Снимки с историями от прославленного фотографа Игоря Гаврилова, посвятившего своей непростой профессии более 40 лет.
Игорь Гаврилов – живая легенда советской фотожурналистики. Его работы удивительны, каждая фотография − это жизнь, не прикрытая, а пойманная врасплох. Многие гениальные снимки автора не публиковались в свое время лишь потому, что были слишком правдоподобны.
Для Игоря главный жанр – аналитический репортаж. Главная цель в работе – сфотографировать правду, в поисках которой он объездил всю Россию, работал в 50 странах зарубежья, фотографировал практически во всех горячих точках страны, на седьмой день после взрыва летал над реактором Чернобыльской АЭС.
Профессионализм, огромная любовь к своей работе, и правильные принципы сделали работу Игоря значимой и всемирно признанной. Снимки фотографа публиковались в самых престижных мировых изданиях: Paris Matsh, Le photo, Stern, Spiegel, Independent, Elle, Рlay boy – и многих других. Номинирован на название «Лучший фотограф года» от журнала «Time». Лауреат премии World Press Photo.
В издании «Русский репортер » вышел материал, для которого отобрали 50 кадров фотографа, сделанных им в самые разные периоды жизни – от студенческих лет до недавних поездок по планете. Игорь рассказал о каждом снимке − где-то в двух словах, где-то подробно, а где-то – и с отступлениями в более общие темы.
Получился пронзительный рассказ, заставляющий смотреть на фотографии совсем под другим углом.
Коммуналка
(Collapse )
Конец 80-х – начало 90-х. Коммуналка. Выглядит как декорация на «Мосфильме», где строятся временные перегородочки, изображающие какую-то жизнь. Но это вполне себе реальная квартира.
Меня попросили снять тему про коммуналки. Я не только в одной этой квартире был, а напряг всех своих знакомых, которые знают или имеют знакомых, живущих в коммунальных квартирах. Но вот эта меня совершенно поразила. В кадре − большая комната одной семьи. Там вот в углу сидит мать, внизу под нами это ее дочка, весьма милая. Они просто разгородили эту большую комнату фанерной перегородкой, чтобы как-то отделиться друг от друга. Но разгородили не до потолка, а до середины, и поэтому можно было забраться на эту перегородку, и оттуда сделать такой кадр. Помню, пылища там не протиралась, я думаю, полгода или год, слез я оттуда весь в какой-то паутине, пыли, черте в чем.
Символ эпохи
То, с чем мы жили и достаточно долгие годы, когда человек приходил в магазин и видел там совершенно пустые прилавки. Это начало 90-х или 89-й.
«Где ты был?…»
Кадр с самой несчастливой судьбой. Я его сделал на Западной Украине, в городе Ивано-Франковске. В те дни туда съехалось достаточно большое количество иностранцев из соцлагеря, много корреспондентов. Я шел в пресс-центр из гостиницы и увидел такую сценку на автобусной остановке. Буквально два раза нажал. На меня набросился какой-то военный, стал кричать на весь Ивано-Франковск, что я порочу советский образ жизни, почему я снимаю инвалидов, откуда я взялся.
В «Огоньке» кадр не напечатали, и куда бы я его ни предлагал, его нигде не принимали. Главный редактор журнала «Советское фото» лично своими руками этот кадр три раза выкладывала из коллекций, которые посылались на какие-то международные фотоконкурсы – «Интерпресс-фото» или World Press Photo, сопровождая свои действия нелицеприятными комментариями.
Задули ветра перестройки. В «Советском фото» собрался полный редакционный зал московских фотокорреспондентов, предмет обсуждений - как осовременить журнал. Я достал этот снимок со словами: «Просто вот такие фотографии печатайте». И в ответ услышал: «Игорь, а где же вот ты раньше был, почему вот ты такие кадры не приносил в «Советское фото»?»
Одинокий, но мудрый
Это День Победы, год примерно 76-77. Такая сценка образовалась на набережной. Я считаю, что самый мудрый – это тот, который посередине стоит один, он делом занимается: пьет пиво, ест бутерброд. А эти еще неизвестно, чем будут заниматься.
Землетрясение в Армении
Списки людей, которых нашли и сумели опознать. Они висят на стекле – пресс-центр там импровизированный в каком-то зданьице – и вот люди все время подходят, читают.
Главный инженер швейной фабрики. Его выкапывали из завалов разрушенной фабрики 2,5 часа, все это время я стоял под качающейся плитой на торчащей балке. Понятно, что за два с половиной часа я мог наснимать массу фотографий, но какая-то сила держала меня на этом небезопасном месте. Три, четыре кадра – все что я успел снять со своей позиции. Мог ничего не снять. И все-таки это один из лучших кадров вот в этой серии. Вот кто мне помог? Я склонен думать на Него. Ну да, а может быть просто так получилось.
Когда я приехал в Москву, показал фотографии, «Огонек» дал номинально один разворот достаточно спокойных фотографий. И мне было очень больно.
Я надеялся, что напечатают больше фотографий и более сильных. И я отправил это все в «Тайм», и «Тайм» вышел с главным репортажем номера. И они номинировали меня за этот репортаж на лучшего репортера года.
Первый Международный конкурс парикмахеров в Москве
Это начало 80-х. Девушки на снимке − модели конкурса, им сушат прически вот под этим прекрасным плакатом. Самое интересное то, что этот снимок был опубликован в журнале «Огонек» в те годы, до перестройки, но несколько скадрированный. Главный художник вынес из кабинета большие ножницы длиной сантиметров 20 и со словами «ты что, ох…, Гаврилов» отрезал плакат.
Похороны Высоцкого
Таганка, напротив театра. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого. Я простоял у гроба в театре часа два, не мог уйти. С экспозицией ошибся, а когда вышел на площадь, это все увидел. И только сейчас вот, буквально в этом году я понял, что на самом деле похороны Высоцкого – это первый несанкционированный митинг в Советском Союзе. Первое всенародное неповиновение той власти, когда люди пришли – никто их не созывал, никто их не загонял, как это делалось на демонстрации 7 ноября или 1 мая, − а они пришли.
Слишком свободный
Спецприемник в Москве на Алтуфьевском шоссе. Я там снимал несколько раз и всякий раз – с большим интересом. Ну, что говорить? С большой болью – это слишком напыщенно. Да нет, боли-то особой не было. Но детей жалко. Туда собирают всех убежавших из дома, найденных на вокзалах, на улицах.
Вот этого мальчика когда стригли, с него вши прыгали, метра на три от него. Я еле успевал отмахиваться, думал, что сам весь завшивлю, пока его снимал.
Безотходное производство
70-е, Москва. Безбожный переулок. Напротив вот того окошка, в которое люди сдают посуду, только что отмытую от этикеток в луже, находится магазин «Минеральные воды» – достаточно известный в Москве. Для того чтобы сдать посуду, получить деньги, перейти напротив и купить вина или пива, которое там тоже продавалось, люди этим делом и занимались.
Жизнь после Афгана
Конец 80-х. Подмосковье. Это реабилитационный госпиталь для солдат, вернувшихся из Афганистана. Там такие вот мальчики были. Целый госпиталь – человек 500, которые только что вернулись оттуда и видели смерть. С ними трудно приходилось персоналу.
Лучшая фотография 1990 года в Америке
6 ноября 1990-й год, задание журнала «Тайм» − снять оформление города перед 7 ноября. Это последнее 7 ноября, когда прошла коммунистическая демонстрация. Кадр был напечатан в «Тайме», и потом он вошел в лучшие фотографии года в Америке – здоровая книга, она у меня есть. А назавтра уже ничего не стало. Все, последняя демонстрация, последний парад. Абзац.
Фотография не стоит горя, причиненного ради этой фотографии
Я снимал что-то в Грузии – и вдруг сошла лавина в Сванетии. Один мужчина-сван оказался внизу, когда сошла лавина на его село, и вот по горным дорогам мы вместе поехали на место трагедии. Наша дорога заняла три или четыре дня. Приехали – все селение разрушилось. Я начал снимать. Никого не было на улицах, никого абсолютно. И вдруг я увидел, вот к этому остатку дома поднимаются вот эти люди – мужчина, женщина и ребенок, они несут в руках стаканчики маленькие с чачей или с водкой. У мужчины на груди портрет погибшего под лавиной его родственника. Я понимаю, что я сейчас могу сделать достаточно такой жесткий кадр. Они идут. Я знаю, где его делать, знаю, как его делать. Жду. Вот они подходят, я поднимаю аппарат к глазам, один раз нажимаю. Тишина полнейшая – горы. И мужчина этот на меня посмотрел. За спиной у меня стоит мой сван, с которым я приехал, вот он мне положил руку на плечо и говорит: «Ему не нравится, что ты фотографируешь».
И я не стал больше снимать, не сделал ни одного кадра. Женщина плакала, рыдала, на колени бросалась и снег разгребала, и ребенок стоял в стороне такой странный, с какой-то шапкой, на один глаз натянутой, и мужчина. Я не стал снимать. А когда все это закончилось, мужчина подошел ко мне и пригласил на поминки в землянку. Чужих приглашать на такие мероприятия там не принято, но меня пригласили за проявленное уважение.
Ни одна фотография не стоит горя, причиненного людям ради этой фотографии. Можно потом оправдываться – вот ее увидят миллионы, то, се, пятое, десятое. Несмотря на жесткость нашей профессии, на жесткость тех ситуаций, в которых мы иногда бываем, нужно, прежде всего, оставаться человеком, а потом уже – профессионалом.
Детки в клетках
Самая первая публикация в журнале «Огонек» из мест не столь отдаленных – раньше в Советском Союзе такого рода материалы не печатали. Это Судская колония для несовершеннолетних преступников. За четыре дня я сделал материал, который, в общем-то, принес мне достаточно много славы и много медалей, был опубликован в Independent Magazine английском, и во многих книгах был опубликован. Тогда не было цифровой камеры, я не мог на дисплее посмотреть, а правильно ли у меня тень упала. Я именно этой тени и добивался. Это в карцере, парень сидит и смотрит на меня, хотя я даже не просил его смотреть.
Дорога смерти
Начало пути на Памир, начало 80-х. Это одна из самых трудных командировок. Мы проехали по дороге Хорог – Ош, а эту дорогу называли дорогой смерти. Там высокогорье, 4,5–5 тысяч метров, дорога – серпантины, обрывы. И коробка передач у нас полетела на машине. Если бы не пограничники… Там все друг другу помогают, потому что понимают, что остановись ты на этой дороге на ночь, и ты можешь уже не проснуться.
Погода нелетная
Это «Домодедово» аэропорт, 70-е годы. Я бегу от электрички к зданию аэровокзала. Была плохая погода, и долгое время самолеты не летали, и поэтому все неулетевшие рассосались по аэропорту и вокруг. Человек на снимке – не улетел, он спит вот в конце этого железнодорожного «путя».
Это Сахалин, 1974 год. Я поехал на практику студенческую фотокорреспондентом стройотряда. На этом кадре мои друзья-однокурсники. А тот человек, который держит за ноги непонятно кого уже – это Егор Верен, который сейчас один из руководителей «Интерфакса». Это ребята под теплотрассой прокладывают электрический кабель, один другому передают конец.
Еще подборка из лучших снимков фотожурналиста:
Предлагаю вашему вниманию подборку открыток "С НОВЫМ ГОДОМ!" 50-60-х годов.
Моя самая любимая - открытка художника Л.Аристова, где запоздавшие прохожие спешат домой. С таким удовольствием всегда её разглядываю!
Будьте осторожны, под катом аж 54 скана!
("Советский художник", художники Ю.Прытков, Т.Сазонова
)
("Изогиз", 196о год, художник Ю.Прытков, Т.Сазонова
)
("Ленинградский художник", 1957 год, художники Н.Строганова, М.Алексеев
)
("Советский художник", 1958 год, художник В.Андриевич
)
("Изогиз", 1959 год, художник Н.Антокольская
)
В.Арбеков, Г.Ренков
)
("Изогиз", 1961 год, художники В.Арбеков, Г.Ренков
)
(Издание Министерства связи СССР, 1966 год, художник Л.Аристов
)
МИШКА - ДЕД МОРОЗ.
Мишки вели себя скромно, прилично,
Вежливы были, учились отлично,
Вот почему им лесной дед Мороз
С радостью елку в подарок принес
А.Баженов
, стихи М.Руттера
)
ПРИЁМ НОВОГОДНИХ ТЕЛЕГРАММ.
На опушке, под сосной,
Телеграф стучит лесной,
Шлют зайчишки телеграммы:
"С Новым годом, папы, мамы!"
("Изогиз", 1957 год, художник А.Баженов
, стихи М.Руттера
)
("Изогиз", 1957 год, художник С.Бялковская
)
С.Бялковская
)
("Изогиз", 1957 год, художник С.Бялковская
)
(Карт. фабрика "Рига", 1957 год, художник Э.Пикк
)
(Издание Министерства связи СССР, 1965 год, художник Е.Позднев
)
("Изогиз", 1955 год, художник В.Говорков
)
("Изогиз", 1960 год, художник Н.Гольц
)
("Изогиз", 1956 год, художник В.Городецкий )
("Ленинградский художник", 1957 год, художник М.Григорьев
)
("Росглавкнига. Филателия", 1962 год, художник Е.Гундобин
)
(Издание Министерства связи СССР, 1954 год, художник Е.Гундобин
)
(Издание Министерства связи СССР, 1964 год, художник Д.Денисов
)
("Советский художник", 1963 год, художник И.Знаменский
)
И.Знаменский
(Издание Министерства связи СССР, 1961 год, художник И.Знаменский
)
(Издание Министерства связи СССР, 1959 год, художник И.Знаменский
)
("Изогиз", 1956 год, художник И.Знаменский
)
("Советский художник", 1961 год, художник К.Зотов
)
Новый год! Новый год!
Затевайте хоровод!
Это я, Снеговичок,
На катке не новичок,
Приглашаю всех на лёд,
На весёлый хоровод!
("Изогиз", 1963 год, художник К.Зотов
, стихи Ю.Постникова
)
В.Иванов
)
("Изогиз", 1957 год, художник И.Коминарец
)
("Изогиз", 1956 год, художник К. Лебедев
)
("Советский художник", 1960 год, художник К.Лебедев
)
("Художник РСФСР", 1967 год, художник В.Лебедев
)
("Державне видавництво образотворчого мистецтва i музичноi лiтератури УРСР", 1957 год, художник В.Мельниченко
)
("Советский художник", 1962 год, художник К.Ротов
)
С.Русаков
)
("Изогиз", 1962 год, художник С.Русаков
)
("Изогиз", 1953 год, художник Л.Рыбченкова
)
("Изогиз", 1954 год, художник Л.Рыбченкова
)
("Изогиз", 1958 год, художник А.Сазонов
)
("Изогиз", 1956 год, художники Ю.Северин, В.Чернуха )
Все старые новогодние открытки, которые вы увидите здесь, являются частью моей коллекции. Ее пополнение прекратилось с наступлением нового века, о чем я искренне пожалела. Ведь открытки хранят в себе дух времени. Безошибочно вы узнаете новогодние открытки СССР. Итак, отправляемся в прошлый век.
Новогодние открытки 60-х годов
Первые советские открытки появились в 1953 году. Новогодних открыток 50-х годов у меня нет, но есть несколько из 60-х. Самая дорогая для меня та, что со снеговиком. Она адресована моему дедушке, бабушке и отцу, когда он был еще студентом. Когда-то я нашла ее в старых документах и бережно храню до сих пор. Да и снеговик в шапке-ушанке очень симпатичный. Его нарисовал художник Константин Зотов. На обороте открытки мелким шрифтом в левом углу напечатано стихотворение:
Новый год! Новый год!
Зетевайте хоровод!
На катке не новичок,
Приглашаю всех на лед,
На веселый хоровод!
Новогодние открытки 70-х годов
Среди открыток этого периода времени две, пожалуй, самые ценные. Их автор художник В. Зарубин. Большинство открыток Зарубина, которые имеются у меня, выпущено в 80-е года, а эти две 69 и 70 года выпуска.
В открытках 70-х появляются двойные художественные карточки, которые выпускались с конвертом. Конверты, к сожалению не сохранились. Помню в детстве, очень мне нравилась одна из двойных открыток та, что с черным котиком. Нарисовал ее художник – Васнецов, только не тот самый, а родственник – Юрий Алексеевич. Но тоже известный. Рожденным в СССР он знаком по детским книжкам, например, «Конек-Горбунок», «Кошкин дом», «Три медведя».
Новогодние открытки 80-х годов
Итак, восьмидесятые! Годы моего детства. Открыток этого времени у меня очень много, потому что я сознательно их собирала. Коллекционеры были во все времена. Из моих друзей детства кто собирал открытки, кто календарики, кто значки. Я - всего понемногу. Но коллекция открыток самая многочисленная. Сложно поместить сюда все новогодние открытки того времени, покажу лишь отдельные. Начнем, конечно, с работ художника Зарубина. Видя их, многие теперь уже взрослые люди вспоминают свое детство.
Владимир Иванович Зарубин родился в 1925 году в семье инженера. Во время войны вместе с другими подростками попал в фашистский лагерь. Освобожден был в 45-м году. Вернувшись на Родину, отслужил в Армии. Как раз в это время и появился интерес к рисованию. После службы Владимир Зарубин устроился на завод художником. Потом поступил на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмутфильме», по окончании которых стал там работать. Помимо создания мультфильмов художник увлекся почтовой миниатюрой, стал рисовать открытки. Это занятие стало для него основным после болезни, из-за которой он мог работать только дома.
Открытки Зарубина пользовались спросом, с них срисовывали образы для стенгазет и витрин магазинов, которые раскрашивали к Новому году. И сейчас многие, кто жил в Советском Союзе, при виде этих открыток испытывают теплые чувства, словно возвращаются в свое детство или молодость.
Еще один известный художник открыток того времени – Владимир Иванович Четвериков. Он родился в 1943 году в семье военнослужащих. Рисовал с детства. Его первая персональная выставка прошла в детском саду, когда художнику было 5 лет. Владимир Четвериков посещал кружок изобразительного искусства, закончил отделение графики Строгановского училища. В почтовой миниатюре начал работать с 1978 года. Более 100 открыток и телеграмм выпустил художник Владимир Четвериков.
Открытки 90-х годов
1990 годом выпуска заканчивается моя коллекция советских новогодних открыток. Над ними еще работали художники. Затем Советского Союза не стало. В продаже появляются импортные открытки с блестками.
Нулевые – так называют годы первого десятилетия 21 века. В это время популярными становятся открытки с готовыми стихами-поздравлениями. Помню, желая кого-то поздравить, мы выбирали подходящий стих, и не очень-то было важно, как выглядела открытка. Впрочем, это быстро наскучило, ведь гораздо ценнее, когда открытка подписана собственноручно. Еще нравились забавные открытки с веселыми надписями.
Открытки СССР, с Новым годом поздравляющие страну, - это особый пласт изобразительной культуры нашей страны. Ретро-открытки, нарисованные в СССР, - это не только предмет коллекционирования, арт-объект. Для многих это память о детстве, которая хранится с нами многие годы. Разглядывать советские новогодние открытки - особое удовольствие, настолько они красивые, милые, создающие настроение праздника и детского счастья.
В 1935 году, после Октябрьской революции, вновь начал отмечать Новый год И небольшие типографии стали печатать поздравительные карточки, возрождая традиции дореволюционной России. Однако если раньше на открытках часто были образы Рождества и религиозные символы, то в новой стране все это попало под запрет, попали под него и открытки СССР. С Новым годом не поздравляли, разрешалось поздравлять товарищей только с первым годом Октябрьской революции, что не очень-то вдохновляло людей, а такие открытки не пользовались спросом. Усыпить внимание цензоров можно было только детскими сюжетами, да еще и пропагандистскими открытками с надписями: «Долой буржуазную елку». Однако и таких открыток печатали очень мало, поэтому карточки, выпущенные до 1939 года, представляют большую ценность для коллекционеров.
Примерно с 1940 года издательство «Изогиз» начинает печатать тиражи новогодних открыток с изображением Кремля и курантов, заснеженных елок, гирлянд.
Новогодние открытки военного времени
Военное время, естественно, накладывает отпечаток и на открытки СССР. С поздравляли при помощи ободряющих посланий, вроде «Новогодний привет с фронта», Дед Мороз изображался с автоматом и метлой, выметающей фашистов, а Снегурочка перевязывала раны бойцов. Но главная миссия их была в том, чтобы поддержать дух народа и показать - победа близко, а военных ждут дома.
Издательство «Искусство» в 1941 году выпускает серию специальных открыток, которые предназначались для отправки на фронт. Для ускорения печати их рисовали двумя цветами - черным и красным, много было сюжетов с портретами героев войны.
В собраниях коллекционеров и в домашних архивах нередко можно встретить импортные открытки 1945 года. Советские военные, добравшиеся до Берлина, отправляли и привозили с собой красивые заграничные рождественские открытки.
Послевоенные 50-60-е гг.
После войны в стране не было денег, народ не мог купить новогодние подарки и побаловать детей. Люди радовались самым простым вещам, поэтому недорогая, но трогательная открытка стала очень востребована. Кроме того, открытку можно было отправить на почте близким в любой уголок огромной страны. В сюжетах используются символы победы над фашизмом, а также портреты Сталина, как отца народа. Много изображений дедушек с внуками, детей с мамами - все потому, что в большинстве семей отцы не вернулись с фронта. Главная тема - мир во всем мире и победа.
В 1953 году налажено массовое в СССР. С Новым годом поздравить друзей и близких открыткой считалось обязательным. Карточек продавалось очень много, из них даже делали поделки - шкатулки и шары. Яркий плотный картон идеально подходил для этого, а других материалов для творчества и поделок было сложно достать. «Гознак» печатал открытки с рисунками выдающихся русских художников. На этот период приходится расцвет жанра миниатюры. Расширяются сюжетные линии - художникам есть, что нарисовать, даже несмотря на цензуру. Помимо традиционных курантов, рисуют самолеты и поезда, высокие дома, изображают сказочных героев, зимние пейзажи, утренники в детских садах, детей с кульками конфет, родителей, несущих домой елку.
В 1956 году на советские экраны выходит фильм «Карнавальная ночь» с Л. Гурченко. Сюжеты из фильма, изображение актрисы становятся символом нового года, их часто печатают на открытках.
Шестидесятые открываются с полета Гагарина в космос и, конечно, этот сюжет не мог не появится на новогодних открытках. На них изображают космонавтов в скафандре с подарками в руках, космические ракеты и луноходы с новогодними елками.
В этот период вообще расширяется тематика поздравительных карточек, они становятся более яркими и интересными. Изображают не только сказочных персонажей и детей, но и быт советских людей, например, богатый и обильный новогодний стол с шампанским, мандаринами, красной икрой и непременным салатом "Оливье".
Открытки В.И. Зарубина
Рассказывая о советской новогодней открытке, нельзя не упомянуть имя выдающегося художника и мультипликатора Владимира Ивановича Зарубина. Практически все те милые, трогательные рисованные открытки, созданные в СССР в 60-70-х гг. созданы его рукой.
Основной темой открыток были сказочные персонажи - веселые и добрые животные, Дед Мороз и Снегурочка, румяные счастливые дети. Почти на всех открытках такой сюжет: Дед Мороз дарит подарки мальчику на лыжах; заяц тянется с ножницами, чтобы срезать новогодний подарок с елки; Дед мороз и мальчик играют в хоккей; животные наряжают елку. Сегодня предмет коллекционирования эти старые открытки с Новым годом. СССР выпускало их большими тиражами, поэтому их много в коллекциях филокартии (это
Но не только Зарубин был выдающимся советским художником, создающим открытки. Помимо него, множество имен осталось в истории изобразительного искусства и миниатюры.
Например, Иван Яковлевич Дергилев, названный классиком современной открытки и основоположником постановочной. Им созданы сотни изображений, напечатанных миллионными тиражами. Среди новогодних можно выделить открытку 1987 года, изображающую балалайку и елочные игрушки. Эта карточка была выпущена рекордно большим тиражом в 55 миллионов копий.
Евгений Николаевич Гундобин, советский художник, классик открыточной миниатюры. Его стиль напоминает советские фильмы 50-х, добрые, трогательные и немного наивные. На его новогодних открытках нет взрослых, только дети - на лыжах, наряжающие елку, получающие подарки, а также дети на фоне процветающей советской промышленности, летящие в космос на ракете. Помимо изображений детей, Гундобин рисовал красочные панорамы предновогодней Москвы, знаковые архитектурные приметы - Кремль, здание МГИМО, статую Рабочего и Колхозницы с новогодними пожеланиями.
Еще один художник, работавший в стиле, близком Зарубину, - Владимир Иванович Четвериков. Его открытки были популярны в СССР и вошли буквально в каждый дом. Он изображал мультяшных животных и забавные сюжеты. Например, Дед Мороз в окружении зверей играет на балалайке для кобры; два Деда Мороза, пожимающих друг другу руки при встрече.
Открытки 70-80-х
В 70-х в стране культ спорта, поэтому на многих карточках изображены люди, встречающие праздник на лыжне или на катке, спортивные открытки с Новым годом. СССР в 80-ом принимает Олимпиаду, которая дала новый толчок к развитию сюжетов открытки. Олимпийцы, огонь, кольца - все эти символы вплетаются в новогодние мотивы.
В 80-е также становится популярным жанр фото открытки с Новым годом. СССР уже очень скоро перестанет существовать, а приход новой жизни чувствуется и в творчестве художников. Фото вытесняет рисованную открытку. Обычно они изображают елочные ветки, шары и гирлянды, бокалы шампанского. Появляются на открытках изображения традиционных промыслов - гжели, палеха, хохломы, а также новые технологии печати - тиснение фольгой, объемные рисунки.
В конце советского периода нашей истории люди узнают про китайский календарь, а на открытках появляются изображения животного символа года. Так, например, открытки с новым годом из СССР в Год Собаки встречали с изображением этого животного - фотографическим и рисованным.