Как нарисовать уши осла. Нарисуем осла. Как рисовать осла. Заключительный шаг

Упражнения для устранения зажатости рук

Зажатость рук можно уменьшить или устранить совсем с помощью специальных упражнений.

Четвертая группа упражнений используется для этой цели.

1. Встать прямо, руки свободно опущены вдоль корпуса. Одна рука поддерживает другую у запястья и медленно поднимает ее до уровня груди. Поднимаемая рука свободна со свешенной вниз кистью. Должны появиться различные мышечные ощущения рук: поддерживающей и поддерживаемой. В верхней точке руки остаются некоторое время неподвижными, далее поддерживающая рука выключает свою энергию и поддерживаемая рука падает вниз под действием собственной тяжести («как плеть»). Упражнение выполняется до ощущения полной свободы. Далее функции рук меняются.

2. Левую руку поднять вперед от локтя, при этом кисть свободно свешивается вниз. Задержать руку в верхнем положении и затем отпустить. Обратить внимание на свободное падение руки. Упражнение повторять поочередно, потом обеими руками вместе.

Пятая группа упражнений помогает освоить движения в различных сочетаниях (вертикальные, горизонтальные), ощутить их цельность, подготавливает к графическим схемам простых размеров. Упражнения выполняются на вертикальной плоскости.

1. Встать у стены на расстоянии чуть согнутой в локте руки. Приложить ладонь к стене на уровне груди и с нажимом провести линию сверху вниз. В конце движения расслабить руку, опустив ее. Усложнение упражнения: возвращение по этой же линии вверх, но тыльной стороной ладони. Чтобы добиться свободного движения руки вверх, эти линии можно вести с остановками (при этом проводятся следующие сравнения «жирная» и «тонкая» линии). Далее упражнение выполняется без остановок единым движением с ощущением сильной доли (студенту можно предложить подобрать слово, состоящее из двух слогов с ударением на первом); тогда с произношением его жесты будут более выразительны. Упражнение дополняется ведением горизонтальных линий. При этом локоть свободно опущен. Обратить внимание на гибкость лучезапястного сустава.

2. Ведение дугообразной линии по вертикальной плоскости сначала поочередно, потом обеими руками в разные стороны и по направлению к корпусу. Главное в этом упражнении, чтобы «точки» не меняли местоположение и располагались на одном уровне. Дуга ведется кистевым движением руки. Во избежание ошибки локоть следует освободить, опустив его.

3. В основе лежит круг. Плоской ладонью нажимаем по вертикальной плоскости вниз и от себя, выполняя нижнюю половину круга. Затем, расслабляя запястье, кончиками пальцев мягко дорисовываем верхнюю половину круга. Вниз – движение с ускорением, вверх – с замедлением.

4. Приложить ладонь к стене на уровне груди и с нажимом провести сверху вниз по диагонали, как бы отталкиваясь. Затем облегченное, без нажима, движение вверх. Концы пальцев направленной вниз кисти легко касаются стены. Получается чередование сильной доли вниз и слабой вверх будущей 2-дольной схемы.

8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

В конце каждого семестра предусмотрен определенный контроль успеваемости студента. 5, 7, 9 семестры - зачет, 1, 2, 4, 6, 8 семестры – контрольный срез, 3, 10 семестры - экзамен. Сдача зачета и контрольного среза равнозначна и имеет большое значение в контроле успеваемости, отслеживании усвоения приобретенных знаний и навыков.

Все три вида контроля сдаются в 3 этапа.

И на зачет и на контрольный срез выносятся 3 произведения, которые студент изучал в течении семестра. Одно произведение a cappella и пение голосов (с тактирование одной рукой) и игра партитуры наизусть, два других произведения - игра партитуры и пение голосов по нотам. Произведения должны быть разнообразны по характеру и технике дирижирования, обязательно одно или два из них должны быть без сопровождения и с сопровождением, желательно учитывать наличие народной песни, произведения классиков и современных композиторов. Пение детской песни под собственный аккомпанемент , игра мелодии песни одной рукой с одновременным тактированием другой. Затем руки поменять.

Аннотация на одно произведение пишется по плану, приведенному выше. По двум другим произведениям по тому же плану устный коллоквиум.

3. Дирижирование.

Дирижирование трех произведений наизусть с концертмейстером. В конце 10 семестра сдача дирижирования (в форме концерта) 2х разнохарактерных произведений с учебным хором.

Рационально также использование теста в 6 семестре для проверки знаний по дисциплине.

Тест для проверки знаний

по предмету «Класс дирижирования и чтения партитур»

1. Расположите этапы развития дирижерского искусства по хронологии:

Применение баттуты

Хейрономия

Дирижирование палочкой

Появление генерал баса

2. Дирижирование – это:

Передача рисунка тактовой схемы

Показ сильных и слабых долей такта

Выразительная мануальная техника

Метрическое тактирование

3. Этические советы молодым дирижерам написаны:

4. Тактирование – это:

Показ темпа музыкального произведения

Дирижирование

Отсчитывание метрических долей

Выделение сильной доли

5. Дирижированию хоровым произведением предшествует анализ:

Исполнительский

Музыкально теоретический

Вокально - хоровой

Все ответы верны

6. Основные принципы постановки дирижерского аппарата:

Экономность жестов

Ясность, четкость, движений

Свобода рук

Все ответы верны

7. В понятие дирижерский аппарат включают:

Положение корпуса

Положение рук

Лицо, мимика, взгляд

Все ответы верны

8. В переводе с латинского «manos» означает:

Предплечье

9. Ведущей частью руки в дирижировании является:

Предплечье

10. Расположите в последовательности выполнение элементов техники дирижирования:

Вступление

Дыхание

Внимание

11. Укажите фамилии русских хоровых дирижеров

Все ответы верны

12. Чтение партитур – это:

Исполнение партитуры на фортепиано

Начало освоения музыкального произведения

Все ответы верны

13. Кому принадлежат слова: «Если хор поет плохо, вини в этом не его, а

самого себя»:

Иванову

14. Хор – это:

Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим

коллективом

Группа певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение

Певческий коллектив

15. Состав хора:

Однородный

Неполный смешанный

Смешанный

Все ответы верны

Партия в хоре

Все ответы верны

Партия в хоре

Все ответы верны

18. Хоровая партия – это:

Певческий коллектив

Группа певцов

19. Виды хорового ансамбля:

Частный

Ритмический

Все ответы верны

20. Установите соответствие:

Искусственный ансамбль

Естественный ансамбль

Одинаковые тесситурные условия хоровых голосов

21. Тембр – это:

Сила звука

Окраска звука

Усилитель звука

Выразительность звука

22. Тесситура – это:

Высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса

Совокупность певческих звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата

Система высотных связей музыкальных звуков

23. Особенности певческого дыхания:

Одновременное

Смешанное

Все ответы верны

24. При различной подтекстовке в хоре применяется дыхание:

Общехоровое

По партиям

По фразам

Все ответы верны

25. Цепное дыхание применяется в:

Протяженных музыкальных фразах

Небольших музыкальных фразах

Передаче непрерывного характера звучания

Все ответы верны

26. Расположите музыкально-смысловые элементы последовательно от

меньших форм к большим:

Предложение

27. Камертон – это:

Жезл, которым на раннем этапе дирижерского искусства дирижер управлял хором

Источник звука, служащий эталоном высоты при настройке в хоре

Прибор для определения темпа

Тональная настройка перед пением хора

28. Установите соответствие между функциями техники дирижирования:

Тактирующая

Выразительная

Обозначение темпа и метра

Раскрытие эмоционально-образного содержания

29. Камерный хор – это хор:

Двойного состава

Сводный

Небольшой по составу

Смешанный

30. Смешанный хор состоит из:

Все ответы верны

31. Интерпретация – это:

Вокально-хоровой анализ произведения

Музыкально-теоретический анализ хорового сочинения

Репетиционная работа с хором

Художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения

32. Книга «Хор и управление им» принадлежит:

33. Аранжировка – понятие, близкое по значению:

Переложению

Обработке

Транскрипции

Все ответы верны

34. Склад хорового письма:

Монодический

Полифонический

Гомофонно-гармонический

Все ответы верны

35. Установите соответствие:

Фактура

Структура

Изложение

36. Жанр – это:

Форма произведения

Разновидность музыкального произведения

Вид произведения какого-либо искусства

Все ответы верны

37. Alla breve означает:

Как обычно

Удлиненно

По усмотрению

Укороченно

38. Гармония – это:

Средство музыкальной выразительности

Характерная для творчества какого-либо композитора последовательность

аккордов и созвучий

Учебная дисциплина

Все ответы верны

39. Установите соответствие:

Горизонтальный строй

Вертикальный строй

Правильное интонирование интервалов, аккордов

Чистое интонирование мелодии вокальным унисоном

40. Фразировка – это:

Мелодический оборот, интонация

Важное средство выразительности

Логическое построение музыкального предложения, фразы, периода

Выразительное исполнение музыкальных фраз

41. Певческая установка – термин, обозначающий:

Подготовленность певца к фонации

Состояние, необходимое для начала пения

Положение корпуса перед началом пения

Все ответы верны

42. Фугато – это:

вступая раньше, чем она закончится у предыдущего

Полифонический эпизод обычно в произведениях гомофонно-гармонического склада

Маленькая фуга

Все ответы верны

43. Выберите термин, относящийся к понятию агогика:

44. Укажите вокально-хоровые жанры:

Оратория

Кантата

45. Диапазон – это:

Совокупность музыкальных звуков, возникающих в результате работы

46. Установите соответствие:

Тип хора

Вид хора

47. Если в размере 4/4 хор вступает на первую долю такта, ауфтакт выполняется на:

Четвертой

Третьей

48. Укажите простые размеры:

Все ответы верны

49. Ауфтакт – это:

Предварительный взмах

Показ вдоха перед началом звука

Все ответы верны

50. Виды ауфтактов:

Неполный

Задержанный

Все ответы верны

51. Ауфтактом предваряется:

Начало звучания

Окончание звучания

Показ ферматы

Все ответы верны

52. Для дробленого вступления характерен ауфтакт:

Задержанный

Укороченный

Неполный

53. Фермата – это:

Продление звука

Окончание звучания

Продление паузы

Ослабление звучности

54. Виды фермат:

На тактовой черте

Неснимаемые

На паузе

Все ответы верны

55. Значение ферматы:

Подчеркивание выразительности паузы

Утверждение большей завершенности музыкального построения

Подчеркивание кульминации

Все ответы верны

56. Снимаемая фермата требует от дирижера:

Ауфтакт к показу ферматы

Ауфтакт к снятию

57. Неснимаемая фермата требует от дирижера:

Ауфтакт к продолжению звучания

Ауфтакт к снятию

Ауфтакт к показу ферматы

Остановка рук и выдержка длительности ферматы

58. Цезура – это:

Пауза, указанная в нотной записи

Грань между частями музыкального произведения

Длинная пауза, не указанная в нотной записи

Короткая пауза, не указанная в нотной записи

59. Тип атаки звука:

Придыхательная

Твердая

Все ответы верны

60. Вокальная речь – это:

Средство передачи музыкальной, эмоциональной информации от исполнителя к слушателю

Особый вид речи, где доминируют гласные

Искусство пения

Все ответы верны

61. Артикуляция – это:

Способ исполнения звуков при пении с разной степенью связанности или

расчлененности

Работа органов речи, необходимая для образования звуков

Все ответы верны

62. Метры бывают:

Простые

Сложные

Симметричные

Смешанные

63. Укажите смешанные размеры:

64. Группировка в несимметричном размере зависит от:

Выбора схемы дирижирования

Логических ударений в тексте

Строения мелодической линии

Темпа произведения

65. В быстром темпе 12-дольный размер дирижируется по схеме на:

Четыре без дублирования

Четыре с дублированием

Три без дублирования

Три с дублированием

66. В медленном темпе размер 9/8 дирижируется по схеме на:

Три без дублирования

Три с дублированием

Четыре без дублирования

Четыре с дублированием

67. В быстром темпе размер 6/8 дирижируется по схеме на:

Три без дублирования

Три с дублированием

Два с дублированием

Два без дублирования

68. В 6-дольной сетке относительно сильной долей является:

Четвертая

69. В 9-дольной сетке относительно сильной долей является:

Четвертая

Седьмая

70. Установите соответствие:

Показатель метронома

Показатель метронома

Размер исполняется без дробления

Размер исполняется с дроблением

71. При группировке 5-дольного размера 3+2 относительно сильной долей

является:

Четвертая

72. При группировке 5-дольного размера 2+3 относительно сильной долей

является:

Четвертая

73. При дирижировании 5-дольного размера на пять за основу берется схема:

2-дольная

3-дольная

4-дольная

5-дольная

74. В медленном темпе 7-дольный размер дирижируется по схеме:

2-дольной

3-дольной

4-дольной

75. Установите соответствие выбора схемы дирижирования 5-дольного

Очень быстрый темп

Быстрый темп

2-дольная схема

1-дольная схема

76. При группировке 7-дольного размера 4+3 относительно сильной долей

является:

Четвертая

77. При группировке 7-дольного размера 3+4 относительно сильной долей

является:

Четвертая

78. Дирижерская доля содержит:

Падение

Все ответы верны

Дыхательный аппарат

Все ответы верны

80. Метроном – прибор для:

Отсчитывания тактов

Определения темпа

Измерения амплитуды колебания звука

81. Термин Largo относится к темпу:

Умеренному

Медленному

Быстрому

Очень медленному

82. Термин Adagio обозначает:

Умеренно

Медленно

Сдержанно

Оживленно

83. Установите соответствие показаний метронома указанному темпу:

84. Установите соответствие между темповыми обозначениями:

Allegro non troppo

Allegro vivace

Не слишком скоро

Очень скоро

85. При внезапном изменении темпа определяющим моментом в дирижерском жесте является:

Изменение плоскости дирижирования

Четкий ауфтакт к новому темпу

Изменение амплитуды жеста

Насыщенность жеста

86. Установите соответствие между обозначениями характера произведения:

Rizoluto assai

Lento con anima

Медленно с чувством

Очень решительно

87. Расположите последовательно обозначения в зависимости от увеличения темповой скорости:

88. Расположите последовательно обозначения в зависимости от уменьшения темповой скорости:

89. Штриху legato соответствуют:

Резкие движения

Мягкая точка

Короткая точка

Плавные движения

90. Штрих staccato исполняется:

Всей рукой от плеча

Кистевым жестом

Движением руки от локтя

Маленьким жестом

91. Штрих non legato характеризуется:

Укороченными долевыми движениями

Сглаженными F1тu1090 точками

Фиксированными точками

Маленькой отдачей

92. Укажите обозначение штриха:

93. К раздельным штрихам относится:

94. Установите соответствие дирижерского приема виду штриха:

Подчеркнутая точка

Острая отрывистая точка

95. Укажите подвижные нюансы:

96. Укажите обозначение для внезапного изменения силы звука:

97. Установите соответствие:

Громкая динамика

Тихая динамика

Forte fortissimo

Piano pianissimo

98. Установите последовательность усиления силы звучания:

99. Увеличение силы звучания требует изменения:

Амплитуды движений

Плоскости дирижирования

Характера жеста

Все ответы верны

100. Музыкально-теоретический анализ хорового сочинения включает:

Разбор ладотонального плана

Определение типа и вида хора

Выявление исполнительских трудностей

Гармонический анализ

101. Вокально-хоровой анализ произведения включает характеристику:

Творчества композитора

Тесситурных условий хоровых партий

Хорового ансамбля

Особенностей певческого дыхания

102. Исполнительский анализ хорового произведения включает:

Определение необходимых приемов дирижерской техники

Интерпретацию произведения

Определение эмоционально-выразительных задач

Все ответы верны

103. Установите соответствие:

Характер

104. Синкопа – это:

Акцентирование сильной доли

Смещение ударения с метрически сильного момента на более слабый

Акцентирование слабой доли

Все ответы верны

105. Показ синкопы характеризуется:

Активным, упругим жестом

Задержанным ауфтактом

Энергичной отдачей от предшествующей синкопе доли

Все ответы верны

106. Показ пунктирного ритма требует:

Мягкой точки

Подчеркнутой точки

Плавного жеста

Энергичного жеста

107. Установите соответствие между терминами и их обозначениями:

Люфтпауза

Дыхание

108. Виды кульминаций:

Смысловая

Динамическая

Главная, побочная

Все ответы верны

109. Тесситура может быть:

Высокая

Средняя

Все ответы верны

110. Установите соответствие между характером музыки и дирижерским

Торжественно

Грациозно

Большая амплитуда всей рукой от плеча

Маленькая амплитуда кистевым движением

Партия в хоре, исполняемая высокими детскими голосами

Все ответы верны.

112. Установите соответствие между обозначениями характера произведения:

Выразительно

113. Чистое пение в хоре или хоровой партии относится к строю:

Динамическому

Интонационному

Ритмическому

Все ответы верны

114. При исполнении партитуры для смешанного хора партию теноров, записаную в скрипичном ключе следует играть:

В той же октаве

На октаву вверх

На октаву вниз

Транспонировать в басовый ключ

115. Установите соответствие:

Одинаковая подтекстовка в хоре

Различная подтекстовка в хоре

Общехоровое дыхание

Смена дыхания по партиям

116. Роль инструментального сопровождения в хоровом произведении

Обогащение партитуры

Вступление и заключение для создания эмоционального и психологического настроя

Все ответы верны

117. Установите соответствие между термином певческая позиция и качеством звука:

Высокая позиция

Низкая позиция

Заниженная интонация, форсирование звука

Интонационная точность; звонкий, полетный звук

118. При изучении полифонического произведения необходимо:

Понять драматургию произведения и закономерности развития музыкальных образов

Четко разграничить функции рук

Уметь выделить главный тематический материал, не передавая жестом

119. Установите последовательность реализации творческого замысла для

исполнения хорового сочинения:

Композитор

Слушатель

Дирижер

120. Связь дирижера с исполнителями осуществляется посредством:

Эмоционального воздействия

Мимики, взгляда

Мануальной техники

Все ответы верны

https://pandia.ru/text/78/199/images/image002_198.jpg" width="623" height="882 src=">

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профили: Музыка и Мировая художественная культура).