Урок шопен не смолкнет сердце. Презентация "Не молкнет сердце чуткое Шопена…". С мыслью о Польше

Петрашова Оксана Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Дата публикации: 19.11.2016
Раздел: начальное образование

Ход урока. Вход в зал: Полонез – ля мажор.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь… Сегодня урок у нас необычный, т.к. у нас присутствуют гости, а ещё он необычен тем, что проводим мы его в зале… Музыка, которая будет сегодня звучать очень часто исполнялась и исполняется в небольших концертных залах. Как вы думаете, какая цель нашего урока?(послушать эту музыку и постараться запомнить). Итак мы начинаем. Для сегодняшнего урока я попросила ребят из 4 «б» и 4 «г» классов и учителя по танцем Светлану Юрьевну подготовить для вас сюрприз. Внимание на сцену.
Звучит музыка: Вальс Ф. Шопена
(на сцене исполнятся танец танцорами школьного кружка) .
Учитель:
Ребята, скажите какой танец исполнили ученики?
Ученики:
Вальс.
Учитель:
Кто скажет, что такое вальс? (ответ…)
слайд 1 (Вальс-это…)

Учитель:
Правильно. Танец вальс, а музыка Ф. Шопена.

СЛАЙД 2

(портрет Шопена)

Слайд 3 (тема урока)

Учитель:
На прошлом уроке мы смотрели фильм о Ф. Шопене, я просила вас дома записать в тетрадях, то что вам больше всего запомнилось. Расскажите нам сейчас…. (ответы).
Слайд 4 (могила Шопена в Италии)

Слайд 5 (сердце Шопена в Польше)

Учитель:
Следующий танец, который я предложу вашему Вы услышите впервые – это полонез. Внимание на экран:
Слайд 6 (полонез- это….)

Слушаем
: Полонез ля мажор.
Учитель:
Как звучит музыка полонеза? (торжественно, ярко). А не Показалась вам эта музыка знакомой? (звучала, когда входили). На какой счёт исполняется полонез? Давай прохлопаем в ладоши шаг полонеза. (хлопаем). А теперь представьте, что мы с вами попали на бал и нам Нужно его открыть полонезом. (
встаем в круг и исполняем несколько шагов полонеза).

Учитель:
Кульминацией бала была мазурка. Этот танец мы тоже сегодня услышим впервые. Что такое мазурка? Внимание на экран.
Слайд 7 (мазурка-это….)

Слайд 8(видео фрагмент Мазурки)

Учитель:
Вот мы и познакомились некоторыми танцами Фридерика Шопена.
Учитель:
Вначале урока мы говорили о том, что Шопен очень Любил свою Родину. Ребята, как вы думаете а каждый Из нас должен любить свою Родину, как Шопен? (ответы…) Мы не раз обращались к теме Родины на уроках музыки.
Исполнение:
давайте для наших гостей исполним песню о Родине. «Я люблю тебя Россия».

Учитель:
Наш урок подходит к своему завершению. О чём мы сегодня говорили? Что слушали? Что нового узнали для себя. Понравилась ли музыка Шопен? Будете ли вы её слушать ещё ?
Как вы думаете так смолкло сердце Шопена или всё

же нет?

Учитель
: Давайте проверим, что вы запомнили? Внимание на экран.
Слайд 9 (Проверь себя)

Учитель:
Понравился урок или нет? Если да, то похлопайте в ладоши, а нет потопайте ногами. Если останется время посмотреть видео клип.
Слайд 10 (клип песни Шопен).

Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.

Задачи:

  • Образовательные :
    • умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
    • сопоставление и сравнение;
    • умение образно мыслить;
    • исторические данные;
    • умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
    • знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
    • расширение речевых возможностей о содержании музыки.
    • вокально-хоровая работа.
  • Воспитательная :
    • эмоционально-целостное отношение к музыке.
  • Развивающая : формирование общеучебных навыков:
    • учебно-организационных,
    • учебно-информационных,
    • учебно-интеллектуальных,
    • учебно-коммуникативных.

ХОД УРОКА

1. Музыкальное приветствие

2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1 , слайд 1)

– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.

2 слайд.

– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязо ва Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он переехал жить из Франции в Польшу, которая пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно проявлять свои музыкальные способности. Он был одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано, плакал, прослушивая определенные мелодии, проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев) .
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.

Учебник – ст. 82. 2 абзац.

Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.

В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.

Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.

Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.

Слушание. Полонез ля мажор.

– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).

Мазурка. Слайд № 14 .

Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.

Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.

Вопрос из учебника:

– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….

О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.

3. Разучивание песни «Родина»

Слайд 15 (вызвать ребенка).

– Кто из них Шопен?

4. Задание на доске:

К каким странам относятся эти танцы?

Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Ча рдаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.

5. Итог

– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).

6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?

7. Рефлексия

– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?


Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки , рожденные в сердце слышны…

Р.Гамзатов


Фредерик Шопен

(1810-1849)



Фредерик Шопен прожил всего 39 лет - это очень мало. Он умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Умер Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”






Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.


Полонез ля мажор

Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.


«ВАЛЬС»- бальный танец с плавным вращательным движением пар. С вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов .






В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...



Почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.





  • -Торжественный польский танец-шествие?
  • -Подвижный прыжковый польский танец?
  • С творчеством какого композитора вы познакомились?
  • -С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
  • -Бальный танец с плавным вращательным движением пар?

Разработка урока музыки в 4 классе

Тема «В концертном зале»

Художественное название урока:

« Не молкнет сердце чуткое Шопена….»

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;

Конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.

Развивающие:

Развивать ритмический, динамический слух;

Развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

На примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле,толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.

Познавательные УУД:

Учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;

Учиться оформлять и выпускать газету.

Коммуникативные:

Участие в коллективном пении;

Учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.

Личностные УУД;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД:

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.

Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук,проектор, презентация.

Методы обучения:

Метод зрительной наглядности:презентация, видеозаписи;

Метод слуховой и зрительной наглядности;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод взаимодействия с учителем;

Метод сравнения,размышления;-словесные методы(беседа, разъяснение,объяснение)

Тип: комбинированный

Форма : урок « Выпуск газеты»

Ход урока :

I . Opr момент. Приветствие.

II.Актуализация темы.

Учитель:

Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Вы спросите-какой? Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.

Игра «Музыкальное лото»

-Название инструмента (рояль)

-Коллектив музыкантов-исполнителей(оркестр)

-Руководитель оркестра(дирижер)

-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента-скрипка)

-Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(духовые, струнные, ударные)

-В какой оркестр входит этот инструмент балалайка? (оркестр народных инструментов)

(открывается карта ПОЛЬШИ)

Наклеивают карту Польши на газету.

Учитель:

(прикрепить портрет в центре)

- Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора.Группа

« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»

Несколько интересных фактов об этой стране подготовила…………….

На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).

Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».

Спортом номер один является футбол.

Жёлтый свет светофора в Польше называют оранжевым

Обязательным первым танцем является полонез.

Инфор.на газету

Учитель:

-Тема нашего урока:

Не молкнет сердце чуткое Шопена....

Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.

(Приклеивают название)

Эпиграф урока:

Ты, думаешь,

эти мелодии звуки струны?

То, звуки , рожденные в сердце слышны ...

Р.Гамзатов

К омментарии детеи к эпиграфу .

- В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?

- Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?

Узнать о жизни композитора.

Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.

Узнать о жизни композитора помогут « Корреспонденты»

Ученик-корреспондент:

Родина композитора-Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.

Учитель:

-Любимым инструментом Шопена был - Давайте угадаем:

Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его ……………. (Фортепиано)

- Репортаж продолжает.....................................

Ученик-корреспондент:

« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.

Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.

Инфор.на газету

Учитель:

-Почему, вам подскажет музыка.

(Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.(отрывок)

Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.

Учитель:

- Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»

«Танцы, танцы, танцы...» именно так называется следующий разворот учебника на стр. 84 и посвящён он вальсу, полонезу и мазурке.

В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.

III.Слушание музыки.

Учитель:

А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).

Собрать описание одного из танцев.(вальс)

Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали...

-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.

Слушание музыки - «ПОЛОНЕЗ»

.. танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.

Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?

В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.

Сообщение корреспондентов подготовил……………

Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.

В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны....

Слушание музыки -«ВАЛЬС»

бальный танец с плавным вращательным движением пар.

Учитель:

- Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.

Слушание музыки « Мазурка»

весёлый, подвижный прыжковый танец.

- Как прозвучал танец?

(быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)

Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.

Сообщение подготовил корреспондент………………..

Шопен сочинил около" 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.

Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.

Инфор.на газету.

Учитель:

- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы...

(просмотр видеозаписи танца мазурка)

- Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?

Ребята, если мы посмотри на средства музыкальном выразительности - они похожи? Темп, регистр, динамика,тембр?

-Какая по характеру эта музыка?

(танцевальная)

-Через простые танцы Польши - полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.

- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.

Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.

Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”

Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.

(Ответы детей)

А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая

называется «Солнечный Крым».

IV . Вокальная работа.

Распевание. Песня «Солнечный Крым»

V . Обобщение урока и выводы.

Учитель:

- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?

Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!

Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.

Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.

Те из вас, кто ответит на вопросы у красит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.

Ребята корреспонденты задают вопросы:

С творчеством какого композитора вы познакомились?

Торжественный польский танец-шествие?

Подвижный прыжковый польский танец?

Как друзья называли Ф.Шопена?

С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?

Бальный танец с плавным вращательным движением пар?

Учитель:

И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.

Инфор.на газету.

Мазурка или мазурек (mazurka \ mazurek ) - это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!

Угостить пирогом.

VI .Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».