Советские открытки дети новый год. Открытки. "с новым годом!" (сборник) - предметы советской жизни. Новогодние открытки военного времени

Снимки с историями от прославленного фотографа Игоря Гаврилова, посвятившего своей непростой профессии более 40 лет.

Игорь Гаврилов – живая легенда советской фотожурналистики. Его работы удивительны, каждая фотография − это жизнь, не прикрытая, а пойманная врасплох. Многие гениальные снимки автора не публиковались в свое время лишь потому, что были слишком правдоподобны.

Для Игоря главный жанр – аналитический репортаж. Главная цель в работе – сфотографировать правду, в поисках которой он объездил всю Россию, работал в 50 странах зарубежья, фотографировал практически во всех горячих точках страны, на седьмой день после взрыва летал над реактором Чернобыльской АЭС.

Профессионализм, огромная любовь к своей работе, и правильные принципы сделали работу Игоря значимой и всемирно признанной. Снимки фотографа публиковались в самых престижных мировых изданиях: Paris Matsh, Le photo, Stern, Spiegel, Independent, Elle, Рlay boy – и многих других. Номинирован на название «Лучший фотограф года» от журнала «Time». Лауреат премии World Press Photo.

В издании «Русский репортер » вышел материал, для которого отобрали 50 кадров фотографа, сделанных им в самые разные периоды жизни – от студенческих лет до недавних поездок по планете. Игорь рассказал о каждом снимке − где-то в двух словах, где-то подробно, а где-то – и с отступлениями в более общие темы.

Получился пронзительный рассказ, заставляющий смотреть на фотографии совсем под другим углом.

Коммуналка

(Collapse )

Конец 80-х – начало 90-х. Коммуналка. Выглядит как декорация на «Мосфильме», где строятся временные перегородочки, изображающие какую-то жизнь. Но это вполне себе реальная квартира.

Меня попросили снять тему про коммуналки. Я не только в одной этой квартире был, а напряг всех своих знакомых, которые знают или имеют знакомых, живущих в коммунальных квартирах. Но вот эта меня совершенно поразила. В кадре − большая комната одной семьи. Там вот в углу сидит мать, внизу под нами это ее дочка, весьма милая. Они просто разгородили эту большую комнату фанерной перегородкой, чтобы как-то отделиться друг от друга. Но разгородили не до потолка, а до середины, и поэтому можно было забраться на эту перегородку, и оттуда сделать такой кадр. Помню, пылища там не протиралась, я думаю, полгода или год, слез я оттуда весь в какой-то паутине, пыли, черте в чем.

Символ эпохи


То, с чем мы жили и достаточно долгие годы, когда человек приходил в магазин и видел там совершенно пустые прилавки. Это начало 90-х или 89-й.

«Где ты был?…»


Кадр с самой несчастливой судьбой. Я его сделал на Западной Украине, в городе Ивано-Франковске. В те дни туда съехалось достаточно большое количество иностранцев из соцлагеря, много корреспондентов. Я шел в пресс-центр из гостиницы и увидел такую сценку на автобусной остановке. Буквально два раза нажал. На меня набросился какой-то военный, стал кричать на весь Ивано-Франковск, что я порочу советский образ жизни, почему я снимаю инвалидов, откуда я взялся.

В «Огоньке» кадр не напечатали, и куда бы я его ни предлагал, его нигде не принимали. Главный редактор журнала «Советское фото» лично своими руками этот кадр три раза выкладывала из коллекций, которые посылались на какие-то международные фотоконкурсы – «Интерпресс-фото» или World Press Photo, сопровождая свои действия нелицеприятными комментариями.

Задули ветра перестройки. В «Советском фото» собрался полный редакционный зал московских фотокорреспондентов, предмет обсуждений - как осовременить журнал. Я достал этот снимок со словами: «Просто вот такие фотографии печатайте». И в ответ услышал: «Игорь, а где же вот ты раньше был, почему вот ты такие кадры не приносил в «Советское фото»?»

Одинокий, но мудрый


Это День Победы, год примерно 76-77. Такая сценка образовалась на набережной. Я считаю, что самый мудрый – это тот, который посередине стоит один, он делом занимается: пьет пиво, ест бутерброд. А эти еще неизвестно, чем будут заниматься.

Землетрясение в Армении

Списки людей, которых нашли и сумели опознать. Они висят на стекле – пресс-центр там импровизированный в каком-то зданьице – и вот люди все время подходят, читают.


Главный инженер швейной фабрики. Его выкапывали из завалов разрушенной фабрики 2,5 часа, все это время я стоял под качающейся плитой на торчащей балке. Понятно, что за два с половиной часа я мог наснимать массу фотографий, но какая-то сила держала меня на этом небезопасном месте. Три, четыре кадра – все что я успел снять со своей позиции. Мог ничего не снять. И все-таки это один из лучших кадров вот в этой серии. Вот кто мне помог? Я склонен думать на Него. Ну да, а может быть просто так получилось.

Когда я приехал в Москву, показал фотографии, «Огонек» дал номинально один разворот достаточно спокойных фотографий. И мне было очень больно.

Я надеялся, что напечатают больше фотографий и более сильных. И я отправил это все в «Тайм», и «Тайм» вышел с главным репортажем номера. И они номинировали меня за этот репортаж на лучшего репортера года.

Первый Международный конкурс парикмахеров в Москве


Это начало 80-х. Девушки на снимке − модели конкурса, им сушат прически вот под этим прекрасным плакатом. Самое интересное то, что этот снимок был опубликован в журнале «Огонек» в те годы, до перестройки, но несколько скадрированный. Главный художник вынес из кабинета большие ножницы длиной сантиметров 20 и со словами «ты что, ох…, Гаврилов» отрезал плакат.

Похороны Высоцкого


Таганка, напротив театра. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого. Я простоял у гроба в театре часа два, не мог уйти. С экспозицией ошибся, а когда вышел на площадь, это все увидел. И только сейчас вот, буквально в этом году я понял, что на самом деле похороны Высоцкого – это первый несанкционированный митинг в Советском Союзе. Первое всенародное неповиновение той власти, когда люди пришли – никто их не созывал, никто их не загонял, как это делалось на демонстрации 7 ноября или 1 мая, − а они пришли.

Слишком свободный


Спецприемник в Москве на Алтуфьевском шоссе. Я там снимал несколько раз и всякий раз – с большим интересом. Ну, что говорить? С большой болью – это слишком напыщенно. Да нет, боли-то особой не было. Но детей жалко. Туда собирают всех убежавших из дома, найденных на вокзалах, на улицах.

Вот этого мальчика когда стригли, с него вши прыгали, метра на три от него. Я еле успевал отмахиваться, думал, что сам весь завшивлю, пока его снимал.

Безотходное производство


70-е, Москва. Безбожный переулок. Напротив вот того окошка, в которое люди сдают посуду, только что отмытую от этикеток в луже, находится магазин «Минеральные воды» – достаточно известный в Москве. Для того чтобы сдать посуду, получить деньги, перейти напротив и купить вина или пива, которое там тоже продавалось, люди этим делом и занимались.

Жизнь после Афгана

Конец 80-х. Подмосковье. Это реабилитационный госпиталь для солдат, вернувшихся из Афганистана. Там такие вот мальчики были. Целый госпиталь – человек 500, которые только что вернулись оттуда и видели смерть. С ними трудно приходилось персоналу.

Лучшая фотография 1990 года в Америке


6 ноября 1990-й год, задание журнала «Тайм» − снять оформление города перед 7 ноября. Это последнее 7 ноября, когда прошла коммунистическая демонстрация. Кадр был напечатан в «Тайме», и потом он вошел в лучшие фотографии года в Америке – здоровая книга, она у меня есть. А назавтра уже ничего не стало. Все, последняя демонстрация, последний парад. Абзац.

Фотография не стоит горя, причиненного ради этой фотографии


Я снимал что-то в Грузии – и вдруг сошла лавина в Сванетии. Один мужчина-сван оказался внизу, когда сошла лавина на его село, и вот по горным дорогам мы вместе поехали на место трагедии. Наша дорога заняла три или четыре дня. Приехали – все селение разрушилось. Я начал снимать. Никого не было на улицах, никого абсолютно. И вдруг я увидел, вот к этому остатку дома поднимаются вот эти люди – мужчина, женщина и ребенок, они несут в руках стаканчики маленькие с чачей или с водкой. У мужчины на груди портрет погибшего под лавиной его родственника. Я понимаю, что я сейчас могу сделать достаточно такой жесткий кадр. Они идут. Я знаю, где его делать, знаю, как его делать. Жду. Вот они подходят, я поднимаю аппарат к глазам, один раз нажимаю. Тишина полнейшая – горы. И мужчина этот на меня посмотрел. За спиной у меня стоит мой сван, с которым я приехал, вот он мне положил руку на плечо и говорит: «Ему не нравится, что ты фотографируешь».

И я не стал больше снимать, не сделал ни одного кадра. Женщина плакала, рыдала, на колени бросалась и снег разгребала, и ребенок стоял в стороне такой странный, с какой-то шапкой, на один глаз натянутой, и мужчина. Я не стал снимать. А когда все это закончилось, мужчина подошел ко мне и пригласил на поминки в землянку. Чужих приглашать на такие мероприятия там не принято, но меня пригласили за проявленное уважение.


Ни одна фотография не стоит горя, причиненного людям ради этой фотографии. Можно потом оправдываться – вот ее увидят миллионы, то, се, пятое, десятое. Несмотря на жесткость нашей профессии, на жесткость тех ситуаций, в которых мы иногда бываем, нужно, прежде всего, оставаться человеком, а потом уже – профессионалом.

Детки в клетках


Самая первая публикация в журнале «Огонек» из мест не столь отдаленных – раньше в Советском Союзе такого рода материалы не печатали. Это Судская колония для несовершеннолетних преступников. За четыре дня я сделал материал, который, в общем-то, принес мне достаточно много славы и много медалей, был опубликован в Independent Magazine английском, и во многих книгах был опубликован. Тогда не было цифровой камеры, я не мог на дисплее посмотреть, а правильно ли у меня тень упала. Я именно этой тени и добивался. Это в карцере, парень сидит и смотрит на меня, хотя я даже не просил его смотреть.

Дорога смерти


Начало пути на Памир, начало 80-х. Это одна из самых трудных командировок. Мы проехали по дороге Хорог – Ош, а эту дорогу называли дорогой смерти. Там высокогорье, 4,5–5 тысяч метров, дорога – серпантины, обрывы. И коробка передач у нас полетела на машине. Если бы не пограничники… Там все друг другу помогают, потому что понимают, что остановись ты на этой дороге на ночь, и ты можешь уже не проснуться.

Погода нелетная


Это «Домодедово» аэропорт, 70-е годы. Я бегу от электрички к зданию аэровокзала. Была плохая погода, и долгое время самолеты не летали, и поэтому все неулетевшие рассосались по аэропорту и вокруг. Человек на снимке – не улетел, он спит вот в конце этого железнодорожного «путя».


Это Сахалин, 1974 год. Я поехал на практику студенческую фотокорреспондентом стройотряда. На этом кадре мои друзья-однокурсники. А тот человек, который держит за ноги непонятно кого уже – это Егор Верен, который сейчас один из руководителей «Интерфакса». Это ребята под теплотрассой прокладывают электрический кабель, один другому передают конец.

Еще подборка из лучших снимков фотожурналиста:


















Предлагаю вашему вниманию подборку открыток "С НОВЫМ ГОДОМ!" 50-60-х годов.
Моя самая любимая - открытка художника Л.Аристова, где запоздавшие прохожие спешат домой. С таким удовольствием всегда её разглядываю!

Будьте осторожны, под катом аж 54 скана!

("Советский художник", художники Ю.Прытков, Т.Сазонова )

("Изогиз", 196о год, художник Ю.Прытков, Т.Сазонова )

("Ленинградский художник", 1957 год, художники Н.Строганова, М.Алексеев )

("Советский художник", 1958 год, художник В.Андриевич )

("Изогиз", 1959 год, художник Н.Антокольская )

В.Арбеков, Г.Ренков )

("Изогиз", 1961 год, художники В.Арбеков, Г.Ренков )

(Издание Министерства связи СССР, 1966 год, художник Л.Аристов )

МИШКА - ДЕД МОРОЗ.
Мишки вели себя скромно, прилично,
Вежливы были, учились отлично,
Вот почему им лесной дед Мороз
С радостью елку в подарок принес

А.Баженов , стихи М.Руттера )

ПРИЁМ НОВОГОДНИХ ТЕЛЕГРАММ.
На опушке, под сосной,
Телеграф стучит лесной,
Шлют зайчишки телеграммы:
"С Новым годом, папы, мамы!"

("Изогиз", 1957 год, художник А.Баженов , стихи М.Руттера )

("Изогиз", 1957 год, художник С.Бялковская )

С.Бялковская )

("Изогиз", 1957 год, художник С.Бялковская )

(Карт. фабрика "Рига", 1957 год, художник Э.Пикк )

(Издание Министерства связи СССР, 1965 год, художник Е.Позднев )

("Изогиз", 1955 год, художник В.Говорков )

("Изогиз", 1960 год, художник Н.Гольц )

("Изогиз", 1956 год, художник В.Городецкий )

("Ленинградский художник", 1957 год, художник М.Григорьев )

("Росглавкнига. Филателия", 1962 год, художник Е.Гундобин )

(Издание Министерства связи СССР, 1954 год, художник Е.Гундобин )

(Издание Министерства связи СССР, 1964 год, художник Д.Денисов )

("Советский художник", 1963 год, художник И.Знаменский )

И.Знаменский

(Издание Министерства связи СССР, 1961 год, художник И.Знаменский )

(Издание Министерства связи СССР, 1959 год, художник И.Знаменский )

("Изогиз", 1956 год, художник И.Знаменский )

("Советский художник", 1961 год, художник К.Зотов )

Новый год! Новый год!
Затевайте хоровод!
Это я, Снеговичок,
На катке не новичок,
Приглашаю всех на лёд,
На весёлый хоровод!

("Изогиз", 1963 год, художник К.Зотов , стихи Ю.Постникова )

В.Иванов )

("Изогиз", 1957 год, художник И.Коминарец )

("Изогиз", 1956 год, художник К. Лебедев )

("Советский художник", 1960 год, художник К.Лебедев )

("Художник РСФСР", 1967 год, художник В.Лебедев )

("Державне видавництво образотворчого мистецтва i музичноi лiтератури УРСР", 1957 год, художник В.Мельниченко )

("Советский художник", 1962 год, художник К.Ротов )

С.Русаков )

("Изогиз", 1962 год, художник С.Русаков )

("Изогиз", 1953 год, художник Л.Рыбченкова )

("Изогиз", 1954 год, художник Л.Рыбченкова )

("Изогиз", 1958 год, художник А.Сазонов )

("Изогиз", 1956 год, художники Ю.Северин, В.Чернуха )

Все старые новогодние открытки, которые вы увидите здесь, являются частью моей коллекции. Ее пополнение прекратилось с наступлением нового века, о чем я искренне пожалела. Ведь открытки хранят в себе дух времени. Безошибочно вы узнаете новогодние открытки СССР. Итак, отправляемся в прошлый век.

Новогодние открытки 60-х годов

Первые советские открытки появились в 1953 году. Новогодних открыток 50-х годов у меня нет, но есть несколько из 60-х. Самая дорогая для меня та, что со снеговиком. Она адресована моему дедушке, бабушке и отцу, когда он был еще студентом. Когда-то я нашла ее в старых документах и бережно храню до сих пор. Да и снеговик в шапке-ушанке очень симпатичный. Его нарисовал художник Константин Зотов. На обороте открытки мелким шрифтом в левом углу напечатано стихотворение:

Новый год! Новый год!
Зетевайте хоровод!
На катке не новичок,
Приглашаю всех на лед,
На веселый хоровод!

Новогодние открытки 70-х годов

Среди открыток этого периода времени две, пожалуй, самые ценные. Их автор художник В. Зарубин. Большинство открыток Зарубина, которые имеются у меня, выпущено в 80-е года, а эти две 69 и 70 года выпуска.

В открытках 70-х появляются двойные художественные карточки, которые выпускались с конвертом. Конверты, к сожалению не сохранились. Помню в детстве, очень мне нравилась одна из двойных открыток та, что с черным котиком. Нарисовал ее художник – Васнецов, только не тот самый, а родственник – Юрий Алексеевич. Но тоже известный. Рожденным в СССР он знаком по детским книжкам, например, «Конек-Горбунок», «Кошкин дом», «Три медведя».

Новогодние открытки 80-х годов

Итак, восьмидесятые! Годы моего детства. Открыток этого времени у меня очень много, потому что я сознательно их собирала. Коллекционеры были во все времена. Из моих друзей детства кто собирал открытки, кто календарики, кто значки. Я - всего понемногу. Но коллекция открыток самая многочисленная. Сложно поместить сюда все новогодние открытки того времени, покажу лишь отдельные. Начнем, конечно, с работ художника Зарубина. Видя их, многие теперь уже взрослые люди вспоминают свое детство.

Владимир Иванович Зарубин родился в 1925 году в семье инженера. Во время войны вместе с другими подростками попал в фашистский лагерь. Освобожден был в 45-м году. Вернувшись на Родину, отслужил в Армии. Как раз в это время и появился интерес к рисованию. После службы Владимир Зарубин устроился на завод художником. Потом поступил на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмутфильме», по окончании которых стал там работать. Помимо создания мультфильмов художник увлекся почтовой миниатюрой, стал рисовать открытки. Это занятие стало для него основным после болезни, из-за которой он мог работать только дома.

Открытки Зарубина пользовались спросом, с них срисовывали образы для стенгазет и витрин магазинов, которые раскрашивали к Новому году. И сейчас многие, кто жил в Советском Союзе, при виде этих открыток испытывают теплые чувства, словно возвращаются в свое детство или молодость.

Еще один известный художник открыток того времени – Владимир Иванович Четвериков. Он родился в 1943 году в семье военнослужащих. Рисовал с детства. Его первая персональная выставка прошла в детском саду, когда художнику было 5 лет. Владимир Четвериков посещал кружок изобразительного искусства, закончил отделение графики Строгановского училища. В почтовой миниатюре начал работать с 1978 года. Более 100 открыток и телеграмм выпустил художник Владимир Четвериков.

Открытки 90-х годов

1990 годом выпуска заканчивается моя коллекция советских новогодних открыток. Над ними еще работали художники. Затем Советского Союза не стало. В продаже появляются импортные открытки с блестками.

Нулевые – так называют годы первого десятилетия 21 века. В это время популярными становятся открытки с готовыми стихами-поздравлениями. Помню, желая кого-то поздравить, мы выбирали подходящий стих, и не очень-то было важно, как выглядела открытка. Впрочем, это быстро наскучило, ведь гораздо ценнее, когда открытка подписана собственноручно. Еще нравились забавные открытки с веселыми надписями.

Открытки СССР, с Новым годом поздравляющие страну, - это особый пласт изобразительной культуры нашей страны. Ретро-открытки, нарисованные в СССР, - это не только предмет коллекционирования, арт-объект. Для многих это память о детстве, которая хранится с нами многие годы. Разглядывать советские новогодние открытки - особое удовольствие, настолько они красивые, милые, создающие настроение праздника и детского счастья.

В 1935 году, после Октябрьской революции, вновь начал отмечать Новый год И небольшие типографии стали печатать поздравительные карточки, возрождая традиции дореволюционной России. Однако если раньше на открытках часто были образы Рождества и религиозные символы, то в новой стране все это попало под запрет, попали под него и открытки СССР. С Новым годом не поздравляли, разрешалось поздравлять товарищей только с первым годом Октябрьской революции, что не очень-то вдохновляло людей, а такие открытки не пользовались спросом. Усыпить внимание цензоров можно было только детскими сюжетами, да еще и пропагандистскими открытками с надписями: «Долой буржуазную елку». Однако и таких открыток печатали очень мало, поэтому карточки, выпущенные до 1939 года, представляют большую ценность для коллекционеров.

Примерно с 1940 года издательство «Изогиз» начинает печатать тиражи новогодних открыток с изображением Кремля и курантов, заснеженных елок, гирлянд.

Новогодние открытки военного времени

Военное время, естественно, накладывает отпечаток и на открытки СССР. С поздравляли при помощи ободряющих посланий, вроде «Новогодний привет с фронта», Дед Мороз изображался с автоматом и метлой, выметающей фашистов, а Снегурочка перевязывала раны бойцов. Но главная миссия их была в том, чтобы поддержать дух народа и показать - победа близко, а военных ждут дома.

Издательство «Искусство» в 1941 году выпускает серию специальных открыток, которые предназначались для отправки на фронт. Для ускорения печати их рисовали двумя цветами - черным и красным, много было сюжетов с портретами героев войны.

В собраниях коллекционеров и в домашних архивах нередко можно встретить импортные открытки 1945 года. Советские военные, добравшиеся до Берлина, отправляли и привозили с собой красивые заграничные рождественские открытки.

Послевоенные 50-60-е гг.

После войны в стране не было денег, народ не мог купить новогодние подарки и побаловать детей. Люди радовались самым простым вещам, поэтому недорогая, но трогательная открытка стала очень востребована. Кроме того, открытку можно было отправить на почте близким в любой уголок огромной страны. В сюжетах используются символы победы над фашизмом, а также портреты Сталина, как отца народа. Много изображений дедушек с внуками, детей с мамами - все потому, что в большинстве семей отцы не вернулись с фронта. Главная тема - мир во всем мире и победа.

В 1953 году налажено массовое в СССР. С Новым годом поздравить друзей и близких открыткой считалось обязательным. Карточек продавалось очень много, из них даже делали поделки - шкатулки и шары. Яркий плотный картон идеально подходил для этого, а других материалов для творчества и поделок было сложно достать. «Гознак» печатал открытки с рисунками выдающихся русских художников. На этот период приходится расцвет жанра миниатюры. Расширяются сюжетные линии - художникам есть, что нарисовать, даже несмотря на цензуру. Помимо традиционных курантов, рисуют самолеты и поезда, высокие дома, изображают сказочных героев, зимние пейзажи, утренники в детских садах, детей с кульками конфет, родителей, несущих домой елку.

В 1956 году на советские экраны выходит фильм «Карнавальная ночь» с Л. Гурченко. Сюжеты из фильма, изображение актрисы становятся символом нового года, их часто печатают на открытках.

Шестидесятые открываются с полета Гагарина в космос и, конечно, этот сюжет не мог не появится на новогодних открытках. На них изображают космонавтов в скафандре с подарками в руках, космические ракеты и луноходы с новогодними елками.

В этот период вообще расширяется тематика поздравительных карточек, они становятся более яркими и интересными. Изображают не только сказочных персонажей и детей, но и быт советских людей, например, богатый и обильный новогодний стол с шампанским, мандаринами, красной икрой и непременным салатом "Оливье".

Открытки В.И. Зарубина

Рассказывая о советской новогодней открытке, нельзя не упомянуть имя выдающегося художника и мультипликатора Владимира Ивановича Зарубина. Практически все те милые, трогательные рисованные открытки, созданные в СССР в 60-70-х гг. созданы его рукой.

Основной темой открыток были сказочные персонажи - веселые и добрые животные, Дед Мороз и Снегурочка, румяные счастливые дети. Почти на всех открытках такой сюжет: Дед Мороз дарит подарки мальчику на лыжах; заяц тянется с ножницами, чтобы срезать новогодний подарок с елки; Дед мороз и мальчик играют в хоккей; животные наряжают елку. Сегодня предмет коллекционирования эти старые открытки с Новым годом. СССР выпускало их большими тиражами, поэтому их много в коллекциях филокартии (это

Но не только Зарубин был выдающимся советским художником, создающим открытки. Помимо него, множество имен осталось в истории изобразительного искусства и миниатюры.

Например, Иван Яковлевич Дергилев, названный классиком современной открытки и основоположником постановочной. Им созданы сотни изображений, напечатанных миллионными тиражами. Среди новогодних можно выделить открытку 1987 года, изображающую балалайку и елочные игрушки. Эта карточка была выпущена рекордно большим тиражом в 55 миллионов копий.

Евгений Николаевич Гундобин, советский художник, классик открыточной миниатюры. Его стиль напоминает советские фильмы 50-х, добрые, трогательные и немного наивные. На его новогодних открытках нет взрослых, только дети - на лыжах, наряжающие елку, получающие подарки, а также дети на фоне процветающей советской промышленности, летящие в космос на ракете. Помимо изображений детей, Гундобин рисовал красочные панорамы предновогодней Москвы, знаковые архитектурные приметы - Кремль, здание МГИМО, статую Рабочего и Колхозницы с новогодними пожеланиями.

Еще один художник, работавший в стиле, близком Зарубину, - Владимир Иванович Четвериков. Его открытки были популярны в СССР и вошли буквально в каждый дом. Он изображал мультяшных животных и забавные сюжеты. Например, Дед Мороз в окружении зверей играет на балалайке для кобры; два Деда Мороза, пожимающих друг другу руки при встрече.

Открытки 70-80-х

В 70-х в стране культ спорта, поэтому на многих карточках изображены люди, встречающие праздник на лыжне или на катке, спортивные открытки с Новым годом. СССР в 80-ом принимает Олимпиаду, которая дала новый толчок к развитию сюжетов открытки. Олимпийцы, огонь, кольца - все эти символы вплетаются в новогодние мотивы.

В 80-е также становится популярным жанр фото открытки с Новым годом. СССР уже очень скоро перестанет существовать, а приход новой жизни чувствуется и в творчестве художников. Фото вытесняет рисованную открытку. Обычно они изображают елочные ветки, шары и гирлянды, бокалы шампанского. Появляются на открытках изображения традиционных промыслов - гжели, палеха, хохломы, а также новые технологии печати - тиснение фольгой, объемные рисунки.

В конце советского периода нашей истории люди узнают про китайский календарь, а на открытках появляются изображения животного символа года. Так, например, открытки с новым годом из СССР в Год Собаки встречали с изображением этого животного - фотографическим и рисованным.