Зори здесь тихие кто умер. «А зори здесь тихие» как погибают девушки. Дальнейшее развитие событий

«А зори здесь тихие...»: актеры продолжили судьбы героев
Накануне 22 июня мы вспоминаем о страшной войне, унесшей миллионы жизней. Уже для нескольких поколений весь ужас того времени передает самый трагический военный фильм - «А зори здесь тихие...» Станислава Ростоцкого по повести Бориса Васильева, снятый в 1972 году. Судьба пятерых девушек, погибших при столкновении с немецкими диверсантами в карельском лесу, заставляет нас замирать от грусти, страха и несправедливости.

Сегодня даже не верится, что старшину Васкова или Женю Комелькову мог сыграть кто-нибудь другой. Но тогда большинство актеров были утверждены на роли случайно, иногда даже вопреки здравому смыслу. Не иначе как рукой Ростоцкого водила сама судьба! Она же и заставила звездный состав прожить так, как это сделали бы их герои.

Лиза Бричкина стала депутатом

Дочь лесника Лиза Бричкина покорила старшину Васкова тем, что тоже чувствовала себя в лесу как дома, знала голоса всех птиц и замечала каждую сломанную веточку.

Лиза - румяная, бойкая деваха. Кровь с молоком, титьки колесом, - вспоминает актриса Елена Драпеко, которая сыграла эту роль. - А я-то была тогда второкурсница-тростиночка, не от мира сего, занималась балетом, играла на рояле и скрипке. Какая у меня крестьянская хватка?

Из-за этого ее даже хотели отстранить от роли. Но потом высветлили брови, нарисовали рыжие веснушки на лице, вытравили волосы - и оставили.

Если другие девочки играли как бы самих себя, то мне всю себя пришлось переделывать, - говорит Елена Драпеко.

В результате Лиза Бричкина у нее получилась немного не такая, как в сценарии - более светлая, романтическая. И именно такая она понравилась миллионам зрителей.

Елена часто слышала на улице: «Вон пошла та самая, которая в болоте утопла!» Вскоре после этого она сменила профессию актрисы на административную должность - сейчас она народный депутат и заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре.

Если бы Лиза не утонула в болоте, а выучилась в техникуме, она тоже стала бы депутатом! - смеется Елена Драпеко.

Женя Комелькова - звезда экрана и жена народного артиста

Самая красивая, веселая и кокетливая, настоящая девушка без комплексов, Женя Комелькова отвлекала внимание немцев от своих боевых подруг то стриптизом у реки, то распеванием песен в лесу. Сыгравшая ее Ольга Остроумова - единственная из пятерых актрис, для которой этот фильм не был дебютом - к тому времени она уже сыграла десятиклассницу Риту Черкасову в фильме «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Режиссер очень захотел увидеть молодую актрису и в этом фильме.

По сценарию Женя должна была быть рыжей, и это - важная составляющая ее образа. А Остроумова была блондинкой. Ее несколько раз перекрашивали - и всё время получалось не то. Появились мнения, что она вообще не подходит по фактуре на эту роль. Но Ростоцкий решил рискнуть и выпустил актрису на съемочную площадку такой, какая она была…

После «Зорь» ее творческая судьба сложилась удачнее всех. Остроумова снялась в картинах «Любовь земная», «Судьба», «Гараж», играла в театре. Зрители и сейчас частенько видят ее в сериалах - «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Капитанские дети». А еще многие знают актрису как жену Валентина Гафта. Народный артист России положил на нее глаз еще во время съемок «Гаража». Но решился дать волю своим чувствам только в 1995 году, когда Остроумова развелась с Михаилом Левитиным. До сих пор актеры живут в мире и согласии.

Рита Осянина: бизнес-леди и просто хорошая женщина

Круглолицая, с пухлыми губками и большими глазами, Рита Осянина была похожа на ребенка. Но уже пошла воевать, чтобы отомстить за убитого мужа и иметь возможность проведывать маленького сына в городе, рядом с которым расквартирован отряд зенитчиц.

Для актрисы Ирины Шевчук эта роль стала единственной запоминающейся. Зато уж в ней она выложилась в полную силу - когда Рита получила ранение в живот, актриса настолько реально прочувствовала предсмертные муки своей героини, что после съемок ее пришлось откачивать.

Сейчас она мечтает:

Хочется сыграть нормальную, хорошую женщину, чтобы все рыдали от восторга, что такие бывают.

Пока такой роли ей не предложили, но она не расстраивается и весьма успешно реализует себя в другой сфере - как бизнес-леди и директор фестиваля «Киношок».

Соня Гурвич выбрала тихое служение обществу

Соня - нетипичный для советского кинематографа женский образ. Интеллигентная еврейская девочка, которая ушла на фронт прямо из университета, а лежа в засаде, декламирует стихи. Между прочим, Борис Васильев писал ее со своей жены.

Студентке саратовского театрального училища Ирине Долгановой эта роль принесла моментальную и ошеломляющую славу. Но она поступила вполне в духе Сони - вернулась в провинцию, чтобы работать в горьковском ТЮЗе.

Я познакомилась с главным режиссером этого театра. Подкупило совпадение его творческой концепции с той, по которой меня обучали в Саратове. От добра добра не ищут: осознав это, я продолжила свою школу в Горьком.

Галя Четвертак пишет детективы

Семнадцатилетнюю девочку из детдома, у которой на войне не выдержали нервы и она с криком «Мама!» выбежала из засады прямиком под немецкие пули, натурально сыграла, как ни странно, благополучная москвичка Екатерина Маркова, у которой родители были, да еще какие: папа - первый секретарь Союза писателей!

«Зори», чего и следовало ожидать, дали мощный толчок ее карьере - вот только не актерской, а писательской.

Благодаря фильму я тоже стала литератором, как папа, - говорит она. - Впечатлений от поездок накопилось так много, что я написала очерк в журнал «Советский экран». Потом вышли книги «Актриса» и «Каприз фаворита», сейчас работаю над детективными романами.

Федот Васков женился на... немке

Образы погибших девушек в нашем сознании неразрывно связаны с бесстрашным, добрым и по-житейски мудрым старшиной Федотом Евграфычем Васковым, его пышными усами и колоритным оканьем.

Выпускнику ГИТИСа Андрею Мартынову эта роль досталась по чудесной случайности. Вначале она предназначалась знаменитому Георгию Юматову. Но на пробах он больше походил на городского супермена, нежели на крепкого вологодского мужика. И тут ассистентка режиссера вспомнила об одном юноше, которого видела на студенческом спектакле. Поначалу у Ростоцкого были сомнения насчет его кандидатуры, ведь ему тогда было всего 26 лет, а Федоту по сценарию - хорошо за тридцать. Но Мартынова тайным голосованием утвердила вся съемочная группа, в том числе осветители и работники сцены.

После Васкова у актера была еще одна звездная роль - Кирьян Инютин в многосерийном фильме «Вечный зов». А вскоре в его личной жизни произошло парадоксальное событие:

Исполнитель ролей советских солдат, ожесточенно воюющих с фашистами, женился на… немке. С Франциской Тун, окончившей МГУ и свободно говорившей по-русски, он прожил несколько лет, но потом они расстались. Считается, потому, что не смогли определиться, в какой стране им жить. У них есть сын, театральный художник, который живет в Германии, и трое внуков.

Болото, обнаженка - всё по-настоящему

Станислав Ростоцкий, сам фронтовик, решил любой ценой добиться полной реалистичности на съемочной площадке. Еще до начала процесса он привез молоденьких актрис в глухую карельскую деревню Сяргилахта, выдал обмундирование и заставил вживаться в роли маршировать, учиться обращаться с оружием, ползать по-пластунски. Если в сценарии написано, что Соня Гурвич натерла себе ноги, значит, так должно было быть и на съемочной площадке.

Я долго просила дать мне сапоги моего размера, - вспоминает Ирина Долганова, - но Станислав Львович категорически отказал. В итоге я еле ходила из-за жутких мозолей.

Сцена перехода через болото в фильме занимает всего несколько минут, однако для того, чтобы ее снять, приходилось сутками напролет барахтаться в топи. Впрочем, и сам Ростоцкий честно делил все тяготы с актрисами. Каждое утро он, поскрипывая протезом (на фронте режиссер потерял ногу), первым влезал в грязную жижу с присказкой «баба сеяла горох - ох!».

Но самым тяжелым для актрис было даже не грязное болото, а эпизод в бане, где они должны были сниматься обнаженными. В то время подобная сцена могла быть расценена как настоящая порнография, и девушки пытались отговорить режиссера от нее. Но он собрал всех вместе и объяснил: «Поймите, девочки, мне надо показать, куда падают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать».

В итоге фильм у Ростоцкого действительно получился таким трогательным, что он даже сам не смог сохранить хладнокровие. Когда режиссер монтировал отснятый материал, то плакал, потому что ему было жаль девочек.

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Сочинение

«А зори здесь тихие...» - это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы - девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Вас-кову победить.

Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами «азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам».

В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.
Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.

Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за «красного командира» в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.

Соня Гурвич - сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.
Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.

Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.
Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.

Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.
Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.
Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.

Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.

Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.

Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.
Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.

В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев - Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт - это тот самый Алик, сын Риты. Федот Басков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.

Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.
Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: «Неразумные дети, остановитесь».

«А зори здесь тихие...» Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.

Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении. Основная идея этой повести - непобедимость людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!
Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот «тихие-тихие зори».
Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - центр их мужества, она - цемент подвига, она - Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура - «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.

Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони - удар кинжалом в поэзию; у Гали - такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы - «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...».

И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его «сестричек».
Как сокрушается старшина: «Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!» Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.

Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? Наверное, потому, что писатель этот - один из лучших писателей нашего времени. Наверное, потому, что Борис Васильев сумел повернуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимается особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли сочетать слова «война» и «мужчины», а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воедино, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта - единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять девушек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, механически убивающего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч похожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.

Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: «Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!»

Фильм «А зори здесь тихие…»: как погибают девушки? Пять девчонок ушло на задание и все до единой погибли.

Повесть Бориса Васильева и созданный по ней фильм «А зори здесь тихие…» оставляют неизгладимое впечатление. Зритель чувствует себя едва ли не участником событий, сопереживая героиням и проживая с ними до их последнего момента.

«Пять девочек, всего пять»

Их пять. Молоденькие, наскоро обученные и неопытные . Врага в лицо увидеть довелось лишь Рите Осяниной и Женьке Комельковой – они-то и продержатся дольше всех.

Лиза Бричкина , девчонка, у которой практически не было детства, влюбилась в старшину.

Федот Васков тоже выделил ее среди остальных.

Но не суждено было Лизе узнать счастливую девичью долю – она ушла за подмогой, и, не успев дойти до своих, утонула в трясине.

Соня Гурвич – «заморыш воробейный», как называл старшина непонятную ему девушку. Умная и мечтательная, она любила поэзию и читала наизусть Блока. Соня погибает от ножа фашиста, когда бежит за кисетом Васкова.

Галя Четвертак – самая юная и непосредственная. Ее переполняет детская радость от того, что ей доверили ответственное задание. Однако справиться с собственным страхом не сумела, выдала себя и была в упор расстреляна фашистской очередью. Умерла детдомовка Галя с криком «Мама».

Женя Комелькова – самый яркий персонаж. Живая, артистичная и эмоциональная, всегда привлекает к себе внимание. Даже в женский отряд она попала из-за романа с женатым командиром. Зная, что наверняка погибнет, она уводит фашистов от раненной Риты и старшины Васкова.

Муж Риты Осяниной погиб на второй день войны. Ей бы сына поднять, но она выбрала месть за смерть любимого. Решительная и смелая, Рита нарушила приказ старшины Васкова, не ушла с позиции. Тяжело раненная, она умирает от собственной пули.

Да, у войны не женское лицо . Женщина – олицетворение жизни . И очень жаль, что сын Риты вырастет без матери, а детям остальных девушек вовсе не суждено родиться.

Главный герой, старшина, комендант разъезда. Васкова отличают «мужицкий ум» и «твердая немногословность». Ему 32 года от роду, но чувствует он себя намного старше, так как стал кормильцем семьи в четырнадцатилетнем возрасте. У Васкова четыре класса образования.

Одна из главных персонажей, участница войны, служившая на 171-м разъезде. Она была сиротой из детдома, которую в первый же день войны отправили в составе группы к военкому. Она мечтала участвовать в войне, но так как не подходила, ни ростом, ни возрастом, ее не хотели брать. В конце концов, её распределили в зенитчицы.

Одна из главных героинь, зенитчица, попавшая в отряд Федота Васкова. Женька была красивой, стройной, рыжеволосой девушкой, чьей красотой восхищались все окружающие. Деревню, в которой она выросла, захватили немцы.

Одна из главных героинь повести, отважная девушка-зенитчица, служившая в отряде Васкова. Лиза выросла в семье лесника с Брянщины. Всю жизнь она ухаживала за тяжелобольной матерью, из-за чего даже школу окончить не смогла.

Одна из главных героинь, старшая по взводу. Рита - человек серьезный и сдержанный. Она почти никогда не смеется и не показывает эмоций. К другим девушкам в отряде относится строго и всегда держится особняком.

Одна из главных персонажей, девушка-зенитчица из отряда старшины Федота Васкова. Соня стеснительная девушка из Минска, которая училась в Московском университете на переводчицу, а с началом войны попала в школу для зенитчиц.

­ Кирьянова

Второстепенный персонаж, помкомвзвода сержант, старшая у зенитчиц.

­ Майор

Второстепенный персонаж,­ непосредственный командир старшины Васкова, именно он предоставил девушек-зенитчиц ему во взвод.

­ Хозяйка Мария Никифоровна