Какой на самом деле была клеопатра. Картины в галерее. За двумя зайцами

Клеопатра VII (69 — 30 гг. до н. э.) - последняя царица Египта, самая знаменитая женщина античной эпохи.
Клеопатра родилась 2 ноября 69 до н. э. Она является одной из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета из македонской династии Птолемеев, основанной Птолемеем I - полководцем Александра Македонского.

Достоверных изображений Клепатры не сохранилось. Существует несколько античных бюстов Клеопатры, самым достоверным считается алжирский бюст Клепатры, сейчас находящийся в Берлинском музее античности, созданный после её смерти по случаю свадьбы дочери Клеопатры. Одни ученые считают, что это бюст самой Клеопатры в её последние годы, другие считают, что бюст изображает не Клеопатру, а её дочь. Сохранились изображения Клеопатры на монетах, отлитых в её царствование, однако сложно сказать, насколько они отражают её действительную внешность.
Древнегреческий историк Плутарх, видевший портрет Клеопатры, в биографии Марка Антония описывает внешность Клеопатры так: "красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие, так что лишь с очень немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами — эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, сирийцами, мидийцами, парфянами… Говорят, что она изучила и многие языки, тогда как цари, правившие до нее, не знали даже египетского, а некоторые забыли и македонский".

Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроеннный к Клеопатре, пишет о ней так: "Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи". Впрочем, к римским источникам, описывающим Клеопатру, не стоит относиться с доверием, т.к. Клеопатра в глазах римлян была врагом, а античная историография Клеопатры была инспирирована победителем Клеопатры, императором Октавианом Августом, вовсе не желавшим её идеализации.

Завещание Птолемея XII, умершего в марте 51 до н. э., передавало престол Клеопатре и её младшему брату Птолемею XIII, которому тогда было около 9 лет, и с которым она сочеталась формальным браком, так как согласно птолемеевскому обычаю женщина не могла царствовать самостоятельно. Клеопатра сначала правила одна, отстранив малолетнего брата, но затем последний одержал реванш, опираясь на евнуха Потина (бывшего кем-то вроде главы правительства) и полководца Ахилла.
В это время в Римской республике шла гражданская война между Цезарем и Помпеем. Побежденный Помпей бежал в Египет, надеясь найти поддержку, однако был убит приближенными Птолемея, надеявшими снискать благосклонность Цезаря. Однако Цезарь, прибыв в Египет, был разгневан расправой над Помпеем. Цезарь решает навести порядок в Египте, раздираемом меджуусобицей между Клеопатрой и её братом. Плутарх в биографии Цезаря так описывает первую встречу Цезаря и Клеопатры:
"Клеопатра, взяв с собой лишь одного из друзей, Аполлодора Сицилийского, села в маленькую лодку и при наступлении темноты пристала вблизи царского дворца. Так как иначе трудно было остаться незамеченной, то она забралась в мешок для постели и вытянулась в нем во всю длину. Аполлодор обвязал мешок ремнем и внес его через двор к Цезарю. Говорят, что уже эта хитрость Клеопатры показалась Цезарю смелой и пленила его. Окончательно покоренный обходительностью Клеопатры и ее красотой, он примирил ее с царем для того, чтобы они царствовали совместно".

Против Цезаря в Египте начался мятеж, который Цезарь сумел подавить. Царь Птолемей погиб. Клеопатра, формально сочетавшаяся с другим своим малолетним братом Птолемеем XIV, фактически стала безраздельной правительницей Египта под римским протекторатом, гарантией которого являлись оставленные в Египте три легиона.
Клеопатра родила от Цезаря сына, которого назвали Цезарионом. Летом 46 года до н.э. Цезарь вызывает Клеопатру в Рим (формально — для заключения союза между Римом и Египтом). Клеопатре была выделена вилла Цезаря в его садах на берегу Тибра. Ходил даже слух, что Цезарь собирается взять Клеопатру своей второй женой и перенести столицу в Александрию. Сам Цезарь приказал поместить позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы (Венеры как мифического предка рода Юлиев, к которому он принадлежал). Однако Цезарь не решился официально признать Цезариона своим сыном.
Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умер 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя. В этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.
В Риме началась гражданская война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом с одной стороны, и с другой стороны — его наследниками Антонием и Октавианом. Антоний и Октавиан победили. При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний, планирующий войну с парфянами, прибывает в Египет, чтобы заручиться помощью Египта. Клеопатре на момент их встречи было 29 лет, Антонию - 40. На встречу с Антонием царица прибыла, по словам Плутарха "на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно
сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами — будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам". Антоний был совершенно пленён Клеопатрой. Их роман продлился более 10 лет до самой их смерти. У Клеопатры было трое детей от Антония.

К 32 году до н.э. отношения между бывшими союзниками - Антонием и Октавианом - окончательно превратились из дружеских во враждебные. Антоний, увлеченный Клеопатрой и порвавший со своей официальной женой Октавией (сестрой Октавиана), раздававший детям от Клеопатры римские земли, стал выглядеть в глазах римлян изменником. В битве при Акциуме 2 сентября 31 до н. э. флот Антония и Клеопатры проиграл, побежденные вернулись в Египет и пытались бежать в Индию, но при попытке перетащить суда волоком через Суэцкий перешеек их сожгли арабы. От плана побега пришлось отказаться.
Когда Октавиан достиг Египта, Антоний покончил с собой, бросившись на меч. Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним, но чары 39-летней царицы на этот раз оказались бессильны. Октавиан хотел увезти Клеопатру как пленницу в Рим для участия в своем триумфе, однако Клеопатра покончила с собой. По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи, однако змею в комнате не нашли. По другой, более правдоподобной версии, Клеопатра отравилась ядом. В пользу этой версии говорит быстрая смерть Клеопатры, то, что она незадолго до смерти испытывала яды на заключенных, и наконец, то, что вместе с Клеопатрой нашли двух мертвых служанок (сомнительно, что одна змея умертвила трех человек). Октавиан безуспешно пытался оживить Клеопатру с помощью псиллов, экзотического племени, умевшего высасывать яд безвредно для себя.

Образ Клеопатры много раз воплощен в кинематографе. Самой известной исполнительницей роли Клеопатры является ушедшая от нас 23 марта Элизабет Тейлор. Фильм "Клеопатра" с Элизабет Тейлор в главной роли вышел на экраны в 1963 году.

Предшественницами Элизабет Тейлов в исполнении роли Клеопатры были не менее известные актрисы - Вивьен Ли (фильм "Цезарь и Клеопатра", 1945 год) и Софи Лорен (фильм "Две ночи с Клеопатрой", 1953 год).

Из современных воплощений Клеопатры в кино можно отметить, например, Монику Белуччи в фильме "Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра".


Клеопатра VII Филопатор – египетская царица, биография которой обсуждается и по сей день. Не будучи привлекательной внешне, Клеопатре удалось заполучить внимание двух великих римских полководцев – и . Этот любовный треугольник нашел свои отголоски во многих книгах и кинокартинах: режиссеры ставят фильмы, а писатели рассуждают об образе этой роковой женщины на страницах своих произведений.

Детство и юность

Клеопатра родилась 2 ноября 69 года до н.э. Истинное место рождения до сих пор остается загадкой, но принято считать, что ее родина – культурный центр античного мира Александрия. Вопреки всеобщему заблуждению, царица не имела ни капли египетской крови и происходила из династии Птолемея, которая основана диадохом Птолемеем I, а следовательно, имела греческие корни.

О детстве и юности Клеопатры практически ничего не известно. Но стоит предположить, что будущая правительница запоем читала книги в Александрийской библиотеке и обучалась музыке, поскольку умела философски рассуждать, аргументированно мыслить, играла на различных инструментах и знала восемь иностранных языков.

Это удивительно, потому что в те времена греки не заботились об образовании детей, в особенности девочек. Например, ее сестра Береника была совсем противоположной натурой: любила развлечения, была достаточно ленивой и несмышленой. В 58-55 годах до н.э. Клеопатре пришлось наблюдать, как ее отца Птолемея XII Авлета изгнали из страны, а власть сосредоточилась в руках его дочери Береники (древнегреческий историк Страбон заметил, что Береника – единственная законная дочь Птолемея XII Авлета, поэтому бытует мнение, что Клеопатра родилась от наложницы).


Позже силами римлян под руководством Авла Габиния царь вновь взошел на престол Египта. Однако он не мог умело пользоваться властью, поэтому при нем распространились репрессии, делинквентное поведение в обществе и жестокие убийства. Таким образом, впоследствии Птолемей превратился в марионетку, которой управляли римские наместники. Безусловно, эти события оставили отпечаток в сознании Клеопатры: в дальнейшем девушка вспоминала безрассудное правление отца, который остался в ее памяти тем человеком, на ошибках которого нужно учиться.

Правление Египтом

После того как Птолемей XII Авлет вернул то, что принадлежало ему по праву, наследница Береника была обезглавлена. После смерти царя, согласно традиции, которая призывала сохранить божественную кровь царских семей, 17 (18)-летняя Клеопатра вышла замуж за своего 9 (10)-летнего брата Птолемея XIII и стала править Египтом. Правда, формально, поскольку обладать полноправной властью она могла только циклично: в древние времена девушкам была уготована второстепенная роль. Она взошла на престол как Теа Филопатор, что означало «богиня, любящая отца».


Стоит сказать, что Египет был желанным для римлян, несмотря на то что в этой стране 96% территории занимают пустыни. Зато долины – кладези цивилизации Нила – славятся исключительным плодородием. Поэтому во времена правления Клеопатры одна их самых могущественных империй – Римская – претендовала на территорию Египта: некоторые внешние регионы Та-кемета принадлежали римлянам, однако сама страна не была завоевана полностью. Поэтому Египет (к тому же и из-за финансовых долгов) превратился в зависимое государство.


Первые годы правления оказались сложными для Клеопатры, потому что в стране не хватало еды: недостаточный разлив Нила спровоцировал двухлетний неурожай. К тому же началась битва за трон – междоусобные войны брата и сестры. Первоначально царица отстранила своего супруга и правила страной одна, но, став старше, Птолемей XIII не смирился с произволом родственницы и, опираясь на своего воспитателя Потина, который также являлся регентом и фактическим правителем, организовал мятеж против Клеопатры. Народу объявили, что девушка перестала слушаться правящее трио в лице Потина, Теодата и Ахилла и хочет свергнуть своего младшего брата.


Царица бежала в Сирию и таким образом осталась жива. Пребывая незваным гостем на Ближнем Востоке, девушка мечтала вернуть полноправную власть. Примерно в то же время диктатор и древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь отправляется в Александрию, дабы настигнуть своего заклятого врага Помпея: разбитый в гражданской войне (битва при Фарсале) Гней бежал в Египет. Однако Юлий не сумел расквитаться со своим противником лично, поскольку, когда император прибыл в долину Нила, Помпея уже убили.


Цезарю пришлось задержаться в Александрии из-за неблагоприятных для далекого пути погодных условий, поэтому правитель Рима не упустил возможность взыскать накопившиеся долги Птолемея XII Авлета с его преемника (десять миллионов динариев). Так Юлий поучаствовал в конфликте между соратниками Птолемея и Клеопатрой, надеясь извлечь выгоду как для себя, так и для римлян.


В свою очередь царице нужно было завоевать доверие Цезаря, поэтому, согласно красивой легенде, чтобы привлечь полководца на свою сторону, находчивая девушка тайно проникла в Александрийский дворец: она завернулась в ковер (или в мешок для постели) и велела своему верному рабу доставить щедрый подарок. Юлий, очарованный красотой юной царицы, принял ее сторону.


Но стоит отметить, что полководец пришел в Египет с незначительным войском (3200 воинов и 800 всадников). Птолемей XIII воспользовался этим обстоятельством. Общество поддержало властителя, поэтому Юлию пришлось спрятаться в царском квартале, подвергая свою жизнь опасности. Зимой Юлий Цезарь вновь вторгся в Египет и разбил армию сторонников Птолемея XIII, который утонул в Ниле. Поэтому Клеопатра снова взошла на престол и правила вместе с малолетним Птолемеем XIV.

Личная жизнь

О личной жизни Клеопатры до сих пор слагают легенды. Благодаря кинематографу эту амбициозную девушку увидели в исполнении («Клеопатра» (1963)), («Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (2002)) и других актрис кино, которые играли правительницу. Поэтому многие считают, что Клеопатра – роковая красавица, которая обольщала мужчин одним только взглядом. Но, вопреки расхожему мнению, внешность египетской царицы была довольно посредственной.


Как выглядела Клеопатра – достоверно неизвестно. Но можно судить по некоторым статуям и по бюсту из Шершелл в Алжире (бытует мнение, что этот бюст принадлежит дочери Клеопатры Селене II), а также по лицу, изображенному на монетах, что у царицы был довольно-таки большой нос и узкий подбородок. Но женские чары и ум помогали Клеопатре делать из мужчин ее верных воздыхателей. Она не была благородной особой, иногда в ее нраве прослеживалась и жестокость. Например, царица часто испытывала яды на заключенных и наблюдала за их смертью, чтобы проверить действие опасного зелья на организм.


Поговаривали, что Клеопатра была любвеобильной девушкой. В действительности неразборчивые связи между мужчиной и женщиной не порицались в Риме и Древнем Египте, у царей и цариц было по нескольку любовников и наложниц. По сказанию, безумцы платили своей жизнью, чтобы разделить ложе с нильской сиреной: после ночи с Клеопатрой их головы становились трофеями и выставлялись во дворце.

Об отношениях между египетской царицей и римским полководцем Юлием Цезарем до сих пор слагают красивые легенды. Действительно, это была любовь с первого взгляда. Ради 21-летней Клеопатры император позабыл свою любовницу Сервилию.


После победы над Птолемеем XIII Клеопатра и Цезарь отправились в увеселительное путешествие по Нилу в сопровождении 400 кораблей. 23 июня 47 года до н.э. у возлюбленных родился сын Птолемей Цезарь (Цезарион). Можно сказать, что из-за союза с Клеопатрой Цезарь накликал на себя беду. Египетская царица, ее брат и сын прибыли в окружении большой свиты в Рим. Девушку невзлюбили из-за высокомерия, поэтому называли царицей без добавления имени («Ненавижу царицу», – писал Цицерон в своей рукописи).


Приближенные к Цезарю были уверены, что диктатор хочет стать новым фараоном и сделать из Александрии столицу Рима. Такой расклад событий не нравился римлянам, по этой и по другим причинам против Юлия возник заговор. 15 марта 44 года до н.э. Цезарь был убит. После смерти Юлия между римлянами началась гражданская война, в которую не вмешивалась Клеопатра. Марка Антония провозгласили правителем восточной территории Рима.


Полководец собирался обвинить царицу в содействии против Цезаря, но Клеопатра, зная о влюбчивости и тщеславии Марка, действовала женской хитростью. Она прибыла на полном сокровищ позолоченном судне в костюме Афродиты и очаровала древнеримского военачальника. Так начался роман, который продолжался около десяти лет. В 40 году до н.э. у влюбленных родились близнецы Александр Гелиос и Клеопатра Селена. Осенью 36 года до н.э. появился на свет третий ребенок Птолемей Филадельф.

Смерть

О смерти Клеопатры немало вымыслов, поэтому восстановить с наибольшей точностью это событие практически невозможно. Общепринятой версией считается история, которую изложил . Правда, его версия в дальнейшем была интерпретирована на свой лад писателями, потому что биография Клеопатры давала подоплеку для романтических произведений. Так, стихи о царице писали , и другие.


Октавиан Август, законный наследник римского престола, весной прибыл в Рим. Местные жители радушно приняли молодого человека, однако действующая армия и почитатели Цезаря стояли на стороне Марка Антония. Вскоре последовала Мутинская война, из которой Октавиан вышел победителем. Когда Август двинулся в сторону Александрии, Марку Антонию сообщили ложную весть о гибели царицы. Марк не мог выдержать такой трагедии, поэтому кинулся на собственный меч. В тот момент Клеопатра вместе со служанками заперлась в гробнице; туда и доставили раненого возлюбленного египетской обольстительницы.


Марк умер на руках плачущей девушки. Царица хотела демонстративно вонзить в себя кинжал, однако начала переговоры с подданным Октавиана. У нильской сирены была надежда подкупить Августа своими чарами, чтобы восстановить государство, но все попытки оказались тщетными. После смерти любимого Клеопатра впала в депрессию, морила себя голодом и не вставала с постели. Корнелий Долабелла сообщил вдове, что она будет сослана в Рим для триумфа Октавиана.


По древнеримскому обычаю Август в честь победы над Египтом собирался провести Клеопатру за триумфальной колесницей, закованную в цепи, словно рабыню. Но царице удалось избежать позора: в горшочке со смоквами, который доставили во дворец по велению Клеопатры, затаилась змея – ее укус подарил женщине тихую и безболезненную смерть. Где находится мумия Клеопатры, неизвестно до сих пор, но вероятнее всего, царица и ее возлюбленный Марк Антоний похоронены под храмом некрополя неподалеку от Тапосирис Магна (современный Абусир).

  • Древние алхимики считали, что Клеопатра была владелицей философского камня и могла превращать любой металл в золото.
  • Согласно легенде, царица встречалась с Марком Антонием на Острове Клеопатры, известном благодаря золотистому песку, который доставили туда специально для египетской обольстительницы.

  • Клеопатра увлекалась косметологией. По слухам, царица купалась в ванной с молоком и медом. Также она изготовляла крема из смеси трав и свиного сала.
  • По другой версии, Клеопатру убил яд, который она хранила в полой головной шпильке.

Память

Фильмы:

  • Клеопатра (1934)
  • Цезарь и Клеопатра (1945)
  • Две ночи с Клеопатрой (1954)
  • Легионы Клеопатры (1959)
  • Клеопатра (1963)
  • Discovery: Царицы Древнего Египта (ТВ) (2000)
  • Клеопатра: Портрет убийцы (ТВ) (2009)

Книги:

  • Дневники Клеопатры. Книга 1. Восхождение царицы (Маргарет Джордж)
  • Клеопатра (Карин Эссекс)
  • Клеопатра. Последняя из Птолемеев (Майкл Грант)
  • Последняя страсть Клеопатры. Новый роман о Царице любви (Наталья Павлищева)

Египетская царица обладала другими достоинствами, сводившими с ума сильных мира сего

Царицу Клеопатру многие считают эталоном и символом красоты. О ее внешних данных судили по признанным красавицам кинематографа, которые играли ее в исторических кинолентах: среди них Вивьен Ли, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Моника Беллуччи . Ее имя окутано легендами, и из поколения в поколения переходят рецепты сохранения неописуемой красоты. Однако не так давно ученые и историки развенчали миф о пленительной внешности царицы из македонской династии Птолемеев , которая родилась 2 ноября 69 года до нашей эры.

Двуликая царица

Древнегреческий историк Дион Кассий в свое время разливался соловьем, описывая Клеопатру как женщину непревзойденной красоты. Но не будем забывать, что с тех пор стандарты, которые определяли привлекательную внешность, сильно изменились. Ту же богиню любви и красоты – Афродиту вряд ли сегодня назовут восхитительной и лучезарной, если посмотреть на ее изображения. Пухлая, с толстыми щеками и длинным носом. Ее бы сегодня травили во всех соцсетях и посоветовали сесть на диету и лечь на стол к пластическому хирургу. Как и Клеопатру, которая, предположительно, на монетах и барельефах той эпохи предстает мужеподобной женщиной с крючковатым носом.


Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон год работала над реконструкцией облика Клеопатры, создав трехмерную модель и основываясь на изображениях царицы на найденных артефактах. В итоге получилась смуглая женщина с крупным носом, тонкими губами и острым подбородком, которая вряд ли может сегодня претендовать на титул самой красивой.

А историки Британского музея подлили масла в огонь, заявив, что Клеопатра была коренастой, полноватой и ростом около 1,52 м. Выглядела она непропорционально, имела толстую и короткую шею.

Манипулятор с харизмой

Как же с такими внешними данными царица, правившая 21 год, сумела околдовать диктатора Юлия Цезаря , а потом и его соратника – полководца Марка Антония , вместе с которым впоследствии покончила жизнь самоубийством? Философ Плутарх писал: «Ее красота... сама по себе не настолько ослепительна, чтобы ею восхищались все, кто видел правительницу». Он больше говорил о неотразимом шарме Клеопатры, ее ораторских способностях, умении открыто общаться с собеседником, который сразу попадал под ее чары.

Она обладала сексуальным голосом и харизмой. Была хорошо образованна, говорила на нескольких языках, могла поддержать беседу о литературе, философии, войне и политике. Поэтому ее внутренняя красота ослепляла мужчин сильнее и сияла ярче, прикрывая недостатки фигуры и лица хитрой царицы, которая, возможно, манипулировали теми, кто ей давал управлять государством.

Хороша до безобразия

Итальянский историк Гульельмо Ферреро пришел к выводу, что Клеопатра по своей природе была неспособна к искреннему чувству. Ею руководил холодный расчет и желание обладать неограниченной властью. Некоторые ученые считают, что миф о красоте египетской царицы распространил Октавиан Август , не желая признавать ее политических и интеллектуальных способностей. Удобнее было объяснить ее влияние на Цезаря банальными женскими чарами.


А еще ряд экспертов уверены в том, что Клеопатра могла быть и посимпатичнее в жизни, чем ее образ, который чеканили на монетах. В целях пропаганды царицу могли специально изображать мужеподобной, чтобы узаконить ее право на власть. Единственное, в чем нельзя сомневаться, Клеопатра была талантливой в сферах, традиционно относящихся к «мужским», и притягивала как магнит великих мужей, которыми управляла не хуже, чем государством.

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина - в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя - в веках звенящий стих.
Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не
устояли два великих римских полководца - Цезарь и Антоний.
Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:
"Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли.
По другой Клеопатра отравилась ядом.
Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.


Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)


Гвидо Рени: "Мария Магдалина" (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине "Мария Магдалина" (1635) -
та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.


Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво -
Навек забыть, навек уснуть...
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь...

Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный
На воск, открытый напоказ...


Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь - я воск. Я тлен. Я прах». -


Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой?
Что я и Цезарь - будем оба
В веках равны перед судьбой?»


Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит...
И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта - слезы,
У пьяной проститутки - смех».
Александр Блок


Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила...
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя - как рабыню... в триумфе пошлет пред собою...»
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете - еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова


В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи . Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.



Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.





В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.







«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».





Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.





Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».







Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.





Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.