Цитаты характеризующие манилова из мертвых душ. Мертвые души характеристика образа манилов. довольно пусто в кладовой? Зачем воровка ключница

Грандиозная поэма Н.В. Гоголя « » создавалась на протяжении целых семи лет. За это время, автор вел наблюдения за окружающими его людьми и в письменной форме выкладывал все свои мысли по этому поводу. Только первый том поэмы сохранился в оригинале. Именно в нем безжалостно критиковал барскую Россию, то есть помещиков, которые торжествовали в то время. Одним из них была личность Манилова.

Автор показывает нам образ Манилова, как бесхребетного человека, который не имел своего мнения, который не мог выразить свою позицию. Он всегда старался подстроиться под собеседника и угодить ему своими глупыми и бессмысленными разговорами.

Герой кажется мне достаточно легкомысленным, ведь он привык смотреть на все происходящие события сквозь розовые очки. Он не хочет замечать окружающих проблем и трудностей, поэтому, не акцентирует на них внимание. Его разум ни одного раза не возродил мысль о том, что с проблемами и трудностями можно справиться, если приложить немного усилий. Вследствие такой бездумности, его хозяйство, его личность просто меркнет и потихоньку угасает.

Стоит отметить, что помещик Манилов был образованным и начитанным человеком. Но, эти качества не помогают ему избавиться от своей наивности. Он продолжает парить в облаках своих мечтаний и не нарывается на жизненные трудности.

Почему этот герой выбрал такую тактику поведения? Думаю, потому что он был не способен на какие–либо действия. Его идеи покрылись таким же толстым слоем пыли, как и та книга, которая останется навсегда заложенной на своих первых страницах.

Я считаю, что Манилова следует отнести к негативным героям поэмы. Он не делает явного зла никому из других героев произведения. Но, его существование бесполезно и глупо. Он не приносит никакой пользы и не оставит после себя никакого следа. А это значит, что этот персонаж совершенно напрасно прожил свою жизнь.

Персонаж прозаической поэмы «Мертвые души». Помещик, бездеятельный мечтатель. У Манилова двое сыновей и жена Лизонька.

История создания

Идею «Мертвых душ» Гоголю подсказал , как следует из книги Гоголя «Авторская исповедь». Сам Пушкин эту идею перехватил у некоего господина во время ссылки в Кишинев. Некто рассказал Пушкину о городке в Бессарабии, где уже давно не умирает никто, кроме военных.

В начале XIX века в этот городок из центральных российских губерний сбежало много крестьян. Беглецов разыскивала полиция, но те брали себе имена умерших, так что выяснить, кто есть кто, было невозможно. В результате выходило, что в этом городе долгое время не регистрировались смерти. По статистике люди перестали умирать. Власти начали расследование, и выяснилось, чтоб беглые крестьяне, у которых не было бумаг, присваивали себе имена умерших.

Сам Гоголь впервые упоминает о том, что работает над «Мертвыми душами», в письме к Пушкину от 1835 года. Год спустя Гоголь едет в Швейцарию, потом в Париж и в Италию, где продолжает работать над романом.


Отдельные главы из незаконченного еще романа Гоголь при встрече читал Пушкину и другим собственным знакомым. В 1842 году произведение впервые вышло в печать. Роман не закончен. Сохранились неполные черновики нескольких глав второго тома.

Биография

Манилов - мужчина средних лет дворянского происхождения, помещик. У героя белокурые волосы, голубые глаза и располагающая улыбка. Герой обходителен и учтив, часто смеется и улыбается. При этом щурится или зажмуривает глаза и становится похожим на кота, которого «пощекотали за ушами». Производит впечатление видного и приятного человека на первый взгляд, однако внешности и манерам Манилова свойственна некая слащавость, чрезмерная «сахарность».


Манилов был офицером, но теперь в отставке. Сослуживцы считали героя образованным и деликатным человеком. Еще в армии у героя появилась привычка курить трубку. Герой женат уже больше восьми лет, но по-прежнему счастлив в браке. Манилов и супруга Лизонька довольны друг другом и нежно общаются. Герой воспитывает двоих сыновей шести и семи лет, которым дал необычные имена на «греческий» манер.

Манилов мало отличается от людей одного с ним круга, это типичный богатый господин дворянских кровей. Несмотря на приятность и доброту характера, Манилов скучен, общаться с ним не интересно. Герой ничем не выделяется, не способен увлечь беседой и выглядит бесхарактерным человеком, лишенным внутреннего стержня.

Герой не спорит и не бывает заносчив, не имеет увлечений, собственного мнения или взглядов, которые считал бы нужным отстаивать. Манилов в принципе неразговорчив, больше склонен витать в облаках и размышлять об отвлеченных предметах. Герой может войти в комнату, сесть в кресло и на несколько часов впасть в прострацию.


Манилов необыкновенно ленив. Герой пустил хозяйство на самотек, и дела в усадьбе улаживаются без участия хозяина. Манилов ни разу в жизни не видел собственных полей и не ведет учета умершим крестьянам, что говорит о полном равнодушии героя к собственному имению.

В доме Маниловых дела тоже идут из рук вон плохо, и хозяева не обращают на это внимания. Слуги Маниловых пьют, не следят за собственным внешним видом и не выполняют обязанностей, ключница приворовывает, в кладовых пусто, а кухарка расходует продукты бестолково. Сами хозяева, как и прислуга, не обращают внимания на то, что происходит в доме и в каких условиях живут.

В 2005 году вышел восьмисерийный сериал «Дело о «Мертвых душах». Сценарий создан на основе сразу нескольких произведений Николая Гоголя - «Мертвые души», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и др. Павел Чичиков здесь - мошенник, который исчез из тюрьмы.


Павел Любимцев

Главный герой сериала - Иван Шиллер, коллежский регистратор, расследует дело об исчезновении Чичикова и для этого прибывает в некий уездный городок. Местные чиновники всячески препятствуют приезжему господину в расследовании. По ходу дела Шиллер вынужден пройти через несколько странных встреч, а в финале герой сам превращается в мошенника Чичикова. Роль Манилова в сериале играет актер Павел Любимцев.

Манилов - «сладкий» сентиментальный помещик; первый, к кому направляется Чичиков в надежде приобрести мертвые души (гл. 2). Персонаж, «собранный» из обломков литературных штампов; связан с водевильно-комедийным типом душещипательного «карамзиниста»; с мольеровским типом «глупого дворянина» и др. Сквозь многочисленные литературные маски в образе М. просвечивает маска социальная. В его портрете (белокурые волосы, голубые глаза), в рисунке его поведения (приторная мечтательность при полном бездействии), даже в возрасте (около 50 лет) могут быть опознаны черты «сентиментального», душевного и пустого государя Александра I последних лет его правления, приведших страну к катастрофе. Во всяком случае, это тот же социальный тип. (Предпринимавшаяся попытка связать М. с Николаем I была заведомо ошибочной.) Имя жены М., приятной дамы, плетущей кружевные кошельки, - Лизанька - совпадает как с именем сентиментальной героини Н. М. Карамзина, так и с именем жены Александра I.

Сконструированность образа М., его сотканность из чужих лоскутков, отсутствие какого бы то ни было намека на биографию подчеркивают пустоту героя, «ничтожность», прикрытую сахарной приятностью облика, «великатностью» поведения. (По отзыву повествователя, М. - ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; черт знает что такое.)

Характеры помещиков, изображенных в поэме, отражаются в вещах, которые их окружают. Дом М. стоит на юру, открытый всем ветрам; «покатость горы» покрыта подстриженным дерном; видны жиденькие вершины берез; беседка возвышенно поименована «Храмом уединенного размышления»; пруд полностью подернут ряской; повсюду серенькие избы, числом 200; в селе нет деревьев; «окрас» дня - не то ясный, не то мрачный, светло-серого цвета - совпадает с колором кабинета М., покрытого голубенькой краской вроде серенькой. Все это указывает на никчемность, безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Скрытой «мертвенности» М. соответствует бездеятельность (он не знает, сколько человек у него умерло; всем ведает 40-летний сытый приказчик), неподвижность его времяпрепровождения (в зеленом шалоновом сюртуке или в халате, с чубуком в руке). Зацепившись за любую тему, мысли М. ускользают в никуда, в раздумья о благополучии дружеской жизни, о мосте через пруд, о бельведере, столь высоком, что с него можно за чаем наблюдать Москву, до которой с трудом доедет колесо чичиковской брички. В мире М. нет и времени: два года заложена на одной и той же странице какая-то книга (видимо, выпуск журнала «Сын Отечества»); восемь лет длится супружество - но М. и его Лизанька по-прежнему ведут себя как молодожены. И действие, и время, и смысл жизни заменены словесными формулами; услышав от Чичикова его странную просьбу («Я желаю иметь мертвых...»), М. потрясен, остается несколько минут с раскрытым ртом, и подозревает гостя в помешательстве. Но стоит Чичикову подобрать изысканное словесное оформление своей дикой просьбе, как М. совершенно успокаивается. Причем навсегда - даже после «разоблачения» Чичикова он будет настаивать на его «доброкачественности» и высоких свойствах чичиковской души.

Мир М. - это мир ложной бытовой идиллии, которая чревата ложной утопией фантастического благоустройства (ср. греческие имена его детей - Фемистоклюс и Алкид, помимо всего прочего связанные с греческим происхождением идиллии). «Ложность» маниловской утопии и маниловской идиллии предопределена тем, что ни идиллического прошлого, ни утопического будущего у М. нет, как нет и настоящего. Путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку не случайно изображен как путь в никуда: даже выбраться из Маниловки, не затерявшись на просторах русского бездорожья, - и то трудно. (Намереваясь попасть к Собакевичу, Чичиков должен будет сначала заночевать у Коробочки, а затем завернуть к Ноздреву, т. е. именно к тем «незапланированным» помещикам, которые в конце концов и погубят его славную репутацию.) В соответствии с сюжетной схемой 1-го тома, «переворачивающей» схему дантовского «Ада», образ М. в портретной галерее погибших или погибающих душ занимает одновременно и самое высокое, и самое низкое место; он в равной мере «прописан» и в верхнем круге, Лимбе, и в последнем, 9-м круге российского «ада», откуда нет шансов выбраться в грядущий российский «рай». В М. нет ничего отрицательного; он не пал так низко, как Плюшкин и тем более сам Чичиков; он не совершил в этой жизни ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного; в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки. И потому М. в отличие от остальных «полуотрицательных» персонажей не может рассчитывать на душевное преображение и возрождение (смысловая перспектива 2-го и 3-го томов) - в нем нечего возрождать и преображать.

И его усадьбы в тексте произведения). Сам Гоголь признал, что рисовать такие характеры очень трудно. В Манилове нет ничего яркого, резкого, бросающегося в глаза. Таких расплывчатых, неопределенных образов много в свете, говорит Гоголь; на первый взгляд они похожи друг на друга, но стоит вглядеться в них, и только тогда усмотришь «много самых неуловимых особенностей». «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова, – продолжает Гоголь. – Есть род людей, известных под именем: «люди так себе, ни то, ни сё – ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Из этих слов мы заключаем, что главное затруднение для Гоголя представляло не столько внешнее определение характера, сколько внутренняя оценка его: хороший человек Манилов, или нет? Неопределенность его и объясняется тем, что он ни добра, ни зла не делает, а мысли и чувства его безупречны. Манилов – мечтатель, сентименталист; он напоминает собою бесчисленных героев различных сентиментальных, отчасти романтических романов и повестей: те же мечты о дружбе, о любви, та же идеализация жизни и человека, те же высокие слова о добродетели, и «храмы уединенного размышления», и «сладкая меланхолия», и слезы беспричинные и сердечные вздохи... Приторным, слащавым называет Гоголь Манилова; скучно с ним всякому «живому» человеку. Совершенно такое же впечатление производит на человека, избалованного художественной литературой XIX века, чтение старых сентиментальных повестей, – та же приторность, та же слащавость и, наконец, скука.

Манилов. Художник А. Лаптев

Но сентиментализм у нас захватил несколько поколений, и потому Манилов – живой человек, отмеченный не одним Гоголем . Гоголь только отметил в «Мертвых душах» карикатурную сторону этой созерцательной натуры, – он указал на бесплодность жизни сентиментального человека, живущего исключительно в мире своих тонких настроений. И вот, тот образ, который для людей конца XVIII века считался идеальным, под пером Гоголя предстал «пошляком», коптителем неба, живущим без пользы родине и людям, не понимающим смысла жизни... Манилов «Мертвых душ» – карикатура на «прекраснодушного человека» (die schöne Seele немецких романтиков), это изнанка Ленского... Недаром сам Пушкин , рисуя поэтический образ юноши, боялся, что если бы он остался в живых, подольше пожил впечатлениями русской действительности, то под старость, отяжелев от сытной, бездельной жизни в деревне, закутанный в халат, он легко обратился бы в «пошляка». И Гоголь нашел, во что он мог бы обратиться – в Манилова.

Цели жизни у Манилова нет, – нет никакой страсти – оттого нет в нем задора, нет жизни... Хозяйством он не занимался, мягкий и гуманный в обращении с крестьянами, он их подчинил полному произволу приказчика-плута, и им от этого было нелегко.

Чичиков легко понял Манилова и ловко разыграл с ним роль такого же «прекраснодушного» мечтателя; он засыпал Манилова витиеватыми словами, очаровал нежностью своего сердца, разжалобил жалкими фразами о своей бедственной судьбе и, наконец, погрузил его в мир мечты, «парения», «духовных наслаждений»... «Магнетизм души», грезы о вечной дружбе, мечты о блаженстве вдвоем философствовать в тени вяза, – вот мысли, чувства и настроения, которые в Манилове сумел ловко расшевелить Чичиков...

Помещик Манилов – один из центральных персонажей произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Можно сказать, что его фамилия является говорящей – героя все время что-то манит, он – мечтатель.

Впервые мы встречаем Манилова на домашней вечеринке губернатора города NN, где он предстает перед читателями как «весьма обходительный и учтивый помещик». Именно Манилов наряду с Собакевичем в первую очередь привлекли внимание Чичикова.

Манилов человек не пожилой, блондин с голубыми глазами. Можно сказать, что он довольно недурен собой, приятен, но выглядит при этом излишне слащаво, в его «приятность чересчур было передано сахару».

Этот помещик ничем не выделяется из толпы. Гоголь говорит, что таких «много на свете» и подчеркивает что он «ни то, ни се». Возможно, именно поэтому он дает странные имена своим детям, стремясь выделить их.

Манилова можно считать зажиточным помещиком. В его деревне Маниловке около двухсот домов, а значит, примерно двести и более душ, что довольно много. Однако хозяйством персонаж совсем не занимается, оно идет «само собой». Он, в отличие от Собакевича, не изнуряет крестьян работой и не морит их голодом, однако и не предпринимает ничего для того, чтобы улучшить их положение, относится к ним равнодушно. Он совсем не занимается хозяйством, не ездит на поля, полностью поручив управление своему приказчику.

Манилов ведет довольно праздный образ жизни, почти все время находится в Маниловке и курит трубку, погруженный в размышления и думы. Этот человек мечтательный, но ленивый. Причем его мечты иногда бывают абсурдны, например, вырыть подземный ход, и он ничего не предпринимает для их воплощения.

Манилов женат уже больше восьми лет, но все еще остается романтиком, делая для жены маленькие сюрпризы. Кажется, что он абсолютно счастлив в браке.

Что касается его обращения с другими персонажами, то можно сказать, что он стремится понравиться людям, ведет себя с ними заискивающе. И хотя в первую минуту он кажется довольно приятным человеком, позже его собеседника начинает одолевать скука. Несмотря на это, служа в армии, он оставил о себе хорошее впечатление.

Манилова можно сравнить с Обломовым – героем романа Гончарова. Вот только, в отличие от Обломова, персонаж «Мертвых душ» абсолютно доволен своей жизнью и положением. От этого персонажа пошло понятие «маниловщина», что значит бездействие и мечтательное отношение к жизни.

Сочинение 2

Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин.

Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем, уже начинаешь задумываться, кто перед тобой стоит, а к завершению диалога, уже хочется поскорее с ним закончить разговор и уйти от него подальше, а иначе можно рядом, сильно заскучать. Манилов слишком много мечтает, и его мечты чаще всего несбыточны. Мечта и реальность – это абсолютно разные для него вещи. Мужчина хочет, допустим, построить каменный мостик через озеро, с торговыми точками, или же соорудить подземный переход, или же построить нереально высокий дом, с которого можно было бы увидеть столицу России. Конечно, здесь нет ничего реального.

Манилов ничем не занимается. Ему нравиться сидеть в своей приятной квартирке и о чем – то постоянно думать, или же расставлять в нужном порядке горки золы из выкуренных сигар.

С людьми Манилов очень вежлив и педантичен. При разговоре с Чичиковым, он все время перемешивает свой диалог красивыми словами и любезностями, но не может выразить ни одну нужную или полезную информацию.

Ко всем он относится хорошо и спокойно, в людях видит только лучшее. При диалоге с Чичиковым, он каждому чиновнику дает хорошую характеристику, они у Манилова все препочтеннейшие и прелюбезнейшие. Доброта, отзывчивость, благосклонность к людям – в целом все это хорошо, но у данного персонажа это все выглядит плохо, негативно, поскольку это все не относится критическим проявлением к людям.

Ему чуждо практические дела и хозяйственное производство: его особняк находится на юре, его обдувают все ветра, а озеро заросло травой, село очень бедное оно.

Хозяйственные дела шли без контрольно, поля никогда не посещал и не ведал, сколько мужчин у него померло.

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»

Образы, с предельной точностью выписанные Николаем Васильевичем Гоголем в своей бессмертной поэме «Мертвые души», почти все ушли в народ, а многие их имена стали нарицательными. Встречаясь с жадиной, мы непременно заметим в его адрес: «Плюшкин какой!». Говоря о человеке, приятном во всех отношениях, но приятным чересчур, так, что тошно от этой его приятности делается, мы, конечно же, сразу вспоминаем помещика Манилова, с которым встречался главный герой произведения – Чичиков.

Так какой он, этот самый Манилов? Да, действительно, в первую минуту о нем только и подумаешь, какой он милый и приятный, а уже на третьей минуте, как говорит сам автор произведения, почувствуешь скуку смертную. Манилов – ни то, ни се. Он не проявляет интереса ни к своему поместью, которое строит у него «на семи ветрах», ни к хозяйству, ни к своим бедным крестьянам, которым и счета-то он точного не знает. Манилов предается иллюзорным мечтам, которым никогда не суждено сбыться.

Кажется, Манилов любит читать, но его книжка лежит с закладкой на одной и той же странице уже несколько лет. Обо всех своих знакомых помещик отзывается в превосходной степени. Губернатор у него «прелюбезнейший», вице-губернатор - «милый», а полицмейстер - «очень приятный». С одной стороны, что же плохого в том, что Манилов говорит о людях исключительно хорошо, никого не критикует, но с другой - автор дает нам понять, что его слова не совсем искренни. Он лукавит, а, возможно, и подсознательно такими лестными характеристиками хочет угодить людям, которые имеют немалый вес в губернии, а значит, могут быть ему в чем-то полезными.

Вот и приехавшего к нему Чичикова с предложением купить мертвые души он никак не может понять. А вместо этого продолжает мечтать. Например, о том, как славно бы они с Чичиковым жили на берегу какой-нибудь реки. Даже видавшему виды Чичикову, не очень щепетильному в выборе людей, и то противно общаться с таким типом, у которого внутри одни эфемерные иллюзии и душевная пустота. И этакая приятность, которая надоедает буквально через несколько минут общения с Маниловым.

Точное, гениальное описание Гоголем героев своей поэмы «Мертвые души» позволяет представить каждого из них в ярчайших красках. И понять, кто и что из себя представляет. Разные по характеру, внешности, помещики, с которыми знакомится Чичиков, похожи в одном: это порочные люди, которые думают только о своей выгоде и корысти.

Образ Манилова

Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой– аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них «мертвые души» крестьян. Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.

Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?

Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.

Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям - главные черты характера Манилова.

Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.

Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным, но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте. В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.

Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники - это «препочтеннейшие люди».

Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.

Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность - очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею. Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко. А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным. У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям. Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.

Картина похожа на мечту. Название такое – «новая». И всё немного размыто, как во сне или в мечте. Здесь много солнца. Цвета все светлые. Наверное, на картине лета. Вот только нет зелени – парков.

  • История создания рассказа Белый пудель Куприна

    Произведение Александра Куприна «Белый пудель» повествует об образовании нравственного начала. Ключевыми понятиями рассказа являются оптимизм и ценность дружбы. Авто начал писать рассказ в 1903 году.

  • Природа завораживает своими фантастическими пейзажами, радует человеческий взор, приносит уйму положительных эмоций. Красота природы уникальна в любую пору года.