Сиртаки что означает в переводе. Танец сиртаки. Греческий танец Каламатьянос

Патриции и плебеи

Самое широкое разделение было между патрициями , теми, кто мог проследить их родословную до первого Сената , установленного Ромулом , и плебеями , всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна , основанная в 494 до н.э, была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр , подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон , были известны как novus homo («новый человек»). Они и их потомки становились nobiles («благородными»), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

Классы согласно имущественному положению

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел по крайней мере 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. С несколькими исключениями все политические должности были заполнены мужчинами от сенаторского класса. Ниже них были эквиты («всадники» или «рыцари»), с 400 000 сестерциев, кто мог участвовать в торговле и сформировал влиятельный деловой класс. Ниже всадников были еще три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у кого не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить военную службу, затем ограниченную первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников- тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Неграждане

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобожденные женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право , форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины , и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (liberti) были освобожденными рабами, у которых была форма Латинского права; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики ; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи , когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одаренными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых "с мелом рабского рынка еще на их пятке". Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путем).

Рабы

Рабы (servi, «сервы») по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций , например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальные классы в Древнем Риме" в других словарях:

    Общественные, «...большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли… … Философская энциклопедия

    Рим и территории, находившиеся под его контролем … Википедия

    Римское гражданство высший социальный и юридический статус римской античности, означающий возможность пользования всей полнотой юридических прав, предоставляемых римским законодательством. Содержание 1 Социальная стратификация римского… … Википедия

    Цивилизация - (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора

    Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Столкновение и противодействие интересов классов. О несовпадении интересов различных социальных групп друг с другом, об их конфликтах между собой издавна писали историки и философы. Аристотель, Т. Гоббс, Г.В.Ф. Гегель и др. рассматривали конфликт … Философская энциклопедия

    Государство - (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

    Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    Эта статья содержит сведения об истории Древнего Рима начиная с 27 года до н. э. Основная статья обо всей древнеримской цивилизации Древний Рим Римская империя лат. Imperium Romanum др. греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Древний Рим … Википедия

Зрелище, удовольствие, средство общения, гимнастика – это то, немногое, чем можно охарактеризовать слово «танец» - он помогает лучше понять культуру его носителя и сближает народы. Танцевальный ансамбль «Понтос» «Краснодарского общества греков» под руководством Полихраниди Анастасии на протяжении 15 лет (в разных составах), активно участвует в жизни общества, города и края.

Если спросить у туриста, собирающегося на отдых в Грецию, знает ли он хоть какой–нибудь греческий танец, он не сомневаясь ответит, что это Сиртаки. Мало того, каждый, наверняка когда-нибудь пытался его исполнить, ведь Сиртаки - танец, который никого не оставит равнодушным, услышав зажигательные ритмы каждому хочется пуститься в пляс! Поэтому Сиртаки называют символом и визитной карточкой солнечной Греции.

Сегодня мы хотим рассказать вам об истории этого замечательного греческого танца.

Как появился танец сиртаки? Что означает это название? Почему его еще называют «Танцем Зорбы»? Постараемся ответить! Сиртаки сравнительно молодой танец, он никогда не был народным, хотя очень часто его считают таковым. Он был создан в 1964 году для фильма Михалиса Кокояниса «Грек Зорба», музыку к которому написал знаменитый греческий композитор Микис Теодоракис.

После выхода фильма на экран Сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире, и настоящим символом Греции. В своих мемуарах, сыгравший в фильме «Грек Зорба» главную роль американец Энтони Куинн, вспоминает, что финальная сцена, в которой Алексис Зорба учит Бэзила на пляже танцу, должна была сниматься в самый последний день. Однако, днём раньше Куинн сломал ногу. Когда спустя несколько дней съёмки возобновили, Куинн мог обходиться без гипса, но он был не в состоянии подпрыгивать в танце, как это требовал сценарий.

Куинн вспоминает: «И я танцевал. Я не мог поднимать ногу и опускать её - боль была нестерпимой - но я понял, что могу волочить её без особого дискомфорта. Тем самым я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку». Впоследствии Какояннис спросил его, как называется этот танец. Куинн ответил: «Это Сиртаки. Народный танец. Меня научил ему один из местных жителей».

Так, с легкой руки стопроцентного американца родился самый популярный греческий танец Сиртаки! Куин не лукавил, танец, исполненный им, не мог появиться сам по себе, он стал сочетанием медленных и быстрых версий греческих народных танцев -медленного «сиртоса» и другого критского народного танца – «пидихтоса», живого и ритмичного. Действительно, сиртаки начинается, как сиртос, медленно, а потом постепенно становится все живее и энергичнее. Танцуют сиртаки несколько человек, которые кладут руки на плечи соседям слева и справа. Начинают с медленных, плавных движений и постепенно переходят к быстрым и резким, иногда с прыжками и рывками. В сиртаки есть также элементы «Хасапико» – старинного танца гильдии мясников, который был очень популярен в Константинополе и западной Азии вплоть до начала 20 века.

Что касается самого слова «сиртаки», то в основе его лежит название критского танца, а в переводе с греческого «сиртаки» означает касание, что так же является его неотъемлемой характеристикой.
Новый танец стал симбиозом двух хореографических направлений и ярким выражением национального греческого характера. Не случайно мэр города Афины однажды сказал: «Греки живут по принципу сиртаки: начинают (любое дело) медленно, затем – быстрее и быстрее, и, в конце концов, достигают невероятной скорости».

Сиртаки в исполнении участников фестиваля Accroche-Cœurs

После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции .

История создания

В своих мемуарах сыгравший в фильме «Грек Зорба » заглавную роль американец Энтони Куинн вспоминает, что финальная сцена, в которой Алексис Зорба учит Бэзила на пляже танцу, должна была сниматься в последний день. Однако днём раньше Куинн сломал ногу. Когда спустя несколько дней съёмки возобновили, Куинн мог обходиться без гипса, но он был не в состоянии подпрыгивать в танце, как это требовал сценарий.

Режиссёр фильма Михалис Какояннис расстроился, но Куинн обнадёжил его.

И я танцевал. Я не мог поднимать ногу и опускать её - боль была нестерпимой - но я понял, что могу волочить её без особого дискомфорта. Тем самым я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку.

Впоследствии Какояннис спросил его, как называется этот танец. Куинн ответил:

Происхождение названия

По воспоминаниям Куинна, он выдумал название танца; возможно, по созвучию с названием существующего критского танца. «Сиртаки» - уменьшительная форма греческого слова «сиртос », которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Сиртос нередко противопоставляется другому критскому танцевальному стилю - пидихтосу , включающему элементы с прыжками и скачками. Сиртаки содержит элементы сиртоса в медленной части и пидихтоса - в быстрой.

Хореография

Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Метр - 4/4, темп возрастающий, и часто в быстрой части танца метр меняется на 2/4. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

Рекорд Гиннесса

31 августа 2012 года в городке Волос , район Фессалия , Греция , был поставлен рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса , по самому многочисленному танцу сиртаки. Местный муниципалитет готовился к этому рекорду почти месяц, и планировалось поставить в ряд 6400 человек, но официально было зарегистрировано только 5164. Ночью в течение 5 минут добровольцы танцевали танец Зорбы на набережной, превысив предыдущий рекорд, зафиксированный на Кипре в 2010 году (1672 участника), почти в 4 раза.

Можно не помнить его названия, но мелодию, под которую исполняется сиртаки, как и сами танцевальные движения, знают, пожалуй, все. Сиртаки кажется чем-то исконно греческим, давним, старинным. Тем не менее, у танца, как и у музыки к нему, есть вполне реальные авторы - и в том числе американец мексиканского происхождения Энтони Куинн.

"Грек Зорба"


Впервые сиртаки появился в финальной сцене фильма «Грек Зорба», вышедшем на экраны в 1964 году. Фильм был снят по одноименной книге Никоса Казандзакиса, режиссером был Михалис Какояннис.



По сюжету фильма в Грецию приезжает Бэзил, англичанин греческого происхождения, его цель - получить наследство, которое оставлено ему на Крите. Он знакомится с Зорбой, жизнерадостным и бесцеремонным местным жителем, который убеждает Бэзила отправиться на остров вместе. А дальше героям приходится столкнуться с нравами критян, одновременно гостеприимных и жестоких, и все это сопровождается заразительной улыбкой Зорбы и его чудаковатыми, импульсивными поступками.
Главную роль в фильме исполнил Энтони Куинн, который был за нее номинирован на «Оскар». Куинн и научил своего экранного друга, а с ним и весь мир исполнять сиртаки.

Травма ноги и хореография


В финале фильме Зорба показывает Бэзилу, как танцуют греческий танец. Движения предопределил случай: накануне съемок сцены Энтони Куинн сильно повредил ногу - так, что не мог совершать никаких резких движений, как и прыжков и взмахов ногами.




«И я танцевал. Я не мог поднимать ногу и опускать её — боль была нестерпимой — но я понял, что могу волочить её без особого дискомфорта. Тем самым я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку».
Позже Куинн рассказывал, что научился танцу у греков, а называется он - сиртаки. «Сиртаки» - уменьшительная форма от «сиртос», а именно такое название носит древний танцевальный ритм на Крите.
Музыка к танцу была написана композитором Микисом Теодоракисом.


Национальный танец?


Сейчас, спустя полвека, сиртаки уже настолько прочно ассоциируется с греческой культурой, что его история отходит на второй план. Танец исполняют в том числе и в старинных греческих костюмах, как и похожий старинный танец «хасапико» - который исполняли воины перед сражением. Сиртаки танцуют стоя в линию или в круг, положив выпрямленные руки на плечи соседей. Темп танца постепенно возрастает - от очень медленных и плавных движений до резких скачков.




Интерес к сиртаки не угасает. В 2012 году был поставлен рекорд - на специальном мероприятии, организованном в греческой Фессалии сиртаки танцевали одновременно 5164 участника. Поэтому детище Энтони Куинна и Микиса Теодоракиса вполне заслужило право считаться народным.

Сиртаки - популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико - старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написанную греческим композитором Микисом Теодоракисом, иногда называют «Танец Зорбы». После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции.

История создания

В своих мемуарах сыгравший в фильме «Грек Зорба» заглавную роль американец Энтони Куинн вспоминает, что финальная сцена, в которой Алексис Зорба учит Бэзила на пляже танцу, должна была сниматься в самый последний день. Однако днём раньше Куинн сломал ногу. Когда спустя несколько дней съёмки возобновили, Куинн мог обходиться без гипса, но он был не в состоянии подпрыгивать в танце, как это требовал сценарий. Режиссёр фильма Михаэль Какояннис расстроился, но Куинн обнадёжил его. «И я танцевал. Я не мог поднимать ногу и опускать её - боль была нестерпимой - но я понял, что могу волочить её без особого дискомфорта. Тем самым я придумал танец с необычным скользяще-тянущим шагом. Я вытягивал руки, как в традиционных греческих танцах, и шаркал по песку». Впоследствии Какояннис спросил его, как называется этот танец. Куинн ответил: «Это сиртаки. Народный танец. Меня научил ему один из местных жителей».

Происхождение названия

По воспоминаниям Куинна, он выдумал название танца; возможно, по созвучию с названием существующего критского танца. «Сиртаки» - уменьшительная форма греческого слова «сиртос», которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Сиртос нередко противопоставляется другому критскому танцевальному стилю - пидихтосу, включающему элементы с прыжками и скачками. Сиртаки содержит элементы сиртоса в медленной части и пидихтоса - в быстрой.

Хореография

Сиртаки танцуют, стоя в линию или, реже, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Метр - 4/4, темп возрастающий, и часто в быстрой части танца метр меняется на 2/4. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки.

Интересные факты

В Перу мелодия сиртаки вызывает негативные эмоции, поскольку ассоциируется с видеозаписью встречи руководителей террористической организации «Светлый путь». На этой записи лидер террористов Абимаэль Гусман танцует сиртаки со своей кликой.

Фрагмент из фильма "Грек Зорба"

Здесь один из вариантов исполнения

Тут немножко другой