Тема загадки пословицы и поговорки план определение. Конспект урока по литературе на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"



Сажай лес в поле - будет хлеба боле.

Здоровье сгубишь - новое не купишь.

На что и клад, когда в семье лад.



Рвёт и мечет.

Медведь на ухо наступил.

Как с цепи сорвался .






Со второй половины ХVІІІ века сборники начали печататься.

Михаил Васильевич Ломоносов

(1711–1765 гг.)


Он составил удивительную книгу,

в которой насчитывается около 25 тысяч русских пословиц и поговорок.

Владимир Иванович Даль

(1801–1872 гг.)


«Что за роскошь, что

за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

А.С. Пушкин


Жанры фольклора

Пословицы

Поговорки

1. Нет прямого поучительного смысла; это просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

1. Содержит нравоучение, мораль, наставление.

Лес рубят - щепки летят (нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей).

При царе Горохе (очень давно).

Шаром покати (пусто).

2. Содержит логически законченное суждение (предложение), употребляется самостоятельно.

2. Часть суждения (предложения), самостоятельно не употребляется. Поговорки используются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Не зная броду, не суйся в воду.

Гол как сокол.

3. Ярко называет, рисует какое-то явление.

3. Применяется в связи с жизненной ситуацией.



Поговорка «Ложка дёгтя

в бочке мёда» образовалась

из пословицы «Ложка дёгтя бочку мёда портит».


«Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица - ягодка; и это верно».

Владимир Иванович Даль

(1801–1872 гг.)


ПОГОВОРКА

ПОСЛОВИЦА



Тематика пословиц

Темы пословиц

Пословицы

Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

Не мил и свет, когда друга нет.

Один в поле не воин.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

К большому терпению придёт и умение.

Делу - время, потехе - час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Лежебоке и солнце не в пору восходит.

Дело не медведь, в лес не уйдёт.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.


Тематика пословиц

Темы пословиц

Пословицы

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без наук как без рук.

Корень учения горек, а плод его сладок.

Об учении

Молодец на овец, а на молодца - сам овца.

Волков бояться, так и в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

О трусости

Дураков не сеют, не жнут - сами родятся.

На голове густо, а в голове пусто.

В трёх соснах заблудился.

Лоб что лопата, а ума небогато.

О глупости



От яблони - яблочки,

а от сосны - шишки.


А воз и ныне там (басня «Лебедь, Щука и Рак»).

Сильнее кошки зверя нет (басня «Мышь и Крыса»).

А Васька слушает да ест (басня «Кот и Повар»).

У сильного всегда бессильный виноват (басня «Волк и Ягнёнок»).

Слона-то я и не приметил (басня «Любопытный»).

на себя, кума, оборотиться (басня «Зеркало и Обезьяна»).

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит

он кукушку (басня «Кукушка и Петух»).

Иван Андреевич Крылов

(1769–1844 гг.)


Максим Горький

Владимир Маяковский

Александр Грибоедов




Чем больше узнаёшь, тем сильнее становишься.

В жизни всегда есть место подвигам.


И жизнь хороша,

и жить хорошо.



в нужной ситуации.


Ценным, достойным восхищения является умение быстро подобрать и точно употребить пословицы и поговорки

в нужной ситуации.


Конспект урока по литературе

тема урока: МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

6 класс

Учителя русского языка и литературы

Поповой Анастасии Васильевны

Учебник «Литература» 6 класс, авторы В.Я Коровина и др.

Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.

Оборудование: учебник литературы, словарь В.И. Даля, словарь литературоведческих терминов, фонохрестоматия.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».

    Актуализация знаний

Приведите примеры малых жанров устного народного творчества.

Какие жанры вы знаете? (загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки).

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?

Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.

    Работа по теме урока.

1.Слово учителя

- Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

    Работа со словарем.

- Откройте тетради и запишите тему урока «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

Работа в группах.

Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года.

Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.

(Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом).

3.Сравнение пословицы и поговорки.

Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.

(Индивидуальная работа: ученики читают словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом).

- Пословица - краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела) . Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают) . Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься - люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай) . Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

- Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.

Теперь попытайтесь дать определение поговорки.

(Индивидуальная работа: ученики продолжают читать словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом).

- Поговорка – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок («надоел как горькая редька» означает выражение досады.)

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

Запишем в тетради:

Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

Поговорка - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Иными словами и пословицы , и поговорки - это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка - это часть суждения без вывода.

4.Использование новых знаний на практике.

В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

На доске представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

На воде вилами писано

Языком кружева плетет

Положить зубы на полку

Гляди в оба

Легок на помине

Хоть шаром покати

Свинью подложить

Остаться с носом

Когда рак на горе свистнет

Рвет и мечет

Ни в зуб ногой

    Весна красна цветами, а осень пирогами

    Шуба лежит, а сам дрожит.

    От умного научишься, а от глупого разучишься.

    Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;

    На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;

    Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;

    Ученье – свет, а неученье – тьма.

Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.

(работа с наглядным материалом)

Лес рубят - щепки летят (Ответы учащихся).

Прямой смысл - когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл - нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.

Не зная броду, не суйся в воду (Ответы учащихся) .

- Прямой смысл - реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл - если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.

Цыплят по осени считают (Ответы учащихся).

Прямой смысл - цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл - итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.

От яблони - яблочки, а от сосны - шишки (Ответы учащихся).

- Прямой смысл - на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный - не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

5.Творческая работа.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем.

( Учитель зачитывает, ученики дают ответы).

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.

    Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде );

    Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду );

    На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);

    Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья) ;

    Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);

    Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);

    Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);

    Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом.

    На попятный двор. (Отказаться);

    Заткнуть за пояс. (Победить);

    При царе Горохе. (Давно);

    Хоть шаром покати. (Ничего нет);

    Легок на помине. (Появился быстро);

    У черта на куличиках. (Далеко);

    Яблоку негде упасть. (Тесно);

    Как снег на голову. (Внезапно);

    Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

3 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица

    Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);

    Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);

    А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);

    А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);

    А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6.Подведение итогов .

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

Выставление оценок за лучшие ответы и комментарии на уроке.

    Рефлексия

Символическая ( ученики выставляют оценки с помощью «Смайликов» - "понравилось/не понравилось", "интересно/скучно", "было весело/грустно" ).

8.Заключение

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

9.Домашнее задание:

Составить тезисный план по теме «Пословицы и поговорки».

Ответить на вопросы и выполнить задания 3,7 рубрики «Развиваем свою речь» (с.16-17).

Пословицы и поговорки

Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

Содержание урока

1. Что такое пословицы и поговорки?

2. Русские пословицы и поговорки.

3. Заключение.

Что такое пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

Русские пословицы

Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Русские поговорки

Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Изучение пословиц и поговорок

Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

Заключение

На этом уроке вы узнали:

    что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

    что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

    что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

    принцип создания пословиц и поговорок;

    новые для себя пословицы и поговорки.

Тест

1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

2. Пословица – это…

а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

в) образное выражение, отражающее жизненное явление

3. Поговорка – это…

А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

б) образное выражение, отражающее жизненное явление

в) выражение, созданное группой людей

4. Употребление пословиц и поговорок…

а) делает речь неубедительной

Б) делает речь понятной и образной

в) выражает субъективное мнение человека

5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

Интернет-ресурсы

http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира

Урок 4: Пословицы и поговорки

Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих на уроке)
  2. Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».
  3. Актуализация знаний:

Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)

Что такое пословица? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль)

Какие пословицы, связанные с годичным земледельческим циклом вы подобрали? (Примерный ответ. Зимние: Задержишь снег в полях зимой – будешь с хлебом весной, Зима без снега – лето без хлеба, Много снегу – много хлеба. Весение: О масленице – Не все коту масленца, будет и Велики пост, Это Масленица идет, блин да мед несет, Маслена не на век дается. Летние Иванов день пришел – траву собирать пошел. Осенние: Спас- всему час, На второй спас бери рукавицы про запас, Кузьминки - по осени поминки.)

Что такое поговорка? (Меткое, народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения)

  1. Работа по теме урока.
  1. Слово учителя

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

  1. Работа со словарем.

Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года. Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.

Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.

  1. Слово учителя:

Некоторые поговорки кажутся странными и бессмысленными, так как появились они давно и их происхождение незнакомо нам. Например поговорка «Дело-табак» идет от обычая бурлаков, входя в воду, подвязывать кисет (мешочек для табака) к горлу. Когда становилось настолько глубоко, что вода поступала к горлу, кричали: «Табак». То есть возникала опасность промочить табак, испортить его.

Поговорки «засучить рукава», «спустя рукава» становиться понятным если знать, что наши предки носили длинные рукава, закрывающие ладони рук, поэтому для работы, надо было засучить рукава. Эти поговорки когда-то имели прямой смысл, а со временем приобрели переносный.

Многие пословицы и поговорки имеют и прямой и переносный смысл. Например «Капля по капле и камень долбит» имеет прямой смысл, а в переносном означает, что упорный и долгий труд даст желаемый результат. Пословица «Куй железо пока горячо», в переносном смысле говорит о деле, не терпящем отлагательств.

  1. Развитие речи. (Работа с вопросами и заданиями рубрики «Обогащайте свою речь», 1,2, 4-6 рубрики «Развиваем свою речь» стр. 16,17. Устные рассказы по пословицам (работа в парах).
  2. Закрепление изученного материала

Какие пословицы о пословицах вы помните «Пословица век не сломится», «Пень не околица, глупая речь не пословица» и др.

Чем поговорки отличаются от пословиц? (пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, а поговорка-меткое, народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения).

6. Подведение итогов урока

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи? (Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Когда человек в своих высказываниях употребляет пословицы и поговорки, то она становится более эмоциональной и экспрессивной. Также они даруют нам мудрость. Веками народ учился и наблюдал за окружающем мире. А выводы о наблюдениях заключал в эти жемчужины мудрости).

Домашнее задание:

  1. Ответить на вопросы и выполнить задание 3, 7 рубрики «Развиваем свою речь» стр. 16,17.
  2. Составить тезисный план по теме «Пословицы и поговорки».
  3. Подготовиться к конкурсу по малым жанрам фольклора.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • повторить малые жанры фольклора;
  • показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
  • показать сходство и различие двух жанровых форм;
  • развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
  • воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.

III. Актуализация

– Что такое фольклор?
– Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
– В чём их своеобразие?

Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.

– Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

IV. Презентация «Малые жанры фольклора»

1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай!!! (Скороговорка).

2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)

3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)

4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)

5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)

6. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)

7) Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (Пестушка)

9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (Приговорка)

10) На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)

11) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)

12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)

13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)

V. Слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
– Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)
– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.

VI. Работа с учебником

– А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
– Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.

VII. Сравнительный анализ

– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.

Обсуждение и заполнение таблицы «Сходства и различия пословиц и поговорок»

Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).

VIII Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Цени по заслугам, а не по услугам.
  • Семеро по лавкам.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Седьмая вода на киселе.

IX. Работа по учебникам, стр. 13-14

– Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?

X. Подведение итогов урока

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

XI. Оценки

XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.