Когда появилось название финны. Ранние сведения о прибалтийско-финских народах. Как великая Финляндия из истории поднялась

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Ингерманландцы. 2011


Общие сведения

Ф‘ИННЫ-ИНГЕРМАНЛ‘АНДЦЫ, петербургские финны, народ в Российской Федерации, субэтническая группа финнов. Численность в Российской Федерации 47,1 тыс. человек, в том числе в Карелии - 18,4 тыс. человек, в Ленинградской области (преимущественно Гатчинский и Всеволожский районы) - около 11,8 тыс. человек, в Санкт-Петербурге - 5,5 тыс. человек. Живут также в Эстонии (около 16,6 тыс. человек). Общая численность около 67 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность финнов- ингерманландцев, проживающих на территории России, составляет 300 человек.

Язык (ряд мало различающихся говоров) относится к восточным диалектам финского языка. Распространён также литературный финский язык. Самоназвание - финны (суомалайсет), инкериляйсет, т.е. жители Инкери (финское название Ижорской земли, или Ингрии - южного побережья Финского залива и Карельского перешейка, германизированное название - Ингерманландия).

Верующие Финны-ингерманландцы - лютеране. В прошлом среди эвримейсет была небольшая группа православных. У савакот было распространено сектантство (в том числе "прыгуны"), а также различные пиетистские течения (лестадианство).

Массовое переселение финнов на территорию Ингрии началось после 1617, когда эти земли по условиям Столбовского мира отошли Швеции, в состав которой входила в то время Финляндия. Основной приток финских колонистов приходится на середину 17 века, когда шведское правительство стало проводить принудительное обращение местных жителей в лютеранство и закрывать православные церкви. Это вызвало массовый исход православного (ижорского, водского, русского и карельского) населения в южные, принадлежавшие России, земли. Опустевшие земли быстро занимали финны-переселенцы. Переселенцы из ближайших районов Финляндии, в частности из прихода Эуряпяя и соседних с ним приходов на северо-западе Карельского перешейка, назывались эвримейсет, т.е. люди из Эуряпяя. Этнографическая группа савакот, образованная переселенцами из Восточной Финляндии (исторические земли Саво), была более многочисленна: в середине 18 века из 72 тыс. Финнов-ингерманландцев почти 44 тыс. были савакот. Приток финнов на территорию Ингрии происходил и в 19 веке. Финны-ингерманландцы мало контактировали с коренным населением этого края.

В конце 1920-30-х годов многие Финны-ингерманландцы были высланы в другие регионы страны. Во время Великой Отечественной войны около 2/3 Финнов-ингерманландцев оказались на оккупированных территориях и эвакуированы в Финляндию (около 60 тыс. человек). После заключения мирного договора СССР с Финляндией эвакуированное население было возвращено в СССР, но не получило права поселения на прежних местах жительства. С конца 1980-х годов среди Финнов-ингерманландцев развернулось движение за восстановление культурной автономии и возвращение на старые места обитания.

Н.В. Шлыгина


Ф‘ИННЫ, суомалайсет (самоназвание), народ, основное население Финляндии (4650 тыс. человек). Живут также в США (305 тыс. человек), Канаде (53 тыс. человек), Швеции (310 тыс. человек), Норвегии (22 тыс. человек), России (47,1 тыс. человек, смотри Финны-ингерманландцы) и др. Общая численность 5430 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность финнов, проживающих на территории России, составляет 34 тысячи человек.

Говорят на финском языке прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Диалекты подразделяются на западную и восточную группы. Современный литературный язык основан на западных диалектах с включением восточной лексики. Письменность на основе латинской графики.

Верующие - в основном лютеране. Широко распространены различные пиетистские движения: гернгутеры (с 1730-х годов), "молельщики" (с 1750-х годов), "пробудившиеся" (с 1830-х годов), лестадианцы (с 1840-х годов), евангелисты (с 1840-х годов), свободная церковь, методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, мормоны, свидетели Иеговы и др. Есть небольшое число (1,5%) православных в юго-восточных районах (и переселенцы оттуда).

Предки Финнов - прибалтийско-финские племена - проникли на территорию современной Финляндии в 3-м тысячелетии до нашей эры и к 8 веку заселили б‘ольшую её часть, оттеснив саамское население на север и частично ассимилировав его. Финская народность сформировалась в процессе слияния юго-западных племён суоми (в древнерусских летописях - сумь), хямэ (древнерусское емь), живших в центральной части Финляндии, восточного племени саво, а также западных (привыборгской и присайминской) групп карел (смотри Карелы). Для восточных районов страны были характерны контакты с Приладожьем и Верхним Поволжьем, для юго-западных - со Скандинавией и Прибалтикой.

В 12-13 веках финские земли были завоёваны шведами. Длительное шведское господство наложило заметный отпечаток на культуру Финнов (аграрные отношения, общественные институты и др.). Шведское завоевание сопровождалось насильственной христианизацией Финнов. В период Реформации (16 век) была создана финская письменность. Тем не менее, финский язык оставался лишь языком богослужения и бытового общения вплоть до 2-й половины 19 века, когда получил формальное равноправие с шведским языком. Реально оно стало осуществляться уже в самостоятельной Финляндии. Шведский язык остаётся вторым официальным языком Финляндии.

В 1809 - 1917 Финляндия со статусом автономного Великого княжества входила в состав Российской империи. В декабре 1917 провозглашена независимость Финляндии, в июле 1919 она стала республикой.

В народной культуре Финнов проявляются различия между Западной и Восточной Финляндией. Этнографическая граница между ними проходит по линии современных городов Котка, Ювяскюля, далее между Оулу и Раахе. На западе более ощутимо влияние шведской культуры. До конца 19 века в сельском хозяйстве преобладало земледелие. На востоке в средние века основной формой было подсечно-огневое земледелие, на юго-западе рано сложилась паровая пашенная система; с конца 19 века стал внедряться многопольный севооборот. В конце 19 - начале 20 века ведущим становится молочное животноводство. Традиционные промыслы - морские (рыболовство, охота на тюленя, парусное мореходство), лесные (смолокурение), деревообработка (в том числе изготовление деревянной утвари). Более 33% современных Финнов заняты в промышленности, в сельском и лесном хозяйстве - около 9%.

Крестьянские поселения на юго-западе страны до 16-17 веков - кучевые деревни, с 18 века, с распространением хуторского землепользования, стала преобладать разбросанная планировка селений. На востоке в связи с подсечно-огневой системой земледелия преобладали мелкие поселения, нередко однодворные, деревни возникали лишь там, где имелись большие площади земель, пригодных для постоянной обработки. Традиционное жилище - срубный дом удлинённых пропорций с двускатной крышей, крытой дранью. Для юга Похьянмаа с 18 века характерен двухэтажный дом. Важнейшие хозяйственные постройки - хлев, баня (сауна), клети (на юго-западе часто двухэтажные, верхний этаж использовался летом для сна). На юго-западе Финляндии жилой дом и хозяйственные постройки образовывали замкнутый четырёхугольный двор, на востоке дворы имеют свободную планировку. Жилища на западе и востоке страны различались конструкцией печи: для запада характерно совмещение отопительно-хлебной печи и открытого очага для варки пищи, раннее появление дымоходов; на Востоке распространена духовая печь, близкая к так называемой русской печи. Для интерьера западного крестьянского дома характерны двухъярусные и раздвижные кровати, колыбели на гнутых полозьях, многообразие форм шкафов. Распространены полихромная роспись и резьба, покрывавшие мебель, утварь (прялки, грабли, клещи хомутов и др.). Жилое помещение украшали ткаными изделиями (одеяла, праздничные покрывала, занавеси на двухъярусные кровати), ворсовыми коврами-рюйю. На востоке долго сохранялись архаичные формы мебели - пристенные скамьи, неподвижные кровати, подвесные люльки, настенные полки, шкафы. Традиционное зодчество и декор востока страны оказали большое влияние на архитектуру и искусство Финнов в период так называемого "национального романтизма" конца 19 века.

Традиционная женская одежда - рубаха, блузы различного покроя, юбка (преимущественно полосатая), шерстяная лиф-безрукавка или кофта, передник, у замужних женщин - льняной или шёлковый на жёсткой основе головной убор с кружевной отделкой; девушки носили открытые головные уборы в форме венца или повязки. Мужская одежда - рубаха, штаны до колен, жилеты, куртки, кафтаны. На востоке долго сохранялись женская рубаха с вышивкой и косым разрезом на груди, белый сермяжный или льняной полудлинный сарафан (виита), полотенчатый головной убор, чепцы. Орнаменты вышивки отражали карельское и северорусское влияние. Народные формы одежды рано исчезают, особенно на западе страны. Их возрождение и формирование так называемого национального костюма происходит в конце 19 - начале 20 века, в период национального движения. Этот костюм и в наши дни сохраняет празднично-символическую роль.

В традиционной пище западных и восточных Финнов имелись различия: на востоке регулярно выпекался высокий мягкий хлеб, на западе хлеб пекли 2 раза в год в форме круглых плоских сухих лепёшек с отверстием в середине и хранили его на жердях под потолком. На востоке делали комковую простоквашу, на западе - тянущиеся формы квашеного молока, изготовляли также домашний сыр. Только на востоке выпекались закрытые пироги (в том числе рыбники) и пирожки типа "калиток", лишь на крайнем юго-востоке было принято повседневное потребление чая. В западных районах традиционно приготовление пива, на востоке - солодового или хлебного кваса.

Семья малая. Большие семьи, как отцовские, так и братские, сохранялись до 19 века на северо-западе страны в Похьянмаа, на северо-востоке - в Кайнуу, на юго-востоке - в Карьяла, где существовали до 20 века.

Свадебный ритуал в Западной Финляндии отличался шведскими влияниями и заимствованиями из церковного обряда: венчание на дому, "почётные ворота", "свадебный шест" во дворе, венчание под пологом ("химмели"), свадебная корона невесты и др. У восточных Финнов сохранялась архаичная форма свадьбы, с трёхчастным ритуалом "уходов" невесты из отчего дома, переезда (свадебный поезд) в дом жениха и собственно свадьбой-хяят в его доме. Множество обрядов было направлено на защиту невесты от злых духов (при переезде в дом жениха ей закрывали лицо покрывалом, в повозку брали нож и др.) и обеспечение плодородия брака.

Из календарных праздников наиболее важны Рождество и Иванов день (Юханнус, Миттумаарья). При проведении их сохранились различные дохристианские обряды, например разведение костров на Иванов день. Бытовали вера в духов-хранителей, ведьм-троллей, различные обереговые действия и т.д.

В фольклоре особое место занимают эпические песни рунического размера. На основе рун, собранных в Карелии, Восточной Финляндии и Ингерманландии, Э. Леннротом был составлен эпос "Калевала" (1835), ставший символом национального движения Финнов.

Н.В. Шлыгина


Очерки

Своя земля - земляника, чужая земля - черника / Oma maa mansikka; muu maa mustikka

Финляндию называют Страной тысячи озёр. На самом деле их гораздо больше: около 190 тысяч! Озера занимают почти 9% от всей территории страны.

А что было до озёр? До лесов? До того, когда и земли-то вообще не было?

Изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица. Какая именно точно, неизвестно. Древние руны в этом вопросе расходятся. Это могли быть утка, гусь, орел и даже ласточка. Одним словом, птица.

Именно птица и увидела колено первого человеческого существа, которое торчало из воды. Это было колено мудрого старца Вяйнямёйнена или (в другой руне) его матери - небесной девы Ильматар.

Птица снесла яйцо прямо на колено… Из этого первичного материала птица-творец и создала мир. В некоторых рунах мир создает первочеловек Вяйнямёйнен, а небосвод кует кузнец Ильмаринен.

Из верхней половины яйца было создано небо. Из нижней - земля, из желтка - солнце. Из белка - луна, из скорлупы - звезды.

Итак, с созданием вселенной более или менее понятно, но как получилось так, что финны стали именно такими, какими они и есть в настоящее время?

Финн рассчитывает только на себя

Вопрос сложный, но ответить можно. Национальный характер финна, если так можно сказать, выковывался из противоборства с природой. Именно с этого начинается первичная характеристика финского сознания. Всё в нём определяется стремлением покорить природу. И что самое интересное (вызывающее уважение): в борьбе с природной стихией финн рассчитывает только на себя. Поэтому он и придает такое значение себе самому, убеждая себя в своих силах. В представлении финна, человек - существо действительно могущественное, призванное покорять стихии. Это мы видим и в эпосе «Калевала».

В сказках эта тема знания тайных кодов природы тоже отражена, порою даже слегка в комическом виде. Вот, например, «Предсказание крестьянина».

Жили когда-то король и крестьянин, и крестьянские луга и поля были так близко от королевского дворца, что хозяину приходилось каждый раз по пути на свои земли проходить через двор королевского замка. Как-то раз отправился крестьянин на лошади за веном. Когда он возвращался с лугов через королевский двор, случилось королю быть во дворе своего замка, и стал он ругать крестьянина.

Как ты смеешь, болван, проезжать со своим сеном через мой двор, неужели тебе не стыдно?!

Извини, милостивый король, - ответил крестьянин. - Но дело в том, что скоро будет гроза, начнется ливень, и если бы я поехал по длинной окружной дороге, то не успел бы раньше, чем польет дождь, и сено мое намокло бы. Поэтому я и спешил с сеном напрямик.

Ну, - сказал король, - и откуда же ты это знаешь?

Великий государь! - ответил крестьянин. - Я знаю по хвосту моей кобылы. Посмотрите, как оводы лезут под хвост. А это верная примета, что будет ненастье.

Вот как… - сказал король и разрешил крестьянину проехать.

После этого пошел король в башню дворцового звездочета и спросил у предсказателя, будет ли сегодня дождь. Звездочет взял подзорную трубу, посмотрел на небо и сказал:

Нет, господин король, не будет ни сегодня, ни завтра, ни даже послезавтра ни единой слезинки, ни одной капелюшечки, но потом, может, и будет.

Понятно, - молвил король и спустился из башни, чтобы направиться в свои покои. Но по дороге во дворец настигли короля такой проливной дождь и страшная гроза, что король промок до нитки. Наконец добрался он, весь перепачканный, до своего дворца и сразу же позвал к себе предсказателя.

Придется тебе, горе-звездочет, освобождать место, раз ты ничего не понимаешь в погоде, в то время как глупый и неотесанный крестьянин, глядя на хвост своей кобылы, видит - когда будет дождь, а когда ведро, - сказал ему король и уволил с должности, послав на конюшню навоз убирать.

А крестьянина король вызвал к себе и отдал ему во владение башню звездочета и надлежащий титул, положив такое же жалование, какое получал прежний предсказатель. Так стал крестьянин благодаря слепням да оводом другом короля, на зависть всем придворным.

Финны себя любят

Финны любят себя так, как редко какие народы сами себя любят. Вообще, народов, любящих себя, немного, и как раз финны принадлежат к их числу. В сознании большинства народов заложен некий собственный идеальный образ, или отнесенный к золотому веку в прошлом, и остро ощущается собственное несоответствие этому образу.

У финнов такой неудовлетворенности почти нет. Финн, по существу, не нуждается и в высшей санкции, своего исключительного положения в мире он достиг сам. Этим и объясняется удивлявшее многих исследователей подчеркнутое уважение финнов к самим себе. Финн держит себя с достоинством, никогда не выпрашивает на чай, даже избегает намека на это, хотя и не откажется при случае взять прибавку, но не заикнётся об этом, и прибавят ему что-нибудь при расчете или нет, он одинаково поблагодарит, получив условленную плату.

Финн чрезвычайно мало зависит от коллектива. Финский крестьянин живет на хуторе. Он не часто общается со своими соседями, замкнут в семейном кругу и не видит особой необходимости размыкать этот круг. После воскресного обеда хозяин не отправится в гости. Да и зачем ему бежать из дому? Жена - его лучший друг, дети его уважают. Финн почти целиком сконцентрирован на себе самом. Глаза его, иногда прекрасные и выразительные, смотрят как-то в глубь себя, он замкнут и молчалив. Финн выходит на борьбу с природой один на один.

Еще в конце XVIII столетия Финляндию называли страной колдунов. Сами колдуны твердо верили в свое искусство и, обыкновенно, передавали его своим детям, почему оно и считалось достоянием целых родов.

Заколдовать природу, чтобы покорить

Финны издревле считали величайшей мудростью знание сокровенных сил природы, веря, что слово может заставить природу действовать так, как вздумается человеку. Чем мудрее человек, тем сильнее влияние его слова на окружающую природу, тем более она ему подвластна. Финны с глубокой древности больше других славились своими колдунами. Финны старались заколдовать природу и таким образом её покорить. Таково одно из адекватных выражений заложенного в сознании финна содержания. Колдун - это как бы сверхчеловек. Он одинок и горд. Он замкнут в себе и на себе. Он может выходить на поединок с природой. Цель его - заставить чуждые силы природы покоряться его слову, его желанию.

Отношения с Богом у финнов почти договорные. Они упорядочены и предельно рационализированы. Лютеранство - религия сугубо индивидуальная. В ней нет соборности, каждый сам по себе. Мистики в ней тоже нет. Строги и просты ее предписания. Строг и прост богослужебный обряд. Человек должен трудиться. Должен быть добропорядочным семьянином, растить детей, помогать бедным. Все это финн проделывает с величайшим усердием. Но в самой этой правильности и умеренности сквозит страсть. Сама эта рациональность получает магические черты.

Установка на покорение природы была и осталась основным содержанием сознания финна. Финн и в наше время продолжает сознавать себя борцом-одиночкой, обязанным всем самому себе и рассчитывающим на собственные силы или Бога, но не на Божью милость и жалость, а на Бога как на надежного сотрудника, с которым финн заключает контракт, обязуясь вести добродетельную жизнь взамен на Его покровительство.

Финн соблюдает контракт в точности до мелочей. Его религиозная жизнь очень правильна и упорядочена. Пропустить церковную службу для финна считалось непростительным преступлением. Даже на почтовой станции висела табличка с правилом: «Никто, за исключением крайней надобности, не вправе требовать лошади и отправляться в путь во время богослужения в воскресные дни».

Как религиозная обязанность рассматривается финнами умение читать. Ведь каждый лютеранин должен знать текст Священного Писания и уметь его толковать. Поэтому грамотность в Финляндии уже в ХХ веке была стопроцентной.

Финны читают везде: и в кафе, и в поездах. Именно финским характером можно объяснить и любовь финнов к суровой и бескомпромиссной поэзии Иосифа Бродского. Именно этот поэт пользуется в Стране голубых озёр невероятным успехом.

Посмеяться над самим собой

Это ещё одна особенность финского характера. Оказывается, финны любят анекдоты про самих себя. И сами их охотно сочиняют. А при встречах обмениваются новинками. И в этом тоже можно видеть здоровое начало. Люди, которые могут посмеяться над самими собой, действительно на многое способны. Даже про свою любимую сауну финны тоже могут пошутить. «Сауной может пользоваться всякий, кто способен до нее дойти».

А вот несколько анекдотических историй, ставших своего рода классикой жанра.

Сидят на рыбалке три брата финна на Финском заливе. Утро, солнце начинает вставать, младший брат говорит: - Нее клюйетт.

Ну, вот уже и день, солнце высоко...

Средний брат говорит: -Таа, тейстффителнно не клюйет.

Ну, тут уже и вечер, солнце уже село, ну старший брат говорит:

Болтаете много вотт и нее клюйет..

Рааймэ, ти женатт?

Нээтт, я нэ женатт.

Но у типпя на паалце каалцо!

О! Уже женатт! Как лэтитт фрэммяя!

Тойво значит надежда

Финские имена… они что-то означают? Финские имена, принятые в лютеранском финском календаре, неоднородны по своему происхождению. Значительное место занимают имена древние, языческие. Это имена, до сих пор сохраняющие связь со словами, от которых они про-изошли.

Например: Ainikki (единственная), Аrmas (любимый), Arvo (достоинство, почет), Ilma (воздух), Into (воодушевление), Kauko (даль), Lempi (любовь), Оnni (счастье), Orvokki (фиалка), Rauha (мир), Sikkа (кузнечик), Sulo (прелесть), Taimi (росток), Taisto (борьба), Таrmо (энергия, сила), Toivo (надежда), Uljas (отважный), Urho (герой, богатырь), Vuokko (подснежник).

Другая часть имен заимствована у германских и некоторых других народов. Но эти заимствованные имена подверглись настолько значительной языковой переработке на финской почве, что теперь воспринимаются как исконно финские, хотя они и не связаны с каким-либо значением.

С финскими фамилиями дело обстоит иначе. Все финские фамилии образуются от исконно финских знаменательных слов. Фамилии же иностранного происхождения осознаются носителями языка как иностранные.

Финские имена ставятся перед фамилией. Очень часто ребенку при рождении дается два или даже три имени. Имена, стоящие перед фамилией, не склоняются - изменяется только фамилия. Например: Toivo Letinen (Тойво Лехтинен) - Тоivо Lehtiselle (Тойво Лехтинену). Ударение в именах, как и вообще в финском языке, падает на первый слог.

Интересно узнать, какие финские имена соответствуют русским. На самом деле их не так уж и много. Скажем, такие имена, как Ахти или Аймо, соответствий в русском языке не имеют. А вот имя Антти соответствует русскому имени Андрей.

Перечислим ещё несколько финскх имён вместе с русскими аналогами: Юхани - Иван, Марти - Мартын, Матти - Матвей, Микко - Михаил, Нийло - Николай, Пааво -Павел, Паули - Павел, Пекка - Петр, Пиетари - Петр, Сантери - Александр, Симо - Семен, Вихтори - Виктор. Женский список будет таким: Анни - Анна, Хелена - Елена. Ирене - Ирина, Катри - Екатерина, Леэна - Елена, Лийза - Елизавета, Марта - Марфа.

Русский язык имеет тесные связи с финским, а точнее, с группой финно-угорских языков. Так уж повелось исторически, что земли северной Руси (а затем и Московии) были практически окружены народами - носителями финно-угорских языков. Это и Прибалтийский регион, и северо-восточные леса, около полярного круга, и Урал, и множество кочевых племён, которые обитали в южных степях.

До сих пор лингвисты спорят, какие слова от кого к кому перешли. Например, есть версия, что слово «тундра», перешедшее в русский язык, происходит от финского слова «tunturi». Но вот с остальными словами всё далеко не так просто. Русское слово «сапоги» произошло от финского слова «saappaat» или наоборот?

Бум афористики в Финляндии

Пословицы и поговорки, конечно же, есть в Финляндии. Издаются и книги, в которых эти пословицы собраны.

Сауна - это аптека для бедняк. Sauna öä apteekki.

Своя земля - земляника, чужая земля - черника. Oma maa mansikka; muu maa mustikka.

Финны чтят не только народную мудрость, но и современную, то есть афоризмы. В Финляндии есть ассоциация, которая объединяет авторов, работающих в жанре афоризма. Они выпускают книги и антологии. У них есть свой сайт в Интернете (.aforismi.vuodatus.).

В антологии 2011 года «Tiheiden ajatusten kirja» (Тесно мыслям на бумаге) собраны афоризмы 107 авторов. Ежегодно в Финляндии проходит конкурс на лучшего автора афоризмов (конкурс имени Самули Паронена). В этом конкурсе принимают участие не только писатели, поэты, журналисты, но и люди других профессий. Можно без всякого преувеличения сказать, что вся Финляндия увлечена и чтением афоризмов, и их сочинением. С большим удовольствием мы знакомим с произведениями современных авторов афоризмов.

Каждый человек - кузнец своего счастья. И если кто-то хочет выковать себе вечные цепи, то это его личное право. Пааво Хаавикко

Самый распространённый вид классификации: я и остальные. Торсти Лехтинен

Когда становишься очень старым, не боишься быть молодым. Хелена Анхава

Медлительность (неспешность) - это душа наслаждения. Маркку Энвалл

Не путайте божьих подхалимов с ангелами. Ээро Сувилехто

Очень может быть, что какие-то современные финские афоризмы уйдут в народ и станут пословицами.

Статистика

Норвегии и в (в ).

ФИННЫ (самоназвание — суомалайсет), нация, основное население Финляндии, около 4,4 млн. человек (1976), в других странах около 0,6 млн. человек, в том числе в СССР 85 тыс. человек (1970). Язык финский; верующие — , часть — православные.

СУМЬ (суоми), древнее финское племя. С покорения в середине 12 века С., жившей на юго-западе побережья страны, началось завоевание Финляндии Швецией. В последующем вместе с другими племенами образовала финскую народность.

ФИ́ННЫ (са-мо-на-зва-ние - suomalaiset), 1) гра-ж-да-не Фин-лян-дии; 2) фин-но-угор-ский на-род, осн. на-се-ле-ние Фин-лян-дии. Чис-лен-ность 4,9 млн. чел. (2014, по дан-ным Ста-ти-стич. цент-ра). Жи-вут так-же в Шве-ции (св. 400 тыс. ко-рен-ных Ф., в осн. на вос-то-ке - 2012, пе-ре-пись; 674,9 тыс. им-ми-гран-тов из Фин-лян-дии и их по-том-ков - 2008, пе-ре-пись), США (623,5 тыс. чел. фин. про-ис-хо-ж-де-ния - 2000, пе-ре-пись), Ка-на-де (131 тыс. чел., из них 73 тыс. чел. в пров. Он-та-рио - 2006, пе-ре-пись), Рос-сии (20,3 тыс. чел., в т. ч. в Ка-ре-лии 8,6 тыс. чел., Ле-нингр. обл. 4,4 тыс. чел., С.-Пе-тер-бур-ге 2,6 тыс. чел.; фин-на-ми-ин-гер-ман-ланд-ца-ми на-зва-ли се-бя 0,4 тыс. чел. - 2010, пе-ре-пись) и др. Го-во-рят на фин. язы-ке. Ве-рую-щие в осн. лю-те-ра-не, есть мо-рав-ские бра-тья (с 1730-х гг.), еван-ге-ли-сты (с 1840-х гг.), ме-то-ди-сты, бап-ти-сты и др., на вос-то-ке име-ют-ся пра-во-слав-ные.

Рис. Е.Н. Федорченко Женский костюм Восточной Финляндии: рубаха с вышивкой на груди (реккопайта), чёрная шерстяная юбка с красным подолом, фартук из полос красного сукна и парчи, белый кафтан (виитта), на голове - полотен...

Пред-ки Ф. - при-бал-тий-ско-фин. пле-ме-на, рас-се-лив-шие-ся по Фин-лян-дии во 2-1-м тыс. до н. э. и вы-тес-нив-шие ме-ст-ное на-се-ле-ние (в т. ч. пред-ков саа-мов ). В сред-ние ве-ка вы-де-ля-ют-ся пле-ме-на суо-ми (сумь др.-рус. ис-точ-ни-ков) на юго-за-па-де, хя-ме (др.-рус. емь ) в Центр. Фин-лян-дии и са-во на вос-то-ке. Для зап. Ф. ха-рак-тер-ны свя-зи со Скан-ди-на-ви-ей, для вос-точ-ных - с При-ла-дожь-ем и Верх-ним По-вол-жь-ем. До кон. 19 в. в с. х-ве пре-об-ла-да-ло зем-ле-де-лие (рожь, яч-мень и др.; до 2-й пол. 19 в. со-хра-ня-лось под-сеч-но-ог-не-вое зем-ле-де-лие, осо-бен-но на вос-то-ке; с 20 в. вы-ра-щи-ва-ют в осн. кар-то-фель, ово-щи, кор-мо-вые куль-ту-ры), с кон. 19 в. ве-ду-щи-ми ста-но-вят-ся мо-лоч-ное жи-вот-но-вод-ст-во (ко-ро-вы фин-ской по-ро-ды и айр-шир-ской по-ро-ды ), пти-це-вод-ст-во. Тра-ди-ци-он-но раз-ви-ты лес-ные про-мыс-лы, ры-бо-лов-ст-во. Кре-сть-ян-ские по-се-ле-ния на за-па-де до 16-17 вв. ку-че-вой пла-ни-ров-ки, за-тем - ху-то-ра, на вос-то-ке - од-но-двор-ки. Усадь-ба со-сто-ит из жи-ло-го до-ма, ри-ги (рии-хи), кле-ти (айт-та), ба-ни (сау-на) и др.; на юго-за-па-де рас-про-стра-нён за-м-к-ну-тый двор. Жи-ли-ще сруб-ное, пре-им. трёх- или мно-го-ка-мер-ное, час-то очень вы-тя-ну-тое в дли-ну, ино-гда Г- или Т-об-раз-ное в пла-не, со 2-й пол. 18 в. - так-же двух-этаж-ное; на юго-вос-то-ке рас-про-стра-нён дом-двор сев.-рус. ти-па. В осн. жи-лом по-ме-ще-нии (ту-па; на юго-за-па-де, се-ве-ре и вос-то-ке - пир-ти, пер-ти) у вхо-да сто-ит печь; по др. сто-ро-ну от се-ней (пор-стуа) ста-вит-ся та-кое же по-ме-ще-ние с пе-чью (то-ит-ту-па, во-ора-сте ту-па, за-ал), на юго-за-па-де (бас-сейн р. Ко-ке-мя-энйо-ки) - с ва-роч-ной и хлеб-ной пе-чью (пе-кар-ня - па-ка-ри); час-то в се-нях или во вто-рой ту-па вы-де-ля-ют-ся до-пол-ни-тель-ные, пер-во-на-чаль-но не-ота-п-ли-вае-мые по-ме-ще-ния (кам-мо-ра, кам-мар). Кур-ная печь скла-ды-ва-лась обыч-но из кам-ня, час-то име-ла ды-мо-вые ка-на-лы, вы-хо-дя-щие в че-ле пе-чи, и шес-ток с под-ве-шен-ным кот-лом (на за-па-де пи-щу го-то-ви-ли на ше-ст-ке, на вос-то-ке - так-же в устье пе-чи, там же пек-ли хлеб и пи-ро-ги), на вос-то-ке (Са-во и Карь-я-ла) - вы-со-кое опе-чье, в по-гра-нич-ных об-лас-тях с Карелией - низ-кий ко-роб со вхо-дом в под-пол (гол-бец). С 17 в. на за-па-де рас-про-стра-ня-ет-ся печь с ды-мо-хо-дом в ви-де рас-тру-ба над ше-ст-ком; из-вест-ны и пе-чи ти-па «гол-ланд-ки». Жи-льё обиль-но ук-ра-ша-лось тка-ня-ми, по-ли-хром-ной рос-пи-сью и резь-бой на ме-бе-ли (шка-фы, на за-па-де - двухъ-я-рус-ные и раз-движ-ные кро-ва-ти) и ут-ва-ри (прял-ки, хо-му-ты, ко-лы-бе-ли, на за-па-де - двух-по-лоз-ные, на вос-то-ке - под-вес-ные).

Тра-диц. жен-ский кос-тюм - ру-ба-ха или блу-за, од-но-тон-ная, по-ло-са-тая или клет-ча-тая юб-ка, пе-ред-ник, лиф с глу-бо-ким вы-ре-зом (лии-ви). Вост. Ф. но-си-ли ту-ни-ко-об-раз-ную ру-ба-ху с вы-шив-кой на гру-ди (рек-ко-пай-та) и раз-ре-зом сбо-ку, ска-лы-ваю-щим-ся фибулой, бе-лый по-лу-длин-ный каф-тан с клинь-я-ми от та-лии (ви-ит-та), до нач. 19 в. - не-сши-тую оде-ж-ду на лям-ках (хур-стут; ср. ), в по-гра-нич-ных с Ка-ре-ли-ей рай-онах - са-ра-фан; го-лов-ной убор по-ло-тен-ча-тый (хун-ту), у пра-во-слав-ных - ти-па рус. ки-ки (со-рок-ка, ха-рак-ка).

На вос-то-ке пек-ли в пе-чи ржа-ной хлеб (ру-ис-лим-ппу); на за-па-де хлеб пек-ли вне жи-ло-го по-ме-ще-ния неск. раз в год в ви-де ржа-ных ле-пё-шек с от-вер-сти-ем в цен-тре (рей-кя-лей-пя), ко-то-рые за-тем хра-ни-ли на-ни-зан-ны-ми на шест под по-тол-ком. На за-па-де делали до-маш-ний сыр, тя-ну-щие-ся фор-мы ки-сло-го мо-ло-ка (вии-ли), на вос-то-ке - ком-ко-вую про-сто-ква-шу. Го-то-вят так-же су-пы (го-ро-хо-вый - хер-не-кейт-то, рыб-ная уха с мо-ло-ком - ка-ла-кейт-то и др.), ры-бу (в т. ч. коп-чёную, ма-ри-но-ван-ную - граа-ви-ло-хи, вы-мо-чен-ную в щё-ло-ке - ли-пеа-ка-ла), гри-бы, на Ро-ж-де-ст-во (Йо-улу) - ржа-ной пи-рог с ры-бой (ка-ла-кук-ко), на Пас-ху - пу-динг из ржа-ной му-ки (мям-ми), на Ива-нов день (Юхан-нус, на юго-за-па-де - Мет-ту-маа-ри, от ста-ро-швед-ско-го midhsu-mar) - суп из мо-ло-ка и сы-ра (юхан-ну-сюу-сто), ом-лет (му-на-вел-ли) и др. Осн. на-пи-ток на за-па-де - пи-во, на вос-то-ке - квас. На Ива-нов день ук-ра-ша-ли до-ма зе-ле-нью (в т. ч. сруб-лен-ны-ми бе-рёз-ка-ми), в По-хьян-маа ста-ви-ли «ива-но-ву ель» (юхан-ну-ск-ку-си) с обод-ран-ны-ми вет-ка-ми, на вос-то-ке жгли ко-ст-ры (юхан-ну-скок-ко), в т. ч. в ви-де вы-со-ких ба-шен, и др.

Лит.: Sirelius U. T. Suomen kansanomaista kulttuuria: esineellisen kansatieteen tuloksia. , 1919-1921. Osa 1-2; Manninen I. Die finnisch-ugrischen Völker. Lpz., 1932; Valo-nen N. Zur Geschichte der finnischen Wohns-tu-ben. Hels., 1963; Vilkuna K. Isin työ - veden ja maan viljaa, arkityön kauneutta. Hels., 1976.

Финны (самоназвание - суоми) - основное население Финляндии, где их насчитывается свыше 4 млн. человек (более 90% всех жителей страны) 1 . За пределами Финляндии финны живут в США (главным образом в штате Миннесота), на севере Швеции, а также в Норвегии, где их называют квенами, и в СССР (в Ленинградской области и Карельской АССР). Всего на земном шаре говорит на финском языке свыше 5 млн. человек. Этот язык относится к прибалтийско-финской группе финно-угорской языковой семьи. В финском языке выделяется несколько местных диалектов, которые объединяются в две основные группы - западную и восточную. Основой современного литературного языка служит диалект хяме, т. е. диалект центральных районов южной Финляндии.

Финляндия - одна из самых северных стран земного шара. Территория ее лежит между 60 и 70° северной широты, по обе стороны Полярного круга. Средняя протяженность страны с севера на юг - 1160 км, а с запада на восток -540 км. Площадь Финляндии 336 937 кв. км. 9,3% ее составляют внутренние воды. Климат в стране сравнительно мягкий, что объясняется близостью Атлантики.

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Территория Финляндии была заселена человеком в эпоху мезолита, т. е. приблизительно в VIII тыс. до н. э. В III тыс. до н. э. сюда проникли с востока племена, создавшие неолитические культуры ямочно-гребенчатой керамики,- вероятно, предки финноязычных народов.

Во II тыс. до н. э. на юго-запад Финляндии через Финский залив из Прибалтики пришли летто-литовские племена, для которых была характерна культура шнуровой керамики и ладьевидных боевых топоров. Пришельцы постепенно слились с местным населением. Однако до сих пор между населением юго-западной Финляндии и населением средней и восточной ее частей прослеживаются некоторые различия. Материальная культура восточных и центральных районов Финляндии свидетельствует о прочных связях с Приладожьем, Прионгежьем и Верхним Поволжьем. Для юго-западной части более характерны были связи с Эстонией и Скандинавией. На севере Финляндии обитали лопарские (саамские) племена, причем южная граница их расселения постепенно отступала на север по мере продвижения в этом направлении финнов.

Племена, заселявшие юго-западную Финляндию, постоянно общались с населением южного побережья Финского залива, откуда в конце I тыс. до н. э., вероятно, были и прямые переселения древнеэстонских групп. Восточную и центральную часть Финляндии занимало в то время северное ответвление восточной группы прибалтийских финнов - предки карельских племен. С течением времени в Финляндии образовались три основные племенные группы: на юго-западе - суоми (сумь русских летописей), на юге центральной части страны - хяме (по-русски емь, по-шведски - тавасты) и на востоке - карьяла (карелы). В процессе слияния племен суоми, хяме и западных карел и сформировался финский народ. Развитие восточных карел, вошедших с XI-XII вв. в состав Новгородского государства, пошло иным путем и привело к образованию карельского народа. Из финских переселенцев в Скандинавию, принадлежавших к разным племенам, образовалась особая группа финноЕ-квены.

В I тыс. н. э. финские племена стали переходить к земледельческим занятиям и оседлому образу жизни. Процесс разложения общинно-родового строя и развитие феодальных отношений проходили в специфических условиях: на этом этапе финским племенам пришлось столкнуться со шведской агрессией. Экспансия Швеции, начавшаяся уже в VIII в., превратила территорию Финляндии в поле ожесточенной и длительной борьбы. Под предлогом обращения язычников-финнов в христианство шведские феодалы предприняли в XII-XIII вв. три кровавых крестовых похода в Финляндию, и страна надолго (до начала XIX в.) подпала под власть шведского короля. Это наложило заметный отпечаток на все последующее развитие Финляндии. Традиции, сложившиеся под влиянием шведской культуры, до сих пор чувствуются в различных областях жизни финнов (в быту, в судопроизводстве, в культуре и т. д.).

Захват Финляндии Швецией сопровождался насильственной феодализацией. Шведские феодалы захватывали земли финских крестьян, которые, хотя и оставались лично свободными, несли тяжелые феодальные повинности. Многие крестьяне были согнаны с земли и вынуждены были перейти на положение мелких арендаторов. Торпари (безземельные крестьяне- арендаторы) платили за арендованные участки (торпы) натурой и отработкой. Торпарская форма аренды проникла в Финляндию из Швеции.

До XVIII в. крестьяне сообща пользовались лесами, пастбищами, местами рыбной ловли, тогда как пахотные земли были в подворном пользовании. С XVIII в. был разрешен и раздел угодий, которые распределялись между дворами пропорционально размерам пахотных наделов.

В связи с распадом сельской общины росло число безземельных крестьян.

Классовая борьба финского крестьянства против феодального гнета переплеталась с национально-освободительной борьбой против шведов, которые составляли большую часть господствующего класса. Финнов поддерживала Россия, стремившаяся отвоевать у шведской короны выход к морю.

Земля Финляндии стала ареной борьбы Швеции и России. В этой борьбе каждая из сторон вынуждена была заигрывать с Финляндией. Именно этим объясняются уступки шведских королей, а затем предоставление Финляндии частичной автономии русским царизмом.

После поражения Швеции в войне с Россией Финляндия по Фридрих- схамскому мирному договору в 1809 г. вошла в состав России в качестве великого княжества. Финляндии была гарантирована конституция и самоуправление. Однако финляндский сейм был созван лишь в 1863 г. В конце XIX и начале XX в., в условиях экономического подъема Финляндии, царизм вступил на путь открытой руссификации Финляндии и начал поход против ее автономии. По манифесту 1899 г. царское правительство присвоило себе право издавать обязательные для Финляндии законы без согласия финляндского сейма. В 1901 г. были упразднены самостоятельные финляндские воинские формирования.

В борьбе за свои социальные и национальные интересы финские трудящиеся опирались на революционное движение в России. Это ярко проявилось в ходе революции 1905 г. Русификаторской политике царизма был нанесен серьезный удар совместными выступлениями русского и финского пролетариата. «Русская революция, поддержанная финляндцами, заставила царя разжать пальцы, которыми он в течение нескольких лет сжимал горло финляндского народа»,- писал В. И. Ленин \ Трудящиеся Финляндии добились расширения политических прав, в 1906 г. был принят устав сейма, вводивший всеобщее избирательное право.

По конституции 1906 г. однопалатный сейм Финляндии избирался на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права сроком на три года. Одновременно в Финляндии вошли в действие законы о свободе слова, собраний и союзов. При этом, однако, во главе управления оставался назначаемый царем генерал-губернатор и в качестве высшего правительственного органа - сенат, члены которого назначались царем.

Примечательной чертой общественной жизни страны в то время было активное участие в ней женщин, которые проводили митинги, массовые демонстрации, требуя предоставления им политических прав наравне с мужчинами. В результате этого женщины Финляндии первыми в Европе добились избирательных прав.

После поражения первой русской революции царское правительство несколько раз урезало права финского народа и постепенно свело на нет роль финляндского сейма.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство вынуждено было объявить о восстановлении автономии Финляндии, но требования трудящихся о демократических преобразованиях оно отказалось удовлетворить. Временное правительство попыталось воспрепятствовать национальному самоопределению Финляндии и в июле издало декрет о роспуске сейма. Однако социал-демократическая фракция сейма продолжала работу, несмотря на декрет Временного правительства. За спиной финского народа буржуазные круги Финляндии начали переговоры с Временным правительством о полюбовном разделе власти. С проектом достигнутого соглашения генерал- губернатор Некрасов выехал 24 октября (6 ноября) 1917 г. в Петроград, но проект так и не был рассмотрен Временным правительством, которое было свергнуто 7 ноября 1917 г.

Только после Октябрьской революции финский народ получил независимость. 6 декабря 1917 г. финляндский сейм принял декларацию, объявлявшую Финляндию независимым государством. 31 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров признал государственную независимость Финляндии. Это решение находилось в полном соответствии с ленинскими принципами национальной политики.

Однако Финляндская рабочая республика просуществовала всего три месяца - с января до начала мая 1918 г.

Основной причиной поражения революции в Финляндии было вмешательство германских интервентов. Советская Россия, занятая борьбой со внутренней контрреволюцией и интервенцией, была не в силах оказать народу Финляндии достаточно действенную помощь. Отрицательно сказалось на ходе революции и отсутствие марксистской партии. Революционное крыло финской социал-демократии (так называемые силтасааровцы) было еще неопытно и допустило много ошибок, в частности недооценило значения союза рабочего класса с крестьянством. Красная гвардия была недостаточно сильна, чтобы противостоять немецким регулярным вооруженным силам. После подавления революции в Финляндии началась полоса жесточайшего полицейского террора и наступления на рабочий класс. В стране был установлен реакционный режим. Коммунисты, действовавшие в подполье, подвергались преследованиям. Левые прогрессивные рабочие организации были запрещены. Тысячи участников рабочего движения были приговорены к тюремному заключению на длительные сроки.

В тяжелые годы экономического кризиса (1929-1933 гг.) в Финляндии оживилось реакционное фашиствующее движение лапуасцев, развернулась деятельность шюцкора и других фашистских организаций. Фашистская

Германия установила контакт с реакционными кругами Финляндии. Между Советским Союзом и Финляндией в 1932 г. был заключен пакт о ненападении, но отношения между ними были натянутыми. Попытки Советского Союза достигнуть нового соглашения в течение весны и осенью 1939 г. не привели к желаемому результату. Финское правительство, сорвавшее переговоры, не стремилось нормализовать отношения. 30 ноября 1939 г. между Финляндией и СССР начались военные действия, которые закончились весной 1940 г. поражением Финляндии.

В 1941 г. финская реакция, одержимая реваншистскими идеями, снова ввергла свою страну в качестве союзника фашистской Германии в войну с Советским Союзом.

Но когда немецко-фашистские войска оказались накануне окончательного разгрома на советско-германском фронте, под нажимом растущего в стране антивоенного движения финское правительство вынуждено было начать с советским правительством переговоры о выходе из войны. Соглашение о перемирии между Финляндией и СССР создало предпосылку новых советско-финских отношений, которые в дальнейшем окрепли и дали всему миру яркий и конкретный пример мирного сосуществования двух различных общественных систем.

Прогрессивные силы страны повели решительную борьбу за демократическую Финляндию. Они выступали за демократические преобразования во всех областях жизни страны и за утверждение нового внешнеполитического курса, получившего название линии Паасикиви - Кекконена. Такая политика была направлена на установление дружбы и сотрудничества с СССР и полностью соответствовала национальным интересам Финляндии.

Большое значение имел договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенный между Финляндией и Советским Союзом в апреле 1948 г. Договор был заключен на основе полного равноправия обеих сторон. Он облегчил дальнейшее успешное развитие экономических, политических и культурных связей между обоими государствами. На основе этого договора Финляндия проводит политику, направленную на сохранение национальной независимости страны, придерживаясь нейтралитета и отказываясь от участия в военных блоках.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях - предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп.

Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы - народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету - небольшая группа эстонцев - расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России - карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы - маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая - саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы - волжско-финскую - входят марийцы и мордва. Марийцы - основная часть Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва - автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа - две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России - евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры - существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это - ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки.

Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин - с мокшанином, а удмурт - с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания.

Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям - как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность.

Также характерная черта народов данной группы - открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает. В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Краткая история финно-угров

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков (прибалтийско-финская, волжско-финская, пермская). В результате перехода автохтонного населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы.

Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше - до восьмого столетия. Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья. Венгры - единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён - в Карпато-Дунайской области.

Численность финно-угров

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли - туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов - заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства - даже в тех республиках, которые носят их имя.

Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы. Это мордва (843 тысячи человек), удмурты (почти 637 тысяч), марийцы (604 тысячи), коми-зыряне (293 тысячи), коми-пермяки (125 тысяч), карелы (93 тысячи). Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь - только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два - национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране.

В России уделяется значительное внимание сохранению самобытных культурных традиций населяющих её На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты.

Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки - в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов. Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре.

Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы - уральской, являющейся "промежуточной" между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными "уральскими" чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному. Так, мордвины-эрзя - рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша - напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные "монгольские" глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза - эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза - голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. "Монгольская складка" встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Финно-угорская традиционная кухня в России

Большая часть блюд традиционных кухонь финно-угорского и Зауралья, по сути, не сохранилась либо была существенно искажена. Однако этнографам удаётся проследить некоторые общие закономерности.

Основным продуктом питания финно-угров была рыба. Её не только обрабатывали по-разному (жарили, вялили, варили, квасили, сушили, ели сырой), но и готовили каждый вид своим способом, который лучше передавал бы вкус.

До появления огнестрельного оружия основным способом охоты в лесу были силки. Ловили преимущественно лесную птицу (тетеревов, глухарей) и мелкого зверя, в основном зайца. Мясо и птицу тушили, варили и пекли, значительно реже - жарили.

Из овощей использовали репу и редьку, из пряных трав - растущие в лесу жеруху, борщевик, хрен, лук, молодую сныть. Западные финно-угорские народы практически не употребляли грибы; в то же время для восточных они составляли существенную часть пищевого рациона. Древнейшие виды зерна, известные этим народам - ячмень и пшеница (полба). Из них готовили каши, горячие кисели, а также начинку для домашних колбас.

Современный кулинарный репертуар финно-угров содержит очень мало национальных черт, поскольку испытал сильное влияние русской, башкирской, татарской, чувашской и других кухонь. Однако почти у каждого народа сохранилось одно или два традиционных, ритуальных либо праздничных блюда, которые дошли до наших дней. В сумме они позволяют составить общее представление о финно-угорской кулинарии.

Финно-угорские народы: религия

Большинство финно-угров исповедуют христианскую веру. Финны, эстонцы и западные саамы относятся к лютеранам. Среди венгров преобладают католики, хотя можно встретить также кальвинистов и лютеран.

Финно-угры, живущие в - преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири - шаманизм.

Финны довольно рано появились на исторической арене. Задолго до нашей эры в некоторой части лесной полосы Восточной Европы обитали финноугорские племена. Племена селились в основном по берегам крупных рек.

Финно-угорские племена. Фото: kmormp.gov.spb.ru

Редкая заселенность лесной полосы Восточной Европы, ее равнинный характер, обилие мощных рек благоприятствовали передвижению населения. Большую роль играли промысловые (охотничьи, рыболовные и др.) сезонные поездки, покрывавшие тысячекилометровые расстояния, поэтому не удивительно, что древняя финноугорская речь была очень сходна на больших расстояниях. Многие группы принимали финноугорскую речь взамен какой-либо иной, особенно если эти группы имели особый хозяйственный уклад. Таковы, например, предки саамов (лопарей), оленеводов-кочевников. У таких групп финноугорская речь обзаводилась исключительными особенностями. К I тыс. до н.э. произошло стягивание части финноугорского населения к берегам Балтийского моря, между Финским и Рижским заливами. Проживание на одной и той же территории, выравнивало речь и противопоставляло ее речи внутренних частей Восточной Европы. Вырабатывалась особая разновидность финноугорской речи – древняя прибалтийско-финская речь, которая стала противостоять другим разновидностям финноугорской речи – саамской, мордовской, марийской, пермской (коми-удмуртской), угорской (мансийско-хантыйской-мадьярской). Историковеды выделяют четыре основных племени, которые повлияли на становление финской народности. Это Suomi, Hame, Vepsa, Vatja.

Племя Suomi (Сумь - по-русски) обосновалось на юго-западе современной Финляндии . Местопребывания этого племени было удобно в торговом отношении: здесь сливались воды Ботнического и Финского заливов. Племя Hame (по-русски Ямь или Емь или тавасты расположились у системы озер, откуда текут реки Кокемяенйоки (в Ботнический залив) и Кюминйоки (в Финский залив). Место пребывания этого племени было тоже удобно: близко были и Ботнический и Финский заливы, к тому же внутреннее положение обеспечивало довольно надежную защиту. Позднее к концу 1 тыс. н.э., у северо-западного и северного побережья Ладожского озера, обосновалось племя Karjala (по-русски Карела). Место этого племени имело свои удобства: в то время, кроме пути по Неве, был и другой путь из Финского залива в Ладожское озеро – через современный Выборгский залив, ряд мелких рек и река Вуокси, и Корела контролировала этот путь; к тому же положение в некотором отдалении от Финского залива обеспечивало довольно надежную защиту от нападения с запада. У юго-восточного побережья Ладожского озера, в углу между Волховом и Свирью, обосновалось племя Vepsa (по-русски Весь). Расположение этого племени позволяло контролировать торговлю в волжском и заволоцком направлениях. (Заволочьем называлась территория в бассейнах рек, стекающихся в Белое море).

К югу от 60 гр. с. ш. сформировалось племя Vatja, по-русски Водь (в углу между Чудским озером и восточной частью Финского залива), несколько эстонских племен и племя Liivi, по-русски Ливы (по побережьям Рижского залива).

Племена, населяющие Финляндию , задолго до расселения по русской равнине восточно-славянских племен, занимали земли по среднему течению Волги, под общим именем суоми (сумь), разделялись на две главные ветви: карелы – более на севере и тавасты (или тав-эсты, как они назывались по-шведски, а по-фински hame) - южнее. На северо-западе от Волги до самой Скандинавии кочевали лопари, которые некогда занимали всю Финляндию. Впоследствии после ряда передвижений, карелы поселились по Онежскому и Ладожскому озерам и далее на запад вглубь страны, тогда как тавасты осели по южным берегам этих озер, отчасти же водворились на запад достигнув Балтийского моря. Теснимые Литвою и славянами, тавасты перешли в нынешнюю Финляндию, отодвинув к северу лопарей.

К концу 1 тыс. н.э. восточные славяне укрепились у озера Ильменя и Псковского. проторив «путь из варяг в греки». Возникают доисторические города Новгород и Ладога и заводятся торговые связи с варягами и другими западными странами. На севере, в Новгороде, создался узел связей между культурой восточных славян и западными культурами. Новое положение вещей вызывает подъем торговли, подъем торговли – освоение прибалтийским финнами новых северных территорий. Родо-племенной быт в среде прибалтийских финнов в это время разлагался. В некоторых местах слали образовываться смешанные племена, например Волховская Чудь, в ней преобладали элементы Веси, но было много выходцев из других прибалтийско-финских племен. Из западно-финляндских племен особенно сильно расселились Ямь. Выходцы из ями спустились по реке Кокемяенйоки к Ботническому заливу и с реки развили энергичную деятельность в северном направлении. Особенную известность получило деятельность так называемых квенов или Kainuu (каян), которые в конце 1 тыс. н.э. стали хозяйничать у северной части Ботнического залива.

Начинаются сношения Руси с финнами. В X веке южные берега Ладожского озера, Невы и Финского залива, населенные народами финского племени чудь были покорены русскими. Около XI столетия сын Ярослава Мудрого Владимир присоединил тавастов (1042 г.). Новгородцы принуждают карел платить дань. Затем в 1227 году карелы приняли христианство от русского православного духовенства. В прибалтийско-финские языки устремились восточно-славянские заимствования. Все христианские термины во всех прибалтийско-финских языках восточно-славянского происхождения.

Летописцы утверждают, что в образовании Русского государства принимали участие и славяно-русские племена и финские. Чудь жила одной жизнью с ильменскими славянами; она принимала участие в призвании Рюрика и других варяжских князей. Финны, населявшие Русскую равнину, селились большей частью с славяно-русскими племенами.

"Чудь уходит под землю", художник Н. Рерих. Фото: komanda-k.ru

К XII веку Скандинавия стала христианской, и с этого времи – первый раз в 1157 году при Эрике IX Святом - начинаются крестовые походы шведов в Финляндию, приведшие к ее завоеванию и политическому слиянию со Швецией. Первый поход утвердил за Швецией юго-западный угол Финляндии, который они называли Нюландией. Вскоре начались столкновения шведов с новгородцами на территории финляндского полуострова за религиозное преобладание. Уже при Папе Иннокентии III в Финляндию был послан первый католический епископ Фома. Благодаря ему в Финляндии водворился римский католицизм. Между тем на востоке прощло всеобщее крещение карел. Что бы обеспечить свои пределы от распространения папской власти, новгородцы предприняли большой поход в глубь Финляндии под предводительством князя Ярослава Всеволдовича и покорили всю местность. Шведы в ответ на это, по требованию папы Григория IX пошли на саму Новгородскую область, воспользовавшись тяжелыми временами для Руси (монголо-татарское иго) и заручившись поддержкой у Литвы и Ливонского ордена. Во главе шведов стоял ярл (первый сановник) Биргер с епископами и духовенством, новгородцами же предводительствовал молодой князь Александр Ярославович. В битве при устье Ижоры, а затем на льду Чудского озера в 1240 и 1241 годах шведы были разбиты, а князь Новгородский стал называться Невский.

"Ледовое побоище", художник С. Рубцов. Фото: livejournal.com

Вступив, в качестве зятя короля, в управление Швецией, Биргер в 1249 году покорил земли тавастов (Тавастландию) и построил крепость Тавастборг в качестве оплота против новгородцев и карелы. Но Александр Невский предпринял новый поход вглубь Финляндии на северные ее окраины. В 1252 году им был заключен договор о границах с норвежским королем Гаконом II, но не долго.

В середине XII века сложилось резкое противостояние двух сильных северных государств – России и Швеции. Россия к этому времени успела приобрести сильнейшее влияние на всех заселенных прибалтийскими финнами территориях. В середине XII века Швеция покорила территорию Суми. Ямь оказалась в фарватере шведской военной политики. Карела, борясь против шведского наступления, вошла в союз с Россией, а затем в состав Российского государства. В результате упорных боев шведы в 1293 году правитель Швеции Торкель Кнутсон отвоевал у новгородцев юго-западную Карелию и построил там крепость Выборг. Напротив, что бы сохранить свое влияние на Карелию, укрепили город Карелу (Кегсгольм) и при истоках Невы, но острове Ореховом заложили крепость Орешек (Шлиссельбург, по-шведски Нотеборг). Здесь 12 августа 1323 года новгородским князем Юрием Даниловичем с малолетним королем шведским Магнусом был впервые заключен мирный договор, определивший точно границы Руси со Швецией. Швеции уступили часть русской Карелии. Ореховский договор был очень важен, потому что служил юридическим основанием исконности русских прав на восточную часть Финляндии. В XIV веке он был три раза подтвержден и на него ссылались до конца XVI века. По данному соглашению граница начиналась на реке Сестре, шла к реке Вуокси, а там круто поворачивала на северо-запад к северной части Ботнического залива. В границах Швеции оказались Сумь, Ямь, и две группы Карелы: карелы поселившиеся у Выборга и карелы поселившиеся в районе озера Сайма. Остальные группы Карелы остались в границах России. По шведской стороне на этнической основе Суми, Ями и двух групп Карела стал формироваться финский – суоми народ. Свое название этот народ получил по Суоми, которая играла роль передового племени – на ее территории находиться главный город тогдашней Финляндии – Турку (Або). В XVI веке в среде финнов-суоми возникло явление, которое особенно содействовало объединению разнородных этнических элементов – литературный финский язык.