Петер Розеггер: биографическая справка. Плут - это кто такой? Значение, синонимы и примеры

Не только Россия богата криминальными талантами. Во всех странах которые считают, что честная жизнь - это не то, для чего их создала матушка-природа. Давайте сегодня поговорим о кто такой? Довольно интересный персонаж для нашей статьи!

Значение

Толковый словарь незаменим в лингвистических поисках истины, и он нам говорит, что у рассматриваемого слова два значения:

  1. Хитрый и ловкий обманщик, мошенник, имеющий профессиональный статус в этом деле.
  2. Человек, который любит хитрить, лукавить. Значение является разговорным.

В первом значении "плут" - это профессиональный ловчила, как бы он ни назывался. В памяти всплывает сразу несколько образов, например, граф Калиостро, Остап Бендер, Беня Крик, Чичиков, Хлестаков, свита Воланда. Конечно, были и настоящие мошенники, которые не стали героями художественных произведений. Но мы не хотим делать им рекламу, давайте поговорим о синонимах.

Слова-замены

Мы частично затронули тему синонимов, когда давали определение слову «плут». В этом можно убедиться, если перечитать вышеизложенное. Но для удобства сведем все уже использованные и некоторые новые в единый список:

  • аферист;
  • бестия;
  • жулик;
  • кидала;
  • лиса;
  • мошенник;
  • обманщик;
  • пройдоха;
  • прохвост;
  • проходимец;
  • хитрец;
  • шарлатан;
  • шельма.

Как мы видим, типов обмана много, но и синонимов к понятию «темные дела» тоже немало. И это далеко не все. Мы выбрали те, которые используются особенно часто. Читатель, как обычно, волен добавить к этому списку что-то свое. Мы возражать не будем. Переходим к самому интересному - примерам в литературе и кино.

Остап Бендер, Воланд и его свита

Уже стали почти синонимами определения «плут», «ловкач» и герой Остап Бендер. Но о великом комбинаторе сказано и написано столько, что писать что-то еще, наверное, не имеет смысла. Тем более что люди знают книги Ильфа и Петрова почти наизусть.

Но есть одна любопытная связь, которую подчеркивал Дмитрий Быков в своих лекциях, - это влияние Ильфа и Петрова на творчество Михаила Афанасьевича Булгакова. Понятно, что «Мастер и Маргарита» даже по тональности похожа на «12 стульев» (имеются в виду, конечно, «советские» главы). Но интереснее другое: в романе о Маргарите не только Коровьев и Бегемот- это плуты, каких поискать. Рюхин, Алоизий Могарыч, - все они плуты и пройдохи.

Серьезными становятся только на время бала. А до того времени нескончаемое веселье продолжается безостановочно. Другое дело, что юмор у Воланда в основном черный и злой. Зато дух зла не чужд благородства. Кажется, что жизнь шутит с человеком в той же тональности, что и Воланд с советскими гражданами: только человек подумал, что он обладатель всех даров мира, как в следующую секунду он оказывается на улице в одних кальсонах, и это еще хорошо.

Так и с жизнью: она ставит перед человеком все новые и новые задачи, чтобы тот с ними справлялся. Шекспир как-то написал, что мир - театр, а люди в нем актеры, но если есть представление, то должен быть и зритель, так ведь? И ему должно быть интересно. Вот поэтому жизнь нас и изводит, обнажая свой плутовской характер.

Десятка лучших фильмов о мошенниках

Когда-то давным-давно в одном старом советском фильме, который читатель без труда сейчас узнает, было сказано, что через 20 лет не будет ни театра, ни кино, ни книг, будет одно сплошное телевидение. К счастью, такого не случилось. Кино и книги - это все же две равноправные силы, а телевидение, напротив, сдается во власть интернета. По недавним данным, некоторые каналы YouTube обогнали государственные по популярности. Персонаж известного фильма явно не учел вмешательства высоких технологий, о которых тогда и понятия не имели. Это все к тому, что вкусы киноманов тоже стоит удовлетворить. Не всем может быть по вкусу книжная классика. Итак, список фильмов о плутах-мошенниках:

  1. «Трасса 60» (2002).
  2. «Кодекс вора» (2009).
  3. «Иллюзионист» (2006).
  4. «Иллюзия обмана» (2013).
  5. «Отпетые мошенники» (1988).
  6. «Плутовство» (1997).
  7. «Как украсть миллион» (1966).
  8. «Игра Рипли» (2002).
  9. «Карты, деньги, два ствола» (1998).
  10. «Большой куш» (2000).

Здесь представлены фильмы даже о том, как мошенничает государство, водя за нос своих граждан («Плутовство»). В остальном же фильмы связаны только с темой обмана. Существуют, конечно, целые саги о мошенниках, например, «Друзья Оушена» или «Миссия невыполнима». Но думаем, читатель их посмотрит и без нас. В списке же собраны те фильмы, которые могли быть уже основательно подзабыты широкой публикой.

Кто-то лучше воспринимает фильмы, кто-то книги. Главное - учиться, узнавать новое каждый день, чтобы не давать расслабляться мозгу. Последний тоже нуждается в нагрузках и тренировках. На сегодня минимум выполнен: мы узнали значение слова «плут».

Классы - Плут
Плут (Rogue)

Плуты обладают множеством разносторонних умений и могут сосредоточиться на развитии сразу нескольких категорий умений. В бою они слабее многих других классов, но плуты компенсируют это тем, что знают, как нанести удар в наиболее уязвимое место в нужный момент. Их скрытые атаки представляют большую опасность для зазевавшейся жертвы. Кроме того, плуты обладают шестым чевством на опасность, что позволяет им ее избежать. Опытные плуты, развивая такие способности как скрытность, уклонение и скрытая атака, в конце концов получают почти мистические навыки и умения. Плуты не могут творить заклинания самостоятельно, но они все же обладают определенной склонностью к использованию магии. Они умеют читать заклинания со свитков, активировать жезлы, а также использовать почти любые магические предметы.

Характеристики класса:

Хит пойнтов за уровень: d6

Базовый модификатор атаки: средний (Плут получает +1 к Базовому модификатору атаки на каждом новом уровне, кроме уровней 1, 5, 9, 13, 17).

Высокие спасброски: по реакции.

Владение оружием: плуты имеют навыки обращения с любым простым оружием, а также с рапирой, коротким луком и коротким мечом.

Умения класса: легкие доспехи.

Очки умений: (8 + модификатор Интеллекта x 4 на первом уровне) и 8 + модификатор Интеллекта на последующих.

Умения класса: оценка, обман, алхимия, изготовление ловушек, изготовление оружия, дипломатия, обезвреживание ловушек, незаметность, запугивание, слух, знание, тихое передвижение, открывание замков, парирование, поиск, установка ловушек, ловкость рук, наблюдательность, насмешка, акробатика и использование магических устройств.

РАЗВИТИЕ:

Уровень 1:

- Владение оружием (Плут) - Этот навык позволяет персонажу использовать дубину, кинжал, дротик, топорик, легкий арбалет, тяжелый арбалет, посох, булаву, короткий меч, рапиру, короткий лук, моргенштерн и пращу.
- Владение оружием (Простое) - Этот навык позволяет эффективно использовать все виды простого оружия, как то: дубина, кинжал, булава, боевой серп, копье, моргенштерн, посох, легкий и тяжелый арбалет, дротик и праща.
- Ношение доспехов (легкие) - Этот навык позволяет эффективно использовать легкие доспехи.
- Скрытая атака (+1d6) - Каждый раз, когда персонаж проводит успешную атаку против противника, которого застал врасплох, который не видит атакующего или уже сражается с кем-то еще, атака персонажа наносит дополнительный урон. Этот дополнительный урон равен +1d6 на 1-ом уровне, а также +1d6 за каждые следующие два уровня. Этот дополнительный урон не умножается при нанесении критического удара. Монстры типа конструктов или нежити обладают иммунитетом к скрытой атаке, так же, как и существа, обладающие иммунитетом к критическим ударам.
- Поиск ловушек - Плут - единственный класс персонажа, который может использовать умение "Обезвреживание ловушек", чтобы обезвреживать ловушки с Классом сложности 20 или больше. Персонажи, не имеющие ни одного уровня в классе плута, не смогут пройти проверку умения "Обезвреживание ловушек" против таких ловушек, независимо от того, как высоко у них развито это умение.

Уровень 2:

- Уклонение - Каждый раз, когда успешно выброшенный спасбросок по реакции предполагает получение персонажем половины урона, вместо этого персонаж, успешно выбросивший спасбросок, не получает урона вообще.

Уровень 3:

- Скрытая атака (+2d6)
- Предчувствие ловушек (+1) - Плут получает бонус +1 к спасброскам по реакции, которые выполняются при попытках избежать ловушек.

Уровень 4:

- Необыкновенная Увертливость - Персонаж сохраняет свой бонус ловкости к Классу Защиты, даже если его застали врасплох или он был атакован скрытым или невидимым существом.

Уровень 5:

- Скрытая атака (+3d6)

Уровень 6:

- Предчувствие ловушек (+2) - Плут получает бонус +2 к спасброскам по реакции, которые выполняются при попытках избежать ловушек.

Уровень 7:

- Скрытая атака (+4d6)

Уровень 8:

- Улучшенная необыкновенная увертливость - Персонаж, обладающий этим навыком, не может быть жертвой скрытой атаки, за исключением тех случаев, когда уровень в классе, который дает навык Скрытой атаки (например, Плут или Ассассин), у того, кто проводит скрытую атаку, на 4 превышает уровень защищающегося персонажа, обладающего навыком Улучшенная необыкновенная увертливость.

Уровень 9:

- Скрытая атака (+5d6)
- Предчувствие ловушек (+3) - Плут получает бонус +3 к спасброскам по реакции, которые выполняются при попытках избежать ловушек.

Уровень 10:

- 1-я особая способность Плута

Уровень 11:

- Скрытая атака (+6d6)

Уровень 12:

- Предчувствие ловушек (+4) - Плут получает бонус +4 к спасброскам по реакции, которые выполняются при попытках избежать ловушек.

Уровень 13:

- Скрытая атака (+7d6)
- 2-я особая способность Плута

Уровень 14: -

Уровень 15:

- Скрытая атака (+8d6)
- Предчувствие ловушек (+5) - Плут получает бонус +5 к спасброскам по реакции, которые выполняются при попытках избежать ловушек.

Уровень 16:

- 3-я особая способность Плута

Уровень 17:

- Скрытая атака (+9d6)

Уровень 18:

- Предчувствие ловушек (+6) - Плут получает бонус +6 к спасброскам по реакции, которые выполняются при попытках избежать ловушек.

Уровень 19:

- Скрытая атака (+10d6)
- 4-я особая способность Плута

Уровень 20: -

Список особых способностей Плута:

- Улучшенное уклонение - Каждый раз, когда успешно выброшенный спасбросок по реакции предполагает получение персонажем половины урона, вместо этого персонаж, успешно выбросивший спасбросок, не получает урона вообще. Даже в случае неудачи при спасброске они получают только половину полного урона.

- Калечащий удар - Плут наносит дополнительно 2 очка урона Силе противника при успешно проведенной скрытой атаке.

- Защитный бросок - Если персонаж получает потенциально смертельный удар, он выполняет спасбросок по реакции (Класс сложности = наносимому урону). В случае успеха он получает лишь половину этого урона. Защитный бросок может использоваться лишь один раз в день. Персонажи, которых застали врасплох, не получают возможность выполнить Защитный бросок.

- Приспособленец - Плут получает бонус компетентности +4 к броскам атаки при осуществлении Спровоцированных атак.

- Мастерское умение - При проверке умений Обезвредить ловушку, Взлом замков и Установка ловушек Плут не может выбросить значение ниже 5, даже находясь в бою.

- Скользкий разум - Плут, проваливший спасбросок по воле против заклинаний, влияющих на разум, автоматически перебрасывает его еще раз.

- Общий Навык - Плут может выбрать дополнительный навык из списка общих навыков вместо особой способности.

Сказкотерапевт, как и любой писатель, должен помнить о том, что Слово, Сюжет, Персонаж имеют силу, жизнь – отличную от нашей, но не менее «живую». Это не дешёвая мистика, в которую можно выбрать верить, а можно выбрать не верить.

У современной философии и логики есть целый раздел, оформившийся уже в отдельную науку. Этот, скорее, раздел, логики называется: «Семантика возможных миров». Он изучает, как мы «вызываем» к бытию нечто, когда придумываем истории.

Не углубляясь в эту интереснейшую дисциплину, скажем кратко: лингвисты и другие междисциплинарные исследователи доказали – «возможные миры» имеют статус чего-то бытийственного , подлинно сущего . В какой-то степени их можно считать – настоящими, где-то и как-то существующими. И значит на нас – влияющими. Особенно, когда мы настоятельно стучимся в их двери.

Возможные миры – как кошка Шрёдингера, жива она или мертва – покажут соответствующие условия .

Если посмотреть на череду актёров его сыгравших за 300 лет (где они, покажите?) и на незыблемого Гамлета – начинаешь верить...

К «возможным мирам» как раз и относятся все создания человеческого Слова, грубо говоря: литературные персонажи, мифы, сказки и сюжеты.

Ясно, что уже после убедительных просьб учёных 20 века относиться к Слову серьёзно, сказкотерапевт должен навострить уши. Может ли он глумиться, сочиняя сказку? Желать кому-то недоброго? Пугать? Кощунствовать? Сопрягать рядом (ради смеха и вызова общественному вкусу) стилистически несопрягаемые понятия? Относиться к своей деятельности несерьёзно?

Постмодернизм, который был в моде в 90-е и как раз увял в начале нулевых, учил, что – да, можно ибо «всё одно». Народная мудрость веков учит, что – нет.

В устном народном творчестве и в народном быту часто драматизируется один старинный сюжет: «Плут-рассказчик и простофили».

Так, часто к детям помладше подсаживается во дворе ребёнок постарше и с видом «бывалого» начинает пугать детишек: «А знаете, что если сорвать листик вот с этого куста и проделать в нём дырочку и посмотреть через неё на небо, то начнётся третья мировая война и все мы умрём?»

Ему однако вторит в ответ другой архетип, который как бы венчает финалом первый, и это архетип: «Наказанный плут».

Наказание, правда, наступает не сразу... И только для тех, кто серьёзно укрепляется в ходе жизни – в презрении к «глупым людишкам» и одновременно – в легкомысленном бесстрашии по отношению к тому, что выходит за рамки его понимания.

Эти истории можно увидеть не только в сказках и мифах... Что самое волнующее и страшное – такие истории случаются и в нашей жизни! И они носят характер «необъяснимых феноменов».

История Первая: Сейчас вам принесут кофе!

Этот сюжет – очень старинный, бродячий, но нам он известен (и более близок!) в версии, подновлённой жанром анекдота.

На самом деле этот «анекдот» очень важен для понимания всего архетипа «наказанного болтуна».

Итак. Плут-рассказчик приезжает в дом отдыха и тяготится своими соседями-простофилями, которые не могут выдумать ничего интересного, кроме как рассказывать старые анекдоты.

Плут-рассказчик решает попугать соседей-простофиль своими личными надуманными байками и позабавиться на их счёт самому.

Соседи травят старые политические анекдоты, а плут делает умоляющее лицо и подаёт им немые знаки.

«Знаете ли вы, почему здесь нельзя рассказывать политические анекдоты?» – спрашивает плут своих простоватых соседей.–Потому что в каждую отдушину здесь вставлен микрофон, который ведёт прямо в кабинет первого секретаря райкома партии. Не верите, что нас прослушивают день и ночь?»

Плут подходит к отдушине в стене, ставит стул и громко говорит в отдушину: «Принесите сюда кофе!»

Из отдушины доносится треск, а потом ледяной голос сотрудника «органов» отчётливо произносит:

«Начальству пришлась по вкусу ваша шутка. Ожидайте. Сейчас вам принесут кофе».

История Вторая: Ты звал меня на ужин?

Бродячий сюжет про Дон-Жуана известен многим куда больше. История его гибели отдаёт всё тем же архетипом наказанного плута-кощунника.

Хвастаясь перед своим слугой Лепорелло, надменный Дон-Жуан бросает вызов кладбищенской статуе Командора. Он издевательски приглашает каменное изваяние обманутого мужа – отужинать с ним и его новой любовницей – в полночь.

Покойный муж его нынешней подружки (существующий уже увы только в виде кладбищенской статуи) – конечно же, нем и безответен. Но он нем и безответен до поры до времени.

Забыв об оскорблении, нанесённом глупой беспомощной статуе, Дон-Жуан пирует. А дальше происходит знаменитое:

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Чёрный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжёлыми шагами
В дом вступает Командор...
Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришёл. А ты готов?..

История Третья: письма в никуда

До этого мы рассказывали лишь бродячие сюжеты мифологии и литературы.

Но следующая история действительно произошла в жизни и относится к разряду «необъяснимых феноменов»!

Поскитавшись, письма приходили обратно с пометкой «Такой адресат не найден» – примерно через полгода, обклеенные редкими марками.

И вот однажды «адресат нашёлся»...

Евгений Петров выдумал всё от начала и до конца – только страна Новая Зеландия была им не выдумана. Он выдумал город (Хайдбердвилл), улицу (Райтбич), дом (7) и поселил там вымышленную семью и главу семейства – выдуманного им господина Мерилла Оджина Уэйзли!

В письме наш писатель написал вот что: «Дорогой Мерилл! Прими соболезнования в связи с кончиной дядюшки Пита! Как Ингрид? Как дочка? Я за вами соскучился. Прости, что давно не писал!»

Евгений Петров получил ответ... После этого он навсегда перестал шутить, даже улыбаться, как заметили все его коллеги по редакции. Это было в 1939 году.

В письме, которое пришло из Новой Зеландии, было написано вот что: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования! Нам жаль дядю Пита. Ингрид передаёт тебе привет, дочка скоро идёт в школу. Мы до сих пор помним те два дня, что ты у нас прогостил!»

Но самое важное: в письмо была вложена фотокарточка. На ней улыбался незнакомый Петрову мужчина и … сам Петров с ним в обнимку. На обороте карточки дата: 9 октября, 1938 г.

Надо ли говорить, что Петров никогда не был в Новой Зеландии? А что же это была за дата? 9 октября 1938 года Евгений Петров попал в больницу в бессознательном состоянии – с сильнейшей пневмонией и два дня был на грани жизни и смерти.

Неудивительно, что после получения этого письма Петров навсегда перестал шутить и улыбаться.

***
Общее в историях мужчины из анекдота, Дон-Жуана и Евгения Петрова – одно.

Они сочиняли истории с целью позабавиться над Другими, полагая себя в чём-то «выше всех», по крайней мере – храбрее, талантливее, находчивее, сообразительнее, остроумнее.

Каждый раз, произнося Слово, они полагали, что пишут его «вилами по воде». Так думал Дон-Жуан, так думал мужчина, кричавший в отдушину о чашке кофе, так думал Евгений Петров, потешавшийся над сотрудниками почтовых отделений мира.

И каждый раз произнесённое ими Слово «обретало плоть» и давало им обратную связь...

***
Дорогие сказкотерапевты! Вы имеете право сочинять сказки «с юмором и перцем». Но в этом юморе и перце не должно быть ни капли презрения и наглости .

    Ни по отношению к слушателю-читателю вашего произведения,

    ни по отношению к материалу, который вы берёте за основу, (язык, культурный миф, жанр),

    ни к тем персонажам, которых вы упоминаете в своём рассказе.

Ведь страна Мифа, страна Искусства, в которую мы шагаем ногой, сочиняя Тексты, – это очень странное и опасное место. Удачную попытку его описать дал поэт Иосиф Бродский в поэме «Вертумн»:

Я понял, что заблуждаюсь, услышав
Твою беседу с местной старухой.
Язык оказался смесью
Вечнозёленого шелеста
С лепетом вечносиних волн
И настолько стремительным,
Что в течение разговора
Ты несколько раз превратился
У меня на глазах - в неё.
"Кто она?" - я спросил после, когда мы вышли.
"Она?" - ты пожал плечами. "Никто.
Для тебя - богиня"
Елена Назаренко

I .

Розеггер (Petri Kettenfeier Rosegger) -- немецкий поэт; род. в 1843 г. Штирийский крестьянин по происхождению, был пастухом, потом бродячим портным, пока не обратил на себя внимание добрых людей, давших ему образование. Сношения с такими писателями, как Гамерлинг, Анценгрубер, Грюн, дали мощный толчок его поэтическому дарованию. С 1876 г. он издает журнал "Heimgarten", где появлялись его яркие, реальные рассказы о народной жизни, отчасти написанные на штирийском диалекте. Сочинения его: "Geschichten aus Steiermark" (1871), "Wanderleben" (1871), "Gestalten aus dem Volk der oesterreichischen Alpenwelt" (1872), "Aus dem Walde" (1873), "Geschichten aus den Alpen" (1873), "Zither und Hackbrett" (стихотв., 1874), "Tannenharz und Fichtennadeln" (1881), "Schriften des Waldschulmeisters" (1875), "Das Volksleben in Steiermark" (1875), "Sonderlinge aus dem Volk der Alpenwelt" (1875), "Streit und Sieg" (1876), "Waldheimat"(1877), "Aus Wäldern und Bergen" (1877), "Mann und Weib" (1878), "Lustige Geschichten" (1879), "Aus meinem Handwerkerleben" (1880), "Als ich jung noch war" (1894), "Der Waldvogel" (1896) и др. "Gesammelte Werke" P. вышли в 1881 г. Собрание его сочинений для народа издано в 1895 г. в Вене. См. Str., "Австрийское крестьянство и его бытописатель" ("Вестник Европы", 1893, июнь). Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXVII (1899): Розавен -- Репа, с. 5--6.

II .

РОЗЕГГЕР Петер -- псевдоним до 1894 австрийского писателя Петри Кеттенфайера (Kettenfeier). Сын бедного крестьянина, получил скудное первоначальное образование. В ранней молодости служил пастухом, позднее был батраком. Пытался поступить в семинарию, но неудачно и в течение 4 лет обучался у портного. Чтением урывками пополнял свои скудные знания. Бесхитростные рассказы и стихотворения из крестьянской жизни, помещенные в народных альманахах, побудили Р. к самостоятельной творческой деятельности. Р. начал свою творческую деятельность со стихотворений на диалекте своей родины -- изданы они были в виде сборника "Zither und Hackbrett" , -- но вскоре перешел к прозаическим рассказам на лит-ом немецком языке. Выходец из австрийского крестьянства, Р. навсегда остался идеологом его хозяйственно наиболее слабой части, разоряемой капитализированным помещичьим землевладением. Разложение патриархального уклада австрийской деревни под влиянием растущего капитализма изображено в его "Höhenfeuer" , "Das ewige Licht" и др. Розеггер показал всю обреченность и пассивность разоряющегося слоя крестьянства, но в его произведениях однако нет социального протеста, к-рый характерен для его современника Анценгрубера (см .), близкого ему по народническим тенденциям. Жизненные коллизии разрешаются у Р. примирительным юмором и сентиментальным морализированием. Часто они абстрагируются и приобретают характер неразрешимых противоречий между природой и культурой. В своем популярном произведении "Die Schriften des Waldsschulmeisters" Р. художественно ставит эту проблему, отстаивая патриархальную самобытность крестьянского уклада против разлагающей его городской цивилизации. Свое credo Р. исчерпывающе выразил в словах: "Я ставлю естественное выше сделанного, сельское -- городского, простоту -- выше блеска, дело -- знания, сердце -- выше духа". Бытописатель австрийского крестьянства, Р. достигает наибольшей художественной силы в своих небольших народных рассказах, написанных в форме "Ich-Erzählung" и проникнутых тонким юмором. Особенно славились его "Das Volksleben in Steiermark и "Die Älpler" .

Библиография:

I. Ausgewählte Schriften (115 Lfgn), Wien, 1881--1894, Volksausgabe, 3 Serien, Wien (1895--1907); Ausgewählte Schriften, 30 Bde, Leipzig, 1899--1900; Gesammelte Werke, 40 Bde, Lpz., 1913--1916; Schriften in steirischer Mundart, 3 Bde, Graz, 1895--1896; Gabriel Mondfeld (юношеский роман), "Heimgarten", 1922--1923. Письма : Bettelheim A., Auerbach und Rosegger, "Deutsche Rundschau", 1903; Briefwechsel zwischen Harnerling und Rosegger, "Heimgarten", 1927; Briefwechsel zwischen P. Rosegger und Fr. Hausegger, hrsg. v. Siegmund Hausegger, Lpz., 1924. На русск. яз. перев.: Рассказы из жизни штирийских крестьян, М., 1901; Среди народа, СПБ, 1903; Избранные рассказы, СПБ, 1904; Когда я был еще пастушенком, СПБ, 1904; "I. Н. Ц. I.". Благая весть грешника, СПБ, 1906; Яков последний. История крестьянина нашего времени, Роман, М., 1907, и др. II. Rabenlechner M. M., Rosegger, der Didaktiker, в сб. "Literaturbilder fin du siècle", 1900, Bd VI, Lpz., 1900; M ö bius H. u. H., P. Rosegger, Lpz., 1903; Vulliod A., P. Rosegger, l"homme et l"œuvre, P., 1912 (в 1913 перев. на немецк. яз.); Kappstein Th ., Peter Rosegger, Stuttg., 1904; Schlosser A., Peter Rosegger, Lpz., 1921; Ertl E., P. Rosegger, Wie ich ihn kannte und liebte, Lpz., 1923; Nadler J., P. Rosegger, в сб. "Neue österreichische Biographie", B. I, Wien, 1923; Enzinger M., P. Rosegger, в сб. "Deutsches Biographisches Jahrbuch", Ueberleitungsband II, Berlin -- Lpz., 1928.

З . С .

Источник текста : Литературная энциклопедия : В 11 т . -- [ М .], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935 . -- Стб. 736--737. Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7361.htm

III .

РО ́ ЗЕГГЕР , Петер (31.VII.1843, Криглах, Штирия, -- 26.VI.1918, там же) -- австр. писатель. Представитель областнической (штирийской) литературы. Сын бедного крестьянина, в детстве был пастухом, затем батраком, странствующим портным. Занимался самообразованием. В 1870 опубл. сборник стихов на верхнештирийском диалекте "Цитра и гусли" ("Zither und Hackbrett"). Вместе с Р. Хёйбергером выпустил "Народные песни Штирии" ("Volkslieder aus Steiermark", 1872). Р. -- автор сб-ков "Стихи" ("Gedichte", 1891), "Моя песня" ("Mein Lied", 1911). В рассказах и романах из нар. жизни: "Штирийские истории" ("Geschichten aus Steiermark", 1871), "Записки учителя из леса" ("Die Schriften des Waldschulmeisters", 1875) и др. Р. выступает бытописателем альпийской деревни. Мн. рассказы автобиографичны. Юмористич. рассказы и шванки Р. объединены в сб-к "Плут с Альп" ("Der Schelm aus den Alpen", Bd 1--2, 1890) и др. В романе "Якоб Последний" ("Jakob der Letzte", 1888, рус. пер., 1907) Р. описывает разорение деревни в результате развития капитализма. С консервативно-народнич. позиций выступает в романах "Светский яд" ("Weltgift", 1903), "Благословение земли" ("Erdsegen", 1900) и др. Отсюда национализм и религ. искания (романы "Богоискатель" -- "Der Gottsucher", 1883; "Мой рай" -- "Mein Himmelreich", 1901, и др.). Стихи и мелкие рассказы Р. написаны на диалекте, романы -- на лит. яз. Соч .: Gesammelte Werke, Bd 1--40, Lpz., 1914--16; Ausgewählte Werke, Bd 1--4, W., 1964; в рус. пер. -- В Альпах, СПБ, 1899; Среди народа, СПБ, 1903; Когда я был еще пастушком, СПБ, 1903; Избр. рассказы, М., 1910; В горной тиши, СПБ, 1914; В гостях у дяди, М., 1915. Лит .: Vulliod A., P. Rosegger, Lpz., 1913; Pock E., P. Rosegger, Lpz., 1943; Latzke R., P. Rosegger, Bd 1--2, Weimar, 1943--53; Anderle J. G., P. Rosegger persönlich, Krieglach, 1952; Haslinger F., P. Rosegger als Jünger Merkurs und Apolls, Graz, 1964.

Плут м. плутовка ж. кто плутует, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек, особ. в мелочах, надувала, оплетала, ошукала. Плуту в руки не попадайся. Да умный человек не может быть не плутом! Грибоедов. Квас плут: воду навел, а сам ушел! о жидком квасе. Плутец, плутишка, плутыш б. шуточн. умный, хитрый, бойкий ребенок. Плутяга, смягченное прозвище плута. Плутища отъявленный. | Плутовка и плутовочка, б. шуточн. и ласкат. Эта плутовка всякого обойдет. Купец плутец. У всякого плута свои расчеты. Рука руку моет, а плут плута покрывает. Алмаз алмазом режется (или: гранится), плут плутом губится. Плут на плуте едет, плутом погоняет. Не душой худ, а просто плут. | Плут, плутево ср. плутиво, астрах. арх. черноморск. поплавок к сетям, шашка, балберка, обычно из осокоревой коры, вероятно от путать (плутать). Плутье ср. собират. плуты, обманщики, а также | плуты, плутева неводные, плутивье собират. Поладили шелковы невода, клали плутивья серебряные, песня. Плутень, плутонос, плутоноска утка широконоска, Anas clypeata. Плутня ж. ловкий обман, мошенничество, бездельничество. Всех плутней, кулаков и маклаков не перечтешь. Приказные плутни. Картежными плутнями люди живут. Политические плутни ныне в ходу. Плутовство ср. плутня; | мошенничество, как нечто отвлеченное. Плутость ж. плутство ср. стар. плутни, плутовство. За его пьяную плутость, послали на Верхотурье. Плутства их много. Плутовская увертка. Это плутовские ухватки, уловки. Плутливый и плутоватый, склонный к плутовству, готовый на это, при удобном случае; шуточн. хитрый, ловкий. Плутоватость ж. свойство, качество по прилаг., вороватость. Плуотовать, ловко обманывать, бездельничать, мошенничать; скрывать виды, намеренья, дела свои, под личиной прямоты; хитрить или лукавить, и надувать, оплетать кого, провести, обойти, объехать на кривых, обмишулить, обдурить. Он в картах плутует, шулерит. Выучись плутовать, так будешь богат. Здесь не плутуется, безличн. никто не плутует, и нельзя плутовать. Он вплутовался в общество, вошел обманом. Доплутуешь, -ся до беды. Опять заплутовал! Исплутовался парень. Наплутовался и уехал. Он всех оплутует. Отплутовался, отделался. Поплутовав, отстать трудно. Проплутовал век. Унять некому, все расплутовались. Сплутовал, брать! Плутованье ср. плутовство, плутни, как действие. Плутяжить, плутяжничать, промышлять плутовством, мошенничеством, заниматься плутовством, плутяжничаньем. Нет у нас плутогубцев, а есть только плутотерпцы. Плутать, плутовать, кривить душой, изворачиваться совестью. Да и самим бы вам не плутать, воро(а)м не потакать, стар. | Путать. Не плутай ниток, южн. Он что-то плутает, не сказывает правды. | Блуждать, блудить, заблудиться, потерять дорогу, не знать пути, бродить наобум. Всю ночь плутали, насилу к рассвету выехали на дорогу. | *Умственно сбиваться с пути, или попадать на ложную дорогу мышленья, рассужденья. Плутает вокруг да около, а до дела не доберется. Чем плутать, так лучше воротиться. Вяжи да путай, верти да кутай, мотай да плутай! Плутаться, плутать, в знач. бродить, неведомо где и куда. Мы сутки по бурану плутались. Вплутали они меня в дело. Выплутался кой-как. Доплутались до-лесу. Заплутались в лесу. Исплутали весь лес, а выхода нет. Наплутал сам на себя, наговорил. Оплутали его сыщики безвинно. Поплутали немножко. Переплутали повсюду. Меня за что приплутали тут? Проплутав до свету, нашли дорогу. Расплутай, распутай. Сплутал нитки комом. Плутанье, действ. по глаг. Плутальщик, плутала, кто плутает. Насилу плутальщики наши выбрались на дорогу. Этот плутала никуда дороги не найдешь, ровно малый какой. Проклятое, плутальное место, лешева кулига! Плутцы м. мн. пск. твер. пленки, силки, для ловли птиц.