Смысл поговорки как аукнется так и откликнется. Пословица "как аукнется, так и откликнется": значением и синонимы. Маматаминова Юлдуз читает стихотворение

Ялгинский детский дом-школа

Провела: Живова Т.И.,

воспитатель семьи № 1

Саранск 2011

Цели:

  1. помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих;
  2. объяснить, как действует «закон бумеранга».

Ход беседы

Все мы живем в обществе. Нас окружают взрослые люди и маленькие дети, молодые и старые, мужчины и женщины, родные и незнакомые. И все мы должны уметь находить общий язык, общаться с разными людьми в разных ситуациях.

Общение – это обмен сведениями с помощью языка и жестов, а также иных способов контакта.

Как вы считаете, можем ли мы прожить без общения?

(Нет. Мы общаемся с членами своей семьи, родственниками, друзьями, в школе общаемся с учителями и одноклассниками, потом будем работать и общаться на работе; даже старые люди, которые не работают, общаются, когда ходят в магазин, вызывают врача).

Да, вы правы. Человек не может прожить без общения с другими людьми, но общаться можно не только доброжелательно, но и через ссору, драку - это тоже общение. Оно вам нравится? (Нет.)

Тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учёбе, работе, наше здоровье и сама жизнь. Ваш круг общения – это не только класс и семья. Ведь многие из вас занимаются в художественных, музыкальных, спортивных и других различных секциях и кружках. Поэтому просто необходимо научиться культурному общению.

Какого человека мы называем общительным?

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт такое определение слову общительный :

Общительный – легко входящий в общение с другим, не замкнутый.

Какие качества нужны человеку для общения?

Давайте из слов, записанных на доске, выберем самые нужные качества для общения.

(Перед беседой на доске записать положительные человеческие качества.)

Умный

Любознательный

Эрудированный

Разносторонний

Мудрый

Рассудительный

Толковый

Трудолюбивый

Старательный

Добрый

Мягкий

Деликатный

Тактичный

Вежливый

Воспитанный

Душевный

Сердечный

Отзывчивый

Честный

Прямой

Искренний

Способный сочувствовать и сопереживать

Справедливый

Надежный товарищ

Бескорыстный (не жадный)

Скромный

Веселый

Милый

Симпатичный

Аккуратный

Умеющий слушать

Как вы понимаете слова «деликатный», «тактичный»?

(Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.

Тактичный – обладающий тактом, сделанный с тактом.

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом.)

(После обсуждения воспитатель подчеркивает нужные слова.)

Итак, для общения нужно:

  • умение слушать собеседника;
  • способность сочувствовать и сопереживать;
  • тактичность;
  • деликатность;
  • отзывчивость.

Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично? А грубо, невежливо.

Конечно, нет. Потому что такое общение вызовет у собеседника ответное чувство.

Есть такое выражение: «закон бумеранга» .

Что такое бумеранг?

Бумеранг - это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

И если человек совершил какой-то недобрый поступок, то зло к нему вернется. Если человек обижает окружающих, то они будут относиться к нему точно так же. Это и есть «закон бумеранга».

Давайте подберем к этому выражению русскую пословицу.

(«Как аукнется, так и откликнется» - чьё-либо отношение к окружающим вызывает аналогичное отношение окружающих к этому человеку).

Давайте восстановим стёртые фразы из дневника одного ученика. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания.

1. «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…»

Что же вспомнил этот ученик?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил…» Что?

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

3. «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

5. «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

6. «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже делал так же, не думая о других людях.

7. «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

8. «Мы убирались на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

9. «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил…»

Примерный ответ:

– Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

Воспитатель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих фраз. И какой закон нарушил этот ученик? («Закон бумеранга».)

Что нужно сделать, чтобы «закон бумеранга» перестал действовать?

Примерные ответы детей:

– Нужно помнить, что на этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

Нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Волшебная сказка
Часть первая. Глава II. Как аукнется, так и откликнется

Что за роскошный, чарующий уголок между густо разросшимися кустами сирени отыскала себе Надя в большом институтском саду! Сюда никто не заглянет. Заросли кустов так плотны, что сквозь зеленую живую стену при всем желании нельзя рассмотреть тонкую фигурку в камлотовом платье и в белой пелеринке и переднике. Да и в голову никому не придет смотреть, кто притаился здесь в зеленой чаще. Завтра экзамен истории у пятого класса и "свои", пятиклассницы, заняты усердной к нему подготовкой. Семь экзаменов уже сошли, остается восьмой, последний и самый страшный. Михаил Михайлович Звонковский, преподаватель русской и общей истории, справедлив, но строг и требует знания "на зубок", как говорится, своего предмета. Поэтому к его экзамену воспитанницы готовятся с особенным усердием, зная, что здесь о поблажках и снисхождении не может быть и речи и что "Мишенька" режет безжалостно, невзирая ни на что.

Вот почему самым добросовестным образом нынче учатся в классе, учатся по ночам в дортуаре, учатся в саду.

Май в этом году стоит удивительный. Небо лазурно и прозрачно, словно на юге. Белые гряды облаков красиво и медлительно-важно плывут по бирюзовому фону. Солнце играет, шутит, смеется, выглядывая из своего ажурного дворца. Зеленые побеги так бархатисты и свежи по-весеннему. А на гибких ветвях сирени повисли лиловые и белые гроздья одуряюще-вкусно пахнущих цветов.

Надя лежит, растянувшись во всю длину на молодой зеленой мураве, собрав жгутиком передник, чтобы не запачкать его случайно зеленью, и обернув его вокруг талии. Белую пелеринку она сбросила с плеч и повесила на ветку куста. В правой руке лиловая кисть сирени, в левой - учебник русской истории, другой, по всеобщей, брошен на траву. Но глаза девочки устремлены не в книгу, и мысли Нади дальше, чем когда-либо, от экзаменов, занятий, отметок и всей прочей институтской "прозы", как она называет действительную жизнь. Глаза устремлены в зеленую заросль кустов, в самую чащу, и Надя забывает весь мир в эти минуты, забывает предыдущие неудачные экзамены, забывает "провал" по арифметике, переэкзаменовку по-немецки и по-русски. Забывает и слова начальницы, строгой, сдержанной, всегда ровной в обращении со всеми воспитанницами баронессы X. после неудачнейшего из ответов Нади во время русского экзамена, отмеченного получением девочкою злосчастной двойки:

Тебе будут три переэкзаменовки, Таирова, в том только случае, если ты выдержишь экзамен по истории. Иначе не взыщи, твоей тете придется взять тебя из нашего учебного заведения. Смотри же, готовься к истории особенно прилежно, твое положение весьма серьезно, помни это хорошенько.

К чести Нади сказать, слова эти смутили девочку. Но ненадолго, однако, смутили они ее.

Дня за три до решительного экзамена она увидела на постели дортуарной девушки Маши небольшую затрепанную книжонку и в какой-нибудь час времени одолела ее. Такой книжки ей еще не приходилось читать. Все прочитанные ею прежде померкли перед этим сказочным, захватывающим романом, где описывалась жизнь какой-то красавицы-принцессы, похожая на волшебную сказку, полная превратностей судьбы и самых изумительных случайностей, словом, та самая жизнь, о которой так сладко грезила в своих мечтах Надя.

И сейчас она вся еще находится под впечатлением прочитанного. И грезит им наяву.

Вот раздвигаются кусты сирени, и из зеленой заросли показывается высокая стройная фигура девушки. На ней бархатный берет с плюмажем и дорогой наряд, приспособленный для верховой езды. У красных каблучков - серебряные шпоры. На тонких аристократических рунах перчатки; в одной из них она держит хлыст с серебряной рукояткой. А лицо ее знакомо, очень знакомо Наде... Белокурые волосы выбиваются из-под берета. Серые глаза радостно щурятся. Счастливая улыбка не сходит с капризных губ.

Да ведь это она сама, Надя: ее лицо, ее манеры, хотя на ней и надет этот роскошный костюм, изменивший ее до неузнаваемости; этот костюм говорит за то, что она только что примчалась с турнира, данного в честь дочери королем-отцом. На турнире храбрейшие рыцари прославляли в бою ее имя, имя принцессы Изольды. А вечером будет бал, на котором она встретит нынешнего победителя турнира. Она оставила ему свой первый гавот, она будет танцевать с ним весь вечер, она знает, что скоро он будет ее мужем, что герольды отца уже ездят по столице и извещают народ о ее помолвке с герцогом-победителем. Ее ждет впереди безграничное счастье.

Но что это? Почему вдруг померкли серые глаза принцессы? Кто это ползет там в кустах? Змея? Тигр? О, нет, нет! Кто этот темный, грубый человек со зловещей улыбкой? О, это он, злодей Раймунд, когда-то изгнанный королем-отцом из их королевства за тяжкую провинность и теперь жаждущий мщения. Его мысли темнее его лица, он весь горит жаждой отметить королю и его дочери за свое изгнание. Какой коварный план он замыслил теперь: похитить принцессу, увезти ее в свой замок и жениться помимо ее воли на ней. Это он, злодей и преступник, крадется в кустах, ползет, припадая к земле, как разбойник, как ночная тать... Еще минута, и девушка в бархатном берете очутится в его руках.

Ах!

Лицо Нади, не принцессы Нади-Изольды, а настоящей скромной институтской Нади мгновенно обливается румянцем неожиданности и испуга. Какой ужас! Вместо белокурой принцессы и страшного "мстителя" среди зелени кустов появляется Варвара Павловна Студенцова.

А вы опять размечтались, Таирова, опять не учитесь? - звучит знакомый Наде (о, какой знакомый!) голос. - Должно быть, хотите, чтобы вас исключили из института? Ну, что ж, до этого уж недалеко. Ваше желание, конечно, будет удовлетворено. Искренно сожалею вашу достойную, уважаемую тетушку. Искренно сочувствую ей... Иметь в доме такую лентяйку! И, потом, что это у вас за поза? Лежать на земле, когда есть скамейка... И зачем вы смяли передник? Зачем сбросили пелеринку? Какое вы имеете право так небрежно относиться к казенному имуществу?

Варвара Павловна смотрит в лицо Нади недовольным, суровым взглядом. Краска негодования заливает ее лицо.

Сконфуженная, пристыженная девочка поднимается с травы. Ее передник, действительно, смят, волосы растрепаны, пелеринка висит на ветке. Смущенная улыбка застыла на лице. Эта несчастная улыбка дает повод к негодованию классной наставницы.

Как вы смеете смеяться, когда вам делают выговор? За этот смех вы будете наказаны.

И так как Надя все еще молчит смущенная, Варвара Павловна берет ее за руку и выводит на дорожку.

Ступайте в класс, садитесь на ваше место и извольте заниматься серьезно. Я вижу, что в саду вы не можете учиться совсем.

* * *

Ночь... Окна дортуара, несмотря на строгое запрещение начальства, открыты настежь. Нестерпимо душна майская ночь. Сиреневые деревья под окнами пахнут одуряюще сильно... Какой пряный, вяжущий аромат!

В дортуаре кишит жизнь, несмотря на позднее, ночное время. Благодаря белой северной ночи мая, здесь светло, как днем. Пятиклассницы небольшими группами расположились у окон и усердно затверживают имена, названия и года по учебникам истории.

Особенно года, хронологию. "Мишенька" исключительно требователен и строг в отношении последней. Беда перепутать у него лета царствования того или другого царя или же периоды войны и событий. Особенно взыскателен он почему-то ко всему, что касается Греции в общем и Пунических войн в частности. О, уж эти Пунические войны! К ним Михаил Михайлович чувствует какое-то исключительное, ничем необъяснимое тяготение и чуть ли не каждую экзаменующуюся спрашивает на экзамене о той или другой Пунической войне.

Наточка Ртищева, "генеральша", как ее называют в классе, клюет вздернутым носиком над учебником истории у себя в "промежутке", то есть в узеньком проходе между своей кроватью и кроватью соседки. Зажав уши, чтобы не слышать жужжанье подруг, шепотом лепечущих пройденное, Наточка изрекает, как Пифия с треножника, раскачиваясь из стороны в сторону на своей табуретке, цифры за цифрами, имена за именами.

Где-то неподалеку в коридоре пробило три. Скоро утро. А она еще семи билетов не знает из сорока. Какой ужас! Неужели провал? С нескрываемой завистью оглядывается Наточка на тех счастливиц, которые прошли уже всю программу на завтра и пользуются сейчас вполне заслуженным отдыхом и уж, конечно, проснутся с бодрым сердцем и свежею головою. Счастливая эта Лилька Боярцева, - вызубрила все билеты и теперь храпит, раскрыв с блаженным выражением свой пухлый рот. А вон Дася Шталь встает, потягиваясь, с пола, на котором сидела поверх теплого пледа, и идет, сладко позевывая, ложиться в постель.

Все билеты прошла? - завистливо спрашивает Наточка.

Все, конечно, - радостно бросает Дася.

И опять сердце бедной Наточки вздрагивает завистливым чувством.

Mesdames, кто знает про битву в Фермопильском ущелье и может рассказать? - неожиданно раздается чей-то повышенный шепот.

Это Саша Гурвина. Она считается одною из слабых учениц.

Вот святая наивность! Спроси у учебника, он лучше всех знает, - отвечает кто-то из "зубрящих", в то время как другие продолжают священнодействовать, не отрываясь от книги.

Не могу: страницы нет. Как раз вырвана на этом месте страница, - жалобным голосом стонет Саша.

Бедняжка, ступай сюда. Я тоже сейчас на Греции... Будем каждая про себя читать по одной книге. Только, чур, уговор дороже денег, не жужжи, а одними глазами читай, без шепота.

Хорошо, душка моя, хорошо, не буду! Спасибо... - и босые ножки Саши замелькали по направлению Мани Златомиримовой, самой отъявленной "зубрилки", на институтском языке, очень комфортабельно устроившейся на подоконнике огромного дортуарного окна. Теперь вместо одной закутанной в теплый платок детской фигурки на окне выросли две. Книжка лежит на коленях Мани. Она хозяйка и не хочет стеснять себя. Гостья же только бочком заглядывает в раскрытую страницу.

А короткая весенняя ночь уже выводит на далеком небе первые предрассветные узоры.

Надя Таирова, притаившаяся на другом дортуарном окне с учебником на коленях, с удивлением замечает розовую полосу зари, опоясавшую небо. Боже, как скоро промчалась эта ночь! Все казалось, что до утра еще далеко. А как прекрасны были ее ночные грезы нынче! Какое дивное настроение давал этот бледный, призрачный свет. Как рельефно переживались в воспоминаниях картины и образы прочитанного. Действительность с ее скучной прозой отошла далеко-далеко, и девочке в эту ночь кажется снова, что не Надя она, не Надежда Таирова, воспитанница пятого класса Н-ского института, которой суждено держать последний, решительный экзамен завтра, а принцесса, пленница какого-то таинственно заколдованного замка, пленница злого чародея-чудовища, который держит ее за семью затворами высокой башни. А там, внизу, герои-рыцари осаждают замок, пытаясь освободить принцессу из плена... Но высока, неприступна башня, крепки затворы замка, далеко им до терема пленницы. Сам колдун о семидесяти драконовых головах стережет вход в башню, не допускает освободителей проникнуть в свой волшебный чертог. Пленница знает, однако, в чем ее спасение: ей необходим первый взгляд проснувшегося доброго чародея-солнца. Если первый взгляд его золотых очей упадет на нее - она спасена; тогда рухнут злые чары, падут сами собой крепкие затворы, ослабеет дракон-чудовище, и смелые рыцари проникнут в башню. Вот уже скоро-скоро поднимется с голубой постели прекрасный добрый волшебник. Алое пламя зари уже залило небо... Надя смотрит туда большими, остановившимися от ожидания глазами, и душа ее трепещет и сердце бьется частыми-частыми ударами... Сейчас-сейчас поймает она первые брызги золотых лучей!

Таирова, ты, кажется, спишь с открытыми глазами? Вот смешная! Ха, ха, ха!

Как несносна эта Софи Голубева. Какое ей дело до Нади? Что ей надо от нее? Она своим неожиданным смехом нарушила очарованье, прогнала грезы, прекратила волшебную сказку.

Мильтиад при Марафоне... Мильтиад при Марафоне... При Марафоне, при Марафоне, при Марафоне... - совершенно бессознательно начинает твердить Надя, поднимая к самому лицу книгу и закрываясь ею от подруги.

А утром, когда заливается, поет звонок в коридоре, безжалостно прерывающий особенно сладкие сны институток, Надя с пустой головой и разбитым от бессонницы телом лениво и апатично одевается, чтобы идти на молитву. Из сорока билетов по курсу истории она знает только первые пятнадцать, да и то с грехом пополам.

* * *

Длинный, крытый зеленым сукном экзаменационный стол, выдвинутый на середину класса, уже сам по себе говорит за торжественность случая.

Пятый класс весь в сборе. Воспитанницы еще задолго до звонка, возвещающего о времени экзамена, сидят на своих местах и, спешно перелистывая страницы "курса", наскоро пробегают в памяти пройденное.

Надя тоже, для "очистки совести", берет учебник. Пунические войны еще туда-сюда, она с грехом пополам кое-как помнит. Но что идет дальше - все уже перепуталось в голове. Про русскую же историю и говорить нечего. Все эти удельные князья - какая путаница, какой сумбур!.. А потом Иваны... Иван Калита, Иван Третий, Иван Грозный... И кто такой Калита? И почему Калита? Какое странное название... А татарское иго? Про иго она совсем плохо помнит... Был Мамай, был Батый... И кого-то ослепили... И будет двойка в лучшем случае, а потому только, что единиц не принято ставить на экзаменационных испытаниях, только поэтому...

Звонок. Все встают. Все кланяются.

Nous avons l"honneur de vous saluez, madame la baronne! (Имеем честь здороваться с вами, госпожа баронесса!) - дружным хором восклицают девочки.

Входит начальница, инспектор классов, "свой" преподаватель, чужие учителя-ассистенты, назначенные на экзамен, и в их числе "Мишенька".

Еще не старый годами, но болезненный и старообразный, с подагрическими ногами, Михаил Михайлович Звонковский кажется особенно озабоченным и суровым сегодня. То и дело своими нервными пальцами он пощипывает маленькую жидкую бородку с пробивающейся на ней сединой. Михаил Михайлович не может не волноваться. По его мнению, пятый класс слишком мало преуспевает по истории и совсем уже не имеет понятия о хронологии. А между тем он, Звонковский, усерднее, чем с кем-либо другим, занимался с этим классом.

Экзамен начинается, по раз навсегда заведенному правилу, общей молитвой. Все воспитанницы поднимаются, как один человек, со своих мест и выстраиваются в промежутках между скамейками. Дежурная по классу звонким голосом читает раздельно "Преблагий Господи..." Потом все снова садятся, начальство - вокруг зеленого стола, воспитанницы - на своих партах.

Арсеньева, Аргенс, Беляева, Бобринцева... - громко произносит инспектор классов, глядя в журнал.

Маленькая Арсеньева с испуганным лицом бросается к столу.

Михаил Михайлович чуть заметно улыбается девочке ободряющей улыбкой. О, за эту ему нечего бояться: она на двенадцать баллов знает предмет, а вот Бобринцева так может смутить своими познаниями кого угодно... Веселая проказница-толстушка со смеющимися глазами и ямками на щеках развязно несет какую-то чепуху о Карфагенских войнах и Александре Македонском и так быстро при этом, что за нею трудно уследить.

Позвольте, позвольте... - не выдержав, останавливает инспектор классов Варю, - не так скоро, не так скоро, я ничего не могу разобрать...

Но та уже несется на всех парах без удержу, сыпля первыми попавшимися в голову именами, цифрами, названиями мест и городов.

Верениус, Вартышевская, Голубева... - продолжает вызывать инспектор.

Мишенька, с лицом, покрывшимся пятнами волнения во время ответов Вари Бобринцевой, теперь облегченно вздыхает. Добросовестная шведка Верениус и одна из лучших учениц пятого класса Софья Голубева бесспорно отличатся своими ответами и загладят предыдущие, он это знает хорошо.

Так и есть: обе девочки отвечают прекрасно. Баронесса улыбается довольной улыбкой; инспектор одобрительно кивает головой; лица ассистентов проясняются.

Дарлинг, Дмитриева, Звонарева...

Надя Таирова, словно сквозь сон, слышит произносимые фамилии своих одноклассниц, такие знакомые и незнакомые в одно и то же время. Вслушивается в их ответы, ловит то или другое название, год или имя и обливается потом от волнения и страха.

Нет, так, как они, она не сумеет ответить никогда. Китайскою грамотою кажутся ей все эти года событий и войн древности с их героями. Никогда она не запомнит в точности ни одного из них. Никогда.

Мильтиад при Марафоне... Фермопильское сражение... Ах ты, Господи, и когда все это было? Когда?

А экзамен приближается между тем к концу. Добрая половина класса уже вызвана в алфавитном порядке. Все больше и больше прибавляется спрошенных. Воспитанницы с красными, взволнованными лицами одна за другою возвращаются от зеленого стола и снова помещаются за своими партами.

Одни - удовлетворенные, счастливые вследствие удачного ответа, другие - встревоженные, с беспокойным выражением глаз.

Миновали уже буквы к, л, м, н... Скоро придет очередь Нади... Машинально перебирает девочка страницы учебника и ничего не может понять; строки сливаются со строками; в голове сумбур; в ушах звон от бессонной ночи и в мыслях не удерживается ничего, совсем как решето стала голова Нади, самые дикие мысли мелькают сейчас в ее мозгу.

Что за лицо у инспектора? Как он похож на отца герцога Адольфа, а "Мишенька" - на того кастеляна замка, который похитил бриллиантовое колье герцогини... Ну, конечно, на него, вот только бы наклеить ему большую бороду и...

Госпожа Таирова, Тонская, прошу... - откуда-то издалека-издалека звучит голос инспектора.

Вздрогнув всем телом, Надя быстро поднимается и идет к зеленому столу. На сукне лежат раскинутые красивым веером экзаменационные билеты. Тонкая трепещущая детская рука протягивается к ближайшему.

Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его... - шепчет Надя обычную школьную молитву, помогающую, по убеждению институток, во всех страшных и трудных случаях жизни, и левой рукой незаметно крестится под пелеринкой в то время, как правая уже несет неведомый билет.

Господи, помоги, чтобы из первого десятка, из первого, из первого... - одними губами беззвучно шевелит Надя и, вспыхнув до ушей, переворачивает к себе лицевой стороной билет.

Пятнадцатый... - говорит как будто не она сама, а кто-то иной, чужим незнакомым голосом. Пятнадцатый... все кончено... она пропала!.. В билете стоит: по древней истории - Перикл и украшения Афин; по русской - Иоанн III, его княжение. Про Перикла Надя помнит кое-что, совсем смутно, и вот это-то обстоятельство бесспорно погубит дело. Может быть, кое-как еще выручит Иоанн? Она недавно читала про него в каком-то историческом романе. Правда, там больше описывались похождения какой-то цыганки-колдуньи, но было кое-что и про царя. Она, Надя, запомнила это "кое-что" и, может быть, сумеет рассказать экзаменаторам. Может быть, дело еще не так плохо обстоит; в сущности, и один из Иоаннов, которых так боялась Надя, выручит Перикла на этот раз.

Помяни, Господи, царя Давида... - одними губами, побелевшими от волнения, лепечет Надя.

Ну-с, госпожа Таирова, извольте начинать, - и глаза "Мишеньки" устремляются в лицо девочки пытливым вопрошающим взглядом. Он точно насквозь видит мысли своей ученицы и, вероятно, уже заранее уверен в неудовлетворительном ответе девочки.

Так не даст же она, Надя, ему торжествовать! Ни ему, Мишеньке, никому! Надо только быть храброй и смелой, как герцогиня Аделаида, как принцесса Изольда, как все те девушки, которых она так много знает и которым поклоняется в глубине души.

Мы ждем. Итак, что вы можете сказать про Перикла? - спрашивает чужой преподаватель-ассистент, поднимая глаза на воспитанницу.

Надя густо краснеет, потом бледнеет сразу. Что-то словно ударяет ей в голову... Сердце стучит... руки стискиваются конвульсивно, зажав в пальцах смятую бумажку с номером билета.

Перикл... Перикл... Он был... он был очень смелый... он был очень храбрый... и украшал Спарту... Нет, не Спарту, а Афины и носил на плечах хорошо задрапированный плащ... И греки ему за это поставили статую... - лепетала Надя, краснея снова до ушей, до корней волос и и до тонкой детской шеи.

Хорошо-с, все это так, но слишком уж сжато. Необходимо указать пространнее заслуги Перикла перед Грецией, - звучит убийственно спокойно и совсем уже не в интересах Нади вопрос Звонковского, в то время как тонкая, все понимающая улыбка играет на его губах.

Надя молчит. На что она может указать? На какие заслуги Перикла? Ничего она не может указать, решительно ничего. Что она афинянка, что ли, что должна восторгаться заслугами перед родиной какого-то противного грека?

И Надя готова расплакаться от горя и острой ненависти не то к Периклу, не то к "Мишеньке", заставляющему ее так подробно заниматься делами Перикла. Она молчит, по-прежнему до боли, до судорог в пальцах, сжимая руки.

Ну, в древней истории вы недостаточно, как видно, компетентны, госпожа Таирова. Перейдем к русской, - говорит снова чужой преподаватель-ассистент.

Словно гора падает с плеч Нади. Слава Богу, ей дают возможность поправиться по русской, если по древней провал, а она и не надеялась на такого рода снисхождение. Ну, роман про колдунью-цыганку, вывози! - проносится в ее голове, как птица, встрепенувшаяся мысль.

Девочка откашливается, поднимает глаза на экзаменующего и приступает к ответу. Теперь она говорит быстро-быстро, так и сыплет словами, извергая целый букет, целый фейерверк самых разнообразных событий из уст.

Иоанн III был еще маленький, когда его мучили бояре. Потом он бросал кошек из окна... Потом людей давил на улице и при нем был пожар в Москве, и пришел Сильвестр и еще Адашев. А потом он созвал опричников, которые с песьими головами и метлами на седлах губили хороших людей из бояр и слушались одного Малюту Скуратова...

Речь Нади, вначале сбивчивая и отрывистая, делается все плавнее и последовательнее с каждой минутой. Упомянута Софья Палеолог и взятие Сибири. Кажется, все хорошо, по-видимому, идет. Так почему же с таким сожалением смотрит на нее начальница и с такой насмешкой "свой" преподаватель?

Смущенная на мгновение, она подбодряется, однако очень скоро и с новым жаром делает вслух открытие, что Иоанн III убил собственного сына в запальчивости и умер в муках раскаяния, видя призраки погубленных им людей.

Две молоденькие ассистентки-учительницы младших классов, не выдержав, фыркают в платки. Фыркает кто-то и из подруг там за спиною Нади, на партах. А у начальницы лицо делается таким страдающим и утомленным.

Довольно, да довольно же, госпожа Таирова... - морщась, как от физической боли, говорит "Мишенька", повышая голос, - вы все перепутали... Мельком упоминаете про Иоанна III, а подробно рассказываете про Иоанна IV Грозного, про которого у вас в билете нет и помина. Простите, но вы совершенно не ознакомлены с предметом. Такими знаниями я удовлетвориться не могу. - И, говоря это, Звонковский отыскивает в классном списке фамилий Надино имя и ставит против него в клеточке жирную двойку.

Пошатываясь, с подгибающимися коленями, Надя возвращается на свое место. В сознании мелькает одна только мысль:

"Все кончено... Она провалилась и будет исключена".

Пословицы русскоязычный человек употребляет достаточно часто, иногда даже не задумываясь об этом. Они являются неотъемлемой частью нашей культуры, усваиваются нами незаметно для нас самих. Формируется своего рода "привычка" употреблять в определенной ситуации конкретную фразу. Порой, используя то или иное выражение по привычке, человек даже не задумывается о его точном значении, поскольку он просто знает его общий смысл и представляет, в каких ситуациях его следует употреблять. Нечто похожее происходит и с пословицей "как аукнется, так и откликнется".

Смысл пословицы

Для начала следует разобраться со значением некоторых слов в этой пословице. Для носителей русского языка вполне очевидно, что слово "аукаться" как-то связано со словом "ау", которое часто кричат, потерявшись в лесу. А на всякий громкий крик, как известно, откликается эхо, в точности повторяющее слова кричащего. Именно этот образ и лежит в основе пословицы, только роль "крика" исполняют поступки и отношение к людям. Ведь чаще всего люди относятся к окружающим так же, как те ведут себя по отношению к ним. Именно в этом и состоит главный урок пословицы: все возвращается к нам, на добро отвечают добром, на зло - злом.

Пример употребления

Эту пословицу по праву можно отнести к числу самых популярных устойчивых выражений в русском языке. Ее употребляют в разговорной повседневной речи. В художественной литературе она помогает придать речи персонажей особенную выразительность. И даже в публицистической литературе она находит свое место.

  • Почему я ей буду покоряться? — крикнула Галя. - Не хочу! Как аукнется, так и откликнется! (М. Вовчок, "Свекровь").
  • Может быть, вам кажется, что вам попадает от других не по заслугам, но всё нормально: как аукнется, так и откликнется ("Знание — сила", 1975, № 6).

Одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Так и с пословицами - среди них существуют "синонимы", пословицы, возникшие в разное время и в разных местах, но выражающие одну и ту же идею, преподносящие людям один и тот же урок. Только среди русских пословиц и поговорок можно подобрать целый ряд синонимичных выражений:

  • делай добро и жди добро;
  • посеешь ветер, пожнешь бурю;
  • делай добро, будешь сам без беды;
  • живи для людей, поживут и люди для тебя;
  • каков привет, таков и ответ;
  • таскал волк - потащили и волка.

Однако ту же мысль можно встретить и в пословицах разных народов мира. Например, интересно абхазское выражение "как ты бьешь в ладоши, так я и танцую". Существует гагаузская пословица "как постелешь, так и поспишь", одновременно напоминающая русское "что посеешь, то и пожнешь".

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что пословицы, несмотря на свою древность, достаточно важны и для человека, живущего в современном мире. С их помощью передаются накопленные поколениями знания, преподносятся нравственные уроки, необходимые подрастающим поколениям, обеспечивается сама связь между временами. Поэтому не стоит отмахиваться от ставших столь привычными фраз, отказываясь тем самым от опыта прошлого, потому что иначе от опыта нашего времени отмахнутся следующие поколения, ведь как аукнется, так и откликнется.

«Поступай с человеком так, как ты хочешь, чтоб он поступал с тобою», - говорили мне с раннего детства. Этот принцип я старалась не нарушать. Но почему-то он не срабатывал. Люди поступали со мною совсем не так, как я поступала с ними.

Как-то так получалось, что «эхо» в моей жизни возвращало мне совсем иные поступки. Словом, как аукнется, так уж точно не откликнется!

Абонент недоступен

Помню, как-то засиделась на работе до позднего вечера. И только собралась домой, как прибежала Аня - студентка пятого курса. Она просила меня, чтобы я принесла ей одну книгу.

Книгу эту действительно трудно было найти, а Ане она нужна была на следующее утро, Ане требовалось сдать какую-то лабораторную, и преподаватель назначил ей жесткие сроки сдачи.

В то время мы были заняты переездом, и некоторые вещи у нас уже были перевезены, а некоторые еще оставалась у родителей. Я даже не знала, где эта книга. Я объяснила Ане ситуацию, но она очень просила меня принести эту книгу. Я обещала.

Домой я приехала уже в одиннадцатом часу. Книгу я дома не нашла. Но ведь я обещала девочке! Я вызвала такси и поехала к родителям за книгой. Объяснив, что срочно понадобился учебник, забрала книгу и на том же такси приехала домой.

Утром я отдала книгу Анюте. Прошло два или три года. Аня окончила университет, вышла замуж за юриста и стала работать в информационном отделе при коллегии адвокатов.

А меня в это время затопили соседи. Компенсировать причиненный ущерб они отказались, и я вынуждена была подать на них в суд. Судья занял странную позицию, судебные заседания все время откладывались, суд затягивался. Мне нужен был адвокат.

Я обращалась к нескольким адвокатам, но они отказались защищать мои интересы, мотивируя это тем, что не специализируются на жилищном праве. И тут я вспомнила про Аню! Я позвонила ей и попросила узнать, кто из адвокатов в нашем городе специализируется в нужном мне направлении.

Я ничего больше не просила, только узнать, к какому адвокату можно обратиться с таким делом! Думаю, для Ани это не составляло труда. Она обещала мне позвонить. Я ждала ее звонка несколько дней.

Она так и не позвонила. Когда я сама набрала ее номер, то «мобильный аппарат оказался выключен». Я позвонила ей с другого телефона, и она сразу взяла трубку. Извинившись, я сказала, что ошиблась номером.

Лекарство для тети

Особенно больно становится, когда ощущаешь неблагодарность от близких людей. Моей тете врач рекомендовал принимать одно лекарство. Лекарство это было очень дорогое, и в нашем городе найти его было невозможно.

В том году я ездила в Москву. Естественно, тетя попросила меня поискать это лекарство в столице. Целый день я бегала по аптекам, пока, наконец, нашла нужный препарат.

Но, к моей великой досаде, препарат этот поступил в аптеку только в очень большой упаковке. Денег, которые дала мне тетя, не хватало и на половину такой упаковки. Я была огорчена безмерно!

Сотрудница аптеки, видимо, пожалела меня. Она сказала, что этот препарат регулярно берет одна посетительница аптеки. Поскольку препарат поступает редко, посетительница договорилась с аптекарями, чтобы они звонили ей.

«Может быть, наша покупательница согласится взять половину упаковки, ей такое количество пилюль тоже накладно покупать», - предложила женщина. Аптекари позвонили своей постоянной клиентке, и через полчаса она уже пришла за препаратом.

Женщина даже обрадовалась, когда сотрудница аптеки объяснила ей ситуацию, и мы купили упаковку этого препарата на двоих. Причем мне пришлось доплатить еще своими деньгами, поскольку тетиных денег не хватало.

Мы здесь же распечатали упаковку, разделили содержимое поровну. Банку от препарата вместе с инструкцией и упаковкой женщина отдала мне, поскольку сама она уже покупала этот препарат, и банки и инструкции у нее уже были. А вот чек я не подумала взять. Я искренне поблагодарила аптекарей и эту женщину.

Своей тете я позвонила сразу, сказала, что купила препарат, только половину упаковки. О том, что ее денег не хватило, я не стала говорить по телефону. Когда я приехала домой, то занесла препарат тете, но дома ее не застала, поэтому оставила лекарство бабушке. Естественно, про деньги я ничего бабушке не сказала.

Когда мы, наконец, встретились с тетей, она спросила, сколько денег у меня осталось. Я была просто ошарашена! Я рассказала ей, как купила препарат, назвала стоимость всей упаковки, сказала, что в банке – ровно половина.

«Но ведь пилюль меньше, чем полбанки!» - возразила тетя. Она как будто не знает, что лекарства никогда не накладывают до краев упаковки! Естественно, я не стала требовать с нее денег, мне было просто неудобно. А тетя же осталась при своем мнении, что я купила не половину упаковки, а меньше, а оставшиеся ее деньги потратила на себя «в награду» за оказанную ей услугу.

Человек рожден для радости!

Такие случаи происходят со мной регулярно. Я никак не могла понять, почему люди так поступают со мной. Ответ нашелся совершенно случайно. По крайней мере, я нашла такой ответ для себя. Как-то раз мне на глаза попались такие строки:

Человек рожден для радости,
Но если счастья в жизни нет,
То другим он строит гадости,
И этой радостью согрет!

Я думаю, что люди, которые так со мной поступают, в чем-то несчастны. Они считают, что я более счастлива, чем они, и пытаются «установить равновесие», обижая меня. Поняв это, я перестала на них обижаться. Порою в глубине души я ощущаю жалость к ним.

Я поняла, почему мне часто приходится слышать от разных людей одни и те же слова: «Тебе хорошо…»

«Тебе хорошо! Ты любишь свою работу», - говорит мне одноклассник, который имеет зарплату на порядок выше моей. «Тебе хорошо! У тебя ведь дочка», - говорит мне подруга, у которой двое чудесных мальчуганов.

«Тебе хорошо! У тебя в однокомнатной всегда порядок»,- говорит мне соседка, живущая одна в трехкомнатной квартире. «Тебе хорошо! У тебя муж не гуляет», - говорит мне сотрудница, четвертый раз вышедшая официально замуж.

И уж если человек говорит мне такие слова, значит, ему действительно в чем-то хуже, чем мне. Обижаться на него не стоит…

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,