Выбор анны толстовой. В третьяковской галерее открыли биеннале современного искусства Третьяковская галерея биеннале современного искусства часы работы

В Москве открывается Международная биеннале современного искусства. Главной площадкой в этом году станет Третьяковская галерея на Крымском Валу. Зрителям обещаны громкие имена современного арта и «Заоблачные леса» от куратора основного проекта Юко Хасегавы. Репортаж Станислава Дорэ.

Впервые основной проект Международной биеннале современного искусства представлен в Новой Третьяковке - одном из самых знаковых и престижных российских музеев. И, по словам специалистов, это показатель того, что пережившая ребрендинг и смену команды биеннале вышла на новый уровень.

«Я была членом Экспертного совета, поэтому я хорошо представляла себе проект, и это тоже было важным аргументом принять биеннале в галерее на Крымском Валу, тем более я знала, что куратор с уважением относится к искусству русского авангарда», - рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Основной проект биеннале - одно из главных событий этой осени. На открытии экспозиции - много известных лиц и почетных гостей. «Московская биеннале создавалась для того, чтобы угадать погоду на завтра, чтобы понять, что действительно расширяет наши границы о мире. И в этом смысле биеннале современного искусства - расширенное понимание человеческого бытия», - говорит специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

В этом году за основной проект биеннале отвечает один из самых модных и уважаемых кураторов в мире Юко Хасегава - директор Национального музея современного искусства в Токио. Свой проект она назвала «Заоблачные леса».

«Молодые люди - обитатели "облака" - интересуются новыми технологиями, существуют в безграничном пространстве Интернета, а жители "леса" - это художники, которые стремятся в своем творчестве к истокам, их пространство - в прошлом, в истории», - рассуждает куратор 7-й Московской международной биеннале современного искусства Юко Хасегава.

В экспозиции представлены практически все направления и актуальные тенденции в современном искусстве. Много проектов, связанных с виртуальной реальностью. Никакой провокации и китча. Выставка получилась по-японски сдержанной, загадочной, стильной.

Основной проект занял два этажа Новой Третьяковки. Экспозиция напоминает лабиринт: из темной комнаты попадаешь в светлую. Такова концепция архитекторов выставки - в «Заоблачных лесах» ночь сменяет день.

Более 200 работ! В «Заоблачных лесах» можно увидеть новые проекты как молодых и перспективных художников, так и мировых суперзвезд. Олафур Элиассон, которого называют одним из главных мастеров-экспериментаторов со светом и цветом, привез три свои инсталляции из серии «Пространство резонирует от вашего присутствия», один из главных скандалистов в мире современного искусства Мэтью Барни представил работу «Космическая охота», а его бывшая супруга, легенда мировой альтернативной музыки Бьорк, - новый проект Bjrk Digital, в котором певица споет каждому, кто наденет специальные виртуальные очки.

Седьмая Московская биеннале современного искусства стартует 19 сентября: в этот день в Новой Третьяковке открывается основной проект «Заоблачные леса» при участии Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни, а выставки параллельной программы, как водится, будут разбросаны по всему городу.

В этом году биеннале претерпела ряд важных изменений: во-первых, впервые за свою историю она будет длиться четыре месяца - аж до 18 января 2018 года. Во-вторых, сменилась команда: с поста комиссара ушел ее основатель Иосиф Бакштейн, который в 2005 году придумал Московскую биеннале на пару с куратором Виктором Мизиано. Теперь бал правит экспертный совет, в который вошли директора музеев, кураторы и прочие функционеры от культуры, по воле которых сменился и учредитель проекта - под запуск нынешней биеннале специально был создан фонд «Биеннале современного искусства». The Village отобрал десять выставок 7-й Московской биеннале современного искусства, которые пропускать категорически нельзя.

Текст: Татьяна Сохарева

Основной проект

«Заоблачные леса»

Предыдущая Московская биеннале, которую курировали Барт де Баре, Дефне Айас и Николаус Шафхаузен, проходила на ВДНХ. Она была своего рода ответом на назревший кризис формата: вместо развесистой трехэтажной выставки, какой, как правило, предстают биеннальные проекты, кураторы под меланхоличным лозунгом «Как жить вместе?» запустили непрерывный процесс сменяющих друг друга лекций, дискуссий и круглых столов. Под их аккомпанемент художники создавали свои работы на глазах у зрителей, но, увы, организаторы прогадали. Поставив принцип work in progress во главу угла, кураторская команда на выходе получила биеннале, которая больше не походила на имиджевый проект, призванный легитимизировать современное искусство в глазах российских культурных чиновников, а заодно и чурающейся его массовой аудитории, - она работала ровно наоборот.

Юко Хасэгава, директор Музея современного искусства Токио и куратор нынешней биеннале, сразу пообещала обойтись без экспериментов с формой и представила вполне традиционную выставку. Кстати, благодаря ей в историю Московской биеннале вошло еще одно новшество: Хасэгава впервые отбирала работы российских участников основного проекта через открытый конкурс, заявку на который мог прислать любой желающий. Созвав «креативное племя художников», она предложила поэтическую - и открытую практически любым интерпретациям - тему «Заоблачные леса», из которой выросло исследование о влиянии новых технологий на общество и природу.

Проект соединил работы 52 художников из 25 стран мира. Среди них есть очевидные суперзвезды вроде Мэтью Барни, который привезет в Москву специально созданную для биеннале серию «Космическая охота», его бывшей жены - исландской певицы Бьорк и Олафура Элиассона со световой инсталляцией «Пространство резонирует от нашего присутствия». Российские художники представлены в диапазоне от уже успевшего распасться звездного дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского до таких молодых авторов, как Илья Федотов-Федоров и Михаил Толмачев. Все они попытаются осмыслить мир как цельную экосистему, в которой технологии, искусство и медиа составляют единый организм. Будет ли он жизнеспособным, узнаем в Новой Третьяковке, куда биеннале, к слову, тоже въехала впервые - видимо, чтобы повысить статус события.

Где: Новая Третьяковка

Параллельная программа

На фотографии: «Заоблачные леса»

«Коллекция Биомуз / Наши березы, ваши березы»

В Биологическом музее группа шведских и российских художников решила перекодировать экологический вектор основного проекта на национальный лад и исследовать, каким образом национальная культура может присвоить себе, например, березу - дерево, которое растет почти повсеместно в северном полушарии. Проект «Наши березы, ваши березы» представляет собой несколько видео, которые будут проигрываться в разных залах музея среди естественно-научных коллекций. Среди них - фильм о садовых цветах, которые при определенном ракурсе выглядят как экзотические кущи, балет теней на морском берегу и исследование флоры и фауны старинного европейского парка.

Где: Государственный биологический музей имени К. А. Тимирязева

«Проспект непокоренных»

Московский музей современного искусства продолжает исследовать петербургское искусство на московской земле: начав с ретроспективных выставок таких идолов, как Владислав Мамышев-Монро и Тимур Новиков, он продолжает эту линию проектом «Проспект непокоренных». Студия «Непокоренные» была основана десять лет назад выпускникам академии Штиглица и считалась одним из немногих анклавов современного искусства на художественной карте Петербурга. Впрочем, к сегодняшнему дню Ирина Дрозд, Иван Плющ, Илья Гапонов, Татьяна Ахметгалиева уже давно примелькались как в Москве, так и на международных биеннале, да и, честно сказать, перестали ассоциироваться с тем локальным контекстом, с которого начинали. Тем не менее «Непокоренные» остаются сообществом, требующим серьезного осмысления - как вместе, так и порознь.

Где: ММОМА на Гоголевском бульваре

Recycle Group. Template of Life

(цикл «Прощание с вечной молодостью»)

Проект Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) как нельзя лучше вписывается в концепцию Юко Хасэгавы. Инсталляция Template of Life - это специальная капсула, которая должна передать зрителю ощущения компьютера в момент отключения от сети посредством визуальных и звуковых эффектов, уравняв, таким образом, человека и машину на уровне чувств. Для Recycle, как и для прочих участников выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью», эта выставка является своего рода итогом, хотя на деле лишь продолжает намеченную ими линию исследования мира, в котором человек перестал быть венцом творения, уступив место другой креатуре - новым технологиям. Попытка «Винзавода» осмыслить культ молодости началась с проекта живописца Егора Кошелева, который продолжили выставки Евгения Гранильщикова, Арсения Жиляева, группировки ЗИП и других художников - всего 12 проектов.

Где: «Винзавод», Цех Красного

Ирина Нахова. «Битва инвалидов»

Ирина Нахова считается изобретательницей «тотальных инсталляций», опередившей Илью Кабакова с его пространствами коммунального человека. При этом она одна из немногих представительниц того поколения, кто сумел перекодировать концептуальные практики 70-х на новый лад. Интерактивная инсталляция «Битва инвалидов» лишь отдаленно напоминает ее знаменитые «Комнаты» - особые пространства, которые художница конструировала у себя дома, становясь, таким образом, творцом и жильцом своих произведений. На этот раз она превратила пространство галереи в поле битвы, на котором Запад схлестнулся с Востоком, а реплики японского воина - с речью древнегреческого атлета. Однако ее интересует не столько столкновение двух великих цивилизаций, сколько то, как классическое искусство взаимодействует с современностью - особенно с современным зрителем.

Где: Pop/off/art gallery

На фотографии: Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

«Позади Москва. Пейзаж, натюрморт, портрет в творчестве московских художников»

Сложенный из нескольких десятков осколков портрет Москвы образца XX века представляет фонд In Artibus: более 50 произведений московских художников - от Аристарха Лентулова и Роберта Фалька до Михаила Рогинского и Владимира Вейсберга - создают свой образ столицы, через который здесь осмысляется феномен московской живописной школы. Быт, персонажи и целый клубок культурных наслоений, ассоциирующихся с Москвой уходящей или уже ушедшей навсегда. Перечень художников-москвичей воистину впечатляет: Илья Машков и Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов и Роберт Фальк, Анатолий Зверев и Дмитрий Краснопевцев, Михаил Рогинский и Борис Касаткин.

Где: In Artibus Foundation

«Оргия вещей»

В рамках проекта Владимира Логутова и Ильи Саморукова вещи, по завету французского философа Бруно Латура, наконец-то дадут отпор: вместе с группой художников (среди них - Игорь Самолет, Иван Горшков, Анастасия Кизилова, Роман Минаев и Алек Петук) кураторы исследуют связи между объектами и их способность быть или притворяться искусством. Однако если Латур грезил о «парламенте вещей», в котором каждый объект имеет собственную ценность, статус и место в иерархии, то Логутов и Саморуков обещают устроить настоящую оргию, освобождающую вещи как от своего изначального предназначения, так и от необходимости быть искусством.

Где: Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Илья Федотов-Федоров. «Инстинкт сохранения»

Еще один певец постгуманизма - Илья Федотов-Федоров, художник и биолог-генетик по образованию, - создал музей-лабораторию, в которой разнообразные скелеты, пробирки, схемы и чертежи образуют сокровищницу, какой мог бы владеть мир после исчезновения человека. Органическая природа здесь слилась с неорганической материей, а животные и растения мутировали так, что ни одному писателю-фантасту и не снилось. Так могла бы выглядеть кунсткамера будущего, если бы ее было кому поддерживать. Апроприируя научные методы описания мира в художественных целях, Федотов-Федоров, по сути, показывает, что любое знание, которым мы сегодня владеем, - лишь конструкт, созданный нами для упрощения коммуникации.

Где: Fragment Gallery

Кеичи Танаами. «Страна зеркал»

Кеичи Танаами - один из лидеров японского поп-арта, который сумел переплавить детские воспоминания о войне и оккупации в причудливый гибрид манги, классической японской гравюры, журнальной иллюстрации и рекламы. Познакомившись с Энди Уорхолом, Танаами, на тот момент снимавший экспериментальное анимационное кино, позаимствовал его стратегию и очень быстро стал одним из ведущих поп-артистов Японии. Он рисовал антивоенные плакаты, обложки для музыкальных альбомов и эротические картины с участием голливудских актрис, а в какой-то момент даже стал художественным руководителем японской версии Playboy. На выставку в Москву приедут его новые живописные работы, скульптура и видео-арт.

Где: галерея Гари Татинцяна

Хаим Сокол. «Бумажная память»

Память - пожалуй, единственная материя, с которой имеет дело художник Хаим Сокол. Он добывал ее, сопрягая между собой поломанные игрушки, газетные вырезки и прочий сор, оставшийся за бортом истории - личной и коллективной. Таким же «сором», отвергнутым современным обществом, стали для него мигранты, которым Сокол посвятил свои социально заряженные проекты. В этот раз он обратился к истории пространства, в котором проходили многие его знаковые выставки - архиву «Фабрики», - и создал серию графических работ, посвященных бумаге, которую производили здесь до превращения пространства в арт-кластер.

Где: ЦТИ «Фабрика»

фотографии: обложка - Laure Prouvost, 1 - Mathieu Merlet-Briand, 2 - Gert Jan van Rooij, 3 - предоставлено галереей Гари Татинцяна и студией художника

В Третьяковской галерее на Крымском Валу можно увидеть один из самых ожидаемых выставочных проектов «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка» — новый вариант постоянной экспозиции новейших течений.

Это уже четвертый с начала 2000-х годов показ и кураторская интерпретация процессов, происходивших в актуальном искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Каждый раз ракурсы экспонирования менялись и вызывали острые и заинтересованные обсуждения в профессиональном сообществе и у публики.

Настоящий проект — единственная в России панорама истории современного искусства, в которой представлены все ключевые направления и жанры. Она позволит понять исторические границы современности, поможет публике преодолеть стереотип о «сложности» восприятия современного искусства и отказаться от настороженности по отношению к нему.

Коллекция современного искусства в Третьяковской галерее формировалась на протяжении двадцати лет. В 1990-е годы ее основой стали произведения, приобретенные Министерством культуры, а также переданные в дар музею художниками или их наследниками. В начале 2000-х в Третьяковскую галерею перешла коллекция отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно», собранная Андреем Ерофеевым.


В 2014 году произошло важнейшее для Третьяковской галереи событие — Татьяна Вендельштейн, вдова коллекционера Леонида Талочкина, передала в дар музею значительную часть его уникального собрания, другая часть была приобретена для Галереи Министерством культуры РФ. С включением этого собрания в фонды музея в коллекции современного искусства восполнены многие лакуны — недостающие ранее имена и целые направления.

В настоящее время собрание современного искусства в Третьяковской галерее насчитывает свыше 5000 произведений — картин, объектов, ассамбляжей, инсталляций, видео-работ. Это единственное собрание в России, которое позволяет изучать и показывать историю современного искусства от послевоенной абстрактной живописи до актуальных практик 2000-х годов.

Смысл «перезагрузки» 2016 года заключается в соединении и сопоставлении работ, которые в разное время поступили в собрание Галереи. Произведения сгруппированы по направлениям, а также тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм — новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х».


В экспозиции представлено более 200 работ, половина из которых принадлежала Леониду Талочкину и сейчас впервые показана в стенах Третьяковской галереи после длительного процесса реставрации. Именно благодаря коллекции Талочкина музей получил возможность артикулировать и достойно показать такие направления, как новый реализм, поп-арт, минимализм и неоэкспрессионизм.

Кураторы и хранители отдела новейших течений вместе с дизайнером экспозиции Алексеем Подкидышевым отказались от привычных методов демонстрации и вместо традиционного формата «выставки» предложили формат «кабинета редкостей», где можно не только рассматривать произведения на стенах и в витринах, но также сидеть за столами, изучать и трогать интерактивные копии работ, предназначенных, например, для перелистывания или верчения в руках.

Специально к проекту разработана параллельная образовательная программа «Философия после искусства», которая включает серию лекций и дискуссий. Идеолог программы Дмитрий Волков, бизнесмен и меценат, кандидат философских наук и член Попечительского совета Фонда поддержки Третьяковской галереи, совместно с куратором выставки, заведующим отделом новейших течений Кириллом Светляковым приглашают современных художников, философов и зрителей взглянуть на работы, представленные в экспозиции, под другим углом и подискутировать на тему свободы воли и связи искусства и технологий.

19 сентября начинается 7-я Московская биеннале современного искусства. Основной проект на этот раз разместится в Третьяковской галерее на Крымском Валу, выставки параллельной программы — как обычно, по всему городу. Анна Толстова изучила программу биеннале и составила гид по наиболее заметным событиям


Принято считать, будто биеннале существуют для того, чтобы намечать новые перспективы современного искусства. Похоже, 7-й Московской международной биеннале современного искусства удастся показать, каковы эти перспективы, по крайней мере, в России, коль скоро она делается в эпоху консервативных перемен, и внутренние изменения в структуре биеннале совпали с внешними культурно-политическими трансформациями. Команда Московской биеннале сменилась: ее основатель Иосиф Бакштейн ушел в отставку с поста комиссара — теперь проектом управляют менеджеры культуры и созванный ими экспертный совет, на который возложена коллективная ответственность за все творческие решения. Что же до внешних процессов, похолодание на идеологическом фронте происходило постепенно, но в последние месяцы явно обострилось желание надзирать и наказывать по армии искусства. Министерство культуры выпустило циркуляр, в котором предложило собственное определение современного искусства: под ним теперь надлежит понимать все, что создано сегодня в плане изобразительного и визуального, скажем, живопись Студии военных художников имени Грекова. Минкультовское представление об актуальном прекрасном, мягко говоря, отличается от принятого в мировой профессиональной среде. Но зато с помощью официальных предписаний "что считать современным искусством" всем подведомственным институциям можно навязывать консервативную выставочную, образовательную и издательскую политику. В проправительственной печати обсуждаются идеи возродить творческие союзы и вернуть им цензурные функции. Можно предположить, что в этой новой реальности Московской биеннале отводится роль красивой ширмы, демонстрирующей не столько городу, сколько миру, что в области современного искусства в России все более или менее благополучно.

основной проект

Заоблачные леса


Куратор Московской биеннале, директор токийского Музея современного искусства Юко Хасегава, придумала поэтичную тему "Заоблачные леса": речь идет о "креативном племени художников", рыцарей новейших технологий и реформаторов художественных традиций, перемещающихся в информационные облака, но при этом не забывающих о культурных корнях; речь идет о новой экологии творчества и мире как экосистеме, где креативность стала движущей силой. Эта герметическая программа хороша и удобна своей аполитичностью, мантра о креативности созвучна модным управленческим идеям, к тому же тема соотносится с проходящим в России годом экологии, символически вписывая биеннале в программу официальных мероприятий. Выбор площадки для биеннале тоже подчеркивает ее государственнический статус: впервые основная выставка пройдет в главном национальном музее отечественного искусства, и, чтобы освободить место, в Третьяковской галерее на Крымском Валу разбирают постоянную экспозицию современного искусства — очевидно, как самую незначительную составляющую коллекции. Интересно, в каком виде она будет восстановлена по завершении долгоиграющей биеннале и войдут ли в нее — в соответствии с последними министерскими наказами — творящие сегодня грековцы и другие мастера военно-патриотического жанра.

Олафур Элиассон, "Пространство резонирует от нашего присутствия", 2017 год
Фото: Olafur Eliasson

Тистер Гейтс. "Двойное алюминиевое книгохранилище", 2016 год
Фото: Regen Projects

В списке участников — 52 художника из 25 стран мира, от США и Германии до Индонезии и Ирака. Что до России — акцент демонстративно сделан на молодежи: "Куда бегут собаки", Алина Гуткина, Алексей Мартинс, Анастасия Потемкина, Илья Федотов-Федоров, Валя Фетисов, Михаил Толмачев. На удивление много звезд первой величины: Мэттью Барни, Пьер Юиг, Олафур Элиассон, Райан Трекартин, Тистер Гейтс, Лор Пруво, группа Forensic Architecture — пожалуй, только Жан-Юберу Мартену в золотые, во всех смыслах, годы Московской биеннале удалось собрать подобный состав. Но и среди не столь именитых в перечне — полно экспонентов последних венецианских биеннале и документ. Однако все они служат фоном для главного украшения 7-й Московской биеннале — бурятского скульптора Даши Намдакова.

Райан Трекартин. "Хитрости тренировки", 2015 год
Фото: Ryan Trecartin

Пьер Юиг. "Без названия (Человеческая маска)", 2014 год
Pierre Huyghe, Hauser & Wirth, London, and Anna Lena Films, Paris

Наиболее подходящим местом для квазифилософического китча Даши Намдакова была бы какая-нибудь лавочка при региональном отделении Союза художников, если бы в числе ценителей его бронзы не оказалось несколько самых высокопоставленных эстетов Российской Федерации. Впрочем, правительственные вкусы сходятся на всем пространстве бывшего СССР, и из скромного ювелира Даши Намдаков понемногу начал превращаться в коллегу среднеазиатских придворных ваятелей, мастеров разнообразного батыр- и тимур-арта. Вполне возможно, что Юко Хасегава, не разобравшись толком в сложностях российской художественной жизни, приняла националистический салон Даши Намдакова за некую деколониальную практику. Но триумф бронзовщика, отвечающего разве что минкультовским критериям современного искусства, может стать прецедентом и впоследствии открыть дорогу на Московскую биеннале другим ревнителям вечных ценностей официоза наподобие Василия Нестеренко.

параллельная программа

Никаких специальных гостей и специальных проектов у Московской биеннале в этом году нет — все "попутчики" демократично включены в общую параллельную программу. О том, каких титанических усилий стоила ее разработка, красноречиво свидетельствует фраза из пресс-релиза: "Всего поступило 75 заявок, в параллельную программу вошли 69 выставок 49 институций". К биеннале оказались подверстаны едва ли не все проходящие в эти дни выставки современного искусства и даже модернизма, например выставка Константина Бранкузи из собрания Центра Помпиду в Мультимедиа Арт Музее. Эти попытки изображать венецианский размах в Москве выглядят комично, но ряд выставок действительно делался к биеннале, а не стал удачным совпадением в музейных графиках.


Триумфальная арка, Утопия ТЦ, Вишня подземная


Дмитрий Кавко. "Helplessness", 2017 год

Дмитрий Запылихин. "Вишня подземная", 2017 год

Ольга Божко. "Триумфальная арка", 2017 год

Центру творческих индустрий "Фабрика" каким-то чудом удается оставаться островком независимого — от политики, экономики и профессиональной конъюнктуры — искусства и предоставлять право голоса всем, кому не хватило высоких трибун. На этот раз голоса разделились: одни взялись за критику общества потребления, другие — за защиту прав потребителя. Ольга Божко выстроит настоящую "Триумфальную арку" из кирпичиков бумажной упаковки для продуктов, а Дмитрий Кавко — модель утопического города, представляющего собой тотальный торговый центр. Тогда как команда художников под руководством Алексея Иорша и Анны Руссовой вступится за невинно убиенные овощи и фрукты, казни которых нам регулярно показывают по телевизору.

Коллекция БИОМУЗ / Наши березы, ваши березы


Вдохновившись фантастической историей архитектурного ансамбля Биологического музея, выстроенного немецкими и шведскими архитекторами в псевдорусском стиле для Музея русских древностей, который в советское время вынужден был уступить место Музею живой природы, группа шведских и русских художников решила выяснить национальный вопрос в отношении "родных берез". То есть разобраться, почему березе, растущей повсеместно в северном полушарии и не признающей никаких государственных границ, удалось стать национальным и даже националистическим символом для многих народов.

Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, сентябрь 2017 — май 2018

Оргия вещей


Самарские интеллектуалы, художник Владимир Логутов и культуролог Илья Саморуков, давно находятся в плену идей Брюно Латура и заразили ими большую группу товарищей. Под кураторским руководством Логутова и Саморукова статус вещи в жизни и искусстве исследуют Игорь Самолет, Андрей Сяйлев, Александр Веревкин, Иван Горшков, Илья Гришаев, Анастасия Кизилова, Петр Кирюша, Кирилл Макаров, Роман Минаев, Алек Петук и другие.

Мастерская Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, 19 сентября — 1 октября

История о том, как никто ничего не понял


Бурная революционная юность Валерия Чтака, ученика Авдея Тер-Оганяна и члена группы "Радек", сменилась затяжной благонадежной молодостью — виртуоз жанра концептуалистских граффити, он был едва ли не первым художником, которому удалось перевести стрит-арт в формат галерейного искусства, сделав фирменным товаром иронию и двусмысленность. Вот и тотальная инсталляция, имитирующая разноголосицу "злых улиц" в парниковом пространстве хайтековской башни "Москва-Сити", полна иронических полунамеков. Москва, мегаполис, урбанистика, реновация — если кто-то не понял, социальные противоречия, поднятые на высоту 215 метров, снимаются.

Проспект Непокоренных


"Непокоренные" — прекрасный материал для исследований того, как образуются художественные сообщества и художественные поколения. Не группа с манифестом, не движение с единой эстетической платформой и даже не сквот, но студия, арендованная выпускниками Художественно-промышленной академии имени Штиглица на заводе по адресу: проспект Непокоренных, 17 в Петербурге. Общность школы и условий существования, общая амбициозность и художественно-промышленное ремесло в руках — за десять лет существования студии "Непокоренных" возникло новое "молодое петербургское искусство": Илья Гапонов, Кирилл Котешов, Ирина Дрозд, Иван Плющ, Максим Свищев, Татьяна Ахметгалиева, Виктория Илюшкина, Вероника Рудьева-Рязанцева, Стас Багс, Илья Гришаев, Ася Маракулина, Семен Мотолянец, Алена Терешко и другие.

Выставку Ильи Федотова-Федорова курирует Алексей Масляев, и это многообещающий дуэт одного из самых оригинальных молодых художников и одного из самых одаренных молодых кураторов Москвы. Объекты и инсталляции Ильи Федотова-Федорова, генетика по первому образованию, наполнены меланхолическим чувством обреченности мира на клеточном уровне. Катастрофическая картина является и в инсталляции "Инстинкт самосохранения", напоминающей не то лабораторию, не то кунсткамеру будущего, когда границы между органическими веществами и неорганической материей окажутся стерты, а лимиты человеческого познания исчерпаны.

7-я Московская биеннале современного искусства , 19 сентября 2017 – 18 января 2018

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.