История чувашии. Краткая история чувашской республики

Республика Чувашия в древние века

Первые люди в пределах соврем. Чувашии появились около 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. В конце позднего палеолита люди перешли к родовому строю — матриархальным общинам. В эпоху неолита (4—3 тыс. до н.э.)
Большой сдвиг в обществ. развитии произошел в эпоху бронзы — во 2 тыс. до н.э. Распространилось скотоводство и земледелие, произошел переход к отцовскому роду — патриархату. В эпоху раннего железа (1 тыс. до н.э.) у обитавших в Ср.Поволжье финно-угорских племен ананьинской и городецкой культур началось разложение первобытнообщинного строя, появились укрепленные поселения.
Имеется несколько гипотез происхождения чувашского народа. Тюркоязычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, в 1 тыс. до н.э. составляли западное крыло в общности племен хунну. Они были скотоводами-кочевниками, начавшими приобщаться к земледельческому труду. Впервые в письменных источниках под именами болгар и сувар они зафиксированы в IV-III вв. до н.э. В начале новой эры они начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во II-III вв. н.э. Сев. Кавказа. Многовековые общения предков чувашей с ираноязычными скифами, саками, сарматами и аланами — наследниками древней индоиранской цивилизации, включая шумерскую, обогатили культуру болгар и сувар — их хозяйственные занятия, быт, религиозные верования (зороастризм), одежду, головные уборы, украшения, орнамент.
В 1236 Волжская Болгария была разгромлена монголо-татарскими войсками под предводительством хана Бату. Территория Ср. Поволжья включается в Золотую Орду как Болгарский улус. Население постоянно подвергалось насилию, физическому уничтожению. В XIII—начале XV в. погибло около 80% жителей бывшей Волжской Болгарии.
На территории современной Чувашии в результате повторного смешения болгаро-чувашей с марийцами к конце XV в. сформировалась современная чувашская народность, сохранившая болгарский язык и культуру. Основу народности составили болгаро-чуваши.
Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. Их предводителями, согласно преданиям и письменным источникам, были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый-батыр, Тугай, Амак и др. В кон. 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства.
После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне. Войдя в состав России, чуваши избавились от исламско-татарской ассимиляции, сохранили себя как народность. В Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами.

Республика Чувашия в XVI-XVIII вв.

Во 2-й половине XVI—XVII вв. заселяются южные и юго-западные части Чувашии, покинутые в XIV—начале XV столетий из-за разбойных нападений татар-ногайцев. В Чувашии получили распространение землевладения русских светских и духовных феодалов, росла численность русских. Центром консолидации и роста чувашской народности стала правобережная область расселения. В XVI—XVII вв. значительная часть чувашей Приказанья и Заказанья переселилась в Нижнее Закамье и Башкирию, другая часть — в правобережную Чувашию, а оставшиеся на месте чуваши слились с татарами. Во 2-й половине XVI—XVII вв. правобережные чуваши заселили юго-восточную часть Чувашии, в XVII—XVIII вв. переселились в Нижнее Закамье, Башкирию, Симбирский, Самарский, Пензенский, Саратовский, Оренбургский края. В 1795 из 352,0 тыс. всех чувашей в России на территории будущей Чувашии проживало 234,0 тыс. (66,5%), а за ее пределами — 118,0 тыс. чел.
Чувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. Основные занятия населения — пашенное земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр.
Во 2-й половине XVII в. в городах Чувашии возникли кожевенное, винокуренное, салотопенное и др. предприятия русских купцов. К середине 19 в. в Чувашии насчитывалось около 150 кирпичных, меднолитейных, прядильных, шелковопоясных и др. мелких предприятий. В XVIII — 1-й половине XIX в. в крае действовало до 15 вотчинных кожевенных, суконных и др. мануфактур, имелись стекольные и суконные фабрики.
Чувашские крестьяне платили в царскую казну денежный и хлебный ясак, несли трудовые повинности, поставляли в русскую армию по одному воину с 3 ясаков (с 6 дворов). В 20-х гг. 18 в. они были включены в разряд государственных крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры которых в XVIII— 1-й половине XIX в. систематически росли. Чувашских крестьян эксплуатировали русские и татарские купцы и ростовщики.
В 1830-х гг. около 100 тыс. чувашских крестьян было передано ведомству уделов — стали крепостными царской фамилии. Чуваши призывались на военную службу в русскую армию, участвовали в Ливонской войне (1558-83), борьбе против польско-шведской интервенции (1611-14), польских походах, русско-турецких войнах XVIII в.
В Отечественной войне 1812 тысячи чувашей самоотверженно сражались против наполеоновских полчищ.
В сер. XVIII в. чувашей подвергли христианизации, но до 70-х гг. XIX в. их крещение носило формальный характер, проповеди велись на старославянских и русских языках и были непонятны чувашам. Фактически они оставались приверженцами дохристианской веры.
В XVI—XVII вв. территории Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в начале XVIII в. она была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 вошла в Казанскую и Симбирскую губернии.

Республика Чувашия в XIX в.

В XIX в., особенно после отмены крепостного права, в Чувашии развивались капиталистические отношения, происходило социальное расслоение деревни, выделялась малочисленная торгово-промышленная буржуазия. Однако по сравнению с центральными районами России этот процесс шел намного медленнее, с преобладанием первичных форм капиталистического предпринимательства. Ко времени отмены крепостного права промышленность края была представлена двумя суконными и тремя винокуренными заводами, которые, за исключением одной суконной фабрики, принадлежали помещикам. Кроме них действовали также небольшие поташные, стекольные, шелковопоясные мануфактуры. В конце XIX—начале XX в. возникло до трех десятков фабрик и заводов, оформился немногочисленный отряд пролетариата: в промышленности и на транспорте было занято около 6 тыс. чел. В 1878 возникло первое акционерное общество «Товарищество алатырских паровых и водяных мельниц».
Абсолютное большинство населения Чувашии (около 96%) проживало в сельской местности. Его численность с 436 тыс. в 1859 возросла до 660 тыс. в 1897. В пореформенный период земледелие постепенно приобретало черты капиталистического хозяйства. В 1905 казне и уделу принадлежало 36,4% земли, помещикам и духовенству — 5,4%, купцам и мещанам — 1%, крестьянам-общинникам — 54%, крестьянам-собственникам — 2,7%, прочим — 0,5%. Надельная крестьянская земля находилась в распоряжении сельской общины, что тормозило развитие капиталистических отношений. Результаты столыпинской аграрной реформы оказались в Чувашии незначительными.

Республика Чувашия в первой половине XX в.

На рубеже XIX—XX вв. происходит процесс консолидации чувашей в нацию. Тогда же в народные массы проникают социал-демократические идеи. Революция 1905—07 годов, последующее десятилетие отмечено выступлениями рабочих и крестьян против самодержавия, за демократические свободы, отмену недоимок и косвенных налогов, против проведения в жизнь столыпинской аграрной реформы и т.д. Зарождается демократическое движение за национальный подъем, растет национальное самосознание народа. Этому способствовала первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), выходившая в 1906—07.
В годы Первой мировой войны крестьянство испытывало большие трудности. Многие хозяйства, главы которых были мобилизованы, разорялись. Росло недовольство войной. Осенью 1916 начались антивоенные выступления.
Февральская буржуазно-демократическая революция стала рубежом в развитии как общедемократических идей в крае, так и национального самосознания чувашей. В городах и некоторых волостях Чувашии наряду с органами Временного правительства стали возникать Советы, большинство которых возглавляли эсеры и меньшевики. В июне 1917 в Симбирске на общечувашском съезде было учреждено Чувашское национальное общество (ЧНО), поддерживавшее Временное правительство. Во главе ЧНО находились эсеры. Другое крыло национально-освободительное движения не имело завершенной организационной структуры и было в основном представлено национальными организациями солдат и матросов по месту службы, придерживавшимися большевистских идей. Эти два направления разошлись после Октябрьской революции и в ходе Гражданской войны. Непримиримая политическая борьба и кровавые столкновения не затрагивали национальные отношения между абсолютным большинством чувашей, русских и др. народов края.
24 июня 1920 декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР была образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 постановлением Президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в ее состав был включен город Алатырь с тремя волостями. Первые годы существования автономная область, а затем и республика были отмечены значительными трудностями и испытаниями. Их пик приходится на 1921, отмеченный вначале восстанием крестьян, жестоко подавленным, затем бедственным неурожаем и страшным голодом.
В 1929—36 Чувашская АССР входила в состав Нижегородского (с 1932 — Горьковского) края.
После восстановления народного хозяйства все было подчинено становлению мощного промышленного потенциала. В годы довоенных пятилеток Чувашия, как и все регионы страны, испытала в полной мере все тяготы индустриализации и коллективизации. В республике были построены предприятия деревообрабатывающей, химической, пищевой промышленности, машиностроения, в т.ч. Канашский вагоноремонтный завод, Козловский домостроительный завод (ныне комбинат автофургонов), Шумерлинский завод дубильных экстрактов и мебельный комбинат (комбинат автофургонов). В 1939 завершено строительство железной дороги Канаш—Чебоксары. Доля чувашей среди рабочих промышленности достигла 44% против 9,5% в 1926. К концу 30-х гг. грамотой овладели около 90% населения. Около 7,5 тыс. чел. представляли интеллигенцию. Вплоть до 30-х гг. шло укрепление национальной государственности, имелись чувашские секции и отделы в центральных партийных, государственных, культурных учреждениях. В местах компактного расселения чувашей в др. республиках и областях издавались журналы и газеты на чувашском языке и т.п. В 1935 республика за выдающиеся успехи в развитии народного хозяйства и культуры была награждена орденом Ленина.
В то же время в 30-е гг. активно завершалось становление административно-командной системы управления, и Чувашия стала ее составным элементом, где не только вся экономика, но и граждане подчинены государству. Сторонники иных взглядов жестоко преследовались. Предполагается, что в республике с конца 20-х гг. по 1953 было репрессировано более 14 тыс. чел.

Республика Чувашия в годы Великой Отечественной войны

С самого первого дня, с 22 июня 1941 года, когда полчища гитлеровцев обрушились на нашу страну, Чувашия вместе со всей страной встала на ее защиту.
За четыре года войны чувашский народ на борьбу с врагом послал более 208 тысяч лучших своих сыновей и дочерей - пятую часть населения республики.
В годы войны в Чувашии действовало 17 эвакогоспиталей, из них 10 - с начала июля 1941 года. За время их работы в них залечили свои раны и снова встали в строй сотни бойцов. Но были и такие, которые умирали в тех госпиталях.
Трудящиеся Чувашии оказывали фронту и другую помощь. На территории республики за годы войны было сформировано несколько стрелковых дивизий. В сформированной в 1941 году 324-й стрелковой дивизии более четверти состава было призвано из нашей республики. Дивизия участвовала в разгроме гитлеровских полчищ под Москвой, с боями дошла до Кенигсберга. Сотни воинов, участвуя в кровопролитных боях в составе этой дивизии, не дожили до дня Победы. Их имена тоже в Книге памяти.
Мужественно сражались с врагом солдаты и офицеры других дивизий и частей, формировавшихся или же пополнявших свои ряды на территории Чувашии. В списках погибших, включенных в четвертый том Книги памяти, есть и фамилии погибших из тех воинских формирований.
Труженики Чувашии за годы войны в фонд обороны и на строительство боевой техники внесли 115,6 млн рублей, приобрели государственных займов на 502 млн рублей. Говоря о трудовой доблести наших земляков, нельзя не назвать эти цифры. Ведь они приближали победу, способствовали разгрому гитлеровской Германии.

Республика Чувашия в послевоенные годы

В 50—80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объема продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. В 50—60-е гг. Чувашия из аграрно-индустриальной стала индустриально-аграрной республикой. К 1970 было построено и введено в действие 26 крупных промышленных предприятий, в т.ч. чебоксарские хлопчатобумажный комбинат, заводы электроизмерительных приборов, тракторных запасных частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий и др. В 1970 началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 — Чебоксарского завода промышленных тракторов. Эти же годы были примечательны усилением директивного характера экономических отношений. Реформы народного хозяйства не затрагивали основ жесткого централизованного планирования. Недостаточно продуманным оказалось размещение промышленных предприятий. К концу 90-х гг. свыше 80% производственных мощностей оказалось сконцентрировано в Чебоксарах и Новочебоксарске. В сельских районах промышленность представлена в основном небольшими заведениями пищевой и деревообрабатывающей отраслей.
Интенсивный рост промышленности приводил к значительной миграции населения в города, особенно в Чебоксары. Ликвидировалась часть «бесперспективных» деревень. Постоянно шло, особенно в городской местности, сужение функций чувашского языка. С начала 60-х гг. школы республики перешли к обучению учащихся с 5—7 классов на русский яз. Такое нововведение помогло части школьников лучше овладеть русским языком, облегчило им учебу в техникумах и вузах. Но резкое изъятие родного языка из образовательного процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности, у многих сохранилось умение объясняться только на бытовом уровне. Особенно в трудном положении оказались представители чувашской диаспоры.
Поиск выхода из сложившейся ситуации, начавшийся активно, но непродуманно с апреля 1985, не дал ощутимых результатов в экономике. Уровень производства продолжал снижаться. С 1991 начался спад объемов производства в абсолютном выражении. Неудачные попытки коренного реформирования экономики страны, предпринятые в начале 90-х гг., привели народное хозяйство к системному кризису. В особо трудной ситуации оказались регионы, не обладающие богатыми природными ресурсами и предприятиями по их переработке.

— название этноса, населяющего Чувашскую Республику со столицей в городе Чебоксары, расположенную в Европейской части России. Численность чувашей в мире составляет чуть больше полутора миллионов человек, из которых 1 миллион 435 тысяч живут в России.

Различают 3 этнографические группы, а именно: верховые чуваши, населяющие северо-запад республики, средненизовые чуваши, живущие на северо-востоке и южные низовые чуваши. Некоторые исследователи говорят также об особой подгруппе степных чувашей, обитающих на юго-востоке Чувашии и в областях по соседству.
Впервые в письменных источниках чувашский народ упоминается в 16 веке.

В научном сообществе происхождение чувашей до сих пор вызывает разногласия, однако большинство ученых сходятся во мнении, что они, равно как и современные казанские татары, по сути наследники Волжской Булгарии и ее культуры. Предками чувашей называют племена поволжских финнов, смешавшихся в седьмом-восьмом веках с племенами тюрков, переселившимися на Волгу из степей Приазовья. Во времена Ивана Грозного предки современных чувашей являлись частью населения Казанского ханства, не утрачивая, впрочем, некоторой обособленности и независимости.

Происхождение этноса

Происхождение чувашей, имеющее в основе смешение этнических групп, отразилось на внешности народа: практически всех его представителей можно разделить на европеоидов со светлыми волосами и смуглых темноволосых монголоидов. Для первых типичны русые волосы, серые или голубые глаза и светлая кожа, широкие лица и аккуратный нос, при этом они несколько темнее европейцев. Отличительные признаки второй группы: узкие темно-карие глаза, слабо выраженные скулы и вдавленный нос. Черты лица, характерные для для обоих типов: низкая переносица, суженные глаза, маленький, рот.

Чуваши имеют свой национальный язык, который, наравне с русским, является официальным языком Чувашии. Чувашский язык признан единственным живым тюркским языком булгарской группы. Он имеет три диалекта: верховой (его еще называют «окающим»), средненизовой, а также низовой («укающий»). В середине девятнадцатого века просветитель Иван Яковлев подарил чувашскому народу алфавит, имеющий в основе кириллицу. Язык чувашей изучается в школах ЧР и ее ВУЗах, на нем вещают местные радио- и телепрограммы, издаются журналы и газеты.

Религиозная принадлежность

Большинство чувашей исповедуют православие, второй по значению религией является мусульманство. Тем не менее, традиционные верования имеют большое влияние на формирование мировоззрения. Исходя из чувашской мифологии, существует три мира: верхний, средний и нижний. Верхний мир — обиталище верховного божества, здесь же находятся непорочные души и души нерожденных младенцев. Средний мир — мир людей. После смерти душа праведника переходит сначала на радугу, а потом в верхний мир. Грешники низвергаются с в нижний мир, где варятся души нечестивцев. Земля, согласно чувашским мифам, квадратная и чуваши живут в самом её центре. «Священное дерево» поддерживает небосвод посередине, в то время как по углам земного квадрата он покоится на золотом, серебряном, медном, а также каменном столбах. Вокруг земли — океан, волны которого постоянно разрушают сушу. Когда разрушение достигнет территории чувашей, наступит конец света. Популярны были также анимизм (вера в одушевлённость природы) и поклонение духам предков.

Чувашский национальный костюм отличается обилием декоративных элементов. Чуваши мужчины носят рубаху из холста, штаны и головной убор, в холодное время года добавляются кафтан и овечья шуба. На ногах, в зависимости от сезона, валенки, сапоги или лапти. Чуваши женщины надевают рубашки с нагрудными медальонами, широкие татарские штаны, фартук с нагрудником. Особое значение имеют женские головные уборы: тухья для незамужних девушек и хушпу — показатель замужнего статуса. Они щедро расшиваются бисером и монетами. Вся одежда декорируется вышивкой, служащей не только украшением наряда, но и носителем сакральной информации о сотворении мира, символически изображая дерево жизни, восьмиконечные звезды и цветы. В каждой этнографической группе свои любимые цвета. Так, южане всегда отдавали предпочтение ярким оттенкам, а на северо-западные любят светлые ткани, мужчины чуваши низовых и средненизовых групп традиционно носят онучи белого цвета, а представители верховых групп предпочитают черные.

Традиции чувашей

Древние традиции чувашей сохранились до сей поры. Один из колоритнейших ритуалов — свадьба. На традиционной чувашской свадебной церемонии отсутствуют официальные представители культа (священники, шаманы) или власти. Свидетельствуют создание семьи гости. Согласно канонам, невеста должна быть старше мужа лет примерно на 5-8. Понятие развода в традиционной чувашской культуре не существует. После свадьбы влюбленные должны быть вместе до конца жизни. Не менее важным обрядом считаются похороны: по этому поводу режут барана или быка и за богато накрытый поминальный стол приглашают более 40 человек. Праздничным днем у многих представителей этого народа до сих пор является пятница, день, когда надевают лучшую одежду и не работают.

В целом, традиции чувашей подчеркивают самые характерные черты народа — уважение к родителям, родне и соседям, а также миролюбие и скромность. Само название этноса на большинстве языков соседей означает «спокойный», «тихий», что полностью соответствует его ментальности.

Балановская культура

Срубная культура

Абашевская культура

Ананьинская культура

Городецкая культура

Территория Чувашии в Средние века

Империя гуннов (434 - VI век)

Хазарский каганат (650-969)

Волжская Булгария (X век - 1240)

Золотая Орда (1240 - 1438)

Казанское ханство (1438 - 1552)

Территория Чувашии в Русском царстве

Казанское царство (1552 - 1708)

Территория Чувашии в Российской империи

Казанская губерния (1708 - 1920)

Симбирская губерния (1796 - 1924)

Чувашия в составе РСФСР (СССР)

Чувашская автономная область (1920 - 1925)

Чувашская АССР (1925 - 1990)
Чувашия в Сталинскую эпоху (1920-е - 1953)

Чувашская ССР (1990 - 1992)

Чувашия в составе Российской Федерации

Чувашская Республика (С 1992)

Хронология Чувашии Портал «Чувашия»

Первые люди в пределах современной Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. эпоху неолита (4-3 тыс. до н. э.) Среднее Поволжье заселили финно-угорские племена - предки марийских и мордовских народов. Чувашии вдоль рек открыты стоянки мезолита (13-5 тыс. до н. э.) и неолита.

  • 1 Эпоха бронзы
  • 2 Происхождение чувашей
  • 3 Чуваши в составе Русского государства
  • 4 Становление государственности
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

Эпоха бронзы

Сдвиг в общественном развитии произошёл в эпоху бронзы - во 2 тыс. до н. э. Распространилось скотоводство.

Происхождение чувашей

В начале новой эры тюркоязычные племена булгар и сувар начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во II-III вв. н. э. Северного Кавказа. Многовековое общение с ираноязычными скифами, саками, сарматами и аланами, обогатили культуру предков чувашей - их хозяйственные занятия, быт, религию, одежду, головные уборы, украшения, орнамент.

В 30-60-х гг. VII в. в Севером Причерноморье существовало государственное образование Великая Булгария, но под ударом Хазарии, оно распалось. 70-х гг. болгары переселились в Волго-Камье. Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. VIII в. в Среднем Поволжье возник булгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли сувары и местные волжско-финские племена. конце IX в. союз перерастает в Волжскую Булгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе. Основными хозяйственными занятиями в Волжской Булгарии стали пашенное земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество. Возникли города: Болгар (столица в X-XI вв.), Биляр (столица в XII - начале XIII в.), Сувар, Ошель, Нохрат. Развивались ремесла, внутренняя и транзитная торговля. Волжской Булгарии уделялось внимание развитию науки и образования, государственным языком был булгарский язык.

В X - нач. XIII в. в процессе объединения булгарских и суварских племен, говоривших на языке с «ротацизмом» (употребление, в отличие от других тюркских языков, «р» вместо «з»), и ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась новая волжско-болгарская народность.

В 1236 году Волжская Булгария была разорена монголо-татарами под предводительством хана Бату (Батыя). Территория Среднего Поволжья была включена в вассальный Золотой Орде Булгарский улус. Население постоянно подвергалось насилию, физическому уничтожению. По мнению историка В. Д. Димитриева, в XIII - начале XV вв. погибло около 80 % жителей бывшей Волжской Болгарии. Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной территории Чувашии. 1438 году от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе которого кроме казанских татар оказались предки чувашей, марийцев, эрзян, удмуртов и башкир.

На территории современной Чувашии, а также в приказанско-заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения булгар с марийцами к концу XV века сформировалась современная чувашская народность. Основу народности составили булгары.

Чуваши в составе Русского государства

Чувашские земли, расположенные на пограничье между Московским княжеством и Казанским ханством, часто подвергались нападениям и набегам с обеих сторон.

В 1523 году из Нижнего Новгорода на Горную сторону выступили войска Шаха-Али, московского ставленника и претендента на казанский престол. Его воины разорили чувашские и черемисские земли в междуречье Суры и Свияги и начали возведение укрепления в устье Суры для подготовки к взятию Казани.

«Обращение чувашей и горных марийцев к Шах-Али и русским воеводам». Миниатюра из «Истории о Казанском царстве» (1551 г.)

В 1545 году был свергнут крайне непопулярный на Горной стороне казанский хан Сафа-Гирей, который передал право взимания ясака с чувашских земель казанским и крымским феодалам и тем самым поставил чувашских князей и тарханов в унизительное и подчинённое положение. Спустя год Сафа-Гирей, заручившийся поддержкой ногаев в обмен на передачу им Горной стороны, вернул себе казанский трон. Вскоре после этого начались массовые выступления правобережных чувашей и горных марийцев, не желавших подчиняться ногайцам. Восставшие призвали на помощь русские войска. Летом 1551 года, во время основания русскими г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства (см. Присоединение Чувашии к России).

После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552-57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне. Некоторые считают, войдя в состав России, чуваши избавились от исламско-татарской ассимиляции, сохранили себя как народность. Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами. Во 2-й половине 16-17 веков заселяются южные и юго-западные части Чувашии, покинутые в 14-начале 15 столетий из-за разбойных нападений татар-ногайцев. Чувашии получили распространение землевладения рус. свет. и духов. феодалов (в середине 18 века в крае числилось более 200 помещичьих, 8 монастырских владений), росла численность русских (в 1795 они составляли 19,2 % всего населения). Центром консолидации и роста чувашское народности стала правобережная область расселения. 16-17 веках значительная часть чувашей Приказанья и Заказанья переселилась в Нижнее Закамье и Башкирию, другая часть - в правобережную Чувашию, а оставшиеся на месте чуваши слились с татарами. Во 2-й половине 16-17 веков правобереж чуваши заселили юго-восточную часть Чувашии, в 17-18 веках переселились в Нижнее Закамье, Башкирию, Симбирские, Самарские, Пензенские, Саратовские, Оренбургские края. 1795 из 352,0 тыс. всех чувашей в России на территории будущей Чувашии проживало 234,0 тыс. (66,5 %), а за её пределами - 118,0 тыс. человек.

Чувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. Основные традиции занятия населения - пашенное земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр. С целью пресечения изготовления оружия, применяемого в народных движениях, царское правительство в начале 17 в. запретило чувашам и др. поволжским народам заниматься кузнечным и серебряным делом (вплоть до 19 в.). Во 2-й пол. 17 в. в городах Чувашии возникли кожевен., винокурен., салотопен. и др. предпр. рус. купцов. К сер. 19 в. в Чувашии насчитывалось ок. 150 кирпич., меднолитей., прядил., шелковопоясных и др. мелких предпр. 18 - 1-й пол. 19 в. в крае действовало до 15 вотчинных кожевен., сукон. и др. мануфактур, имелись стекол. и сукон. ф-ки.

Чуваш. крестьяне платили в цар. казну денеж. и хлеб. ясак, несли трудовые повинности, поставляли в рус. армию по одному воину с 3 ясаков (с 6 дворов). 20-х гг. 18 в. они были включены в разряд государственных крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры к-рых в 18- 1-й пол. 19 в. систематически росли. Чуваш. крестьян эксплуатировали рус. и татар. купцы и ростовщики, собствен. патриархально-феод. прослойка - пуяны и коштаны. 17 в. чуваш. окруж. князья, сотенные и десятные князьки и тарханы постепенно редели, в 1718-23 вместе со служилыми чувашами по указу Петра I они были уравнены с гос. крестьянами и приписаны к выполнению лашман. повинности. 1830-х гг. ок. 100 тыс. чуваш. крестьян было передано ведомству уделов - стали крепостными цар. фамилии. Чуваши призывались на воен. службу в рус. армию, участвовали в Ливон. войне (1558-83), борьбе против польско-швед. интервенции (1611-14), польских походах, русско-турецких войнах 18 в. Отечеств. войне 1812 тысячи чувашей самоотверженно сражались против наполеонов. полчищ.

В середине XVIII в. чувашей подвергли христианизации, но до 70-х гг. 19 в. их крещение носило формальный характер, проповеди велись на старославян. и рус. языках и были непонятны чувашам. Фактически они оставались приверженцами дохристиан. веры.

В XVI-XVII вв. территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в нач. XVIII в. включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 г. вошла в Казанские и Симбирскую губернии. Эксплуатация, произвол и бесчинства чиновников, насильственное насаждение православия приводили к сопротивлению населения. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс, затрагивавших Среднее Поволжье в XVI-XIX вв.: в 1571-1573 гг., в начале XVII в., в 1634 г., крестьянские восстания С. Т. Разина и Е. И. Пугачева. 1842 г. произошло вооруженное восстание чувашских и марийских крестьян (т. н. Акрамовская война) против реформ П. Д. Киселева управления гос. крестьянами, в восстании участвовало до 10 тыс. чел.

В XIX в., особенно после отмены крепост. права, в Чувашии развивается капиталистические отношения, происходит социальное расслоение деревни, выделяется малочисленная торгово-пром. буржуазия. Однако по сравнению с центральными районами России этот процесс шел намного медленнее, с преобладанием первичных форм кап. предпринимательства. Ко времени отмены крепостного права промышленность Чувашского края была представлена двумя суконными и тремя винокуренными заводами, которые за исключением одной суконной фабрики, принадлежали помещикам. Кроме них действовали небольшие поташные, стекольные, шелковопоясные мануфактуры. конце XIX - начале XX в. действовали до трех десятков фабрик и заводов, оформился немногочисленный пролетариат: в промышленности и на транспорте было занято ок. 6 тыс. чел.

В лесной промышленности и лесоразработках в конце XIX в. на сезонных работах ежегодно были заняты десятки тысяч чел. С 80-х гг. XIX в. развивается фабрично-заводское лесопиление, до сер. 90-х гг. XIX в. работали 6 лесопильных заводов. Более 8 % мужского трудоспособного населения края было занято на отхожих промыслах.

Развивалась транспортная сеть. Пароходное общество «Дружина» в 1860 г. в Звениговском затоне Чебоксарского уезда основало механический завод для постройки и ремонта судов. Чебоксарская пристань в 1860-х гг. отпускала товаров более 28 000 т, а в начале XX в. - ок. 16 700 т. 1891-1894 гг. шло строительство железнодорожной линии Алатырь - Шихраны (Канаш) - Казань Московско-Казанской железной дороги. Вдоль нее возникли предприятия по деревообработке, которая с конца XIX в. стала осн. отраслью промышленности Чувашского края. 1894 г. вступают в строй Алатырские железнодорожные мастерские, ставшие самым крупным предприятием края.

Абсолютное большинство населения Чувашии (ок. 96 %) проживало в сельской местности. Его численность возросла с 436 тыс. в 1859 г. до 660 тыс. в 1897 г. пореформенный период земледелие постепенно приобретает черты капиталистического хозяйства. 1905 г. казне и уделу принадлежало 36,4 % земли, помещикам и духовенству - 5,4 %, купцам и мещанам - 1 %, крестьянам-общинникам - 54 %, крестьянам-собственникам - 2,7 %, прочим - 0,5 %. Надельная крестьснская земля находилась в распоряжении сельской общины, что тормозило развитие капиталистических отношений. Результаты столыпинской аграрной реформы оказались в Чувашии незначительными.

На рубеже 19-20 вв. в нар. массы проникают социал-демократические идеи. Революционные волнения 1905-1907 годов и последующее десятилетие отмечено выступлениями рабочих и крестьян против самодержавия, отмену недоимок и косвенных налогов, против проведения в жизнь столыпинской аграрной реформы. Зарождается движение за национальный подъем, растет национальное самосознание народа. Этому способствовала первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), выходившая в 1906-1907 гг.

В годы Первой мировой войны крестьянство испытывало большие трудности. Хозяйства, главы которых были мобилизованы, разорялись. Росло недовольство войной. Осенью 1916 начались антивоенные выступления.

После февральского переворота в городах и некоторых волостях Чувашии вместе с органами Временного правительства организовываются Советы, большинство которых возглавляли эсеры и меньшевики. июне 1917 г. в Симбирске на общечувашском съезде учреждено Чувашское национальное общество (ЧНО), поддерживавшее Временное правительство. Во главе ЧНО находились эсеры. Другое крыло национального движения не имело завершенной организационной структуры и было в основном представлено национальными организациями солдат и матросов по месту службы, придерживавшимися большевистских взглядов. Эти два направления разошлись после Октябрьского переворота и в ходе Гражданской войны.

Становление государственности

Становление государственности чувашей связано с именем чувашского общественного и политического деятеля Д. С. Эльменя (1885-1932). На собрании чувашских коммунистов, состоявшемся 12 января 1919 года в Казани, Эльмень призывает представителей чувашской интеллигенции присоединиться к работе Чувашского отдела при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР, народным комиссаром которого был Сталин, для развертывания культурного строительства. 3 января 1920 года в комиссариат была направлена докладная записка Чувашского отдела, в котором официально ставился вопрос об автономии для чувашей. феврале 1920 года состоялся I Всероссийский съезд коммунистов-чувашей, обсудивший вопрос об организации советской автономии чувашского народа.

24 июня 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет об образовании Чувашской автономной области в составе РСФСР с центром в городе Чебоксары, включившей 7 уездов Казанской и Симбирской губернии. Постановление подписали Председатель СНК РСФСР В. И. Ленин, Председатель ВЦИК М. И. Калинин и секретарь ВЦИК А. С. Енукидзе. этот же день Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрело вопрос о составе Чувашского революционного комитета (Ревкома), председателем которого стал Д. С. Эльмень. Ревком был утвержден как советский орган для руководства новой административной единицей. 1 июля 1920 года Оргбюро ЦК РКП(б) сформировало временный Чувашский областной комитет РКП(б), ответственным секретарём которого также стал Эльмень, который занимал эту должность с перерывами до 1924 года. 20 августа 1920 года по инициативе Ревкома в Чебоксарах в честь провозглашения Чувашской автономной области был проведен митинг с участием общественных организаций, гостей из образованной 27 мая 1920 года Татарской АССР и ряда губерний РСФСР.

I Чувашский областной съезд профсоюзов (6-7 сентября 1920) и I Чувашская областная конференция РКСМ (октябрь 1920) оформили профсоюзную и комсомольскую организации ЧАО. 6-9 октября 1920 года состоялась I Чувашская областная партийная конференция, завершившая оформление партийной организации области.

24 июня 1920 г. декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 г. постановлением Президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. июне того же года в её состав включен город Алатырь с тремя волостями.

В 1920-е годы обсуждалась идея изменения названия Чувашской АССР в Болгарскую АССР и переименования чувашей в болгар, вслед за переименованием черемис в марийцев. Предложение краеведов не получило поддержки руководства и населения республики.

«...чувашские буржуазные националисты, стремившиеся использовать болгарскую теорию происхождения чувашского народа в своих враждебных политических целях.

В ряде работ, изданных ими в 1920-х годах, пропагандировалось утверждение о том, что чуваши являются единственными, прямыми и чистыми потомками волжско-камских болгар, допускалась буржуазно-националистическая идеализация эпохи государства Волжской Болгарии.

В работах Д. П. Петрова (Юман), М. П. Петрова, А. П. Прокопьева-Милли и других краеведов болгарский период изображался как «золотой век» в истории чувашского народа, игнорировались социально-классовые противоречия и наличие гнета эксплуататоров в этом государстве. эти же годы буржуазные националисты развернули кампанию по переименованию чувашей в болгар, а Чувашскую АССР предлагали назвать „Болгарской“».

Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей.- Чебоксары, 1969. - С. 10

Первые годы существования ЧувАО, а затем и ЧАССР, отмечены трудностями и испытаниями, пик которых приходится на 1921 г.: вначале восстание крестьян, жестоко подавленное большевиками, затем бедственный неурожай и страшный голод. Огромнейший урон нанесла Гражданская война в России. При численности всего населения менее 1 млн. чел. на войну было мобилизовано около 200 тыс. чел. (почти всё трудоспособное мужское население после мобилизации 1-й мировой войны) и около 100 тыс. не вернулось.

В 1929-1936 ЧувАССР входила в состав Нижегородского (с 1932 г. - Горьковского) края. После восстановления народного хозяйства, разоренного гражданской войной, оно было подчинено становлению мощного пром. потенциала. годы довоенных пятилеток Чувашия испытала в полной мере все тяготы индустриализации и коллективизации. республике построены предприятия деревообрабатывающей, химической, пищевой промышленности, машиностроения (Канашский вагоноремонтный завод, Козловский домостроительный завод (ныне комбинат автофургонов), Шумерлинский завод дубильных экстрактов (хим. завод) и мебельный комбинат (комбинат автофургонов). 1939 г. завершено стройтельство одноколейной ж.д. ветки Канаш-Чебоксары. Доля чувашей среди рабочих промышленности достигла 44 % против 9,5 % в 1926 г. К концу 30-х гг. грамотность населения составляла ок. 90 %, насчитывалось ок. 7,5 тыс. представителей «интеллигенции». Вплоть до 30-х гг. шло укрепление национальной государственности, имелись чувашские секции и отделы в центральных партийных, гос., культурных учреждениях. местах компактного расселения чувашей в др. республиках и областях издавались журналы и газеты на чуваш. яз., готовились пед. кадры, функционируют чувашские театры. 1935 г. Чувашская республика за выдающиеся успехи в развитии нар. хозяйства и культуры была награждена орденом Ленина.

В то же время в 30-е гг. активно завершалось становление административно-команд. системы управления, и Чувашия стала её составным элементом. Сторонники иных взглядов жестоко преследовались. Предполагается, что в респ. с кон. 20-х гг. по 1953 было репрессировано более 14 тыс. чел. Как во мн. национально-государственных образованиях, большинство потерпевших обвинялось в буржуазно-националистических действиях.

В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс. уроженцев Чувашии боролись с фашистами. Из них св. 100 тыс. погибли. Ок. 54 тыс. чел. награждены орденами и медалями. Видное место занимает Чувашия по числу Героев Советского Союза. Более 80 уроженцев ЧАССР удостоились этого высокого звания. Самоотверженно сражались на различных участках фронта уроженцы ЧАССР. Например, ещё по не до конца уточненным данным, на службу в гарнизон Брестской крепости в канун боев прибыло около 1000 уроженцев ЧАССР. Почти все они сложили свои головы в том неравном поединке. Большое число уроженцев Чувашской Республики участвовали в партизанском движении. Многие из них сражались с фашистскими захватчиками на территории других государств. Из западных и центральных регионов СССР в Чувашию было принято 70,5 тысячи человек, было перебазировано более 20 пром. предприятий. годы войны Чувашская АССР трижды получала переходящее Красное знамя ГКО.

В 50-80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объёма продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. 50-60-е гг. Чувашия из аграрно-индустриал. стала индустриально-аграр. республикой. К 1970 г. построено и введено в действие 26 крупных пром. предприятий, в Чебоксарах: хлопчатобумажный комбинат, заводы электрич. исполнител. механизмов, завод электроизмерительных приборов, завод тракторных зап. частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий и др. 1970 г. началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 г. - Чебоксарского завода пром. тракторов. Эти же годы примечательны усилением директивного характера эконом. отношений. Реформы нар. хоз-ва не затрагивали основ жесткого централизованного планирования. К кон. 90-х гг. св. 80 % производственных мощностей оказалось сконцентриров. в Чебоксарах и Новочебоксарске. сельских районах промышленность представлена в осн. небольшими предприятиями пищевой и деревообраб. отраслей. структуре промышленности сохранялся высокий уд. вес производства средств производства, который составлял 78 % в 1985 г. машиностроительном комплексе уд. вес продукции, находящейся на мировом уровне, в 1985 составлял 8 %.

Интенсив. рост пром-сти приводил к значител. миграции населения в города, особенно в Чебоксары. Ликвидировалась часть «бесперспективных» деревень. Постоянно шло, особенно в гор. местности, сужение функций чуваш. яз. С нач. 60-х гг. школы респ. перешли к обучению уч-ся с 5-7 классов на рус. яз. Такое нововведение помогло части школьников лучше овладеть рус. яз., облегчило учёбу в техникумах и вузах. Но резкое изъятие родного яз. из образовател. процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности, у мн. сохранилось умение объясняться только на бытовом уровне. Особенно в трудном положении оказались представители чуваш. диаспоры. 2013 г. эксперты ЮНЕСКО отнесли чувашский язык к исчезающим.

Поиск выхода из сложившейся ситуации, начавшийся активно, но непродуманно с апр. 1985, не дал ощутимых результатов в экономике. С 1991 начался спад объёмов произв-ва в абсолют. выражении. Неудач. попытки корен. реформирования экономики страны, предпринятые в нач. 90-х гг., привели нар. хоз-во к системному кризису. особ. трудной ситуации оказались регионы, не обладающие богатыми природ. ресурсами и предприятиями по их переработке.

Нерешенность и обострение социально-эконом., национальных, культурно-бытовых проблем в условиях ослабления жесткого идеологич. и гос. диктата способствовали зарождению обществ. движений, выступавших за расширение прав республик и народов. кон. 1989 был создан Чуваш. обществ.-культур. центр (ЧОКЦ), в марте 1991 - партия чуваш. национального возрождения (ЧАП), 8-9 окт. 1993 орг-ван Чувашский национальный конгресс (ЧНК), делегаты которого представляли чуваш. население респ. и чуваш. диаспору. На нач. 2001 в Чуваш. Респ. зарегистрировано 39 полит. объединений, действуют 12 национальных обществ.-культур. центров, однако их деятельность не предотвратило дальнейшее стремительное уменьшение численности чуваш. результате происходивших социально-экономических процессов в период с 1991 по 2010г. численность чуваш в РФ уменьшилась почти на 446тыс.чел.(на 24% от уровня 1989г.). Особенно быстро численность чуваш в РФ уменьшилась в период с 2002 по 2010г.-почти на 202тыс. чел.(на 14% за 8 лет-до 1435872чел.,т.е. до уровня 1955г.), в т.ч. в ЧР на 75 тыс.чел. Это сравнимо с потерями ЧР во 2-й мировой или Гражданской войны (для сравнения: потери СССР в ВОВ - 13,6% -27 млн.чел.).

Примечания

  1. Димитриев В. Д. Основные вехи истории чувашского народа и края X-XVII веков.

    «Во второй половине ХIV-начале ХV вв. 32 города и около 2000 селений Болгарской земли были уничтожены золотоордынскими ханами и эмирами, кочевыми ордами, Тамерланом, совершавшим сюда походы в 1391 и 1395 годах, но главным образом кочевым Мангытским юртом Едигея в 1391-1419 гг. сохранилась в живых, по подсчетам с учетом археологических, письменных и нумизматических сведений, не более одной пятой части болгар. Элита, городское население были почти полностью уничтожены. Территория Болгарской земли превратилась в дикое поле, где стали кочевать мангыты (ногайцы)».

  2. 1 2 Димитриев, В. Д. Вхождение Чувашии в состав Русского государства. Чувашская энциклопедия. Проверено 31 октября 2012. Архивировано из первоисточника 4 декабря 2012.

    «На Горной стороне чуваши и горные марийцы страдали от непрерывных воен. столкновений между русскими и казан. войсками».

  3. Рябчиков, Максим. Добровольное присоединение Горной стороны - миф, Ирӗклӗ Сӑмах (22.10.2012). Проверено 31 октября 2010.
  4. Денисов П. В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей / авт. предисл. И. Д. Кузнецов. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1969. - 176 с.: рис.
  5. феврале 1918 года национальный съезд мари принял решение об отмене наименования «черемисы» ввиду его ненационального происхождения и замене его историческим национальным самоназванием «марий» (Образование Марийской автономной области - Йошкар-Ола, 1966. - С. 39).

Литература

  • Historia ecclesiastica Zachariae Bhetori vulgo adscripta edidit E. W. Brooks, v. II, 1,12, cap. 7, р. 214; Corpus scriptorum christianorum orientalium. Scriptores Syri, series tertia, t. VI
  • Прокопий Кесарийский. Война с персами
  • Феофан Исповедник. Хронография.
  • Феофилакт Симокатта. История.
  • Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк.
  • Нина Пигулевская. ЗАМЕТКА ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ВИЗАНТИЕЙ И ГУННАМИ VI в.
  • Записки Ахмеда Ибн-Фадлана
  • В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Москва, 2000.
  • В. П. Иванов, Чувашский этнос. Чебоксары, 1998.
  • В. В. Николаев, История предков чувашей. XXX в. до н. э. - XV в. н. э., Чебоксары, 2005.
  • В. Ф. Каховский, Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 2003.
  • Гурий Комиссаров (Кури Вантер), Чăваш халăх историйĕ, Шупашкар, 1990.
  • Культура чувашского края, Чебоксары, 1995.
  • Чувашские народные сказки, Чебоксары, 1993.
  • Пономарева А., Иванова М. Память.-Чебоксары: Чувашское книжное издательство.-1996.-Т.2.-С.17-19

См. также

  • Хронология Чувашии
  • Чувашия в сталинский период

Ссылки

  • http://www.archives21.ru/default.aspx?page=./4220/4227/4481/4965
  • http://chuvash.gks.ru/download/VOV/Chuv%20v%20VOV.htm
  • http://www.mar-pamiat.narod.ru/ctr5.htm

История Чувашии Информацию О


Организация воеводского управления.

После вхождении Чувашей в состав России. Изменения в управлении чувашского края. Была установлена Российская Система управления. На территории возникли ряд крепостей. Возле городов сторожевая служба.

Частые набеги выдвинули перед правительством строительство засечных черт. Направлялись крестьяне зимой. А летом они занимались с/х.

В 1578 году – Тетюши-Алатырь-Темников. Эта линия состояла из Тетюшской, Карлинской и Алатырской засечных черт.

В 1648-54 – построена Симбирская укреплённая линия, которая тянулась от Симбирска (в наше время город Ульяновск) через Саранск до Тамбова, где соединялась с Белгородской линией. Симбирская линия состояла из Симбирской, Карсунской, Саранской засечных черт.

В 1652-56 годах – была проведена Закамская укреплённая линия, а в 80-ых годах 17 века построена Сызранско-Пензинская укреплённая черта.

С возведением городов крепостей безопасность была обеспечена и это благоприятствовала для населения. Засечные черты защищали, способствовали колонизационным движениям.

Населению создали все условия чтобы мирно жить и вести хозяйство. Кол-во полученного урожая повышается, увеличивается рабочий продуктивный скот. Они начинают заселяться на другие территории. На севере Чувашии с ростом населения земель всё меньше и меньше. (По данным 1670 годов в бассейне реки Камы имелось 45 000 десятин не занятых плодородной земли.) Заселение началось в середине 16 и продолжалось до 18 века.

Причины переселения:

1. Были в безопасности.

2. На севере слишком плотное население.

3. Южные земли плодородные.

4. Правительство и местные органы поощряли крестьян, которые переселяются.

5. Многие из них считали это возвращением на родину.

Тем крестьянам, которые переселялись, им выдавались документы на землю. На севере планировка деревень Кучко образное. А на юге вытягиваются вдоль рек.

Образование общин.

Простая община – одна деревня. Наказание - изгнание из общины. Община имеет определённые земли: леса, реки. Иногда две общины объединяются если находятся рядом и конфликтуют. Дочерние общины образуются из материнских общин. Имеют каждое своё название. Если человек умирает в дочерней то везут тело на материнскую общину. И оформление некоторые документов тоже ехать туда. И когда расстояние между ними большое то это неудобно и они становятся отдельными общинами. В некоторых случаях дочерние общины объединятся. Сложная община – от 2 до 10 поселений.

На севере чувашей очень много деревень с окончанием – кассы. (Лапракассы, Атликассы, Яровойкассы, Бобылькассы, Орапакассы.)

Сложные общины возникали у ясачных (государственных) крестьян. В помещичьих селениях их не было. К образованию сложных общин ввело выделение выселков от материнских селений. Однако в Казанской губернии в числе государственных крестьян были Чуваши, Марийцы, Татары. У татарских государственных крестьян сложных общин было очень мало. Хотя и татарские селения выделяли выселки.

Дочерние селения у татар в большинстве случаев превращались в самостоятельные общины а у Чувашей и Марийцев это случалось изредка.

(Это случалось потому что в условиях государственного закрепления земельных угодий за определёнными общинами и при консервативности порядков управления в русском государстве наличие у Чувашей довольно заметных патриархально-родовых пережитков, родовых связей и общинных традиций препятствовало превращению дочерних селений в самостоятельные общины.)

Кустовое расположение появилось в следствие выселкового характера населённых пунктов в лесистой местности приведшего к образованию сложных общин. Линейное расположение селений юга-востока результат сравнительно позднего освоения степной местности переселенцами.

С 1678-79 годов по решению царского правительства помещичьи, церковно-монастырские и дворцовые крестьяне были переведены на подворное налогообложение (это значит налог брали с одного двора), а основная часть не русского населения (чуваши, марийцы, удмурты) продолжали платить ясак. Кроме ясака платили специальные налоги. Двух видов: 1. Общероссийские (ямские, полоняницкие). 2. Местные налоги (недельные, ездовые, лесовые (бревенные)).

На счёт налогов:

С начала 70-ых годов 17 века в некоторых уездах региона правительство стало заменять лесозаготовку денежными выплатами. В 80-ых годах подобная практика привела к тому, что не русское население в основной массе стало платить лесовые деньги. Лесовые деньги предназначались на содержание в основном для служивых людей в военной крепости царизма в Среднем Поволжье Казани.

Бондырное дело – изготовление бочек, корзин, деревянной посуды, телег, саней, сыромятное дело, обработка костей, рогов и т.д. Также было и Кузнечное дело. Но им запретили чтобы они не производили оружие. Им занимались русские. В городах Чувашей находились большое кол0во ремесленников: портных, сапожников, кузнецов, оружейников. Развивалась мекая промышленность. В Чебоксарах, в Алатыре, Порецком и других метах появились солодовенные, пивоваренные и винокуренные предприятие. В Чебоксарах возникли Кожевенные, солодовенные, колокольные заведения. В Сурских лесах действовали производство поташа (сырьё для производства пороха). Чувашия имела хорошие реки. Давало возможность для развития торговли. В торговле значительную роль играли осламчеи. Но с середины 17 века они уступают русским купцам. Основными центрами торговли становятся посады.

В 1670-71 – чуваши участвовали в восстании Степана Разина. (Максим Осипов один из атаманов. Присоединил к себе 15 000 Чувашей). Центром повстанцев – село Сундырь. (вроде).

Лекция №7

Согласно губернской реформе 1708г. Чувашия полностью вошла в Казанскую губернию, а в 1814г частично отошла в Нижегородскую. Уже с первой половины 90ых годов 17 века было издано несколько указов об увеличении срока пребывания воевод в своей должности, что сделало более стабильным и квалифицированным ее исполнение. В январе 1699 Петр провел реформу городского управления, причиной проведения реформы послужило огромное количество жалоб со стороны крестьян и мещан на произвол воевод. В Чебоксарах была создана земская изба. Вместо воевод управлять стали бургомистры. Только 1721-22 были введены новые изменения, земские избы были заменены городовыми магистратами. Они подчиняли Главному магистрату. Городской магистрат занимался только городским населением. До реформы 1727г. административное устройство страны представляло собой доли, провинции и дискрикты. Несмотря на то что в уездных центрах появились новые должности комендантов и ландратов фактически по своим функциям они напоминали воевод 17 века, наделенных административными, судебными, финансовыми и полицейскими полномочиями. В 1719-22 годах правительство ввело в губерниях штаты провинциальных воевод, фискалов, земских комиссаров и камериров. В 1719-20 годах система воеводского управления была приспособлена к губернской организации. Территория Чувашии оказалась в Свияжской, Алатырской, Казанской и Симбирской провинциях казанской и нижегородской губернии. Провинциальные воеводы руководствовались едиными наказами. Правительством была восстановлена традиционная должность воеводы. По времени это совпадало с внедрением коллежской системы управления и подушного сбора налогов. Хотя это приводило к увеличению штата служащих и дополнительным расходам, но вместе с тем названные меры были нацелены на эффективность сборов государственных податей и повышение ответственности региональных чиновников. С другой стороны планировался постепенный переход к новой, усовершенствованной системе. Реорганизация коснулась как перераспределения прежних функций воевод так и поиска новых должностей. Сравнительно с прошедшими периодами наметилась тенденция формирования трехуровневой системы местного управления (губерния, провинция, уезд).

В 1727 году городовой магистрат переименовали в ратушу и подчинили уездным или провинциальным воеводам и губернаторам. С 1730 года стали назначать на 2 года, с 1760 года воевод выбирали на 5 лет.

Согласно «Наказу» 1728 года уездные воеводы как и провинциальные были наделены широкими административными, финансовыми, судебными, военными и полицейскими полномочиями. В аппарате воеводских учреждений трудились канцеляристы, подканцеляристы, копиисты. При канцеляриях были рассылщики, сторожи. Во главе губернии – губернатор, провинции – провинциальный воевода, уезда – уездный воевода. Все канцелярские чиновники теперь получали денежное жалование. При Петре статус города зависел от числа населения. Включение священнослужителей в управление многонациональной и поликонфессиональный среды среднего Поволжья облегчило труд воеводских чиновников. Теперь царские указы, выборы волостных сотников проводились при участии духовенства. Такая система дала результаты в период насильственной христианизации. Чувашия была втянута в реформы, которые затронули все государство. Органы управления, прежде всего, выполняли финансовые функции, ведали сбором таможенных и многих оброчных сборов и пошлин. На них была возложена в основном продажа предметов государственной монополии: соли, вина, табака, содержание казенных мельниц. В связи с этим при магистратах состоялись таможни (до 1754г), кружечные дворы, соленые амбары, магазины и склады. Выдавали паспорта посадским и цеховым людям, оформляли проезжие, верующие и свидетельственные письма для ведения торговли и нотариальной записи. Судили посадских людей по гражданским делам, рассматривали споры между посадскими и крестьянами, следили за общественным порядком в городе, задерживали беглых, предпринимали меры к охране города. По губернскому указу каждый житель должен следить за порядком перед своим домом, иначе платил штраф.

…К XV веку в Поволжье набирало силу Московское княжество - молодое и амбициозное, готовое отстаивать собственные интересы. Нацеленная на восточные земли Русь рассматривала чувашей как союзников против Казанского ханства.

Оснований для этого было несколько. Во-первых, «соседские»: с давних времён жители Руси торговали с . Во-вторых, финансовые: чуваши находились под ханским налоговым гнётом, а с русским царём велись переговоры об ослаблении ясачной повинности. В-третьих, религиозные: до сих пор потомки суваров так и не приняли ислам. В-четвёртых, политические: за время острого военного противостояния сторон чувашские земли как приграничная часть Казанского ханства подверглись серьёзным разрушениям. Люди просто хотели мира. Но, как говорится, хочешь мира - готовься к войне.

Уже в 1546 году в Москву прибыли посланцы чувашей и горных марийцев, которые просили , «чтобы государь пожалывал, послал рать на Казань», и обещали свою помощь русским войскам.

Весной 1551 года в продолжение противостояния Иван Грозный приказывает заложить укрепление недалеко от Казани. Этот «троянский конь на границе» на лазарет, конечно, никак не тянул. Сооружался форпост для завоевания сильного соседа.

Под Угличем была срублена крепость, её сплавили вниз по Волге до места строительства - Свияжска. Укрепление было построено ударными темпами всего за четыре недели.

Следующее посольство прибыло к Ивану IV в июне 1551 года. Старшими уполномоченными на ведение переговоров были Магомет Бозубов и Ахкупек Тогаев, которые «били челом ото все Горние стороны… от Чувашей и Черемисы».

Как утверждают некоторые исследователи, взаимная приязнь между сторонами вспыхнула не сразу, а после того, как порох казанский понюхали.

Приведение к присяге «князеи и мырз и сотенных князей и десятных и Чювашу и Черемису и Мордву и можяров и тарханов» не увеличило доверия Москвы к населению Горной стороны. Чтобы проверить, действительно ли присягнувшие готовы подчиняться приказам, большой отряд горных людей был отправлен атаковать Казань. Обороняющиеся выкатили из города пушки, и наступавшие бежали, понеся потери. Однако наблюдатели остались удовлетворены проверкой. «Горные люди» были одарены московским царём дорогими подарками и деньгами. В том же году Иван IV выдал им жалованную грамоту с вислой золотой печатью. Чувашия была присоединена к России.

Последующие события (взятие русскими войсками Казани) способствовали окончательному переходу чувашей, в том числе населявших луговую сторону Волги, под власть московского царя.

Всечувашская стройка

Помимо трёхлетнего освобождения от уплаты ясака, чуваши получили возможность для расширения территории проживания как на восток, так и на запад. К концу XVI века, когда вследствие строительства укрепительных линий (засечных черт) Поволжье было защищено от набегов ногайцев и крымских татар, чуваши начинают активно колонизировать Закамье - «дикое поле». Также переселяются в Башкирию, становясь «бобылями», а позднее «ясашными татарами».

Ведётся активное строительство административных и военно-опорных пунктов на территории расселения чувашей. Так появились Чебоксары (1555), Козьмодемьянск (1583), Цивильск (1589) и другие. Современная Чувашия, как пазл, сложена из восьми частей, которые тогда входили в разные уезды. И до их объединения в один прошло долгих три с лишним века.

Наряду с формированием аппарата управления на новые территории стала распространяться власть православной церкви. Монастырям и дворянам жаловались земли ясачных людей.

Обратили внимание чуваши и на Западную Сибирь. Впрочем, миграция в эти края в середине XVIII века во многом объяснялась нежеланием принимать христианство. Чуваши крепко стояли за свою веру.

Крест или полумесяц?

Первоначально насильственная христианизация чувашей имела прямо противоположные последствия. Гонимые за язычество, они принимали ислам как символ социального сопротивления. Этот процесс был распространён в Казанской и Оренбургской губерниях, где чуваши проживали среди численно преобладающих татар. Со временем они ассимилировались с местными и отатаривались.

В этих условиях в XVIII веке власть корректирует свою конфессиональную политику, добавив к гневу милость. Пусть не сразу, но система насилия дополнена различного рода льготами для принявших православие чувашей: освобождение на три года от податей, сборов и рекрутской повинности. Знать к вере принуждали материально: некрещёный феодал не мог владеть крещёными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну или только православному родственнику.

Важной составляющей политики христианизации была борьба с язычеством. Даже крестившись, чуваши длительное время продолжали исполнять прежние обряды. Отрицательную роль играл языковой барьер. Служба велась на церковнославянском языке, священники не знали чувашского, что затрудняло их общение с паствой и понимание народом смысла молитв. Однако когда христианское учение начали проповедовать на родном чувашам языке, постепенно противоречия устранялись.

Выступления против насильственной смены веры продолжались в острой фазе до 40-х годов XVIII века. А к началу ХХ века к христианству склонилось уже большинство населения. Навязать атеистические убеждения чувашам после не смог даже советский век.

Марши несогласных

Условия принятия русского подданства не предусматривали введения каких-либо особых привилегий для чувашского населения. В то время как, например, башкиры сохранили свои вотчинные земли и имели значительные льготы в уплате ясака.

В социальном плане основная масса чувашей осталась на положении «чёрных людей». Более того, после кратких «налоговых каникул» вернулась уплата ясака и оброков. Народ выполнял многочисленные повинности, а во время войн обязан был поставлять по одному солдату с шести крестьянских дворов. Наряду с насильственной христианизацией это способствовало росту протестных настроений, которые часто выливались в массовые восстания.

Исключительно чувашских бунтов практически не было. Как правило, они принимали участие в общероссийских движениях - таких, как восстание Ивана Болотникова в 1606 году, спровоцированное усилением феодального гнета. Также чуваши «откликнулись» на «прелестные» письма Степана Разина, приняв участие в сражениях под Симбирском. Атаманы Максим Осипов, Прокофий Иванов и Сергей Васильев руководили повстанческими отрядами в различных областях. Подавление бунта спровоцировало бегство чувашских крестьян в Закамье и Башкирию.

Рабочие уральских заводов приняли активное участие в восстании Емельяна Пугачёва. После того, как тот в июле 1774 года переправился на чувашский берег, огонь народных бунтов занялся почти во всех селениях Чебоксарского, Ядринского и Курмышского уездов. Крестьяне выступали прежде всего против церкви и помещиков. И продолжили выражать недовольство даже после ухода войск Пугачёва. Часть повстанцев, записавшись в «казаки», ушли вместе с ним, другие самостоятельно объединялись в отряды и продолжали воевать против регулярных войск. Известным руководителем повстанческого движения чувашского народа стал Михаил Иванов (Негей), который в итоге был схвачен и умер во время пыток.

В XVII веке с целью пресечения изготовления оружия пролетариям Поволжья было приказано разоружаться: до XIX столетия царское правительство запретило здешним народам заниматься кузнечным ремеслом, а заодно и ювелирным делом.

Акрамовская война

Восстание чувашей в XIX веке спровоцировано введением общественной запашки. Это новшество декларировало вполне благую цель - доходы с обработки общественных земель направлять властям на обеспечение продовольствием крестьян в неурожайные годы, на устройство больниц и школ. Однако под запашки отводились лучшие общинные земли, что вызывало недовольство народа. Взрывоопасной смесью на разогретой сковороде общественного мнения стал… картофель. Точнее, насильственное введение в оборот этой новой, незнакомой населению сельскохозяйственной культуры. Началось брожение в умах, кипячение в среде чувашских и марийских крестьян и в итоге, в 1842 году, блюдо под названием «Акрамовская война» было готово. Именно такое название получило восстание в Казанской и части Симбирской губернии.

Спровоцировали его слухи о том, что с введением запашек государственных крестьян станут привлекать к отработкам подобно помещичьим. В ноябре 1842 года протест выразился в сборе ходоков с прошением отменить общественные запашки и принудительную посадку картофеля на них. Посланные для разъяснительной работы среди крестьян чиновники с приданными им казаками лишь усиливали враждебные настроения местного населения.

Развязка наступила 19 мая 1842 года когда у села Акрамово Козьмодемьянского уезда произошло столкновение порядка 5 тысяч крестьян, вооружённых вилами, топорами и косами, с правительственными войсками. Несмотря на то, что позже к восставшим присоединилось ещё 4 тысяч человек, крестьянское выступление было подавлено. Решением военно-судебных комиссий осуждено более тысячи человек, 382 участника приговорены к крепостным работам и отдаче в рекруты, 34 человека сосланы в Сибирь на каторгу. Такой ценой было остановлено внедрение общественных запашек в Чувашском крае.

Это выступление стало последним в XIX веке крупным социальным движением чувашей, выступавших против христианизации, помещичьей эксплуатации и тяжелых условий жизни. В последующем, даже несмотря на массовые голодовки и неурожаи (1867, 1877, 1881, 1891-1892) выражения недовольства не носили такого массового характера.

На службе Отечества

Проводы мобилизованных на фронт. Чебоксары. Базарная площадь. 30 июля 1914. Из архива Чувашского национального музея.

В сложные времена российской истории чуваши сражались в рядах русских дружин. Ещё до официального принятия подданства они приняли участие в войне Московского царства против Казанского ханства. Позднее, согласно условиям вхождения в состав Руси, направляли в военное время крестьян на службу (одного на шесть дворов). Активно привлекались к строительству оборонительных укреплений, что отчасти способствовало их рекрутированию.

В XVII веке чуваши принимали участие во многих военно-политических событиях. Так, в 1611 году национальный отряд был в составе Первого ополчения Прокопия Ляпунова. Много ясачных и служилых чувашей вступило в состав ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, приняв, таким образом, деятельное участие в освобождении Москвы от интервентов.

Чуваши сражались в русских войсках во время Ливонской войны (1558-1583) и в русско-турецких войнах XVIII века. Во время Отечественной войны 1812 года в Чувашии было проведено три набора рекрутов, что позволило укомплектовать для борьбы два полка.

Жизнь за сохой

В начале XVIII века чуваши являлись одним из крупных народов России - с населением почти 218 тысяч человек. По административно-территориальной реформе территория их компактного проживания - Чувашский край - вошла в состав Казанской и Симбирской губерний. Причём почти 60 процентов населения относилось к Казанской губернии. Жили они преимущественно в сельской местности. Лишь небольшая часть - в Казани, Чебоксарах, Симбирске, Самаре, Уфе, Оренбурге, Нижнем Новгороде и Саратове. Города заселялись в основном пришлым русским населением.

До середины XVIII века абсолютное большинство чувашей были земледельцами, поскольку ещё при " href="http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80_I_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9">Петре I служилые и даже знать были приравнены в правах к государственным крестьянам. Кроме того, до XIX века сохранялся запрет заниматься металлообработкой.

Вследствие тех же «заградительных» причин купцов среди чувашей было меньше, чем среди русских и татар. Ситуация начинает меняться в первой половине XIX века. Тогда чуваши активно вовлекаются в социально-экономически процессы, происходившие в Российской империи. Большое значение имела отмена крепостного права в 1861 году, поскольку ранее неземледельческие занятия были развиты относительно слабо.

Дополнительным стимулом для экономического развития стало строительство в 1894 году Казанской железной дороги, которая позволила населению выйти на общероссийский рынок. Но вся эта «чувашская оттепель» к ХХ веку ситуацию кардинально не поменяла. Это был аграрный регион, на который приходилось всего порядка 30 предприятий.

Аз и буки национальных интересов

Сельский характер жизнедеятельности чувашей предопределил их роль в событиях ХХ века. Социалисты-революционеры, ориентировавшихся в том числе на сельских хозяев, пользовались большой поддержкой в регионе. Этим обусловлено активное участие местного населения в . Чуваши выступали не только с экономическими, но с политическими и национальными требованиями.

Ещё во второй половине XIX века среди населения становятся популярными идеи национальной консолидации. Этому способствовали компактное проживание чувашей, распространение грамотности, возникновение национальной интеллигенции. Большую роль в этом сыграла деятельность просветителя Ивана Яковлева, поддержанного инспектором народных училищ Симбирской губернии Ильей Ульяновым - отцом Владимира Ульянова-Ленина. Смыслом работы являлось просвещение и национальный подъём чувашского народа, приобщение его к русской культуре.

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тысяч жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первое такое учебное заведение открылось на личные средства Ивана Яковлева и размещалось на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии в 1871 году школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Введение начальной подготовки национальных учительских кадров, рост чувашских школ логически завершило создание в начале 1870-х годов новой письменности на русской графике и формирование единого литературного языка.

К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1-го разряда.

Революционное движение способствовало дальнейшему сплочению чувашей. В декабре 1905 года им удаётся добиться разрешения на выпуск в Казани еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» («Весть»). И хотя из этой искры пламя не разгорелось, газета сыграла значительную роль в распространении идей национального объединения чувашей. Настолько заметную, что в 1907 году издание почти на 10 лет было закрыто. В то же время, в 1905-1907 годах, в Чувашии возникают национально-демократические организации.

В 1907-1914 годах по региону прокатились выступления крестьян. Это была реакция на . Придерживаясь общинной жизни, чуваши не заводили хуторов и не выходили из общины. Часть чувашских крестьян в ходе реформы переселилась в Сибирь, однако были разочарованы, так как обещания правительства по выделению переселенцам лучших земель и долгосрочных ссуд так и не были выполнены. Итогом и стали многочисленные выступления против аграрной политики властей.

Накануне Октября

Февральская революция способствовала росту национального движения многочисленных народов бывшей Российской империи. Первоначально чуваши, в отличие от татар и башкир, не были готовы к борьбе за национальную автономию. Здесь большую роль играло местное духовенство, которое выступало за единое православное государство.

В этих условиях чуваши искали иную форму национальной консолидации, которой стал «Союз мелких народностей Поволжья», созданный 22 марта 1917 года на съезде представителей нерусских народов в Казани. Организация заявляла прежде всего культурно-просветительные задачи: изучение истории и этнографии народов региона, их просвещение, издание литературы на национальных языках. Следующим шагом на пути к национальной консолидации стало создание в июне 1917 года Чувашского национального общества на Первом общенациональном съезде в Симбирске. Заметную роль в нём играли представители интеллигенции, целью была борьба за создание национальной автономии и развитие образования. Наибольшее влияние в обществе имели эсеры, поэтому объединение поддерживало Временное правительство. Значительное влияние объединения на чувашей Казанской и Симбирской губерний позволило провести пять лидеров в Учредительное собрание.

В то же время уже в 1917 году в национальном движении наблюдается раскол на сторонников и противников большевиков. Правые эсеры и Чувашское национальное общество безоговорочно поддерживали Учредительное собрание, парламентскую демократию. Левые эсеры были сторонниками Советов, выступая за построение на их основе пропорционально-национального представительства. Колеблющуюся позицию занимали чувашские военные организации.

Чувашская советская государственность

Октябрьская революция была встречена чувашскими крестьянами с тревогой. Национальная интеллигенция также не поддержала проект Башкиро-Татарской республики, опасаясь оказаться в меньшинстве среди мусульманских народов.

18 мая 1918 года создан Чувашский отдел при Hаркомнаце РСФСР. Его заведующим был назначен левый эсер Даниил Эльмень. Впоследствии он на несколько лет встанет во главе Чувашского областного комитета РКП(б).

24 июня 1920 года на заседании Совнаркома было принято решение об образовании Чувашской автономной области с административным центром в Чебоксарах. С 1995 года эта дата отмечается как «День чувашской государственности».

Впрочем, некоторые источники утверждают, что и здесь не обошлось без Ульянова. Только теперь не отца, а сына. И, конечно, коммунистического духа.

«…Вопрос о Чувашской Трудовой Коммуне внёс Иосиф Ходоровский (глава исполкома Казанского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов). Обсуждали, некоторые высказывались против выделения чуваш в отдельную административную единицу, но Ленин решительно поддержал и в результате решили признать возможным выделению, при этом название «Коммуна» признаётся неприемлемым, так как крестьяне не любят, а предложили «Чувашскую область», - писал Даниилу Эльменю 18 июня 1920 года его заместитель Сергей Коричев.

В апреле 1925 года автономная область была преобразована в Чувашскую республику, которая включила в себя Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды Казанской губернии, часть волостей Буинского и Курмышского уездов Симбирской и Козьмодемьянского уезда Казанской губерний, а также Алатырского уезда Ульяновской губернии. И хотя в 1925 году площадь республики достигла 18,3 тыс. кв. км, а доля чувашей в её населении оставалась преобладающей (74,6%), на самом деле на её территории оказалось лишь 60% всех чувашей страны.

В ХХ веке чуваши, как и многие другие народы, испытали на себя все трудности советской модернизации, пришедшей на смену революциям и гражданской войне. В январе 1921 года республику потрясло мощное антисоветское восстание, которое было жестоко подавлено. Почти семь тысяч чувашских крестьян выступили тогда против продразвёрстки.

Испытательный период

Голод, разразившийся в стране в 1921-1922 годах, затронул и чувашские земли. К лету 1921 года в области голодали порядка 760 тысяч человек. За 2 года умерло более 13 тысяч жителей.

Отказ от политики «военного коммунизма» способствовал частичному восстановлению экономики Чувашской республики. За стахановские темпы - точнее, «выдающиеся успехи в деле социалистического строительства» - в году Чувашская АССР одной из первых автономных республик награждена орденом Ленина.

Великая Отечественная война стала новым испытанием для Советской России и её народов. Чувашия отправила на фронт 208 тысяч человек, половина из которых не вернулись домой. Мужество и героизм 54 тысяч из них отмечены орденами и медалями, 85 жителей республики получили звание Героя Советского Союза, 13 человек стали полными кавалерами ордена Славы. На чувашской земле родилось более пятидесяти выдающихся полководцев, генералов армии и адмиралов флота.

В годы войны в республику были эвакуированы Харьковский и Московский электроаппаратные заводы. На средства народа были построены бронепоезда «Комсомол Чувашии» и «За Родину».

После Победы всей стране пришлось восстанавливать израненное хозяйство родины. В 1950-1980-е годы среднегодовые темпы прироста общего объёма продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. Были построены Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат , заводы тракторных запасных частей и электроизмерительных материалов. В 1950-1960-е годы Чувашия стала индустриально-аграрной республикой.

Чаваш Республики

Во время «парада суверенитетов» расчёт Чувашской АССР строевым шагом передислоцировался в Чувашскую республику. Случилось это преобразование 13 февраля 1992 года. Пропуском через границу стала Декларация о государственном суверенитете, принятая 24 октября 1990 года.

В регионах в эти переломные для страны годы большую роль играли местные хозяйственники. Чувашия являлась главным образом аграрной. И первым президентом стал не «красный директор завода», а экс-министр юстиции, публично критиковавший действия Бориса Ельцина во время событий октября 1993 года -— 36-летний Николай Фёдоров.

Одновременно с формированием республиканской власти идёт оформление национального движения в форме Чувашского национального конгресса (1992 год) и Чувашского общественно-культурного центра, которые выполняют важные функции консолидации и сохранения национальной идентичности чувашей как внутри республики, так и за ее пределами. В этот же период возникают общественные объединения (центры) других национальностей республики.

Путь от первого государства - Волжской Болгарии - до современной Чувашской республики пролегал по тернистым тропам и территориям чужих национальных краёв. Потребовалось семь веков, чтобы отстроить порушенную государственность. Несмотря на все испытания, чуваши не озлобились. Они и сегодня остаются одним из самых приветливых народов в составе многонациональной России.

Литература

Дмитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к Российскому государству. Чебоксары, 2001.

Иванов В.П., Николаев В.В., Дмитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. М., 2000.

Чуваши: история и культура. Т. 1. Чебоксары, 2009.

Гимади Х. Г. Народы Среднего Поволжья в период господства Золотой Орды // Материалы по истории Татарии. Вып. 1. М., 1948.

Свечников С.К. Присоединение Марийского края к Русскому государству. Казань, 2014.