — закон. Да здравствует пламя жизни!

    Николай Александрович Островский

    Назначенье человека — служить, и вся жизнь наша есть служба. Не забывать только нужно того, что взято место в земном государстве затем, чтобы служить на нем Государю Небесному и потому иметь в виду Его закон. Только так служа, можно угодить всем: Государю, и народу, и земле своей.

    Николай Васильевич Гоголь

    Жить — значит действовать с энергией; жизнь — борьба, в которой надо драться храбро и честно.

    Николай Васильевич Шелгунов

    Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем.

    Стендаль

    Жизнь — чистое пламя; мы живем с невидимым солнцем внутри нас.

    Томас Браун

    Лучшая часть жизни праведного человека — это его небольшие, безымянные и всеми позабытые поступки, вызванные любовью и добротой.

    Уильям Уордсворт

    Трать свою жизнь на то, что переживет тебя.

    Форбс

    Хоть и немногие из людей Цезари, каждый все же стоит один раз в жизни у своего Рубикона.

    Христиан Эрнст Бенцель-Штернау

    Мучимые страстями души пышут огнем. Такие испепелят любого на своем пути. Лишенные милосердия холодны, как лед. Такие заморозят каждого, кто им встретится. Те, кто привязаны к вещам, подобны тухлой воде и гнилому дереву: жизнь уже ушла из них. Такие никогда не смогут сотворить добро или сделать другого счастливым.

    Хун Цзычен

    Основа нашей удовлетворенности жизнью — ощущение своей полезности

    Чарльз Уильям Элиот

    Единственное счастье в жизни — это постоянное стремление вперед.

    Эмиль Золя

    Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.

    Эпикур

    В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно…

    Эрих Фромм

    Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.

    Эрнст Миллер Хемингуэй

    Смысл высказывания

    Смысл высказывания - содержание речевого произведения в конкретной ситуации; результат взаимодействия семантической и ситуационной информации.

    См. также: Высказывания

    • - см. ВЫСКАЗЫВАНИЕ, АКТ...
    • - Франц. enonce, enonciation. Высказывание - сегмент дискурса, связывающий актант и предикат посредством утверждения, например: «Сократ смертей»...

      Постмодернизм. Словарь терминов

    • - КОНТРФАКТИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - такие, напр., как «Если бы Колумб не открыл Америку, то экономический прогресс Европы был бы значительно замедлен»...
    • - ФАКТУАЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания о фактах, или такие высказывания, истинность которых устанавливается посредством обращения к фактам...

      Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    • - высказывания, смысл которых определяется содержащейся в них семантической информацией.См. также: Высказывания  ...

      Финансовый словарь

    • - высказывания, содержание которых определяется заданной ситуацией и ситуационной информацией.См. также: Высказывания  ...

      Финансовый словарь

    • - реализация речевого высказывания в акте коммуникации...
    • - высказывания, смысл которых определяется семантической информацией, содержащейся в...

      Толковый переводоведческий словарь

    • - то же, что исходный текст...

      Толковый переводоведческий словарь

    • - внутренняя структура, конкретное построение высказывания...

      Толковый переводоведческий словарь

    • - 1. Инвариант сообщения, соотнесенный с ситуацией действительности в сознании отправителя или получателя сообщения. 2...

      Толковый переводоведческий словарь

    • - высказывания, содержание которых определяется заданной ситуацией и ситуационной информацией...

      Толковый переводоведческий словарь

    • - То же, что тема в 1-м значении...

      Словарь лингвистических терминов

    • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - в риторике: по форме построения высказывания подразделяются на монологические и диалогические...

      Риторика: Словарь-справочник

    • - прил., кол-во синонимов: 6 замолчавший застегнувший роток на все пуговки набравший воды в рот придержавший язык прикусивший язык проглотивший язык...

      Словарь синонимов

    "Смысл высказывания" в книгах

    Контекстом определяется смысл, а смысл создает…

    Из книги Опять совещание?! Как превратить пустые обсуждения в эффективные автора Перл Дэвид

    Контекстом определяется смысл, а смысл создает… Представим ситуацию: в обеденный перерыв вы стоите в длинной очереди в банке, потому что вам требуется обналичить чек. Работает только одна касса, там сидит юный практикант, очередь не продвигается. Время поджимает, другой

    Высказывания

    Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

    Высказывания Давайте пройдемся по всем высказываниям, приведенным в тесте, и посмотрим, что соответствует самой сущности заговорщика и как это может способствовать победе или поражению. Ведь нам следует промариновать себя во всех этих эликсирах оппортунистической

    Действительные высказывания

    Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

    Действительные высказывания 1. Ещё сложнее дело с осмыслением поляризации в различных логиках. Когда бывают безотносительные процессы мышления?! Формализация не имеет смысла тогда, когда от неё отрывается цель высказываний, их назначение, заинтересованность автора

    Глава 21. Смысл как духовно-нематериальное комплекс-качество. Смысл действия, ситуации, жизни, истории.

    Из книги Основы физики духа автора Скляров Андрей Юрьевич

    Глава 21. Смысл как духовно-нематериальное комплекс-качество. Смысл действия, ситуации, жизни, истории. «Кто знает зачем, вынесет любое как». Ницше Есть ли смысл в каком-то конкретном поступке человека? В чем заключается смысл его жизни? Есть ли смысл в человеческой

    2. Первые высказывания

    Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

    2. Первые высказывания Итак, осень 1842 г. – наиболее ранний пункт, начиная от которого можно вообще пытаться найти какие-то представления Энгельса о будущем коммунистическом обществе.Первые его прямые высказывания о коммунизме мы находим позднее, почти год спустя, в

    Высказывания об афоризмах

    Из книги Мысли и изречения автора Балашов Лев Евдокимович

    Высказывания об афоризмах Афоризм – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль; для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.Из Словаря иностранных словПравилу следуй упорно:Чтобы словам было тесно,Мыслям просторноН.А. Некрасов

    Антивоенные высказывания

    автора Телушкин Джозеф

    Антивоенные высказывания Было у меня на сердце выстроить дом для имени Господа, Бога моего. И было ко мне слово Господне сказано: много крови пролил ты и войны большие вел ты; не (должен) ты строить дом имени Моему, потому что много крови пролил ты на землю предо Мной. Царь

    Другие высказывания

    Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

    Другие высказывания Носите желтую повязку с гордостью. Роберт Вельш, апрель 1933 г. Так лидер немецких сионистов озаглавил статью, вышедшую в ответ на бойкот еврейского бизнеса, объявленный нацистами. В это время евреев еще не заставляли носить желтую повязку, хотя желтые

    1. Верифицируемые высказывания

    Из книги Венский кружок. Возникновение неопозитивизма автора Крафт Виктор

    § 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция

    Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

    § 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция Ясно, что все эти описательные высказывания, будь они даже тождественны высказываниям относительно действительности, на деле уже

    Глава I. СМЫСЛ ЯВНЫЙ И СМЫСЛ СКРЫТЫЙ

    Из книги Эзотеризм Данте автора Генон Рене

    Глава I. СМЫСЛ ЯВНЫЙ И СМЫСЛ СКРЫТЫЙ О вы, разумные, взгляните сами, И всякий наставленье да поймет, Сокрытое под странными стихами! Этими словами Данте совершенно определенно указывает, что в его произведении содержится скрытый смысл, учение в собственном смысле слова,

    Смысл жизни и смысл смерти

    Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

    Смысл жизни и смысл смерти Все отрасли культуры имеют структуру, придающую им высший смысл: через жертвы – к вечности. Сознание понадобилось для осознания смерти, осознание – для появления страха, страх – для его преодоления посредством жертвы, жертва – для развития

    2. Смысл слов и смысл речи 2.1. Что есть «слово»?

    Из книги Язык наш: как объективная данность и как культура речи автора СССР Внутренний Предиктор

    2. Смысл слов и смысл речи 2.1. Что есть «слово»? В естественно возникших и исторически развивающихся языках функция передачи и хранения информации является если не надстроечной, то оболочечной по отношению к функциям «магии слова» и «магии текста» . И в ней человеку

    Дородовой период[Некоторые высказывания родителей, цитируемые в этом разделе, взяты из исследования, проводившегося одним из авторов (Р.Б.Д.) в конце 1970-х гг. Хотя этим цитатам больше 18 лет, их легко представить в устах нынешних молодых родителей; высказывания, несущие на себе отпечаток своего вр

    Из книги Обычные семьи, особые дети автора Селигман Милтон

    Дородовой период[Некоторые высказывания родителей, цитируемые в этом разделе, взяты из исследования, проводившегося одним из авторов (Р.Б.Д.) в конце 1970-х гг. Хотя этим цитатам больше 18 лет, их легко представить в устах нынешних молодых родителей; высказывания, несущие на

    2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни

    Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

    2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Евангелие от Марка, 8: 36 Мы должны найти два разных смысла: во-первых, смысл нашего собственного существования, во-вторых, смысл мира,

    В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Напоминаем, что неправильное понимание смысла и оценка этого критерия «О» баллов приводит к тому, что другие части работы не учитываются и, таким образом, все задание оценивается как «0» баллов.

    Именно раскрытие смысла высказывания должно стать первичным при написании эссе, а умения выработать и сформулировать суждения, раскрывающие смысл того или иного афоризма, должно быть уделено особое внимание при подготовке к экзамену. Овладение этим умением будет способствовать более осмысленному, стройному, логически целостному выполнению остальных требований, предъявляемых заданием, и представлению и аргументации собственной точки зрения по поводу высказывания.

    Выбрав тему эссе, следует четко сформулировать проблему, которая послужила основой для высказывания. Проверенный способ сделать это - попробовать изложить суть высказывания, используя термины и понятия из конкретного раздела школьного курса. Для этого выпускник должен своими словами переформулировать тему, определив главную мысль, для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает фразу.

    Также целесообразно выделить ключевые слова (словосочетания) высказывания, которые помогут определить основную мысль изречения, основную идею автора высказывания. Это же поможет определить рамки раздела или темы обществоведческого курса в границах, которых и следует освещать вскрытую проблему.

    Т.е. старшеклассник своими словами объясняет - что автор хотел сказать данной фразой. Логичнее это сделать в самом начале эссе.

    Какие бывают главные идеи (проблемы) в экзаменационных эссе?

    При написании эссе необходимо определить проблемы, которые затронуты в приведённых высказываниях, например:

    Тема: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер) à Проблема: рациональное использование ресурсов при помощи эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.

    Тема: «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (А. Смит) àПроблема: частный интерес - источник инициативы и предприимчивости в экономике.

    Главная идея (проблема), являясь своеобразным условием задачи, к которому нужно периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе, требует четкого обозначения. Это необходимо для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки и не увлечься общими рассуждениями.

    Перечислим основные идеи (проблемы), с которыми выпускники могут встретиться в предлагаемой тематике заданий С9

    Философия.

    1. Соотношение материи и сознания.

    2. Пространство и время как формы бытия.

    3. Движение и развитие как способы существования.

    4. Проблема сущности сознания.

    5. Особенности психики человека.

    6. Соотношение сознательного и бессознательного.

    7. Бесконечность процесса познания.

    8. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

    9. Соотношение субъекта и объекта познания.

    10. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

    11 .Интуиция и ее роль в познании.

    12. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

    13.Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

    14. Взаимодействие природы и общества.

    15.Экологическая проблема и пути ее решения.

    16. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

    17. Соотношение личности и общества.

    18. Соотношение свободы и ответственности личности.

    19. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

    20. Многовариантность общественного развития.

    21. Сущность цивилизации.

    22. Основные подходы к изучению общества.

    23. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

    24. Духовная жизнь общества.

    25. Общественное сознание, его структура и формы.

    26. Наука как форма общественного сознания.

    27. Эстетическое сознание.

    28. Философское понимание искусства. 29.Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

    30. Нравственное сознание.

    31. Философское понимание морали.

    32. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

    33. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

    34. Роль народных масс и личности в истории.

    35. Глобализация общественной жизни.

    Социальная психология

    1. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

    2. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

    3. Внутриличностный конфликт-конфликт социальных ролей одного человека.

    4. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

    5. Психологический климат коллектива.

    6. Человек среди людей.

    7. Сущностные характеристики малой группы.

    8. Взаимоотношения индивида и группы.

    9. Особенности формирования групп.

    10. Роли, нормы и статус личности.

    11. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

    12. Самоопределение как выбор собственной позиции.

    13. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

    14. Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

    15. Национальная идентичность.

    16. Социальное взаимодействие.

    17. Значение коммуникационного процесса.

    18. Сущность социального конфликта.

    19. Взаимоотношения личности и коллектива.

    20. Источники социального прогресса.

    21. Социальное развитие.

    22. Семейные взаимоотношения.

    23. Конфликт «отцов и детей».

    24. Сущность толпы и стадный инстинкт.

    25. Социально-психологический портрет лидера.

    26. Семейные взаимоотношения.

    27.Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

    Экономика

    1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

    2. Проблема экономического выбора.

    3. Факторы производства и их значение в экономике.

    4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

    5. Капитал как экономический ресурс.

    6. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

    7. Факторы, определяющие производительность и конкурен­тоспособность производства в современной экономике.

    8. Сущность и функции денег в экономике.

    9. Эффективность использования ресурсов.

    10. Значение общественного разделения труда.

    11 .Две стороны общественного разделения труда - специализация и кооперация.

    12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа,

    обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

    13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

    14. Роль торговли в развитии общества.

    15.Стимулы и эффективность производства.

    16. Справедливость в распределении социальных благ.

    17. Сущность рыночных отношений.

    18. Роль государства в регулировании экономики.

    Социология.

    1. Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

    2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

    3. Социальные неравенство и борьба.

    4. Сохранение стабильности общественной жизни.

    5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

    6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

    7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

    8. Специфические качества города.

    9. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

    10. Процессы передачи информации между социальными группами.

    11. Молодёжь как социальная общность.

    12. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

    13. Особенности образа жизни молодёжи.

    14. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентации.

    15. Социальная мобильность.

    16. Выполнение различных социальных ролей.

    17. Наука как социальный институт.

    18. Социальные функции науки.

    19. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

    20. Взаимодействие религии и общества.

    21. Семья как социальный институт и малая группа.

    22. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

    23. Отношение человека к труду, его социальная активность.

    24. Влияние глобализации на локальную жизнь.

    25. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

    26. Национальное самосознание.

    27. Тенденции межнациональных отношений.

    28. Межэтнические конфликты.

    29. Национальные особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения.

    Политология.

    1. Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

    2. Место и роль государства в политической системе общества.

    3. Партии и общественные движения в политической системе общества.

    4. Особенности современных политических отношений.

    5. Субъекты политики.

    6. Мировая политика и международные отношения.

    7. Типы отношения человека к политике.

    8. Регулирование политического поведения и политической деятельности.

    9. Соотношение целей и средств в политике.

    10. Политический прогресс и его критерии.

    11. Соотношение экономики, политики и права.

    12. Сущность и особенности политической власти.

    13. Природа и функции политической власти.

    14. Легитимность политической власти и ее типы.

    15. Политический режим: понятие и признаки.

    16. Сущность демократического режима.

    18. Тоталитарный режим.

    19. Политическая система общества: понятие, функции и структура.

    20. Происхождение государства.

    21. Сущность и признаки государства.

    22. Государственный суверенитет.

    23. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    24. Форма государства и ее элементы.

    25. Соотношение общества и государства.

    26. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

    27. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

    28. Правовое государство: понятие и принципы.

    29. Разделение властей как принцип правового государства.

    30. Государство и личность: взаимная ответственность.

    31. Понятие, функции, виды и структура политических партий.

    32. Партийные системы.

    33. Общественно-политические движения, группы давления.

    34. Политические отношения.

    35. Политический плюрализм.

    36. Сущность и структура политического процесса.

    37. Революция и реформа как виды политических преобразований.

    38. Политическая модернизация..

    39. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

    40. Политические кампании: их стратегия и тактика.

    41. Популизм: понятие и признаки.

    43. Политическое решение.

    44. Сущность и функции политического лидерства.

    45. Политическое сознание: понятие, структура, функции.

    46. Роль идеологии в политике.

    47. Политическая культура: понятие и структура, типы.

    48. Взаимодействие личности, общества и государства.

    49. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентации и стремлений, свойственных различным социальным группам.

    50. Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

    Право

    1. Право как регулятор общественной жизни.

    2. Социальная ценность права.

    3. Сущность и специфические признаки государства.

    4. Политическая система и роль государства в ней.

    5. Право и мораль: сходства и различия.

    6. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

    7. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

    8. Государство и гражданское общество.

    9. Понятие, признаки социального государства.

    10. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

    11. Правонарушения: понятия, признаки и состав.

    12. Виды правонарушений.

    13. Сущность юридической ответственности.

    14. Правовая культура.

    Александр Сергеевич Пушкин - выдающийся русский поэт, писатель, живший с 1799 по 1837 год. Несмотря на то, что его жизнь была совсем недолгой, он успел написать много произведений, которые оставили великий след в мировой культуре человечества.

    Читая произведения Пушкина, мы встречаемся с героями, которые учатся на своих ошибках. Примеряя на себя их роль, мы стараемся быть похожими на них или не повторять их оплошностей.

    Творчество Пушкина - это философия. В ней есть дружба и любовь, честь и достоинство, а также другие качества, которые так необходимы людям.

    В романе "Евгений Онегин" мы встречаемся с одним из главных героев - Татьяной Лариной. Она влюбилась Евгения Оегина, который сразу же отверг её чувства. Это высокомерный, гордый и достаточно образованный человек. Его ничего не может заинтересовать в жизни. Евгений ставит себя выше всех, но все меняется после дуэли с Ленским. Онегин понимает, каким эгоистом он был, и отправляется в путешествие по России, а в это время Татьяна Ларина выходит замуж за другого человека. Онегин, осознав свою ошибку, пытается вернуть себе счастье уже замужней Татьяны, но все безуспешно.

    Роман "Капитанская дочка" учит читателя тому, что у каждого человека в жизни должен быть свой путь. Также в этом произведении затрагивается проблема дружбы и предательства. На примере Швабрина мы видим проявление предательства по отношению к Родине и близким ему людям. Этот герой очень трусливый человек, у которого на первом месте стоит спасение своей "шкуры". Он готов предать свой дом, своих друзей и свою семью ради собственного благополучия. Прочитав это произведение, людям приходит осознание того, что люди способны на самые разные поступки ради спасения.

    Таким образом, произведения Пушкина с самого детство вкладывают в нас всё самое лучшее. Роман "Евгений Онегин" воспитывает в каждом из нас честного и добродушного человека. А роман "Капитанская дочка" развивает в людях патриотизм, стойкость духа и в очередной раз доказывает, что в человеке ценится как его душа, так и поступки.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


    Обновлено: 2018-06-03

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .