Украинцы и русские отличия. Чем отличаются украинки от русских женщин. Щи русские, борщи казацкие

Несмотря на то, что украинский и русский народы считаются близкородственными, их этнопсихология существенно отличается. Особенно ярко выражены различия у женской половины населения этих двух стран. Украинки и русские отличаются друг от друга как по типу красоты, так и по целому набору психологических черт, определяющих такое понятие, как «лицо и характер нации».

Внешние различия

Различия во внешности обусловлены происхождением, а также генетическим смешением с народами, проживающими по соседству. Красота русской женщины больше тяготеет к северному, финно-балтийскому типу. Это светлые волосы (светло-русые, русые, блонд ) и глаза (голубые, серые, зеленые), правильные, но по отношению к типу южных красавиц более мелкие, утонченные черты лица.

Украинки, напротив, больше походят на южанок. Черты лица у них крупнее и выразительнее, чем у русских. В оттенках глаз, кожи и волос преобладают яркие контрасты: каштановые или жгуче-черные волосы (натуральных блондинок почти нет), густые черные брови при светлой коже, черные, карие или насыщенно-зеленые глаза.

Если красоту русской женщины можно сравнить с кристально-холодной зимой или застенчивой ранней весной, то красота украинки - это, несомненно, разгар августа, самый солнцепек. Каждый из этих типов по-своему хорош. Относительно ответа на вопрос, какой же лучше, тут, как говорится, кому что нравится.

Национальный характер

Точно так же, как внешность, различаются и характеры русской и украинской женщины. Первая более сдержанна, покладиста и терпелива. Она многое прощает своему мужчине и в некоторых случаях действительно готова «коня на скаку остановить и в горящую избу войти». В характере русской женщины больше сохранились следы веками вколачивавшихся в нее норм Домостроя, поэтому привычка быть в семье «на вторых ролях» для многих россиянок вполне естественна.

Украинки обладают более непокорным, строптивым и свободолюбивым характером, что обусловлено сильным влиянием культа Богини-матери. Он был распространен на территориях, которые сейчас занимают современные Румыния, Болгария, Венгрия, Польша, Украина. Украинская женщина менее склонна прощать мужчине его несовершенства и всегда готова в жарком споре отстаивать свои права.

Внутрисемейные отношения типичной украинской семьи, к примеру, конца XIX века великолепно описаны в повести «Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого. Писатель прекрасно уловил и отношения между родственниками, и роль женщины в них. Украинки крайне редко позволяют загонять себя в позицию жертвы, чаще скандалят и активнее себя защищают.

Статистика разводов

Эти различия в национальных характерах подтверждает и статистика разводов. В России в 2012 году на 1213598 брачных союзов приходилось 644101 развод, что составляет 53% от общего числа браков. В Украине в тот же период было заключено 278 356 браков, из них 169797 распались, а это уже 61%. Даже при постоянном росте количества разводов в обеих странах количество расторжений браков в Украине на 8% больше.

Для сравнения такие же показатели в других странах: Канада - 48%, США - 46%, Великобритания - 42%, Франция - 38%, Япония - менее 27%. Такой высокий уровень разводов в России и Украине обусловлен, в первую очередь, материальными проблемами и пьянством мужа, с которыми россиянки готовы мириться в большей мере, нежели украинки.

На третьем и четвертом местах стоят половая несовместимость и измены супругов. Если у россиян обычно в измене обвиняется муж (75% изменивших - мужчины), то у украинцев доли виновников поделились между супругами приблизительно поровну (на 58% изменников - 42% изменниц).

Это подтверждает и более «горячий» темперамент украинок, и их более вольные, «матриархальные» взгляды. Для русской женщины, гораздо более готовой к жертвенности, на первом месте стоит сохранение семьи. Свое личное счастье нередко отодвигается ею на второй план.

Национальное антикоррупционное бюро и прокуратура «незалежной» всерьез разбираются, кто виноват в том, что «Великая Украинская Стена», призванная защитить «неньку» и весь Евросоюз от «кацапской орды», на деле оказалась жалким дачным забором из проволочной сетки. Оказывается, тендеры на сооружение стены были проведены нечестно, и было похищено больше 100 млн гривен. Впрочем, судьба «Линии обороны Европы» была понятна сразу, как только в землю на границе вонзились лопаты строящих ее «волонтеров».

Украинец, согласно украинской же пропаганде - это человек с серьезно заниженным умственным уровнем. Как тот актер, что снимается в очередной серии «мыльной оперы» про героических милиционеров-полицейских, так и тот потребитель, которому это фуфло впихивают. Идея со строительством окопов-рвов-стен и прочих вещей - примитивный плагиат с агиток времен индустриализации и отчасти Германии эпохи Второй мировой войны.

Однако взять экскаватор и тупо вырыть за час канаву, которую три десятка слабоумных участников флеш-моба будут рыть пару дней, нельзя никак. Во-первых, экскаватор стоит денег, а украинский «вышиватник» - бесплатен. Более того, на канаву с него можно собрать деньги, а вот экскаватор придется еще солярой заправлять (экскаваторщика - горилкой).

Во-вторых, такой механизацией на корню убивается национальная идея перманентной перемоги. Как можно «переможить», когда за тебя в поле работает умный агрегат? Боевые роботы у Кремля, а у окраинных «щеневмерликов» только горячая вера, милый трезубец и двухцветные тряпки.Вот в свое время блогер Оvanes задался вопросом отличия украинцев от русских. С точки зрения армянина Ованеса, отличия в общем и целом минимальные, если они вообще есть. И я его понимаю. Для меня, например, найти отличия между болгарином и македонцем непросто, хотя это как бы и славяне, и имел возможность наблюдать и тех, и других, но все же. А уж разница между баварцами и жителями Зальцбурга, на мой взгляд, ускользающе мала. Но она есть. Украинцы потратили четверть века на доказательство того, что они не русские, и сейчас это видно невооруженным взглядом. Хотя речь по-прежнему идет о, скорее, внутривидовых отличиях (пока еще идет).

Итак, чем же, на мой взгляд, обусловлено отличие?

1. Доминанта русского поведения - не жадность. То есть, может быть что угодно - глупое жлобство (когда надо платить, и сам понимает, но ленится), сволочизм, скупердяйство, но все это не является доминантной чертой. Русские не любят жадных жлобов, и жлобство публично осуждается. Типичный «майданный» украинец - природный жлоб и жадина. Не потому, что он плохой, а потому, что это доминанта его поведения, которая варьирует от просто «излишне рачительного» хуторянина из «маленькой краины» до человека с психическими отклонениями. То есть, свихнувшегося на жадности, и которого этой же жадностью легко ловят на крючок.

Жадность доводится у «настоящих» украинцев до упора, остановки они не знают. Но упрекать украинцев в жадности - бесполезное дело. Они в 99% случаев не поймут даже, о чем идет речь.

Я слежу за «украинским кризисом» уже три года, и самое удивительное и смешное - это то, как на Украине всем тычут в лицо бесконечными «подарунками», «допомогой», «смс-ками» и прочим реквизитом провинциального театра, призванным демонстрировать некие добровольные «пожертвования» и необычайную широту души трудящихся, щедро скидывающих мозолистыми руками заработанные грошики в общий котелок. То есть, прошу понять правильно - в России уже всем известно, что такое краудфандинг, все в курсе, что Навальный, Кац и т. п. деятели регулярно «собирают» по Интернету «пожертвования», и даже часто вывешивают отчеты. Но до маразма волшебства с вытаскиванием из магических ящичков десятков тысяч долларов даже они не дошли.

Зато на «майдане» телезрителям гордо демонстрировали бутербродики с салом и домашние соленья, которые натащили трудолюбивые «майдан-бабушки», а в соседней палатке сидели веселые менеджеры, упарившиеся считать «добровольные пожертвования»: в день из тумбочки выгребалось от 30 до 100 тысяч долларов (!) абсолютно народных пожертвований. А что такого? Вся нация дружно встала и профинансировала трудовыми копейками свержение кровавого тирана Януковича. Кто не верит - раб Кремля, москаль, неспособный к широкому народному творчеству.

В таком же стиле распропагандированные жадные и глупые громадяне «собирали» деньги на бронежилеты, носки, трусы для своих солдат. Все под камеру, все протоколируется, все - сплошная перемога, в соцсетях - радостные лайки и пожелания убить, убить и еще раз убить всех, кто «колорад» и «агент Кремля». Спору нет - подписать жадин на покупку пары носков для отважных укровояк или sms за 5 гривен (но только один раз) не сложно.

Правда, время от времени посреди патриотического психоза происходит сбой, внезапно выясняется, что «собранные народом» денежки и матпомощь куда-то исчезли. Или вообще не туда пришли. Минобороны Украины в первый год т.н. «АТО» собрало 128 миллионов гривен, но украинские вояки питались плесневелым хлебом, какая-то фигня стряслась с благотворительным фондом «Небесной сотни»… Да и само по себе украинское государство демонстрирует чудеса феерического жлобства, когда семьям убитых в «АТО» солдатов отказываются платить пособия, когда семьям погибших участников распиаренной «Небесной сотни» приходится буквально митинговать в Киеве, и так далее. Почему так происходит? Потому что нынешние украинцы не понимают, как должно функционировать государство.

Им кажется, что надо собрать «подарунки», а затем наступит «перемога». Тогда как ничего не будет, кроме очередного воровства ничейных денег и матценностей. Для природного жлоба государство - это способ быстрого и резкого отъема «ништяков». «Хавчик» подали и ничего более. Как думаете, куда оприходовали собранные лохами деньги украинские генерал-прапорщики?

Естественное, феерическое воровство и жлобство на Украине очаровательны. Взять и украсть деньги из «фонда». Не отходя от кассы и под рев об «агентах мирового жидо-москальского заговора». Думаете, для наблюдательных людей все эти перипетии являются загадкой? Ничуть. Для Украины это норма. Напомню, как характерный пример, что в 2006 году украинские «жлобы доброй воли» во главе с президентом Ющенко и его женой (!) затеяли сбор с трудящихся 120 миллионов долларов в специально созданный фонд на строительство супер-пупер больницы в Киеве. Деньги вроде бы как собрали к 2010 году, а затем - правильно, угадали, - матценности закономерно испарились, больница так и не построена. Кто виноват? Москали.

То есть, воровать на Украине не считает зазорным никто - от сотника (теперь уже депутата) Парасюка до президента. Казалось бы, после «майдана» пришла новая, «народная» власть, «кровавый тиран» и коррупционер Янукович бежал в москальский Мордор. В каждой области завели даже люстрационные комитеты. Ну и каковы результаты? Снова лишь воровство природных жадин.

2. Инфантилизм. Поголовный и всеобщий радостный инфантилизм. Украинец - это человек, не способный артикулировать свои социальные интересы далее хапка (то есть, простейшей жлобской реакции).

Картина маслом. Черноморский город живет туризмом, в туристическом трафике доля российских туристов - под 60−70%, в городе… правильно, проводят «освободительные» марши с воплями «москалей на ножи». Затем жгут покрышки, затем - собственных соотечественников и… удивляются, почему же клятi москали не едут в город… отдыхать. Удивляются владельцы гостиниц, владельцы бизнесов, владельцы ресторанов - мол, виновато во всем российское телевидение. Это вполне честное удивление - с точки зрения украинца, москали специально учудили это, дабы нагадить «трипольским демократам». А то, что на курортах и в туристических местах недопустимы подобные эксцессы, известно даже арабам и африканским неграм, но не украинцам.

Другой пример. В Харькове был рынок, работавший на Россию. Одним из активистов местного унылого «евромайдана» является один из тамошних дельцов. Человек полгода радостно прыгал на месте, празднуя «перемогу» и кляня москалей, а затем выяснилось, что бизнес естественным образом накрылся. Кто виноват? Все те же москали. А то, что он идиот, этот типовой «майданный» украинец даже не понимает.

У «свидомого» украинца нет потребности в рефлексии, что присуще русским. На все вопросы у него уже есть готовые ответы, и ответов этих всего два: «а шо такого» и «москали виноваты». Зазор между реальностью и миром тупых и жестоких инфантилов достигает глубины Марианской впадины. Люди радостно устроили у себя в одном из ключевых регионов гражданскую войну и требуют… больше убийств. А после того, как они победят, они планируют… Да ничего они не планируют.

3. Упрямость, доходящая до упоротости. Украинец убежден, что вокруг «неньки» живут народы, завидующие украинцам. В первую очередь, жадные, глупые, нищие москалюки (так и говорят - «нищие россияне»). А то, что душевой ВВП в России в три раза почти выше, чем на Украине, то, что в Москву едут «заробитчане» из Киева, а не наоборот - так це брэхня. Говорите, в РФ постоянно трудятся 3−4 миллиона украинских гастарбайтеров и проституток? Враки. А если и есть - туда им и дорога.

Украинец будет с воодушевлением рассуждать о том, как Китай (в отместку за «украинский Крым»!) захватит Сибирь, как обезлюдел российский Дальний Восток. Но он никогда ни за что не поинтересуется, куда же из «незалежной» за 20 лет «сплошной перемоги» сбежала почти треть трудоспособного населения, и почему население упало с 53 до 38−40 миллионов человек. Я уже писал про феномен украинских блогеров, борющихся не покладая рук с Путиным, но упорно молчащих о чудовищной социальной и демографической катастрофе на Украине, где естественная смертность в 100−120 тысяч человек в год считается «это неплохо», а страна банально вымирает и разбегается. Нет никаких проблем, цветет и колосится «ридна Украина», а тебе, кацап, буркалы вырвем.

Им это не интересно. Это россияне создали сообщество «пора валить», где психопаты и невротики лечат друг друга. Притом, что в Европе наших соотечественников адекватно воспринимают как платежеспособных клиентов, тогда как заезжие по «безвизу» украинцы там - в основе лишь гастарбайтеры и проститутки. Но русским дурачкам этого мало, им надо, чтобы их… «любили»! Раскисляйство - это обратная сторона украинской упоротости, если так понятнее.

4. Боротьба. Украинец заточен до состояния «природного борца». Именно поэтому украинцы выгодные и естественные био-кликандеры, массовка для лайкания и SEO-криль. Но «борьба» идет успешно только по той причине, что «супостаты» об этой «боротьбе» не знают, как несложно догадаться. Например, большинство русских не в курсе, как отчаянно с ними борются украинцы, и какое незабываемое количество «перемог» они уже одержал.Большинство русских в худшем случае считает «свидомых» украинцев родственной разновидностью кубаноидов. Тогда как практика показывает, что это лишь роботы-экскаваторы, драмбы по Галковскому. У людей в голове программа, есть небольшой процессор, показывает, куда двигаться, куда нажимать. Киборги.

Как использовать такое богатство? Дали задание, работу приняли, заплатили. Все, до свидания. «Богатый» внутренний мир драмбы никому не интересен. Разговор с кухонным комбайном? Это к психиатру. Две-три типовых реакции «свидомита» моделируются на раз и два (тупая и упоротая ложь, «а шо такого», «москали виноваты»), далее можно вообще не обращать внимание. Самая большая ошибка - вести какой-то совместный бизнес и т. п. дела с «роболюдьми». Со смехом прочитал, как в свое время наивный националист Просвирнин ездил в Киев, чтобы там запустить в партнерстве версию своего ресурса. Идиот. Впрочем, большинство сочувствующих обитателям «незалежной» русских - именно такие прекраснодушные идиоты. Те, что живут на Украине и на что-то надеются - идиоты в кубе.

Кстати, население Украины исторически наполовину русское, а за четверть века вуйкам толком украинизировать страну не удалось. И что? В соцсетях и на форумах призывы украинцев… украинизировать Украину. Причем все это пишется и проговаривается часто на… русском языке. Противоречие? Да нет его. Люди даже не играют, а живут в «толкиене».

Все вышесказанное является, безусловно, злобной антиукраинской пропагандой, за которую автору были щедро заплачены Кремлем сумасшедшие деньги (500 гривен)…

Несмотря на то, что украинский и русский народы считаются родственными, их этнопсихология отличается. Особенно очевидны различия у женской половины населения этих двух стран. Украинки и русские отличаются друг от друга не только по типу красоты, но и по целому набору психологических черт.

Внешние различия

Различия во внешности обусловлены происхождением, а также генетическим смешением с народами, проживающими по соседству. Красота русской женщины больше тяготеет к северному, финно-балтийскому типу. Это светлые волосы (светло-русые, русые, блонд) и глаза (голубые, серые, зеленые), правильные, но по отношению к типу южных красавиц более мелкие, утонченные черты лица.

Украинки, напротив, больше походят на южанок. Черты лица у них крупнее и выразительнее, чем у русских. В оттенках глаз, кожи и волос преобладают яркие контрасты: каштановые или жгуче-черные волосы (натуральных блондинок почти нет), густые черные брови при светлой коже, черные, карие или насыщенно-зеленые глаза.

Если красоту русской женщины можно сравнить с кристально-холодной зимой или застенчивой ранней весной, то красота украинки - это, несомненно, разгар августа, самый солнцепек. Каждый из этих типов по-своему хорош. Относительно ответа на вопрос, какой же лучше, тут, как говорится, кому что нравится.

Национальный характер

Точно так же, как внешность, различаются и характеры русской и украинской женщины. Первая более сдержанна, покладиста и терпелива. Она многое прощает своему мужчине и в некоторых случаях действительно готова «коня на скаку остановить и в горящую избу войти». В характере русской женщины больше сохранились следы веками вколачивавшихся в нее норм Домостроя, поэтому привычка быть в семье «на вторых ролях» для многих россиянок вполне естественна.

Украинки обладают более непокорным, строптивым и свободолюбивым характером, что обусловлено сильным влиянием культа Богини-матери. Он был распространен на территориях, которые сейчас занимают современные Румыния, Болгария, Венгрия, Польша, Украина. Украинская женщина менее склонна прощать мужчине его несовершенства и всегда готова в жарком споре отстаивать свои права.

Внутрисемейные отношения типичной украинской семьи, к примеру, конца XIX века великолепно описаны в повести «Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого. Писатель прекрасно уловил и отношения между родственниками, и роль женщины в них. Украинки крайне редко позволяют загонять себя в позицию жертвы, чаще скандалят и активнее себя защищают.

Статистика разводов

Эти различия в национальных характерах подтверждает и статистика разводов. В России в 2012 году на 1213598 брачных союзов приходилось 644101 развод, что составляет 53% от общего числа браков. В Украине в тот же период было заключено 278 356 браков, из них 169797 распались, а это уже 61%. Даже при постоянном росте количества разводов в обеих странах количество расторжений браков в Украине на 8% больше.

Для сравнения такие же показатели в других странах: Канада - 48%, США - 46%, Великобритания - 42%, Франция - 38%, Япония - менее 27%. Такой высокий уровень разводов в России и Украине обусловлен, в первую очередь, материальными проблемами и пьянством мужа, с которыми россиянки готовы мириться в большей мере, нежели украинки.

На третьем и четвертом местах стоят половая несовместимость и измены супругов. Если у россиян обычно в измене обвиняется муж (75% изменивших - мужчины), то у украинцев доли виновников поделились между супругами приблизительно поровну (на 58% изменников - 42% изменниц).

Это подтверждает и более «горячий» темперамент украинок, и их более вольные, «матриархальные» взгляды. Для русской женщины, гораздо более готовой к жертвенности, на первом месте стоит сохранение семьи. Свое личное счастье нередко отодвигается ею на второй план.

Антропологически е исследования украинцев начались еще в 60-х годах XIX столетия. Наиболее основательно изучал этот вопрос на рубеже XIX и ХХ веков выдающийся украинский антрополог и этнограф, профессор Русской и Парижской академий наук Х. Волк. Особое внимание он уделил отличиям украинцев от других славянских народов.

Так, он писал о том, что выходцы с Украины в большинстве своем являются темноволосыми и темноглазыми, тогда как русские, белорусы и поляки – преимущественно светловолосы и светлоглазы. У русских и белорусов более длинный череп, чем у украинцев. Согласно антропологическо й терминологии, русские и белорусы принадлежат к длинноголовым народам, украинцы - к круглоголовым. Если у русских чаще бывают широкие лицо и скулы, то среди украинцев больше узколицых. Носы у них чаще ровные. Так называемый вогнутый нос, по словам Волка, встречается на Волыни, на востоке и севере Украины, что объясняется примесью русской, белорусской и польской крови. Выгнутый (орлиный) нос встречается обычно у жителей юго-востока Украины и, по мнению ученого, является результатом связей с иранскими племенами.

Длина руки у украинцев средняя – меньше, чем у русских и белорусов и немного больше, чем у балканских славян. А вот длина ног значительно больше, чем у русских. Коллега Х. Волка А. Ивановский пишет, что украинцы относятся к группе наиболее «длинноногих» племен. Исследователи прошлого относили украинцев к высокорослым народам, а русских, белорусов и поляков – к низкорослым.

Последние генетические исследования подтвердили, что у русских арийско-славянск ая мужская гаплогруппа R1a более распространена, чем у жителей Украины. При этом женские гаплогруппы у русских являются полностью славянскими и соответствуют тем же гаплогруппам поляков.

Интересный вопрос: чем украинцы отличаются от русских? Что их разделяет? В чём причина существования границы между ними?

Первое, что приходит в голову – язык. Русские говорят на русском, украинцы — на украинском. Очевидный ответ на поверку оказывается довольно спорным.

О существовании единого украинского, общего и для Чернигова, и для Мукачева, и для Черкасс, пока не может быть и речи. Украинские диалекты чрезвычайно сильны, их поддерживает инерция привычки. Довольно часто они берут на себя смелость самостоятельно устанавливать языковую норму. Украинские публицисты жалуются: текст, написанный на мове, в одной редакции принимается как образцовый и литературный, в другой – как скандальное нарушение всех возможных правил. Украине присуща множественность, у неё пока нет своего койне – универсального языка делового и административного общения.

Говорят ли русские на русском? В общем, конечно да. Более того, они, в отличие от украинцев, только на нём и говорят. Русская среда – это диктат койне. Местные языковые традиции находятся в жалком и униженном состоянии. Ими пользуются разве что старики и маргиналы – люди с неудавшейся судьбой, чья речь оказалась искусственно замороженной. Но есть одна особенность: чем дальше мы будем удаляться от обеих столиц, тем хуже будет этот койне, тем чаще люди будут использовать остатки диалектов.

У самой границы, в белгородской губернии или в курской, можно наблюдать следующее явление: до пограничного пункта твой язык полон ошибок. Ты не умеешь говорить правильно, как того требуют всевозможные рекомендации и инструкции, утверждённые соответствующими академическими институтами. И вот, пройдя таможенный досмотр, углубившись в украинские территории буквально на двести метров, игра совершенно меняется. Вдруг ты становишься носителем одного из вариантов нормы, и уж не тебе говорят, как правильно произносить то или иное слово, а ты сам судишь, как живой носитель, что верно, а что нет.

Другой пример – белорусский. Здесь ситуации несколько проще украинской, ближе к российской. Страна маленькая, влияние России огромно, местные говоры умирают со скоростью, равной скорости умирания деревни. До недавнего времени люди массово переходили опять же на койне. Только не на беларуский, а на русский.

В Украине попытки построить собственное универсальное наречие предпринимались на протяжении последних двух столетий, начиная с Николая Котляревского. Белорусы занялись вопросим чуть позже, так об этом пишут историки. И только недавно, после получения независимости, начались масштабные интеллектуальные инвестиции в развитие. Тем не менее, говоры ещё живы и в новой ситуации у них появился шанс сохранить себя. Пока будет идти строительство нового языка, пока будет идти поиск нужных форм и выражений, их будут охранять. И опять – за пределами России, в Витебске и Гомеле, язык свободен и многообразен, живёт без одёргиваний.

Внутри России царит суровая дисциплина, и каждый филолог, едва защитив диплом, превращается в жандарма. Употреблять в речи правильные слова, в правильном подчинении, в правильных падежах – это можно назвать специфическим российским неврозом. Писать нужно литературно, т.е. сообразуясь с образцами второй половины девятнадцатого века, а говорить – как принято в столицах. Тут предлагается выбор – Санкт-Петербург или Москва. Любой другой вариант считается неприемлемым и жесточайше преследуется. Царство филологического терроризма.

Кто ближе к узаконенной норме, тот ближе к идеалу, к избранному обществу. Особым почётом пользуется так называемая врождённая грамотность – умение без ошибок изъясняться на развитом московском наречии, не прилагая к тому никаких дополнительных школьных усилий. У кого не получается, кто вынужден обучаться – покупать пособия, ходить на дикторские курсы — тот заведомо на ступень ниже других.

Эта привязка к избранности как будто лишена своего экономического и социального значения. Как будто акать – правильно само по себе. Неправильное произношение расценивается именно как неправильное – как порок, как грех, как изъян. Отношение к языковой норме, спущенной сверху, сравни религиозному.

По идее, усваивая язык начальства – что само по себе уже комично: зачем офисному клерку или дорожному строителю разбираться в словесных играх праздного класса? — ты подаешь заявку на повышение. Отчасти это так и происходит – говорить, как москвич, значит претендовать на его статус. Не замещая, но становясь рядом. Фокус в том, что московской речи обучаются все без разбора, в приказном порядке. Пост-советские русские охотно играют в эту игру, охотно расстаются с родным говором и втягиваются в общность потенциальных обитателей столицы.

Западная граница России – это граница, прежде всего, культурная. По ту сторону от неё, продолжает цвести подлинная народность, так и не обузданная государственностью. Белорусское и украинское языковое разнообразие, скрывает за собой слабый опыт служения. Использую словарь Мишеля Фуко, можно сказать что украинцы и белорусы – это не дисциплинированные народы. Да и народы ли это? Не проще ли представить их в виде рыхлого объединения местных, “тутейшных”, у которых малая родина почти полностью заслоняет родину большую? Россия – это монолит. Рождённый на Сахалине равен рождённому в Рязани. Возможно, ли такое единство между жителем Ровно и жителем Черновцов? Только если они причисляют себя к русским. Если же они действительно местные – знают, где могила прадеда, говорят на диалекте и уважительно относятся к священникам – то разница будет, и довольно существенная.

До определённого момента в российской публицистике позапрошлого века не существовало отдельно Белоруссии и отдельно Украины. Был Западный край. Его отличие от коренной России – в невероятной даже для того времени первобытности. Особо восторженные наблюдатели видели в обитателях белорусской деревне последние славянские племена. Тогдашние крестьяне, отгороженные от большого мира множеством социальных и политических барьеров, почти насильственно обращённые на самих себя, сохранили небывалое количество архаичных черт. Российская империя, руководствуясь своими соображениями, немедленно приступила к их устранению и, судя по результатам, так и не смогла справиться. Москва переработала под себя окружающие её земли до Архангельска на севере и до Вятки на востоке. А вот западный край оказался для неё слишком сложным.

Чего не хватило – времени или ресурсов, судить историкам. По факту, здесь и сейчас, русско-украинская и русско-белорусская границы отделяет славян вымуштрованных, знающих плац и казарму, от славян домашних, естественных, живущий, как бог на душу положит.

Первые душой и телом привязаны к столичному центру, открыто презирают малую родину, на которой стоят ногами, и боготворят мифическую, которая есть иллюзия, предназначенная для игры воображения. Вторые ведут себя совершенно противоположным образом: реальная родина – знакомый с детства природный и культурный ландшафт — ставится во главу угла, она выше и ценнее столица и в некоторых случая – вспомните Львов и Гродно – относительно успешно соревнуется с ней. Распространение России на западный край – это распространение государственности со всеми её жестокостями и перегибами. Есть ли перспективы у обратного движения – от Минска вглубь России? Нет, нет и ещё раз нет. Пятьсот лет развития мощнейшего в восточной Европе чиновничьего аппарата начисто лишили местные общины их своеобразия.

Такое движение было бы бессмысленным, как попытка вырастить глухой таёжный лес на месте ухоженного парка.