Музыкальный инструмент контрабас. Контрабас: что такое и в чем его особенности. Как играют на контрабасе

В данной статье пойдет речь о биографии самого известного украинского политика и о нынешнем президенте Украины Петре Порошенко. Сегодня его рейтинги зашкаливают, хотя как украинская, так и мировая общественность высказывают довольно разные отзывы об этом человеке, который, безусловно, вошел в историю украинской политики навсегда.

Здесь можно узнать не только о политической деятельности Петра Алексеевича, но и его личной жизни, многих подробностях из прошлого, так что, если интересно – читайте дальше.

На политической арене Украины Петр Порошенко появился уже давно, с тех пор любая новость о нем активно обсуждается общественностью. Не секрет, что многие желают узнать некоторые подробности из жизни главы украинского государства, в том числе его рост, вес, возраст. Сколько лет Петру Порошенко интересно и далеко за пределами Украины. Мужчина весит 93 кг при росте 180 см. В сентябре этого года ему исполнится 53 года.


Нередко люди интересуются, какая же национальность у президента Украины, ведь по некоторым данным в его роду по отцовской линии были евреи. В нескольких источниках указывается, что настоящая фамилия Порошенко Петра Алексеевича – Вальцман, как и у его отца. Но, отец взял фамилию матери Петра.

Биография и личная жизнь Петра Порошенко волнует не только граждан Украины, но и политиков мирового уровня. Родился Петр Алексеевич в 1965 году, в городке Одесской области Болграде, в обычной рабочей семье. У Петра Порошенко был старший брат, который трагически погиб при странных обстоятельствах еще в 90-е годы, о его смерти тогда ходило немало слухов и версий произошедшего.


Как многим уже давно известно, перед тем как заняться политикой, нынешний президент Украины вел прибыльный бизнес, основав одну из самых известных шоколадных марок страны под названием «Рошен». Возможно, идея заняться производством именно сладостей начиналась с самого детства, когда Петр Порошенко просто обожал конфеты. По иронии судьбы, главный «шоколадный король» Украины сладости не ест, так как давно страдает от сахарного диабета.

Довольно большую часть жизни Петра Алексеевича занимает его образование. В 9-летнем возрасте Петр вместе со своей семьей переезжают в Приднестровье, где он и окончивает школу. Успехи в школе были на среднем уровне, но две вещи он просто обожал – математику и изучение французского языка. За последнее он получил прозвище «Пьер».

После получения аттестата, будущий политик поступил в Киевский государственный университет им. Шевченко на факультет международных отношений и права. Оказывается, что встреча с грузинским политиком Михаилом Саакашвили состоялась именно в стенах данного учебного заведения. Возможно, сегодня в это трудно поверить, но Петр Алексеевич имеет звание мастера спорта по дзюдо, также он занимался вольной борьбой.

На третьем курсе Петр Порошенко уходит на службу в армии, а вернувшись (1987 год), успешно оканчивает вуз и аспирантуру. Некоторое время он занимал должность ассистента кафедры международных отношений. 16 лет назад он также защитил кандидатскую степень.

Свою предпринимательскую карьеру Петр Алексеевич начал еще с видеопроката, предлагая кассеты с голливудскими фильмами. После, в 80-е годы он вместе с товарищами возглавляет кооперативное предприятие, специализирующееся на реализации какао-бобов. Будучи еще студентом, он мог позволить себе купить Волгу, о которой тогда многие могли лишь мечтать.

Бизнес с какао-бобами дал возможность Петру Порошенко купить несколько кондитерских предприятий на грани банкротства, из которых позже и будет построен концерн «Рошен». Название придумала жена политика, взяв часть его фамилии.

После успешной предпринимательской деятельности с кондитеркой, Петр Порошенко постепенно становится владельцем нескольких крупных производственных объектов страны, приумножая свое состояние.


Что касается личной жизни президента Украины, то здесь у него все стабильно. Он единожды женат и состоит в браке с Мариной Порошенко уже почти 35 лет. Женщина по профессии врач-кардиолог, но построить свою карьеру ей так и не удалось, так как она решила посвятить себя семье и воспитанию четверых детей.

После революции и событий на Майдане, Петр Порошенко был выбран на пост президента Украины в ходе выборов, проходивших после свержения Виктора Януковича. С тех пор эта политическая фигура не покидает таблоиды иностранной прессы, а также является одной из самых противоречивых в украинской политике. Тем не менее, он руководит страной уже 4 года.

В мае текущего года в Верховной Раде Украины происходил сбор подписей, чтобы объявить импичмент Петру Порошенко, но количество проголосовавших депутатов было намного ниже необходимого.

Еще до президентства семья и дети Петра Порошенко часто привлекали внимание прессы и общественности. На данный момент у нынешнего президента Украины есть жена и четверо детей. Родители Петра Порошенко – также любопытные личности, о которых интересно узнать украинским гражданам. Мать Петра Порошенко – Евгения Сергеевна, работала бухгалтером, умерла в 2004 году, а отец – Алексей Иванович, инженер, сегодня ему 82 года.


У Петра Порошенко большая семья – два сына и две дочки-близнеца. Самому младшему ребенку президента Украины 17 лет (Михаил), а самому старшему – 33 года (Алексей).

Старший сын Петра Порошенко – Алексей Порошенко, родился в 1985 году, спустя год после брака. Он пошел по стопам отца — занимается бизнесом и политикой. С 2014 года Алексей Порошенко является Народным депутатом Украины. По некоторым данным он участвовал в военных операциях на Донбассе.

5 лет назад старший сын Петра Порошенко женился на Юлии Алихановой, уроженке Севастополя. Пара воспитывает двоих детей – сына Петра и дочь Елизавету. Жена Алексея Порошенко работает топ-менеджером одной из украинских консалтинговых фирм.



Младший сын Петра Порошенко – Михаил Порошенко родился в 2001 году. Он обучается в одном из престижных колледжей Англии, там же учатся и его сестры-двойняшки. Обучение троих детей обходится не дешево, по некоторым подсчетам сумма превышает 4 млн. гривен в год. В данную стоимость входит проживание, питание, обучение, бассейн и спортивные секции.


Каникулы Михаил Порошенко проводит в семейном кругу. В 2014 году произошел инцидент с младшим сыном Петра Порошенко, облетевший все постсоветское пространство. Тогда, 13-летний Михаил упал в обморок из-за духоты во время молитвы за мир, проходившей в украинском соборе.

Одна из близнецов, дочь Петра Порошенко – Евгения Порошенко, родилась в 2001 году. Также как и ее сестра, она проходит обучение в английском колледже, а домой приезжает лишь во время каникул.


В сети мало снимков, на которых можно увидеть детей президента Украины, несмотря на это они активно участвуют в самодеятельности и различных проектах колледжа Англии. Напомним, что данное учебное заведение занимается обучением иностранных студентов и готовит их к поступлению в различные престижные вузы Великобритании.

Вторая из двойняшек, дочь Петра Порошенко – Александра Порошенко, также проходит обучение в английском колледже. В прошлом году Александра заняла первое место в творческом конкурсе колледжа. На официальном сайте вуза есть фотоотчет, на котором и засветилась дочь президента. Это одни из самых свежих снимков в сети, которые появляются довольно редко. Все же, по некоторым из них можно судить, что дети Петра Алексеевича довольно хорошо пристроены и получают качественное, дорогостоящее обучение в Англии. Многих граждан Украины возмужает шикарная жизнь детей президента.


Жена Петра Порошенко – Марина Порошенко, киевлянка, родилась в 1962 году. По профессии Марина Порошенко – врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, но работала мало, так как почти все свободное время занималась детьми. На данный момент, когда дети уже выросли, она возглавляет благотворительный фонд своего мужа.

Марина Порошенко полностью поддерживает и разделяет взгляды и политику своего мужа. Помимо того, что Петр Алексеевич глава страны, он также и главный в своей семье, последнее слово всегда за ним.

Инстаграм, Твиттер и Википедия Петра Порошенко

Инстаграм и Википедия Петра Порошенко – отличные источники свежей информации и биографических данных. Википедия содержит детальные данные о президенте Украины, включая личную жизнь, образование, бизнес, политику и доходы.


Как и у большинства политиков Украины, у Петра Порошенко имеется страничка в Инстаграм, где он нередко публикует различные посты, а также иногда выкладывает свежие фото. Здесь у президента свыше 100 тысяч подписчиков.

Еще Петр Порошенко зарегистрирован в популярной соцсети твиттер.


Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь: . Контрабас – это самый крупный инструмент из струнно-смычковых. Кроме того, он имеет самое низкое звучание. Название группы говорит само за себя: на этих инструментах звук производится ведением смычка по струнам. Именно струнно-смычковые инструменты являются основой для любого оркестра.

Инструменты эти очень похожи, разница заключается лишь в размере и высоте звучания. Сначала скрипка, затем альт, потом уже виолончель и контрабас… Именно в таком порядке (сверху вниз) расположены в партитуре ноты для этих инструментов, в порядке понижения высоты звука.

Контрабас имеет длину почти два метра и диапазон звучания от Е контроктавы до g первой октавы. Чаще всего у него 4 струны: Е 1 , А 1 , D,G, хотя иногда бывает 3 или 5. Как видите, это единственный инструмент в данной группе, у которого струны расположены не по квинтам, а по квартам (квартовый строй).

Впервые о контрабасе упоминается во второй половине 16 века. Естественно, что с тех пор инструмент совершенствовался и претерпел много изменений.

Обязательным инструментом симфонического оркестра контрабас становится лишь с середины 18 века. Примерно к этому же времени появляются первые виртуозы, которые пытаются использовать контрабас в качестве сольного инструмента (Доменико Драгонетти, а впоследствии Дж.Боттезини и Фр.Зимандль). В 20 веке известны такие выдающиеся имена контрабасистов, как А.Мишек и С.Кусевицкий.

В руках умелого мастера контрабас может звучать очень красиво: тембр его можно назвать густым, сочным, мягким. Однако играть на нём, в виду его размеров весьма непросто.

Во-первых, требуется очень хорошая пальцевая растяжка, а во-вторых, в силу специфики инструмента, смена позиций происходит довольно часто, что сказывается на технических возможностях. Например, быстрые пассажи и скачки становятся трудновыполнимы. Хотя, например, такой приём, как пиццикато, не требует больших усилий.

Чаще всего контрабас используется именно в симфоническом оркестре. Здесь он отвечает за фундамент: проводит основную басовую линию всей музыкальной фактуры (довольно ответственная роль!). Кроме того, контрабас также успешно используют в камерных ансамблях и джазе.

Солисты-контрабасисты во время выступлений обычно стоят, если же речь идёт об игре в оркестре, то там обычно исполнители на этом инструменте сидят на специальных высоких стульях. Кстати, высоту инструмента вполне можно регулировать при помощи металлического шпиля внизу.

Для тех, кто желает поближе познакомиться со звучанием этого замечательного инструмента, я предлагаю фрагмент из Концерта для контрабаса с оркестром. Композитор Сергей Кусевицкий, солист Иван Мясников.

Если вы войдете в здание консерватории или музыкального училища и услышите звуки похожие на звуки, возникающие при перетаскивании старинных огромных гардеробов, не удивляйтесь: это происходит репетиция контрабасистов. Контрабас – самый большой инструмент скрипичного семейства, обладающий самым низким звучанием. Рассмотрим далее, как не ошибиться и правильно выбрать этот инструмент.

Конструкция и размеры инструмента

В конструкцию контрабаса входят следующие основные элементы:

– верхнюю часть инструмента называют “головой”, которая состоит из трех частей: декоративных элементов – завитка и улитки, а также колковой коробки;

– при помощи колков, размещенных в колковой коробке, осуществляется натяжение струн при настройке;

– нижняя дека и верхняя дека прикреплены к обечайке;

– через подгрифник, расположенный в нижней части инструмента, пропускаются бобышки струн;

– подставка является опорой для струн, которые располагаются над грифом;

– если сравнивать с конструкцией гитары: то, что у контрабаса – гриф, у гитары является накладкой, у контрабаса – шейка грифа, а у гитары – гриф; шейка грифа контрабаса придает конструкции инструмента жесткость;

– к элементам акустического аппарата инструмента относятся: витиеватые резонаторные отверстия в верхней деке – эфы (метки, расположенные на них – зарубки) и боковые вырезы – эсы;

– элемент, который распирает деки в районе второй ноги, называется “душкой” или “мостиком”, а планка, которая проходит внутри деки под “басовой” лапой подставки – пружиной;

– инструмент опирается на шпиль, который может регулироваться по высоте; контрабас в игровом положении удерживается всем телом и левым коленом музыканта. В некоторых случаях исполнители во время игры могут сидеть на высоких специальных табуретах. В оркестре музыканты контрабас часто называют просто “басом”.

Как правило, размер контрабаса условно принимается за размер полного инструмента – 4/4. Но на сегодняшний день размеры 99% всех используемых инструментов в оркестрах составляют 3/4, которые по ошибке принимаются за полноразмерные. Это объясняется тем, что обычно все скрипичные инструменты делятся на взрослые (4/4) и детские (7/8, 3/4, 1/2и т.д.). Например, взрослая скрипка всегда соответствует размеру 4/4. Контрабас же, напротив, называют “полным”, не смотря на то, что размер его 3/4.

Существуют 2 основные классификации инструментов: европейская (”немецкая”) и японская (фирмы ”Сузуки-виолин”). Согласно европейской системе, которая считается основной, определяют размеры большинства контрабасов, а согласно японской – инструменты “Сузуки”, “Чаки” и других азиатских производителей. Правильные размеры контрабаса определяются по ширине талии, бедер и плеч, по ширине обечайки, по высоте задней деки (от места приклеивания грифа до низа).

Характеристики инструмента

Как правило, нижняя и верхняя деки контрабаса изготавливаются из ели (иногда нижняя – из тополя), обечайка – из березы, гриф – из клена, груши или других твердолиственных пород дерева. Инструменты, изготовленные из дерева, дороже стоят, чем из фанеры, звук у таких инструментов звучит насыщеннее. Фанерные же контрабасы не боятся ударов и погодных условий, хотя тяжелее по весу.

Осматривая внешний вид инструмента, надо обращать внимание на отсутствие механических повреждений, а если таковые имеются – то на качество реставрации. Серьезные повреждения – это трещины дек по всей ширине или длине, трещины в районе подставки. Не страшно, если инструмент проклеивался в процессе реставрации эпоксидным клеем, так как ремонт для контрабаса считается привычным делом. Подставка и душка должны находиться напротив зарубок на эфах.

Также следует учитывать, что новый контрабас является не самым лучшим инструментом, так как в течение 1-2 лет он просыхает, а окончательное густое звучание он приобретает только лишь через 10 лет.

Все инструменты по изготовлению делятся на фабричные и мастеровые. Мастеровые контрабасы стоят дороже потому что, как правило, изготавливаются от начала до конца одним мастером. Фабричные инструменты стоят дешевле, хотя нередко по качеству не уступают мастеровым.

Ценность контрабаса зависит: от возраста изготовления (чем старше, тем ценнее); от используемых материалов (дерево, фанера, красное дерево и т.д.); оригинальности; качества реставрации; от страны производителя (например, традиционные популярные страны Италия, Франция, Германия, Япония, США).

Ассортимент контрабасов в России

Контрабасы, которые сегодня можно приобрести в России, можно разделить на несколько групп:

– московские (производитель – “Московская фабрика музинструментов и мебели”) – характеризуются широкими бедрами и деревянной основой. Старые варианты инструментов считаются более качественными, особенно довоенные. Стоимость составляет 10-30 тыс. рублей.

– питерские (производитель – компания “Горонок Струнные Инструменты” (Санкт-Петербург) – современные инструменты, для которых характерно тяжелое звучание и не совсем удобная конструкция (гриф толще обычного вдвое). Стоят в пределах от 40 до 90 тыс. рублей.

– чешские (производитель – чешская фабрика ”Cremona”) – отличаются лучшим качеством, чем московские. Часто изготавливаются из фанеры, а иногда из дерева. Старые экземпляры считаются наилучшими. Цена – 20-40 тыс. рублей.

– немецкие (производитель компания ”Musima”) – наиболее качественные и удобные инструменты, выполненные из дерева (черное дерево применяется для грифа). Стоимость равна от 600 до 2000 у.е.

За границей, к примеру, качественный б/у контрабас может стоить от 2-3 до 15-16 тыс. у.е., а раритет и вовсе – 20-40 тыс. у.е. Китайские инструменты стоят от 800 у.е., а румынские – 1500-2000 у.е.

Если учитывать все особенности при выборе контрабаса, каждый музыкант может выбрать себе наиболее подходящий инструмент.

Музыкальный инструмент: Контрабас

Этот двухметровый великан сразу приковывает к себе все внимание, оказавшись на сцене. Его густой низкий звук с небольшой хрипотцой очаровывает всех зрителей буквально с первых секунд. Контрабас является самым крупным и самым низким по звучанию струнным инструментом в современном симфоническом оркестре. Его роль в оркестре велика – он фундамент, на котором строится вся музыкальная ткань произведения. В качестве сольного инструмента применяется в камерных ансамблях и достаточно широко в джазе. Наверняка многие могут припомнить джазовый ансамбль, где контрабасист ловко исполняет свое ритмичное соло, используя прием пиццикато.

Историю контрабаса и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук контрабаса

У некоторых слушателей возникает ошибочное мнение: если инструмент большой, то звучать он должен обязательно грубо и громко. С контрабасом совершенно по-другому. Сила звука его небольшая, но тембр очень красив и обладает специфической и неповторимой окраской. Густой, богатый, сочный, бархатный, мягкий – так можно описать характер контрабасового тона, который порой может звучать как человеческий голос. Звук контрабаса самый низкий в струнной группе симфонического оркестра, совместно с фаготами и тубой он выстраивает гармонический фундамент в произведениях, которые исполняются музыкальным коллективом.

Диапазон контрабаса не превышает четырех октав и зависит от мастерства исполнителя, и его возможностей качественно извлекать не только низкие, но и весьма высокие звуки.


Контрабас – транспонирующий инструмент, нотный текст для которого записывается в разных ключах, но в основном в басовом - для удобства чтения и во избежание чрезмерных добавочных линий. Звучит контрабас на октаву ниже действительной для него нотной записи, и это единственный современный струнно-смычковый инструмент, который настраивается не по квинтам, как все инструменты скрипичного семейства, а по квартам: E, A, D, G. Из-за больших размеров играть на контрабасе довольно сложно. Руки контрабасиста должны быть большими, с хорошей пальцевой растяжкой. Так как при игре на этом инструменте большое расстояние между позициями, исполнять быстрые пассажи и скачки на нем довольно затруднительно. Тем не менее современные исполнители-виртуозы опровергают такую точку зрения, для этого достаточно послушать как звучат на контрабасе «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова или «24-й каприс» Н. Паганини .

Фото:





Интересные факты о контрабасе

  • Многие контрабасисты могут успешно играть на электрической бас-гитаре .
  • Контрабас был самым популярным и наиболее часто используемым басовым инструментом в разных коллективах в 1950-е годы, несмотря на то, что в то время уже появились бас–гитары и тубы.
  • В 1911 году во время концерта произошел один казус: у контрабасиста Б. Джонса сломался смычок, не растерявшись? музыкант продолжил исполнение произведения пальцами. Так зрители впервые услышали интересный звук контрабасового пиццикато.

  • В 1615 году на празднике в Дрездене был представлен контрабас-гигант высота которого составляла 4 метра, играл на нем польский музыкант. Назывался этот инструмент октобас. Один из таких старинных октобасов, под именем «Голиаф», сохранился и находится в Лондонском музее Виктории и Альберта. Высота его 2,6 метра, а ширина чуть более метра. По форме он похож на виолу да гамба, но только с более широкими боками.
  • Некоторые октобасы таких больших размеров, что играть на них должны были два музыканта: один прижимал струны, а второй водил смычком.
  • В 1855 году французский мастер Ж. Вильом продемонстрировал на Парижской выставке трёхструнный октобас. На сегодняшний день он является экспонатом в музее Парижской консерватории. Высота этого гиганта составляет 4 метра, управляется он особым рычагово-педальным механизмом. Музыкант на фоне такого октобаса выглядит как Гулливер в стране великанов. Такой инструмент оказался непрактичным и место ему только в музее.
  • Самый большой контрабас имеет высоту 5.55 м и ширину 2.13 м.


  • Из-за размеров начинать обучение на этом инструменте в детском возрасте было очень проблематично, но сейчас, с появлением контрабасов небольших размеров, знакомиться с инструментом можно начинать с 6 или 7 лет.
  • В США в 30-х годах прошлого столетия контрабасы изготавливались из алюминия и предназначались для игры в военных оркестрах.
  • Названия этого инструмента на разных языках: итальянский – Contrabasso; французский – Contrebasse, английский - Double Bass, немецкий- Kontrabass.
  • 10. 03. 2011 года в Сеуле (Южная Корея) состоялся концерт в котором участвовали 90 контрабасистов. Среди произведений была исполнена симфония А. Дворжака №9 «Из Нового Света». Все партии скрипок, альтов и виолончелей исполнялись на контрабасах. Концерт прошел под руководством корейской ассоциации контрабасистов.
  • Некоторые производители изготавливают инструменты специально для гастролирующих музыкантов. Контрабас имеет небольшой по размеру корпус, а также съемный гриф. Такой инструмент не теряет звуковых качеств и очень удобен при транспортировке.
  • На сегодняшний день стоимость контрабаса, сделанного из качественного выдержанного материала, составляет примерно 24000 долларов.


В отличие от инструментов скрипичной семьи, форма контрабаса никогда не была полностью стандартной. В результате эволюции этого инструмента возникло несколько основных разновидностей формы: виолы да гамба , скрипки , буссето, гитары и грушевидная форма.

Изготавливается контрабас из нескольких сортов хорошо выдержанного дерева и строение его такое же, как и у инструментов всей скрипичной группы: верхняя и нижняя деки, обечайка, подгрифник, резонаторные отверстия, петля, дужка, гриф, порожек, головка грифа, колки, накладка, колковая коробка, подставка.

Контрабас имеет толстые струны, которые обычно производят из стали, кетгута или синтетических материалов, но с обязательной медной или серебряной обмоткой.

На контрабасе, как и на скрипке играют смычком, правда имеет он две разновидности: немецкой системы - короткий и тяжелый, и французской - длинный и тонкий, который считается более маневренным. Смычок немецкой конструкции исполнитель держит сбоку, большой палец находится на деревянном основании. Французский смычок держится сверху, а большой палец – под тростью. Оба смычка используются современными исполнителями, и выбор зависит от личных предпочтений.

Размер контрабаса варьируется от самого большого, высотой 1,8 метра, до самого маленького - чуть больше виолончели. Высота контрабаса может незначительно изменяться при помощи шпиля, на который он опирается.

В 20-30-х годах прошлого столетия были сконструированы первые электроконтрабасы, которые имеют облегченный вес и легки в транспортировке. Сама идея была не нова: уже в прошлые века некоторые мастера в качестве эксперимента делали «немые» контрабасы, корпус которых был плоским. С появлением электронного воспроизведения звука, у производителей появились новые возможности, но потребовалось много времени, чтобы мастера довели качество инструмента до совершенства.

Применение и репертуар контрабаса

Контрабас является обязательным участником симфонического и камерного оркестров. Этот инструмент был создан специально для того, чтобы удвоить в оркестре басовую партию, исполняемую виолончелями и создавать четкий гармонический фундамент, звуковую насыщенность и ритмическую основу для группы струнных инструментов.

Поначалу, в оркестре применяли только один контрабас, но со временем количество инструментов увеличилось до восьми.


Контрабас также нашел широкое применение в военных оркестрах и разнообразных концертных группах по всему миру. Он очень активно используется в ряде таких жанров, как джаз , блюз, рок-н-ролл , рокабилли, сайкобилли, традиционной музыки кантри, блюграсс, танго и многих других видах популярной и народной музыки. В джазовом биг-бенде, где малый состав исполнителей, этому инструменту предоставлены очень большие возможности сольного исполнения, например, при построении красивых гармонических басовых ходов.

Появление таких современных новых стилей, как соул, фьюжн, фанк и рок способствовало значительному росту технических возможностей, так как контрабасисты любят проводить различные эксперименты, в том числе и стилевые.

Контрабас вышел на сцену в качестве солирующего инструмента в конце 18 века. Первым исполнителем, который раскрыл богатые виртуозно-выразительные и певучие возможности контрабаса, был легендарный Д. Драгонетти – контрабасист и композитор. Позднее его дело продолжили П. Боттезини, Ф. Зимандль, и в 20-м веке А.Мишек, С. Кусевицкий, Р.Браун, Э.Мэйер, Н. Горбунов, А.Коэн, В. Волков, Е. Колосов, Ч. Мингус, Л. Раков многие другие.

Репертуар для контрабаса обширен. Концертные произведения для него сочиняли И. Гайдн, Д. Драгонетти, П. Боттезини, К. Диттерсдорф, С. Кусевицкий, И. Аберт, Р. Беннетт, В. Брунс, А. Эшпай, Д. Харбисон, О. Янченко, Н. Капустин, Э. Мэйер другие.

Популярные произведения :

С. Кусевитский - концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор (слушать)

Д. Драгонетти - концерт для контрабаса с оркестром ля мажор (слушать)

Приемы игры

Из-за большого корпуса и несколько неудобного расположения смычка, игра на контрабасе требует значительных усилий. Играют на нем стоя, либо сидя на стуле, поставив инструмент перед собой.

Как и у других членов скрипичного семейства на контрабасе играют либо смычком, либо пиццикато (щипком струны). В оркестровом репертуаре или, например, в музыке танго применяется как смычок, так и прием пиццикато, а вот в джазе, блюзе и рокабилли – только пиццикато, причем очень виртуозное.

При игре на контрабасе применяются различные штрихи: деташе, легато, стаккато, портаменто, мартле, тремоло, спиккато, рикошет и другие.

История

История контрабаса начинается в эпоху Возрождения, ранее его предтечей была большая контрабасовая виола.

В семнадцатом столетии, для удобства натяжения толстых струн, которые изготавливались из кишок животных, мастера изобрели механизм с колками и зубчатыми колесиками. Еще одно нововведение, которое значительно упростило исполнение на контрабасовой виоле – это обмотка струн медной проволокой. Струны стали тоньше, их стало легче зажимать и музыканту удобнее играть смычком. Появилась возможность немного уменьшить громоздкие формы инструмента, не жертвуя его низким звучанием. Размер нынешнего контрабаса составляет всего лишь ¾ от его предшественницы.

Контрабасовые виолы продолжительно существовали вместе со скрипичным сословием, но в него никак не вписывались: они имели большее количество струн и недостаточную силу звука. Возникла потребность в создании нового инструмента, который был бы подобен всей скрипичной группе.

Первым мастером, который значительно преобразовал контрабасовый инструмент, был М. Тодини. Он убрал лады, которые прежде были на инструменте, и оставил только четыре струны, вместо существующих шести. Дальнейшие изменения в конструкцию контрабаса вносили великие скрипичные мастера из Кремоны и Брешии. В Кремоне истоки контрабаса можно найти в мастерской А. Амати и его сыновей. Их попытки смоделировать контрабас все больше похожего на виолончель были лишь частично успешными, так возникла смешанная форма, которая оказалась наиболее подходящей. Был определен также размер инструмента. Сегодня производители делают контрабасы следуя традициям кремонских мастеров.

Форма инструмента, за время своего развития, претерпела много изменений. Были инструменты с тремя, четырьмя и пятью струнами. Немецкие мастера, например, изготавливали контрабасы пяти видов, которые отличались и по форме и по размерам. Самым маленьким и очень востребованным был «пивной бас», музыканты применяли его для игры в пивных барах и на сельских праздниках.

В восемнадцатом веке мастерами изготавливались небольшие по размеру контрабасы: что-то среднее между виолончелью и современным контрабасом. Настраивались они в каждой стране по-разному: в Италии и Англии по квартам, а во Франции по квинтам.

Со второй половины 18-го столетия контрабас занимает прочное положение в оркестровых коллективах Европы. Примерно в это же время он становится солирующим инструментом, появляются солисты - контрабасисты. Первым был Д. Драгонетти, друг Л.В. Бетховена , техника его исполнения была в то время настоящим революционным прорывом. Следующим виртуозом был Д. Боттезини – итальянский дирижер, композитор, исполнитель, который расширил технику исполнения на инструменте до невероятных высот.

Со временем формы контрабаса постепенно менялись, эволюция инструмента привела мастеров 20-го века к изготовлению современных четырех – и пятиструнных контрабасов, которые вытеснили предшествующие инструменты, так как музыкантам, для исполнения, они были более удобны. Например, чтобы исполнять произведения Вагнера, в симфоническом оркестре необходимо иметь пятиструнные контрабасы. Четырехструнные инструменты, по форме напоминающие виолончель, используются в джазе, а на контрабасах грушевидных очертаний музыканты играют сольные произведения.