Евгений онегин человек. Евгений Онегин как первый «лишний человек» в русской литературе. (Пушкин А. С.)

РЕФЕРАТ по ЛИТЕРАТУРЕ

«Евгений Онегин – “лишний человек”»

1 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….3

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе……………4

2. 2 Образ Евгения Онегина……………………………….4

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..5

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…6

1 ВВЕДЕНИЕ

Евгений Онегин - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1823-1831 годах, одно из самых значительных произведений русской словесности. Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин созданию романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

При всей широте тематики романа «Евгений Онегин» - это, прежде всего, роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. К созданию образа своего современника Пушкин обращался в ранних романтических произведениях, например, в «Кавказском пленнике». Однако герой этого произведения не удовлетворил автора, так как он получился романтичным. Обстоятельства, в которых он действовал, были тепличными, прошлое его оставалось туманным, причины разочарованности - неясными. Поэтому к мысли создать типичный образ современника Пушкин возвратился в главном произведении - романе «Евгений Онегин».

Теперь перед нами также разочарованный герой, и в этом можно увидеть связь с романтическими поэмами, однако изображен он совсем иначе: подробно описано его воспитание, образование, среда, в которой он родился и живет. Поэт не только указывает явные признаки его разочарованности, но ставит своей целью объяснить причины, ее породившие.

Понятие «лишний человек» появилось в 1850 году, когда вышел «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева. Однако же у Пушкина в его черновиках мелькает замечание о том, что Онегин на светском рауте «как нечто лишнее стоит», и именно Пушкин впервые в русской литературе создает образ «лишнего человека».

Цель реферата: изучение образа Евгения Онегина в романе.

Задача: 1) рассмотреть тему «лишнего человека» в литературе;

2) проанализировать образ Евгения Онегина.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1 Тема «лишнего человека» в литературе

В какой-то мере тема «лишнего человека» противоположна теме «маленького человека». Если в теме «маленького человека» видится оправдание судьбы каждого, то здесь - наоборот, категоричное побуждение «кто-то из нас лишний», которое может, как относиться к герою, так и исходить из героя. Лишним человеком чаще всего оказывается тот, кто всех обличает.

«Лишний человек» - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д.

2. 2 Образ Евгения Онегина

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера – индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но, в то же время, он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего, его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться. Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком».

Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведу итог своему реферату.

Евгений Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ; «Забав и роскоши дитя», он получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой...»

Онегин ведет типичную для «золотой молодежи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет. Но Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, в светском обществе.

Нужно отметить, что объявлять кого-то лишним – это совсем не русская традиция. Воспитанные на православной почве наши писатели не могли этого не чувствовать, что шло вразрез с их общественными позициями. Можно предположить, что лишних людей в этом мире и в литературе нет, тогда останется только осознание героем самого себя лишним. Можно сказать, что есть определенный стереотип «лишнего человека». И Евгений Онегин и Александр Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века.

Но я думаю, что Онегина и Чацкого можно рассматривать не только, как «лишних» людей, но и, как личностей! В. Г. Белинский назвал Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом», потому что таковым «сильную, недюжинную натуру» сделало общество. Это говорит о том, что под стереотипом «лишнего человека» можно объединить самых разных героев, которые, однако, имеют общую проблему. Они не могут найти своего места в обществе, поэтому дело не в общественном положении, а во внутреннем убеждении героя.

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М.,1991.

2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Саратов,1990.

3. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб., 1994

4. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М., 1987

Роман в стихах А. С. Пушкина насыщен самыми разнообразными образами. Каждый герой Евгения Онегина имеет свой внутренний своеобразный мир, свой взгляд на окружающие вещи, свои пути к духовному успокоению души.

Главный герой романа - блистательный светский лев Евгений Онегин. Юноша имел возможность получить хорошее образование, но первоначально определив для себя ложные жизненные приоритеты, учил только то, что было ему нужно: оставался равнодушным к истории, поверхностно читал поэзию - только для того, чтоб блеснуть при возможности в высшем свете.

Евгения интересуют только произведения Адама Смита, он сравнивает себя с героями его произведения - просвещенными европейцами, ведущими праздный образ жизни. Он старается подстраивать свою жизнь под литературные произведения, надевая маску светского повесы.

К сожалению, это была только роль, которую Онегин мастерски умел играть, не давая отчета в этом даже самому себе. Попадая в светское общество и считая себя его частью, Евгений вступает в яростное противоречие с ним.

Восприятие окружающего мира Онегиным

Онегин привык воспринимать окружающий мир таким, как его описывают его любимые европейские писатели, но петербургская действительность оказывается далекой от литературного идеала.

О тонкой душевной структуре Онегина говорит и его дружба с Ленским. Онегин восхищается умением Ленским чувствовать окружающий мир и воплощать свои ощущения в стихах. Вызывая на дуэль своего друга, Онегин продолжает играть литературного героя, ведь именно так они поступили бы в его ситуации.

Однако он забывает, что находится в реальном мире, что смерть его или его друга будет настоящая. Понимание этого к Евгению придет значительно позже. Даже образ Татьяны он воспринимает как образ героини из книги, которая является абсолютно не подходящей для его героя.

Ведь Ольга более подходящая кандидатура для роли Дамы сердца в его романе. В этом и заключается трагическая судьба героя Онегина и его главные противоречия с миром, который существовал здесь и сейчас, а не летал в призрачном литературном сценарии.

Трагедия Онегина

В конце романа мы не узнаем Евгения. Только спустя несколько лет для него открылась вся глубина собственного самообмана. Онегин понимает, что ошибся еще в молодости, когда выбрал неправильные жизненные приоритеты, когда не разглядел настоящих, верных, искренне любящих его людей, которые встречались на его жизненном пути, и которых он отверг в силу своего иллюзорного призрачного восприятия мира.

Душа Евгения с самого начала стремилась к развитию и духовному поиску, но методы, выбранные для этого, привели его только к страданиям и внутреннему самоуничтожению.

Последний разговор с Татьяной показал Евгению всю необратимость его трагедии. Ведь уже нельзя заново начать с ней любовные отношения, тем более, невозможно вернуть Ленского, настоящего друга, который погиб от его руки.

А. С. Пушкин во всех трагедиях Онегина, делает виновным его и общество, которое очень часто тогда поддерживало способы юношеского формования сознания, которое было свойственно Онегину. Однако финал романа открытый. И кто знает, может быть, наконец - то хорошо разобравшись в себе, Евгений найдет новую настоящую любовь и верных друзей.


Евгений Онегин - лишний человек.

Роман в стихах великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина « Евгений Онегин» назван именем главного героя, образ которого в русской литературе принято считать «лишним человеком».

Из произведения мы узнаём, что наш герой - молодой петербургский аристократ, получивший неглубокое и типичное для того времени дворянское образование и был воспитан гувернером, которой «…учил дитя всему шутя, / Не докучал моралью строгой…».

Как и вся «золотая молодежь» Евгений ведет роскошную и праздную жизнь, посещая балы, театры, рестораны, при этом молодой человек добивается совершенства в «науке страсти нежной», в которой «истинный был гений». Но такой пустой образ жизни скоро наскучил ему.

Главной отличительной чертой или даже странностью Онегина была его неудовлетворенность и желание найти свое место в жизни, так как светская среда по-своему душила его. Юноша со своим незаурядным умом критически относился к действительности, и в результате такого отношения у него сформировались высокие требования к жизни. Но в свое время Евгения никто не научил трудиться, поэтому все его попытки занять себя какой-либо полезной деятельностью были тщетны.

Несмотря на то, что молодой аристократ был недоволен и даже презирал светское общество, он подчинялся его законам, моде и не пытался что-либо изменить.

Герой лишь подавлял свое раздражение от необходимости делать то, в чём не видел смысла, и другие конфликты, которые переполняли Онегина. Всё это - симптомы такого недуга, как «русская хандра» или «английский сплин».

Хоть Евгений Онегин и был человеком расчетливым, с большим потенциалом и стоял заметно выше типичных представителей «света», его зависимость от этого общества, оглядки на мнение окружающих лишали его душу мятежности, обрекая на поверхностное отношение ко всему. Именно поэтому молодой человек не смог остаться самим собой.

Но вся беда заключается в том, что Онегин – эгоист. Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал его « эгоистом поневоле» или же «страдающим эгоистом». В этом понятии он подчеркивает главным образом влияние окружения героя, в котором он воспитывается и растет. «Свет» заставил Онегина примерить на себя маску холодного и циничного человека, живущего лишь логикой, дабы подавить голос сердца. Однако маска дает небольшую трещину, когда Евгений пишет Татьяне Лариной письмо, в которое вкладывает всю душу, в тот момент истинный романтик берет верх над бесстрастным и охлажденным умом.

Если бы он самого начала прислушался к своему сердцу, всё бы закончилось гораздо лучше. У Онегина был бы шанс на более счастливую жизнь. Белинский же отметил « Зло скрывается не в человеке, но в обществе».

Таким образом, личность Онегина исключительно глубокая и интересная, но его превращение в «лишнего человека» было неизбежным, так как именно общество и сделало Евгения Онегина таковым.

Количество слов: 415.

Обновлено: 2017-04-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


С появлением новаторского романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русскую литературу вошел и новый литературный тип – «лишний человек». Он еще известен как «байронический герой», так как был популяризован английским поэтом Джорджем Байроном. «Лишним человеком» называли литературного героя, принадлежащего высшему сословию, который, имея способности и перспективы, не может реализовать себя, найти свое место в жизни.

К типичным чертам «лишнего человека» относятся душевная усталость, глубокий скептицизм, скука и общественная пассивность.

Таков и краткий портрет главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Но мы рассмотрим этот образ более подробно. Это молодой богатый дворянин, получивший имение в деревне в наследство от дяди. И хотя Евгений Онегин – уникальный для русской литературы персонаж, но для общества он совершенно обычный. Ведь Пушкин наделил его типичными для того времени чертами светского человека и молодого повесы. Евгений «острижен по последней моде, как денди лондонский одет», «он по-французски совершенно мог изъясняться и писал», «легко мазурку танцевал» и «кланялся непринужденно».

Но автор показал его человеком со сложным, противоречивым характером, что тоже было свойственно для того времени. Онегин слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими. Он рано охладел к светским развлечениям, и его сковали скука, тоска, разочарованность в обществе, скепсис – в общем «хандра» - болезнь «лишних людей», болезнь целой эпохи.

Истоки этой проказы в большинстве случаев находятся в детстве. Маленький Евгений получил то же воспитание, что и другие дворянские мальчишки. Его воспитатель – француз «учил его всему шутя», «не докучал моралью строгой», поэтому Онегин получил поверхностное образование. Зато он блестяще знал светские манеры, умел танцевать, вести беседу, очаровывать дам, и был желанным гостем на званых вечерах и балах. Но их одноробразие, натянутая вежливость стали скучны герою. И он стал чужд этому обществу.

Евгений меняет обстановку – перебирается в деревню, но и там живет затворником. Природа его не восхищает, труд и вовсе был ему противен, разговоры провинциального общества он также счел скучными и для себя совершенно непозновательными. Единственными, с кем он сошёлся, были молодой юноша из соседнего имения – Владимир Ленский и семья Лариных. С первым у Онегина сложились весьма странные отношения: будучи совершенно разными, «как лед и пламень», они находили общие темы для разговоров и проводили много времени вдвоем. Однако никакой привязанности к восторженно-мечтательному романтику Евгений не испытывал, он просто убивал скуку в разносторонних разговорах с ним, в колких шутках и спорах. Онегин не дорожил его дружбой и в итоге лишился единственного потенциального товарища.

С семьей Лариных, а точнее со старшей дочерью Татьяной, Евгения связали именно любовные чувства. Он сумел покорить сердце молчаливой, грусной девушки, но так как семейная жизнь герою представлялась сплошной скукой, обременительным союзом, Онегин отверг чувства татьяны. Позже он осознает свою ошибку, объясняется, но и тогда остается совершенно одиноким.

Да, именно одиночество – печальный удел «лишнего человека». Этот тип литературного героя разочарован в ценностях мира, его не радуют ни богатство, ни развлечения, ни природа, ни искусство. Он недоволен окружающим обществом, не может найти себе места в нем, и потому обречен жить в скуке и хандре. И такова судьба Евгения Онегина. Он везде лишний, страдающий грубоко и искренне от своей ненужности. Онегин, действительно, первый «лишний человек» в русской литературе, но не первый в русском обществе.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

План

1. Онегин - лишний человек

2. Знакомство с Онегиным

3. Различия между Онегиным и жителями деревни

4. Онегин и любовь

5. Тяжелая судьба Онегина

Роман в стихах « », написанный А.С. Пушкиным - уникальное произведение, которое внесло большой вклад в развитие русской классической литературы. Поэт начал работу над ним в 1823 году, а закончил только спустя 8 лет — в 1831.

В романе поднимаются философские проблемы, одна из них — проблема «лишнего человека», в роли которого выступает главный герой. Персонаж Евгения Онегина олицетворяет всю русское дворянство XIX века.

Очень точно описал образ жизни и быт аристократичной, образованной и уже уставшей от жизни молодежи. Почему таких как Онегин принято считать «лишними людьми»? Давайте разберемся в этом вопросе на примере самого произведения.

Повествование в романе начинается со знакомства читателей с Онегиным. Со слов автора мы узнаем, что он родился в Петербурге, здесь же вырос и теперь в совершенстве владеет французским языком, хорошо танцует мазурку, знаком с правилами этикета («И кланялся непринужденно...»). Благодаря этим навыкам, он отлично освоился в высшем обществе («Свет решил, что он умен и очень мил...»), члены которого ничем не отличались от него самого. Вернее сказать, на первый взгляд, они ничем не отличались, но на самом деле между главным героем и средой, в которой он рос существует огромная пропасть. Здесь проявляется первая причина, по которой мы можем называть его «лишним» — молодым дворянам Петербурга нравится такая светская жизнь, а Онегина она раздражала. Именно поэтому он так быстро решился на переезд в деревню.

Онегин переехал в провинцию, но в душе остался городским дворянином. Смена обстановки не избавила его от хандры, но, к тому же, еще сильнее подчеркнула его непохожесть на окружающих. В деревне Онегин сталкивается с открытыми, чувственными и пылкими людьми, такими как Татьяна и Ольга Ларины и Владимир Ленский. Хоть последний и не рос в деревенской среде, а обучался за границей, он смог сохранить любовь и интерес к жизни. А самое главное, Ленский до самого конца остается искренним, в отличие от Онегина, скрывающего настоящие чувства под масками безразличия и нахальства. Лицемерие свойственно высшему свету Петербурга, но никак не глухой деревушке.

Разница между жителями деревни, «прелестного уголка», по словам Евгения, и самим Онегиным раскрывается еще и в его неумении любить. В эпизодах встречи главного героя с видно, насколько он неготов к таким высоким чувствам. Хорошо, что он честно признался Татьяне, видя её искренность и любовь. Онегин боится потерять свою свободу, он не готов к серьезным отношениям, а свои страхи умело маскирует с помощью грубости, холодности и пренебрежения к эмоциям других. В итоге жизнь Онегина превращается в череду трагедий — убийство друга, потеря любимой женщины. Любовь для него — недоступная роскошь. Только потом уже, встретив Татьяну, он сам без памяти влюбился, но она уже замужем.

Таким образом, со своим тяжелым характером, эгоизмом и нежеланием меняться не вписывается ни в дворянскую жизнь, ни в провинциальную. Он, как принято говорить «лишний» и там, и здесь. Причем, это не приносит ему пользы или удовольствия — Евгений Онегин обречен на вечные страдания.