На пульсе транспортных артерий страны

Руководитель Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ генерал-майор Александр Ярошевич / Фото: Пресс-служба МО РФ

Значение автомобильных войск в Вооружённых Силах невозможно преувеличить.

Трудно представить современную жизнь без средств передвижения, и прежде всего самых распространённых – автомобилей. Ни одно воинское подразделение не выполнит свою задачу без использования техники на колёсном ходу.

Об истории зарождения и развития военного автомобильного дела, его сегодняшнем дне и ближайшем будущем специально для «Красной звезды» рассказал руководитель Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ генерал-майор Александр Ярошевич.

– Александр Валентинович, профессиональный праздник армейских водителей и всех, связанных с организацией применения и обслуживанием автомобильной техники Вооружённых Сил, – День военного автомобилиста, относительно молод и отмечается с 2000 года. Но мы знаем, что его истоки уходят в конец XIX – начало XX века. Расскажите, как всё начиналось.

– Первые прототипы автомобилей – два паровых тягача на колёсном ходу – появились в Русской армии в 1876 году. Что касается автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, то первое достоверное упоминание об автотехнике в армии относится к 1897 году, когда 6-местный автомобиль «Делаге» был использован во время Белостокских манёвров.

Первая мировая война показала, что будущее за автомобилями. В это же время были сформированы первые автомобильные подразделения – специальные автомобильные части, 29 мая 1910 года – учебная автомобильная рота. Именно эта дата и считается днём образования автомобильных войск.

– Что представляют собой автомобильные войска в настоящее время?

– Автомобильные войска, согласно принятой Минобороны терминологии, это специальные войска, предназначенные для выполнения воинских автомобильных перевозок личного состава, материальных средств, а также для эвакуации раненых, больных, имущества и трофеев.

Автомобильные части и подразделения, как правило, входят в состав сил и средств материально-технического обеспечения объединений, соединений, частей всех видов и родов войск и представлены автомобильными батальонами, ротами, взводами и отделениями.

Автомобильные батальоны являются основной тактической единицей автомобильных войск. Они обладают автономностью и способны действовать самостоятельно на отдельных направлениях.

Развитие средств вооружённой борьбы, высокий динамизм и манёвренный характер боевых действий предъявляют новые требования к подразделениям Вооружённых Сил. На сегодняшний день автомобильные подразделения оснащены современным вооружением и военной техникой, в том числе и оборудованием ГЛОНАСС.

– Как мы видим, ни один вооружённый конфликт не обходится без использования автотранспорта. А чем автомобильные войска занимаются в мирное время?

– В первую очередь, мы работаем над совершенствованием своих профессиональных навыков. Успешное ведение современных операций (боевых действий) в значительной степени зависит от своевременной и полной доставки материальных средств войскам в условиях частых и резких изменений обстановки, активного воздействия противника высокоточным оружием по транспортным коммуникациям. В решении этой задачи автомобильному транспорту отводится решающая роль. Обладая высокой живучестью и манёвренностью, различного типа автомобили – это основной вид транспорта в войсковом и оперативном тылу. Кроме того, они выполняют роль связующего звена между железнодорожным, воздушным, морским (речным) и трубопроводным транспортом, чем обеспечивается непрерывность подвоза материальных средств.

В этой связи к профессиональным качествам военного водителя предъявляются самые высокие требования. Человек за рулём армейского автомобиля должен не только быть выносливым и совершать многокилометровые марши в составе автомобильной колонны, в опасных дорожно-транспортных ситуациях и в условиях активного воздействия противника, в том числе высокоточным и химическим оружием, но и уверенно поражать цели из стрелкового оружия и разбираться в политической обстановке.

Для примера, по опыту автомобильных перевозок в условиях Афганистана, температура кузовов автомобилей достигала 70 градусов. На один километр горной дороги водитель пользовался сцеплением 10–12 раз, а тормозами в 5–8 раз больше, чем на равнинной. Суточные потери влаги водителем составляли 5–6 литров. Конечно, современная техника более совершенна и комфортна, но нередко в экстремальных условиях военные водители, так же как их предшественники, совершают мужественные поступки и испытывают значительные трудности. Но с задачами справляются, что убедительно подтверждают тысячи километров, пройденных ими по жарким сирийским пустыням ради оказания помощи народу этой арабской страны.

«Ежедневно в Вооружённых Силах выходит в рейс свыше двух тысяч автомобилей, ежегодно воинским автомобильным транспортом перевозится свыше 3,5 млн тонн воинских грузов»

Для повышения мастерства военных водителей в Вооружённых Силах России ежегодно проводится конкурс на лучшего младшего специалиста (подразделение) материально-технического обеспечения, в котором помимо других специалистов тыла соревнуются военные водители и автомобильные подразделения. Из года в год они показывают высокие профессиональные навыки в вождении автомобилей, в огневой подготовке, способность в кратчайшее время устранить неисправность автомобиля.

Кроме того, следует знать, что автомобильные войска как в военное, так и в мирное время постоянно выполняют боевую задачу. Ежедневно в Вооружённых Силах выходит в рейс свыше двух тысяч автомобилей, ежегодно воинским автомобильным транспортом перевозится свыше 3,5 млн тонн воинских грузов.

– Ежедневный выход в рейс такого количества автомобилей, несомненно, требует чёткой координации, устойчивого управления и непрерывного контроля…

– Да, вы правы. Ежедневно в транспортном процессе автомобильных перевозок Вооружённых Сил задействовано свыше 3 тысяч объектов: автотранспорт, грузоотправители, грузополучатели и различные органы военного управления. Планирование и координацию действий всех участников транспортного процесса перевозок автомобильным транспортом осуществляют автомобильно-дорожные службы. Это сложная логистическая система, состоящая из нескольких подсистем, одна из которых – диспетчерский контроль перевозок.

В целях повышения эффективности доставки грузов воинским частям подразделения диспетчерского контроля, а также автомобильные батальоны оснащены автоматизированной системой контроля, функционирующей с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Данная АС позволяет не только осуществлять контроль за ходом выполнения перевозок в режиме реального времени, но и оперативно управлять ими, обеспечивая при этом безопасность. Это современная система управления перевозками. Она доработана в соответствии с требованиями Минобороны, а её основной отличительной чертой от аналогичных систем гражданского сектора является возможность контроля перевозок и без использования ГЛОНАСС.

– Александр Валентинович, что бы вы пожелали своим сослуживцам и коллегам в этот праздничный день?

– Военные события и конфликты последних лет, повседневная жизнедеятельность личного состава воинских частей и подразделений автомобильных войск подтверждают, что военные автомобилисты с честью выполняют свой воинский долг по обеспечению безопасности России, настойчиво приумножают лучшие боевые и трудовые традиции российских воинов.

От всей души поздравляю воинов-автомобилистов с профессиональным праздником, желаю успехов в решении непростых задач Вооружённых Сил Российской Федерации, крепкого здоровья и благополучия!

Беседовал Олег Грозный.

МОСКВА, газета "Красная звезда"
12

Служба военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации (ВОСО), ответственная за транспортное обеспечение частей армии и флота, отмечает в этом году свой 150-летний юбилей. За годы служения Отечеству служба, трансформируясь, меняя организационную структуру и систему управления, совершенствуя средства технического оснащения, неизменно сохраняла преемственность, учитывая опыт предшественников и традиции поколений.

Об истории службы, ее современных функциях, путях сообщений (железнодорожных магистралях, воздушных линиях и водных маршрутах), о роли службы в перегруппировках войск (сил), об изменениях в подходах и схемах организации воинских перевозок рассказал в интервью корреспонденту журнала «Армейский сборник» А. Петрочинину руководитель Департамента транспортного обеспечения Минобороны РФ генерал-майор Александр Ярошевич.

Александр Валентинович, в чем заключается роль Службы военных сообщений в общей системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и какова ее нынешняя организационная структура?

Служба военных сообщений на современном этапе выполняет задачи в соответствии с планом деятельности Минобороны России и ежегодными планами подготовки вооруженных сил. В первую очередь это относится к удовлетворению потребностей вооруженных сил в воинских перевозках, направленных на поддержание боевой готовности войск (сил) и обеспечению их жизнедеятельности.

При этом Служба военных сообщений контролирует транспортные расходы вооруженных сил, обеспечивая исполнение бюджетных обязательств в отведенных лимитах, а также осуществляет проверки законности использования воинских перевозочных документов в частях военных округов (флотов).

Существующие структура органов военных сообщений и система транспортных коммуникаций адекватны масштабу задач по организации воинских перевозок всеми видами транспорта в мирное время. Чтобы оценить масштаб ответственности Службы, приведу несколько цифр: протяженность путей сообщения транспортной системы общего пользования составляет 86 тыс. км железных дорог, 101 тыс. км внутренних водных путей, 639 тыс. км воздушных трасс (из которых более 468 тыс. км являются международными), 903 тыс. км автомобильных.

В составе речного флота имеется более 9 тыс. судов различного типа общей грузоподъемностью более 11 млн тонн. Воздушный транспорт Российской Федерации представлен 116 авиакомпаниями. На территории России функционируют 282 аэропорта гражданской авиации.

Основу Службы составляют линейные органы военных сообщений, представленные управлениями военных сообщений на видах транспорта, включающими в себя комендатуры и представительства военных сообщений.

Современные органы военных сообщений - структура нестатичная и постоянно реформируется одновременно с Вооруженными Силами Российской Федерации и органами транспорта. С развитием инфраструктуры в Арктическом регионе, передислокацией и формированием новых соединений и частей спланировано усиление офицерским составом линейных органов ВОСО, пересматривается схема их дислокации.

Официальной датой рождения Службы считается 18 июня 1868 года. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2017 году этот день стал профессиональным праздником ВОСО. Какие исторические события стали поводом для утверждения данного документа?

Именно в этот день в 1868 году в соответствии с повелением государя - императора Александра II от 14 мая 1868 года был утвержден приказ военного министра Российской империи Дмитрия Алексеевича Милютина № 183 о формировании Комитета по передвижению войск железными дорогами и водою вместе с аппаратом заведующих передвижениями войск на железных дорогах. Этот приказ стал основой формирования военно-транспортной структуры России.

Стоит отметить, что аналогичные органы военного управления существовали и в более ранний период. Так, особая должность генерал-вагенмейстера была учреждена еще при Петре I в 1716 году. В обязанности генерал-вагенмейстера входили вопросы организации размещения и передвижения войск. Именно он распоряжался всеми обозами армии: определял порядок их следования, место на стоянке и во время боя, руководил устройством мостов и гатей, ремонтом дорог. Как было сказано в петровском Уставе, «чтобы при походе войска конфузии не происходило».

За три с лишним столетия была создана мощная военно-транспортная инфраструктура, отработаны порядок и схемы организации воинских перевозок как в период ведения боевых действий, так и в мирное время.

Завершая исторический экскурс, нельзя не упомянуть заслуги военнослужащих транспортных подразделений армии в ходе Великой Отечественной войны…

Совершенно верно. В период 1941–1945 гг. Служба военных сообщений, входившая в состав Генерального штаба, организовала невиданный по своим масштабам объем воинских перевозок, который составил на железнодорожном транспорте 442 200 поездов (19 714 500 вагонов). Водным транспортом было перевезено более 4,7 млн человек и более 200 тыс. тонн грузов. Частями военно-транспортной авиации доставлено 2,35 млн человек и 250 тыс. тонн грузов, эвакуировано 347 тыс. тяжелораненых.

Прославленный советский стратег маршал Б.М. Шапошников отмечал, что «только умелое сочетание использования всех видов транспорта может дать армии ту подвижность, которая необходима для достижения победы, а государству ту стойкость, которая нужна в современной войне». В сегодняшних реалиях невозможно соответствовать этому критерию без широкого применения новейших информационных систем. Насколько активно внедряются цифровые технологии в структуры транспортного обеспечения войск?

Важнейшим критерием для оперативного решения функциональных задач органами военных сообщений является обеспеченность современными средствами связи и передачи информации, а также наличие современных программных продуктов. Служба военных сообщений в центре и в военных округах (на Северном флоте) осуществляет планирование и контроль воинских перевозок с использованием единого специального программного комплекса, базирующегося на информационных продуктах владельцев транспортных инфраструктур.

Как совершенствуется нормативно-правовая база воинских перевозок и насколько она синхронизирована с регламентами гражданских транспортных ведомств?

Любые планируемые изменения структур и регламентов транспортных ведомств должны учитывать незыблемые принципы нашей и мировой истории: «Не будешь кормить свою армию - будешь кормить чужую. Все для армии - все для Победы». Основная наша задача - формирование нормативной базы, позволяющей в любых условиях обеспечить заданные объемы и темпы воинских перевозок. Понимая эти истины, в декабре 2016 года был издан Указ Президента Российской Федерации, определивший единственных исполнителей услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок.

Кроме того, постановлением правительства в апреле этого года были утверждены новые правила осуществления закупки транспортных услуг в случае необходимости выполнения воинских перевозок морским, речным, воздушным и автомобильным транспортом. Данные правила регламентируют осуществление закупок транспортных услуг при возникновении угрозы военной безопасности Российской Федерации, а также для обеспечения участия Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию или восстановлению мира и безопасности за пределами страны.

- Как налажено практическое взаимодействие с ведущим российским грузовым перевозчиком - ОАО «РЖД»?

С учетом Указа Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации об определении ОАО «Российские железные дороги» единственным исполнителем услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок весь комплекс вопросов по обеспечению воинских перевозок железнодорожным подвижным составом и сопутствующими услугами по принципу «одного окна» возложен на ОАО «РЖД». Конечно, имеются периодические проблемы, но они решаются, как говорится, по мере поступления.

В каком объеме был выполнен план воинских перевозок за последний отчетный период, какие главные задачи поставлены подразделениям ВОСО на ближайшую перспективу?

Задачи, стоящие перед Службой военных сообщений по удовлетворению потребностей Вооруженных Сил в воинских перевозках в 2017 году, в том числе в ходе подготовки и проведения совместных стратегических учений «Запад-2017», выполнены в полном объеме. Основной объем оперативных перевозок текущего года, как и прошлых лет, - это мероприятия боевой подготовки вооруженных сил, полевые выходы и лагерные сборы как по территории Российской Федерации, так и в международном сообщении. Задачей, стоящей перед Службой военных сообщений в этом году, является обеспечение перевозок войск (сил) в рамках маневров «Восток-2018». К этому нужно добавить перевозки по мероприятиям международных учений с участием государств - участников ШОС «Мирная миссия-2018», где примут участие Индия, Узбекистан и Пакистан, в рамках ОДКБ, в Киргизии, Таджикистане и на территории Российской Федерации, а также перевозки традиционных участников Международных армейских игр - команд Белоруссии, Китая и Индии.

Традиционно два раза в год проводится призыв граждан на срочную службу, что, несомненно, увеличивает нагрузку на военно-транспортное ведомство. Появились ли новшества при выполнении данных задач?

Перевозки призывников - отдельная тема, которая находится под постоянным контролем Службы военных сообщений. Одно из нововведений при осуществлении этих перевозок - организация приготовления питания в вагонах-ресторанах при следовании призывников в полносоставных специальных пассажирских поездах. Питание будущих солдат, перевозимых воинскими эшелонами, уже два года организуется с привлечением аутсорсинговых компаний, что позволило расширить ассортимент и заслужить одобрение и поддержку призывников и их родителей.

Учитывая огромные российские пространства, воздушное сообщение является важным фактором для десятков тысяч военнослужащих и членов их семей. Насколько доступны для них авиаперелеты?

Задачи, стоящие перед органами военных сообщений в части воздушных перевозок, решаются в единой системе транспортного обеспечения с учетом принципов эффективности и экономичности. Основное направление приложения усилий - повышение доступности воздушных перевозок для воинских пассажиров, вылетающих из аэропортов восточных регионов нашей страны, за счет снятия ограничений и лимитов денежных средств на месячные квоты и привлечения всех авиаперевозчиков к выполнению услуг по воинским перевозочным документам.

- Насколько сегодня актуально использование морского и водного транспорта?

Объем воинских перевозок морским и внутренним водным транспортом увеличивается с каждым годом за счет переоснащения воинских частей в районах Арктики, а также выполнения задач по экологической очистке территорий бывших военных городков. В прошлую навигацию на морские и речные суда транспортных организаций в зоне ответственности органов ВОСО было отгружено свыше 30 тыс. тонн воинских грузов, без срывов осуществлен вывоз спланированных объемов металлолома из районов Крайнего Севера.

- Какие вопросы стоят на контроле у руководителя ДТО МО РФ в настоящее время?

В части Службы военных сообщений на контроле реализация поручения Президента Российской Федерации об увеличении парка универсальных железнодорожных платформ, годных для перевозки колесной и гусеничной техники, а также своевременное и полное обеспечение воинских перевозок на направлениях сосредоточения основных усилий ВС РФ в текущем году.

В заключение хочу поздравить ветеранов, офицеров и гражданский персонал Службы военных сообщений с юбилеем. Желаю удачи, здоровья и новых свершений на благо нашей Родины.

Александр Валентинович Ярошевич родился 1 августа 1963 года в городе Гомеле (Белорусская ССР). Окончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (1985 г.), Военную академию тыла и транспорта (1995 г.).

Проходил службу на различных должностях в Белорусском и Закавказском военных округах: от помощника военного коменданта железнодорожного участка и станции до старшего офицера Службы военных сообщений военного округа.

С 1995 года - на офицерских и руководящих должностях Центрального управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации.

В 2009 году возглавил Управление военных сообщений, а в 2016 году назначен руководителем Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Награжден орденом «За военные заслуги», медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, отмечен благодарностями Президента Российской Федерации.