Корейские женские имена. Корейские имена девушек и их значение. Как в Корее придумывают имена

Если вы хотите дать своему новорожденному малышу какое-нибудь экзотическое имя, то обратиться к корейскому списку будет самым верным решением. Это звучит красиво, звучно и необычно. Но если вы - кореец по происхождению, вам следует более вдумчиво выбирать имя для своего малыша. Как и у всех других народов, в имени ребенка закодирована не только его родовая принадлежность, но и его судьба. По крайней мере, та, которую желают для него родители. В этой статье мы приведем красивые корейские имена и опишем их значения, чтобы вы могли сделать свой выбор.

Тезки и однофамильцы

Во всех странах гораздо чаще можно встретить человека с тем же именем, чем с той же фамилией. В Корее же все наоборот. На всю страну не насчитывается и двухсот девяноста фамилий. А наиболее распространенных вообще три: Ким, Ли и Пак. Так что встретить однофамильца в Корее - это не странность, а закономерность. При этом этот человек не обязательно будет являться вашим родственником. Двадцать миллионов человек только в южной части страны носят пять распространенных фамилий. А вот встретить тёзку среди этого народа довольно сложно. Корейские имена очень многочисленны. Причем очень часто они не знают половой дифференциации. То есть одно и то же имя может носить как мужчина, так и женщина. Зато собственное, уникальное обозначение человека записывается одним или двумя иероглифами. К ним добавляется толлимча - слог, общий для всего поколения данной семьи. Поэтому имена братьев, сестер и даже кузенов звучат очень похоже.

Написание

Корейские имена в большинстве своем двухсложные, а фамилии, наоборот, очень короткие. Но поскольку название человека и его родовую принадлежность записывают иероглифами (на хангыле или на ханче), то в латинской или кирилличной транскрипции их указывают через пробел и с заглавной буквы. Но произносить их следует слитно. Это все равно как писать Ки Рилл или Оль Га. В составлении обозначения корейца вначале ставится фамилия, а потом имя. Если случается так, что первая состоит из более чем одного слога, второе должно быть очень короткое. Например, корейская певица по фамилии Сомун носит имя Так. Но обычно два слога индивидуального названия человека завершают короткое обозначение рода. Если вы не кореец, но просто хотите дать сыну или дочери одно из имен этого народа, вам можно и не знать этих тонкостей. Однако в традиционной системе ценностей важно учитывать все эти нюансы родословной.

Как в Корее придумывают имена

Поскольку список фамилий в этой стране до прискорбия короток, возникла потребность в огромном количестве индивидуальных названий. Надо же как-то различать несколько миллионов Кимов или Паков. Корейские имена составлялись по трем направлениям. Первое - благозвучие и (главное) хорошее сочетание с фамилией. Второе - красивое написание, чтобы иероглифы органично смотрелись. А третье направление - как и у других народов - смысл имени. Но этому последнему в традиционной Корее уделяли не так уж много значения. Смешивались такие иероглифы, как озеро и облако, получалось Ван Хо. В последнее время в Южной Корее стало распространяться заимствование имен из других языков и культур. Но записываются они по-прежнему иероглифами: Хан На, Да Вид.

Мы уже упоминали, что в этой стране трудно определить, что за человек скрывается за своими родовым и индивидуальным названием - мужчина он или женщина. Но все же чаще всего девочкам дают имена, смысл которых отражает качества, которыми родители хотели бы наделить свою дочь. Это вполне понятно. Ведь и у других народов дочерей нарекают Розами, Лилиями, Маргаритами и т. д. Корейские имена девушек также не лишены такой логики. Поэтому существует Лиен (лотос), Мэй (цветочек), Нгует (луна), Хонг (роза), Ту (звезда). Какая мать не желает своей дочери женского счастья? Поэтому есть такие имена, как Джунг (любовь), Куй (драгоценность), Юнг (процветающая). Вместе с тем нередко девочкам желают мужества (Юонг), мудрости (Хьюн), храбрости (Дунг), мира (Лан). Общими для девочек и мальчиков являются такие популярные имена: Ха Ныль (небо), А Рым (красота), Кип Пым (радость), И Сыль (роса, чистота). Из Китая пришла мода отождествлять девочек с драгоценными камнями или металлами. Примером этому может служить Ким (золото), Бич (нефрит).

Сын в традициях этого народа всегда был продолжателем рода и дальнейшим опекуном своих родителей. Поэтому при его наречении учитывалось не только красивое звучание его имени, но и смысл последнего. Родители пытались «закодировать» своего сына, придать ему те качества, которые они хотели в нем видеть. Виен означает Завершающий (всякое дело). Не менее популярно имя Динх. Значит оно «вершина». Подразумевается, что Динх всегда достигнет зенита всех своих начинаний. Похожее имя Джин Хо, которое означает «лидер». В семьях военных мальчиков часто нарекают Йонг Куан - «Смелый солдат». Очень популярно имя Хе - почитающий родителей. Как девочек нарекают цветами, так мальчиков - названиями животных. Популярно имя Хо - тигр. Еще раз повторимся: эти односложные слова корейцы соединяют с другими. Так получаются все новые и необычные имена.

Правильно подобранное имя оказывает на характер, ауру и судьбу человека сильное позитивное влияние. Активно помогает развиваться, формирует позитивные качества характера и состояния, укрепляет здоровье, убирает различные негативные программы бессознательного. Но как подобрать идеальное имя?

Несмотря на то, что в культуре существуют поэтические интерпретации, что означают женские имена, в реальности влияние имени на каждую девочку индивидуально.

Иногда родители пытаются выбрать имя до рождения, мешая ребенку формироваться. Попытки использовать астрологию уже неприменимы, астрология и нумерология выбора имени растратили все серьезные знания о влиянии имени на судьбу в веках.

Календари святок , святых людей, без консультации видящего, прозорливого специалиста не оказывают никакой реальной помощи в оценке влияния имен на судьбу ребенка.

Списки популярных , счастливых, красивых, мелодичных женских имен — по сути обобщения, и вовсе закрывают глаза на индивидуальность, энергетику, душу ребенка.

Красивые и современные корейские имена должны в первую очередь подходить ребенку, а не относительным внешним критериям красоты и моды. Которым нет дела до жизни вашего ребенка.

Разнообразные характеристики по статистике - положительные черты имени, отрицательные черты имени, выбор профессии по имени, влияние имени на бизнес, влияние имени на здоровье, психологию имени можно рассматривать только в контексте глубокого анализа характера, энергетической конструкции, задачи на жизнь и рода конкретного ребенка.

Тема совместимости имен (а не характеров людей) является абсурдом, который выворачивает с изнанки на взаимодействия разных людей внутренние механизмы влияния имени на состояние своего носителя. И аннулирует всю психику, бессознательное, энергетику и поведение людей. Сводит к одной ложной характеристике всю многомерность взаимодействия людей.

Значение имени не дает полноценное воздействия, это лишь малая часть влияния. Например Джунг (любовь) это не значит что девушка будет счастлива в семейной жизни, а носители других имен несчастны. Имя может ослабить здоровье, перекрыть ей сердечный центр и она не сможет отдавать и принимать любовь. Другой девочке наоборот будет помогать решать задачи по любви или семье, сильно облегчит жизнь и достижение целей. Третьей девочке может не приносить вообще никакого эффекта, что есть имя, что нет. И т.д. Причем все эти дети могут быть рождены в один и тот же день. И иметь одинаковые астрологические, нумерологические и прочие характеристики. И одно и тоже имя. А судьбы разные.

Самые популярные корейские имена для девочек это тоже заблуждение. 95% девочек называют именами не облегчающими судьбу. Ориентироваться можно только на врожденный характер ребенка, духовное видение и мудрость специалиста. И опыт, опыт и еще раз опыт понимания — что происходит.

Тайна женского имени , как программа бессознательного, звуковая волна, вибрация раскрывается особым букетом прежде всего в человеке, а не в смысловом значении и характеристике имени. И если это имя разрушает ребенка, то какое-то бы красивое, мелозвучное с отчеством, астрологическое точное, благостное оно не было, это все равно будет вред, разрушение характера, осложнение жизни и утяжеление судьбы.

Ниже представлен перечень корейских имен. Попробуйте выбрать несколько, наиболее подходящих по вашему мнению ребенку. Затем если вас интересует эффективность воздействия имени на судьбу, .

Список женских корейских имен по алфавиту:

Бич — нефрит
Бао — защита
Бинх — мир

Ван — облако
Виен — завершение
Винх — залив

Дунг — храбрая
Дук — желание
Джин-Хо — драгоценное озеро
Дуонг — мужественная
Джунг — любовь, целеустремленная
Динх — вершина
Джунг — любовь

Исюл — роса

Йонг — смелая
Йунг — вечная, процветающая

Куй — драгоценная
Куен — птица
Куан — солдат
Куй — драгоценная
Куанг — ясная, чистая
Каня — девочка
Ким — золотая
Кьюнг-Сун — нежная и гордая

Лан — мирная
Лин — весна
Лиен — лотос

Мэй — цветок
Мин — яркая
Монкут — корона

Нгаи — трава
Нунг — бархат
Нгуен — начало
Нгок — драгоценный камень
Нгует — луна
Нунг — бархат

Пакпао — бумажный змей
Пуонг — феникс

Сунан — доброе слово

Ту — звезда
Тхи — поэма
Тует — белый снег
Тху — осень
Трэй — устрица
Тхай — дружественная
Тхан — яркая, ясная
Туан — яркая
Туен — луч
Тхан — яркая, ясная
Тхуан — укрощенная
Тиен — фея, дух

Ханьюл — небесная
Хьюн — мудрая
Xуан — весна
Хйун — мудрая
Хуонг — розовая
Хоа — цветок
Хунг — храбрая
Хонг — роза

Чи — ветка дерева
Чау — жемчуг

Шин — доверие

Юонг — храбрость

Cудьба это характер. Характер корректируется в том числе через мысли. Самая главная мысль это имя. Имя закладывает изменения в характер. Затем характер меняет судьбу и будущее. Поскольку все люди разные, то любые обобщения игнорирующие индивидуальность человека – некорректны.

Как выбрать абсолютно верное, сильное и подходящее имя ребенку в 2019 году?

Если вы хотите дать ребенку сильное имя, которое улучшило бы слабые качества ребенка, поддерживало по жизни, защищало от родовых проблем. В общем хотите, чтобы выбранное имя помогло ребенку быть лучше, успешнее, эффективнее и иметь меньше проблемных ситуаций в жизни.

Узнайте прямо сейчас, как имя повлияет на судьбу, силу характера и жизнь ребенка.
Я сделаю вам бесплатный анализ 1го имени - пишите на вотсап +7926 697 00 47
Или приезжайте ко мне в центр в Москве, на Красные ворота.

Нейросемиотика имени
Ваш, Леонард Боярд
Переключайтесь на ценность жизни

История корейских имен начинается с глубокой древности . Впервые они начали использоваться еще до нашей эры, во время правления Трех Королевств. Тогда и сложилась древнекорейская система имен. В этой системе имена были трехсложные, а у большинства населения не было фамилий, потому что позволить такую роскошь могли только аристократы. Однако после распространения китайской культуры корейцы приняли китайскую письменность и сместили древнекорейские имена.

В 13 веке в страну вторглись монголы. Желая им угодить, корейцы называли детей монгольскими именами. Из-за вторжения кочевников список имен в Корее значительно обогатился. У женщин появились новые толкования имен.

Также следует упомянуть японское колониальное владение Кореей в 20 веке. В 1940 генерал-губернатор Дзиро Минами принял закон о смене корейских имен на японские. По документам гражданам лишь разрешалось менять имена и фамилии, однако на практике людей заставлять отказываться от своего национального имени. К 1944 году у 84% корейцев в паспорте были японские имена. Только после освобождения страны в 1946 году гражданам разрешили вернуть свои настоящие имена.

Как выбирают вариант для девочки?

В Корее выбрать имя для ребенка – значит определить его судьбу и привлечь удачу, поэтому относятся к этому делу очень ответственно. При выборе имени учитывают следующие параметры:

  1. Значение имени.
  2. Дата и время рождения ребенка.
  3. Созвучность с фамилией.
  4. Теорию инь-янь, основанную на взаимодействии противоположных начал.
  5. Пять элементов «у-син» (земля, вода, огонь, воздух).

Как видно из списка выше, выбрать имя в Корее не так уж и просто. Поэтому в стране существуют специальные центры с астрологами, которые помогают родителям подобрать имя с учетом всех пожеланий. Конечно, это дорого. Но никто не отменял самостоятельный выбор имени или помощь у родственников.

А если выбрать имя – совсем трудная задача, то в книжном магазине можно купить книгу, которая решит эту проблему. При этом родитель не выберет имя, которое принесет ребенку вред, даже если оно красивое и идеально созвучное с фамилией. Благо имен в Корее много, в отличие от фамилий.

Девочкам имена дают обычно нежные и женственные, описывающие характер или красоты природы. Сегодня выделяют две группы родителей: одни выбирают исконно корейские имена, другие предпочитают называть ребенка на западный манер.

Еще одна особенность корейских имен – отсутствие их разделения на мужские и женские. Поэтому для выбора имени для девочки нужно точно знать его значение. Также если в семье есть другой ребенок, то детей могут назвать так, чтобы их имена сплетались между собой. Простой пример – девочке дают имя «луна», а мальчику – «солнце».

При выборе имени не следует нарушать правила запретных иероглифов. Всего их два.

  1. Первое правило гласит, что нельзя употреблять «плохие» иероглифы. Например, иероглифы «болезнь» и «воровать».
  2. По второму правилу не разрешается использование табуированных иероглифов. Девочку также нельзя называть именем некоторых предков.

Еще одним запретом является табу на использование посмертных или храмовых имен.

Помимо прочего, корейцы применяют суффиксы по отношению к младшему поколению . Для девочек это суффикс «-ян», который обычно используют учителя и преподаватели. В других случаях этот суффикс не применяется.

Список самых красивых вариантов для девушек и их значение

Ниже представлен список имен, имеющих китайские, японские и вьетнамские корни. Есть здесь и имена, созданные из исконно корейских слов.

Бао — защита
Бич — нефрит
Бинх — мир

Виен — завершение
Ван — облако
Винх — залив

Динх — вершина
Дук — желание
Джунг — любовь
Джин-Хо — лидер, золотой герой
Джунг — целомудренный, любовь
Дунг — храбрый
Дуонг — мужественный

Йонг — смелый
Йунг — вечный, процветающий

Куан — солдат
Ким — золотой
Куй — драгоценный
Куй — драгоценный
Куанг — ясный, чистый
Куен — птица

Лиен — лотос
Лин — весна
Лан — мирный

Монкут — корона
Мэй — цветок
Мин — яркий

Нунг — бархат
Нгуен — начало
Нгаи — трава
Нунг — бархат
Нгок — драгоценный камень
Нгует — луна

Пакпао — бумажный змей
Пуонг — феникс

Сунан — хорошее слово

Тиен — дух
Трэй — устрица
Ту — звезда
Туан — яркий
Туен — луч
Тует — белый снег
Тхай — дружественный
Тхан — яркий, ясный
Тхи — поэма
Тху — осень
Тхуан — укрощенный

Ханьюл — небесный
Хьюн — мудрый
Хунг — храбрый
Хоа — цветок
Хуонг — розовый
Xуан — весна
Хонг — роза
Xуан — весна

Бао - защита
Бич - нефрит
Бинх - мир

Виен - завершение
Ван - облако
Винх - залив

Динх - вершина
Дук - желание
Джунг - любовь
Джин-Хо - лидер, золотой герой
Джунг - целомудренный, любовь
Дунг - храбрый
Дуонг - мужественный

Йонг - смелый
Йунг - вечный, процветающий

Куан - солдат
Ким - золотой
Куй - драгоценный
Куй - драгоценный
Куанг - ясный, чистый
Куен - птица

Лиен - лотос
Лин - весна
Лан - мирный

Монкут - корона
Мэй - цветок
Мин - яркий

Нунг - бархат
Нгуен - начало
Нгаи - трава
Нунг - бархат
Нгок - драгоценный камень
Нгует - луна

Пакпао - бумажный змей
Пуонг - феникс

Сунан - хорошее слово

Тиен - дух
Трэй - устрица
Ту - звезда
Туан - яркий
Туен - луч
Тует - белый снег
Тхай - дружественный
Тхан - яркий, ясный
Тхи - поэма
Тху - осень
Тхуан - укрощенный

Ханьюл - небесный
Хьюн - мудрый
Хунг - храбрый
Хоа - цветок
Хуонг - розовый
Xуан - весна
Хонг - роза
Xуан - весна

У представителей этой народности можно найти такие необычные наречения для мальчиков:

  • Бао Бинх (защитник, миротворец),
  • Джин Хо (предводитель, героическая личность),
  • Дуонг (благородный и мужественный),
  • Дунг Куан (отважный воин),
  • Йунг (всегда процветающий),
  • Ким (золото),
  • Лан (миролюбивый),
  • Мэн Хо (отважный тигр),
  • Нгок (драгоценный камень),
  • Тханг (яркий, лучезарный, ясный),
  • Чон Иль (истинное солнце).

Редкие мужские имена корейского происхождения

У корейцев имена, пишущиеся в одно слово, встречаются реже, чем двусложные. Нередко они сформированы из двух слов, несколько видоизмененных для удобства произношения.

Среди этих адаптированных имен можно встретить следующие:

  • Амëн,
  • Боджинг,
  • Бокин,
  • Веньян,
  • Генгис,
  • Гюрен,
  • Деминг,
  • Джанджи,
  • Зиан,
  • Зэнгжонг,
  • Ионгниан,
  • Ионглианг,
  • Кианг,
  • Лонгвей,
  • Мингли,
  • Тенгфей,
  • Чангминг,
  • Ченглей,
  • Чуанли,
  • Шанюан,
  • Юшенг,
  • Яотинг.

Для имен сыновей выбирают:

  • Бао (защитник),
  • Бич (нефрит),
  • Ван (облака),
  • Виен (завершение),
  • Джунг (любовь),
  • Джин (предводитель),
  • Динх (вершина),
  • Дуонг (мужественность),
  • Йонг (бесстрашие),
  • Йунг (благополучие),
  • Ким (золото),
  • Куанг (чистота),
  • Лан (мир),
  • Монкут (венец, корона),
  • Мин (сияние, яркость),
  • Нгуен (исток, начало),
  • Нгок (драгоценность),
  • Сек (скала),
  • Тиен (духовность),
  • Ту (звезда),
  • Туан (лучезарный),
  • Туен (лучи солнца),
  • Тхай (дружелюбный),
  • Ханьюл (небеса),
  • Хьюн (проницательность, мудрость),
  • Хунг (отвага),
  • Шин (верность и преданность),
  • Юонг (храбрость).

На заметку. У корейцев нет четкого разделения имен на мужские и женские, важны лишь значения иероглифов.

Общие сведения

Современная корейская антропонимическая система - это результат социальных преобразований конца XIX века. Условной точкой отсчета можно считать так называемые реформы года кабо (1894 г.), хотя сам процесс растянулся на долгие годы и подвергся существенной интерференции японской колониальной политики. Традиционно фамилию могли иметь только дворяне (в этом Корея ничем не отличалась от других стран). Привилегию на ношение фамилии отменили еще в 1909 г. при Корейской Империи, однако практика всеобщего офамиливания укоренилась уже при японской колониальной администрации. Впрочем, основные мероприятия японских властей в этой области, в частности, известный «Указ об изменении имен» (創氏改名 яп. со:си каймэй 창씨개명, указ был введен в действие решением окружного суда г. Тэгу (大邱), который в английской Википедии превратился в Тайкю) приходятся на конец 30–начало 40‑х гг.

Эта сильно политизированная тема к счастью не имеет отношения к интересующим нас вопросам. Однако, следует иметь в виду, что столь поздняя институционализация корейской антропонимической системы требует дополнительной осторожности при рассмотрении генеалогий, восходящих к корейским переселенцам на российский Дальний Восток во второй половине XIX века.

Официальной датой начала переселения считается 1864 год, когда была основана корейская деревня Тизинхэ (позднее совхоз Виноградное, в 1938 г. объединен с селом Гвоздево Хасанского района Приморского края). Ф. В. Соловьев в «Словаре китайских топонимов на территории советского Дальнего Востока» трактует это название как неясного происхождения. В китайских источниках оно пишется иероглифами 雞心河 (кит. цзисинь-хэ 계심하), то есть «Речка куриное сердце» (Соловьев переводит как «Куриная речка»). Вообще-то, китайское 雞心 (цзисинь ) имеет значение «жужуба» или «ююба» (棗 кит. цзао 조, впрочем, по-корейски этот кустарник называется 대추 тэчху , а иероглифическое название не употребляется). Это разновидность зисифуса (лат. Ziziphus jujuba ), в просторечии называемого «китайским фиником». Это кустарник семейства крушиновых с довольно крупными красно-коричневыми ягодами (костянкой), по форме действительно напоминающими куриное сердце. Так что речка, скорее, Финиковая. Ее русское название Виноградная, впрочем, наверное, не в результате путаницы, а в смысле «винная ягода».

Мы также не станем затрагивать другую деликатную тему - вопрос о масштабных фальсификациях родословных, в частности, так называемую практику «исправления предков» (換父易祖 환부역조), когда собственный «плохой» предок прикреплялся к «хорошему» роду. Обычно прикреплялись к бывшим патронам и по договоренности, как правило, к линиям, где отсутствовали прямые потомки мужского пола. По некоторым сообщениям, в той или иной степени сфальсифицировано до 90% всех генеалогий, хотя эта цифра представляется, все-таки, завышенной.

При этом вся Южная Корея почти поголовно превратилась в потомков древних дворянских родов (см. напр., А. Н. Ланьков «Нация дворян?»). Замечу, впрочем, что это отнюдь не разовое явление, связанное с социальными потрясениями после освобождения страны в 1945 г., но похоже, старая добрая традиция. Жалование фамилий (賜姓 사성) и понов (賜貫 사관) имело место еще в Силла, и бойко продолжалось при Корё. Так, например, часть Кимов из Кёнджу (慶州金氏 경주 김씨) стало Квонами из Андона (安東權氏 안동권씨).

Еще большие масштабы исправления генеалогий приобрели с начала XV века после установления династии Чосон. Именно к этому периоду относятся первые, дошедшие до нас родословные книги. Самыми древними считаются родословные 1423 г. семейства Ю из Мунхва (文化柳氏 문화유씨) и родословная 1476 г., принадлежащая тем самым Квонам из Андона, причем в обоих случаях генеалогические линии восходят началу X века. Есть также сведения о родословной аж 1401 г. семейства О из Хэчжу (海州吳氏 해주오씨), восходящей к концу X века, впрочем, по поводу этого источника имеются некоторые вопросы.

Когда речь идет о родословных книгах, обычно имеют в виду так называемые чокпо (族譜 족보). Вообще существует около десятка разновидностей генеалогических книг, совокупно называющихся «родословные записи» 譜牒 (보첩). В том числе, «Поколенческие записи» (世譜 세보, иногда также 世誌 세지), «Поколенные записи» (派譜 파보, иногда также 支譜 지보), «Семейные записи» 家譜 (가보или 家牒 가첩, здесь 家 именно «семья», а не «двор», так что перевод «Подворные записи» неверный) и другие. В большинство названий входит иероглиф 譜 (보), означающий «систематизированные записи», в том числе, упорядоченное «родословное древо».

Страница «Поколенческих записей» (世譜) семейства Ю из Мунхва, копия 1565 г. из собрания Академии корееведения (한국학 중앙연구원)

Во всяком случае, начиная с раннего периода Чосон, мы уже видим большинство основных элементов и связей системы. Возвращаясь, к вопросу о фальсификациях, можно сказать, что они, во всяком случае, системны и, таким образом, образуют целостную и самоценную картину.

Современное полное корейское имя состоит из иероглифа (обычно одного) фамилии и иероглифов (обычно двух) имени. Ситуация здесь противоположна той, что имеет место на Западе или в России, где теоретически неограниченное число фамилий сочетается с ограниченным, хотя довольно быстро пополняемым, репертуаром имен. В Корее, наоборот, ограниченный репертуар фамилий сочетается с именем, которое, вообще говоря, может быть комбинацией любых иероглифов. Корейская фамилия всегда стоит перед именем. Сейчас, правда, иногда встречается запись латиницей на английский манер: имя, затем фамилия (бывает через запятую).

Современный репертуар включает 284 фамилии (по данным южнокорейской статистики на 2000 г.) Полный список из примерно 350 фамилий включает также фамилии, вышедшие из употребления, и варианты иероглифического написания. При этом распределены они очень неравномерно. На приведенном графике видно, что 50% населения страны носят одну из четырех «больших» фамилий, а 40 самых употребительных фамилий охватывают уже 90% населения.

Для сравнения, в США по результатам переписи 1990 г. было зарегистрировано 18839 фамилий, 50% населения страны носят 140 фамилий, а 90% это уже около 700 фамилий.

Имеется также небольшое число двусложных фамилий (複姓 복성), носители которых совокупно составляют менее 0,15% населения (речь о Южной Корее). Большинство двусложных фамилий исторически китайские, но считаются собственно корейскими: Намгун (南宮 남궁), Хванбо (皇甫 황보), Сону (鮮于 선우), Токко (獨孤 독고), Чегаль (諸葛 제갈), Тонбан (東方 동방), Сагон (司空 사공), Сомун (西門 서문), Огым (魚金 어금) и Собон (小峰 소봉). Кроме того, имеется несколько устаревших двусложных фамилий, а также так называемых натурализованных фамилий (歸化城 귀화 성), принадлежащих послевоенным репатриантам из Японии.

Говоря о корейских фамилия, нужно иметь в виду несколько важных моментов. Во-первых, у некоторых фамилий имеются варианты иероглифического написания. Здесь следует различать два случая. Например, фамилия Ко (고) сейчас записывается иероглифом高. Но есть также вариант (раньше более употребительный) 髙 - это рáзнописи одного и того же иероглифа. Причем далеко не все словарные рáзнописи реально употребляются в фамилиях. Другой случай, фамилия Пхён (편) сейчас пишется иероглифом 扁 (넓적할 편 «плоский»). Однако имеется вариант 偏 (치우칠 편 «наклонный»). Это именно другой иероглиф, однако, та же самая фамилия. На самом деле, как раз с этой фамилией все чуть-чуть сложнее - там имело место расщепление рода с заменой иероглифа на омофон. Но официально сейчас это считается одной фамилией, а написание 偏 ненормативным.

Во-вторых, написанию хангылем, как правило, соответствует несколько иероглифических вариантов. И все это разные фамилии. Проще говоря, фамилия является иероглифической, а не хангыльной. В качестве примера возьмем вторую по распространенности фамилию Ли (이). Обычно считают, что это фамилия 李 (오얏 나무 이 «слива», кстати, имеется в виду не столько плод, сколько [цветущее] дерево). Но кроме «сливы» есть еще Ли 異 (다를 이 «удивительный»), Ли 伊 (저 이 «тот»), и Ли 離 (떠날 이 «покидать»). Впрочем, все это очень редкие фамилии.

Фамилия Ли вообще заслуживает отдельного рассказа. Прежде всего, «Ли» это нормативное русское написание, являющееся исключением в системе практической корейской транскрипции Л. Р. Концевича (по некоторым соображениям я не всегда строго придерживаюсь ее правил). Этимологически там присутствует начальное ‑ㄹ –л/-р . Поэтому раньше (и до сих пор в КНДР) она пишется 리 ри . В разных диалектах этот звук дает разные рефлексы, что приводит к вариантам И, Ли, Ри и Ни (орфографическое 니 ни является устаревшим). Кроме того, с учетом широко распространенного в фамилиях корё-сарам суффикса -гай , мы имеем также варианты Игай, Лигай, Ригай и Нигай. Технически, все эти восемь вариантов - дублеты одной и той же (хангыльной) фамилии.

Несколько слов о самом суффиксе -гай . Он сочетается со всеми фамилиями, которые заканчиваются на гласный, хотя некоторые варианты встречаются крайне редко. С происхождением этого суффикса много неясного. Среди самих корё-сарам весьма популярно мнение, что это следствие ошибок времен переписи при депортации корейцев в Среднюю Азию. Однако, это просто расхожее заблуждение, не имеющее под собой никаких оснований. Не сильно углубляясь в тему, отмечу, что еще в 1865 г. П. А. Гельмерсен, в то время штабс-капитан Генерального Штаба при Генерал-губернаторе Восточной Сибири, нуждавшийся в переводчике, взял на воспитание корейского мальчика примерно лет 15, Еджимуни (Евгения) Когая. Позднее Гельмерсен увёз его с собой в Петербург, где определил на обучение. По-видимому, Евгений Когай - первый кореец, побывавший в столице Российской Империи, и точно первый, получивший официальное образование.

В том же (1865 г.) году несколько человек из той самой деревни Тизинхэ «не кривя душой, но по душе» приняли православие. Имена по святцам Петр, Антон, Павел получили корейцы Унгуди, Кегый, Холони, а также их жены, ставшие, соответственно, Марией, Феодосией и Ксенией. Здесь нам, конечно, интересен некто по имени (имени ли?) Кегый.

Для начала отмечу один важный момент. Первые корейские переселенцы были не просто северянами, но выходцами из района, который называется Юкчин («Шестиградие» 六鎭 육진или六邑 육읍). Это крепостной пояс на самом севере провинции Северная Хамгён, который был заложен королем Сечжоном Великим в 1434 г. на южном берегу реки Туманган для защиты от чжурчжэней (само строительство продолжалось более 100 лет): Чонсон (鍾城 종성), Онсон (穩城 온성), Хварён (會寧 회령), Кёнвон (慶源 경원), Кёнхын (慶興 경흥) и Пурён (富寧 부령). В этом районе бытует специфический юкчинский диалект (육진 방언), демонстрирующий ряд весьма архаичных черт. В частности, используется только старый именительный падеж на 이 и (именительный на 가 га вообще довольно позднее явление). Так что застывшим именительным этот суффикс быть не мог. Лингвистически более аккуратно предположение, что там «застыла» синокорейская морфема家 (가 ка/га «дом, семья»), слившаяся с именительным на 이 и : Ли+га+и = «[такой-то] из дома/семьи Ли». Но, во-первых, корейцы, не добавляют к фамилии слово 家. Можно, конечно, предположить, что имелась в виду не фамилия как таковая (ее могло и не быть), а указание на дом патрона, но тоже странно. Во-вторых, нужно как-то объяснять, почему этот суффикс появляется только у фамилий, заканчивающихся на гласный.

Возможно, здесь произошло графическое разложение дифтонга кэ , превратившегося в ка +и (исторически, как раз, наоборот - современные дифтонги являются результатом стяжения), так что, возможно, стоит попробовать поискать этимологию гэ .

Замечательный пример такого разложения - фамилия 崔, современное южнокорейское Чхве , представляющее собой графическое чхо +и , повсеместно дающее северное диалектное Цой .

Равновесное произношение дифтонгов также особенность юкчинского диалекта (впрочем, не только его). Я не стану утверждать, что именно этот диалект лежит в основе языка корё-сарам (корё-маль), но то, что он оказал на него большое влияние, и то, что именно на нем говорили первые корейские переселенцы - бесспорно. Замечу, также, что неверно отождествлять корё-маль с корейскими диалектами северо-восточного Китая - там своя специфика, хотя, конечно у них имеются черты, общие для всех северных корейских говоров.

Завершая разговор о суффиксе -гай , рассмотрим любопытный случай с именем и фамилией известного российского (советского) корейца, позднее видного партийного и государственного деятеля КНДР Алексей Ивановича Хегая. Он родился в 1908 г. в Хабаровске. Как правило, у российских корейцев было по два имени - православное русское и традиционное корейское. У Анатолия Ивановича, по-видимому, корейского имени не было вообще. Его корейское имя Хо Га И (許哥而 허가이) становится широко известно уже после того, как в 1945 г. он начинает работать в Северной Корее. Есть версия, что имя для него придумал выдающийся корейский лингвист, а по совместительству лидер «яньаньской группировки» в руководстве ТПК Ким Ду Бон. Скорее всего, это не так. Имеются документы, из которых следует, что Алексей Иванович и раньше (еще в 30‑х годах) так писал себя по-корейски (подробнее см. А. Н. Ланьков «Хо Га И: Очерк жизни и деятельности»). В общем, здесь мы имеем дело с довольно редким случаем «обратного превращения» уже русифицированной фамилии в корейское имя (причем, по-видимому нарочито специфическое).

Возвращаясь к фамилиям, отмечу также, что нередко существенную неоднозначность может вносить русская транскрипция. Например, обычно считают, что Кан это фамилия 姜, входящая в десятку самых распространенных. Однако, русское написание соответствует двум вариантам написания хангылем: 간 и 강 (с заднеязычным н ). В практической транскрипции заднеязычное н передается как нъ , но в жизни этот вариант не встречается (очень редко бывает Канг). В результате, для 간 имеем иероглифическое 簡 (대쪽 간 «бамбуковая дощечка») и четыре варианта для 강: 姜 (성 강, изначально антропо- и топонимический иероглиф, более позднее значение «имбирь»), 康 (편안 할 강 «благополучие»), 强 (힘쓸 강 «сильный», с распространенным вариантом彊), и 江 (강 강 «река»).

Несколько упрощая, корейская система понгван (本貫 본관) или просто пон (本 본) - это система приписки поколений мужской линии (父系 부계) к конкретному географическому месту. В произношении корё-сарам это слово часто звучит как бон или пои / пой с выпадением конечного н (еще одна особенность юкчинского диалекта) и все тем же старым именительным на и .

Родственники одного пона образуют «семью» или «род» сси 氏 (씨). Часто говорят, что пон - это родина (故鄕 고향 кохян , китайский вариант второго иероглифа 鄉) основателя рода (始祖 시조).

Сначала поговорим о родине. Здесь есть нюанс, связанный с переводом. По-русски, «родина» - это, прежде всего то место, где человек родился. Терминологически место рождения называется по‑корейски 出生地 (출생지). А кохян - это, как раз, то место, откуда пошел род. По‑корейски вопрос о родине кохян , вообще-то, подразумевает именно родовую родину, хотя сейчас в ответ могут назвать и место рождения. Есть также узкоспециальный термин 貫鄕 (관향), означающий «место [происхождения генеалогической] линии». Причем 鄕 (향) не какое-то место вообще, а вполне конкретное учтенное поселение (иначе не приписаться).

Возникновение рода связано с тем, что его будущий основатель отделяется и, как правило, переселяется на новое место. Обратное необязательно, род может расселяться без разделения (分貫 분관или分籍 분적). Кроме того, у некоторых понов имеется так называемый промежуточный основатель (中始祖 중시조). Это человек, возродивший род после упадка. Иногда это слово переводят как «промежуточный предок, покинувший место первоначального проживания рода». Впрочем, возрождение рода не обязательно связано с переселением, и даже в этом случае не всегда с местом первоначального проживания.

Что касается предков и основателей, то по-видимому, родовые линии изначально были привязаны именно к предкам, как например, известная система «колен». Позднее, уже в рамках, а затем под влиянием китайской административной практики, приписывать стали по месту. Довольно близким аналогом может служить ситуация с Иосифом, мужем Марии. Как известно, он был из колена Давидова, но приписан к Вифлеему - в несколько вольной интерпретации, Давид является основателем, а Вифлеем поном .

У больших родов часто имеется несколько генеалогических линий (系 계), которые могут дополнительно разделяться на ветви (宗派 종파или просто 派 파). Одна из ветвей обычно называется поместной (鄕派 향파), то есть оставшейся на родовом месте 鄕 (향). Другие ветви, как правило, называют по новому месту. Особенно часто встречается столичная ветвь (京派 경파), что дополнительно показывает социальную динамику. В качестве примера приведем самый многочисленный род - семейство Кимов из Кимхэ (金海金氏 김해김씨), составляющих почти 9% населения страны (более 4 миллионов человек по данным на 2000 г.) Этот пон возводит себя к Киму Суро (金首露 김수로, 42?-199? годы н. э), легендарному (судя по предполагаемым годам жизни точно) основателю древнего корейского царства Кымгван Кая. Это государственное образование известно также как Карак (駕洛 가락), по девизу правления, поэтому иногда их называют Каракские Кимы (駕洛金氏 가락김씨). Сам род разделяется на 4 линии, образующие 25 ветвей, в том числе одна японская. Это потомки японского генерала Саяка (沙也可), также возводившего свое происхождение к Ким Суро. Во время имджинской войны (1592 г.) он перешел на корейскую сторону и известен под довольно «говорящим» корейским именем Ким Чхун Сон (金忠善 김충선 «Особо преданный»). Впрочем, с корейской точки зрения здесь нет никакой иронии - род просто застрял в Японии на полторы тысячи лет, а как только представилась возможность, Саяка восстановил историческую справедливость.

Изначально пон объединял кровных родственников, но по-видимому достаточно рано начал присоединять сторонние семьи на основе клиентелы, особенно в периоды масштабных политических и социальных преобразований. Все это превратило понгван больше в социальную систему, хотя повсеместно подчеркивается ее именно родственный характер. Можно провести различные параллели, например, с чеченскими тейпами, также изначально кровнородственной, но впоследствии социальной структурой, внутри которой имеется родственная структура вар .

У каждой фамилии имеется один или несколько понов . В эпоху Чосон на 250 фамилий насчитывалось около 4400 понов . По переписям 1930‑х годов для тех же 250 фамилий было уже только 3300 понов . Официальная цифра для Южной Кореи на 2010 г. составляет 4175 понов для 284 фамилий. Впрочем, многие поны являются неактивными, историческими или дублетными, так что реальная цифра заметно меньше. Дело в том, что названия мест неоднократно менялись, а в понах обычно сохраняется старое название, причем не обязательно то, которое было официальным на момент переселения. На приведенной гистограмме видно, что поны распределены очень неравномерно (хотя само распределение нормальное, положительно скошенное).

Больше всего понов (348) приходится на фамилию Ким. Отметим, что поны не являются уникальными, то есть один и тот же пон (в смысле места приписки) могут иметь несколько родов. В качестве примера приведем таблицу (не совсем полную и без учета рáзнописей) понов , которые приписаны к бывшей силлаской столице Кёнджу (慶州 경주).

Особый интерес тут представляют Вольсонские и Керимские поны . «Лунная крепость» Вольсон (月城 월성) - это древний дворец силласких правителей, в настоящее время - историко-археологическая зона Кёнджу и объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Керим (鷄林 계림) дословно означает «Петушиный лес» (скорее, просто роща), который находился неподалеку от дворца на запад (по современной карте и топографическим привязкам около 700 метров). И да, это та самая курица (雞 계, 鷄вариант написания, более распространенный в Корее), которая уже встречалась нам в названии Тизинхэ, хотя вряд ли из этого стоит делать далеко идущие выводы. Впрочем, история с самим лесом настолько любопытная, что, пожалуй, заслуживает отдельного рассказа.

В летописи «Самгук Саги» этот лес фигурирует как «Первоначальный лес» (始林 시림 сирим ). Иногда переводят «Девственный (первозданный) лес», но здесь 始 именно «начало, место происхождения» (то самое 始, которое в предке-основателе 始祖 시조 сичжо ), и сейчас станет понятно почему.

На 9‑м году своего правления (65‑й г. н.э.) правитель Силла Тхархэ по фамилии Сок (昔 석 - вот и Вольсонские Соки!) услышал ночью, что в лесу Сирим поет петух (鷄 계). Правда, по версии другой летописи, «Самгук Юса», это произошло в 3‑й год кёнсин (庚申 경신) под девизом правления «Вечный Мир» (永平 кит. юнпин ) китайской династии Восточная Хань, то есть в 60‑м году н. э. (отсюда некоторая путаница в датах, в том числе и с самим Тхархэ).

Наутро правитель послал князя Хогона выяснить в чем там дело. Впрочем, в «Самгук Юса» Хогон просто прогуливался ночью в окрестностях Вольсона. Это вообще очень интересный персонаж. Хогон (瓠公 호공) буквально означает «Князь Тыква». Считается, что его звали так потому, что он приплыл в Корею из Японии, привязав к поясу тыкву-горлянку. Здесь все дело в тыкве! Впрочем, заплыв через Цусимский пролив, минимальная ширина которого составляет 47 километров, тоже впечатляет.

По-корейски тыква-горлянка (лат. Lagenaria siceraria , это совсем не то, что обычная тыква Cucurbita ) обычно называется 朴 (박 пак ). Полный китайский вариант этого иероглифа 樸 (написание 朴 сейчас в Китае считается упрощенным) и означает просто «необработанную древесину», хотя, конечно, ботанически лагенария это лиана (обычная тыква - трава). Но самое главное, это третья по распространенности корейская фамилия Пак.

Сам иероглиф 朴 состоит из двух элементов: 木 «дерево» (вообще твердое растение) и 卜 «гадать». Гадать - значит прояснять темную, непонятную ситуацию. Так что вполне возможно, что эта фамилия, на самом деле, исконно корейская, связанная с корнем пальк 밝 (밝다 «светлый, ясный», а также «сведущий», каузатив 밝히다 означает, в том числе, «просвещать, информировать»). Напомню также, что легендарного основателя Силла звали Пак Хёккосе (朴赫居世 박혁거세). Другой вариант написания его имени (именно вариант написания, а не другое имя) - Пульгунэ (弗矩內 불구내). Согласно принятому толкованию, иероглиф 赫 (붉을 혁 хёк ) «ярко-красный» это корейский корень 붉 (пульк ) «красный», иероглиф 居 (거 ко ) играет чисто фонетическую роль, иероглиф 世 (세 се ) «мир» - это корейское слово 누리 (нури ) «мир, свет», которое, стягивалось в 뉘 (нуи ). Все вместе получается Пульгунэ, то есть «озаряющий или просвещающий мир». Ну а сама тыква-горлянка - очень важный предмет в гадательных (шаманских) практиках в Корее, южной Японии и в северо-восточном Китае.

Итак, Князь Тыква(-горлянка) обнаружил, что на ветвях дерева висит золотой сундук, а под деревом сидит белый петух. Когда сундук открыли (по одной версии сундук доставили во дворец, по другой - правитель сам прибыл на место), в нем обнаружили мальчика необыкновенной красоты. По поводу сундука. В оригинале стоит иероглиф 樻 (함 궤), который означает «большой сундук», сейчас вообще «шкаф» (по-китайски обычно пишется 櫃 или 匱 с тем же чтением, есть также значение «большая корзина для переноски земли»). Корейское толкование 함 это на самом деле другой иероглиф 函 (함 함), который означает просто «ящик» или «коробку». Но именно это слово обычно используется в современных пересказах (иногда также 상자). Отсюда и во многих переводах мальчик сидит в чем-то вроде посылочного ящика.

Все, конечно, очень обрадовались и вспомнили про Хёккосе, которого тоже нашли в лесу, причем возле Куриного (опять!) ручья (鷄井 계정 кечжон ). Правда, сидел он не в сундуке, а в яйце, но это не важно. В общем, мальчика назвали Ким Альчжи (金閼智 김알지), и его потомки впоследствии стали правителями Силла. А лес с тех пор стал называться Петушиным. Впрочем, «Самгук Юса» отмечает, что еще он называется Голубиным (鳩林 구림, вообще-то, это не совсем «голубь», а «горлица», впрочем, скорее именно горлица, а не петух будет кричать по ночам). Есть также версия, что не то петух, не то еще какая-то голосистая птица была тотемом некоторых корейских племен (я не утверждаю, что у корейцев вообще была тотемная система!) А «первоначальный» (시림 сирим ), возможно, было сарим (это допустимый переход), где са - старое корейское слово «птица». Возможно, современное 새 (сэ ) «птица» это старое 사 (са ) плюс застывший старый именительный 이 (и ): са +и =сэ . Среднекорейское say также сопоставляют со старояпонским sanKî «цапля». Впрочем, там не слишком хорошее соответствие (хотя есть корейская диалектная форма с н ) и вообще переход от родового названия к видовому представляется сомнительным (подроблнее см., например, Alexander Vovin. «Koreo-Japonica: A Re-evaluation of a Common Genetic Origin»). В общем, мне эта версия названия леса представляется если не ошибочной, то, во всяком случае, недостаточно обоснованной, а главное, избыточной.

Что касается фамилии Ким, якобы, мальчик получил ее потому, что сундук был золотой (金 금 кым ). Скорее всего, это тоже исконно корейская фамилия, связанная со старым словом гым , означавшим что-то вроде племенного вождя. В современном языке сохранилось слово 임금 (имгым , в старом написании с этимологическим начальным н и так называемым «нижним а ») «правитель». Оно состоит из слова 님 (ним ), употребляющего сейчас как вежливое обращение и гонорифический суффикс (선생님, 형님 и т. п.), и того самого 금 (гым ). Также, легендарный основатель Древнего Чосона Тангун носил титул вангом (王儉 왕검). Это слово записывается двумя иероглифами: китайское 王 (왕 ван ) «правитель», впоследствии титул корейских королей, и 儉 (검гом ) «скромный» (со слабым «боковым» о ). Но, по общему мнению, речь идет не о «скромном правителе» (да и по грамматике так не очень получается), а о фонетической записи китайским иероглифом какого-то корейского слова, что дает «правитель-гом ».

Заканчивая рассказ о понах , упомяну, что, большинство понов считаются корейскими. То есть технически, на том или ином этапе они оказались приписаны к исконно корейским линиям, включая выходцев из древних царств на территории Корейского полуострова. Однако, имеется также около 200 китайских, с десяток японских, по 2–3 монгольских и чжурчжэньских, 4–5 уйгурских и несколько вьетнамских и тайваньских. Еще более любопытно наличие «западных» понов . Есть голландские. Один из них - семейство Паков из Вонсана (元山朴氏 원산박씨), потомки голландского мореплавателя Ян Янзе де Вельтефрее (Jan Janse de Weltevree), жившего в Корее в 1653–1666 гг. и носившего корейское имя Пак Ён (朴淵 박연). Есть американский - семейство Ха из Ёндо (影島河氏 영도하씨), основатель которого Роберт Холлей (Robert Holley), американский юрист, проповедник и телеведущий, натурализован в 1997 г., корейское имя Ха Иль (河一 하일). Есть также два немецких, из которых особенно интересны «немецкие» Ли (獨逸李氏 독일 이씨) - кажется, единственный пон , привязанный к целой стране. Его основатель немецкий актер и бизнесмен корейского происхождения Бернард Квант (Bernhard Quandt), родился в 1954 г. в Бад-Кройцнах (земля Рейнланд-Пфальц), натурализован в 1986 г., корейское имя Ли Хан У (李韓佑 이한우), больше известен под псевдонимом Ли Чхам (李參 이참, которое по-английски он пишет Lee Charm).

Наконец, есть два российских пона . Основателем семейства Ли из Соннама (城南 李氏 성남이씨) является футболист Денис Владимирович Лактионов, родился 4 сентября 1977 г. в поселке Краснозерское Новосибирской области. В середине 90‑х годов играл за клуб «Сахалин» и молодежную сборную страны. Сыграл также два товарищеских матча за сборную России, в 2002 г. был включен в предварительный состав сборной на Чемпионат мира в Корее. С конца 90‑х годов играл в корейских клубах, дважды становился лучшим бомбардиром лиги и трижды членом символической сборной чемпионата Южной Кореи. Позднее перешел на тренерскую работу. В 2003 г. получил корейское гражданство и имя Ли Сон Нам (李城南 이성남). По его собственному свидетельству, фамилию он мог выбрать любую, но остановился на Ли, как у Брюса Ли. А имя - в честь города Соннам (城南 성남, провинция Кёнгидо), за клуб которого он выступал.

Основателем семейства Син из Кури (九里申氏 구리신씨) также является футболист, вратарь Валерий Константинович Сарычев, родился 12 января 1960 г. в Душанбе. Выступал за ЦСКА и московское «Торпедо». В 1986 г. стал обладателем Кубка СССР, а в 1991 г. был признан лучшим вратарем страны. С начала 1990‑х годов выступал за корейские клубы, натурализовался в 1999 г. Стал четырехкратным чемпионом Кореи, победителем Кубка чемпионов азиатских стран, Суперкубка Азии и Межконтинентального кубка Азии и Африки, основал первую корейскую школу вратарей, тренирует молодежную сборную страны. У него очень интересное корейское имя Син Ый Сон (申宜孫 신의손). С одной стороны, это вполне обычные корейские имя и фамилия. С другой - это корейское словосочетание신의 손, которое означает «рука Бога».

Имя состоит из двух, реже одного иероглифа. Мы говорим об официальном имени (官名 관명или 冠名 관명, вообще-то, технически это несколько разные вещи, но поскольку оба слова читаются одинаково кванмён , их иногда путают даже в специальной литературе) или настоящем имени (實名 실명или本名 본명) и взрослом имени (字 자). По поводу этого термина стоит отметить, что его часто неправильно переводят как «почтительное имя», кроме того, технически китайское и корейское 字 терминологически различаются.

Иероглифы, также как в Китае и в Японии, могли быть любыми. Иногда встречаются весьма редкие, используемые только в антропонимах, причем уникальных. После освобождения в Южной Корее (я не буду касаться ситуации в КНДР) начался процесс регламентации иероглифов, используемых в антропонимах.

Во-первых, по возможности, устраняются рáзнописи. Впрочем, некоторые варианты допускаются. Например, ключ 礻 можно писать как 示. Во-вторых, унифицируется чтение. Например, иероглиф 復 имеет два словарных чтения: 부 пу и 복 пок . Сейчас в именах допускается только чтение부 пу . При этом в большинстве китайских составных слов он читается именно как복 пок .

Наконец, ограничивается сам список допустимых иероглифов. Использование иероглифов не из списка, вообще говоря, допускается, но в официальных документах они должны писаться хангылем. В регистрационных и идентификационных документах отдельно указывается иероглифическое и корейское написание. Помимо прочих, здесь были и чисто технические соображения воспроизведения редких иероглифов и вариантов написания. Быстрое развитие информационных технологий практически устранило эту проблему, однако регламентация осталась.

Иероглифические списки регулярно пересматриваются, исправляются и пополняются. Текущая версия базируется на «Списке именных иероглифов» (人名用 漢子表 인명용 한자표), опубликованном решением Верховного Суда Республики Корея в 1991 г. и включавшем 2854 иероглифа и 61 вариант. Также допускается использование всех знаков из школьного иероглифического минимума. Сейчас официальный список включает уже 5761 иероглиф. Приводимые цифры несколько разнятся в зависимости от учета вариантов написания. Кроме того, некоторые иероглифы из первоначальных списков были уточнены или изменены. Однако они не были выведены из употребления, а исправления в документы, как правило, не вносятся. Поэтому часть иероглифов находится на «полулегальном» положении.

Бывают довольно хитрые случаи. Например, иероглиф 喆 (철 чхоль ) «мудрый». Вообще говоря, это вариант написания иероглифа 哲, но в Корее они считаются двумя разными иероглифами, имеющими одинаковое чтение. Кроме того, у иероглифа 哲 есть также (редкий) вариант 悊. При этом, все три входят в официальный список: 哲 включен в школьный минимум, 喆 был в первоначальном списке именных иероглифов 1991 г., а 悊 добавлен в 2007 г.

По сообщениям, планируется расширение списка до более чем 8 тысяч иероглифов. Это, кстати, много больше, чем, например, аналогичный японский список, включающий всего около 3 тысяч иероглифов, в том числе 2136 обычных кандзи (常用 漢字 яп. дзё:ё: кандзи ), 632 именных кандзи (人名用漢字 яп. дзинмэйё: кандзи ) и около 240 вариантов и традиционных написаний.

И в заключение, несколько слов о довольно любопытной теме исконно корейских имен. Здесь следует различать два случая. Во-первых, использование иероглифов для записи имен, являющихся исконно корейскими словами. Впрочем, после установления Корё такие (официальные) имена очень редки. Но иногда встречаются корейские компоненты, для записи которых часто используют собственно корейские иероглифы (韓子 한자, в отличие от китайских иероглифов 漢字 한자 - оба слова читаются одинаково ханчча ).

В качестве примера рассмотрим имя одного из трех знаменитых разбойников (наряду с более разрекламированным Хон Гиль Доном, до которого мы еще доберемся) эпохи Чосон, которого звали Лим Ккок Чон (林巪正 임꺽정). Скорее всего, Ккокчон это вообще не имя. По официальной версии он был сыном мясника, и в XVI веке имя ему, вообще-то, не полагалось. С мясником (白丁 백정 пэкчон ) тоже все не так просто. По-китайски это слово означало простолюдина, не состоящего на казенной службе. В эпоху Корё этот термин относился к (безземельным?) арендаторам и батракам. Позднее его вытесняет слово «простолюдин» (百姓 백성), со временем демократично превратившийся в «народ» вообще. И только уже ближе к концу Чосон, 白丁 окончательно становится мясником, возможно, под влиянием исконно корейского мясника 백장 (пэкчан ). Скорее всего, в эпоху Чосон это слово обозначало не конкретную профессию, а некий социальный класс «нечистых», что-то наподобие японских буракуминов .

В самом имени присутствует редкий, не имеющий семантического значения, корейский (не китайский!) иероглиф 巪 (꺽 ккок , впрочем, у него есть и китайское чтение цзюй ). Он образован путем подписывания под иероглифом 巨 (거 ко ) «огромный» крюка, который функционирует как фонетическое корейское ㄱ к .

Не приходится сомневаться, что здесь обыгрывается слово кокччон (걱정) «тревога, беспокойство». Это исконно корейское слово, не имеющее иероглифического написания, и произносится оно с сильным начальным согласным второго слога, хотя в имени читается с сильным начальным первого. Словарь это не отмечает, и вообще иероглифические чтения с сильным начальным согласным очень редкие. Возможно, изначально было какое-то имя Лим Ко Чжон (林巨正 림거정) - так в «Анналах династии Чосон». И там же есть вариант 林巨叱正 (림거질정). Это не значит, однако, что следует читать Кочжильчжон. Иероглиф 叱 (질 чиль ) играет здесь роль универсального «подписного» (это особенно наглядно при вертикальном расположении текста). Таким образом, получается 임껏정 (Лим Ккокчон ). Вообще, это стандартный способ передачи корейского финального консонантного кластера (патчхима ) при иероглифической записи, независимо от качества согласного, например, 㖚 (붓) «кисть», 唟 (것) «вещь».

Во-вторых, современные собственно корейские имена, не имеющие иероглифического написания. Мода на них была довольно распространена в Южной Корее в 1980‑х годах. Имеется около полутора сотен таких имен, причем существенно преобладают женские и общегендерные. Большинство представляют собой обычные слова. Например, Маым (마음 «душа», женское, иногда мужское), Бора (보라 «фиолетовый» - одно из самых популярных женских имен), Подыль (버들 «ива», мужское). Часто встречаются инфинитивы на ㅁ м , этимологическое «нижнее а » обычно передается ㅡ ы . Например, Арым (아름 «красота», женское, вообще-то, есть современное слово 아름, которое значит «охапка, пачка»). Наряду с этой формой есть и преимущественно мужское Арам (아람). Часто встречаются стяжения, например, Сэрон (새론 «новенькая», женское) и неэтимологические написания, например, Тури (두리 «второй, вторая», мужское и женское). Еще несколько любопытных примеров: Параль (바랄, «море», мужское, старая форма с этимологическим «нижним а ») наряду с современной общегендерной формой Пада (바다). Есыль (예슬женское, образовано по модели китайского бинома сложением начальных слогов корейских слов 예쁘다 еппыда «красивая» и 슬기롭다 сыльгиропта «умная»), Кёль (결 «зима», женское, стяженная форма от 겨울 кёуль , возможно, с обыгрыванием английского girl). С середины 90‑х гг. эта мода, довольно быстро пошла на спад, хотя имена из исконно корейского репертуара остаются весьма популярными в качестве псевдонимов, особенно, среди представителей корейского шоу-бизнеса.

Натурфилософия

Китайская натурфилософия в корейской неоконфуцианской интерпретации оказала огромное влияние практически на все аспекты корейской жизни. В том числе, она задает основную парадигму антропонимических построений. Поэтому перечислим основные концепции, которые нам понадобятся в дальнейшем.

Фундаментальной основой всего являются Инь (陰 음) и Ян (陽 양) - два начала: «женское, темное» (Инь) и «мужское, светлое» (Ян), борьба которых порождает «Пять (первоначальных) элементов» (или стихий) (五行 오행 кит. у-син ). Пять элементов чередуются в бесконечном цикле, определяя ход всех вещей. Порядок, вообще говоря, не важен - цикл можно начинать с любого элемента, но обычно первым идет Дерево (木 목), соответствующее первому циклическому знаку Небесных ветвей. За ним следуют Огонь (火 화), Земля (土 토), Металл (金 금) и Вода (水 수). Между Пятью элементами существует два основных типа отношений: они порождают (生 생) и преодолевают (剋 극) друг друга. В общем случае, вся эта метафизика называется «Правилами Пяти элементов» (五行法 오행법).

Как выбирают женские и мужские корейские имен

В Корее принято выбирать имя по гороскопу, а также в соответствии с различными концепциями восточной философии. Ввиду этого многие родители обращаются за помощью к профессиональным гадателям, работающим в специализированных центрах «Чакмёнсо». Эти специалисты проводят необходимые расчеты и определяют, какое женское или мужское корейское имя будет самым благоприятным для новорожденного ребенка.

Среди популярных корейских имен встречаются такие:

  • Виен. В буквальном переводе это означает «завершение», и подразумевается, что такой ребёнок будет доводить до победного конца всякие начинания.
  • Динх. Это слово переводится как «вершина», и когда мальчику дают такое имя, родители «программируют» его на достижение жизненных высот.
  • Джин. Такое имя сходно по значению с предыдущим и отражает лидерские качества личности.
  • Йонг. Слово переводится как «смелость», и нередко его сочетают с «Куан» (солдат). Чаще всего так называют мальчиков, рожденных в семьях воинов.
  • Хе. Имя обозначает «почтительный», предполагается, что такой ребенок будет с уважением относиться к родителям и окружающим.

Помимо этого, у азиатских народов довольно часто присваивают мальчикам имена, содержащие названия зверей. Например, в Корее весьма распространено имя Юонг Хо, означающее «храбрый тигр».

Тезки и однофамильцы

Во всех странах гораздо чаще можно встретить человека с тем же именем, чем с той же фамилией. В Корее же все наоборот. На всю страну не насчитывается и двухсот девяноста фамилий. А наиболее распространенных вообще три: Ким, Ли и Пак. Так что встретить однофамильца в Корее – это не странность, а закономерность. При этом этот человек не обязательно будет являться вашим родственником. Двадцать миллионов человек только в южной части страны носят пять распространенных фамилий. А вот встретить тёзку среди этого народа довольно сложно. Корейские имена очень многочисленны. Причем очень часто они не знают половой дифференциации. То есть одно и то же имя может носить как мужчина, так и женщина. Зато собственное, уникальное обозначение человека записывается одним или двумя иероглифами. К ним добавляется толлимча – слог, общий для всего поколения данной семьи. Поэтому имена братьев, сестер и даже кузенов звучат очень похоже.

Корейские имена в большинстве своем двухсложные, а фамилии, наоборот, очень короткие. Но поскольку название человека и его родовую принадлежность записывают иероглифами (на хангыле или на ханче), то в латинской или кирилличной транскрипции их указывают через пробел и с заглавной буквы. Но произносить их следует слитно. Это все равно как писать Ки Рилл или Оль Га. В составлении обозначения корейца вначале ставится фамилия, а потом имя. Если случается так, что первая состоит из более чем одного слога, второе должно быть очень короткое. Например, корейская певица по фамилии Сомун носит имя Так. Но обычно два слога индивидуального названия человека завершают короткое обозначение рода. Если вы не кореец, но просто хотите дать сыну или дочери одно из имен этого народа, вам можно и не знать этих тонкостей. Однако в традиционной системе ценностей важно учитывать все эти нюансы родословной.

Как в Корее придумывают имена

Поскольку список фамилий в этой стране до прискорбия короток, возникла потребность в огромном количестве индивидуальных названий. Надо же как-то различать несколько миллионов Кимов или Паков. Корейские имена составлялись по трем направлениям. Первое – благозвучие и (главное) хорошее сочетание с фамилией. Второе – красивое написание, чтобы иероглифы органично смотрелись. А третье направление – как и у других народов – смысл имени. Но этому последнему в традиционной Корее уделяли не так уж много значения. Смешивались такие иероглифы, как озеро и облако, получалось Ван Хо. В последнее время в Южной Корее стало распространяться заимствование имен из других языков и культур. Но записываются они по-прежнему иероглифами: Хан На, Да Вид.

Корейские женские имена

Мы уже упоминали, что в этой стране трудно определить, что за человек скрывается за своими родовым и индивидуальным названием – мужчина он или женщина. Но все же чаще всего девочкам дают имена, смысл которых отражает качества, которыми родители хотели бы наделить свою дочь. Это вполне понятно. Ведь и у других народов дочерей нарекают Розами, Лилиями, Маргаритами и т. д. Корейские имена девушек также не лишены такой логики. Поэтому существует Лиен (лотос), Мэй (цветочек), Нгует (луна), Хонг (роза), Ту (звезда). Какая мать не желает своей дочери женского счастья? Поэтому есть такие имена, как Джунг (любовь), Куй (драгоценность), Юнг (процветающая). Вместе с тем нередко девочкам желают мужества (Юонг), мудрости (Хьюн), храбрости (Дунг), мира (Лан). Общими для девочек и мальчиков являются такие популярные имена: Ха Ныль (небо), А Рым (красота), Кип Пым (радость), И Сыль (роса, чистота). Из Китая пришла мода отождествлять девочек с драгоценными камнями или металлами. Примером этому может служить Ким (золото), Бич (нефрит).

Корейские имена мужские

Сын в традициях этого народа всегда был продолжателем рода и дальнейшим опекуном своих родителей. Поэтому при его наречении учитывалось не только красивое звучание его имени, но и смысл последнего. Родители пытались «закодировать» своего сына, придать ему те качества, которые они хотели в нем видеть. Виен означает Завершающий (всякое дело). Не менее популярно имя Динх. Значит оно «вершина». Подразумевается, что Динх всегда достигнет зенита всех своих начинаний. Похожее имя Джин Хо, которое означает «лидер». В семьях военных мальчиков часто нарекают Йонг Куан – «Смелый солдат». Очень популярно имя Хе – почитающий родителей. Как девочек нарекают цветами, так мальчиков – названиями животных. Популярно имя Хо – тигр. Еще раз повторимся: эти односложные слова корейцы соединяют с другими. Так получаются все новые и необычные имена.

Смотрите видео: Корейские имена и фамилии / Личное имя и имя семьи (клана)

Среди азиатских имен у российского обывателя чаще всего на слуху японские и китайские формы. А вот со спецификой корейского ономастикона в нашей стране сталкиваются немногие. В этой статье мы немного осветим эту тематику и выясним, что же представляют собой корейские имена и фамилии.

О корейских именах и фамилиях

Первым делом стоит коснуться того, по какому принципу строятся корейские фамилии и имена. Во-первых, надо сказать, что подавляющее количество фамилий - односложные, то есть состоят из одного слога. А вот корейские имена, напротив, чаще всего составные, включающие в себя два слога. К примеру, носит имя Му Хён, а фамилия его - Но. Фамилия произносится в первую очередь, поэтому в официальных хрониках его называют Но Му Хён. Хотя корейское имя в русском языке принято записывать в два слова, это всего лишь особенность устоявшегося в России способа передачи иероглифического письма. Важно понять, что это на самом деле не два имени, а одно имя, состоящее из двух иероглифов-слогов.

Необходимо также отметить, что корейские имена в подавляющем большинстве своем имеют китайское происхождение. Что касается фамилий, то в их основе стоит чаще всего корейский корень, хотя и существенно китаизированный. Вообще, фамилий в корейском обиходе сравнительно мало. А вот имен существует огромное множество. Подбирают их с помощью специальной церемонии обученные правилам имянаречения гадатели. Поскольку имя подбирается из двух иероглифов, это приводит к тому, что фиксированного ономастикона в Корее просто не существует. Корейские имена могут представлять собой самые различные варианты двух слогов. Плюс к этому, в состав имени может быть включен практически любой китайский иероглиф, которых в общей сложности существует около семидесяти тысяч. Хотя, конечно, есть те, которые употребляются чаще других. Но все-таки вероятность встретить в Корее двух человек с одинаковыми именами практически равна нулю. Бывает, что изредка у двух людей имя звучит одинаково. Но даже в этом случае, они, скорее всего, будут по-разному писаться, поскольку многие китайские иероглифы, звучащие различно, в Корее начинают произноситься одинаково. Отсюда порою происходят трудности, связанные с переводом. Ведь если неизвестно, как пишутся имена, то их бывает и невозможно адекватно перевести.

Еще одна особенность ономастикона Кореи состоит в том, что корейские пишутся и произносятся одинаково. Другими словами, они просто не подразделяются на мужские и женские, что для европейского сознания несколько непривычно. Единственный способ определить по имени пол человека, это вникнуть смысл. К примеру, вряд ли девочку назовут Мэн Хо, что означает «храбрый тигр». Но, как следует предполагать, такая система половой идентификации работает далеко не всегда и результаты дает лишь предположительные.

Красивые корейские имена

Далее мы перейдем непосредственно к списку корейских имен. Но, как уже было сказано выше, составить такой перечень просто невозможно. Поэтому все корейские имена девушек и мужчин, что будут приведены ниже, являются только примерами. Мы будем приводить список из наиболее употребительных и красивых по звучанию и смыслу слогов, не составляя из них пар полноценных именных форм. Все корейские имена в этом списке будут распределены в алфавитном порядке.

А

Амён. Это слог, которым обозначают детское имя.

Б

Бао. Это корень, который входит во многие корейские имена, мужские преимущественно. Означает он «защита».

В

Виен. Это слово, которое обозначает «завершение».

Д

Джунг. Очень популярный слог в корейским именных формах. Это и не удивительно, так его значение - любовь.

Дук. В данном случае речь идет о желании. Именно так переводится это слово.

Е, Ё

Ен. Это слово, которое на русский язык переводится, как «мир».

Ёнам. Данное имя обозначает «ласточкина скала».

И, Й

Йонг. Это имя является примером традиции называть ребенка каким-либо благородным качеством. В данном случае, это смелость.

Исеул. Этим словом называется утренняя роса. Оно же стало составной частью многих корейских имен.

К

Ким. Очень популярная форма в корейских именах и фамилиях. Означает «золотой» или «золотая».

Л

Лин. Это одно из имен, берущее свое начало во временах года. Означает весну.

Лиен. Под этим словом скрывается наименование такого важного для азиатской духовности растения, как лотос.

М

Мунёль. Очень интересное имя, которое буквально можно перевести словами «литературный подвиг».

Н

Нунг. Это слово переводится, как «бархат». Многие корейские имена девушек включают его в себя.

Нгок. Так называется любой драгоценный камень.

Нгует. Практически во всех культурах есть имена, упоминающие луну. Этот слог является обозначением ночного светила.

О

Ок. Это слово является ничем иным, как обозначением камня, известного в России под наименованием «яшма».

П

Пакпао. В переводе на русский язык, это слово означает «бумажный змей».

Пуонг. Этим словом на корейском наречии обозначается птица, известная нам, как феникс.

С

Сунан. Это имя можно перевести и как «доброе слово» и как «благословение».

Сок. Это имя, которое означает «камень».

Соо. Сложное абстрактное понятие. На русский язык его примерно можно перевести словосочетанием «благородная духом».

Т

Тхай. На русский язык этот слог можно передать понятием «дружественный» или «приятельский», «товарищеский».

Тхи. Под этим слогом скрывается литературное произведение, которое на русском языке мы назвали бы поэмой.

Туен. Значение, которое скрывает под собой это слово, на русский язык переводится словом «луч».

Х

Хоа. Много в Корее распространено имен растительных. Это, например, означает просто «цветок».

Ц

Цзынь. Адекватно передать это имя можно словом «драгоценность».

Ч

Чау. Этот слог обозначает «жемчуг». Часто применяется при составлении женских имен.

Чи. Этот слог передает то, что по-русски мы называем «ветка дерева».

Ш

Шин. Еще одно из имен, отражающих благонравие характера. В данном случае слог переводится, как «доверие».

Ю

Юонг. Очень благородное имя, прямое значение которого - храбрость.

Я

Янг. Это имя, которое чаще всего дают девушкам. Этот факт является вполне закономерным, потому что его буквальное значение - вечно молодая.