Стоя Аттала. Достопримечательности — Путеводитель по Греции

Стоа гораздо больше и величественнее других ранних зданий в Афинах . Размеры стои составляют 115х20 метров. Строительным материалом послужили пентелийский мрамор и известняк .

В памятнике использовано несколько архитектурных ордеров . Внешняя колоннада цоколя стои выполнена в дорическом ордере , а внутренняя - в ионическом . Первый ярус включает ионический ордер и пергамский интерьер. Каждый из двух ярусов имеет по два прохода. А вдоль западной стены располагается 21 комната. В каждой из них есть дверной и оконные проёмы. С каждого фронтона стои можно подняться на верхний ярус по лестнице.

История

Стоа была воздвигнута в качестве дара Афинам от пергамского царя Аттала II, который здесь когда-то учился.

В 267 году стоа была разрушена племенем герулов . Её развалины надолго стали частью оборонительных укреплений города.

Следы существования стои Аттала были обнаружены в ходе раскопок, которые проводились Греческим археологическим обществом в период между 1859 и 1902 годами.

В 1950 году стоа была воссоздана Американской школой классических исследований в Афинах (англ.) русск. при поддержке Рокфеллеров в качестве Музея античной агоры.

Музей античной агоры

Большая часть экспозиций посвящена афинской демократии . Собрание музея включает в себя предметы из глины , бронзы , стекла , изваяния, монеты и надписи, относящиеся к периоду с VII по V век до н. э. , а также керамику эпох Византийской и Османской империй .

Напишите отзыв о статье "Стоя Аттала"

Литература

  • Coulton J. J. The architectural development of the Greek stoa. - Oxford: Oxford University Press , 1976.
  • Thompson, Homer A.; Frantz, Alison. . - Athens: ASCSA (англ.) русск. , 1992. - 30 p.
  • Lauter H. Die Architektur des Hellenismus. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1986. - P. 113‑132. - ISBN 3-534-09401-8.
  • Wharton, Annabel Jane. . - Chicago: University of Chicago Press , 2001. - P. 58.

Координаты :

Отрывок, характеризующий Стоя Аттала

На вид ей было годика четыре, не более. Тоненькие светлые косички, с вплетёнными в них огромными розовыми бантами, смешными «крендельками» топорщились с обеих сторон, делая её похожей на доброго фавна. Широко распахнутые большие серые глаза растерянно смотрели на так хорошо ей знакомый и такой привычный мир, который вдруг почему-то стал непонятным, чужим и холодным... Ей было очень страшно, и она совершенно этого не скрывала.
Мальчонке было лет восемь-девять. Он был худеньким и хрупким, но его круглые «профессорские» очки делали его чуточку старше, и он казался в них очень деловым и серьёзным. Но в данный момент вся его серьёзность куда-то вдруг испарилась, уступая место абсолютной растерянности.
Вокруг машин уже собралась ойкающая сочувствующая толпа, а через несколько минут появилась и милиция, сопровождающая скорую помощь. Наш городок тогда всё ещё не был большим, поэтому на любое «экстренное» происшествие городские службы могли реагировать достаточно организованно и быстро.
Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.
– Мамочка, ну вставай же! – опять закричала она. – Ну, вставай, мама!!!
Врачи начали переносить тела в скорую помощь и тут уже девочка совершенно растерялась...
– Видас, Видас, они нас всех забирают!!! А как же мы? Почему мы здесь?.. – не унималась она.
Мальчик стоял в тихом столбняке, не произнося ни слова, на короткий миг забыв даже про свою маленькую сестру.
– Что же нам теперь делать?.. – уже совсем запаниковала малышка. – Пойдём же, ну, пойдём!!!

Стоя Аттала - длинная галерея — портик была построена царем Пергама Атталом II (159-138 до н.э.), в дар афинянам. Аттал много времени провел в Афинах, познавая философию и другие науки. Стоя представляет собой большой двухэтажный сложный портик с двойной колоннадой и рядами торгових рядов за колоннадой. Здание было сделано из местных материалов: мрамора - для фасада и колонн, и известняка для стен. Здание имело 116 метров в длину и рассчитывалось на 42 торговых места. С того времени Стоя стала крупнейшим торговым зданием в Афинах, до тех пор, пока его не разрушило древнегерманское племя герулов в 267-м году н. э. Из его остатков были укреплены городские стены Афин.


Здание было воссоздано в 1950-м году Американской школою классических исследований в Афинах при поддержке Рокфеллеров. Для этого были специально открыты каменоломни в Пирее и на горе Пентели , чтобы обеспечить поставку мрамора, сходного с древним оригиналом. На работах по воссозданию сооружения были задействованы 150 рабочих, в том числе 50 мастеров каменщиков, 20 плотников и 5 сталеваров. Современная реконструкция опирается на почти точную копию чертежа старинного здания.
В 1957-м году здесь был размешен археологический музей Агоры. Именно это здание было выбрано в качестве музея не случайно: оно было достаточно большим и было наиболее достоверно воссоздано. Даже крыша здания и, соответственно, его высота были воспроизведены с поразительной точностью.


Сегодня, кто посетил это величественное и прекрасное здание понимает, ко именно стоя были распространенной архитектурной формой общественного здания у греков. Их строили на рынках, вблизи театров и других общественных мест. Просторная колоннада предоставляла убежище буквально тысячам людей, защищая их от солнца летом, и ветра и дождя в зимнее время, позволяя при этом наслаждаться избытком света и свежего воздуха.
Путешествуя по Афинам непременно посетите этот шедевр мировой архитектуры, ведь именно здесь 16-го апреля 2003-го года состоялось подписание договора о вступлении в состав Европейского союза 10 новых государств. Это были Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония и Словения.

    Рождество на Афоне. Паломничество в Рождество

    Ее называют земным уделом Божьей Матери и главным святым местом для всех христиан. Это – гора Афон, вокруг которой много легенд и невероятных историй удивительного исцеления. Гора Афон священна не только для греков, но и для сотни тысяч мужчин христиан по всему миру. Никогда нога женщины не ступала на землю этой монашеской обители кроме ноги Богородицы, как и завещала сама Божья Матерь.

    Геометрия в Древней Греции.

    Последний император Византии

    Константин XI Палеолог – последний византийский император, который нашел свою смерть в битве за Константинополь. После своей смерти, он стал легендарной фигурой в греческом фольклоре как император, который должен проснуться, восстановить империю и избавить Константинополь от турок.

    Королева эллинов Ольга Романова

    Подобными примерами отмечена вся европейская история, не осталась в стороне и Россия. Ярким примером из прошлого может служить брак немецкой подданной Софии Августы Фредерики и Российского императора Петра 3. Итогом союза стало убийство царя и провозглашение императрицы Екатерины 2. В отличие от Екатерины, Ольга Романова не взошла на российский престол.

    Полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину носит название Святая Гора Афон. Это гористая местность покрытая лесом и множественными скалистыми оврагами. Юго восточную часть Св. Горы занимает гора Афон поднявшая свою вершину на 2033 м. над уровнем моря.

В 159 году до нашей эры! Похожи ли древние торговые галереи на современные? Какие технологии использовали древние архитекторы при построении Стои Аттала в Афинах , почему эта колоннада сохранилась до сегодняшних дней и какое значение она имеет для Евросоюза?

Стоа Аталосса обнаружена в ходе раскопок, проведенных греческим археологическим обществом в период между 1859 и 1902 годами. В 1953-1956 годах первоначальный вид стоа реконструировали специально для того, чтобы в ее помещении разместить коллекцию находок на территории Агоры, среди которых интерес представляют спар.танский бронзовый щит, взя.тый афинянами в качестве трофея, рельеф с афинским Законом Демократии, а так.же коллекция монет и скуль.птур, находки от колодцев, депозитов, похорон, семинаров и прибежищ, глина, бронза, кость, слоновая кость, и стеклянные объекты, глиняная посуда, коллекция амфор.

Ко всему прочему, в Стое Аттала в апреле 2003 г. был подписан акт о присое.динении к Евросоюзу восьми стран Восточной Европы, Ки.пра и Мальты. В 1957 году греческое государство взяло на себя ответственность за управление и обеспечение безопасности в музее, а также за дальнейшие археологические раскопки.

[

Восстановленная в середине прошлого века Стоя Аттала, ограничивающая с востока античную – крупнейшее здание Афин. Считается прообразом современных торговых центров как по устройству, так и по организации процесса. Вмещает Музей античной Агоры с собраниями скульптуры, керамики и других предметов быта, монет и украшений. Стоя Аттала в оригинальном варианте была построена за 150 лет до нашей эры на средства правителя Пергамского царства и подарена Афинам в память о его обучении в одной из философских школ.

Высотный снимок, выполненный беспилотным аппаратом, позволяет сравнить размеры описываемого сооружения с городскими домами и другими строениями. Стоя Аттала не только превосходит по протяженности храмы Акрополя, но сравнима и с размерами самого холма. Здание расположено в направлении с севера на юг, далее в южном направлении виден Акрополь. Это уже второй подобный подарок владык Пергама, предыдущая Стоя Эвмена скрыта за холмом, она протянулась между двумя театрами на южном склоне холма Акрополя.

Пергамское царство возникло на западной части территории нынешней Турции в 283 году до нашей эры, при распаде империи Александра Македонского. Аттал II Филадельф правил Пергамом в период ослабления государства, однако продолжал курс предшественников на покровительство искусствам и наукам. Его наследник и тезка, будучи бездетным и предвидя римскую гегемонию, отписал царство могущественной империи в собственном завещании. Стоя Аттала была обнаружена археологами в середине XIX века, а спустя столетие восстановлена практически в прежнем виде на средства Рокфеллеров.

Северный торец восстановленного здания поставлен на сохранившиеся фрагменты стен первоначального строения. Выступающий наружу фасад скрывает внутреннюю лестницу на второй этаж, такие переходы Стоя Аттала имеет с обеих оконечностей. Древние камни стали ареной деятельности любителей граффити, они же разрисовали вагоны городской железной дороги.

На переднем плане видны развалины более поздней Агоры – римской, сохраняемые в неприкосновенности наравне с руинами греческой торговой площади. Их тоже можно рассмотреть среди растительности, позади вагончиков.

Стоя Аттала на схеме и в натуре

Взаимное расположение различных древних объектов рассматриваемого района Афин изображено на прилагаемой схеме, где Стоя Аттала выделена ярким тоном. Для ориентировки на рисунках приведена шкала компаса с жирной северной стрелкой. В правом верхнем углу информационного планшета размещена схема помещений, проходов и колоннад здания со шкалой масштаба, позволяющей определить истинные размеры сооружения. Посетителям, знающим английский либо греческий языки, доступен пространный пояснительный текст, но основные моменты вполне понятны из чертежей.

Конструктивно Стоя Аттала является крытой двухэтажной колоннадой с запада и сплошной стеной с востока, открытая часть обращена к Агоре. Хорошая, ясная погода облегчает туристам проверку правильности ориентации по сторонам света, но затеняет детали сооружения. Среди зеленеющих деревьев и стриженных кустов стоят и лежат фрагменты колонн.

Помимо выполнения функций торгового центра, Стоя Аттала была местом прогулок и отдыха на скамейках, деловых и личных встреч. Отсюда горожане наблюдали за праздничными шествиями и другими мероприятиями.

Широким проходом и ограждающей стеной Стоя Аттала отделена от рыночной площади, развалины сооружений которой скрыты густыми древесными кронами.

Посетители находящегося в здании музея могут прогуляться в тени, отбрасываемой высоким строением на протяжении жаркого светового дня. Вдоль каменной стены ограждения выставлены громоздкие экспонаты большого веса, в основном детали декора. Здесь части колонн – основания и капители, постаменты памятников и подставки статуй. Красота резьбы по камню привлекает многих туристов.

Сама колоннада с прохода доступна для осмотра наилучшим образом. Колонны нижнего яруса принадлежат к дорическому ордеру – не имеют оснований внизу, наверху заканчиваются простейшими капителями. По римской традиции желобки – каннелюры выполнены не на всю высоту стволов колонн, чтобы не повредить их при перемещении товаров в здание. Меньшей высоты колонны верхнего яруса относятся к ионическому ордеру, судя по капителям с завитками (волютами). Опорный пояс, на котором покоится Стоя Аттала, используется туристами для отдыха.

Музей древней Агоры

Как и на схематичном изображении, на фотоснимках видны некоторые из 21 дверей помещений Стоя Аттала каждого этажа. В древнем варианте за каждой дверью располагалось отдельное помещение, используемое как торговая лавка. Городская казна древних Афин получала доход от сдачи в аренду своих торговых площадей предприимчивым купцам. Один из проемов в наши дни занят билетной кассой, пополняющей казну греческой столицы платой современных туристов за посещение Стоя Аттала с музеем Агоры. Вдоль стен и между колонн первого этажа размещены наиболее древние из найденных при раскопках скульптур.

Стоя Аттала после восстановления изолированных помещений уже не содержала, они были объединены в один длинный зал. В нем расположены выставочные витрины музейной экспозиции находок археологов, обнаруженных при раскопках.

Среди многочисленных экспонатов – изделия из глины и терракоты, стекла и камня, металла и керамики. Это вазы и сосуды других форм и назначения, разнообразные скульптуры – от бюстов и одиночных фигур до групповых изображений. Есть собрания украшений, в том числе драгоценных, нумизматическая коллекция, предметы повседневного обихода.

Особенно представительна коллекция керамических изделий, собранная при проведении археологических исследований территории античной Агоры. Здесь встречаются изделия из разных регионов Греции и сопредельных государств, попавшие в Афины в ходе оживленных торговых операций.

Сосуды часто восстанавливались из отдельных фрагментов ввиду исходной хрупкости материала. Греческие кувшины, вазы и блюда легко опознать по традиционному облику – коричневому рисунку на черном фоне, часто украшены и характерным орнаментом.

Экспозиция ювелирных изделий и монет несколько скромнее, наиболее ценные вещи по понятным причинам содержатся в более серьезных и надежных хранилищах. Однако и представленные украшения дают представление об уровне мастерства при обработке металлов, в том числе драгоценных.

Древние ювелиры владели не только простейшей ковкой, но и другими способами обработки. На экспонируемых изделиях просматривается использование чеканки и гравировки, штамповки и литейного процесса. Не все кольца и браслеты сохранили правильную форму, но это и невозможно в условиях утраты и длительного пребывания в тяжелых условиях.

Работа археологов не ограничивается поиском древних артефактов и их аккуратным извлечением из грунта. Проводятся исследования, направленные на установление времени производства того или иного изделия. Датировка осуществляется на основе сравнительного анализа примененных материалов, красок и типа рисунка, применяются современные методы анализа состава и времени происхождения сырья.

Одно из древнейших имеющихся в экспозиции изделий – полая статуэтка обнаженного юноши, используемая древней модницей как емкость для косметических масел. Определена примерная дата ее производства, это произошло в 540-м году до нашей эры.

На втором этаже Стоя Аттала содержит в основном скульптурные изображения римского периода греческой истории. Преобладают в экспозиции бюсты мужчин и женщин – изображения головы человека и верхней части туловища. Но последнее – не догма, часто ограничиваются шеей либо ключицами.

В осматриваемой экспозиции отдельная витрина выделена под полноценную жанровую скульптуру. Статуя хохочущего лесного духа – сатира, держащего за рога барана, выполнена из мрамора за 150 до нашей эры, уже в период подчинения греческих полисов могущественным римлянам.

Скульптуры римского периода размещены также в атриуме второго этажа Стоя Аттала – вдоль стены и возле колонн внутреннего ряда. Эти колонны – ионического ордера, тогда как во внешнем ряду установлены, как и на первом этаже, дорические. В дальнем торце протяженного атриума виднеется арочный выход на лестницу, по которой посетители спускаются к выходу из здания.

Находясь внутри Стоя Аттала, туристы по достоинству оценивают продуманное устройство древнего торгового и общественного центра. Конструкция обеспечивает защиту от осадков, а в жару здесь прекрасное проветривание без всяких кондиционеров.

Стоя Аттала была разрушена временно захватившими Афины германскими варварами (герулами) в 267 году нашей эры. Воссоздание грандиозного здания на старых фундаментах, в прежних размерах потребовало значительных затрат, но они оправданны. Миру сохранен облик центрального строения древних Афин, а в музее – материальные свидетельства жизни первого демократического общества.