Рик Райт: Светлая Сторона Луны. Рик Райт: цитаты

Ричард Вильям Райт родился 28 июля 1943 года в благополучной лондонской семье. В 17 лет он окончил престижную школу «Harberdashers» и поступил на архитектурное отделение. Как раз в это время Ричард познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном, с которыми и организовал свою первую команду. Группа исполняла классический ритм-энд-блюзовый материал, … Читать всё

Ричард Вильям Райт - род. 1943 Лондон, умер 2008.

Ричард Вильям Райт родился 28 июля 1943 года в благополучной лондонской семье. В 17 лет он окончил престижную школу «Harberdashers» и поступил на архитектурное отделение. Как раз в это время Ричард познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном, с которыми и организовал свою первую команду. Группа исполняла классический ритм-энд-блюзовый материал, но Райту это не очень нравилось, поскольку он больше тяготел к джазовым формам. Рик был очень доволен, когда в их компании появился Сид Барретт, давший остальным большую свободу самовыражения в импровизациях.

Коллектив сменил кучу названий («The Meggadeath», «Sigma 6», «The Abdabs», «Leonard’s Lodgers», «The T-Set»), перед тем как добраться до классического «Pink Floyd». Кстати, во времена «Abdabs» участницей команды была будущая жена Райта, Джульетта Гейл. Первый альбом «Pink Floyd» практически полностью принадлежал Барретту, но уже на «A Saucerful of Secrets» прозвучало две вещи Райта. Также две его композиции, «It would be so nice» и «Paintbox», были изданы на синглах.

Вторую половину альбома «Ummagumma» музыканты поделили на несколько «сольных» кусков. Здесь Рику принадлежал инструментал «Sysyphus», состоящий из четырех частей. В первой из них звучал мистический синтезатор с тимпаном, во второй - романтическая фортепьянная соната, третья была чересчур экспериментальной, а четвертая была построена на меллотронах. В дальнейшем бразды правления постепенно стали переходить к Уотерсу, но Райту все же удавалось поучаствовать в создании материала. Значительную лепту клавишник «Pink Floyd» внес в такие классические вещи как «Echoes», «The great gig in the sky», «Us and the m».

После выхода «Animals» обстановка в группе накалилась до предела, и чтобы как-то «спустить пар» и реализовать собственные амбиции, Райт выпустил сольный альбом. Ни туров, ни синглов в поддержку «Wet dream» не было, поэтому релиз остался практически незамеченным. Страсти в «Pink Floyd» продолжали кипеть, и к моменту выхода «The wall» по настоянию Уотерса Райт был выведен из официального состава. Впрочем, Рик продолжил работать в группе, но уже на сессионной основе.

Любопытно, но такая постановка вопроса выручила клавишника в финансовом плане во время последующих туров. В то время как Райт являлся наемным работником и получал фиксированную ставку, остальные члены команды были вынуждены оплачивать гастрольные издержки (превысившие доходы от концертов) из своего кармана. Так или иначе, но в записи «Final cut» Рик уже не участвовал, и его имя не было упомянуто на обложке. После ухода из «Pink Floyd» Райт вместе с Дэйвом Харрисом из группы «Fashion» организовал кратковременный проект «Zee», выпустивший в 1984 году альбом «Identity». Рик вернулся в свою родную команду в 1987 году. Работа над «A Momentary Lapse Of Reason» была уже практически закончена, поэтому какое-то время ему пришлось довольствоваться «полусессионным» положением.

Официальный статус Райт приобрел во время «Delicate Sound of Thunder», а на «Division bell» полноправно участвовал и в написании материала. В 1996 году Ричард выпустил свой второй сольник, «Broken China». Альбом, имевший личностную подоплеку (он рассказывал о борьбе жены Райта с депрессией), был выдержан в классическом пинкфлойдовском стиле. После релиза Рик сделал заявление, что готов в скором времени сделать еще одну сольную пластинку или записать саундтрек, однако ни того, ни другого не произошло.

см. также Richard Wright

Автор статьи: Петр Кулеш
Источник: журнал "InRock", N32, 2008 г.
Автор выражает глубокую благодарность Михаилу Кузищеву и Зульфие Малышенко (сайт) за помощь в подготовке материала.

Скрытый на сцене баррикадой клавишных инструментов, сторонящийся публичности, он воспринимался едва ли не как статист в захватывающем представлении под названием "Pink Floyd", где на первых ролях блистали "визионер" Барретт, "концептуалист" Уотерс и целеустремленный Гилмор. Увы, именно уход музыканта из жизни заставил задуматься – а чем же в действительности Ричард Райт был для группы?

You’ve gotta go sometime...

"А я не боюсь умереть, в любой момент, мне все равно. Почему я должен бояться смерти? Для этого нет причины, когда-то ты должен уйти..." – эти слова слышны перед началом композиции "Great Gig in the Sky", едва ли не самого известного сочинения Ричарда Райта. Известие о его смерти от скоротечного рака, появившееся 15 сентября, было громом среди ясного неба и повергло всю "флойдовскую" вселенную в состояние глубочайшего шока.

Дэйв Гилмор: "Никто не может заменить Ричарда Райта, он был моим коллегой и другом. Он был добрым, мягким, скромным и закрытым, но его душевный голос и игра были необходимыми, волшебными компонентами наиболее узнаваемого звучания Pink Floyd. На мой взгляд, все лучшие моменты в творчестве группы – это те, где он проявил себя в полной мере. Я любил его, и мне будет его очень не хватать".

Ник Мэйсон: "Потерять Рика – это все равно, что потерять члена семьи, пусть даже несуществующей. Он был абсолютно неконфликтный участник группы и, наверное, страдал от этого. Я бы не сказал, что он был беззаботным, но он никогда не нагнетал обстановку. Это делало жизнь гораздо легче. Я буду вспоминать о Рике с огромной любовью".

Роджер Уотерс: "Мне было очень грустно узнать о безвременной смерти Рика, я знал, что он был болен, но конец настал внезапно и шокировал. Сложно преувеличить важность его музыкального голоса в Pink Floyd 60-х и 70-х. Гармоническое чутье Рика было основой нашей музыки".

За привычным ярлыком "тихого "флойда" скрывался разносторонний музыкант, талантливый композитор, незаурядная личность, жившая по своим внутренним законам. Вся музыка группы буквально пронизана его клавишными. "Pink Floyd не были бы Pink Floyd, если бы у нас не было Рика", – сказал Ник Мэйсон. – "Потому что звучание Pink Floyd это больше чем гитара, бас и ударные. Именно саунд Рика связывал все вместе".

Второй пилот "Блюдца с секретами"

Рик Райт не получил формального музыкального образования, но это не помешало (а возможно, и позволило) ему выработать собственный оригинальный стиль, сочетающий влияния джаза и неоклассики. Он как нельзя лучше дополнял и обогащал и простые гармонические структуры основанных на фолке и блюзе песен Уотерса и Гилмора, и "музыкальную живопись" Барретта.

Во времена "барреттовского "Флойда" Рик был в группе вторым по значимости участником после самого Сида. Его "миражирующие" соло "заворачивали мозги" не хуже гитарных экстравагантностей "Сумасброда". Звучание его органа "Farfisa" стало практически эталонным для психоделии, как жанра в целом. На альбоме "The Piper at the Gates of Dawn" (1967) Рик исполнил не только партии клавишных, но и ведущий вокал в композициях "Astronomy Domine" и "Matilda Mother". Когда поведение Барретта стало неадекватным, именно на Райта смотрели как на человека, способного заменить его в роли автора песен. Перу Рика принадлежат "сингловые" "Paintbox" и "It Would Be So Nice", а также "Remember a Day" и "See-Saw", появившиеся на альбоме "A Saucerful of Secrets" (1968). Сам Райт, однако, со свойственной ему скромностью, никогда не считал себя хорошим песенником.

Рик был самым близким Барретту в группе, и даже был готов покинуть Pink Floyd вместе с ним, если бы тот этого захотел. В 1970-ом Райт помогал Сиду в работе над сольником "Barrett" (переслушайте "Love Song" и "Dominoes"!), а в 1975-ом вложил немалую лепту в создание посвящения "Shine On You Crazy Diamond". Девятая, финальная часть этой, ныне хрестоматийной композиции, полностью написана Райтом.

Создатель звуковых пространств

В период поисков нового лица "Флойд" песни уступили место длинным, сложно построенным композициям, и Рик был полноправным участником их сочинения. Солирующие гитара и вокал существовали внутри создаваемого им звукового пространства. Его рояль и разнообразные электрические клавишные (в том числе знаменитый "Hammond C-3" и синтезатор VCS 3) могли с равным успехом передавать совершенно различные состояния – безмятежности земного летнего дня ("Summer ’68", "Stay"), величественной и холодноватой гармонии внутреннего и внешнего Космоса ("Cirrus Minor", "Embryo", "Echoes"), смутной тревоги или нервного напряжения ("Set the Controls for the Heart of the Sun", "Careful with that Axe, Eugene"). Ровное "дыхание" органа и россыпи странных и манящих, бередящих душу звуков, вызывали ощущение чего-то загадочного, потустороннего, неземного – именно так и воспринимались Pink Floyd на рубеже 70-ых.

Венцом коллективного творчества группы стал классический альбом "The Dark Side of the Moon" (1973), и вклад Рика в его создание был весьма существенным. "Каким бы был "The Dark Side of the Moon" без "Us and Them" и "The Great Gig in the Sky", которые он написал?" –- задается вопросом Гилмор. И продолжает: "Без его легких штрихов альбом "Wish You Were Here" не был бы таким завершенным".

Однако вторая половина 70-ых приносит перемены не в лучшую сторону. На альбоме "Animals" (1977) клавишные Райта еще являются неотъемлемой частью саунда, однако это первый диск Pink Floyd, для которого он не написал ничего. Возникает и углубляется конфликт с Роджером Уотерсом, и Рик предпочитает нервозным сессиям "The Wall" прогулки по Средиземному морю на собственной яхте. В результате Райт оказывается уволенным из группы, однако остается для проведения турне 1980-81 годов в статусе наемного работника. На премьере фильма "The Wall" он не появился и участия в альбоме "Final Cut" (1983) не принимал.

На новой волне

Первой по замыслу сольной работой Рика Райта можно считать четырехчастную инструментальную композицию "Sysyphus" с альбома "Ummagumma" (1969). Она отражала разносторонние интересы автора – от классической сюиты и авангардной пьесы до экспериментов с мелотроном и испытанные им влияния – от Рахманинова до Штокхаузена.

Первый сольный альбом Рика "Wet Dream" (1978) был спокойным, мягким, полным светлой грусти. Это звучание, сотканное из задумчивых клавишных Райта, меланхоличного саксофона Мела Коллинза и лиричной гитары Сноуи Уайта, близкое к классическому "Флойду" семидесятых, резко контрастировало с сумасшедшим надрывом уотерсовской "Стены". В свете этого разрыв между Риком и Роджером представлялся естественным и неизбежным.

В 1983 году, в эпоху "новой волны", Рик образует с Дэйвом Харрисом (мультиинструменталистом и вокалистом команды Fashion) дуэт под названием Zee. Единственная пластинка группы – "Identity" (1984) была полна ритмической электроники, где доминировал синтезатор "Fairlight", и лишь иногда проскальзывало звучание, отдаленно напоминавшее Pink Floyd. Этот материал не был принят ни публикой, ни критикой, а сам Райт впоследствии отзывался о нем как о "неудачном эксперименте, который и выпускать не стоило".

Первая половина восьмидесятых была для Райта очень непростым временем – выдворение из Pink Floyd, развод с женой, провал проекта Zee. На какое-то время он полностью оставил большую рок-сцену, предпочитая плавать на своей яхте по Средиземному морю и иногда музицировать с местными греческими музыкантами.

Снова "в своей тарелке"

Однако наступил момент, когда Рик почувствовал, что снова хочет вернуться к активной деятельности. К этому моменту Роджер Уотерс уже похоронил для себя идею Pink Floyd, а Дэвид Гилмор, преодолевая его сопротивление, старался вдохнуть в нее новую жизнь. Появление Рика было как раз вовремя.

Участие Райта в "A Momentary Lapse of Reason" (1987) было чисто символическим, однако уже к середине турне 1987-1990 годов он становится полноправным членом группы и вносит свой вклад в концертный альбом "Delicate Sound of Thunder" (1988). Его вокал в "Time" звучит очень уверенно, несмотря на длительное отсутствие практики. В 1992 году выходит документальный фильм "La Carrera Panamericana", для которого было написано несколько новых инструменталов, соавтором которых был и Рик – впервые с 1975 года.

На альбоме "The Division Bell" (1994), где впервые за много лет Pink Floyd звучат как единое целое, и сам Рик, и его клавишные заняли, наконец, подобающее место. Он принял участие в создании пяти композиций; именно его мелодия легла в основу "Marooned", а музыка к "Wearing the Inside Out" была сочинена им полностью. Рик также исполнил в этой композиции ведущую вокальную партию. Поскольку Райт не считал себя хорошим текстовиком, написание слов было поручено Энтони Муру.

Именно Мура он взял в соавторы, когда после окончания мирового турне, отраженного на концертнике "Pulse" (1995), принялся за работу над своим третьим сольным альбомом "Broken China" (1996). Записать его Рику помогала группа крепких профессионалов – Пино Палладино (бас), Ману Катче (ударные), Доминик Миллер и Тим Ренвик (гитары). Записать вокал на двух треках ("Reaching for the Rail" и "Breakthrough") Райт пригласил Шинейд О’Коннор и был очень рад, когда та согласилась. Результатом стала зрелая работа уверенного мастера, очень "флойдовская" по духу и звучанию – концептуальный альбом о борьбе с депрессией, прототипом главной героини которого является третья жена Райта, Милли.

Замыкая круг

Рик всегда говорил, что не прочь записать новый альбом Pink Floyd "как только Дэйв даст отмашку". К сожалению, флойдовского альбома так и не случилось, зато Рик принял активное участие в сольных начинаниях Гилмора – записался на альбоме "On an Island" (2006) и входил в состав его группы во время концертного турне. Дэйв Гилмор: "Публика реагировала на его появление в моем туре очень радостно, и то, что стоячие овации стали для него (но не для нас) огромным сюрпризом, свидетельствует о его скромности". Райта можно видеть на концертных DVD "David Gilmour in Concert" (2002), "Remember That Night" (2007) и CD/DVD "Live in Gdańsk" (2008).

2 июля 2005 он принял участие в историческом воссоединении четырех "флойдов" на "Live 8", а 10 мая 2007 года появился перед публикой в последний раз – на концерте памяти Сида Барретта "The Madcap’s Last Laugh". Рик вышел на сцену (где часом раньше выступил Роджер) чтобы вместе с Дэйвом и Ником сыграть "Arnold Layne" на "фарфисе", как в далеком 1967-ом... Круг замкнулся.

В последнее время Рик работал над новым сольником, альбомом инструментальных пьес, основанных на игре на фортепьяно. Не покидает чувство, что, в отличие от своих коллег по группе, Райт не реализовался до конца. Он мог сказать гораздо больше, но почему этого не сделал – останется загадкой, ответ на которую Рик унес с собой.

Последнее слово оставим за самим Риком Райтом:

"Для меня действительно ценно, что я могу ходить по улицам, и люди подходят и просто говорят: "Спасибо вам за вашу музыку", а не просят автограф. Я не хочу никому ничего доказывать, у меня нет никакой потребности быть "засвеченным".

"Иногда я сидел на репетиции или на саундчеке и что-то играл, слегка импровизировал, а Дэвид подойдет и скажет: "Что это было? Это здорово!", а я говорю: "Понятия не имею, я не смогу повторить". Для меня играть музыку похоже на медитацию. Я что-то играю и не знаю ни откуда это появилось, ни почему мои руки сделали то, что сделали – я только позволяю этому выйти наружу. И такие мгновения действительно драгоценны".

Начиная с альбома 1975 года Wish You Were Here и последующего турне большинство концертов Pink Floyd открывалось песней "Shine on You Crazy Diamond" - посвящением основателю коллектива Сиду Баррету, на тот момент уже покинувшему группу. Начинается эта пятнадцатиминутная композиция с проигрыша на клавишных, которыми в Pink Floyd всегда заведовал Ричард (Рик) Райт. В 2006 году Баррета, долго и серьезно увлекавшегося тяжелыми наркотиками не стало, а 15 сентября 2008 года не стало и Райта – возможно, самого недооцененного участника группы, без которого создание фирменного "флойдовского" саунда было бы попросту невозможно.

Сообщения о смерти 65-летнего Райта были скупы. Прессу проинформировали, что музыкант скоропостижно скончался после непродолжительного ракового заболевания, которое медики остановить были не в силах. Представитель Райта выступил с заявлением, в котором говорилось: "Семья Ричарда Райта, основателя Pink Floyd, с глубоким прискорбием объявляет о кончине Ричарда, который умер в понедельник после скоротечного ракового заболевания". При этом близкие музыканта обратились к прессе с просьбой "уважать неприкосновенность частной жизни в столь трудное для семьи время".

А ведь действительно, какие тут могут быть дополнительные комментарии? Для тех, кто любил Pink Floyd, смерть Райта - трагедия, для тех, кто "ровно дышал" к музыке "пинков", хотя трудно себе представить, что есть такие люди, еще одна смерть музыканта, начинавшего свою карьеру в далеких 60-х, которые уже стали историей, как собственно и музыка, которую они исполняли. Правда, не так давно сообщалось, что в последнее время Райт работал над новым сольным альбомом, но теперь эта работа, также как и возможное воссоединение Pink Floyd в оригинальном составе, о котором мечтала вся многомиллионная армия фанатов группы, уже никогда не станет реальностью.

Рик Райт (полное имя и фамилия - Ричард Уильям Райт) родился 28 июля 1943 года в Лондоне. В середине 60-х, учась в Лондонской Архитектурной школе, Райт сошелся с однокурсниками Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом, с которыми вместе сформировал группу Sigma 6. В первоначальный состав группы вошли также Джульетта Гейл, ставшая потом женой Райта, и бас-гитарист Клайв Метколф. Уотерс в то время играл на гитаре. Позже Метколфа заменил Брайан Клоуз (Brian Close), занявший место ведущего гитариста, а Уотерс переключился на бас-гитару. Группа меняла названия, но популярности не имела. Год спустя Уотерс пригласил в группу, носившую в то время имя "The (Screaming) Abdabs", Сида Барретта. После этого "The Abdabs" прекратила существование, Клоуз ушел из коллектива и так появились Pink Floyd.

Об истории этой группы, навсегда изменившей лицо современной музыки, идеями которой до сих пор пользуются и модные диджеи, и лидеры пост-рока вплоть до Sigur Ros или Radiohead, написано и сказано столько, что хватило бы на целую энциклопедию, поэтому остановимся лучше на роли Райта в творчестве "пинков". На первом альбоме - работе 1967 года The Piper at the Gates of Dawn - Райт, который по признанию очевидцев записи диска, обладал наиболее уточненным слухом среди своих коллег, принял участие в написании двух композиций: навсегда оставшейся в 60-х "Pow R. Toc H" и фантастической "Interstellar Overdrive", которая впоследствии неоднократно исполнялась на концертах и перезаписывалась такими артистами как Hawkwind, Camper Van Beethoven, The Melvins, Spiral Realms, Pearl Jam.

После ухода из группы Баррета (из-за проблем с наркотиками) и появления в коллективе Дэвида Гилмора, одной из первых работ "пинков" в новом составе стала написанная Райтом песня "It Would Be So Nice", в которой Рик исполнил и вокальную партию. На следующем альбоме A Saucerful of Secrets (1968 год) были записаны песни Райта "Remember a Day" и "See-Saw". Рик также принял участие в написании сюиты "A Saucerful of Secrets", партия клавишных в которой до сих пор остается одним из самых красивых мазков в картине, которую "пинки" писали все годы своего творчества.

Это было совершенно непроизвольно. Мы просто включали усилители и думали, как их еще применить, и все отсюда развилось. Но мы прошли долгий путь перед тем, как точно поняли, что хотим. Это должно было развиться дальше... Мы играли со значительно большей похожестью на джазовую группу, чем кто-то еще, потому что нужны были друг другу, чтобы произвести нужный звук, мы музыкально мыслили вместе... Затем, в самом деле, ощутили, что музыка происходит от нас, а не от инструментов; или же инструменты стали частью нас. Мы смотрим на свет и на слайды за спиной в надежде, что все это оказывает одинаковый эффект и на нас, и на аудиторию.

Из воспоминаний Райта о записи дебютного альбома Pink Floyd

Вплоть до выхода эпохального альбома The Dark Side Of The Moon (1973 год) Райт написал для группы такие композиции как "Summer "68", "Stay", "Burning Bridges" (в соавторстве с Гилмором). Рик также принял деятельное участие в сочинении наиболее известных вещей того периода: "Atom Heart Mother", "One of These Days" и "Echoes" (вокальная партия в дуэте с Гилмором). На The Dark Side Of The Moon Райт отметился двумя композициями, которые, как, впрочем, и все остальные песни с этого альбома, на долгие годы вошли в концертную обойму "пинков" - "The Great Gig in the Sky" и "Us and Them" (в соавторстве с Уотерсом). В последней клавишник группы исполнил и вокальную партию. The Dark Side Of The Moon стал самым успешным альбомом группы: число продаж в США превысило 26 миллионов копий. Альбом оставался в Top-200 США с 1973 по 1988 годы.

После The Dark Side Of The Moon в группе наступила эра Роджера Уотерса, который стал основным композитором и идейным вдохновителем коллектива, подчас подавляя творческие порывы других музыкантов. Последний раз Райт значится как соавтор на диске Wish You Were Here (песня "Shine on You Crazy Diamond"), после чего Уотерс, сделавший в своих текстах резкий крен в политику и в музыке – в роковый мейнстрим, полностью прибрал к рукам сочинительство, лишь изредка деля его с Дэвидом Гилмором.

Других музыкантов такая ситуация вряд ли устраивала, и в конце 70-х появились первые сольные работы Райта (Wet Dream) и Гилмора. Пластинка Райта, на которой содержались эксперименты в области легкого джаза, продавалась плохо, хотя критики отнеслись к ней благосклонно. Однако конфликт в самом Pink Floyd продолжал развиваться. Между Уотерсом и Райтом возникли серьезные трения, поскольку миролюбивому Рику была совсем не по душе жесткая жизненная позиция Уотерса, которой были проникнуты, в частности, альбомы Animals и The Wall. В 1979 Райт объявил, что покидает Pink Floyd и отправился путешествовать на свой яхте к берегам Греции. Такой образ жизни больше всего соответствовал его мягкому характеру. Тем временем отношения в группе продолжали обостряться. В те дни, отвечая на вопрос, почему Pink Floyd все еще вместе, Мейсон язвительно заметил: "Потому что мы еще не прикончили друг друга". Несмотря на это, в 1983 году вышел новый альбом группы The Final Cut, который с полным правом можно назвать сольной работой Уотерса. Последний после релиза пластинки объявил о выходе из состава "пинков", и с этого момента началась самая некрасивая часть истории группы, затянувшая на несколько лет.

Пока Гилмор и Уотерс судились за использование бренда Pink Floyd, Райт выпустил экспериментальный альбом Identity с мультиинструменталистом Дэйвом Харрисом. Пластинка также прошла фактически незамеченной. В 1986 году Мейсон и Гилмор переспорили Уотерса в суде и приступили к записи нового альбома под названием Pink Floyd. Райт присоединился к ним, правда, лишь в роли приглашенного музыканта (альбом 1987 года A Momentary Lapse Of Reason). Впоследствии он также принял участие в турне, по итогам которого был записан двойной концертник The Delicate Sound of Thunder. В 1994 году Pink Floyd уже в качестве трио (Райт снова стал полноправным участником группы) выпустили The Division Bell, на котором Райт снова выступил в качестве полноправного автора - он принял участие в написании песен "What Do You Want from Me?", "Poles Apart", инструменталки "Marooned" (премия Грэмми за лучшую инструментальную рок-композицию), "Wearing the Inside Out" (Райт исполнил вокальную партию) и "Keep Talking".

В 1996 году Райт записал альбом Broken China, выдержанный во "флойдовском" стиле и восторженно принятый критиками. Правда, коммерческого успеха он все равно не имел. Музыкант также принял участие в концерте воссоединившихся Pink Floyd в 2005-м году, в Лондоне в рамках акции Live 8, и в туре Гилмора, посвященном выходу альбома On an Island (2006 год). 22 сентября в продаже должен появиться концертный альбом бывшего гитариста Pink Floyd - Live in Gdansk, который станет на данный момент последней записью Райта. На пластинке записаны "живые" версии "Shine On You Crazy Diamond", "Astronomy Domine", "Echoes", песен, ставших классикой нашего времени во многом благодаря звукам, которые Райт извлекал из своего любимого органа Hammond. Этому инструменту он оставался верен на протяжении почти четырех десятков лет.

Рик Райт был трижды женат (последней жене он посвятил альбом Broken China), у него осталось двое дочерей и сын. Старшая дочь музыканта Гала в 1996 году вышла замуж за Гая Пратта - бас-гитариста, заменившего в обновленном составе Pink Floyd Роджера Уотерса. Так что даже семья у Райта была своей, "флойдовской". После смерти Рика Дэвид Гилмор написал о нем на своем сайте: "Он был прекрасным, нежным человеком, настоящим мужчиной, и множество любивших его людей будет ужасно тосковать о нем". И вот к этому уже действительно нечего добавить. Остается только вспоминать и слушать .

Ричард Бейкер – специалист по спецэффектам, известный своими невероятно реалистичными костюмами. Лауреат премии "Оскар".


Родился Бейкер в Бингэмтоне, Нью-Йорк, в семье Дорис Бейкер (Хэмлин) и Ральфа Бейкера.

Еще подростком Бейкер создавал у себя на кухне искусственные части тела. Его можно увидеть в культовой фанатском творении режиссера Уильяма Мэлоуна "Ночная индейка" ("The Night Turkey"), часовой пародии на фильм "Ночной убийца" ("The Night Stalker"), получившем премию "Лучший короткометражный фильм" на одном из первых фестивалей Comic Con в Сан-Диего. Первым профессиональным проектом Бейкера было ассистирование Дику Смиту в процессе работы над фильмом "Изгоняющий дьявола" ("The Exorcist").

Бейкер смог не просто найти свое призвание – он буквально-таки сам создал себе нишу в мировом кинематографе, научившись превращать людей в абсолютно невероятных чудовищ. За фильм "Американский оборотень в Лондоне" ("An American Werewolf in London") он получил премию "Оскар" в категории "Лучший грим". Бейкер номинировался на "Оскар" в категории "Лучший грим" еще девять раз подряд – и пять раз подряд он в этой номинации выигрывал; оба результата и по сей день являются рекордами категории. 3-го октябре 2009-го гример получил премию Джека Пирса, за жизненные достижения.


Именно Бейкер разработал и создал кошку-оборотня, в которую Майкл Джексон трансформировался в своем клипе "Thriller". Его реалистичный подход принес ему – и его коллеге Стэну Уинстону – премию "Эмми"; они смогли на редкость убедительно состарить молодого Сайсли Тайсона, превратив его в отважного долгожителя для классического телефильма "Автобиография мисс Джейн Питтман" ("The Autobiography of Miss Jane Pittman"), вышедшего на канале CBS в 1974-ом.

Начинал Бейкер, как уже упоминалось, с места помощника легендарного гримера Дика Смита; обучившись у мэтра премудростям искусства, Рик стал разрабатывать кукол для "Clokey Studious". Опыт работы с куклами позже пригодился ему в дальнейшей карьере, когда он создал технологию "Анатомизация" ("Anatomation"); в рамках технологии использовался человек-оператор, носящий соединенный с куклой внешний скелет. Система связей заставляла куклу в точности дублировать все действия оператора, позволяя добиться невиданной до этого реалистичности движений. Именно эта технология помогла Бейкеру в работе над "Американским оборотнем"; эти же приемы Бейкер применил в "Видеодром" ("Videodrome") Дэвида Кроненберга, "Человек со звезды" ("Starman") Джона Карпентера и "Гарри и Хендерсоны" ("Harry and the Hendersons"); кстати, именно последний фильм – милая комедия для всей семьи о снежном человеке – принесла Бейкеру его второй "Оскар".

К этому времени Ричард все активнее работал на телевидении – он был продюсером, специалистом по гриму и спецэффектам и разработчиком разных необычных существ. Именно Бейкер превратил Рона Перлмана в Винсента, одну из главных звезд культового фантастического сериала "Красавица и чудовище" ("Beauty and the Beast").

В дальнейшем Ричард вернулся на большой экран. Именно он гримировал Джека Николсона для фильма "Волк"; его же гримом пользовался Эдди Мерфи в "Чокнутом профессоре" ("Nutty Professor"). Кстати, именно "Профессор" принес Бейкеру очередной "Оскар"; компанию ему составили "Эд Вуд" ("Ed Wood") Тима Бёртона, "Люди в черном" ("Men in Black") и "Как Гринч украл Рождество" ("Dr. Seuss" How the Grinch Stole Christmas").

В 2008-ом Бейкер получил степень доктора от Академии Университета Искусств Сан-Франциско.

Жанры прогрессивный рок , психоделический рок , арт-рок , экспериментальный рок , электронная музыка , джаз

Изящные клавишные партии Райта были неотъемлемыми компонентом и отличительной чертой подавляющего большинства альбомов Pink Floyd. Райт нередко также выступал в роли бэк-вокалиста , а в некоторых композициях был основным вокалистом. Не являясь столь плодовитым автором, как Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор , он всё же написал многое из того, что сейчас считается классикой Pink Floyd. Рик Райт скончался 15 сентября 2008 года от рака , не успев закончить работу над сольным альбомом.

Биография

Детство и юность

Ричард Уильям Райт родился в семье биохимика (работавшего в компании Unigate Dairies) 28 июля 1943; детство провёл в Хэтч-энде , северном пригороде Лондона , а начальное образование получил в Haberdashers" Aske’s School . В четыре года он начал играть на фортепиано ; позже - овладел гитарой , трубой и тромбоном .

В 1962 году Райт поступил в Политехнический институт на Риджент-стрит на архитектурный факультет. Здесь он познакомился с Роджером Уотерсом и Ником Мэйсоном , а вскоре вошёл в их группу, которая меняла названия: Sigma 6, The Abdabs, The Megadeths. В этих составах время от времени появлялась и его будущая жена Джульет Гэйл. Как вспоминал гитарист Клайв Меткалф, «очаровательная Джульет была в центре внимания, но… Рик был очень застенчив и почти не разговаривал» .

Вскоре, утратив интерес к архитектуре, Райт покинул Лондонский Политехнический и перешёл в Лондонский музыкальный колледж . В это время он уже писал песни, более того, одну из них, «You’re the Reason Why», предложил ливерпульской поп-группе Adam, Mike & Tim , которая выпустила её синглом.

Pink Floyd

Когда The Pink Floyd приступили к записи своего дебютного альбома The Piper at the Gates of Dawn , образование, полученное Райтом, сыграло немаловажную роль.

Помню, как он распределял вокальные партии и говорил, что кому петь… Думаю все, включая меня, недооценивали Рика. Это была классическая ошибка менеджера. Он не доставлял беспокойств, поэтому оставался незаметным. На виду были проблемные личности.

Склонный к экспериментаторству и структурным исследованиям, Райт был идеальным сподвижником для фронтмена Сида Барретта . Позже Райт признавался, что в какой-то момент даже рассматривал возможность уйти вместе с Барреттом из группы и продолжить работу дуэтом. По словам Ника Мэйсона , «…Рик любил мелодичность, но… был начисто лишён всяких предрассудков относительно возможностей использования клавишных». Сам Райт так говорил о себе:

Когда-то я мечтал о технической оснащённости, хотел стать концертирующим пианистом, - но увы, этого у меня не было. Все мы выросли самоучками. Я научился играть на фортепиано самостоятельно, в четыре года, без преподавателя, поэтому техника игры у меня совершенно неправильная. Я не смог бы даже сыграть гамму , как этому учат в школе. Но у меня не было с этим проблем, потому что я всегда следовал глубокой мудрости, которую лучше других выразил Майлз Дэвис : «Не ноты имеют значение, а паузы между ними».

Значительный вклад Райт внёс и в создание альбома : звучание его синтезатора VCS3 оформило общую атмосферу пластинки, в частности, её центральных вещей: «Shine On You Crazy Diamond » и «Welcome to the Machine ». По словам Рика Блейка, корреспондента журнала Mojo , «альбом звучит как бенефис Рика Райта, звуковая выставка его идей». Игра Райта в Animals (1977) была безупречной, но здесь у него наступил творческий кризис: клавишник группы практически ничего не написал для альбома. Не исключено, что негативно сказались на его творческой форме обстоятельства личной жизни: распадающийся брак с Джульетт и увлечение частными вечеринками, проводившимися как на купленной им незадолго до этого ферме The Old Rectory в селении Терфилд в Кембриджшире , так и на греческом острове Родос , где он обустроил себе второй дом. Некоторые гости вспоминали впоследствии, что Райт не ограничивал себя ни в чём, а от кокаина становился ещё более замкнутым и подавленным.

Сольный альбом Рика Райта Wet Dream (1978) тематически был словно бы разорван пополам: умиротворённая, пасторальная часть материала была посвящена острову Родос, нервная и неровная - его отношениям с Джульетт. Альбом не имел коммерческого успеха.

Уход из Pink Floyd

Давние трения между Райтом и Уотерсом обострились во время работы над The Wall , альбомом, большую часть материала для которого подготовил бас-гитарист группы. В ходе сессий, которые организовал во Франции продюсер Боб Эзрин , Райт почти не играл и, как признавался позже сам, чувствовал себя «словно бы замороженным». «Рик просто сидел и молчал, и это нас сводило с ума», - вспоминал Дэвид Гилмор. Агрессивность Уотерса не способствовала улучшению атмосферы в студии.

Рик не из тех людей, которые хорошо работают под давлением. Он - интуитивный музыкант. А Роджер не прощал никому ошибок и каждый раз, когда видел, что кто-то не отдается работе полностью, высказывался об этом со всей прямотой. - Боб Эзрин.

Вскоре под давлением Уотерса Райт покинул Pink Floyd, но согласился отыграть с группой в туре, как рядовой сессионный музыкант . «Я думал, что если буду играть хорошо, Роджер признает, что был неправ», - говорил Райт, но этого не произошло. С другой стороны, Райт получил деньги за свою работу, в то время как участникам коллектива пришлось за свой счёт покрывать финансовые издержки от своих грандиозных сценических постановок.

К созданию музыки Райт вернулся лишь через два года после ухода из Pink Floyd: слишком отвлекали его греческий дом, яхта и невеста Франка, модель, ставшая дизайнером. Для работы над второй сольной пластинкой Райт пригласил Дэйва «Ди» Харриса, в недавнем прошлом - вокалиста нововолновой группы Fashion . Они приступили к работе в домашней студии Райта в Кембриджшире. Харрис, боготворивший Pink Floyd, пытался уговорить Райта сыграть на Хаммонде, но сделать это было, по его словам, чрезвычайно трудно. Рик хотел создавать нечто в духе его любимых исполнителей того времени: Talking Heads , Питера Гэбриэла и Ино . «У нас был Fairlight, но что бы мы ни записывали, звучало оно, как робот», - вспоминал Харрис. Харрис и Райт (под вывеской Zee ) выпустили альбом Identity , успеха не имевший и критикой не замеченный. Харрис ушёл из проекта, чтобы заняться продюсерской деятельностью: на этом сотрудничество завершилось.

Возвращение и концертная деятельность

После ухода Уотерса из Pink Floyd Мэйсон и Гилмор, тем не менее, решили сохранить группу, а в преддверии предстоявших судебных разбирательств вернуть Райта в группу. (Ещё на обложке альбома A Momentary Lapse of Reason имя Райта значилось среди сессионных музыкантов. Как и на концертах «The Wall » в турне его дублировал второй клавишник, на этот раз Джон Кэрин. Однако к моменту выхода The Division Bell (1994) Райт был полностью восстановлен в правах участника группы).

Второй сольный альбом Рика Райта, Broken China (1996), был, однако, преисполнен меланхолией: он рассказывал о депрессии , которой страдал «близкий друг» - как выяснилось впоследствии, его новая жена Милли (Хоббс, американская модель). Музыкальные критики лучшим треком альбома сочли заключительный, «Breakthrough», партию вокала в котором исполнила Шинейд О’Коннор .

Райт мечтал ещё раз записаться с Pink Floyd, но этим мечтам не суждено было сбыться. Группа выступила с Роджером Уотерсом, другими словами в «классическом» составе (Гилмор, Уотерс, Райт и Мэйсон) на Live 8 в 2005 году, впервые, спустя 20 лет, но это не повлекло за собой ожидавшегося воссоединения группы. Райт сыграл на сольном альбоме Гилмора On an Island (2006), хотя, как вспоминал гитарист, «затащить его в студию и заставить играть было нелегко». В ходе последовавшего турне Райт раз за разом исполнял свою классику: «Echoes», «Time», «The Great Gig In The Sky», каждый раз наслаждаясь овациями. Райт говорил, что это был для него счастливейший тур всей жизни.