Традиционная технология палехской лаковой миниатюры. Палехская роспись: история возникновения, отличительные особенности и технология изготовления предметов в технике лаковой миниатюры Современные художники палеха

Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.

Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон. Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов. Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.

Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. Жегалов
Кроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы). На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу. И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.

Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Изготовление изделий под роспись

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. Баженов
Раскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.

«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов

Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Портсигар "Битва", 1930 г.
Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г.
Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г.

Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5



Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г.
Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г.
Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35



Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г.
Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5



Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г.
Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5



Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г.
Котухина Анна Александровна 1915 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19



Пластина "Палех"
Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г.
Папье-маше. темпера, золото.



Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г.
Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4



Шкатулка "Чапаев", 1955 г.
Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4



Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г.
Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.



Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г.
Лопатина Нина Павловна 1948 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5



Тарелка "Песня", 1979 г.
Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5



Шкатулка "Фауст", 1957 г.
Голиков Н.И.
Папье-маше, темпера, золото, лак.



Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г.
Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5



Шкатулка "Русский лен", 1974 г.
Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8



Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г.
Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3



Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г.
Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.



Шкатулка "Зима" 1993 г.
Иванова А.Н.



Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г.
Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г.
Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5



Портсигар "Гвидон", 1999 г.
Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

Павел Баженов. Пластина «На страже границ СССР». 1935 год

Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на са-мом деле этой художественной тради-ции несколько веков. Палех стал центром еще в XVII веке; палехская икона до револю-ции была не менее знаме-ни-та, чем палехская шкатулка сегодня, и эти два вида искусства состоят в прямом родстве. В 1924 году, через семь лет после револю-ции, палехские потомствен-ные иконописцы придумали, как применить свое мастерство и сохранить древ-нерусскую художе-ст-венную традицию в новой, атеисти-ческой культуре. Масте-ра Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Мар-ки-чев и искусствоведы Анатолий Бакушинский и Александр Глазунов создали палехскую Артель древней живописи и пере-несли иконопис-ные стили в лако-вые миниатюры Похожим образом поступили мастера Холуя и Мстёры, но, хотя эти три центра лаковой миниатюры часто ставят в один ряд, каждый из них самобытен. Палех — родоначальник художественного стиля и уникальных автор-ских произведений в миниатюре, монумен-таль-ном искусстве, книжной графике, сцено-графии и украшении фарфора. Холуй и Мстё-ра занимаются исключительно лаковой ми-ниатюрой. Холуй в своих композициях более лаконичен и ориен-тирован на массовое копи-рование с образцов; там был создан жанр миниатюр-ного пейзажа. Мстёра любит реали-стичную живопись, полностью заполняет чер-ный фон и предпочитает теплый золоти-стый или голубовато-серый цвето-вой тон. . Разумеется, советская власть не называла палехских худож-ников наследниками многовековой тради-ции, для нее искусство Палеха стало народным промыслом, а художники — кре-стьянами. Навязанная идеологией «народ-ность» диктовала сюжеты и их вос--приятие: в любом событии, будь то полет в космос или уборка урожая, виделась чудесная сказка. В постсовет-ской мифологии многообразное искус-ство Палеха — это «агитлак», массовое производство изделий с советской сим-во-ликой и тематикой. А на самом деле миниатюры палехской Артели древней живописи писались на веч-ные сюжеты вроде «Жнитвы » или «Поце-луя » и от-правлялись на экспорт. Запад, впервые увидев-ший палехское искус-ство на вы-ставке в Венеции в 1924 году, с тех пор исправно заказывал шкатулки и ждал не агитлака, а аполитичных сюжетов. Революцион-ная же тематика произведе-ний была в основном ситуативной: шка-тулки создавались к все-союз-ным вы-ставкам или как эксклюзивные подар-ки партийному руководству. Напри-мер, одна из самых интересных композиций с совет-ской тематикой — пластина Пластина — интерьерное украшение из папье-маше. Павла Баженова «На страже границ СССР» 1935 года.

Как палехская миниатюра наследует иконописи

Четырехчастная икона со святыми на полях. Палехские письма. Вторая половина XVIII века Дом-музей П. Д. Корина, Москва / palekh.narod.ru

Павел Баженов. Чурило Пленкович. Шкатулка. 1934 год Музей-квартира А. М. Горького, Москва / Wikimedia Commons

Каждый мастер Палехской артели в лаковой миниатюре применял свой люби-мый , отсюда разнообразие нового искусства. В произведе-ниях Ивана Вакурова — явные традиции новгородского стиля XV века. В компо-зициях Ивана Голикова, Александра Котухина и Дмитрия Буторина — строга-новской школы XVII века. В работах Ивана Маркичева, Ивана Баканова можно на-йти традиции фресок Спаса на Нередице, Андрея Рублева, мастеров Костро-мы и Ростова XVII века. Аристарх Дыдыкин идет от традиций школы Симона Ушакова и палехского стиля XVIII века; Иван Зубков — от фряжского письма конца XIX века. Стилистические особенности разных иконописных стилей луч-ше всего видны в изображениях горок, деревьев и архитектуры. А вот изо-бра-жения людей и коней подверглись большей трансфор-мации, потому что авто-ры следовали сюжетам и композиционным задачам XX века.

Михаил Зиновьев, Василий Маркичев. Икона «Минеи с Воскресением и страстями Господними». XIX век Государственный музей палехского искусства

Иван Голиков. Бисерница с росписью «Битва». 1926 год

Размер бисерницы - всего 4 на 5 см.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / palekh.narod.ru

Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их на-зывали, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы на сюжеты миней Минея (от греч. «длящийся месяц») — книга с текстами для церковного или домашнего годового богослужения. , двунадесятых праздников, мелкие житийные иконы, компо-зиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было со-хра--нение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, вир-туозная иконописная техника, но глав-ное — на небольшой поверхности икон-ной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или обра-зов. Это умение — одна из основ палехского стиля. Мастера распи-сывали кро-шечные бисерницы и броши, умещая на них былинные сюжеты со множе-ством героев.

Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Палехские письма. Середина XVIII века

Клеймо - это сюжетно и композиционно самостоятельная часть иконы.

Государственный музей палехского искусства

Иван Зубков. Портсигар c росписью « Из-за острова на стрежень…». 1927 год Государственный музей палехского искусства

Иконография палехских акафистов дала много вариантов изобразительных реше-ний для самых разных пространств и сюжетов: море, горы, здания внутри и снаружи, народ на городской площади, одинокий путник в лесу или пустыне. Художники заимство-вали эти иконографические решения и развивали их коло--ристи-чески и пла-сти-чески для решения новых задач.

Икона «Великомученица Варвара». Палехские письма. Вторая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Дмитрий Буторин. «У лукоморья дуб зеленый…» Государственный музей палехского искусства

Палехские мелочные иконы отличаются очень сложной композиционной струк-турой со множеством мини-сюжетов в одной иконе и четким центром композиции. Например, этот принцип использует художник Дмитрий Буторин в миниатюре «У лукоморья дуб зеленый…». Он строит композицию по кано-ну: в центре оказывается Пушкин, записы-вающий сказки кота, а все остальные груп-пы персонажей с композиционной точки зрения подчиняются этому центру.

Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Первая половина XVIII века Государственный музей палехского искусства

Иван Баканов. Шкатулка с росписью «Палех». 1934 год Государственный музей палехского искусства

Основой палехского лакового искусства стала сложная живописная техника плавей, тоже сохраненная из иконописи. В этой технике прозрачные краски разных тонов наносятся в несколько слоев, каждая плавь отвечает за свой участок рисунка. В иконах таким методом прописывали лики. В результате переходы от темного к светлому незаметны, а резкие белильные движки, завершающие работу над изображением, придают ему динамичности.

Икона «Покров Богоматери». Палехские письма. Середина XIX века Государственный музей палехского искусства

Александр Котухин. Шкатулка с росписью «Сказка о царе Салтане». 1946 год Государственный музей палехского искусства

В палехской иконе живопись органично соединялась с золотыми фонами. Золо-том расписывали пробела одежд Пробел — прием иконописи и палехской жи-вописи, с помощью которого достигается ощу--щение объема фигур; штрихи, написан-ные белилами, золотом или краской в не-сколь-ко слоев. , узорочье решеток, занавесей, риз. Роспись золотом используется и в лаковой миниатюре, решая самые разные декоративные задачи (это еще одно существенное отличие Палеха от других центров лаковой миниатюры — Холуя, Мстёры и Федоскина).

Акафист Спасителю. Икона палехского письма. Конец XVIII века

Государственный музей палехского искусства

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс , то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

1

Герб Палеха


Флаг Палеха

3


1


Въезд в город

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12-13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

1


Экпозиционно-выставочный центр, в котором расположен музей икон


Икона «Акафист Спасителю» 1770-е гг. Считается эталоном палехского стиля иконописания. Одна из самых ценных икон музея Палеха.

Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании напротив через улицу Баканова. Экспозиция музея лаковой миниатюры начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н. И. Голикова, А. В. Котухина, И. В. Маркичева и других мастеров, включая современных. По экспозиции можно проследить всю историю палехской лаковой миниатюры. В музее лучше взять экскурсию, тогда искусство Палеха точно не пройдет мимо Вашего сознания. Для нас экскурсию проводила представительница одной из известнейших династий художников Палеха — Кориных. Сама по профессии художница, как большинство её родственников и предков, муж скульптор.

1

Лаковые миниатюры хранятся в витринах под стеклом и их сложно сфотографировать

3


2


2


2

3


Классические образцы палехской лаковой миниатюры

2


1


Идеологически выдержанные работы

2

Работа, посвященная Гагарину. Говорят, что эту работу палехским мастерам заказал лично Юрий Гагарин и планировал подарить Хрущеву.

Крестовоздвиженский храм. Возведён в 1762−1774 годах в строгих формах древнерусского зодчества 17-го века мастером Егором Дубовым на высоком холме и господствует над Палехом. Храм был построен на средства прихожан. Роспись стен была закончена к 1807 году. Храм состоит из четырёх пределов и высокой колокольни. Внутренние помещения храма покрыты фресковой живописью, выполненной палехскими мастерами под руководством братьев Сапожниковых, владельцев иконописной мастерской в Москве. В многочисленных композициях представлена библейская история. Все картины выполнены в холодных голубых тонах безоблачного неба. К сожалению, внутри храма фотографировать не разрешают. Голубой цвет куполов Крестовоздвиженского храма является его отличительной особенностью, редко встретишь такой нежный небесный цвет оформления куполов. Все члены нашей небольшой компании единодушно отметили архитектурную оригинальность и исключительную красоту цветового оформления храма и связали её с хорошим художественным вкусом палехских жителей. Крестовоздвиженский храм не был разрушен в эпоху гонения на церковь и в этом тоже заслуга палешан. Они проявили некоторую хитрость, когда обратились в Наркомпрос РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства, что собственно и спасло храм и всё его содержимое.

8


Крестовоздвиженский храм

4

Колокольня Крестовоздвиженского храма

4


Фрагмент наружной стены Крестовоздвиженского храма с авторской надписью: «Сей храм Воздвижения Честного Креста Господня мастер Егор Дубов».

8


Вечерная панорама Палеха с колокольней Крествоздвиженского храма

Дом-музей Ивана Ивановича Голикова. Первый мемориальный музей в Палехе, связанный с творческим наследием палешан. И. И. Голиков считается основоположником палехской лаковой миниатюры и одним из самых талантливых и ярких художников Палеха. Дом-музей был открыт в 1968 году и находится во дворе музея палехских икон. Экспозиция музея состоит из мемориальной комнаты, где представлены личные вещи художника, а также исторической части, рассказывающей о создания Артели древней живописи в Палехе. Представлены уникальные старинные фотографии Палеха. Один из стендов музея представляет процесс создания палехской шкатулки с раритетными личными инструментами Голикова. Среди экспонатов музея есть редчайшая выпущенная в 1934 году книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями Голикова. Примечательно, что художник не только создал иллюстрации к книге, но и от руки написал весь текст.

5


Дом-музей Голикова

3


Бюст И. И. Голикова перед домом-музеем

1

Рабочее место И. И. Голикова. Колба — это аналог лампы дневного света, под которой работали палехские мастера. В неё заливали слабый раствор медного купороса и после отражения свечения керосиновой лампы, свет принимал нужный спектр.

1


Стенд демонстрирует последовательность создания знаменитой палехской шкатулки. На стенде есть личные инструменты И. И. Голикова.

Дом-музей Корина. В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей Павла Дмитриевича Корина, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий. П. Д. Корин бережно сохранил этот старинный дом, построенный в конце 19-го века его бабушкой, обстановку и вещи, которыми пользовались его предки и завещал все это родному городу вместе с уникальной коллекцией икон, иконописной графики и западноевропейскими гравюрами. В музее есть и работы многих членов династии художников Кориных — отца, братьев и самого П. Д. Корина: «Ветка рябины», «Палех строится», «Пейзаж с соснами» и др.

4


Дом-музей Корина

Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина. В 1978 года в Палехе открылся музей-мастерская скульптора Николая Васильевича Дыдыкина — заслуженного деятеля искусств РСФСР. По аналогии с Домом Корина, этот дом хранит память о старинном палехском роде Дыдыкиных, представители которого дорожили и гордились своим ремеслом. В этой крошечной мастерской были созданы скульптурные портреты старейших художников лаковой миниатюры: И. И. Голикова и Н. М. Зиновьева, несколько скульптурных и живописных работ Андрея Рублева, портреты А.Блока, Д.Байрона, С.Рахманинова и др. Мастерская и более ста работ Н. В. Дыдыкина были завещаны им Государственному музею палехского искусства.

Церковь Ильи Пророка или Ильинская церковь. Является памятником архитектуры 17-го века. Церковь расположена на территории старинного погоста, где сохранились могилы известных художников Палеха: четы Софоновых, четы Кориных, И. И. Голикова, И. М. Баканова и др. Роспись храма была произведена местными палехскими мастерами мастерской Софонова.

1


Ильинская церковь

Улицы старого Палеха являются своеобразным музеем, где каждый дом напоминает о иконописцах и мастерах палехской миниатюры, которые в них жили и творили, здесь рождались их дети и внуки — следующее поколение художников.

На центральной улице висит яркий плакат в палехском стиле, на котором изображены основные достопримечательности.

3


Достопримечательности Палеха, всё в шаговой доступности:

1-Гостиница «Ковчег» 2-Салон «Русские лаки» 3-Музей лаковой миниатюры 4-Музей иконы 5-Дом-музей И. И. Голикова 6-Бюст И. И. Голикова 7-Дом Культуры Палеха 8-Фонтан «Колос» 9-Крестовоздвиженская церковь 10-Информационно-краеведческий центр 11-Конюшни 12-Храм Ильи Пророка (Ильинская церковь) 13-Часовня А.Невского 14-Памятник воинам-палешанам 15-Дом-музей П. Д. Корина 16-Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина 17-Столовая «Палех» 18-Палехское художественное училище 19-Художественная мастерская «Палехский стиль»

1


Вот такая центральная улица Палеха

4


Река Палешка расположена совсем близко от центра поселка

7


Заводь на реке Палешка

6


А это центральный дом Культуры

1


Практически единственная местная гостиница под названием «Ковчег» на 7 номеров

1


Одна из главных достопримечательностей — каменный дом иконописца Николая Михайловича Софонова. Дом был построен в 1860 году и сохранился до наших дней. Н. М. Софонов (1844-1910) — известнейший мастер иконописания, знал в совершенстве древнерусскую иконопись, её стили, бережно хранил традиции этого искусства и в этом духе воспитывал своих мастеров и учеников. В его иконописной мастерской работало до 250 работников, за безупречное качество работ ему было присвоено звание «Поставщика Его Императорского Величества». Был прекрасным хозяином, платил работникам хорошее жалование, давал возможность серьезно работать, строил для своих работников дома в Ильинской слободе (ныне улица Горького), некоторые из них сохранились до наших дней. Работники его мастерской среди прочих работ проводили реставрацию древних памятников иконописи: фресок Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, Успенского собора Владимира, храмов Сергиева Посада, Пскова, Царицына и других городов России.

Где научиться палехскому письму

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться Палехским художественным училищем имени А. М. Горького. Это училище существует до настоящего времени. Срок обучение — 4 года. Каждый год на бюджетные места принимается 16 человек, как палешан, так и жителей других регионов. Конкурс говорят огромный. Много выпускников остается в Палехе. Качество обучения в Палехском училище высоко ценится профессиональным сообществом и выпускникам не составляет труда найти работу по специальности. В последние годы выпускники все чаще находят призвание в родной для палехского художника профессиональной деятельности — иконописи и настенной живописи и они активно участвуют в росписях православных храмов по всей России и за рубежом. Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня в Палехе существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих как традиционные лаковые миниатюры, так и иконы.

На обратном пути из Палеха проезжали мимо Палехского художественного училища и над его входом заметили объявление, что в его фойе проводится выставка продажа лучших работ учеников училища. Не могли отказать себе взглянуть на работы нового поколения художников Палеха. Прокомментировать работы учеников к нам запросто спустился директор училища Михаил Романович Белоусов, личность очень известная в Палехе. Во многом его заслуга, что училище имеет столь высокую репутацию в российском художественном сообществе. В качестве сувенира купили шкатулку лучшей ученицы училища, по внешнему виду ее не отличишь от лучших образцов палехского искусства и это не может не радовать.

1


Даже ящики противопожарных кранов в училище расписаны под Палех

Но не спешите бежать учиться палехскому письму, по сути это адский труд. Сначала надо изготовить форму, на которой будет производиться роспись. Изготавливается она из картона, лучше всего подходит материал из хвойных пород дерева. Картон нарезают на полосы, смазывают мучным клейстером и накладывают в несколько слоев на деревянную форму (болванку). После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления получается заготовка необходимой формы и размера. Заготовку просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем её опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего сушат несколько дней в специальной печи, температура в которой поддерживается на определенном уровне. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю — масляного лака с киноварью. Киноварь — это известный ртутный минерал алого цвета. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают в печи. Наконец заготовку обрабатывают пемзой, чтобы краски не скатывались с гладкой поверхности. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись. Но это только подготовка. Сама роспись производится свежими яичными темперными красками слой за слоем в течение достаточно длительного времени. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, далее с помощью белил делается подмалевок. Именно по нему мастер будет наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Для их нанесения нужны тончайшие кисти и каждый художник сам вяжет их из беличьего волоса. Завершается работа прописью творенным сусальным золотом (приготовление творенного золота на яичном желтке — это отдельная песня) и «серебром» на основе алюминия. Золотое обрамление рисунка — это ключевой элемент техники палехского письма. После этого раскрашенный золотом рисунок полируют клыком кабана или волка, а затем все изделие покрывают несколькими слоями лака. После нанесения каждого из них рисунок просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Окончательная полировка производится только рукой. Поверхность обрабатывается в течение нескольких часов ладонью, смоченной водой. Лаковая поверхность, отполированная рукой до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и насыщенность. И как после такой работы язык повернется сказать, что палехские шкатулки слишком дорогие?

Есть такие проникновенные стихи местного поэта из Иваново Дмитрия Семеновского (1894-1960), посвященные Палеху, которые не смогли не упомянуть:

Пусть же по краскам доски полированной…

По переливам ларца…

Будет разглядывать взор очарованный…

Душу народа творца…

Нам понравился Палех, как город древнего народного промысла, который сохранился и развивается, несмотря на бурную российскую историю 20-го века. Нельзя сказать, что сегодня все легко и просто у палехских художников. Есть проблемы, как у всей страны, но после посещения города осталось светлое чувство, что и дальше все хорошо сложится у палехских мастеров. Внешний вид города где-то неустроен, можно поработать над дорогами и транспортом, некоторые дома требуют ремонта. И если сравнивать Палех с небольшими уютными западноевропейскими городами, то сравнение по внешнему виду будет конечно не в пользу Палеха, но по эмоциональному воздействию на русского человека ни один зарубежный город даже близко не стоит рядом с Палехом.

Несколько слов об особенностях лаковой миниатюры — «визитной карточке» Палеха, слишком много сегодня можно встретить подделок. Лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, а внутри — красный. На лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», а в правом нижнем — инициалы автора. На днище изделия должен стоять фирменный знак предприятия, покрытый лаком. Стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.

Как добраться до Палеха

Железнодорожной станции в Палехе нет, ближайшая станция находится в 30 км в Шуе. Из Москвы на поезде лучше ехать до Иваново. Далее на автобусе. На автомобиле из столицы самый короткий путь проходит через Владимир и Ковров, расстояние примерно 350 километров. Ехать нужно по дороге М7 через Владимир и Иваново, а затем по Р152 через Шую — переезд займет около 6 часов. От Иванова до Палеха — 65 километров, от Нижнего Новгорода — 170 км.


Палех - маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. А на сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого,
кто их однажды увидел.


На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.


Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время.


Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил "знаменщик", одежды и палаты писал "доличник", а лица - "личник". Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.


Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.


А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.


А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.



Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.





По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.




Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись - красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.



И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.


Каждый из мастеров-миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.