М. Горький "Мещане": описание, герои, анализ пьесы. Смотреть что такое "Мещане (пьеса)" в других словарях

В 1901 г. Горький написал свою первую пьесу - «Мещане», в которой впервые в мировой литературе показан во весь рост передовой рабочий. Заглавие пьесы говорит о том, что Горький в ней обратился к теме, которую он уже разрабатывал в ряде рассказов 90-х гг. Однако решение темы было новым, прежде всего потому, что писатель подошел здесь вплотную к изображению новой социальной среды. Миру мещанства теперь противопоставлена сила, во многом уже определившаяся и уверенно утверждающая себя в жизни -- сила пролетарской революции. Нил - представитель жизнеутверждающего класса. Любовь Нила к жизни - деятельная. Он много и с удовольствием работает, уверенно смотрит в будущее. Нил не ждет, когда жизнь изменится сама собой, он готовится к решительной борьбе за ее переустройство. Нил не только говорит, что существующая жизнь не годится, но и знает, как ее переделать. Впервые на сцене и вообще в художественной литературе уверенно прозвучало утверждение, что власть должна принадлежать трудящимся классам. Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив его, заставив поверить в его реальность. Драматург создал героический образ человека, уверенного в «своей силе и в своем праве перестраивать жизнь и все ее порядки». Образ Нила вызвал раздражение в буржуазной критике. Горького обвиняли в том, что его герой груб и черств. Но это была пристрастная критика. Нил с нежностью и чутким вниманием относится к Поле, уважает людей прямых и честных. Он не скрывает своего отвращения к злым и жадным мещанам; вот за это его и невзлюбила критика, защищающая капиталистический строй. Не сочувствует Нил и тем, кто только жалуется и стонет, но ничего не делает для улучшения своей жизни. Нил, бедный студент Шишкин, учительница Цветаева, несмотря на занятость, находят время для участия в любительских спектаклях, интересуются искусством, мечтают о будущем общественном строе и, судя, по отдельным намекам, деятельно стараются его приблизить. А молодые Бессеменовы стонут от скуки, но к искусству они глухи, общественная деятельность им чужда. За участие в студенческих беспорядках Петр был исключен из университета, но обвиняет он в этом не деспотическую власть, а своих товарищей. Петр Бессеменов не опасен царскому правительству. Изучив римское право, он стал бы верным защитником существующего порядка, беспощадно карая тех, кто пытался бы изменить жизнь. Этот мещанин, по ошибке «бывший гражданином полчаса», с пеной у рта защищает свое нежелание интересоваться общественными делами. В доме Бессеменова поклоняются деньгам, здесь царит культ вещей и скопидомства. Прекрасное и трагическое одинаково чужды мещанскому сознанию. Мещанин лишен идеалов, он ни во что не верит, не может, не в силах верить. Татьяна и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен, стремятся к покою «внутри и вне себя». Как и все мещане, Петр и Татьяна любят только себя. Татьяна - учительница, но работа для нее - скучная, утомительная обязанность. В противоположность им Шишкин и Цветаева находят радость в том, чтобы помочь другим людям. Цветаева с увлечением относится к своей работе, мечтает о том, кем станут ее ученики, воспитывает их добрыми, смелыми и сильными людьми. Так, в пьесе «Мещане» противопоставлены друг другу не только пролетариат и мещанство, но и передовая демократическая интеллигенция - мещанской. Петр и Нил -- их поединок представляет интерес, он перспективен, ибо продолжится в будущем, когда противники встанут по разные стороны баррикады. Петр -- олицетворение иллюзорных надежд мещанства. Невольными судьями столкновения Петра и Нила выступают все действующие лица пьесы. От первого до последнего действия пьесы идет нравственный суд Человека над мещанином. Моральные, этические диалоги-поединки «Мещан» вырастают в политический спор «образцового мещанина» Бессеменова и Нила о хозяевах жизни. Нил отражает близкую Горькому эстетику борьбы и труда, неразрывно между собой связанных. Например, он любит ковать, но не потому, что любит труд вообще, а потому, что любит как бы сражаться с металлом, подавляя его сопротивление. В то же время воля и целеустремленность Нила имеют обратную сторону: он безжалостен к влюбленной в него Татьяне и к воспитавшему его Бессеменову. Попутно в пьесе разворачиваются окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, в которой он видит свое последнее спасение от пьянства и скуки жизни; судьба Перчихина, человека не от мира сего, живущего только любовью к птицам и лесу; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Наиболее интересный из второстепенных персонажей -- Тетерев. Этот человек слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ -- образ вечного изгнанника жизни. Пьеса заканчивается на трагической ноте. После неудавшейся попытки покончить с собой Татьяна понимает свою обреченность и ненужность среди людей. В последней сцене она падает на клавиши рояля, и раздается нестройный громкий звук. Уже в «Мещанах» - первой из горьковских пьес - проявились характерные особенности драматургии Горького, положившие начало созданию нового, революционного театра. Это - острая борьба мировоззрений, размежевание действующих лиц на непримиримо враждебные группы, наполненность пьесы глубокими размышлениями, постановкой серьезных философских вопросов. Пьеса «Мещане» сыграла большую роль в истории русской и мировой драматургии. Первое представление «Мещан» состоялось 26 марта 1902 года, во время гастролей Художественного театра в Петербурге.

О зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича. Пьеса «На дне» , созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.

Первой же пьесой Горького стали «Мещане» (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение как драматический эскиз в 4 актах с названием «Мещане. Сцены в доме Бессеменова». Со временем эта пьеса, поставленная К.С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть «Мещан», чтобы «Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше». Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.

Уже название пьесы – «Мещане» - указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший класс обывателей, выходцев из ремесленников и мелких торговцев: данное сословие стояло ниже купечества по своему положению в обществе.

В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем. Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.

Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.

Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна. Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.

Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения. Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: «Я родилась без веры в сердце» .

Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой «прогрессивный» и, как явно намекает Василий Васильевич, «будущий социалист-революционер» . Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.

Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.

Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел» . А о Ниле отзывается почти с любовью: «Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом» . Только даже «человечность» молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.

После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе «Вишневый сад» с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.

Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них «с тоски помрешь» , потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: «Вы ржавчина какая-то, а не люди!»

Уже позже, в советское время, слово «мещане, мещанское» станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма «Москва слезам не верит»: «Все, засосало мещанское болото!».

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

«Мещане» - первый опыт горьковской драматургии, своеобразная проба пера, ставшая в итоге одним из шагов Максима Горького на пути к драматичному и суровому соцреализму. В пьесе, вышедшей в императорской России, несмотря на цензуру поднимается сразу несколько проблем, но центральная из них — драма человека, живущего пустой и никчёмной жизнью, человека, который уже не может жить жизнью предков, но ещё не обладает достаточной волей для иного пути.

Горький обличает мещанство задолго до того, как юные социалисты заклеймят это сословие, назвав его бесполезным и консервативным, а его представителей — ненужными, промежуточной прослойкой. Он подчёркивает разницу между ними, проводящими жизнь в заботе о единственном, что мещане считают важным, - деньгах, и молодыми людьми, трудящимися, не покладая рук, нашедшими своё призвание и намекающими на социалистические идеи.

История создания

Как уже говорилось выше, эта пьеса является первой в творчестве Горького, и с этим, несомненно, связаны особые сложности, которые автор испытывал в связи с её созданием. Замыслил «Мещан» Максим Горький ещё в начале 1900-го года, но трудился над текстом медленно. Работа шла тяжело, и первые намётки автора не удовлетворяли. Так, в августе 1900 Горький в письме Чехову сообщал, что его пьеса «скончалась», дойдя лишь до третьего акта. В сентябре же говорил, что драму не написал — и не сможет. Во всяком случае, пока.

Впрочем, несмотря на это, в следующем году Горький продолжил трудиться над драматическим произведением, прервавшись на этот раз не по собственной воле — он был заключён в тюрьму, что вызывало вынужденную паузу. Продолжить удалось только после освобождения, когда писатель жил в Нижнем Новгороде.

В середине сентября 1901-го года «Мещане» были закончены.

Символично, что в написании и первом чтении Горькому помогал Немирович-Данченко: именно ему Максим Горький рассказал про свой замысел и сложности с написанием пьесы, и именно он стал первым её слушателем, одобрив написанное и вдохновив Горького отдать пьесу для театральной постановки. Немирович-Данченко даже приехал для этого в Нижний, поскольку сам Горький был на тот момент невыездным. Он же увёз текст пьесы в Москву, где перепечатал его на печатной машинке.

Изданы «Мещане» были на следующий год, и разошлись огромным тиражом в 60 тыс. экземпляров.

Описание произведения

По определению самого писателя, «Мещане» - это драматический эскиз в четырёх актах, причём драматический эффект достигается не благодаря ярко выраженным действиям или громким словам, а скорее благодаря тонкой демонстрации взаимоотношений в семье Бессемёнова, которая предстаёт перед читателем.

Именно она, семья Василия Бессемёнова, находится в центре произведения. Бессемёнов — представитель мещанского сословия, занимающий должность старшины в малярном цехе. Человек он степенный и основательный, желает стать депутатом от цеховых. Помимо Василия, в доме живут и его домочадцы: жена, дочь Татьяна, которая по достижении 28 лет замуж так и не вышла, и Пётр, сын, студент, который был отчислен из образовательного учреждения за то, что принимал участие в волнениях.

Помимо вышеперечисленных, в доме живут и другие: Нил — воспитанник Бессемёнова, в которого безответно и сильно влюблена Татьяна, дальние родственники, нахлебники… Вся эта толпа наблюдает за скандалами в семействе, поскольку Бессемёновы живут совсем не дружно. Дети не торопятся жить так, как приказывает и требует отец, а сам Бессемёнов считает, что сын и дочь его пали жертвами гордости и даже гордыни, овладевшей ими. Они получили образование и не хотят вести такое же размеренное существование, как Василий, не хотят — или не могут — заводить собственные семьи и посвящать всё время зарабатыванию и приумножению капитала.

Параллельно семейной драме разворачиваются и драмы второстепенных персонажей, более мелкие, но от того не менее значимые. Пьяница-Тетерев, влюбленный в Полю, которая испытывает взаимное чувство к Нилу, является лишним человеком, постоянным изгоем везде; Кривцова, потерявшая своё место в жизни, но сохранившая любовь к ней… Все они (кроме Поли и Нила, откровенно — насколько это было возможно в то время, мечтающих о большем, говорящих: «кто трудится — тот и хозяин» и пропагандирующих идеи социализма) заняты своими мелкими, личными трагедиями.

Впрочем, Бессемёновых любовные драмы так же не обошли стороной. Пётр отчаянно влюблён в Кривцову, на брак с которой никогда не даст согласия его отец, а Татьяна страдает от чувства к Нилу. Понимая, что её любовь неразделённая, женщина пытается покончить жизнь самоубийством. Ей это не удаётся, но через катарсис Татьяна понимает свою ненужность, обречённость на одиночество и блёклое, бесполезное существование. Пьеса кончается тем, что Татьяна падает на рояль, задевая клавиши, которые издают отчаянно громкий и нестройный звук.

Главные герои

Василий Бессемёнов — глава семьи, представитель старшего поколения. Мещанин в классическом понимании этого слова. Вся его жизнь сосредоточена на зарабатывании денег и следовании традициям. Считает, что дети обязательно должны следовать по его стопам, огорчается их чрезмерной образованности. Горький не осуждает его напрямую, но благодаря изобразительно-выразительным средствам показывает как человека недалёкого, закостенелого в своих мыслях и взглядах, совершенно непрогрессивного. Его отношения с детьми демонстрируют властность Бессемёнова.

Татьяна — 28-летняя дочь главы семьи. Учительница, образованная женщина, влюблённая в Нила. Основная беда Татьяны — в том, что она уже слишком умна для счастливой жизни в мещанстве, но слишком слабовольна и нерешительна для того, чтобы всё переломить. К тому же, любовь к Нилу, безнадёжная и безответная, давит на неё. Татьяна раздражительна — это проявляется с самых первых строк пьесы, когда она одёргивает другую девушку, читающую легкомысленную любовную историю. Судьба её трагична: осознав, что взаимность Нила она никогда не получит, Татьяна пытается покончить с собой. Но и это у неё не выходит. В финале она остаётся живой, но совершенно потерянной и раздавленной жизненными обстоятельствами.

Пётр — сын Василия Бессемёнова. Учился в университете, но был отчислен за участие в студенческих волнениях. Как и Татьяна, занимает пограничную, половинчатую позицию: уже не может жить в мире своего отца, но и в новом пока себя не нашёл. Он влюблён во вдову, проживающую в доме Бессемёнова, но счастлив с ней не будет — слабоволие и отсутствие самостоятельности не позволят ему пойти против отца, который никогда не допустит этого брака.

Нил — однозначный «любимец» Горького. Положительный, хотя и неоднозначный персонаж, в котором скрыта огромная сила, но который не слишком восприимчив к прекрасному — возможно, из-за недостаточной образованности. Нил умён, трудолюбив, воспринимает жизнь как вызов — даже в кузнице ему нравится работать не столько потому, что приятно создавать предметы или чинить вещи, сколько потому, что преодолевать сопротивление металла кажется Нилу достойным.

Именно в его уста Горький вкладывает осторожную (из-за цензуры), но всё же совершенно чёткую пропаганду социализма. Нил заявляет, что хозяин тот, кто трудится. Даже несмотря на такой радикализм, хозяин дома благоволит ему, противопоставляя своему никчёмному сыну.

Анализ пьесы

(Сцена из современной постановки )

Структура пьесы типична. Она состоит из представления действующих лиц, описания места действия и, собственно, 4-х действий, в которых постепенно раскрывается человеческая драма, трагедия личных отношений, и, вместе с тем, поднимаются глубокие социальные вопросы.

На первый взгляд, «Мещане» кажутся историей почти камерной; неудачливость в любви Татьяны и бесхарактерность Петра противопоставляются тираничности Бессемёнова, а все вместе они — трудолюбию и отчаянной воле Нила. На самом же деле, ключевую роль в пьесе играет образ мещанства как сословия — сословия людей пустых, не интересующихся ничем, занятых только деньгами, неспособных на настоящие человеческие поступки.

Даже попытка суицида Татьяны выглядит здесь как проявление слабости. Вместо того, чтобы бороться за своё счастье, вместо того, чтобы попробовать преломить волю отца, она решает «сбежать» от проблем — тем способом, который знает.

Ей это не удаётся, но ощущение собственной ненужности не проходит. Татьяна, равно как и Пётр — дети «переходной» эпохи, уже не совсем мещане, ещё далеко не интеллигенты, и уж точно не представители трудового народа, не будущие революционеры, такие, как Нил и Поля, которые, по мнению Горького, и поведут за собой впоследствии.

Таким образом, изображая в диалогах жизнь мещанской семьи, их домочадцев и приживал, Горький говорит не только об устаревших порядках и ограничивающей, бессмысленной сословной системе, но и о социальном строе в целом, поднимая целый ряд вопросов и позволяя читателю самому ответить на них.

В Викитеке

Действующие лица

  • Бессемёнов, Василий Васильев, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.
  • Акулина Ивановна, жена его, 52 года.
  • Петр, бывший студент, 26 лет, его сын.
  • Татьяна, школьная учительница, 28 лет, его дочь.
  • Нил, воспитанник Бессеменова, машинист, 27 лет.
  • Перчихин, дальний родственник Бессеменова, торговец певчими птицами, 50 лет.
  • Поля, его дочь, швейка, работает в семьях поденно, 21 год.
  • Елена Николаевна Кривцова, вдова смотрителя тюрьмы, живет на квартире у Бессеменовых, 24 года.
  • Тетерев, певчий; Шишкин, студент, нахлебники у Бессеменовых.
  • Цветаева, учительница, подруга Татьяны, 25 лет.
  • Степанида, кухарка.
  • Баба с улицы.
  • Мальчишка, маляр.
  • Доктор.

Место действия - маленький провинциальный город.

Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых.
Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
– Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой.
Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.
– Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.

В самом городе между тем было пусто. По улицам никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты; кое где около кабаков слышались одинокие крики или пьяное пенье. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов. На Поварской было совершенно тихо и пустынно. На огромном дворе дома Ростовых валялись объедки сена, помет съехавшего обоза и не было видно ни одного человека. В оставшемся со всем своим добром доме Ростовых два человека были в большой гостиной. Это были дворник Игнат и казачок Мишка, внук Васильича, оставшийся в Москве с дедом. Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем. Дворник, подбоченившись и радостно улыбаясь, стоял пред большим зеркалом.
– Вот ловко то! А? Дядюшка Игнат! – говорил мальчик, вдруг начиная хлопать обеими руками по клавишам.
– Ишь ты! – отвечал Игнат, дивуясь на то, как все более и более улыбалось его лицо в зеркале.
– Бессовестные! Право, бессовестные! – заговорил сзади их голос тихо вошедшей Мавры Кузминишны. – Эка, толсторожий, зубы то скалит. На это вас взять! Там все не прибрано, Васильич с ног сбился. Дай срок!