Образец "зимнего" зачётного сочинения по литературе. Блок "Победа и поражение". Можно ли прожить счастливую жизнь без побед

Class="clearfix">

Все мы хорошо помним ещё со школы, что в предложении перед союзами а и но всегда ставится запятая, причём неважно, сложное это предложение или простое с однородными членами. С союзом и всё гораздо сложнее. Попробуем разобраться.

В самом общем виде правило выглядит так: в простом предложении с однородными членами запятая перед и не ставится , если этот союз одиночный : Я помню дачу и качели… Если союз и повторяется , запятая ставится между однородными членами перед союзом: Я помню дачу, и качели, и костёр над рекой… В сложном (сложносочинённом) предложении запятая перед союзом и , как правило, ставится : Я помню дачу, и ещё в памяти остались мои детские качели…

Таким образом, суммируем: в сложном предложении между его частями перед союзом и запятая ставится, в предложении с однородными членами ставится, если союз и повторяется . Чтобы избежать ошибки, достаточно правильно определить, какое перед нами предложение – простое с однородными членами или сложное, сложносочинённое. Для этого надо посмотреть, сколько в предложении грамматических основ (грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое). Если одна – предложение простое, две и больше – сложное. В наших примерах в предложении Я помню дачу и качели… одно подлежащее – я, и одно сказуемое – помню , то есть одна грамматическая основа, значит, предложение простое (дачу и качели – однородные дополнения). В предложении Я помню дачу, и ещё в памяти остались мои детские качели… две грамматические основы (я помню ; качели остались в памяти ), значит, предложение сложное.

Вернёмся к сложносочинённому предложению. В каких же случаях запятая перед и в нём не ставится ? Таких случаев несколько, а именно:

1) Если части сложносочинённого предложения объединены каким-то общим элементом: общим второстепенным членом, общим вводным словом, словосочетанием, предложением или общим придаточным предложением:

Сегодня утром ветер стих и . (Предложение сложносочинённое, Сегодня утром - общий второстепенный член для обеих частей; запятая перед и не ставится.)

Когда рассвело, ветер стих и наступила долгожданная тишина . (Предложение с разными видами связи; для частей 2 и 3, которые соединены сочинительной связью, придаточное предложение Когда рассвело является общим, значит, запятая перед и не ставится.)

2) Если каждая часть сложносочинённого предложения является вопросительным, побудительным или восклицательным предложением:

О чём говорится в этой передаче и для кого она предназначена? (Части - вопросительные предложения. Сравните: О чём говорится в этой передаче? Для кого она предназначена?)

Как прекрасна эта картина и сколько воспоминаний она навевает! (Части - повествовательные восклицательные предложения.)

Скрипач, играй и радуйся, народ! (Части - побудительные восклицательные предложения.)

3) Если части сложносочинённого предложения – это назывные или безличные предложения:

Летний вечер и лёгкая прохлада. (Части – назывные предложения.)

В доме натоплено и на веранде тепло. (Части – безличные предложения.)

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Ответ на этот вопрос зависит от жизненной позиции человека. Мы отличаемся друг от друга характерами, темпераментом, у нас разные нравственные устои и моральные ценности. Одни стремятся к спокойному и размеренному существованию, а для других подобная судьба лишена привлекательности и смысла – они жаждут взлётов и падений, побед и поражений.

О двух полярных жизненных философиях в аллегорической форме говорится в произведении «Песня о Соколе». Уж счастлив в своём ущелье: ему там «тепло и сыро», о большем он и не помышляет. Сокол видит в жизни иной смысл – в борьбе, стремлении «к свободе, к свету». Разумеется, для Ужа такие идеи – безумие: «рождённый ползать летать не может».

Люди, подобные горьковскому Соколу, стремятся к победам, а значит, не будут счастливы без них. Не важно, в чём именно они одержат верх: в схватке с противником, в споре с оппонентом или в семейном конфликте. Победа – их заветная цель, в ней заключается счастье. Таков Андрей Болконский, герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». В начале произведения он мечтает о подвигах и славе. Тихая жизнь для него неприемлема, поэтому князь идёт на войну. В сражении под Аустерлицем Андрей совершает подвиг – со знаменем в руках ведёт за собой солдат. В дальнейшем мировоззрение Болконского изменится, он придёт к вере. Однако ясно: люди, подобные ему, не бывают счастливы, если в их жизни нет побед – над противником или над собственными слабостями и недостатками.

У «ужей» другая позиция. Они любят покой и стабильность, а следовательно, ни победы, ни поражения их не интересуют, так как к счастью не имеют никакого отношения. Таким человеком является , герой одноимённого романа Н.А.Гончарова. Для Ильи Ильича идеальна спокойная жизнь – такая, какая была в Обломовке, имении, где прошло его детство. Герой Гончарова обретает счастье, живя с Агафьей Пшеницыной. Эта женщина смогла оградить его от житейских бурь и обеспечить безмятежное существование. Понятно, что людям, подобным Обломову, победы для счастья не нужны.

И «соколы», и «ужи» могут быть хорошими, достойными людьми. Те и другие способны добиться в жизни многого. Однако, как видим, взгляды на победу у них разные: первые счастливы, когда побеждают, а вторые счастливы и без побед.

Итак, наше мировоззрение напрямую влияет на отношение к жизни во всех её проявлениях. А потому нельзя однозначно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок сочинения: для одних людей счастливая жизнь без побед вполне возможна, для других – немыслима.

Возможна ли счастливая жизнь без побед?

Понятие «счастье» сугубо субъективно. Оно имеет множество лик и оттенков. Для кого-то достаточно минимума, а кто-то не прекратит поисков счастья, пока не достигнет намеченной цели и не почувствует сладостного наслаждения победы.

Природа наградила человечество различными типами характеров: от тихого, незлобивого, порою даже незаметного существа до активного, деятельного бойца. Примеров тому множество и в жизни, и в литературе.

Кому не известен гоголевский персонаж Акакий Акакиевич Башмачкин?! Мелкий государственный служащий, получающий искреннее наслаждение от переписывания деловых бумаг. Он часами готов выводить витиеватые «буквенные узоры», не вдаваясь в смысл того, что переписывает. Его радует сам процесс «писания». То обстоятельство, что после службы Акакий Акакиевич с нескрываемым удовольствием уже дома вновь занимался переписыванием текста, выводя с огромной любовью каждую букву, даёт мне право думать, что он вполне счастлив и удовлетворён жизнью. И, конечно же, ни о какой победе он и не помышляет. Далее Н.В.Гоголь знакомит читателя с главным событием в жизни этого героя – покупкой шинели и историей её приобретения. На мой взгляд, вряд ли можно назвать победой бытовые обстоятельства, связанные с экономией средств для приобретения обновки. А вот счастливых минут в жизни Башмачкина прибавилось. Он жил МЕЧТОЙ! Всё, что ему нужно было, это скорейшее приближение тех самых минут СЧАСТЬЯ! И он их испытал, правда, не так долго, как хотел…

Так можно ли назвать жизнь героя Н.В.Гоголя счастливой? Скорее, ДА , чем нет (за исключением финальной сцены смерти), хотя ничего героического он не совершил. Думается, что сам этот персонаж никогда и не задумывался о счастье и победах. Он просто жил .

Отечественная литература богата примерами спокойной размеренной жизни русского барства, не утруждающего себя мыслями о победе. Счастливых женских судеб в ней больше, чем мужских, впрочем, встречаются и мужские, например, пушкинский Дмитрий Ларин…

И всё же активных, ищущих себя, целеустремлённых героев в русской литературе больше, чем «обломовых» и « башмачкиных». Это закон жизни, которая немыслима без Рахметовых, Штольцов, Павлов Власовых, Серпилиных, Андреев Соколовых и многих-многих других. Не будь их и таких, как они, развитие на Земле остановится.

Произведений о замечательных людях множество. Выбор для осмысления прочитанного велик. И в первом литературном ряду стоит роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Любимые герои писателя всегда идут по жизненной дороге путём проб и ошибок. В поисках смысла жизни и своего места в ней пролетают порою годы. Но в конце концов они приходят к пониманию своей цели и своего предназначения на Земле.

Андрей Болконский рождён воином, борцом, защитником Отечества. Он сын своего отца. Отличается верностью слову, сдержанностью в общении, даже некоторой закрытостью. Но у меня ни на секунду не возникает сомнения в порядочности и надёжности этого человека. В отличие от гоголевского героя для Андрея счастливая жизнь без побед над ней, над собой немыслима. Сначала мечта о своём Тулоне, о личной славе. Затем переосмысление взглядов на жизнь. Приходит понимание главного: не ЛИЧНОЕ должно быть двигателем в судьбе, а ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ! Лишь при этом условии его появление на Земле приобретёт значение, лишь тогда эту жизнь можно назвать счастливой.

Несколько иной жизненный путь уготован Пьеру Безухову. Он, воспитанный гувернантками за рубежом вдали от отца, предоставленный самому себе, по приезде на Родину наслаждается свободой и материальной независимостью. Но со временем понимание и восприятие происходящего меняется: неразделённая любовь, неудачная женитьба, ошибочное увлечение масонством – всё это не может не отразится на взглядах молодого человека. Но время и события, в ней происходящие, делает своё дело. Взрослению Безухова «помогают» и дуэль с Долоховым, и развод с Элен, и разрыв с Баздеевым, и страдания, связанные с ничего не подозревающей Наташей… Жизнь неуклонно оттачивала характер Пьера, ненужное отбрасывая, а новое, полезное наращивая. И как следствие, на Бородинском поле был совсем другой человек, среди дыма и гари, разрывов снарядов не думающий о спасении собственной жизни, а защищающий родную землю. И это называется подвигом. И это счастливая жизнь (в эпилоге мы в этом убеждаемся).

Обобщая всё ранее изложенное, прихожу к выводу: ищущий, интеллектуально развитый человек МЕНЯЕТСЯ на протяжении всего своего долгого пути. Андрею Болконскому не пришлось кардинально изменять себя. В нём всё было заложено самой природой. Нужно было только слегка подточить, подправить, подшлифовать. Он по натуре своей победитель, герой. Возьму на себя смелость утверждать, что в жизни Андрей тоже был счастливым и на поле брани, и в личном плане: родил сына, познал настоящее и глубокое чувство любви к Наташе и умер прощённый и простивший, счастливыми глазами глядя в маленькое оконце, уводящее в небо

Над Пьером природе и жизни пришлось потрудиться больше. Причиной тому, скорее всего, было отсутствие в детстве мужского воспитания. Но время расставило всё по своим местам. Порядочность и лучшие душевные качества героя были вознаграждены любовью и преданностью Наташи. Он счастливейший отец четверых детей, любимый муж, верный друг и соратник передовых людей своего времени. Позади – тяжёлые жизненные испытания; в настоящем- счастливая семья и деятельность на благо России; впереди, надеюсь, громкая слава…

Так возможна ли счастливая жизнь без побед? Жизнь и русская литература показали, что однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку всё (или почти всё) зависит от самого человека, от его принципов, взглядов на действительность, внутреннего настроя.

Моя точка зрения по данному философскому вопросу такова: надо, а значит, буду стремиться к усовершенствованию своей личности и начинать планирую с маленьких побед над самой собой, чтобы прожить СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение. Тематическое направление «Победа и поражение» В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском и психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных.

6 слайд

Описание слайда:

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие- душевная подлость» Л.Н Толстой

7 слайд

Описание слайда:

Победа и поражение. Афоризмы по теме Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы жить. э. М. Ремарк Успех-это всегда чьё-то поражение. Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя Эрнест Хемингуэй

8 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Самая главная победа-победа над самим собой. Победы можно быстро добиться, самое трудное-её закрепить. Победа над страхом придаёт человеку силы. Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть «бой». Поражение помогает понять себя.

9 слайд

Описание слайда:

Как написать вступление по теме? Вступление первое. Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом. Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу и закрепить её. Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению. В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как человек находится в сложном положении. Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и умеет всегда закрепить этот успех. Почему же так происходит в жизни?

10 слайд

Описание слайда:

Переход от вступления к основной части сочинения Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения, всегда были интересны мировой литературе. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим, какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь путь исканий, путь побед и поражений. Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через какие неудачи и поражения они прошли.

11 слайд

Описание слайда:

Второй аргумент к основной части сочинения А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам. Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию, подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством, мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это- сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

12 слайд

Описание слайда:

Заключение к сочинению Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова? Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы, чем терпят поражение.

13 слайд

Описание слайда:

Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый? В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими взглядами оказался совсем не ко двору. Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор: сумасшествие. А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать. Что это? Поражение Чацкого? Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка? С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул положение Молчалина. А это и есть настоящая победа!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери» Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора. Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту. Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился итальянский композитор? Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую силу его таланта и великую силу его музыки. Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти, которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня. А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Теория Раскольникова и её крах Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг, подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать. Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается. Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Поражение и победа старого рыбака Сантьяго Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя. Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть верный друг-мальчик Манолино. Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда рыбак мужественно охранял рыбу от акул, которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь огромный скелет. «Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

21 слайд

Описание слайда:

Что же показал Эрнест Хемингуэй? О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»? Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой! Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал на писателя огромное впечатление. И он решил рассказать о достоинстве человека, о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную слабость, усталость и старость.

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:

«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».

И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:

…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!