Каковы особенности композиции рассказа после бала. "После бала": анализ рассказа, особенности композиции. Анализ «После бала» Толстой

Цели урока:

  • Обучение навыкам композиционного анализа текста, закрепление основных понятий теории литературы: тема, проблема, идея художественного произведения, композиция, элементы композиции.
  • Развитие нравственного самосознания, воспитание активной жизненной позиции.

I. Введение в тему урока.

Тема нашего урока – “Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого “После бала”.

Что же такое композиция художественного произведения?

Композиция – от латинского “compozitio” ?составление, соединение? - последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.

Дайте определение идеи художественного произведения.

Идея – главная мысль художественного произведения (вариант решения главной проблемы).

Что же, в таком случае, становится целью нашего урока?

Запись цели урока.

Цель урока: через анализ композиции определить идею произведения Л.Н. Толстого “После бала”.

II. Работа по теме урока.

Прежде чем говорить о композиции произведения, попробуем определить его тему. О чем этот рассказ?

О событии, которое резко изменило жизнь человека.

Попробуем определить, что же представляет собой композиция рассказа. Какие его части сразу бросаются в глаза?

Произведение Толстого построено как рассказ в рассказе, то есть, рассказ с обрамлением.

Чем вы можете подтвердить, что рассказ имеет именно такую структуру?

В произведении присутствуют два рассказчика.

Что мы узнает об этих рассказчиках из текста? Кто они такие? Подтвердите свои рассуждения текстом.

Первый рассказчик – молодой человек (говорит от лица своего поколения “мы”; “разговор шел между нами”, второй рассказчик – Иван Васильевич – человек пожилой, по отношению к слушателям он употребляет обращение “вы, нынешняя молодежь”).

Какова же функция первого рассказчика в тексте? Для чего он нужен?

Его роль – ввести читателя в атмосферу, в которой прозвучал рассказ, создать ощущение достоверности повествования, познакомить нас со вторым повествователем, объяснить, что послужило поводом для рассказа Ивана Васильевича.

Что же мы узнаем от первого повествователя об Иване Васильевиче?

Иван Васильевич – человек уже немолодой, “всеми уважаемый”. Недаром один из слушателей говорит о нем: “Ну это мы знаем, как вы никуда не годились… Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Очевидно, Иван Васильевич – человек, сделавший на протяжении своей жизни немало хорошего другим людям. Одновременно он является и героем собственного рассказа.

Что же явилось поводом для рассказа Ивана Васильевича?

Разговор между молодыми людьми о том, что “для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди”, рассуждения о том, что “человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно”. Таким образом, Иван Васильевич вступает в своеобразный спор с молодыми людьми.

Отсюда мы можем вывести и проблемы произведения.

Запись в тетради.

Проблемы произведения:

1) может ли человек самостоятельно понять, что хорошо, что дурно;

2) в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека.

Можем ли мы сказать, что законы “рамки” (рассказа с обрамлением) строго соблюдены в произведении и между повествованием первого и второго рассказчиков есть четкая граница?

Нет. Во второй рассказ то и дело вторгаются реплики слушателей, выражающих отношение к тому, о чем говорится в нем, то есть, первое и второе повествования проникают друг в друга.

О чем говорится в той части рассказа, которая прерывается слушателями?

В ней Иван Васильевич говорит о себе, своей молодости и о предмете своей любви – Вареньке Б. В этой же части мы встречаем портрет Вареньки и узнаем о временной дистанции между описываемыми событиями и рассказом о них (около 35 лет).

В какой момент и почему рассказ Ивана Васильевича перестает прерываться чужими замечаниями?

Когда герой начинает рассказ о своих чувствах к любимой девушке. Очевидно, эта часть повествования более важна для понимания смысла рассказа.

Какова же роль этой части рассказа Ивана Васильевича?

Она становится экспозицией последующего повествования.

Но если не любовь героя-рассказчика к Вареньке является главной в произведении, что же тогда занимает центральное место в рассказе?

События, которые произошли на балу и после него.

Какое событие становится завязкой рассказа Ивана Васильевича?

Собственно действие начинается с диалога героя с Варенькой и с просьбы хозяйки бала к Вареньке уговорить отца танцевать.

На предыдущем уроке вы получили задание проанализировать две сцены в рассказе – сцену бала и сцену на плацу после бала. Результаты наблюдений вы должны были отразить в сопоставительной таблице по определенному плану: 1) время действия; 2) место действия; 3) цветовая гамма; 4) музыка, сопровождающая эпизод; 5) описание центральных персонажей – Вареньки, солдата; 6) описание полковника; 7) чувства героя. Давайте обратимся к результатам ваших наблюдений и сделанным вами выводам.

Эпизод бала.

2. Место действия – великолепно убранная зала в доме предводителя дворянства.

3. В цветовой гамме преобладают светлые, радостные краски.

4. Музыка веселая, создает атмосферу счастья.

5. Описывая Вареньку, герой возвышает ее в своих местах, относится к ней как к неземному существу.

6. Отец Вареньки изображается добрым и ласковым. Любовь к девушке и восхищение ею в сознании героя переносятся на ее отца – он соединяет отца и дочь в одном нежном умиленном чувстве.

7. Герой в этом эпизоде испытывает счастье и любовь ко всему миру.

Сцена на плацу.

1. Время действия – первый день Великого Поста, когда человек готовит себя к церковному покаянию, душевному очищению.

2. Описание улицы нарочито сниженное, в нем подчеркивается обычность, будничность происходящего.

3. Цветовая гамма темная, мрачная.

4. Музыка неприятная, тревожная.

5. Солдат описан так, что наше внимание сосредоточивается на его страданиях. В центре описания – измученное, истерзанное человеческое тело – окровавленная плоть. Это описание внушает ужас и отвращение.

6. В описании полковника подчеркиваются жестокость, сила, властность, отсутствие сомнений в правильности происходящего.

7. Герой испытывает жгучий стыд и доходящее до тошноты физическое отвращение к увиденному.

Выводы записываем в тетради.

1. Описание бала передает атмосферу довольства, радости, царящей в зале, и объясняет нам психологическое состояние героя – состояние счастья и любви ко всему миру, то состояние, в котором он пребывал до случая, перевернувшего всю его жизнь.

2. Сцена на плацу позволяет читателю понять чувства героя, проникнуться ужасом происходящего, заставляет задуматься о причине описанного явления.

Как мы видим, эпизод бала очень важен для понимания рассказа. Почему же Толстой называет свое произведение “После бала”?

События, произошедшие после праздника, оказались для героя самыми важными, определившими всю его дальнейшую жизнь.

Сравните выводы, сделанные в ходе анализа двух эпизодов, и скажите, какой композиционный и одновременно художественный прием использовал автор в описании сцен на балу и после бала.

Прием противопоставления – антитезы.

Сцена бала ярче оттеняет ужас произошедшего после нее. Если бы не было этой сцены, герой, возможно, возмутился бы увиденным, его бы потрясла жестокость происходящего, но вряд ли он задумался бы над главным вопросом, который мучит его: как в одном человеке могут уживаться одновременно доброта и жестокость? Почему отец Вареньки, который любит, чтобы “все было по закону”, не сомневается в правильности происходящего?

Вывод записываем в тетради.

Прием противопоставления важен для постижения идеи рассказа, так как позволяет показать перелом, произошедший в душе героя.

Что же становится для героя поворотной точкой в его сознании? Какой момент мы можем считать кульминацией рассказа?

Момент, когда герой видит страшную, неестественную спину татарина – нечто, совсем непохожее на тело человека.

Испытывал ли кто-нибудь из наблюдателей этой сцены чувства, схожие с тем, что переживал герой рассказа?

Для окружающих и участников этой сцены происходящее – явление совершенно обычное, никто не сомневается в его правильности.

Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее, не защитил татарина?

Он не может представить, чтобы дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезных оснований.

К какому же выводу приходит герой в ходе своих сомнений?

“Очевидно он [полковник] что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”.

“Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал”.

О чем же случай с солдатом заставляет задуматься Ивана Васильевича? О чем он “старался узнать” всю свою жизнь?

Герою важно узнать, каковы моральные принципы общества, в котором он живет, каковы в нем критерии оценки добра и зла. Он хочет знать, на чем держится армия, офицером которой он собирался стать, на каких моральных нормах стоит государство, которому он собирается служить. Иначе говоря, он пытается узнать, что хорошо и что плохо в том обществе, в котором он живет.

Смог ли герой найти оправдание увиденному и примириться с ним? Почему?

По своей натуре это человек честный и благородный, в душе он не может согласиться с тем, что какие-либо законы и интересы государства могут оправдать то, что он увидел.

Что же явилось следствием несогласия героя с устройством общества, в котором он жил?

Он отказывается от карьеры военного, о которой когда-то мечтал, и вообще нигде не служил. Он выбирает пассивный протест, отказываясь служить обществу и государству, которые оправдывают жестокость, насилие, избирает неучастие во всеобщем зле.

Можем ли мы тогда утверждать, что герой смог самостоятельно решить для себя, что хорошо и что дурно, смог преодолеть мораль, внушаемую ему обществом?

Он смог это сделать, иначе его жизнь не изменилась бы.

Представьте, если бы не было описанного в рассказе случая, смог ли бы Иван Васильевич стать военным и выполнять свой долг так, как предписывало государство? Смог бы он, подобно полковнику, наказывать солдат за провинности?

Мы можем усомниться в этом, так как это очень мягкий, добрый и совестливый по натуре человек с обостренным чувством справедливости.

Давайте вновь обратимся к сформулированным нами проблемам рассказа. (Может ли человек сам решить, что хорошо и что дурно, в какой мере среда влияет на формирование взглядов человека?) Разрешились ли эти вопросы для Ивана Васильевича?

Разрешились.

Ответив на основные проблемные вопросы, мы можем определить и идею самого произведения. Так что же решает судьбу человека: общество, случай или он сам?

Запись вывода в тетради.

Идея произведения. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.

Что же помогло нам прийти к раскрытию главной мысли произведения Л.Н. Толстого?

Анализ композиции произведения.

Таким образом, сегодня мы убедились, что одним из путей успешного раскрытия идейного содержания произведения может стать анализ композиции художественного произведения.

III. Домашнее задание.

Давайте вспомним еще раз о герое рассказа Иване Васильевиче и о том, что он выбирает в жизни неучастие во всеобщем зле, однако активного протеста против существующих порядков не высказывает. Попробуйте в домашнем сочинении порассуждать над вопросом: “Неучастие в жестокости, во лжи – это форма протеста или способ выживания?” . Свои размышления вы должны подкрепить примерами из художественной литературы или из жизни.

IV. Подведение итогов, выставление оценок.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» с точки зрения композиционного построения необычен. Это «рассказ в рассказе». Главный герой - Иван Васильевич - повествует о своей жизни. Его рассказ делится на две части: «Бал» и «После бала», причем последняя является развязкой, заключением всего рассказа. Такая необычная композиция играет большую роль в нашем, читательском понимании смысла произведения.
Две части рассказа «После бала» контрастны. Первая представляет собой неторопливое повествование, воспоминание уже немолодого человека о своей юности, о прекрасной любви к Вареньке. Он вспоминает нежные отношения Вареньки и ее отца. Бал, гости, мазурка, вальс, и Иван Васильевич кружится с Варенькой по залу, восхищаясь ею и любя ее, ее отца и вообще весь мир.
Вторая часть - «После бала» - кардинально противоположна первой. Здесь нет уже нежной музыки вальса, здесь слышится «неприятная, визгливая мелодия», «жесткая, нехорошая музыка флейты и барабана», как говорит сам Иван Васильевич. Здесь нет нарядных гостей, довольных балом, здесь только солдаты, избивающие татарина. Здесь нет уже неясностей, ласки и любви. Здесь жестокость, страдание и боль.
То, что отец Вареньки оказался совсем не таким, каким его видел на балу Иван Васильевич, открывается читателям только в конце рассказа.
Встреча Ивана Васильевича и полковника на следующее утро после бала - причина разрыва отношений между Иваном Васильевичем и Варенькой. Жизнь его переменилась
всего за одно утро, по воле случая. В том, что случай может переменить всю жизнь человека, заключается смысл этого рассказа. Но если бы композиция была иной, например, если бы рассказ о молодости Ивана Васильевича давался не от первого, а от третьего лица и в настоящем времени, то уловить смысл и понять, для чего, собственно, написан этот небольшой рассказ, было бы сложнее.

На вопрос композиция и её роль в рассказе после бала заданный автором Ольга Орищенко лучший ответ это Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.
Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Ответ от Невропатолог [новичек]
Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала». Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения «После бала» - прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала) и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа. В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменялось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество Л. Н. Толстого, связан с реализмом в русской литературе.

Произведение Льва Николаевича Толстого «После бала» было написано в девяностые годы, но посвящено оно событиям сороковых годов девятнадцатого века. Тем самым автор пытается решить творческую задачу изображения событий прошлого сквозь призму настоящего ему времени. На первый план входит проблема моральной ответственности людей за события, происходящие вокруг, а данная тема, как нам кажется, актуальна во все времена.

Для раскрытия данного замысла Л.Н. Толстой использует особую композицию - «рассказ в рассказе», что придает повествованию большую достоверность. Толстой сразу в начале произведения обращается к рассуждению о морально-нравственных ценностях, об условиях «среди которых живут люди», размышлению «что хорошо, что дурно». Но эти рассуждения заканчиваются внезапно, не содержат каких-либо выводов. Роль данного вступления следующая - настроить читателя на восприятие дальнейших событий. После этого читатель знакомится с основным рассказчиком - Иваном Васильевичем, который повествует нам о событиях своей жизни, имеющих перекличку с современностью автора. Композиционно рассказ Ивана Васильевича также можно разделить на две части: сцена бала и картина наказания. Название рассказа, как читатель может понять, явно указывает, что в идейном плане вторая часть более ценная, раскрывает замысел Л.Н. Толстого. Обе эти части противопоставлены друг другу, прием антитезы прослеживается на нескольких уровнях.

Например, говоря о празднике, повествователь отмечает, что «бал прекрасный», а сцена наказания - «неестественная». «Музыканты знаменитые» из первой части противопоставлены звучащей, «неприятной, визгливой мелодии». Антитеза представлена и на уровне портрета: «разрумянившееся с ямочками лицо» Вареньки противопоставлено «сморщенному от страдания лицу» наказываемого солдата, а белое платье, перчатки и башмачки девушки контрастируют с «чем-то большим, черным…» с «черными людьми», солдатами в черных мундирах. Такое сочетание контрастных цветов усиливается и лексическими повторами.

Портрет другого героя - Петра Владиславовича также построен с помощью приема контраста: в сцене бала он красивый, свежий, с сияющим лицом и радостной улыбкой, а в сцене наказания пред читателем предстает руководящий наказанием высокий военный в форме. Рассказчик изумлением говорит нам о том, что отец Вареньки без малейшего колебания «своей сильной рукой в замшевой перчатке» бьет худого и бессильного солдата, испуганного до смерти.

Возможно, показывая полковника в различных жизненных ситуациях, обращая внимание читателей на искренность его поведения в обеих ситуациях, Л.Н. Толстой акцентирует внимание читателей на зависимости человека от выполняемых действий. Петр Владиславович не притворяется, не играет роль доброго отца или сурового военного, он такой на самом деле. Именно эта противоречивость и ставит в тупик Ивана Васильевича, состояние которого также показано с использованием приема антитезы: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - таково настроение Ивана Васильевича на балу, но после уже «Вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища… Мне было до такой степени стыдно…».

Стыд, который испытал рассказчик, изменил весь его жизненный путь, но не раскрыл все противоречия жизни. Возможно, по этой причине Толстой отказывается от каких-либо выводов в конце рассказа, читатель должен сам задуматься над противоречивостью изображаемых явлений, актуальных во все времена. Прием антитезы, лежащий в основе композиции, полностью помогает раскрыть идейный замысел произведения.

Цели:

  • Знакомство с жизнью и нравственными исканиями великого писателя;
  • Развитие умения анализировать и систематизировать материал;
  • Повторение понятий «сюжет» и «композиция» произведений;
  • Знакомство с понятием «контраст» в художественном произведении;
  • Провести наблюдение за художественно- изобразительными средствами произведения;
  • Определение социально-нравственных проблем рассказа.

Оборудование: техническое оборудование, необходимое для проведения презентации.

Основные виды деятельности на уроке: р ассказ учителя, сообщения учеников, эвристическая беседа по вопросам, аналитическая работа с текстом, систематизация наблюдений - составление таблицы.

1. На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Мы говорили о том, что Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни, изучал свое поведение. Писатель пытался понять, почему другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке ненависть, добро и зло. Неужели во всем виновата среда или виновато воспитание? Или же все дело в случае? Такие вопросы ставит перед читателями Л.Н. Толстой в рассказе «После бала».

Рассмотрите картину художника Н.Н. Ге, изображающую портрет писателя. Каким изобразил художник Л.Н. Толстого?Слайд 1

2. Обратимся к истории создания рассказа.Слайд 2.-4

Рассказ «После бала» был написан Л. Н. Толстым в начале 20 века (в 1903г.), хотя возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что зерном повествования явилась история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.

3.В Рассказ возвращает он нас к «Николаевской эпохе» - 40 годам прошлого столетия. Что нового вы узнали об эпохе правления Николая 1 из учебника? Слайд 6

Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутенами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

4.Что такое шпицрутен? Это длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в 17-19 веках.

5. Чтобы понять, какие проблемы поднимает автор и как он относится к описываемым событиям, попробуем разобраться, как построено произведение. Слайд 13

Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет. В рассказе выделяются следующие основные части:

Вступление

Основная часть: бал

После бала

Заключение

Но в то же самое время рассказ заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика.

6. Переходим к анализу событий. (Картина «На бале губернского предводителя»).

Слайд 8

Звучит мазурка. Излюбленный польский танец. Веселый, задорный, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

Теперь рассмотрим сцену бала, изображенную Толстым. Слайд 8

Какие слова, обозначающие цвет, вы нашли в сцене описания бала? (белый, розовый, румяный, серебряный, светлый)

Слова, обозначающие звуки? (мазурка, вальс, полька, кадриль)

Чувства? (влюблен, веселый, бойкий, любовался)

Эпитеты? (грациозная, ласковая, милые, сияющие, статный, красивый)

Действия? (Все любовались ею; я танцевал, вальсировал с нею; улыбаясь, сказал; с восторженным умилением смотрел на них)

7. То же самое делаем теперь со второй сценой, сценой наказания. Разбираем цвет, звуки, чувства, эпитеты.Слайды 9-11

Как вы думаете, в чем особенность композиции этого рассказа?

Антитеза – противопоставление.Слайд 13

(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)

8. Давайте попробуем разобраться, почему автор именно таким образом построил свой рассказ? Что он хочет сказать? Какие проблемы поднимает? И какую правду утверждает?

Поиски правды и смысла жизни героем.

Формой повествования является рассказ от первого лица. Почему, как вы думаете, автор доверяет рассказ о событии именно Ивану Васильевичу. Какие проблемы волнуют его, о чем он думает? (Начало рассказа вводит читателя в сферу интересов героя, его раздумий («человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…все дело в среде»). Читатель становится участником спора о том, чем определяется самосовершенствование – условиями жизни или личным выбором, не зависящим от условий. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Рассказ является доказательством мысли Ивана Васильевича: «Все дело в случае».)

Почему Иван Васильевич не вмешивается в происходящее? (Он не может представить, чтобы злое, дурное, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то, чего я не знал».)

О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он старался узнать? (Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит представлениям Ивана Васильевича)

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? (Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного, самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.

По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы». (Из «Дневников»))

Можно ли его назвать лицемером? (В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым – он на самом деле красив, мил и добр. Конечно, по отношению к людям определенного круга. Он внимательный, заботливый отец. Однако «воинский начальник старого служаки» убежден, что «надо все по закону: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Не исключено, что именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной обстановке и искренне зол в другой». «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю»)

Слайд 187 Выводы.

Итак, какие выводы мы делаем в конце урока? Все дело в среде или в случае? Как вы думаете? (Ответы ребят могут быть разные. У нас получилось так. Человек ответственен перед собой и окружающими за свои поступки. Все дело в человеке!)

Т. П. Невская, МОУ "Кушалинская СОШ", с. Кушалино Рамешковского района, Тверская область