Вид картинной галереи в строгановском дворце воронихин

Творчество А.Н. Воронихина

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творчество А.Н. Воронихина
Рубрика (тематическая категория) История

Андрей Никифорович Воронихин, 1759-1814 гᴦ.

Был крепостным графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Скорей всœего Воронихин был его внебрачным сыном, т. к. с детских лет воспитывался вместе с детьми графа. Вместе с сыном графа осуществил путешествие по Европе, где продолжил свое обучение.

В 1785 ᴦ. Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 ᴦ. он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

В 1797 ᴦ. художник получил звание академика ʼʼперспективной живописиʼʼ Академии Художеств за картины:

С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

Именно граф Строганов дал Воронихину вольную, однако и после этого Воронихин остался жить с ним под одной крышей. Возможно именно по протекции Строганова, его проект Казанского собора в обход конкурса был принят к строительству (несмотря на победу Камерона).

Начался творческий путь Воронихина еще в конце 18 века, т. е. его творчество - это переходный период от екатерининского классицизма к ампиру.

Дворец Строгановых, архитектор Растрелли К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.
Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке под Петербургом в 1795-1796. Постройка в стиле Камерона.
Кабинœет-фонарик дворца в Павловске, 1803-05 гᴦ.
Дача Багратиона в Павловске, 1811-12 гᴦ. Эту постройку достраивал уже Росси, в дальнейшем она стала называться Павильон роз.

Из архитекторов 18 века Воронихину наиболее близок Камерон.

  • Казанский собор в Петербурге, 1801-11 гᴦ.

В этой постройке очень много от ампира, но в то же время в решении отдельных деталей прослеживается образ, связанный с 18 веком. Это первое монументальное каменное сооружение в творчестве мастера.

Образ храма был задуман еще при Павле I. При этом если бы согласно первому проекту Воронихин возвел колоннаду перед западным фасадом, как у Бернини, это бы обрезало собор и площадь перед ним от главной магистрали города - Невского проспекта. По этой причине Воронихин заложил в проект две колоннады: со стороны северного и южного фасадов. Планировалась еще одна колоннада, соединяющая северную и южную. А перед западным фасадом еще и полукруглая площадь. Площадь оформлена решеткой, выполненной по рисункам Воронихина в 1810-12 гᴦ.

Генеральный план Казанского собора архитектора А.Воронихина. На плане видна вторая, нереализованная колоннада собора. В 18 веке колоннады всœегда были ниже основного объёма, т. е. они его не скрывали, а, напротив, выявляли. А у Воронихина колоннада скрывает базилику за собой. В случае если бы Воронихин сделал всœе три колоннады, они бы поглотили тело собора, т. е. можно сказать, что здание - образец ампира, т. к. оно обнимает пространство.
Современный план Казанского собора Колоннада скрывает несимметричность базиликального плана, центрируя постройку, что опять же типично для эпохи ампира.
О назначении постройки говорит лишь купол, увенчанный крестом. Конструкция купола выполнена не из дерева, а из металла, следовательно, можно сказать, что Воронихин - новатор в области технологий.

Решается градостроительная задача и одновременно организуется целый район города,

  • планируется ожерелье площадей
  • сквозь портики пропущены улицы, соединяющие периферию с центром города
  • в отличие от овальной закрытой площади Бернини, Воронихин раскрывает свою колоннаду городу, мыслит большими объёмами, как настоящий градостроитель
  • пилястры скрывают углы постройки
  • орден коринфский с канелюрами
  • зодчий использует овы, жемчужники, декоративные вставки, ниши, однако в дальнейшем ампир от этого откажется

Изначально на площади перед собором высился деревянный обелиск. Он исчез когда появились статуи Кутузова и Барклая де Толли, работы скульптора Орловского в 1830-х годах.

После окончания Отечественной войне 1812 года храм стал своеобразным памятником победы. Здесь был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. В этом соборе хранятся ключи покоренных городов и знамена неприятелœей.

В собор ведут двери, копирующие райские двери флорентийского баптистерия Сан Джованни работы Лоренцо Гибберти, однако порядок рельефов нарушен.

Здание украшают аттики, а в центральной части они соединяются с фронтоном. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

  • Горный институт, 1806-11 гᴦ.

Здание стоит на изгибе реки, что ставило перед зодчим трудную задачу. На этом месте уже стоял постройки предшествующего времени, в которых функционировал горный институт. Постройки сообщались между собой с помощью пробитых в стенах дверей. С точки зрения эстетики, красоты в этих сооружениях не было. Здания и интерьеры были неудобны для работы. К уже существующей застройке Воронихин пристраивает два боковых крыла центральный портик. Постройку украшают всœего несколько деталей: сандрики небольшого размера, 12-колонный портик, мощная дорика, гладь стены, которая лишена скульптурного декора. Единственным украшением постройки являются две скульптурные группы:

Творчество А.Н. Воронихина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творчество А.Н. Воронихина" 2017, 2018.

О происхождении знаменитого русского архитектора А.Н. Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье Пермской губернии записано, что 17 (28) октября 1759 года у крепостного крестьянина "домового Никифора Воронина родился сын Андрей". Некоторые же источники указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811), находившегося в 1759 году при управлении строгановскими вотчинами и заводами в Перми, Усолье и Соликамске. Версий существует несколько и у каждой из них есть право на жизнь. Поначалу Андрей обучался в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова при одной из художественных школ, основанных на Урале Строгановыми. Самых способных учеников таких школ отправляли для продолжения обучения в крупные города. Талант юноши привлек внимание графа А.С. Строганова, известного мецената и коллекционера, бывшего долгое время президентом Петербургской Академии художеств, и весной 1772 года Андрея Воронихина среди таких учеников отправили учиться в Москву.

В Московской школе архитектуры учителями А.Н. Воронихина в 1775-1779 годах были предположительно В.И. Баженов и М.Ф. Казаков, которым он обязан своими первыми познаниями в архитектуре и живописи. Здесь Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Многое раскрылось перед его пытливым взором из того, что имела в то время Москва. Многое почерпнул он из книг, овладев латынью, многое узнал от Баженова, который взял способного мальчика в помощники. За четыре года учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи. В часы, свободные от занятий архитектурой, он писал миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей и в целях заработка выполнял в Троице?Сергиевой лавре мелкие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.

В 1779 году, после окончания обучения в школе архитектуры Воронихин отправился в столицу в распоряжение графа А.С. Строганова. Из Москвы на попутных подводах две недели пробирался Андрей в Петербург. Граф Строганов жил в роскошном, богато обставленном дворце на углу Мойки и Невского проспекта. Воронихин поселился в его дворце и неожиданно для самого себя стал в Петербурге своим человеком, быть может, гласно и непризнанным родственником, но не чужим в доме графа. Наделенный многими художественными талантами Воронихин, видимо, был симпатичен известному вельможе, который оказывал юноше всяческую помощь и поддержку. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы над чертежами и рисунками. Во время занятий его охотно посещал наследник графа, Павел, и с восхищением следил за ним ученый гувернер Ромм, сыгравший большую роль в становлении молодого таланта. Воронихин был допущен к графской галерее, к библиотеке и кабинету минералогии. Он приглашался даже на балы и званые обеды, которые устраивались в залах Строгановского дворца. Случалось ему бывать и на собраниях любителей искусств и литературы, нередко происходивших по желанию Александра Сергеевича. Андрей постоянно сопровождал Павла Строганова, сына графа, а в 1785 году граф А.С. Строганов отправил гувернера Ромма и обоих мальчиков в долгое путешествие по России. К этому времени (в 1785 году) граф дал Андрею "вольную" и Воронихин перестал быть крепостным.

За время путешествий Ромм, А.Воронихин и П.Строганов побывали в Москве, затем на Украине, посетили Киев, и отправились дальше на юг России, на берега Черного моря, где исполнили цикл пейзажных акварелей и рисунков, известный под названием "Путешествующий по России живописец". А после многолетних разъездов по России начались сборы в долгосрочную, на несколько лет, поездку за границу. В 1786 году граф снарядил всех троих в полном достатке и морским путем отправил во Францию. Молодые люди посетили также и Германию, а продолжать и совершенствовать художественное образование уехали в Швейцарию, где поселились в пятикомнатных покоях на одной из лучших улиц Женевы. Они изучали не только архитектуру, но и механику, математику, физику, естественные науки. Два года юноши провели в Женеве, а в 1789 году переехали в Париж. Целые дни и вечера Андрей Воронихин проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям. Здесь Андрей Воронихин, испытав влияние французских зачинателей ампира, в том числе К.Н. Леду, окончательно утвердился в решении быть архитектором.

В тревожные июльские дни 1789 года Ромм и его воспитанники находились в Париже. Революционные события захватили их. Они участвовали в захвате оружия из Дома Инвалидов и вместе с вооруженным народом были на площади во время взятия Бастилии. Ромм стал одним из ведущих деятелей революции и вошел в Конвент. Именно он предложил свой календарь, знаменитый календарь Франции - великой республики. Однако в скором времени из Петербурга в Париж приехал посланный графом Строгановым двоюродный брат Павла - Николай Новосильцев. По требованию старого графа был вызван из Оверни его сын Павел, а следовательно, вместе с ним и Воронихин. Ромм сердечно распрощался со своими друзьями. Позднее он был казнен на гильотине 9 термидора, но до последних минут своей жизни тепло вспоминал их обоих.

Вернувшись в Россию в 1790 году, Воронихин почувствовал себя подготовленным к самостоятельной работе. Вскоре произошел пожар во дворце Строганова, который по своему внешнему виду и внутреннему великолепию соперничал с дворцами русских царей. В 1791 году граф Строганов заказал Воронихину перестроить в своем доме картинную галерею, бильярдную, столовую, минеральный кабинет и вестибюль. Это решение было принято несмотря на отсутствие у архитектора серьёзного опыта. "Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!", - утверждал граф. Несмотря на трудность задачи, - в доме, построенном Растрелли, поместить совершенно в другом стиле, в других пропорциях и с другими деталями свои художественные формы, - Воронихин создал прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства этих помещений. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796), а также дома в усадьбе Городня Калужской губернии (1798). Тогда же он написал картину "Вид картинной галереи графа Строганова" (1794, Эрмитаж), за которую Совет Академии художеств произвел его в профессора живописи, "назначенные" в академики. А когда Воронихин написал "Вид построенной Строгановской дачи" (1797, ГРМ), ему присудили звание академика перспективной живописи и миниатюры Академии Художеств.

Позже Строганов поручил Воронихину ещё одну работу - строительство паркового павильона во владениях графа в Новой Деревне. Интересно отметить, что А.Воронихин, получив вольную, связей со своим бывшим хозяином не прерывал. Напротив, многое делал для строительства и украшения дворцов графа и его семьи.

Несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин большую часть своей жизни посвятил не живописи, а архитектуре. Он с увлечением работал над такими большими проектами, как Казанский собор на Невском проспекте Петербурга или здание Горного института, и над небольшими проектами: дачи "Арсенал" и фонтанов в Петергофе и Пулково. Выдающийся русский архитектор и живописец, один из основоположников русского ампира, А.Н. Воронихин умер в Петербурге 21 февраля (5 марта) 1814 года, окруженный своими учениками. Его похоронили на престижном Лазаревском кладбище Александро?Невской лавры. Русская общественность того времени увековечила его имя красивым памятником над могилой: гранитной колонной с рустом, на котором изображен Казанский собор, увенчанный фигурой гения наверху.

Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру.

Семья и детство

А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию.

Призвание

Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы - В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи в команде с другими московскими мастерами.

Годы учебы

В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель - Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен.

В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок.

Революционная молодость

Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют.

Первые шаги в профессии

В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию.

Становление мастера

Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности.

За проект колоннад для императорской резиденции в Петергофе Воронихин получает звание академика архитектуры. Ранее, в 1797 году, он уже получил звание академика перспективной живописи за цикл городских пейзажей, в том числе за работы «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», «Вид Строгановской дачи», в которых он гармонично сочетал два своих любимых ремесла.

Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора.

Казанский собор

В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. Казанский собор был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован и право на получение пенсии из государственной казны.

Горный институт

В 1803 году Воронихин приступает к работе над вторым самым значимым в своей жизни проектом - зданием Горного института. Александр Первый поставил перед архитектором грандиозную задачу - создать сооружение, по которому иностранцы бы судили о величии российского государства. А. Н. Воронихин проектирует здание в любимом греческом стиле, но не прямо копирует античную архитектуру, а создает современное представление о ней. Грандиозный портик с колоннами придает постройке особую значительность и величие. Впечатление усиливают две крупных скульптурных группы «Геркулес и Антей» и «Похищение Прозерпины» русских скульпторов. Русский ампир в этом здании воплотился в своих лучших чертах. Кроме экстерьера Воронихин проектирует внутренне убранство института, придавая огромное значение деталям. Величественное здание с дорическими колоннами гармонично завершило композицию василеостровской набережной и придало виду из Зимнего дворца желаемую масштабность. Оформление выдвинутого портика является одним из самых необычных архитектурных решений своего времени.

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе.

Дворцы

В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей.

Еще одна значительная работа архитектора - это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обветшало со времен Петра Первого, и владелец дал приказ сохранить внешний облик, но модернизировать интерьеры. Воронихин полностью перепланировал внутренне убранство, разработал интерьеры в стиле ампир и руководил работами по реализации проекта. Однако пожар 1803 года почти полностью уничтожил отделку, а следующую реконструкцию поручили уже другому зодчему.

Частная жизнь

Андрей Воронихин (1759-1814) прожил интересную жизнь, при огромной загруженности на работе он реализовался и в семейной жизни. Еще в 1801 году архитектор женился на дочке английского пастора Мэри Лонд, или Марии Федоровне на русский манер. Она была сначала гувернанткой в доме Строгановых, а затем чертежницей и 10 лет проработала вместе с мастером. Невеста отказалась менять вероисповедание, и для заключения брака Воронихину пришлось собрать немало бумаг. После свадьбы молодые поселились в собственном доме. У пары родилось шесть сыновей, но почти все прожили недолго, на сегодняшний день прямых потомков Воронихина не осталось. Архитектор много и напряженно работал, в свободное время любил заниматься живописью, много читал.

Завершение пути и память

Скончался архитектор 21 февраля 1814 года. Похоронили его на самом престижном кладбище Санкт-Петербурга, в Александро-Невской лавре. На его памятнике потомки изобразили силуэт Казанского собора - главной постройки зодчего.

Лишь немногие здания Воронихина сохранились до наших дней. Но два его главных шедевра до сих пор украшают Петербург. Также сохранились некоторые его интерьеры и множество проектов, которые дают представление о мощи его таланта. Живописные работы Воронихина хранятся в Эрмитаже и Русском музее, а также в собрании Академии художеств.

Ученики Воронихина

Русский ампир нашел в творчестве Воронихина наиболее полное воплощение. Его ученики продолжали дело учителя, некоторые в прямом смысле. Так, Андрей Михайлов вместо наставника наблюдал за строительством Казанского собора. В своих авторских постройках Михайлов следует традициям Воронихина. Наиболее удачным его сооружением является церковь Святой Екатерины на Васильевском острове. Простота и элегантность замысла выдержаны в стиле Воронихина. Еще один ученик - Денис Филиппов - остался в истории архитектуры как автор Дома Академии наук на Васильевском острове, который также имеет типичные черты воронихинского ампира. Третий значительный последователь и ученик архитектора - Петр Плавов - известен как создатель Обуховской больницы на Загородном проспекте и лестницы Опекунского совета. Эти проекты также выдержаны в классическом стиле, пропагандируемом Воронихиным.

Существует несколько версий происхождения знаменитого русского архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Некоторые источники утверждают, что он был сыном простого крепостного, другие, - внебрачным сыном графа Александра Строганова от крепостной.

Родился будущий архитектор в с. Новое Усолье Пермской губернии 17 октября 1759 года. Обучался в одной из художественных школ, основанных Строгановым, у известного иконописца Юшкова. Весной 1772 года талантливый отрок, в числе других способных учеников, был отправлен графом, известным меценатом и президентом Петербургской Академии художеств, учиться в Московскую школу архитектуры.

Предполагается, что в 1775 - 1779 гг. учителями юного Воронихина были В. Баженов и М. Казаков. Андрей настойчиво овладевал архитектурной наукой, но не оставлял и живописи, писал миниатюрные портреты, делал зарисовки. В целях заработка выполнял мелкие заказы по реставрации фресковой живописи и храмовой росписи.

После окончания обучения молодой архитектор отправился в Санкт-Петербург в распоряжение графа А.С. Строганова.

Ему отвели комнату в роскошном дворце графа и место под мастерскую - для работы над рисунками и чертежами. Воронихин был допущен к графской галерее, к его библиотеке и кабинету, ему дают возможность бывать на собраниях любителей искусств, устраиваемых графом.

Андрей очень дружен с сыном графа, Павлом Строгановым. В 1785 году А.С. Строганов дает Андрею Воронихину «вольную» и отправляет молодых людей в путешествие по России в сопровождении учителя Павла Ромма. В путешествии они исполнили цикл пейзажных рисунков и акварелей под названием «Путешествующий по России живописец».

В 1786 году граф снаряжает всех троих в путешествие по Европе. Молодые люди посещают Францию, Германию, затем уезжают учиться в Женеву. В 1789 году они переезжают в Париж. Здесь Воронихин окончательно утвердился в желании быть архитектором, он много времени проводит в библиотеках, постигая учение древних зодчих и французских основателей ампира, в том числе К. Леду.

Здесь же все трое путешественников примкнули к Французской революции.
Позже молодые люди, по требованию графа, вернулись в Россию, а их воспитатель и учитель Ромм остается на родине, становится одним из лидеров революции, членом Конвента, автором нового французского календаря. Позднее он будет казнен на гильотине.

Вернувшись в 1790 году в Россию, Воронихин решает, что вполне подготовлен к самостоятельной работе. В 1791 году граф заказывает Воронихину перестройку в своем дворце, пережившем большой пожар, картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета и вестибюля. Он верил в талант Воронихина, ценил его трудолюбие и честность.

Молодой архитектор сумел во дворце, построенном самим Растрелли, создать художественные формы в абсолютно других пропорциях и стиле. Пышный декор Растрелли Воронихин заменяет строгим классическим, простым и изящным.
Аналогично он перестраивает интерьеры дачи Строганова на Чёрной речке (1795 - 1796 гг.), дома в Калужской губернии (1798 г.). Тогда же (1794 г.) он пишет свою знаменитую картину «Вид картинной галереи графа Строганова», которая ныне хранится в Эрмитаже .

Совет Академии художеств удостаивает Андрея Никифоровича Воронихина званием профессора живописи. Следующая картина, «Вид построенной Строгановской дачи» (1797 г.), приносит ему звание академика Академии Художеств. Строганов поручает Воронихину строительство паркового павильона в своих владениях в Новой Деревне. Как видим, получив вольную, Воронихин связей с семьей своего благодетеля не терял.

В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Павлу I хотелось видеть храм, напоминающий собор Святого Петра в Риме. В этом престижном конкурсе принимало участие много известных иностранных архитекторов, но Павел отдал предпочтение работе именно Воронихина, смета постройки была утверждена императором, но вскоре последний погибает от рук заговорщиков.

Однако Воронихин продолжает работы и на строительстве Казанского собора , и в Павловске, где создает знаменитый Розовый павильон и ряд других построек, мостов, павильонов. В 1800 году он выполняет проект каскадов у «Ковша Самсона» в Петергофе , которые получили сразу же название «воронихинских», а сам автор проекта - звание архитектора и право преподавать в Академии Художеств.

В сентябре 1801 года Воронихин женится на помощнице Чарльза Камерона Мери Лонг, обретя тем самым не только спутницу жизни, но и прекрасную помощницу. На свадьбе присутствовал старый граф А. Строганов. В этом браке было рождено шестеро детей, которые, за исключением сына Константина, прожили очень недолго.

В 1802 году Воронихин удостоился очередного звания, на этот раз звания профессора архитектуры. В 1803 года по проекту Воронихина начинается реставрация дворца в Павловске, пострадавшего во время пожара, причем он спроектировал не только здания, но и интерьеры, дизайн мебели, осветительные устройства и некоторую утварь.

В 1806 году зодчий создает проект фонтанов на дороге Санкт-Петербург - Царское Село . К сожалению, построен был только один - на Пулковской горе. В этом же году Александр I при личной встрече с Воронихиным поручает ему постройку здания Горного института рядом с Зимним дворцом. Архитектор задумал построить его как античный храм геологии. Его усилиями «Горный кадетский институт» стал истинным памятником русской культуры начала 19 столетия.

В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина, - Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и, бесспорно, самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом св. Анны 2 степени и пенсией. С 1811 года он ведет в Академии архитектурный класс.

Умер выдающийся русский живописец и архитектор, один из основоположников русского ампира, в Петербурге, в окружении своих последователей и учеников, 21 февраля 1814 года. Похоронен бывший крепостной был с почестями, на самом престижном в Санкт- Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Русская общественность увековечила его память красивым памятником на могиле: на гранитной колонне с рустом изображен Казанский собор , увенчанный фигурой своего гениального зодчего.

Дата рождения:

Место рождения:

Новое Усолье, Пермская губерния

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург

Гражданство:

Российская империя

Работал в городах:

Санкт-Петербург, Петергоф, Стрельна, Гатчина, Павловск

Архитекту-рный стиль:

Классицизм, русский ампир

Важнейшие постройки:

Казанский собор

Адреса в Санкт-Петербурге

Примечания

Библиография

(17 (28) октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля (5 марта) 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Биография

Андрей Воронихин родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге.

В 1785 году Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

В 1797 году Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Чёрной речке в Петербурге. Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) — прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец — Никифор Степанович Воронихин
  • Мать — Пелагея Ивановна
  • Племянник — Воронихин, Николай Ильич, Рязанский губернский архитектор.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 — 23 января 1822) — англичанке и чертёжнице, проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать кучу всяких бумаг, так как Мэри не захотела переходить в православие. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.