Русский народный оркестр состав. Русские народные инструменты. Народный оркестр

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестраобратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Ольга Попова
Музыкальные инструменты русского народного оркестра

Музыкальные инструменты русского народного оркестра .

Цель :

Расширить представление детей о музыке .

Приобщение детей к народной музыке , русским традициям .

Задачи :

1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов , его составом.

2. Воспитывать любовь к народному искусству , к русским традициям

3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.

Обзорная.

Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.

С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах . В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта : пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…

Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.

Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы :

Духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.

Струнные – гусли, балалайка, домра.

Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,

рубель, коробочка, дрова и т. д.

- русский баян – инструмент в русском народном оркестре , который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить .

Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов . Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине

Ударные музыкальные инструменты .

Педагог : Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент ? (ответы детей) .

Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент ! А не была ли первым инструментом палка , которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?

На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием» . Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов . Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов .

Самый простой и распространенный инструмент . Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры) . Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.

Бубенцы, колокольчики.

Педагог : Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей) .

Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком) . Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.

Педагог : Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты ?

Трещотка.

Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.

Кокошник.

В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.

Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник . Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент . Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается» .

Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа . В прежние времена, когда утюга ещё не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто – то когда- -то случайно провёл по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков. Как видите, музыкальные инструменты , в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.

Коробочка.

Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра . Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.

Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.

Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.

Используемая литература :

1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах » М :. Советский композитор, 1986г.

2. «Энциклопедический словарь юного музыканта » . Издательство «Педагогика» , 1985г. Составители

В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.

3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт » . Издательство «Педагогика» ,1986г.

Русский народный оркестр

"Оркестр русских народных инструментов" - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства Домр и балалаек, а также [гусли], [баяны], [жалейки] и другие русские народные инструменты.

Первый подобный коллектив был создан в начале 1880-х годов в Санкт-Петербурге балалаечником [Василием Васильевичем Андреевым] как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границе

"СОСТАВ"

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты:

  • Трёхструнные домры (пикколо, малые, альтовые и басовые)
  • Духовые инструменты:
    • Русского происхождения - свирели , жалейки , владимирские рожки
    • Европейские - флейты , гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном)
  • Баяны (от двух до четырёх): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные - басовые партии
  • Ударные инструменты:
    • Русского происхождения - бубенцы, ложки и т. п.
    • Европейские - литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и др.
  • Гусли клавишные (обычно два инструмента)
  • Оркестровые гармоники (двух- и трёхрядные) различных регистров
  • Балалайки (примы, секунды, альтовые, басовые и контрабасовые)
Библиография
  • Шишаков Ю. Н. Инструментовка для русского народного оркестра. - М.: Музыка, 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русский народный оркестр" в других словарях:

    - (академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова). Основан в 1919 виртуозом балалаечником Б. С. Трояновским и П. И. Алексеевым (в 1921 39 дирижёр оркестра). В составе оркестра было 17 музыкантов; первый концерт состоялся 16 авг … Музыкальная энциклопедия

    Создан в 1919 по инициативе Б. С. Трояновского и П. И. Алексеева (худ. руководитель до 1939) как Первый московский великорусский оркестр; с 1936 Государственный оркестр народных инструментов СССР, с 1943 современное название, с 1946 им. Н. П.… … Русская история

    Cм. Русский народный оркестр … Музыкальная энциклопедия

    Профессиональный оркестр народных инструментов. Основан в 1919 (17 человек) Б.С. Трояновским и П.И. Алексеевым (первоначальное название Первый московский великорусский оркестр) при 1 й Армейской артиллерийской бригаде тяжёлой артиллерии особого… … Москва (энциклопедия)

    Академический русский народный оркестр имени Н.П. Осипова профессиональный оркестр народных инструментов. Основан в 1919 (17 человек) Б.С. Трояновским и П.И. Алексеевым (первоначальное название Первый московский великорусский оркестр) при 1… … Москва (энциклопедия)

    Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого Годы с 1911 года по настоящее время Страна … Википедия

    - (академический русский народный хор РСФСР имени М. Е. Пятницкого) старейший сов. проф. нар. хор. Организован M. E. Пятницким в 1910. Первый концерт хора в составе 18 крестьян певцов Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний состоялся 2 … Музыкальная энциклопедия

    Основан в 1910 М. Е. Пятницким, с 1927 его имени, с 1968 академический. Хор составляли крестьяне из Рязанской и Смоленской губ. 1 й концерт состоялся 2 марта 1911 в Москве, в Малом зале Дворянского собрания. В 1937 хор становится профессиональным … Русская история

    Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого … Википедия

    Государственный академический Сибирский русский народный хор один из первых профессиональных коллективов русской традиционной культуры, образованных в России. Коллектив был создан в Новосибирске в преддверии Победы Советского народа над… … Википедия