Как грибоедов раскрывает образ молчалина. Характеристика Молчалина в «Горе от ума» (с цитатами). Жизненные принципы героя

Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание , анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и общественной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, старается взобраться по ней, следуя принципам и жизненным правилам своего начальника. Распространённые в фамусовском обществе низкопоклонство, угодливость были ему привиты с детства:

«Мне завещал отец,

говорит Молчалин,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собачке дворника, чтоб ласковей была».

Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет завещания отца! Мы видим, как он старается угождать знатной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собачку; и хотя Хлестова относится к нему очень свысока («Молчалин, вот чуланчик твой!»), однако же, она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, зовет «мой дружок», «родной», и наверное не откажет ему в покровительстве, когда это ему понадобится. Молчалин уверен, что идет правильным путем и советует и Чацкому съездить «к Татьяне Юрьевне», так как по его словам «частенько там мы покровительство находим, где не метим».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Сам Молчалин признает в себе два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомненья, что с такими свойствами «он дойдет до степеней известных», как замечает Чацкий, прибавляя: «ведь нынче любят бессловесных». Молчалин действительно – бессловесный, так как не только не высказывает, но даже и не имеет собственного мнения, – недаром Грибоедов назвал его «Молчалиным»:

«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь», –

говорит он. Зачем рисковать «иметь свое сужденье», когда настолько проще и безопаснее думать, говорить и поступать так, как это делают старшие, как делает княгиня Марья Алексеевна, как «все»? Да и может ли Молчалин иметь свое мнение? Он несомненно глуп, ограничен, хотя и хитер. Это – мелкая душа. Мы видим низость и подлость его поведения с Софьей . Он притворяется, что любит ее, потому что думает, что это может ему быть выгодным, и в то же время заигрывает с Лизой; он подло ползает на коленях перед Софьей, вымаливая ее прощенья, и сразу после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус. Жалкий тип Молчалина изображен Грибоедовым с беспощадным реализмом.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова представлены образы московских дворян начала 19 века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещики-крепостники Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков образ Молчалина в комедии «Горе от ума».

Молчалин – небогатый дворянин родом из Твери. Он живет в доме у Фамусова, который ему «дал чин асессора и взял в секретари». Молчалин является тайным любовником дочери Фамусова, но в зятьях отец Софьи видеть его не желает, ведь в Москве положено иметь зятя «с звездами и чинами». Этим стандартам Молчалин пока не соответствует. Однако очень ценно для фамусовского общества его стремление «услужить».

Благодаря этому умению Молчалин и получил должность секретаря Фамусова, ведь обычно на такие места берут только по протекции. Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде.

В пьесе «Горе от ума» образ Молчалина полностью соответствует принятым стандартам поведения молодого дворянина в обществе. Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Именно поэтому Молчалин живет по принципу «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Как и все в фамусовском обществе, в комедии «Горе от ума» Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому.

Несмотря на то, что взгляды и ценности Молчалина полностью совпадают с идеалами консервативного дворянства, Молчалин способен причинить серьезный вред тому обществу, в котором он находится. Дочь Фамусова будет обманута именно этим человеком, поскольку он принимает вид ее любовника «по должности», то есть из выгоды.

Молчалин полностью открывает свое лицо при взаимодействии со служанкой Лизой, которую выражает симпатию.

«Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Читателю становится понятно, что Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек.

В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!» Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного».

Получается, что своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин просто четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»

Этот герой полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он умеет главное – приспосабливаться, а потому «Молчалины блаженствуют на свете».
Таким образом, Молчалин – порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Он, как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и только по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина в комедии «Горе от ума». Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым для читателей до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм.

Молчалин - один из наиболее запоминающихся образов в комедии «Горе от ума». Он наделен говорящей фамилией. Итак, о чем «молчит» этот персонаж?

Мы встречаемся с Молчалиным еще в самом начале комедии, когда узнаем, что у них взаимная любовь с Софьей, дочерью хозяина дома. Впрочем, в дальнейшем становится понятно, что взаимность любви существует лишь в воображении Софьи, а сам Молчалин не так прост, как кажется.

Жизненная позиция Молчалина наиболее полно раскрывается во время его диалога с Чацким. "Мне завещал отец: во-первых угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была" , - говорит Молчалин. И действительно, этот персонаж всегда сможет добиться того, чего хочет именно благодаря своей способности находить подход к людям. Его главная цель (как и любого представителя «фамусовского общества») - добиться высокого положения в обществе любыми средствами. И вот он, поняв, что в него влюблена дочь Фамусова, чтобы не оскорбить ее, разыгрывает романтичного и робкого влюбленного. Он знает, что Софья читает французские любовные романы и поэтому понимает, каким должен казаться при ней. И это действует: Софья восхищается его покладистостью, скромностью, мягкостью. Скромно он ведет себя и при Фамусове. Во время бала Молчалин всеми силами старается угодить Хрюминой, зная, что она занимает высокое положение в обществе («ваш шпиц - прелестный шпиц, не более наперстка»).

Однако интересно понаблюдать за тем, как меняется его поведение с другими людьми. Наедине со служанкой Лизой он становится грубо-развязным. С Чацким он беседует вежливо и подчеркнуто сдержанно, потому что понимает: Чацкий - нежеланный гость в этом доме и невыгодно оказывать ему почтение. Кроме того, Молчалин поражается тому, что Чацкий не знаком с одной знатной дамой - Татьяной Юрьевной. Это показывает, насколько важны связи и репутация для Молчалина (и насколько малое значение они имеют для Чацкого). Противопоставлены друг другу также желание Чацкого доказывать всем свою правоту и сдержанность Молчалина («в мои лета не должно сметь свои суждения иметь» ).

Если Чацкий оказался в этом обществе изгоем, то Молчалин чувствует себя здесь как рыба в воде. Не зря сказал Чацкий: «Молчалины блаженствуют на свете». Молчалин представляет собой такой типаж человека, который, к сожалению, востребован в любом обществе в любое время. Именно такие люди часто добиваются многое именно благодаря своему лицемерию. Поэтому на довольно популярный вопрос, что станет с Молчалиным после скандала в финале произведения и разоблачения, модно дать утвердительный ответ: все довольно быстро забудется и он будет продолжать жить в доме Фамусова как ни в чем ни бывало.


«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость.
Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».


Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.

1.00 /5 (20.00%) 1 vote

«Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете».

Одна из самых излюбленных тем писателей XIX столетия – это выбор жизненного пути молодыми людьми и их становление в обществе. Яркое разнообразие судеб героев рисуется в таких всемирно известных романах прославленных авторов, как «Обломов» и «Обыкновенная история» И. А. а, «Евгений Онегин» А. С. а, «Человеческая комедия» Бальзака, «Красное и черное» Стендаля и многих других. К числу этих бессмертных творений относится и «Горе от ума» А. С. а. И это даже не роман, а «высокое» комедийное произведение, в котором, тем не менее, очень мало смешного, исключая единичные ситуации, зато затронуты важнейшие для того времени нравственные и социально-политические проблемы, многие из которых актуальны и в наше время.

Каким должен быть достойный человек? Как он должен прокладывать свой жизненный путь? Что на этом пути нельзя никогда позволять себе и что можно делать? И что же важнее для человека – его карьера или достоинство? Именно на эти и многие другие вопросы отвечает А. С. в своей комедии «Горе от ума». И некоторые ответы, признаться, довольно странные, мы слышим из уст одного из героев произведения – Алексея Степановича Молчалина.

По своему социальному положению и происхождению он не относится к московской знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари» столичный вельможа Фамусов. Даже фамилия этого героя характеризует его поведение: это молчаливый молодой человек, вкрадчивый, благообразный, скромный. Он старается всем угодить, любит сентиментальные стихотворения и искусно играет на флейте. Любой зритель или читатель комедии скажет: «Что же в этом страшного?». Действительно, страшного в этом ничего нет, тем более, что, читая комедию, мы убеждаемся в том, что благопристойные мысли и такое же благопристойное поведение Молчалина – это хорошо подобранная маска, за которой скрывается фальшивый, лицемерный и подлый человек. В одну из минут откровенности Молчалин признается, что живет по заветам отца, который учил его «угождать всем людям без изъятья», поэтому он угождает даже собаке дворника.

Главная жизненная цель Молчалина – добиться богатства, чинов и сделать блестящую карьеру. Свой жизненный идеал, высшее счастье, этот герой видит в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин уверен, что все средства хороши на пути к этой цели. При этом он использует самый эффективный способ выслужиться – это угодничество, низкопоклонство и лесть. Он предупредителен и почтителен с Фамусовым, всеми способами угождает влиятельной госпоже Хлестаковой и почти не отходит от богатых стариков, постоянно играет с ними в карты и развлекает.

Лицемер и льстец, Молчалин притворяется, что влюблен в Софью (что же тут удивительного – ведь она дочь его благодетеля и начальника) и тут же признается Лизе, что хозяйскую дочь любит исключительно «по должности». Жизненные принципы Молчалина бесстыдны и просты. Это самоуничижение, отказ от собственного мнения и своего человеческого достоинства: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» или: «Ведь надобно зависеть от других». Молчалин понятия не имеет, что такое искренность, честность, честь, и подличает даже просто так, по привычке, или на всякий случай.

И что самое интересное, такое поведение приносит Молчалину успех: всего лишь секретарь, он не только проживает в доме своего начальника и покровителя, но и принят в высшем обществе. Кроме того, «умеренность и аккуратность» за короткое время обеспечили Молчалину «три награжденья» по службе, поддержку и расположение влиятельных господ.

Вполне понятно, что такой «жизненный опыт» Молчалина является приговором не только герою комедии, но и обществу, которое поддерживает и одобряет его поведение. Люди, которые организовали травлю искреннего, справедливого и целеустремленного Чацкого, которые объявили его, образованного и умного человека, сумасшедшим, не считают постыдным покровительствовать бесчестному подлецу и общаться с Молчалиным, что прекрасно характеризует нравы высшего общества.

После общения с фамусовским обществом Чацкий сделал один из самых горьких выводов: «Молчалины блаженствуют на свете». Будучи подлым человеком, Молчалин вовсе не смешон и не беспомощен, скорее, он страшен. И в комедии значение этого персонажа определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, А. С. изображает человека, который, живя по подобным принципам, обязательно «дойдет до степеней известных» в фамусовском обществе. Ему не повредит даже разоблачение: ползая на коленях и униженно кланяясь, Молчалин все-таки отыщет путь к сердцу своего покровителя, при этом есть кому заступиться, да и Фамусову нужен такой человек. Так что «деловой секретарь» непотопляем.

Во-вторых, повествуя о «становлении» Молчалина, А. С. клеймит московское высшее общество, которое является олицетворением общественного строя «фамусовской» России, разоблачает «мучителей толпу». Это «толпа» панически боится людей с несгибаемыми, твердыми характерами и передовыми взглядами, и не принимает их, как многочисленных «Молчалиных». Только «великая способность нравиться» вывела многих «в люди» в том беспринципном обществе.

Автор комедии уверен, что избранная Молчалиным стратегия нужна ему до поры, до времени. Добившись определенных высот, он обязательно сбросит маску почтительности и скромности, и тогда будет горе тем, кто окажется на его пути. К большому сожалению, «Молчалины» не ушли в прошлое, и сегодня такой человек может легко скрываться под маской скромности и благопристойности, человек, который не брезгует никакими средствами ради достижения собственных целей и который умеет угодить всем и каждому. А. С. , автор бессмертной комедии «Горе от ума», учит нас разбираться в людях и видеть под маской истинное лицо человека.