Непрограммные произведения примеры. Большая советская энциклопедия - программная музыка. II. Объяснение нового материала

Татьяничева Людмила Константиновна

Поэт, общественный деятель

«Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал», «Как солнце в драгоценной грани в Урале Русь отражена», «Я без Урала не могу. Урал всегда со мною».

Эти строчки Людмилы Константиновны Татьяничевой давно стали хрестоматийными. Челябинская поэтесса, как никто другой, прославила Урал своим творчеством. Ее знают не только в нашей стране. Поэзия Л.К. Татьяничевой и сегодня современна своей патриотичностью, лиризмом, душевной тонкостью.

Людмила Константиновна известна взрослым читателям, но она создала и детскую поэтическую библиотечку, в которой насчитывается 12 сборников для разного возраста. И это, не считая того, что многие ее стихотворения, совсем не предназначенные детям, но настолько образные и ясные, что понятны им и близки.

К сожалению, творчество Л.К. Татьяничевой, адресованное детям, совсем не изучено, не исследованы его истоки. Может быть «детская сторона» ее поэзии родилась вместе с рождением ее сыновей и внуков? Может быть еще раньше, когда она - школьницей встречалась с П.П. Бажовым и показывала ему первые стихи? Не случайно она запомнила слова Павла Петровича: «не расставайтесь с детством. Как можно дольше не расставайтесь, и мир никогда не потускнеет в Вашей душе, и душа не огрузнет». (Мастер, мудрец, сказочник. - М., 1978. - С. 138).

Детские сборники Людмилы Константиновны начали издаваться с середины 50-х годов прошлого века в Москве, Свердловске, Челябинске и переводились на другие языки. К сожалению, они издавались в тонких переплетах, и вряд ли могли надолго сохраниться в библиотеках. Областная детская библиотека бережно хранит в своих фондах эти издания для детей: «На лугу», «Дело мастера боится», «Пять веселых молотков», «Яблоки для всех», «Веселый улей»... Хорошо, что лучшие стихи из этих сборников были помещены в более поздние издания, которые найти в библиотеках легче: «Звонкое дерево», «Зеленое лукошко», «Про Олю». Но и они изданы давно. Больше двадцати лет не переиздавались. Странно, что ни одно издательство не догадывается собрать лучшее из поэзии для детей Людмилы Константиновны и издать добрую книгу.

Все, что написано Людмилой Константиновой для детей, так же талантливо, как и для взрослых, так же освещено любовью к Уралу, его людям, природе. В своих стихах поэтесса делится с детьми своей мудростью, любовью, добротой. Известный московский писатель Сергей Баруздин писал: «В детскую поэзию Л. Татьяничева принесла природу и рабочий дух Урала. То, что в прозе делал П.П. Бажов. То, что делает в прозе и в сказках Евг. Пермяк. А это так важно!»

Много стихотворений она написала о самих детях. В этих стихах она просто и образно говорит с детьми об очень важных вещах: о добре и зле, умелых руках, отношении друг к другу и к животным. Стихи легко запоминаются ребятами. Есть у нее стихи-сказки («Лопух», «Сказка о громе», «Печальная история»).

Людмила Константиновна умела и любила говорить с детьми, много раз выступала перед читателями детских библиотек.

Ее стихи для детей младшего возраста и небольшой рассказ о ней вошли в первое в истории детской литературы Челябинской области учебное пособие «Хрестоматию по литературе родного края. 1 - 4 класс» (Челябинск: Взгляд, 2002).

Жизнь Людмилы Константиновны была куда сложнее и богаче, чем об этом пишут ее биографы.

Когда-то она написала очерк «Коротко о себе». Так это «коротко» и переходит из книги в книгу, из статьи в статью. Мы многого еще не знаем о ее жизни, детстве. Кстати, почему-то почти ни в одном материале нет информации о том, что она в детстве училась вместе с сыном Павла Петровича Бажова, бывала у них дома, показывала Бажову свои первые стихи. Об этом она писала в своих воспоминаниях о П.П. Бажове.

Людмила Константиновна родилась 19 декабря 1915 года в маленьком русском городе Ардатове (бывшая Симбирская губерния, теперь Мордовия). О ее раннем детстве почти ничего не известно. Ей было всего три года, когда погиб ее отец (по одним источникам - один из первых комиссаров губернии, по другим - студент-медик). Мама - учительница забрала дочку и уехала в глухую деревню работать в школе. Там начала учиться и Людмила. И вдруг, опять большое горе: заболела и после тяжелой операции умерла мама. Так, в 10 лет, Люда Татьяничева осталась круглой сиротой. Потом, через много лет она напишет об этих горьких днях, о смерти матери: «Мне очень хотелось запомнить ее могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им теплый ствол березки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу. Так оборвалось мое детство».

С маленьким фанерным чемоданчиком приехала она в Свердловск (Екатеринбург) к дальним своим родственникам - Кожевниковым, у которых не было своих детей, они приняли ее, как родную дочку.

Ее отчим - учитель физики - был заядлым охотником и путешественником, брал Людмилу в плаванье по реке Чусовой, учил стрелять, ловить рыбу, понимать язык деревьев, птиц, звезд. Наверное, тогда она «заболела» Уралом и стала считать своей родиной Урал. Его жена - Мария Александровна была учительницей литературы. Она много сделала, чтобы помочь девочке полюбить поэзию, литературу.

В детстве Людмила много читала, пыталась писать стихи. В пятом классе она училась вместе с Алешей Бажовым и бывала у них в доме. Павел Петрович тогда еще не написал знаменитых уральских сказов, но все уже знали его как хорошего журналиста и писателя.

Однажды Люда Татьяничева решилась прочитать Павлу Петровичу свои стихи. Он улыбнулся и сказал: «Есть в тебе, Людочка, живой огонек, а стишки твои похвалить не могу. Только ты не горюй и не гаси в себе первые искорки». И дал Людмиле советы, которые запомнились ей на всю жизнь и очень пригодились.

Детство закалило ее характер, ей очень хотелось скорее стать самостоятельным человеком. Ее никто не заставлял, она сама, в 15 лет стала работать на вагоностроительном заводе токарем. Кроме слез от неудач были и успехи, и радость работы, и хорошие стихи.

Потом был рабфак (рабочий факультет), учеба в институте цветных металлов. Она могла бы стать хорошим инженером, но поэзия «перетянула». Ей захотелось делать большие интересные дела и писать об этом. В это время страна, особенно молодежь, строила Магнитку. Тогда еще не было города Магнитогорска, а только строился огромный металлургический комбинат. Людмила бросила институт и в 19 лет (в 1934 году) приехала на Магнитку.

Люди жили в тесных, холодных бараках. Трудности не пугали молодых строителей. Комсомол направил Людмилу на работу в газету «Магнитогорский рабочий». В городе «кипела» литературная жизнь. Людмила стала членом литературной бригады «Буксир», познакомилась с поэтами и писателями - Михаилом Люгариным, Борисом Ручьевым, Марком Гроссманом, Василием Макаровым... Пришла любовь. Николай Смелянский - тоже работник газеты, литератор, стал ее мужем. Удивительно, что они родились в один день (19 декабря)! Только он на 10 лет был старше. Это была любовь на всю жизнь.

У них родились два сына. Это не помешало Татьяничевой учиться заочно в Литературном институте имени Горького. Закончила институт Людмила Константиновна в первый год войны.

Война. Многие мужчины ушли на фронт. Женщины заменили их у станков на заводах. Металлургический комбинат стал плавить сталь для танков, снарядов. Без этой стали, без труда магнитогорских тружеников не было бы и Победы. Татьяничева пишет стихи о времени, о людях. В 1944 году выходит первый сборник стихотворений Людмилы Константиновны - «Верность». Стихи из этого сборника печатались во фронтовых газетах. И не случайно бойцы на фронте хранили вырезки с этими стихами вместе с дорогими для них письмами родных. Потом она не раз вернется к теме войны:

Пусть не в меня в прямом бою

Вонзался штык чужой огранки.

Прошли сквозь молодость мою

Года тяжелые, как танки...

Нет горше будней фронтовых,

Но эти - вряд ли были легче...

В конце войны Татьяничева переехала в Челябинск. Но Магнитку никогда не забывала. Она сыграла особую роль в жизни и творчестве Татьяничевой: «чем была для меня Магнитка - Молодостью. Любовью. Песней. Романтикой. Школой мужества, трудолюбия и гражданственности».

В Челябинске Татьяничева много работала как руководитель, возглавляла областное книжное издательство. В 1946 году, когда вышло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтесса за свой новый сборник стихов («Лирика», ОГИЗ, 1946) выдержала нападки критики. Ее обвиняли в «ахматовщине», «безыдейности», в том, что она в стихах уделяет слишком большое внимание личным чувствам и переживаниям. Эти нападки были очень опасными и для нее. и для семьи. Ей пришлось собственноручно уничтожить пять тысяч экземпляров своей книги (остался только один), много пережить, заставить себя писать по-другому, больше о родине, труде, героизме, меньше о личном. И только в последние свои годы она дала себе право писать о том, о чем ей хотелось. О ее сложной поэтической судьбе писал челябинский журналист Михаил Фонотов. Издательство «Русская книга» выпустило книгу дневников и писем Татьяничевой «Мне бы только успеть» (2002). Эта книга многое открывает, какой была жизнь поэтессы, какой была она сама.

С 1948 года 10 лет Татьяничева была ответственным секретарем челябинской областной писательской организации. И только с 1959 года Людмила Константиновна стала считать себя профессиональным писателем. Она много писала об Урале, уральских мастерах и мастерстве («Прославлены умельцы камнерезы», «Чеканщик», «Каслинское литье» и др.). Много и хорошо писала Татьяничева о природе нашего края. Можно было бы составить сборник ее стихотворений о деревьях, цветах, птицах Урала. Но, наверное, главное, о чем писала поэтесса, - доброта. Недаром один из лучших сборников ее стихотворений назван «Будьте добры» (составитель - Ефим Ховив), куда вошли ее лучшие стихотворения и воспоминания о ней современников. И стоит обратить внимание на слова писателя Михаила Алексеева о Татьяничевой: «...Прекраснейший поэт, самобытнейший, неповторимый, как уральский самоцвет, Людмила распространяла вокруг себя некое сияние, в лучах которого и ты делаешься светлее и, главное, добрее. Доброта - это, может быть, самый великий дар Божий, который Людмила несла в душе своей...».

В 1965 году Людмилу Константиновну пригласили работать секретарем правления Союза писателей РСФСР в столицу. В Москве она прожила и проработала до конца своих дней. Писательница была человеком очень деятельным, встречалась с людьми, многим помогала, особенно молодым авторам. Была членом редколлегии журнала «Урал», «Культура и жизнь», альманахов «Южный Урал», «День поэзии» и др. Она много ездила по стране и другим странам. Но не бросала писать стихов даже тогда, когда тяжело заболела. Ее внук - писатель Василий Юрьевич Смелянский писал, что «...у нее каждая минута уходила на работу. Вся жизнь была расписана... Жизнь ее шла в бешеном графике, работоспособность была очень высокой. К сожалению, такое перенапряжение, видимо, приблизило смертельную болезнь...»

Почти каждый год выходили ее книги. Издано 75 сборников ее стихов в Москве, Свердловске, Челябинске, за рубежом. Ряд композиторов написали музыку на ее стихи. За свой труд Людмила Константиновна была награждена орденом Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета», медалями. Была Лауреатом Государственной премии (за книгу «Зорянка» 1970).

Как она выглядела? Высокая, статная, красивая. Если бы она была актрисой, то ей легко было бы играть цариц. Не случайно внук Татьяничевой назвал ее «царственной женщиной». Семейная жизнь у Людмилы Константиновны сложилась счастливо, выросли достойные сыновья, внуки.

Умерла она в Москве, в апреле 1980 года. Одно из своих последних стихотворений («Лирическое завещание») поэтесса начала так:

На Урал мое сердце летело.

Пусть Урал его сохранит...

А закончила словами:

На Урал мое сердце летело,

Пусть останется там.

Сердце Людмилы Константиновны осталось в ее стихотворных строчках, которые не стареют от времени.

Урал помнит Людмилу Константиновну. В Челябинске есть улица имени Татьяничевой, библиотека N 26 носит имя поэтессы. В библиотеке был музей Л. К. Татьяничевой, к сожалению, сейчас его нет. На доме, где она жила (угол Свердловского проспекта и ул. Сони Кривой), укреплена мемориальная доска, выполненная скульптором В. Авакяном. Мемориальная доска установлена и в Магнитогорске, и в Екатеринбурге, где Людмила Константиновна жила в детстве и юности. Есть Всероссийская ежегодная литературная премия имени Л.К.Татьяничевой (с 2000 года). За последние годы ею награждены: Валентин Сорокин (2007), Е. Хоринская - старейшая писательница и поэтесса Екатеринбурга (2008) и др.

19 декабря 2000 года в Государственном Академическом театре драмы Челябинск торжественно отметил 85 - летие поэтессы.

В честь нашей землячки названа малая планета (номер 3517), расположенная между Марсом и Юпитером. Судьба распорядилась так, что на Кунцевском кладбище, где похоронена Людмила Константиновна, недалеко от ее могилы похоронен директор Крымской обсерватории, который очень любил поэзию Татьяничевой и дал ее имя планете.

По решению семьи Татьяничевой - Смелянских личные вещи и литературный архив поэтессы был передан Челябинску. Жаль, что нет у нас в городе ни литературного музея, ни постоянной экспозиции в областном краеведческом музее.

Н.А. Капитонова

Произведения Л.К. Татьяничевой для детей:

Для старшего школьного возраста:

Будьте добры: (Стихи разных лет) // Татьяничева, Л. Будьте добры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. - С. 10-181.

Верность. - М.: Русская книга, 2005. - 559 с.

Двойная радуга. - М.: Дет. лит., 1972. - 63 с.

Десять ступеней. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980. - 190 с.

(Стихотворения) // Литература России. Южный Урал: хрестоматия, 5-9 класс. Челябинск: Взгляд, 2002. - С. 199-206.

(Стихотворения) // Литература России. Южный Урал: хрестоматия, 10-11 класс. - Челябинск: Взгляд, 2003. - С. 8-10, 61-62, 80, 127, 165, 193-194, 292-293, 324.

Я другой не искала судьбы: Избранные стихи. - Оренбург: Димур, 1997. - 276 с. - (Современники - ХХ век).

Для дошкольного и младшего школьного возраста:

Веселый улей. - Челябинск: Кн. изд-во, 1965. - 40 с.

Дело мастера боится. - Челябинск: Кн. изд-во, 1959. - 23 с.

Звонкое дерево. - М.: Сов. Россия, 1973.- 63с., ил.

Зеленое лукошко. - М.: Дет. лит., 1985. - 47 с.

На лугу. - Челябинск: Кн. изд-во, 1956. - 16 с.

Про Олю. - М.: Малыш, 1983. - 18 с., ил.

Пять веселых молотков. - Свердловск, 1960. - 26 с.

Хрустальная горка. - Свердловск, 1962. - 24 с.

Что ты умеешь. - М.: Малыш,1967. - 16 с.

Яблоки для всех. - Челябинск: Кн. изд-во, 1963. - 32 с.

Жислина, С. Поэзия высокого накала.- Челябинск, 1965.- 48 с.

Баруздин, С. О Людмиле Татьяничевой // Баруздин, С. Заметки о детской литературе.- М., 1975. - С. 325-329.

Ханбеков, Л. Судьба - это мы. - Челябинск, 1984. - 137 с.

Сорокин, В. Красивая и строгая // Сорокин, В. Благодарение. - М., 1986. - С.108-125.

Татьяничева, Л. Коротко о себе // Собр. соч.: В 3-х т.- М., 1986. - Т. 3. - С. 387-391.

Федоров, В. Дочь Урала // Татьяничева, Л. Собр. соч.: В 3-х т. - М., 1986. - Т. 1. - С. 5-18.

Гальцева, Л. «Свой край полюбив навсегда» // Каменный пояс: лит. - худож. и обществ. - полит. сб. - Челябинск, 1987. - С. 223-233.

Гальцева, Л. «В Урале Русь отражена» // Гальцева, Л. «В Урале Русь отражена». - Челябинск, 1991. - С. 168-174.

Татьяничева Людмила Константиновна // Писатели Челябинской области: биобиблиогр. справ. - Челябинск, 1992. - С. 196-202.

Лазарев, А. Поэтические раздумья // Репортаж из ХХ века: Челябинский рабочий, 1908 - 1998. - Челябинск, Екатеринбург, 1998. - С.113-121.

Скрипов, А. Челябинск - 20 век: 1951-1960 гг. // Вечерний Челябинск. - 1999. - N 208. - С. 5-10.

Смелянский, В. Архив любви / Записала И.Богданова. // Челябинск. - 1999. - N 2. - С. 40.

Судья, С. Судьбой с Уралом связана // Городской дилижанс (Челябинск). - 1999. - N 12. - 18 апр.

Воспоминания современников // Татьяничева, Л. Будьте добры. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2000. - С. 183-309.

Скворцов, К. Была когда-то война // Деловой Урал (Челябинск). - 2000. - 28 дек.

Скрипов, А. Татьяничева: «Мне солнце приказало!» // Скрипов, А. Челябинск - 20 век: 1901-2000 гг. - Челябинск, 2000. - С. 191-194: фото.

Ховив, Е. Она не была человеком трибуны // Челябинский рабочий, 2000. - 19 дек.

Голубицкая, М. Татьяничева, которую мы не знали // «Всем» (Челябинск), 2001. - 15 дек.

Смелянский, Ю. Татьяничева Людмила Константиновна // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, Каменный пояс. 2001. - С. 844.

Фонотов, М. А счастья не знала... // Фонотов, М. Соловьиный остров. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2001. - С. 141-143.

Татьяничева Людмила Константиновна // Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 класс. - Челябинск: Взгляд, 2002. - С. 333-335.

Татьяничева Людмила Константиновна // Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 класс. - Челябинск: Взгляд. 2002. - С. 195-199.

Ягодинцева, Н. Татьяничева Людмила Константиновна // Календарь знаменательных и памятных дат, Челябинская область, 2005. - Челябинск, 2004. - С. 188.

Белозерцев, А. Урал в ее сердце // Белозерцев, А. Священного призвания стихия: о жизни и творчестве поэтов Южного Урала. - Челябинск: Дом печати, 2005. - С. 36-51.

Сорокин, В. Красивая и строгая // Татьяничева, Л. Верность. - М.: Русская книга, 2005. - С. 3-20.

Струков, И. О счастье я не знала ничего // Челябинский рабочий, 2005. - 20 дек.

Смелянский, Ю. Татьяничева Людмила Константиновна // Челябинская область: энциклопедия. В 7 т., - Челябинск: Каменный пояс, 2006. - Т. 6. - С. 418.

Фонотов, М. А счастья не знала // Фонотов, М. В поисках Рифея. Вып. 1. - Челябинск: Взгляд, 2008. - С. 141-144.

Стихотворения

Людмила Константиновна Татьяничева (1915-1980) - русская советская поэтесса, прозаик, общественный деятель.

Она родилась 6 (19) декабря 1915 года в в тихом среднерусском городке Ардатове в семье сельской учительницы и студента-медика. В 10 лет осталась круглой сиротой.

На воспитание девочку взяли бездетные родственники из Свердловска. В этой интеллигентной семье всячески поощряли поэтический дар Людмилы, который она унаследовала от матери.

В 19 лет, прервав учебу в Свердловском институте цветных металлов, отправилась по зову души на строительство Магнитки, где её в 112-м «писательском» бараке приютила семья поэта М. М. Люгарина. Работала в «Магнитогорском рабочем» – репортером, литработником в отделе писем, руководителем отдела культуры и быта. Литературная жизнь Магнитогорска тех лет била ключом. В ней участвовали Борис Ручьев, Василий Макаров, Александр Авдеенко, Михаил Люгарин, Марк Гроссман, Вячеслав Дробышевский, Николай Смелянский, Анатолий Панфилов и другие.

Работу, творчество, общественную деятельность, воспитание сына Людмила Татьяничева совмещала с обучением в Литературном институте имени Горького.

В 1944 году в Челябинске вышел ее первый сборник «Верность». Через несколько месяцев поэтесса возглавила областное книжное издательство. И на этой должности стала «крестной матерью» для многих молодых южноуральских поэтов.

В 1965 году переехала в Москву, где 10 лет работала секретарем правления Союза писателей РСФСР.

Ее награды: орден Октябрьской революции (1975), орден Трудового Красного Знамени (1965, 1971), орден «Знак Почета» (1952, 1960). В 1971 году за книгу стихов «Зарянка» удостоена Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького.

Скончалась Людмила Татьяничева 8 апреля 1980 года. Похоронена на Кунцевском кладбище в Москве.


Людмила Константиновна Татьяничева


Коротко о себе

Если бы к человеческим судьбам, как к поэмам или повестям, принято было давать эпиграфы, то эпиграфом к судьбе моего поколения я взяла бы известные строки Маяковского:

Я думала об этом возле памятника комсомольцам первой пятилетки, установленного недавно в одном из новых скверов правобережного Магнитогорска - вечно юного города моей юности…

Жизнь, в её неудержимо стремительном движении, редко дарит нам такие минуты, когда действительность прошлого, оживая в памяти, сливается с настоящим. События давних лет с новой силой волнуют тебя, и ты понимаешь, что всё лучшее, всё главное в твоей судьбе, как ветвь с могучим стволом, связано с жизнью народной. Да иначе и не могло быть - ведь моё поколение росло и мужало вместе с революцией!

Революции, советскому строю я обязана решительно всем. И прежде всего нелёгкой, но единственно необходимой для меня судьбой поэта…

Родилась я в декабре 1915 года в тихом среднерусском городке Ардатове, что стоит на высоком берегу реки Алатырь.

Отца своего не помню. Он умер, когда мне было три года. Моя мать, Агриппина Степановна Татьяничева, учительствовала. По отзывам людей, знавших её, была она человеком одарённым и необычайно добрым. Людям, попавшим в беду, готова была отдать последнее. Она писала стихи, вела дневник. К сожалению, мне не пришлось прочитать ни одной строки. Стихи её не сохранились…

Последние годы мы жили в мордовском селе Хлыстовка Чамзинского района.

Отчётливо помнится небольшое школьное здание с двумя классными комнатами и боковушкой, в которой мы ютились.

Через тонкую перегородку я слышала спокойный голос матери, терпеливо и методично обучавшей малышей азам русской грамоты.

В те годы вся Россия садилась за ученические парты. По вечерам мама уходила в Народный дом - учить грамоте взрослых. Одной мне оставаться было страшно, и мама брала меня с собой. Эти вечера в полутёмном холодном клубе запомнились на всю жизнь. Взрослые, а нередко и совсем пожилые люди, в лаптях и латаной-перелатаной домотканой одежде, подобно детворе, хором повторяли: «Мы-не-ра-бы».

Острой болью врезался в память день смерти Ленина. Лютый мороз. Скорбные лица. Немая тишина… Мамины тонкие руки обвивают траурной сатиновой лентой портрет улыбающегося Ильича. В глазах у мамы - непролитые слёзы. От этого глаза кажутся ещё темнее и больше.

А два года спустя на мои плечи обрушилось новое большое горе. После неудачной операции в Казани умерла моя мать.

Мне очень хотелось запомнить её могилку, тот бедный холмик, в изголовье которого не было ни креста, ни памятника, ни красной звезды. Я сняла со своей шеи шерстяной шарфик и обвязала им тёплый ствол берёзки, росшей поблизости, искренне веря, что по этой примете смогу безошибочно отыскать дорогую для меня могилу.

Так оборвалось моё детство…

Мне было всего десять лет, когда я впервые самостоятельно отправилась в дальний путь. В старом фанерном баульчике уместился весь небогатый скарб. А путь мой лежал на Урал, в Свердловск, где жили дальние родственники Кожевниковы. Своих детей у них не было, и они решили взять меня на воспитание.

Семья была интеллигентной. Константин Рафаилович Кожевников был человеком незаурядным. Он беззаветно любил свою профессию преподавателя физики. Страстный охотник, с детства влюбленный в Урал, он охотно делился со мной своими знаниями и наблюдениями, учил понимать живую душу природы.

Его жена, Мария Александровна, преподавала русский язык и литературу в различных учебных заведениях Свердловска, всячески поощряя моё увлечение поэзией. Книжные шкафы в моём новом доме ломились под тяжестью книг, и я всё своё время, остававшееся от школьных занятий, отдавала чтению.

После окончания семилетки началась для меня трудовая жизнь: я пошла работать на вагоностроительный завод имени Воеводина ученицей токаря. Здесь впервые ощутила чувство рабочего товарищества и личной причастности к коллективному труду. И ни с чем не сравнимую радость, когда из куска металла формируется точная деталь, сверкающая стальными гранями. Деталь, выточенная твоими собственными руками!

Завод находился в самом центре Свердловска, недалеко от городского пруда. Он составлял частицу истории старого Екатеринбурга. Недавно, приехав в Свердловск, я увидела на месте старых приземистых цехов «Монетки» (монетного двора, преобразованного впоследствии в вагоностроительный завод) пустырь, на котором поднимется зелёный сквер. Наверное, очень красивый сквер. И всё же мне всегда будет недоставать моего первого завода. Говорю «первого» потому, что был и есть ещё один завод - могучий Магнитогорский комбинат, вошедший в мою судьбу заглавной страницей…

Встреча с Магниткой произошла весной 1934 года. Окончив рабфак и два курса института цветных металлов, я поехала на великую стройку у подножья горы Магнитной.

Почему? Потому что не поехать туда не могла! Ведь Магнитка в те годы для молодого сердца значила не меньше, чем Сибирь для молодёжи шестидесятых годов.

Встретил Магнитогорск порывистым степным ветром, величавыми силуэтами первых домен и коксовых батарей, весёлым стрекотом перфораторов, стремительным ритмом жизни. И, конечно, барачным неуютом, бездорожьем, огромными пустырями. И первым букетом из серебристого ковыля- травы одичалых земель.

Зато - всюду молодость. Можно было целыми днями ходить по городу и не встретить ни одного старика. А пожилые люди казались по-спортивному молодыми и задористыми.

Горком комсомола направил меня в редакцию городской газеты «Магнитогорский рабочий». Работала репортёром в отделе хроники, литературным работником в отделе писем, заведовала отделом культуры и быта. И, разумеется, продолжала настойчиво пробовать свои силы в поэзии.

Литературная жизнь Магнитогорска тех лет била ключом. Мы выпускали литературные страницы в городских и многотиражных газетах. Был у нас даже свой ежемесячный журнал «За Магнитострой литературы». Формировалась сильная литературная организация. В неё входили: Борис Ручьёв, Василий Макаров, Александр Авдеенко, Михаил Люгарин, Марк Гроссман, Вячеслав Дробышевский, Николай Смелянский, Анатолий Панфилов и другие.

Магнитка притягивала к себе крупных писателей и журналистов не только из столицы, но и из-за рубежа.

В молодости сил хватает на многое. Оперативная работа в редакции. Общественные поручения. Депутатские обязанности в горсовете. Воспитание сына. Всё это не мешало учиться заочно в Литературном институте имени Горького, писать стихи, много читать, широко общаться с интересными людьми…

А потом грянула Великая Отечественная. Последние государственные экзамены в литинституте наш выпуск сдавал уже во время войны, когда над Москвой выли сирены воздушной тревоги, а многие наши товарищи, наскоро попрощавшись, уходили на фронт и в ряды ополчения. Как я завидовала им! Но дома, в Магнитогорске, ждал пятилетний сын. О фронте нечего было и думать.