Проведи совещание. Организационный аспект проведения совещаний на предприятии. Как закончить совещание

Наш жизненный путь начинается в мире сказок. Их нам читают бабушки, рассказывают родители, подрастая, мы читаем их сами, а взрослея, рассказываем или читаем своим детям и внукам. Так было и будет всегда. Ведь сказка - это неиссякаемый источник народной мудрости, в них отражено наше прошлое, настоящее и будущее. (53, с. 173)

Сказка - один из древнейших жанров традиционного русского фольклора. Рассказывание сказок на Руси воспринималось как искусство, хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. К сожалению, сегодня не все дети читают сказки, многие не знают даже основных сказочных героев, т.е. разрывается связь поколений, близость к природе, мы можем утратить те нравственные корни и традиции, которые существовали на протяжении многих столетий.

Сам термин «сказка» появился в XVII веке, и впервые зафиксирован в грамоте воеводы Всеволодского. До этого времени широко употреблялось слово «басень», производное от слова «баять», то есть рассказывать. Первый сборник русских народных сказок появился в XVIII веке. В.И. Даль в своем словаре трактует термин «сказка» как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание» и приводит ряд народных пословиц и поговорок, связанных с этим видом народного творчества, например знаменитую «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это характеризует сказку как нечто поучительное, но в тоже время невероятное, рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но из которого каждый может извлечь определенный урок (14).

Многие собиратели сказок (Рыбников, Гильфердинг, Барсов, Ончуков) раскрыли нам имена народных мастеров-сказителей Т.Г. Рябинина, В.П. Щеголенка, И.А. Касьянова, Федосовой, Чупрова. В начале XX века выходит в свет целая серия сборников русских народных сказок, вобравшая в себя жемчужины народного творчества, и прежде всего мы обращаемся к русским народным сказкам в обработке А.Н. Афанасьева (2).

Огромную работу по классификации русских волшебных сказок провел русский филолог В.Я. Пропп (41, 42). Он показал, из чего состоит сказка, как она «складывается», дал представление о ее героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи. Он видел в народных сказках напоминание о тотемических ритуалах инициации.

Ученый выделил сказки шести сюжетных типов:

  • · сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником);
  • · сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха;
  • · сказки о чудесном помощнике;
  • · сказки о чудесном предмете;
  • · сказки о чудесной силе или умении;
  • · прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп).

Он также разработал типологию сказочных персонажей, выделив семь типов действующих лиц по их функциям:

  • · вредитель (антагонист),
  • · даритель,
  • · чудесный помощник,
  • · похищенный герой (искомый предмет),
  • · отправитель,
  • · герой,
  • · ложный герой.

В.Я. Пропп выделил 31 функцию действующих лиц (42) волшебной сказки (так называемые карты Проппа). Смысл открытия Проппа заключается в том, что его схема подходит ко всем сказкам. Целостный анализ волшебных сказок позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения и тем самым способствует более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств.

Русские народные сказки отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что «сказка ложь, да в ней намек». В них воспеваются моральные ценности, такие как готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки - это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым мы пользуемся до сих пор.

Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы одной сказки, кто не был бы покорен ее красотой, сердечностью, веселостью и находчивостью. Во всех сказках Добро побеждает Зло. Сказка учит нас любить и прощать, побеждать страх. В сказке мы вместе с героем проходим испытания, разгадываем загадки. Она нам указывает путь, как найти счастье - это общий, свободный и радостный труд. Именно в нем проявляется щедрость человеческого сердца.

В волшебной сказке перед слушателем возникает особый, таинственный мир. В сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного (50).

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста - ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.

Герой волшебной сказки - мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.

Мы все, попадая в сказочный мир, плачем и смеемся, любим и страдаем, вместе с героем сражаемся и побеждаем Змея Горыныча. Сказка всегда увлекает нас в свой мир, заставляет страдать, переживать, радоваться. Она заставляет нас думать, ведь «в ней намек, добру молодцу урок». В сказке столько смысла, что она может: поддержать, ободрить в трудную минуту, воспитать в ребенке ту черту, которой ему очень не хватает, заменив назидания на красивую историю. Сказка - это просто удовольствие от тонкости человеческого ума, точности и красоты русского языка. Сердце замирает от удивления, а душа взлетает от восхищения. Сказка всегда содержит «намек, добрым молодцам урок» и несет определенный психологический посыл, заставляя задуматься над своим мировосприятием и поступками. Это древнейший и очень мудрый источник нравственных знаний (46, с. 6).

Сказка говорит языком метафоры («Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду говорит»), которая в свернутом виде, обращаясь одновременно к сознанию и подсознанию, доносит до нас духовную глубину русской культуры, архетипические символы, обучая представлять образы в своем воображении и формируя наше сознание (29). Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать справедливость. Сказка помогает верить в силу добра. Поступки, действия сказочных героев воспитывают в нас прекрасные чувства: любви, доброты, доверия , красоты , нежности. Мы испытываем удовольствие, счастье, радость от их побед, подвигов; огорчаемся при их неудачах, клеймим зло, верим в то, что оно будет наказано. Сказки учат нас мечтать, надеяться, верить, любить, доверять, выражать своё отношение к добру и злу.

Сказка - правда и вымысел одновременно. Пословицы, поговорки - это тоже родник народной мудрости: «Где работа, там и благо», «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться». Они отражают быт, обычаи и очень часто перекликаются со сказками.

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного восприятия мира.

Урок гражданственности

Тема урока : Мудрость народной сказки

Цель урока:

Создать условия для развития творческого осмысления сюжета некоторых народных сказок;

Содействовать развитию наблюдательности, фантазии, памяти и мышления;

Способствовать воспитанию таких нравственных качеств личности как: доброта, отзывчивость, находчивость.

Оборудование: презентация, иллюстрации к сказкам, индивидуальные задания;

Ход урока

    Орг.момент

Стих на доске:

Со сказками все дружат -
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.

Учитель:

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из сказок?

II . Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Учитель:

Распутайте клубочек и сформулируйте тему урока.

Учитель:

Постарайтесь определить задачи нашего урока, используя слова: Вспоминаем

Знакомимся

Делаем выводы

Учитель:

Правильно, сегодня на уроке мы постараемся:

( Вывесить на доску )

1. Вспомнить прочитанные сказки.

2. Познакомиться с новыми сказками.

3. Понять и сделать выводы, чему учат сказки.

III . Актуализация знаний о прочитанных ранее сказках.

Учитель

Я знаю, что многие из вас любят читать сказки, и уже много сказок знают. Давайте проверим ваши знания и выберем сказки, с которыми будем сегодня работать.

Рассмотрите иллюстрации и прочтите названия сказок. Соедините стрелками соответствующие друг другу иллюстрации и названия сказок.

(фронтальная работа)

«Кот, петух и лиса»


«Волк и семеро козлят»

«Под грибом»

«Теремок»

«Рукавичка»

Учитель:

Выберите сказки со сходным сюжетом.

(«Под грибом», «Теремок», «Рукавичка»)

Какую похожую сказку мы читали ранее? («Лесные хоромы»)

На какие две группы можно разделить эти сказки? (авторские, народные сказки. «Лесные хоромы»

М.Л. Михайлов, «Под грибом» - В Сутеев, «Теремок» - русская народная сказка, «Рукавичка» - укр. народная сказка).

1) Игра «Кто здесь был и что забыл?» Учитель показывает изображения предметов, а учащиеся называют героев. - Чья это вещь и из какой сказки?

Хрустальная туфелька (Золушка)

Ступа (Баба Яга) Золотой ключик (Буратино) Щука(Емеля)

Учитель :

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве, в колыбели. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. Но не только волшебство, превращения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок – писал А.С.Пушкин.

Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Самым первым творцом сказки был народ. Сказка нравилась, ее запоминали и пересказывали: детям, а те своим детям.

(Выходят ученики)

У сказки можно поучиться, Она ведь мудрости полна, Ее герои учат жизни, Их украшает доброта.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь.

2) Классификация сказок. Сказки бывают разные. - На какие группы делятся сказки?

1.Народные и авторские. - У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ. 2. Волшебные, о животных, бытовые. Волшебные или фантастические сказки - Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…) Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки? 3.Бытовые сказки -Какова особенность этих сказок? Приведите примеры. В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях..
4.
Сказки о животных . - Чем характерны эти сказки?

3) Творческая работа

Показать инсценировку сказки

Ребята, к какому виду можно отнести сказку « Курочка Ряба » ?



Учитель :

Ребята, выполним задания на ваших карточках.


Рефлексия. «Корреспондент»
- Понравился урок?
- Над каким жанром мы работали на уроке?
- Над чем нам помогла задуматься эта сказка? Чему учит прочитанная сказка?
- Задайте друг другу вопрос по содержанию сказки. (Дети задают вопрос выбранному однокласснику).
Убрать повторяющиеся буквы и сложить слово
х т в а
н ж з о
з х ч и
л а ж в

(отлично)

Общение царя с солдатом в русской народной сказке «Мудрые ответы» интересным образом складывалось. Царь загадывал загадки мудрёные, а солдат отвечал на них. Царь, видимо, был большой любитель загадок, потому что загадывал их не только солдату, но и другим своим подданным.

«Мудрые ответы»
Русская народная сказка

Служил солдат в полку целые двадцать пять лет, а царя в лицо не видал. Пришел домой. Стали его спрашивать про царя, а он не знает, что и сказать-то. Вот и начали его корить родичи да знакомцы:
– Вишь, – говорят, – двадцать пять лет прослужил, а царя в глаза не видал!»

Обидно это ему показалось; собрался и пошел царя смотреть. Пришел во дворец. Царь спрашивает:
– Зачем, солдат?
– Так и так, ваше царское величество! Служил я тебе да богу целые двадцать пять лет, а тебя в лицо не видал: пришел посмотреть.
– Ну, смотри.

Солдат три раза обошел кругом царя, все оглядывал. Царь спрашивает:
– Хорош ли я?
– Хорош, – отвечает солдат.
– Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?
– Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.
– А широка ли земля?
– Вон там солнце всходит, а там заходит – столь широка!
– А глубока ли земля?
– «Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока!

Потом отослал царь солдата в темницу и сказал ему:
– Не плошай, служба! Я пошлю к тебе тридцать гусей; умей по перу выдернуть.
– Ладно!

Призвал царь тридцать богатых купцов и загадал им те же загадки, что и солдату загадывал; они думали-думали, не смогли ответа дать, и велел их царь посадить за то в темницу. Спрашивает их солдат:
– Купцы-молодцы, вас за что посадили?
– Да вишь, государь нас допрашивает: далеко ли небо от земли, и сколь земля широка, и сколь она глубока; а мы – люди темные, не смогли ответа дать.
– Дайте мне каждый по тысяче рублей – я вам правду скажу.
– Изволь, брат; только научи.

Взял с них солдат по тысяче и научил, как отгадать царские загадки. Дня через два призвал царь к себе и купцов и солдата. Задал купцам те же самые загадки, и как скоро они отгадали – отпустил их по своим местам.
– Ну, служба, сумел по перу сдернуть?
– Сумел, царь-государь, да еще по золотому!
– А далеко ль тебе до дому?
– Отсюда не видно – далеко, стало быть!
– Вот тебе тысяча рублей; ступай с миром!

Воротился солдат домой и зажил себе привольно, богато.
***

Часто в школе задают вопрос: в каких русских народных сказках загадываются загадки? К таковым относится русская народная сказка «Мудрые ответы» (из сборника А.Н.Афанасьева). Название сказки говорит само за себя. Причём загадки в сказке «Мудрые ответы» сложные, над их отгадками надо хорошенечко подумать. Отгадки – не просто какие-то предметы, например, горшок, валенок, репа, — а целые философские рассуждения. Солдат в сказке мудрым оказался, а вот богатые купцы в количестве тридцати человек — нет.

Жил-был царь и правил неким вверенным ему государством. Когда он поиздержал казну на войны и развлечения, и пополнять её было неоткуда, созвал он своих приближённых и сказал:

Как вы знаете, казна наша пуста, и уже начались волнения в народе. Так придумайте какой-нибудь хитрый способ, чтобы избежать этих двух бед: как задобрить народ, не истратив при этом ни гроша?

Задумались князья да бояре, долго совещались и пришли к царю со своим решением:

Не вели нас казнить, царь-батюшка, но нет такого способа, чтобы исполнить оба твои желания одновременно. Чтобы задобрить народ, деньги нужны на развлечения да на угощения. А пойдёшь войной денег добывать - народ пуще прежнего взбунтуется.

Разгневался царь:

Не может, - говорит, - того быть, чтоб не нашёлся хоть один такой способ. Вы хоть князья да бояре, а дураки. Велю позвать Деда-глухаря с далёкого болота, он хоть и не учёный, а больше вашего в жизни смыслит.

Пошли слуги к Деду-глухарю, а был он такой старый, что уже и сам счёт годам потерял.

Стучали, стучали в дверь избы - никто не отвечает. Вошли. Глядь, нет никого, один только гриб от сырости из под пола вырос. Развели слуги руками, что делать, не знают.

Вдруг видят, гриб зашевелился, чихнул, кашлянул и говорит старческим голосом:

Видать беда к царю пришла, не иначе. Ну, сказывайте, добры молодцы, зачем пожаловали?

Пригляделись слуги, посреди избы и не гриб вовсе, а старичок маленький.

Приказано тебя, дед, к царю доставить.

И, детушки, стар я очень, чтобы в путешествия пускаться. А, коли, царь-батюшка ваш желание имеет на свой вопрос ответ получить, так пусть собственной персоной ко мне и явится.

Что ж ты, дед, задумал? - вскричали слуги. - Царю да в такую глухомань волочиться? Нет, уж поехали с нами и аминь.

Э, детушки, видать, вы на свет третьего дня народились, коли, не знаете, что в этой избе моей не одна душа царская побывала. Так и передайте благодетелю вашему: коли хочет совет толковый получить, пусть самолично явится и в ножки мне поклонится.

Тут он на глазах удивлённых слуг опять в гриб превратился.

Развели они руками - не гриб же царю везти, и отправились в обратный путь. Доложили обо всём по порядку и были отпущены с миром.

А царю деваться некуда. Переоделся он в простое платье и поехал на болото. Зашёл в избу, низко грибу поклонился.

Заворочался гриб, закашлял и опять стариком обернулся.

Давно, давно не хаживал, - проскрипел он простуженным голосом. Чай, коли б не беда, так и позабыл бы вовсе.

Ну что ты дед! Как же забыть? Сколько ты родителю моему помог, сколько деда выручал. Дела у меня просто царские: войны и прочее.

Ладно, хорош тарахтеть. За делом пришёл, так спрашивай, - перебил его старик.

А спрашивать тебя, дед, мне есть о чём, - начал царь. - Беда пришла. Положение моё шаткое, того и гляди - чернь взбунтуется. Говорят, мол, подати непомерные я на них наложил. А того не поймут, что государству деньги нужны… на разные дела.

Про дела-то ты ври, да не заговаривайся, - снова перебил старик, - знаю я ваши дела: есть, спать да на охоту кататься.

Ладно, старик не о том речь веду, а о том, как народ ублажить и денег не истратить?

Трудную загадку ты задал, царь, - проворчал старик, - ну, да и на неё ответ есть.

Ты уж будь добр, дедушка, открой мне разгадку, а я, слово даю, в долгу не останусь.

Мне слово твоё без надобности, - махнул рукой Глухарь, - а разгадку слушай: Прикажи пойти слугам по всему твоему царству, и пусть объявят народу, что царь решил оказать людям милость. Любой, кто захочет, может получить золотой за каждое сказанное слово.

Ты видно, дед, на старости лет с ума спятил! - вскричал царь, - Ты что, разорить меня вздумал? Это ж сколько слов на свете! Если за каждое платить придётся, так никакого золота не хватит.

Ты погоди, не спеши раньше времени меня в дураки записывать, - проскрипел Глухарь,- Секрет тут есть. Слова те будут для начала взвешивать. У меня и весы специальные имеются. Какое слово что-нибудь весит, за то и платить будешь. А какое без веса - тут уж не обессудьте.

Ну, бывай, дед! Засиделся я у тебя, дела ждут, - сказал царь и поднялся, было, чтобы уйти, но старик остановил его.

Знаю, что подумал: опять, мол, старый заговариваться стал. Ты думаешь, многие люди говорят так, что слово вес имеет?

А то как же, - подтвердил царь, - каждое слово что-нибудь да весит.

Э, милый, вот и ошибка твоя, - заулыбался щербатым ртом Глухарь. Люди, бывает, говорят, а слова у них пустые выходят. Не от сердца те слова, не от мудрости, не от истины, оттого и пусты.

А что ж, - возразил царь, - разве мало в моём царстве мудрецов и учёных? Я им по твоему совету последнюю монету отдам?

А вся их мудрость - пшик, - засмеялся старик

Как так? Ты что ж в науку не веришь? Ну, дед, ты совсем от жизни отстал, - всплеснул руками царь.

Я, милый, не дурнее других буду,- отвечал старик, - а в науку, чего в неё верить. Всё, о чём твои мудрецы говорят, нас окружает. И каждый, если захочет, то увидеть и понять сможет. Потому как всё по своим законам существует и проявляется в действии. А мудрецам твоим только и остаётся, те законы описать и применить. А вот суть вещей постичь?!!

Откуда, например, те законы появились и кто им предел положил, знают ли? А есть ещё и другие законы, которые твои мудрецы и описать не могут. Вот, к примеру, законы жизни и смерти. Почему один счастлив, а другой всегда в бедах своих, хотя родила их одна мать? Кто постиг законы путей человеческих, чтобы не бояться грядущего? Вот и мудрость.

Мне до этого всего интерес небольшой, – перебил его царь, – ты лучше вот что скажи: предположим, денег своих я на слова не потрачу, но ведь ничего и не приобрету.

И на это ответ имеется. За то, чтоб слова взвесить, ты с людей золотой бери - вот казне и пополнение.

Да кто же захочет деньги за так отдавать? - не понял царь.

Ты смекай, деньги будут отдавать, в надежде получить намного больше. Ведь за каждое весомое слово ты пообещаешь золотой. Говорю тебе, что бедняк принесёт последний грош, потому как всякий уверен о себе, что уж он чего-то достиг в мудрости и говорит с весом.

Что ж, совет не дурён, - сказал царь, похлопав старика по плечу, - Во всяком случае, я ничего не теряю.

На том и расстались.

Через время по всей стране разлетелась весть, что за слова деньги дают. Что тут началось: к весовщикам стояли очереди и деньги потекли рекою в царскую казну.

Первые, конечно, были женщины. Они болтали без умолку о детях, о мужьях, о соседях, кастрюлях, стирке, вязанье, покупках, болезнях и так далее. Но, как бы ни были они красноречивы, стрелки весов даже не шевелились.

Да это ж бабы, что с них взять!!? - смеялись между собой мужчины. На весы они клали слова о работе, деньгах, женщинах, хозяйстве, развлечениях и так далее, но стрелки весов всё же не двигались.

Взвешивать свои слова приходили богачи и бедняки, учёные мужи и простолюдины. Но все их слова, какими бы ни были умными, не могли поколебать стрелки весов.

Изредка кто-нибудь получал несколько золотых, но разве могло это сравниться с огромным богатством, которое уже лежало в царской казне.

А царь на радостях каждый день устраивал великолепные пиры.

Прошло время и в его царстве не осталось ни одного человека, который бы не попытал счастья, взвесив свои слова.

Однажды по дворцовой площади, на которой стояли весы, шёл, насвистывая, бедняк. Заметив весовщиков с весами, он удивлённо остановился и окликнул их:

Эй, добрые люди, что это у вас за штука? Я такой ещё не видывал.

Весовщики в недоумении переглянулись между собой:

Как, разве ты не знаешь, что происходит в столице в последнее время?

Откуда мне знать? - ответил бедняк, - если только на восходе я пришёл в ваш город.

Откуда же ты идёшь?

Да, вот, хожу по свету, мудрость ищу. Зашёл и к вам, не встречалась ли?

Глупый человек, - отвечали весовщики, - чтобы мудрость найти, деньги нужны: на книги умные, да учителям платить. А есть у тебя деньги-то?

Есть, - говорит бедняк, - вот один золотой - и вытащил монету из заштопанного кармана.

Вот умора, - захохотали весовщики, - ты на свой грош только с голоду и не помрёшь, какая уж тут мудрость? А вот не хочешь ли попытать счастья, чтобы золотишка получить? С ним-то всё приходит. Видишь эти весы: на них человеческие слова взвешивают. Заплати золотой и узнаешь - весят твои слова что-нибудь или нет. Если стрелка весов отклонится, мы дадим тебе золота, и на него ты сможешь приобрести сколько угодно мудрости.

Отвечал им на это бедняк:

Мне ваше золото не нужно, потому как мудрость за него не купишь. Много исходил я, но того не видывал, чтобы кто приобрёл её за деньги. Она сама дарит себя тем, кто ищет её.

Ты ещё будешь нас учить, как мудрость искать? - вскричали весовщики. Что ж ты даром получил её что ли? Так предъяви нам, чтобы мы видели. Где ж она? Не в твоих ли лохмотьях спряталась?

Эй, братцы, смотрите, что делается! - вдруг вскричал один из весовщиков.

Все обернулись туда, куда указывал их товарищ, и увидели, что стрелка весов начала отклоняться. И отклонялась она до тех пор, пока весы не издали резкий щелчок и не сломались.

Ты что же это наделал своими словами? - накинулись весовщики на бедняка, - золотой не отдал, весы поломал! Ты должен теперь за них заплатить.

Да нет, - усмехнулся бедняк, - по вашим правилам вы должны мне денег дать, потому, как мои слова ваши весы даже измерить не смогли. Значит, стоят эти слова дороже всего вашего царства. Только мне ваше царство не надобно. Мудрость ведь не за деньги приобретается. Тот, кто понял это, сделал к ней первый шаг, а там уж она сама найдёт тех, кто ее ищет.

Испугались весовщики, побежали к царю. Рассказали ему всё: мол, так и так, слова того бедняка не оплатить и всем царством твоим.

Задумался царь и говорит им:

Гоните его прочь, да так, чтоб он еще и виноватым остался.

Вернулись они и говорят бедняку:

Ты бы шёл отсюда по добру - по здорову. А то, как бы тебе в тюрьме не очутится за то, что умную вещь испортил.

Пожал плечами бедняк, повернулся и пошёл своей дорогой, печально рассуждая:

Вижу, тут обо мне и слышать не хотят. Пойду дальше по городам, может, кто и захочет моих слов послушать и научиться.

А весовщики тем временем доложили царю, как поручение исполнили. Заплатил им царь щедро и отпустил по домам. Сам же поехал к Деду-глухарю с мешком золота, за совет расплачиваться.

Приехал, в ноги ему поклонился:

Вот дед, я тебе плату принёс за услугу.

Ты своё золото забери, - отвечал Глухарь. - На что оно мне, старику? А вот, говорят, к вам сам Мудрость приходил, об этом расскажи.

Какой такой Мудрость? - удивился царь, - мне об этом никто не докладывал.

А весы поломанные видел? Знаешь, что на них взвешивали?

Замялся царь и отвечает:

Да то они, дед, упали, вот механизм и повредился.

Разве не знаешь, что те весы не могут ни отчего сломаться, кроме как, если взвешивали на них что-то очень тяжёлое?

Что же, по-твоему, - с вызовом говорит ему царь, - я за чьи-то слова царством своим расплачиваться должен? Не для того я это дело затевал! Да и весы-то твои врут, поди?

Иди с миром! - ответил ему Дед-глухарь, - без мудрости жил ты, а услыхав о ней, испугался. Кто же поможет тебе? Даже я не помогу.

С тем и ушёл от него царь.

Весы починили, и они до сих пор стоят на главной площади в том городе.

Каждый, кто захочет, может слова свои взвесить. Только не многие осмеливаются. Боятся, как бы они пустыми не оказались.

И я в тот город ходил, слова свои взвешивал, а что увидел - не скажу.