Петрашова Оксана Дмитриевна
Должность:
учитель музыки
Учебное заведение:
МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт:
г. Железногорск
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Не молкнет сердце чуткое Шопена.
Дата публикации:
19.11.2016
Раздел:
начальное образование
Ход урока.
Вход в зал: Полонез – ля мажор.
Учитель:
Здравствуйте, садитесь… Сегодня урок у нас необычный,
т.к. у нас присутствуют гости, а ещё он необычен тем, что проводим
мы его в зале… Музыка, которая будет сегодня звучать очень часто
исполнялась и исполняется в небольших концертных залах. Как вы
думаете, какая цель нашего урока?(послушать эту музыку и
постараться запомнить).
Итак мы начинаем. Для сегодняшнего урока я попросила ребят из 4
«б» и 4 «г» классов и учителя по танцем Светлану Юрьевну
подготовить для вас сюрприз. Внимание на сцену.
Звучит музыка: Вальс Ф. Шопена
(на сцене исполнятся танец
танцорами школьного кружка) .
Учитель:
Ребята, скажите какой танец исполнили ученики?
Ученики:
Вальс.
Учитель:
Кто скажет, что такое вальс? (ответ…)
слайд 1 (Вальс-это…)
Учитель:
Правильно. Танец вальс, а музыка Ф. Шопена.
СЛАЙД 2
(портрет Шопена)
Слайд 3 (тема урока)
Учитель:
На прошлом уроке мы смотрели фильм о Ф. Шопене, я
просила вас дома записать в тетрадях, то что вам больше
всего запомнилось. Расскажите нам сейчас…. (ответы).
Слайд 4 (могила Шопена в Италии)
Слайд 5 (сердце Шопена в Польше)
Учитель:
Следующий танец, который я предложу вашему
Вы услышите впервые – это полонез. Внимание на экран:
Слайд 6 (полонез- это….)
Слушаем
: Полонез ля мажор.
Учитель:
Как звучит музыка полонеза? (торжественно, ярко). А не
Показалась вам эта музыка знакомой? (звучала, когда
входили).
На какой счёт исполняется полонез?
Давай прохлопаем в ладоши шаг полонеза. (хлопаем).
А теперь представьте, что мы с вами попали на бал и нам
Нужно его открыть полонезом.
(
встаем в круг и исполняем несколько шагов полонеза).
Учитель:
Кульминацией бала была мазурка. Этот танец мы тоже
сегодня услышим впервые. Что такое мазурка? Внимание
на экран.
Слайд 7 (мазурка-это….)
Слайд 8(видео фрагмент Мазурки)
Учитель:
Вот мы и познакомились некоторыми танцами
Фридерика Шопена.
Учитель:
Вначале урока мы говорили о том, что Шопен очень
Любил свою Родину. Ребята, как вы думаете а каждый
Из нас должен любить свою Родину, как Шопен? (ответы…)
Мы не раз обращались к теме Родины на уроках музыки.
Исполнение:
давайте для наших гостей исполним песню о Родине.
«Я люблю тебя Россия».
Учитель:
Наш урок подходит к своему завершению.
О чём мы сегодня говорили? Что слушали?
Что нового узнали для себя. Понравилась ли музыка
Шопен? Будете ли вы её слушать ещё ?
Как вы думаете так смолкло сердце Шопена или всё
же нет?
Учитель
: Давайте проверим, что вы запомнили?
Внимание на экран.
Слайд 9 (Проверь себя)
Учитель:
Понравился урок или нет?
Если да, то похлопайте в ладоши, а нет потопайте
ногами.
Если останется время посмотреть видео клип.
Слайд 10 (клип песни Шопен).
Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.
Задачи:
- Образовательные
:
- умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
- сопоставление и сравнение;
- умение образно мыслить;
- исторические данные;
- умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
- знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
- расширение речевых возможностей о содержании музыки.
- вокально-хоровая работа.
- Воспитательная
:
- эмоционально-целостное отношение к музыке.
- Развивающая
: формирование общеучебных
навыков:
- учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интеллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
ХОД УРОКА
1. Музыкальное приветствие
2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1 , слайд 1)
– Ребята, перед нами портрет великого
польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную
жизнь прожил Фридерик Шопен.
2 слайд.
– Как вы думаете для какого инструмента
писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в
деревне Желязо
ва Воля в Польше.
3 слайд.
Отец Фредерика Николя был
французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он
переехал жить из Франции в Польшу, которая
пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал
участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно
проявлять свои музыкальные способности. Он был
одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать
запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано,
плакал, прослушивая определенные мелодии,
проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд
(прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на
уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд.
(Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать
музыку и выступать с концертами? (Моцарт,
Прокофьев)
.
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни
проведет в дали от родины.
Учебник – ст. 82. 2 абзац.
Слайды – 6, 7, 8.
Сердце:
Он завещал похоронить свое тело
в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою
родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы
французского художника-романтика (стиль
романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного
исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена
включены в репертуар множества пианистов. Часто
записи его произведений фигурируют в каталогах
крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года
и поныне в городе Варшава проводят Международный
конкурс пианистов им. Шопена.
В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.
Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.
Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.
Слушание. Полонез ля мажор.
– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).
Мазурка. Слайд № 14 .
Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.
Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.
Вопрос из учебника:
– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….
О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.
3. Разучивание песни «Родина»
Слайд 15 (вызвать ребенка).
– Кто из них Шопен?
4. Задание на доске:
К каким странам относятся эти танцы?
Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Ча рдаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.
5. Итог
– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).
6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?
7. Рефлексия
– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?
Ты, думаешь,
эти мелодии звуки струны?
То, звуки , рожденные в сердце слышны…
Р.Гамзатов
Фредерик Шопен
(1810-1849)
Фредерик Шопен прожил всего 39 лет - это очень мало. Он умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Умер Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”
Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
Полонез ля мажор
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
«ВАЛЬС»- бальный танец с плавным вращательным движением пар. С вальсом мы довольно часто встречаемся в жизни. Шопен как композитор-романтик, очень любил этот красивый, изысканный танец и создал немало вальсов .
В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
Почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
- -Торжественный польский танец-шествие?
- -Подвижный прыжковый польский танец?
- С творчеством какого композитора вы познакомились?
- -С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
- -Бальный танец с плавным вращательным движением пар?
Разработка урока музыки в 4 классе
Тема «В концертном зале»
Художественное название урока:
« Не молкнет сердце чуткое Шопена….»
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания о Польше, танцевальном творчестве Ф.Шопена;
Конкретизировать слуховые представления об особенностях польских танцев.
Развивающие:
Развивать ритмический, динамический слух;
Развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
На примере творчества и биографии Шопена прививать любовь к родной земле,толерантности, уважительного отношения к культуре польского народа.
Познавательные УУД:
Учиться на слух узнавать танцы, использовать специальную терминологию;
Учиться оформлять и выпускать газету.
Коммуникативные:
Участие в коллективном пении;
Учится грамотно строить речевые высказывания, их аргументировать.
Личностные УУД;
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, сравнивать их характер, называть названия танцев, динамических оттенков, работа с текстом песни, воплощать характер песни о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук,проектор, презентация.
Методы обучения:
Метод зрительной наглядности:презентация, видеозаписи;
Метод слуховой и зрительной наглядности;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод взаимодействия с учителем;
Метод сравнения,размышления;-словесные методы(беседа, разъяснение,объяснение)
Тип: комбинированный
Форма : урок « Выпуск газеты»
Ход урока :
I . Opr момент. Приветствие.
II.Актуализация темы.
Учитель:
Сегодня вы поможете мне выпустить газету, посвященную 205- летию одного композитора. И как в настоящей газете в ней будут свои рубрики: «Что? Где? Когда?», «Музыкальный календарь», «Это интересно». Композитор родился в одной из старинных стран Европы. Вы спросите-какой? Ответив на вопросы мы увидим с вами эту страну, которая занимает место в нашей газете.
Игра «Музыкальное лото»
-Название инструмента (рояль)
-Коллектив музыкантов-исполнителей(оркестр)
-Руководитель оркестра(дирижер)
-Со мной здоровается сам дирижер(название инструмента-скрипка)
-Какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра?(духовые, струнные, ударные)
-В какой оркестр входит этот инструмент балалайка? (оркестр народных инструментов)
(открывается карта ПОЛЬШИ)
Наклеивают карту Польши на газету.
Учитель:
(прикрепить портрет в центре)
- Ребята, мы отправляемся с вами в Польшу на Родину композитора.Группа
« Корреспонденты » поможет мне в проведении урока. На протяжении всего урока они будут выступать в роли моих помощников. Итак, первая рубрика «Что? Где? Когда?»
Несколько интересных фактов об этой стране подготовила…………….
На территории Польши проживает наибольшее количество белых аистов (23% от мировой популяции).
Если где-нибудь на улице Кракова вы спросите, как пройти к библиотеке, и вам ответят «просто», не воспринимайте ответ, как издевательство. «Просто значит «прямо».
Спортом номер один является футбол.
Жёлтый свет светофора в Польше называют оранжевым
Обязательным первым танцем является полонез.
Инфор.на газету
Учитель:
-Тема нашего урока:
Не молкнет сердце чуткое Шопена....
Предлагаю дать нашей газете это поэтическое название.
(Приклеивают название)
Эпиграф урока:
Ты, думаешь,
эти мелодии звуки струны?
То, звуки , рожденные в сердце слышны ...
Р.Гамзатов
К омментарии детеи к эпиграфу .
- В конце нашего урока мы ответим на главный вопрос: Почему не молкнет сердце чуткое Шопена?
- Как мы сможем ответить на этот вопрос? Что мы должны с вами сделать на уроке?
Узнать о жизни композитора.
Услышать музыку Фредерика Шопена, узнать в каких жанрах музыки ярко проявилось его творчество.
Узнать о жизни композитора помогут « Корреспонденты»
Ученик-корреспондент:
Родина композитора-Польша. Но судьба так распорядилась, что долгие годы композитор был на чужбине. Поэтому все свои музыкальные послания он наполнял любовью и страданием, восторгом и отчаянием.
Учитель:
-Любимым инструментом Шопена был - Давайте угадаем:
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его ……………. (Фортепиано)
- Репортаж продолжает.....................................
Ученик-корреспондент:
« Душа фортепиано»,- так называли польского гения. Он писал множество произведений для этого инструмента. Среди них такие жанры как вальсы, полонезы, прелюдии, этюды.
Друзья его называли “Бриллиантовые ручки”.
Инфор.на газету
Учитель:
-Почему, вам подскажет музыка.
(Слайд № 7) слушание аудиозаписи вальс № 7 до диез минор Ф. Шопена.(отрывок)
Вывод о прослушанной музыке: беглость пальцев, пальчики двигаются так быстро, как переливаются бриллианты.
Учитель:
- Недаром о нем Роберт Шуман говорил: «Шапки долой, господа, пред вами гений»
«Танцы, танцы, танцы...» именно так называется следующий разворот учебника на стр. 84 и посвящён он вальсу, полонезу и мазурке.
В 19 веке вальсы, мазурки, полонезы покорили танцевальные залы королей и вельмож и мы послушаем эт великолепные танцы, которые сочинил Ф.Шопен.
III.Слушание музыки.
Учитель:
А сейчас перед вами три определения, каждый из вас находит определение к каждому танцу по его выразительным музыкальным средствам. (Читать с детьми).
Собрать описание одного из танцев.(вальс)
Проставить номера, т.е в каком порядке они звучали...
-Мы послушаем с вами эти танцы, а я попрошу на слух определить в какой очередности они звучат.
Слушание музыки - «ПОЛОНЕЗ»
.. танец - шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
Как вы думаете, почему этот полонез стал музыкальным символом Польши?
В музыке создан образ гордой, независимой, блестящей и величественной Польши.
Сообщение корреспондентов подготовил……………
Именно полонезом хозяин дома в паре с самой уважаемой дамой открывал бал. Шаг полонеза степенный и изящный, сопровождается неглубоким и плавным приседанием на третьей доле.
В 16 полонезах для фортепиано он воспел героическую историю своей страны....
Слушание музыки -«ВАЛЬС»
бальный танец с плавным вращательным движением пар.
Учитель:
- Ну, с вальсом мы довольно таки часто встречаемся в жизни. 17 вальсов сочинил Шопен.
Слушание музыки « Мазурка»
весёлый, подвижный прыжковый танец.
- Как прозвучал танец?
(быстро, резко, стремительно, с акцентами, изящно)
Музыка танца вводит нас в атмосферу праздничного, приподнятого настроения.
Сообщение подготовил корреспондент………………..
Шопен сочинил около" 60 мазурок. Oh называл мазурки «obrazki» - «картинки». В них даны зарисовки и сельских вечеринок, и картины блестящих балов польской знати.
Мазурка-старинный польский танец, (от названия польской области Мазовии). Его танцевали на сельских праздниках. Это подвижный прыжковый танец был любим и крестьянами и аристократами.
Инфор.на газету.
Учитель:
- В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» о мазурке звучат такие слова:
Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
(просмотр видеозаписи танца мазурка)
- Скажите, вы почувствовали особенности этих танцев?
Ребята, если мы посмотри на средства музыкальном выразительности - они похожи? Темп, регистр, динамика,тембр?
-Какая по характеру эта музыка?
(танцевальная)
-Через простые танцы Польши - полонез, мазурку, вальс композитор выразил свою любовь к Родине, восторг.
- Ребята, посмотрите на эти даты 1810 - 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен.
Всего 39 лет - это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Шопен в Париже, а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста, где на мемориальной доске написаны слова: “Мое сердце там, где моя Родина”
Родина-это главное, что есть у человека! Сколько прекрасных пословиц, высказываний, стихов о Родине. Давайте прямо сейчас их вспомним.
(Ответы детей)
А сейчас мы разучим с вами песню о нашей Родине, которая
называется «Солнечный Крым».
IV . Вокальная работа.
Распевание. Песня «Солнечный Крым»
V . Обобщение урока и выводы.
Учитель:
- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
Пока звучит музыка Шопена, в которой он выразил всю свою любовь Родине, его сердце не умолкнет!!!
Одно из замечательных свойств музыки Шопена - ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
Творчество, музыка Шопена настолько проникает в сердца людей, что вдохновляло их на создание произведений о нем. Это и картины художников, скульпторов, поэтов, кинематографистов, композиторов.
Те из вас, кто ответит на вопросы у красит газету произведениями искусства о Шопене: скульптуры, памятники.
Ребята корреспонденты задают вопросы:
С творчеством какого композитора вы познакомились?
Торжественный польский танец-шествие?
Подвижный прыжковый польский танец?
Как друзья называли Ф.Шопена?
С кем и каким танцем открывал бал хозяин бала?
Бальный танец с плавным вращательным движением пар?
Учитель:
И я хочу предложить вам клип на песню о Шопене.
Инфор.на газету.
Мазурка или мазурек (mazurka \ mazurek ) - это не только танец, как вы могли подумать. Это замечательный пирог, который, также как и печенье с джемом, пекут из песочного теста. Отличается же он тем, что его раскатывают в нетолстый пласт, разбивают на сегменты, и щедро смазывают разным видами фруктового джема. Получается очень красиво и вкусно. А когда его слегка посыпают сахарной пудрой, кажется, что сказка уже началась, и она совсем рядом!
Угостить пирогом.
VI .Оценивание. Домашнее задание «Поэты о Шопене».