Как опознать работы гавриила кондратенко


Художник Гавриил Кондратенко

«Берег моря. Крым»

Два года занимался в классе исторической живописи под руководством К.Ф. Гуна.

С 1875 года переходит на очное обучение в пейзажный класс, где под руководством М.К. Клодта получает шесть серебряных и малую золотую медалей.

В 1882 году Кондратенко вышел из академии с малой золотой медалью и званием классного художника 2 степени, присужденными ему за картину: "Ночь в Бахчисарае".

После этого Кондратенко ежегодно посещал Крым, Кавказ и вообще Юг России.

Пишет виды преимущественно тамошних местностей, задаваясь чаще всего передачей эффектов лунного освещения.

Как на особенно удачные его картины можно указать на "Севастополь в лунную ночь" (1882), "Вечер в Судакской бухте" (1884), "Бахчисарай ночью" (1886, находится в музее академии художеств), "Вид Казбека и Столовой горы из окрестностей Владикавказа" (1889; у великого князя Михаила Николаевича), "Развалины древней крепости близ Балаклавы" (1889; у П. П. Дервиза) и некоторые др.

В 1883 году за серию пейзажей Общество поощрения художеств присуждает молодому Кондратенко первую премию.

В 1884 году Г.Кондратенко устраивает персональную тематическую выставку, посвященную трем географическим местам пребывания своего прославленного земляка М.Ю. Лермонтова. На пейзажах художника запечатлены: родина поэта и писателя Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа. Кстати, сбор от выставки и продажи каталогов пошел на памятник М.Ю. Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых.

Однажды, в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Г.П. Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован "Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста". Инициаторами его создания явились российские деятели искусства.

остров капри

вид на везувий

По окончании учебы много путешествовал по России, Малороссии и Кавказу, а также за рубежом.

В течение всей творческой жизни Кондратенко часто участвовал в различных выставках Академии художеств, всемирной выставке в Париже, всевозможных художественных обществ, а также персонально.

В 1880-1890-х гг. Кондратенко очень популярен среди светской публики художественных салонов Петербурга.

Оказал известное влияние на пейзажистов российской провинции, имел подражателей.

Помимо станковой живописи и графики, Кондратенко занимался книжной иллюстрацией. В 1891 году Кондратенко создал иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Русалка». В 1892 года Г.П.Кондратенко становится членом правления Товарищества иллюстраторов. В 1914-1915 гг. Кондратенко работал над оформлением полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова.Будучи поклонником творчества М. Ю. Лермонтова, создал замечательные иллюстрации к полному собранию сочинений. На пейзажах художника запечатлены: родина поэта и писателя Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа.

Он хорошо умел передавать настроение, состояние природы: закат солнца и раннее утро, свежий мороз ясного зимнего дня, и тёплое южное солнце, и прохладу тенистых лесных зарослей.

Судя по сохранившимся отзывам, Гавриил Павлович Кондратенко не стремился к получению официальных академических званий. И в жизни, и в творчестве он был самобытным человеком и художником.

Биография художника, творческий путь. Галерея картин.

Кондратенко Гавриил Павлович

Kondratenko Gabriel

(1854 - 1924)

Кондратенко Гавриил Павлович - живописец-пейзажист. Родился в 1854 году; учился в Академии Художеств у К.Ф. Гуна и барона М.К. Клодта. Получил звание классного художника за картину ""Ночь в Бахчисарае"". Из работ его наиболее известны: ""Севастополь в лунную ночь"" (1882), ""Вечер в Судакской бухте"" (1884), ""Бахчисарай ночью"" (1886, в музее Александра III), ""Вид Казбека и Столовой горы из окрестностей Владикавказа"" (1889, у великого князя Михаила Николаевича), ""Развалины древней крепости близ Балаклавы"" (1889, у П.П. Дервиза).

Судя по сохранившимся отзывам, Гавриил Павлович Кондратенко не стремился к получению официальных академических званий. И в жизни, и в творчестве он был самобытным человеком и художником. В 1873 году молодой Кондратенко, уроженец Пензенской губернии, поступает в Академию художеств вольноприходящим учеником. Два года занимался в классе исторической живописи под руководством К.Ф. Гуна. С 1875 года переходит на очное обучение в пейзажный класс, где под руководством М.К. Клодта получает шесть серебряных и малую золотую медалей. В 1883 году за серию пейзажей Общество поощрения художеств присуждает молодому живописцу первую премию. В 1884 году Г. Кондратенко устраивает персональную тематическую выставку, посвященную трем географическим местам пребывания своего прославленного земляка М.Ю. Лермонтова. На пейзажах художника запечатлены: родина поэта и писателя Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа. Кстати, сбор от выставки и продажи каталогов пошел на памятник М.Ю. Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых. Творческое наследие Г.П. Кондратенко значительное. Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции многих музеев и художественных галерей страны.

Источник: http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=332&b=bio

Русский живописец, пейзажист, представитель салонно-академической тенденции в русском пейзаже рубежа веков. Учился в Петербургской академии художеств у К. Ф. Гуна и М. К. Клодта. Автор многочисленных южных видов в стиле "экзотического" пейзажа, в традициях курортных пейзажей Л.О.Премацци, с обязательными эффектами освещения, лунными ночами, изящным стаффажем и т.п. Писал пейзажи Кавказа, Крыма и других русских южных губерний. Был очень популярен среди светской публики художественных салонов Петербурга 1880-1890-х гг. Оказал влияние на пейзажистов российской провинции, имел подражателей. Представлен в ГРМ, ГТГ и других гос. и частных собраниях России, Белоруссии, Украины (Днепропетровска ГХМ). Принимал участие в выставках Академии художеств. Был участником выставок и членом Общества им. А. Куинджи, Санкт-Петербургского общества художников и Товарищества русских художников-иллюстраторов. Его картины экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее и во многих других государственных и частных коллекциях.

Служение искусству, активная общественная и благотворительная деятельность, многочисленные путешествия - такова жизнь Гавриила Павловича Кондратенко.

Его работы отличаются лиричностью, богатой колористической гаммой. Казалось бы, привычные взору виды, на полотнах Кондратенко обретают сказочную красоту и притягательность.

Однажды, в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия, а так в те годы называли медицинских сестер. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление, и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Г.П. Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован "Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста". Инициаторами его создания явились российские деятели искусства.

В 1880-1890-х гг. Кондратенко очень популярен среди светской публики художественных салонов Петербурга. Оказал известное влиянияние на пейзажистов российской провинции, имел подражателей.

Помимо станковой живописи и графики, Кондратенко занимался книжной иллюстрацией.

В 1891 году Кондратенко создал иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Русалка».

В 1892 года Г.П.Кондратенко становится членом правления Товарищества иллюстраторов.

Кондратенко участвовал в выставках в залах ИАХ (1883-1918, с перерывами), Общества поощрения художеств (1883-1886, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1887-1890), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной выставке в Париже (1900), выставке картин петроградских художников всех направлений (1923). Член и экспонент Санкт-Петербургского (Петроградского) общества художников (1891-1918); старшина Комитета по устройству выставок (1893-1897), председатель правления Общества (1897-1917).

Член и экспонент общества художников им. А.И. Куинджи (1917-1918, член с 1910). Провел персональные выставки в Петербурге (1884-1885, 1910).
В 1914-1915 гг. Кондратенко работал над оформлением полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова.

Творческое наследие Г.П. Кондратенко значительное. Десятки его пейзажей с видами Крыма, Кавказа, российских черноморских берегов украшают экспозиции многих музеев и художественных галерей страны (Третьяковской галерее, Русском музее и других гос. и частных собраниях России, Белоруссии, Украины).

Умер Гавриил Павлович Кондратенко в 1924 году.



«Окраина Алупкинского парка. Аллея»
Холст, масло. 67.3 x 50 см


«Крым. Вид Воронцовского парка» 1880-е
Фанера, масло. 46.8 x 34.5 см
Частное собрание


«Вид Воронцовского парка. Цветущие деревья» 1880-е
Фанера, масло. 46.5 x 34.5 см
Частное собрание


«Вид с пальмой»


«Дворец в Крыму» 1895
Бумага, акварель
Частное собрание

Где подступает к морю сад,
Я знаю грот уединенный:
Там шепчет дремлющий каскад,
Там пруд недвижим полусонный.

Там дышат лавры и миндаль
При набежавшем тихом ветре,
А сзади, закрывая даль,
Уходит в небо пик Ай-Петри.
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ



Вид Алупки 1890-е
Холст масло 345x468
Частное собрание


«Дорога в Алупку»


«Крымский пейзаж»


Берег моря. Крым
дерево, масло 35 ×46,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Крым. Вид на море» 1900-е
Холст, масло. 70.5 x 97.5 см
Частное собрание


«Крым. Старая ротонда» 1890-е
Холст, масло. 35.5 x 52.5 см
Частное собрание


«Лесные дали»

Кипарис - не дерево:
Человечек вдовый.
Сколько ни вымеривай
Моря, - хватит вдоволь.
Камни стали хрупкими,
Кисленьким - вино.
Ялтами, Алупками
Все заселено.
Владимир Нарбут. Крым



Весна в Крыму. Вид на Ай-Петри 1880-е
фанера, масло 46,5 ×34 см
Частное собрание


Вид на Ай-Петри 1900-е
фанера, масло 46,6 × 34,4 см
Частное собрание


Крым Вид на гору Ай Петри 1890-е
Дерево масло 56 х 355



Пейзаж с Ай-Петри
холст, масло 67,3 ×50 см
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник


Папоротники
холст, масло 68 ×52 см
Нижегородский государственный художественный музей


Крымский пейзаж
холст, масло 67×50,5 см
Частное собрание


Морской пейзаж. Крымский берег
холст, масло 67×39 см
Частное собрание


«В старом парке» 1880-е
Холст, масло. 141 x 113 см
Частное собрание


Старый дуб 1920
Доска масло 47х35
Частное собрание


Крымский пейзаж с кипарисами
Картон масло 92 x 232
Частное собрание


«Крымский пейзаж с саклей» 1910-е
Холст, масло. 58.5 x 88 см
Частное собрание


Пляж
холст, масло
Частное собрание


Вид Гурзуфа 1901
98x68 Частное собрание


Русская эскадра
холст, масло 67,5 ×111 см
Частное собрание


«Залив»
Дерево, масло. 23.5 x 37 см
Частное собрание


«Морской берег с парусником»
Дерево, масло. 25.3 x 38 см
Частное собрание


Ласточкино гнездо 1890
холст, масло 64 х 102 см
Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


«Морской прибой»
Начало XX века
Холст, масло
Частное собрание


«Штормит»
Холст, масло
Частное собрание


Лунная ночь 1887
Частное собрание